Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности

Целью написания данной статьи является изучения опыта украинских предприятий (компаний) с наилучшими показателями в сфере социальной политики, выявление и анализ особенностей их реализации для разработки концептуального подхода к формированию модели внедрения принципов социальной ответственности в д...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2010
Hauptverfasser: Кошелева, Е., Воробьева, О.І.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Інститут економіки промисловості НАН України 2010
Schriftenreihe:Вісник економічної науки України
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/45462
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности / Е. Кошелева, О. Воробьева // Вісник економічної науки України. — 2010. — № 1 (17). — С. 51-56.— Бібліогр.: 14 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-45462
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-454622025-02-09T10:15:59Z Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности Соціальна відповідальність бізнесу: досвід впровадження, властиві риси та особливості Social responsibility of business: experience of introduction, personal traits and features Кошелева, Е. Воробьева, О.І. Наукові статті Целью написания данной статьи является изучения опыта украинских предприятий (компаний) с наилучшими показателями в сфере социальной политики, выявление и анализ особенностей их реализации для разработки концептуального подхода к формированию модели внедрения принципов социальной ответственности в других компаниях (на предприятиях). Изучен опыт лучших компаний Украины в сфере корпоративной социальной ответственности; выявлены характерные черты и особенности разработки социальной политики в компании. Предложен концептуальный подход к формированию модели внедрения принципов социальной ответственности бизнеса. Вивчений досвід кращих компаній України в сфері соціальної відповідальності; виявлені характерні риси та особливості розробки соціальної політики в компанії. Запропонований концептуальний підхід до формування моделі впровадження принципів соціальної відповідальності бізнесу. The experience of the best Ukrainian companies in the sphere of the corporate social responsibility is studied; the personal traits and features of the development of social policy in a company are exposed. The conceptual approach is proposed to the formation of model of business social responsibility principles introduction. 2010 Article Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности / Е. Кошелева, О. Воробьева // Вісник економічної науки України. — 2010. — № 1 (17). — С. 51-56.— Бібліогр.: 14 назв. — рос. 1729-7206 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/45462 ru Вісник економічної науки України application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Наукові статті
Наукові статті
spellingShingle Наукові статті
Наукові статті
Кошелева, Е.
Воробьева, О.І.
Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности
Вісник економічної науки України
description Целью написания данной статьи является изучения опыта украинских предприятий (компаний) с наилучшими показателями в сфере социальной политики, выявление и анализ особенностей их реализации для разработки концептуального подхода к формированию модели внедрения принципов социальной ответственности в других компаниях (на предприятиях).
format Article
author Кошелева, Е.
Воробьева, О.І.
author_facet Кошелева, Е.
Воробьева, О.І.
author_sort Кошелева, Е.
title Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности
title_short Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности
title_full Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности
title_fullStr Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности
title_full_unstemmed Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности
title_sort социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности
publisher Інститут економіки промисловості НАН України
publishDate 2010
topic_facet Наукові статті
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/45462
citation_txt Социальная ответственность бизнеса: опыт внедрения, характерные черты и особенности / Е. Кошелева, О. Воробьева // Вісник економічної науки України. — 2010. — № 1 (17). — С. 51-56.— Бібліогр.: 14 назв. — рос.
