Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма
Рассмотрены теоретические и практические аспекты применения методов маркетинговых исследований для анализа спроса и предложения услуг в сфере туризма с учётом региональных особенностей Крымского полуострова и специфики собственно туристских услуг....
Gespeichert in:
| Datum: | 2005 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2005
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36454 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма / А.Н. Каталимова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 74, Т. 1. — С. 50-51. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-36454 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-364542025-02-09T13:42:12Z Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма Каталимова, А.Н. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Рассмотрены теоретические и практические аспекты применения методов маркетинговых исследований для анализа спроса и предложения услуг в сфере туризма с учётом региональных особенностей Крымского полуострова и специфики собственно туристских услуг. Розглядаються і теоретичні і практичні аспекти використання методів маркетингових досліджень для аналізу попиту і пропозиції послуг у сфері туризму з урахуванням регіональних особливостей Кримського півострова і специфіки власне туристських послуг. Theoretical and practical aspects of methods applications of marketing researches for analysis of demand and proposal services in the tourism sphere are considered taking into account regional peculiarities of Crimean peninsula. 2005 Article Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма / А.Н. Каталимова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 74, Т. 1. — С. 50-51. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36454 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Каталимова, А.Н. Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма Культура народов Причерноморья |
| description |
Рассмотрены теоретические и практические аспекты применения методов маркетинговых исследований для анализа спроса и предложения услуг в сфере туризма с учётом региональных особенностей Крымского полуострова и специфики собственно туристских услуг. |
| format |
Article |
| author |
Каталимова, А.Н. |
| author_facet |
Каталимова, А.Н. |
| author_sort |
Каталимова, А.Н. |
| title |
Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма |
| title_short |
Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма |
| title_full |
Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма |
| title_fullStr |
Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма |
| title_full_unstemmed |
Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма |
| title_sort |
регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2005 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/36454 |
| citation_txt |
Регионально-методологические аспекты маркетинговых исследований в сфере туризма / А.Н. Каталимова // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 74, Т. 1. — С. 50-51. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT katalimovaan regionalʹnometodologičeskieaspektymarketingovyhissledovanijvsfereturizma |
| first_indexed |
2025-11-26T09:10:16Z |
| last_indexed |
2025-11-26T09:10:16Z |
| _version_ |
1849843492801478656 |
| fulltext |
Каталимова А.Н.
РЕГИОНАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
50
Каталимова А.Н.
РЕГИОНАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Анализ современных тенденций туризма как сферы предоставления услуг, позволяет сделать вывод о
том, что, во многом условия его развития зависят от государственной политики, от применяемых инстру-
ментов государственного регулирования. Тем не менее, основные проблемы его функционирования носят
региональный характер. И к ним, в первую очередь, следует отнести:
– отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма;
– рассредоточение информации о различных компонентах туристского потенциала региона в различ-
ных организациях разной ведомственной принадлежности;
– ведомственные планы освоения территорий, как правило, разрабатываются без учета планировоч-
ных ограничений, возникающих в результате деятельности соседних ведомств (в том числе работающих в
рамках ограниченного доступа к информации - военные ведомства, геологи и т.д.);
– отсутствие в области управления туристским бизнесом квалифицированных специалистов, владею-
щих широким спектром знаний как в области туристского бизнеса, так и в сфере краеведения, экономиче-
ских проблем региона и т.п..
Проблемам туризма в научной литературе уделяли серьёзное внимание многие исследователи, среди
которых: Квартальнов В.А. Байлик С.И., Уокер Дж.Р., Чудновский А.Д. и др.
Между тем практически не разработана методология и не предложены эффективные маркетинговые
подходы к изучению спроса на услуги в туризме. Решение данных вопросов представляется необходимым
на региональном уровне. В Крыму изучение спроса необходимо не только для того, чтобы влиять на него
с целью привлечения туристов, но (хоть это может показаться странным) и для создания механизмов
сдерживания их потоков и равномерного рассредоточения по зонам полуострова.
