Проблема маргинальной личности в западной философии

Данная статья презентует проблему маргинальной личности в западной философии ХХ века /А.Камю, Э.Фромм/. Автор разграничивает понятия маргинала и маргинальной личности, взяв за основу сознательно-волевой фактор. Речь идет о ценностном выборе одиночества, бунта и саморазрушения....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2005
1. Verfasser: Кононенко, Т.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2005
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36421
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Проблема маргинальной личности в западной философии / Т.В. Кононенко // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 57, Т. 2. — С. 128-131. — Бібліогр.: 2 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-36421
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-364212025-02-09T20:54:11Z Проблема маргинальной личности в западной философии Кононенко, Т.В. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Данная статья презентует проблему маргинальной личности в западной философии ХХ века /А.Камю, Э.Фромм/. Автор разграничивает понятия маргинала и маргинальной личности, взяв за основу сознательно-волевой фактор. Речь идет о ценностном выборе одиночества, бунта и саморазрушения. Ця стаття презентує проблему маргінальної особистості в західній філософії ХХ сторіччя /А.Камю, Е.Фромм/. Автор розмежовує поняття маргінала та маргінальної особистості, беручи за основу свідомо-вольовий чинник. Йдеться про ціннісний вибір самотності, бунту та саморуйнування. This article represents the problem of marginal personality in the occidental philosophy of XX century /A.Camus, E.Fromm/. Author differentiates notions of the marginal and the marginal personality on the basis of conscious and volitional factor. It is a question of the value choice of solitude, rebel and self-destruction. 2005 Article Проблема маргинальной личности в западной философии / Т.В. Кононенко // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 57, Т. 2. — С. 128-131. — Бібліогр.: 2 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36421 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Кононенко, Т.В.
Проблема маргинальной личности в западной философии
Культура народов Причерноморья
description Данная статья презентует проблему маргинальной личности в западной философии ХХ века /А.Камю, Э.Фромм/. Автор разграничивает понятия маргинала и маргинальной личности, взяв за основу сознательно-волевой фактор. Речь идет о ценностном выборе одиночества, бунта и саморазрушения.
format Article
author Кононенко, Т.В.
author_facet Кононенко, Т.В.
author_sort Кононенко, Т.В.
title Проблема маргинальной личности в западной философии
title_short Проблема маргинальной личности в западной философии
title_full Проблема маргинальной личности в западной философии
title_fullStr Проблема маргинальной личности в западной философии
title_full_unstemmed Проблема маргинальной личности в западной философии
title_sort проблема маргинальной личности в западной философии
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2005
topic_facet Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36421
citation_txt Проблема маргинальной личности в западной философии / Т.В. Кононенко // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 57, Т. 2. — С. 128-131. — Бібліогр.: 2 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT kononenkotv problemamarginalʹnoiličnostivzapadnoifilosofii
first_indexed 2025-11-30T16:47:27Z
last_indexed 2025-11-30T16:47:27Z
_version_ 1850234635980636160
fulltext Вдовенко В.М., Кафтанова Т. А. ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 128 любовь. В отличие от «Я-Оно», мир «Я-Ты» – это мир действительного диалога, со-стоящих «в отноше- нии» друг с другом составных частей данного мира. Раскрывая значение этих двух миров, М.Бубер отмечает: «Если я пред-стою человеку как своему Ты и говорю ему основное слово Я-Ты, он не вещь среди вещей и не состоит из вещей. Этот человек не Он или Она, он не ограничен другими Он и Она; он не есть некая точка в пространст- венно-временной сети мира, он не есть нечто наличное, познаваемое на опыте и поддающееся описанию, слабо связанный пучок поименованных свойств. Но он есть Ты, не имеющий соседства и связующих звеньев, и он заполняет все поднебесное пространство. Это не означает, что, кроме него, ничего другого не существует: но все остальное живет в его свете» [1, с.19]. Главным в системе диалога является осозна- ние индивидуальности и уникальности «Ты». Можно сказать, что диалог – это высшая форма сосуществования общества. Диалог предполагает взаимность. С точки зрения М.