series Вісник економічної науки України
work_keys_str_mv AT košelevae socialʹnaâotvetstvennostʹbiznesaopytvnedreniâharakternyečertyiosobennosti
AT vorobʹevaoí socialʹnaâotvetstvennostʹbiznesaopytvnedreniâharakternyečertyiosobennosti
AT košelevae socíalʹnavídpovídalʹnístʹbíznesudosvídvprovadžennâvlastivírisitaosoblivostí
AT vorobʹevaoí socíalʹnavídpovídalʹnístʹbíznesudosvídvprovadžennâvlastivírisitaosoblivostí
AT košelevae socialresponsibilityofbusinessexperienceofintroductionpersonaltraitsandfeatures
AT vorobʹevaoí socialresponsibilityofbusinessexperienceofintroductionpersonaltraitsandfeatures
first_indexed 2025-11-25T20:16:14Z
last_indexed 2025-11-25T20:16:14Z
_version_ 1849794789820596224
fulltext 2010/№1 51 досить великому списку нормативних документів, які формують інноваційну систему в Україні, проте не приво- дять до яких-небудь реальних зрушень. Висновки. Підводячи підсумки, слід неодмінно за- уважити, що роль держави у взаємодії з бізнесом не оз- начає наміру диктувати пріоритети виробникам і спо- живачам інноваційної продукції. Держава не повинна підміняти бізнес, однак вона зобов’язана повернути собі законне і повноцінне право голосу при формуванні ви- сокотехнологічної сфери. Як показує світовий досвід, без певного втручання держави, особливо на початковому етапі, не обійтися. Важливою умовою для успішної ре- алізації державно-приватного партнерства є наявність передбачуваного і сталого інституціонального середови- ща. Це необхідно для того, щоб ризик приватного бізне- су був для нього прийнятним, що припускає ефек- тивність правового захисту приватної власності, надійність фінансових ринків, стале фінансове станови- ще партнерів, прозорість виконання угод. Крім цього, важливо забезпечити уявлення про партнерство як про справедливий, відкритий інститут, що створюється в інтересах суспільства. Державно-приватне партнерство з метою набуття особливої успішності потребує форму- вання єдиного центру, який би здійснював координацію усієї внутрішньої і зовнішньої політики країни у сфері взаємодії держави і бізнесу, моніторинг їх сумісної інно- ваційної діяльності. Адже нинішня світова економічна криза неминуче викличе нову інноваційну хвилю. Зміцнять своє становище технологічні лідери минулих років і з’являться нові. Україні життєво важливо для за- безпечення сталого зростання спробувати надолужити або перебороти критичне відставання в технологічному розвитку. Тому необхідно формування такої інновацій- ної системи країни, що буде здатна об’єднати зусилля державних органів управління усіх рівнів, організацій науково-технічного комплексу і підприємницького сек- тора економіки з метою прискореного використання досягнень науки і технологій, реалізації стратегічних національних пріоритетів країни. Література 1. Эллюль Жак. Политическая иллюзия: Эссе / Жак Эл- люль ; под общ. ред. В. И. Даниленко ; пер. с фр. В. В. Лаза- рева. — М. : NOTA BENE, 2002. — 430 с. 2. Etzkowitz Henry. The triple helix: university-industry- government innovation in action / Henry Etzkowitz. — New York; London: Routledge, 2008. — 164 p. 3. Gerrard M. B. What Are Public-Private Partnerships, and How Do They Differ from Privatizations? / M. B. Gerrard // Finance & Development. 2001. Vol. 38, № 3. 4. Варнавский В. Г. Партнерство государства и част- ного сектора: формы, проекты, риски / В. Г. Варнавский // РАН ; Институт мировой экономики и международ- ных отношений. — М. : Наука, 2005. — 315 с. 5. Циганкова М. О. Ідентифікація інвестиційного парт- нерства держави та бізнесу / М. О. Циганкова // Еконо- міка і прогнозування. — 2006. — № 2. — С. 101–116. 6. Головінов О. М. Механізм приватно-державного парт- нерства / О. М. Головінов // Наукові праці Донецького на- ціонального технічного університету. Серія: економічна. Випуск 34–3 (138). — Донецьк, ДонНТУ, 2008. — С. 10–16. 7. Инновационный дефицит в Германии // Эксперт. — 2004. — № 8 (409). — Режим доступа: http://www. expert. ru/printissues/expert/2004/08/08ex-1end2/ 8. Пока в ручном режиме // Эксперт. — 2009. — № 25 (663). — Режим доступа: http://www. expert. ru/printissues/ expert/2009/25/v_ruchnom_rezhime/ 9. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономи- ки. — 2008. — № 8. — С. 61–77. 10. ВР определила принципы государственно-частно- го партнерства. — Режим доступа: http://economics. unian. net/rus/detail/15236. 