Следует сказать, что в сфере производства услуг в Крыму, как впрочем и по всей Украине, маркетинг
как философия, образ мышления и принцип отношения к производственной деятельности и тем более к
бизнесу не нашёл ещё должного применения, что в определённой мере сдерживает развитие подлинно
рыночных отношений. Туристский комплекс Крыма имеет свои региональные особенности, которые без-
условно должны учитываться в маркетинге туризма. Насколько это важно можно увидеть на одном при-
мере. В сентябре 2005 г. в Керчи проводилась научно-практическая конференция на тему «Научный ту-
ризм Восточного Крыма». Уже само название конференции свидетельствовало об отсутствии маркетинго-
вого подхода в её подготовке, если, конечно, цели её проведения не отличались от названия.
С точки зрения маркетингового подхода, указанная тема требует установления некоторых детермина-
ций. Во-первых, необходимо определиться с тем, что следует понимать под научным туризмом. С давних
пор так называли выезды чаще всего за рубеж обычно групп учёных с посещением научных конференций,
симпозиумов и прочих форумов[1]. В настоящее время такой вид туризма по своему значению шире, т.к.
вбирает в себя любые (не только научные) туристские поездки на всевозможные встречи специалистов,
конгрессменов и т.п. В то же время, собственно научный туризм может и не содержать проведение науч-
ного форума, а главной целью ставить посещение учёными тех или иных достопримечательностей для
сбора научной информации, обмена опытом с коллегами и т.п. Причём достопримечательности могут
представлять собой, например, производственные предприятия, те или иные научные учреждения пред-
ставляющие интерес для научных работников и руководителей разных уровней управления отрасли. Но
научный туризм может рассматриваться и в третьем аспекте - организованные туры для широкой интере-
сующейся наукой аудитории по объектам, представляющим интерес как особо значимые научные факты.
К ним, обычно, относятся различные историко-археологические, историко-литературные, ландшафтные
памятники и т.п. Этот вид туризма охватывается такими отдельными видами туризма как: историко-
археологический, краеведческий, природоведческий, литературно-художественный и рядом других.
Исходя из изложенного представляется проблематичным выделение такого вида туризма как научный
в данном регионе, несмотря на его вполне чёткую направленность. Очевидно, решение этого вопроса мо-
жет стать более конкретным, если определиться с целью его постановки. В данном случае цель ограничи-
вается не только вектором, но и масштабом в пределах общепризнанного туристского региона, каким яв-
ляется Крым, поскольку речь идёт о научном туризме только Восточного Крыма. Несомненно, что этот
выделенный регион представляет значительный интерес с научной точки зрения. При рассмотрении ры-
ночных обстоятельств данной проблемы нас должны интересовать ответы на следующие вопросы: какова
доля спроса на научный туризм в Крыму в общем спросе на все виды туризма; с другой стороны, какова
доля спроса на услуги по туризму в Восточном Крыму в общем спросе на услуги по туризму в Крыму. На
спрос можно влиять, если есть что ему предложить. В таком случае помимо спроса нам важно опреде-
литься и с предложением. Попробуем оценить его возможности по названным аспектам самого понятия
научного туризма. Возможно ли строить стратегию научного туризма на основе проведения научных фо-
румов? Только в столицах, крупных городах и привлекательных курортных центрах с развитой инфра-
структурой конгрессный туризм не обязательно «привязан» к местности темой форума и может прово-
диться на любую тему, по любой проблеме. К таковым популярным местам нельзя пока отнести Восточ-
ный Крым и потому привлечь сюда для проведения научных съездов можно лишь местными научными
достопримечательностями. Достаточно ли их для сколько-нибудь систематических научных туров – это
первый вопрос; есть ли необходимые условия для организации этих туров – второй вопрос; насколько они
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
51
могут окупить себя – это третий вопрос. Ответ на первый вопрос вызывает необходимость ответа не
только на вопрос, по каким темам и на каком материале следует организовывать форумы, или научные
конгресс-туры, но и как часто возможно и целесообразно их проводить для системности, а также, какую
аудиторию привлекать. Вопрос об инфраструктуре довольно ясен: она плоха и требует очень больших
усилий (инвестиционных, организационных, нормативно-правовых и т.п.) для создания соответствующей
привлекательности. А ответ на третий вопрос, об эффективности туров, вытекает из возможности решения
первых двух.