Бубера, взаимность чувств в диалоге порождает новое измерение – «Между», суть которого «реализуется не в том или в другом участнике и не в том ре- альном мире, в котором те пребывают наряду с вещами, но в самом буквальном смысле – между ними обоими, как в некоем доступном им измерении... В самые яркие моменты диалога, когда и в самом деле «бездна призывает бездну», со всей несомненностью обнаруживается, что стержень происходящего – не индивидуальное и не социальное, а нечто Третье. По ту сторону субъективного, по эту сторону объектив- ного, на узкой кромке, где встречаются Я и Ты, лежит область Между» [1, с.231-232]. «Между» – это ре- альность, в которой непосредственно встречаются «Я» и «Ты». Необходимо подчеркнуть, что отношение, которое образует «Я-Ты», обязательно предполагает самостоятельность, уникальность каждой из состав- ных частей. Однако суть Бога, мира и человека, с точки зрения диалогики, познается лишь в их единстве, в сосуществовании и взаимоотношении. Подводя итог, следует отметить, что диалогика в определенной степени решает проблему одиночест- ва, тоски, заброшенности человека, которая является центральной для западноевропейских экзистенциа- листов. Диалог направлен на реализацию социабельных потребностей человека. Включая в себя идею от- ветственности и любви, он дает человеку понимание ценности другого «Я». Именно диалогические отно- шения формируют личность и общество, главным содержанием жизни которых выступает гуманизм. Источники и литература 1. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. – М.: Республика, 1995. – 464 с. 2. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры: Пер. с исп. – М.: Искусство, 1991. – 588 с. 3. Сумерки богов: Перевод. – М.: Политиздат, 1990. – 398 с. Кононенко Т.В. ПРОБЛЕМА МАРГИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ Наша статья представляет одну из структурных частей диссертационного исследования, посвященно- го проблеме маргинальной личности. Данное исследование обусловлено актуальностью проблемы своево- лия, произвола в условиях развития современного общества. Современный человек расширяет границы своей свободы, позабыв об ответственности, о праве другого человека на самореализацию и свободу. Це- лью статьи является презентация и анализ ценностной системы маргинальной личности, ее аксиологиче- ского «Я». Научная новизна, научно-практическое значение работы определяются спецификой философско- антропологического подхода, аксиологического анализа проблемы человека, личности, феноменолого- герменевтического метода, в рамках которых совершается наше исследование. Среди последних публикаций в области философской антропологии и аксиологии мы выделяем рабо- ты Г.В.Гребенькова (аксиологический подход к проблеме человека), С.Б.Крымского (проблема человека, ценностей, смысла жизни), Ф.В.Лазарева (философские маргиналии), В.А.Малахова (вопросы этики), В.Г.Табачковского (философская антропология), Н.В.Хамитова (метаантропология). С нашей точки зрения, необходимо разграничить понятия маргинала и маргинальной личности. Осно- вой такого разграничения служит степень осознанности своего выбора, своего статуса. Как известно, мар- гинал – это человек, стоящий вне общества, определенной социальной группы, общественной морали в целом. По своей структуре маргинальная среда пестра, разнообразна. Разнообразны и причины попадания в данную среду. Как правило, здесь господствуют причины социально-экономического характера, созна- тельно-волевой же фактор практически отсутствует. В отличие от маргинала для маргинальной личности бунт, отсутствие единения с окружающим миром являются жизненной позицией, принципом жизни. Это – сознательный, свободный, ценностный выбор жизненного стиля. Наиболее значимым исследованием проблемы маргинальной личности в западной философии ХХ ве- ка является «Бунтующий человек» А.Камю. В более раннем философском эссе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» А.