11. Колодко Гжегож В. Мир в движении / Гжегож В. Колодко ; пер. с пол. Ю. Чайникова. — М. : «Ма- гистр», 2009. — 575 с. 12. Закон України «Про наукові парки» від 25 червня 2009 року № 1563-VІ — Режим доступу: // http://zakon1. rada. gov. ua. Общепринятого определения социальной ответ- ственности бизнеса в международной практике не су- ществует, однако для понимания сущности необходимо выделить основные мотивы, заставляющие компании следовать её принципам: развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать луч- ших специалистов на рынке; рост производительности труда в компании; улучшение имиджа компании, рост репутации; реклама товара или услуги; освещение деятельности компании в СМИ; стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе; возможность привлечения инвестиционного капи- тала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний; сохранение социальной стабильности в обществе в целом; налоговые льготы (если таковые предусмотрены законодательством). В наиболее обобщенном виде, социальная ответ- ственность бизнеса представляет собой влияние бизне- са на общество, ответственность тех, кто принимает Е. Кошелева канд. экон. наук О. Воробьева г. Донецк СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОШЕЛЕВА Е., ВОРОБЬЕВА О. ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ52 бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвен- но эти решения влияют. Особенности становления и реализацию принципов социальной ответственности бизнеса рассматривали разные авторы, такие как Черных Е. [1], Сапрыкина М. [2], Воробей В. [3], Малиновская О. [4], Алексеева А. [5] и другие, однако вопросы, связанные с формиро- ванием модели внедрения социальной ответственности бизнеса в рамках функционирующих украинских ком- паний, остаются открытыми. Целью написания данной статьи является изучения опыта украинских предприятий (компаний) с наилуч- шими показателями в сфере социальной политики, выявление и анализ особенностей их реализации для разработки концептуального подхода к формированию модели внедрения принципов социальной ответствен- ности в других компаниях (на предприятиях). Основой модели внедрения принципов социальной ответственности является уровень ответственности, ко- торый может быть [6]: базовым уровнем предполагает выполнение следую- щих обязательств: своевременную оплату налогов, вып- лату заработной платы, по возможности — создание новых рабочих мест (расширение штата сотрудников); вторым уровнем — «Корпоративная ответствен� ность» предполагает обеспечивать сотрудников адекват- ными условиями не только работы, но и жизни: повы- шение уровня квалификации персонала, профилакти- ческое лечение, строительство жилья, развитие социаль- ной сферы; третьим, высшим уровнем ответственности пред- полагает благотворительную деятельность. Предложенное деление социальной ответственно- сти на три уровня имеет некоторые неточности, связан- ные с определением места или выделением уровня для некоторых элементов модели социальной ответственно- сти бизнеса. Так, экологическую социальную ответ- ственность компании, с одной стороны, следует разме- щать на третьем уровне, но третий уровень предполага- ет добровольную инициативу, а в Украине существует целый ряд обязательных норм, закрепленных законом. Тоже касается и такого элемента модели социальной ответственности бизнеса, как защита прав потребителей. При осуществлении анализа практик внедрения принципов социальной ответственности необходимо иметь в виду, что существует две формы ее проявления: внутренняя и внешняя [6]. К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность зара- ботной платы, поддержание достойного уровня заработ- ной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, развитие творческого потен- циала работников через обучающие программы и про- граммы подготовки и повышения квалификации, ока- зание помощи в критических ситуациях. К внешней социальной ответственности бизнеса относят: спонсорство и корпоративную благотворитель- ность, содействие охране окружающей среды, взаимо- действие с местным сообществом и местной властью, готовность помогать в кризисных ситуациях, ответствен- ность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров). Преимущества социальной ответственности для бизнеса во многом зависят от приоритетов и степени его экономического развития. Согласно матрице бизнес- возможностей СОБ, составленной SustaniAbility International, для развивающихся рынков характерны следующие сферы практической пользы СОБ [7]: — совершенствование экологических процессов — рост продуктивности