Важным вопросом при рассмотрении рынка туристских услуг, как и рынка вообще возникает вопрос
конкурентной среды. Для того, чтобы систематически привлекать определённый сегмент потребителей,
необходимо выявить, найти или изобрести нечто, что вызывало бы довольно постоянный интерес у широ-
кого круга научно ориентированных людей с достаточным уровнем дохода или у узкого круга, но с высо-
ким уровнем дохода. При этом тема должна быть настолько привлекательна, чтобы заинтересовавшиеся
ею были готовы поступиться особенностями комфорта, какого в Восточном Крыму пока, увы, недоста-
точно, ради научной цели. Но если задумать, например, проведение для среды учёных всего мира еже-
годных научных конференций на тему о самых древних городах мира, дав этой конференции какой-либо
привлекательный слоган, связанный, скажем, с теорией урбанизации, зарождения городов, то местом их
проведения в Крыму вне конкуренции окажется с более чем двухтысячелетней историей Феодосия (Кафа),
избрание которой для этих целей будет понятно всему миру.
Поэтому разрабатывать проект научного туризма, основываясь только на форме конгрессного туриз-
ма, очевидно малоэффективно. Разумеется, при создании высококлассных гостиниц, курортных комплек-
сов, соответствующей инфраструктуры можно было бы решать эту проблему успешно, т.к. природно-
климатические условия в этом регионе вполне привлекательны. Но выполнимость этого условия пока да-
лека от реальности.
Следовательно, даже неглубокий маркетинговый анализ показывает нецелесообразность для бизнеса
разворачивания проекта научного туризма для Восточного Крыма. Хотя гипотетически он, возможно, и
целесообразен для Крыма в целом.
На данном примере показаны лишь некоторые маркетинговые подходы к анализу спроса и предложе-
ния при принятии управленческих решений в сфере туризма.
В целях разработки методологических подходов к изучению спроса на виды туризма необходимо ре-
шение следующих задач:
– уточнение соответствующей терминологии;
– обоснование социальной и экономической роли определенного вида туризма в развитии туризма в
регионе;
– выявление особенностей, состояния, теории и методологии рыночных преобразований в туристско-
рекреационном комплексе;
– выявление основных проблем и тенденций в функционировании рынка рекреационно-туристских
услуг в сфере определенного вида туризма;
– исследование экономических закономерностей формирования спроса на услуги по видам туризма;
– исследование экономических закономерностей формирования рыночного предложения услуг по от-
дельным видам туризма;
– обоснование перспективы развития рынка услуг по виду туризму на основе прогнозирования потре-
бительского спроса населения;
– оценка состояния и эффективности государственного регулирования в сфере предоставления услуг
по каждому виду туризма.
Источники и литература
Туристский терминологический словарь. Авт.-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов.– М.: Советский спорт,
1999. – 664 с.
Кочкуров А.М.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТРУДОРЕСУРСНОГО
ПОТЕНЦИАЛА КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНА
В условиях становления рыночной экономики в Украине все большее значение приобретает управле-
ние социально-экономической эффективностью и устойчивостью развития отдельных регионов, в том
числе и моноэкономических регионов, ориентированных на предоставление курортно-рекреационных ус-
луг. В связи с этим построение эффективной региональной системы управления предполагает создание
действенных механизмов обеспечения предприятий курортно-рекреационного комплекса таких регионов
качественной рабочей силой, конкурентоспособной как на региональном, так и общенациональном рынке
труда, что невозможно без постоянного и целенаправленного совершенствования управления трудоре-
сурсным потенциалом моноэкономических регионов.
Исследованию проблем трудового потенциала в настоящее время посвящено достаточное число науч-
ных работ и публикаций [1, 2], однако в них в недостаточной степени рассмотрена проблематика трудоре-
сурсного потенциала регионов с моноэкономической структурой экономики и курортно-рекреационного
региона, в частности.
Целью настоящей работы является определение понятия трудоресурсного потенциала курортно-
|