Камю констатирует: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – про- блема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фун- даментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно» [1, с.24]. Такое видение основного вопроса фи- Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 129 лософии обусловлено тем, что самоубийство выступает обратной стороной проблемы смысла жизни. Че- ловек, который утверждает актуальность суицида, тем самым решает для себя проблему целесообразно- сти, смысла жизни. В «Бунтующем человеке» французский философ пишет: «Во времена отрицания не- бесполезно поставить перед собой вопрос о самоубийстве. Во времена идеологий необходимо разобрать- ся, каково твое отношение к убийству… Тридцать лет тому назад, прежде чем решиться на убийство, лю- ди отрицали многое, отрицали даже самое себя посредством самоубийства. Бог плутует в игре, а вместе с ним и все смертные, включая меня самого, следовательно, не лучше ли мне умереть: самоубийство было проблемой. Сегодня идеология отрицает только чужих, объявляя их нечестными игроками. И каждое утро украшенные медалями душегубы вламываются в камеры-одиночки: проблемой стало убийство» [1, с.121]. Таким образом, согласно А.Камю, существует две основные философские проблемы: самоубийство и убийство другого человека. Анализируя это положение, отметим, что по сути лишь одна проблема – убийство – является актуаль- ной для французского философа. Убийство и самоубийство – это «две стороны одной и той же медали». Самоубийство и еще в большей степени убийство позволяет человеку ощутить себя Богом. Убивая себя, человек тем самым решает проблему целесообразности жизни, не оглядываясь на авторитеты, не боясь от- ветственности. Человек не может ни запланировать свое рождение, ни скорректировать его, но он может определить, точнее, назначить дату, место и форму своей смерти. Здесь – явная претензия на статус Бога, то есть на Абсолют возможностей, силы и воли. Убивая другого, человек решает проблему целесообраз- ности его жизни, становясь для другого авторитетом, Богом, поскольку решается главная проблема чело- веческого бытия – проблема жизни и смерти. Убивая себя, другого, человек экспериментирует со свобо- дой, определяет и нарушает границы своей свободы. Абсолютизация смерти, убийство выступают зако- номерным итогом развития маргинальной личности. Исследуя психику человека, в частности представителей маргинальной среды, немецко-американский философ, психолог Э.Фромм констатирует факт присутствия в ней деструктивных тенденций. Развивая далее эту тему, Э.Фромм предлагает по-новому рассмотреть понятие некрофилии. Речь идет об «укоре- ненной в характере страсти», о «некрофильском характере». Ученый разграничивает понятия некрофилии и некрофильского характера. В первом случае имеет место как сексуальное, так и асексуальное влечение к мертвому телу. По поводу второго случая Э.Фромм пишет: «Некрофилия в характерологическом смысле может быть описана как страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемуся, гниющему, нездорово- му. Это страсть делать живое неживым, разрушать во имя одного лишь разрушения. Это повышенный интерес ко всему чисто механическому. Это стремление расчленять живые структуры» [2, с.10]. Ины- ми словами, некрофилия в характерологическом смысле – это стремление разрушать и самого себя, и ок- ружающий мир. Э.Фромм представляет свое видение проблемы соотношения жизни и смерти. Основанием для этого служит позиция З.Фройда. Как известно, основатель психоанализа выводит понятие двух равнозначных импульсов, тенденций: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Варьируя эту тему, Э.Фромм вводит понятия биофилии и некрофилии. Немецко-американский мыслитель отмечает: «Биофилия – это страстная любовь к жизни и ко всему живому. Это стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения, идеи или социальной группы. Биофил как тип личности предпочитает конструктивную деятельность охранительной. Он стремится скорее кем-то быть, чем что-то иметь. У него есть воображение, и он любит искать новое, а не подтверждать старое. Он ценит в жизни неожиданность больше, чем надежность. Он видит целое прежде частей, структуры предпочитает совокупностям. Он стремится воздействовать любовью, разумом и примером, но не силой, не разъединением, не администри- рованием и не манипулированием людьми как вещами. Поскольку он находит радость в жизни, во всех ее проявлениях, он не принадлежит к числу страстных потребителей искусственных «развлечений» в модных упаковках» [2, с.43]. Противовесом данной позиции, естественно, выступает некрофилия. Сравнивая точки зрения З.Фройда и Э.