и доходов, экономия затрат при исполь- зовании экологически безопасного и очищающего обо- рудования; — формирование репутации компании — повышение лояльности клиентов и ценности брэнда, экономия ре- сурсов на решении вопросов с органами власти и кон- троля и налаживании партнерских связей; — человеческие ресурсы — экономия ресурсов на привлечении и удержании квалифицированных специ- алистов; — доступ к новым рынкам — стандартизация соглас- но международных критериев (ISO и т. д.); — эффективное управление рисками — своевремен- ный и оперативный доступ до информации из множе- ства компетентных источников и возможность быстро реагировать на критические проблемы в регионе. Естественно, вышеперечисленны далеко не все бизнес — возможности СОБ — их гораздо больше, но в существующих в Украине экономических условиях именно эти возможности являются наиболее близкими для понимания бизнесу, главным приоритетом которо- го, в значительной степени, все еще является выжива- ние. Мировое деловое сообщество рассматривает корпо- ративную социальную ответственность (КСО) как кон- цепцию гармоничного, устойчивого развития бизнеса. Такое понимание только проникает в украинскую дело- вую среду, однако, в тоже время, часть украинских ком- паний уже осознала необходимость ведения именно социально ответственного бизнеса. Журнал «Гвардия» ежегодно публикует рейтинг «ГVардия социально ответственных компаний», кото- рый оценивает открытость и активность компаний в сфере КСО. Целью проекта является повышение значи- мости корпоративной социальной ответственности в среде украинского бизнеса, расширение практики ее применения и стимулирование системного подхода к КСО. Оценка открытости и активности компаний в сфере КСО производится на основании информации, предоставленной самими участниками рейтинга в оп- росных листах (таблица 1). В рейтинг вошли лучшие компании Украины в сфере корпоративной социальной ответственности, ко- торые на протяжении последних трех лет активно уча- ствуют в проектах социального инвестирования. Мето- дика рейтинга основана на интегральной оценке ком- паний по четырем основным показателям: социальный отчет как инструмент диалога с обще- ством; уровень раскрытия информации о социальном ин- вестировании; управление в сфере КСО и вовлечение заинтересо- ванных сторон (стейкхолдеров); открытость компаний в сфере благотворительнос- ти и меценатства [9]. КОШЕЛЕВА Е., ВОРОБЬЕВА О. 2010/№1 53 Анализ социальных проявлений лидеров в сфере социальной ответственности позволит выявить основ- ные направления и перспективы деятельности компа- ний с наименьшими показателями социальной ответ- ственности, а также разработать концептуальную модель социальной ответственности бизнеса. Деятельность компания СКМ, занявшей первое место в рейтинге «ГVардия социально ответственных компаний», сконцентрирована в шести основных сферах бизнеса: горнометаллургическом, электроэнергетичес- ком, финансовом, а также в телекоммуникациях, медиа бизнесе и недвижимости. СКМ владеет и управляет ак- тивами в других секторах бизнеса, включая добычу глин, розничную торговлю, торговлю нефтепродуктами. Кро- ме этого, в состав Группы входит один футбольный клуб «Шахтер». Помимо украинских активов СКМ владеет компаниями в США, странах Европейского Союза (Ита- лии и Великобритании) и Швейцарии, и имеет междуна- родные перспективы развития своего бизнеса, что отча- сти обуславливает необходимость внедрения стандартов социальной ответственности. В основе лидерства СКМ в сфере КСО лежит пла- номерная и системная работа каждого предприятия Группы по внедрению принципов и стандартов КСО во всех сферах своей деятельности. Компания первой в Украине подготовила социальный отчет в соответствии с международными стандартами GRI. В данном Отчете представлены подходы Группы к реализации приоритет- ных направлений корпоративной социальной ответ- ственности, таких как: корпоративное управление, ус- ловия труда (в охрану труда только на протяжении от- четного года Группой СКМ было инвестировано около 300 млн. грн.), защита окружающей среды (сумма инве- стиций в экологические программы превысила 1 млрд. грн.) сотрудничество с местными сообществами (сумма инвестиций СКМ в социальные программы превысила 100 млн. грн.) [10]. Несколько изменились приоритеты группы в сфе- ре КСО в 2009 году, прежде всего к таким направлени- ям стали относиться: сохранение рабочих мест на пред- приятиях Группы СКМ, а также — реализация программ в