Фромма, следует отметить существенное различие. У З.Фройда обе тенденции равнозначны и биологически заданы. Согласно Э.Фромму, некрофилия не является «биоло- гически нормальным» импульсом. Это неестественное для человека, психопатологическое явление. Не- мецко-американский мыслитель подчеркивает, что некрофилия возникает как результат ненормального развития, как «психическое уродство». Для нас является символичным вывод, который делает Э.Фромм: «Деструктивность не параллельна, но альтернативна биофилии. Любовь к жизни или любовь к смерти – это основополагающая альтернатива, стоящая перед каждым человеком. Некрофилия дает свои побеги там, где увяла биофилия. Способность быть биофилом дана человеку природой, но психологически он имеет возможность ступить на путь некрофилии как альтернативного решения [2, с.43-44]». Таким об- разом, деструктивность, некрофилия как одно из ее проявлений являются модальностью экзистенциально- го выбора самого человека. «Полных», или «чистых», биофилов и некрофилов чрезвычайно мало. Подавляющее большинство людей сочетает в себе обе тенденции. Стало быть, четкой границы между биофилами и некрофилами не существует. Напротив, имеет место масса биофило-некрофильных и некрофило-биофильных комбинаций. В этих условиях актуальной является проблема разграничения биофилов и некрофилов, их процентного соотношения. В работе «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии» Э.Фромм пишет: «Однако разрушитель- ные действия не всегда являются проявлением разрушительного, некрофильского характера … Несомнен- Кононенко Т.В. ПРОБЛЕМА МАРГИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 130 но, всякий, кто санкционирует разрушение, демонстрирует этим, что сердце его ожесточилось. Тем не ме- нее есть мотивы и обстоятельства, заставляющие генералов и политических деятелей, которых никак не назовешь некрофилами, отдавать приказы, чреватые сильнейшими разрушениями. В данном исследовании нас интересует в первую очередь не поведение, но характер. Иначе говоря, вопрос не в том, было ли раз- рушительным поведение Гитлера, а в том, был ли он изначально движим страстью к разрушению, являв- шейся чертой его характера» [2, с.74]. Думается, что для маргинальной личности некрофилия является именно чертой характера. Речь идет об экзистенциально-ценностном выборе Смерти, о ценности Смерти. С нашей точки зрения, также как и Жизнь, Смерть – это аксиологическая категория, одна из наиболее важных составных частей аксиологического «Я». Развивая эту линию, можно сказать, что существует две категории людей: те, которые служат идее Жизни, биофилии, и те, кто несет в себе разрушение, Смерть. Подчеркнем, что речь идет именно о служении, о сознательном, целенаправленном выборе своей жизнен- ной позиции, своего «Я». Оценивая личность Адольфа Гитлера, Э.Фромм отмечает: «Гитлер был игрок. Он играл жизнями всех немцев, играл и своей собственной жизнью. Когда все было потеряно и он проиг- рал, у него не было особых причин сожалеть о случившемся. Он получил то, к чему всегда стремился: власть и удовлетворение своей ненависти и своей любви к разрушению. Этого удовлетворения поражение у него не отнимало. Маньяк и разрушитель не проиграл» [2, с.109]. Согласно А.Камю, существуют преступления, внушенные страстью, и преступления, продиктованные бесстрастной логикой. Французского философа интересует вторая разновидность. Работа «Бунтующий че- ловек» – это исследование, осмысление «логического преступления». Именно оно становится характер- ным для современной эпохи. Современный преступник, как отмечает А.Камю, прибегает к помощи фило- софской доктрины, он обосновывает свое преступление. Современный мир – это мир идеологий, столкно- вения, борьбы мировоззренческих, философских идей, установок, доктрин. В этих условиях преступление становится нормой, законом, поскольку оно обоснованно и логично. Сегодня преступление выступает как ценность. «В былые наивные времена, – пишет А.Камю, – когда тиран ради вящей славы сметал с лица земли целые города, когда прикованный к победной колеснице невольник брел по чужим праздничным улицам, когда пленника бросали на съедение хищникам, чтобы потешить толпу, тогда перед фактом столь простодушных злодейств совесть могла оставаться спокойной, а мысль – ясной. Но загоны для рабов, осе- ненные знаменем свободы, массовые уничтожения людей, оправдываемые любовью к человеку или тягой к сверхчеловеческому, – такие явления в определенном смысле просто обезоруживают моральный суд» [1, с.120]. Здесь необходимо отметить еще один момент. Из приведенного суждения А.Камю следует, что су- ществует не только проблема преступления, его обоснованности, логичности, но и проблема реакции на преступление. «Необходимо разобраться, – фиксирует философ, – способна ли невинность предпринять усилия, препятствующие убийству… Мы ничего не сумеем сделать, если не будем знать, имеем ли право убивать ближнего или давать свое согласие на его убийство» [1, с.121]. Закономерен вопрос: является ли человеческая жизнь целесообразной и ценной? В «Мифе о Сизифе. Эссе об абсурде» А.Камю констатирует бессмысленность, абсурдность человеческого бытия. С точки зре- ния философа, абсурд рождается в столкновении человека и мира: «Сквозь тысячелетия восходит к нам первобытная враждебность мира» [1, с.30]. Человек и мир – различны по своей природе. Человек – рацио- нален, мир же – иррационален. А.Камю определяет сущность абсурда как «противостояние», «непрерыв- ную борьбу». В этих условиях рождается тип «абсурдного героя», носителя новой системы ценностей. «Абсурдный герой» живет настоящим, цель и смысл его жизни – самоисчерпание в сегодняшнем дне. От- казавшись от веры в Бога, в Высшую Справедливость, от надежды на позитивные изменения в будущем, уничтожив таким образом иллюзии, он культивирует свободу. Парадокс ситуации состоит в том, что, с одной стороны, «абсурдный герой» осознает относительность своей свободы, то, что реально он не свобо- ден, с другой стороны, это осознание становится основанием действительной свободы. Проблема абсурда, бессмысленности человеческой жизни является центральной и для работы «Бун- тующий человек», поскольку абсурд порождает бунт: «Я кричу о том, что ни во что не верю и что все бес- смысленно, но я не могу сомневаться в собственном крике и должен верить хотя бы в собственный про- тест. Первая и единственная очевидность, которая дается мне таким образом в опыте абсурда, это бунт» [1, с.125-126]. «Бунтующий человек» – это «человек, говорящий «нет». А.Камю отмечает: «Нет» может, например, означать: «слишком долго я терпел», «до сих пор – так уж и быть, но дальше хватит», «вы заходите слишком далеко» и еще: «есть предел, переступить который я вам не позволю». Вообще говоря, это «нет» утверждает существование границы. Эта же идея предела обнаруживается в чувстве бунтаря, что другой «слишком много на себя берет», простирает свои права дальше границы, за которой лежит область суверенных прав, ставящих преграду всякому на них посягательству» [1, с.127]. В бунте проявляется и утверждается собственно человеческое, личностное начало. Как замечает философ, здесь «скрытым образом вступает в игру ценностное суждение…» [1, с.127]. Действительно, бунт – это заявка человека, личности на определенный социальный статус, в основе которой находится осознание себя как ценности, того, что заслуживает внимания, признания и уважения. «Бунтующий человек» требует к себе уважения, но «в той мере, в какой он отождествляет себя с естественным человеческим сообществом» [1, с.129]. Речь идет о человеческом достоинстве, о ценности человека как такового. Бунтуя во имя своего «Я», человек тем самым бунтует во имя другого человека, всех людей, человека и человечества в целом. Французский мыслитель выводит новую формулу: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 131 С точки зрения А.Камю, существует две разновидности бунта: метафизический и исторический бунт. «Метафизический бунт – это восстание человека против своего удела и против всего мироздания. Этот бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели человека и вселенной… метафизический бунтарь протестует против удела, уготованного ему как представителю рода человеческого… метафизический бунтарь заявляет, что он обделен и обманут самим мирозданием» [1, с.135]. Французский философ выде- ляет две важнейшие проблемы человеческой жизни, определяет их как «проблемы взбунтовавшихся» – зло и смерть. Зло, по мнению А.Камю, является причиной разрозненности людей, страдания, отчаяния. Зло лишает человеческий род единства, как следствие, гармонии и счастья. Смертная природа обрекает человека на незавершенность всех устремлений, планов, в итоге на обессмысливание жизни. Реализацией метафизического бунта, переходом от стадии собственно бунта к революции выступает исторический бунт. Как указывает А.Камю, любой бунт предполагает движение от индивидуального опыта к идее. В свою очередь революция начинается с идеи, означает включение идеи в исторический опыт. На наш взгляд, здесь имеют место два противоречия. Первое. Исторический бунт, революция является следствием метафизического бунта. Это положение логично. С другой стороны, революция, отмечает А.Камю, уничтожает ценность бунта, поскольку она санкционирует убийство. Философ принципиально разграничивает бунт и убийство. Если метафизический бунт направлен на уничтожение старых принци- пов, ценностных установок, то исторический бунт, революция предполагает уничтожение и принципов, и людей. Революция претендует на абсолютное отрицание, на тотальное уничтожение. Итогом этой претен- зии выступает профанация первоначальной идеи. «Каждый революционер, – пишет А.Камю, – в конечном счете становится либо угнетателем, либо еретиком. В той чисто исторической вселенной, которую избра- ли себе бунт и революция, они оказываются перед одинаковой дилеммой: либо полицейский участок, либо сумасшедший дом» [1, с.312]. Таким образом, бунт отрицает, уничтожает и своего носителя, и самого се- бя. Второе противоречие. Целью бунта является свобода. Однако, с точки зрения французского философа, свобода должна быть относительной. То есть, человек бунтует во имя относительности. Предельная, абсо- лютная свобода есть вседозволенность. Фактически это свобода убивать. Зафиксируем еще раз: А.Камю выступает противником абсолютизации свободы. «Во имя совсем иной ценности, – пишет философ, – бунтарь утверждает невозможность тотальной свободы, в то же время требуя для себя свободы относи- тельной, необходимой для того, чтобы осознать эту невозможность» [1, с.340]. В итоге выделим ряд положений. Продолжая традиции западноевропейской философии ХΙХ века, за- падные философы ХХ века исследуют проблему сущности человека, линию взаимоотношений отдельно взятого человека, личности и общества в целом. Западная философия ХХ века, в первую очередь западно- европейский экзистенциализм, в контексте данных исследований акцентирует проблемы отчуждения и маргинальности. Возникает парадокс. С одной стороны, западные мыслители ХХ века демонстрируют не- гативное отношение к социуму. Фактически они выводят типаж маргинальной личности, носителя ценно- стной системы, в основе которой находятся одиночество, бунт и свобода. С другой стороны, ведут речь о необходимости соединения человека с обществом, со всем сущим. В частности, А.Камю утверждает «единственную» ценность – «всеобъемлющую сопричастность». Таким образом, человек в западной фи- лософии ХХ века действительно, как говорит А.Камю, «разрывается» двумя тенденциями: жаждой соеди- нения и осознанием его невозможности. «Абсурдный», «бунтующий» человек поглощается абсурдом, бунтом, будучи не в состоянии его изжить. Источники и литература 1. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с. 2. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии / Пер. с англ. – М.: Высш. шк., 1992. – 143 с. Кузьмин Н.Н. КОГНИТИВНЫЙ ПОВОРОТ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Анализируя изменения, происходившие в гуманитарном знании второй половины ХХ в., нельзя не ос- тановиться на формировании во многих гуманитарных науках особых исследовательских направлений, суть которых - в привлечении в качестве основного объяснительного фактора представлений, идей, веро- ваний, знаний действующих субъектов. Актуальность изучения данной проблемы, на наш взгляд состоит в том, что именно когнитивный подход является наиболее научно-корректной основой антропологизации социальных, политических, культурологических, исторических исследований. Наиболее яркое выражение когнитивного поворота это когнитивная психология. Но разрешение основной задачи настоящего иссле- дования, – комплексного анализа когнитивного поворота в гуманитарных науках, - мы начнем не с психо- логии, а с базиса знаний о человеке – с философии. Несмотря на центральное место, которое издавна занимает в ней изучение субъективной реальности, до ХХ в. внимание философов фокусировалось главным образом на проблемах адекватности познания, взаимоотношения рациональной и эмоциональной сторон психики, изучении структуры познавательной деятельности. Классическая теория познания (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Беркли, И. Кант, И. Г. Фихте) магистральной линией выбрала абстрагирование от конкретных содержаний познавательной дея- тельности, сконцентрировавшись на ее формах. Можно выделить две общие черты, характеризующие изу- << /ASCII85EncodePages false /AllowTransparency false /AutoPositionEPSFiles true /AutoRotatePages /All /Binding /Left /CalGrayProfile (Dot Gain 20%) /CalRGBProfile (sRGB IEC61966-2.1) /CalCMYKProfile (U.S. Web Coated \050SWOP\051 v2) /sRGBProfile (sRGB IEC61966-2.1) /CannotEmbedFontPolicy /Warning /CompatibilityLevel 1.4 /CompressObjects /Tags /CompressPages true /ConvertImagesToIndexed true /PassThroughJPEGImages true /CreateJDFFile false /CreateJobTicket false /DefaultRenderingIntent /Default /DetectBlends true /ColorConversionStrategy /LeaveColorUnchanged /DoThumbnails false /EmbedAllFonts true /EmbedJobOptions true /DSCReportingLevel 0 /EmitDSCWarnings false /EndPage -1 /ImageMemory 1048576 /LockDistillerParams false /MaxSubsetPct 100 /Optimize true /OPM 1 /ParseDSCComments true /ParseDSCCommentsForDocInfo true /PreserveCopyPage true /PreserveEPSInfo true /PreserveHalftoneInfo false /PreserveOPIComments false /PreserveOverprintSettings true /StartPage 1 /SubsetFonts true /TransferFunctionInfo /Apply /UCRandBGInfo /Preserve /UsePrologue false /ColorSettingsFile () /AlwaysEmbed [ true ] /NeverEmbed [ true ] /AntiAliasColorImages false /DownsampleColorImages true /ColorImageDownsampleType /Bicubic /ColorImageResolution 300 /ColorImageDepth -1 /ColorImageDownsampleThreshold 1.50000 /EncodeColorImages true /ColorImageFilter /DCTEncode /AutoFilterColorImages true /ColorImageAutoFilterStrategy /JPEG /ColorACSImageDict << /QFactor 0.15 /HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1] >> /ColorImageDict << /QFactor 0.15 /HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1] >> /JPEG2000ColorACSImageDict << /TileWidth 256 /TileHeight 256 /Quality 30 >> /JPEG2000ColorImageDict << /TileWidth 256 /TileHeight 256 /Quality 30 >> /AntiAliasGrayImages false /DownsampleGrayImages true /GrayImageDownsampleType /Bicubic /GrayImageResolution 300 /GrayImageDepth -1 /GrayImageDownsampleThreshold 1.50000 /EncodeGrayImages true /GrayImageFilter /DCTEncode /AutoFilterGrayImages true /GrayImageAutoFilterStrategy /JPEG /GrayACSImageDict << /QFactor 0.15 /HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1] >> /GrayImageDict << /QFactor 0.15 /HSamples [1 1 1 1] /VSamples [1 1 1 1] >> /JPEG2000GrayACSImageDict << /TileWidth 256 /TileHeight 256 /Quality 30 >> /JPEG2000GrayImageDict << /TileWidth 256 /TileHeight 256 /Quality 30 >> /AntiAliasMonoImages false /DownsampleMonoImages true /MonoImageDownsampleType /Bicubic /MonoImageResolution 1200 /MonoImageDepth -1 /MonoImageDownsampleThreshold 1.50000 /EncodeMonoImages true /MonoImageFilter /CCITTFaxEncode /MonoImageDict << /K -1 >> /AllowPSXObjects false /PDFX1aCheck false /PDFX3Check false /PDFXCompliantPDFOnly false /PDFXNoTrimBoxError true /PDFXTrimBoxToMediaBoxOffset [ 0.00000 0.00000 0.00000 0.00000 ] /PDFXSetBleedBoxToMediaBox true /PDFXBleedBoxToTrimBoxOffset [ 0.00000 0.00000 0.00000 0.00000 ] /PDFXOutputIntentProfile () /PDFXOutputCondition () /PDFXRegistryName (http://www.color.org) /PDFXTrapped /Unknown /Description << /FRA <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> /ENU (Use these settings to create PDF documents with higher image resolution for improved printing quality. The PDF documents can be opened with Acrobat and Reader 5.0 and later.) /JPN <FEFF3053306e8a2d5b9a306f30019ad889e350cf5ea6753b50cf3092542b308000200050004400460020658766f830924f5c62103059308b3068304d306b4f7f75283057307e30593002537052376642306e753b8cea3092670059279650306b4fdd306430533068304c3067304d307e305930023053306e8a2d5b9a30674f5c62103057305f00200050004400460020658766f8306f0020004100630072006f0062006100740020304a30883073002000520065006100640065007200200035002e003000204ee5964d30678868793a3067304d307e30593002> /DEU <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> /PTB <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> /DAN <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> /NLD <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> /ESP <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> /SUO <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> /ITA <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> /NOR <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> /SVE <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> >> >> setdistillerparams << /HWResolution [2400 2400] /PageSize [612.000 792.000] >> setpagedevice