области охраны труда, окружающей среды и дальней- шего социально — экономического развития Украины. В сфере управления условиями труда компания СКМ: создает сотрудникам достойные условия труда, включая уровень зарплаты. СКМ выплачивает зарплату всем своим сотрудникам в полном соответствии с зако- нами Украины; внедряет современные методы организации труда и развивает корпоративную культуру; соблюдает высокие стандарты безопасности труда; обеспечивает сотрудникам равные возможности, включая оценку их вклада в успешность бизнеса; инвестирует в человеческие ресурсы, обучает со- трудников и предоставлять им возможности развития; создает условия для того, чтобы каждый сотрудник мог в полной мере реализовать свой потенциал. В 2007 году объем инвестиций производственных предприятий Группы СКМ в охрану труда и обеспечение промышленной безопасности составил 286,4 млн. грн. Таблица 1 Рейтинг открытости и активности компаний в сфере КСО в 2009 [8] Рис. 1. Соотношение инвестиций в охрану труда и производственного травматизма на Павлоградугле в 2004–2007 гг. [11] Уровень заработной платы — определяющий аспект трудовой деятельности сотрудников: зарплата менедже- ров определяется с учетом ситуации на рынке труда, зарплата промышленно-производственного персонала устанавливается с учетом рекомендаций Генерального и отраслевых соглашений. Рис. 2. Средняя заработная плата по основным бизнесам Группы в сравнении со средней заработной платой в Украине, по отраслям в 2007 г. [11] СКМ рассматривает экологическую устойчивость как составную часть бизнес процесса и реализует разра- ботанную и утвержденную группой политику, в основе которой лежат следующие принципы: КОШЕЛЕВА Е., ВОРОБЬЕВА О. ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ54 соблюдение всех правовых норм в сфере защиты окружающей среды и постоянное стремление к дости- жению показателей, которые превосходят установлен- ные стандарты; активная деятельность в сфере оценки, отслежива- ния и управления возможными рисками, которые пред- ставляют производственные циклы для окружающей среды и местных сообществ; снижение или предупреждение возможного загряз- нения путем внедрения новейших технологий и процес- сов в сфере охраны окружающей среды; регулярный анализ объемов выбросов углерода и других парниковых газов (включая окислы азота и серы) в результате деятельности предприятий и действия, на- правленные на сокращение интенсивности выбросов. Экономический эффект от использования метана вме- сто твердого топлива для отопления шахты оценивают при- близительно в 3,9 млн. гривен ежегодно. Только в 2008 г. для получения тепловой энергии шахта «Суходольская-Восточ- ная» использовала около 3,19 млн. м3 метана [12]. Деятельность СКМ в сфере взаимоотношений с мест� ными сообществами строится на принципах партнерства, т. е. СКМ не просто выделяет материальную помощь на со- циальные нужды города или другой территории, но и ре- шает проблемы жителей в партнерстве с представителями местных сообществ, властей и общественных организаций. Спонсорская деятельность СКМ направлена на под- держание акций и программ, способствующих развитию украинского общества. Основные направления спонсор- ской и благотворительной деятельности совпадают с программами корпоративного фонда СКМ «Развитие Украины»: современное образование, здоровье нации и культурное достояние и развитие. Рис. 3. Инвестиции в охрану окружающей среды предприятий промышленных холдингов Группы в 2007 [11] Руководство компании выступило инициатором со- здания и развития на территории отработанных карьеров «Визирка» особой экологической зоны — ландшафтного заказника, в результате чего животный мир пополнился 103 видами, значительное количество которых занесено не только в Красную книгу области и Украины, но и в Крас- ный список Европы (например, птица коростель). Поло- жительной динамикой характеризуется увеличение много- образия фауны и флоры заказника, где встречаются зане- сенные в Красную книгу растения (ковыль, первоцвет). В рамках экологического регулирования ОАО «Краснодонуголь», входящее в состав Группы, одним из первых в Украине (с 2004 г.) начало осуществлять про- грамму утилизации шахтного метана, проект шахты «Суходольская-Восточная» стал наиболее успешным проектом по снижению выбросов в атмосферу. Таблица 2 Выбросы парниковых газов предприятиями промышленных холдингов Группы в 2007г. тонн Только за период 2006–2008 гг. выбросы парниковых газов в атмосферу были сокращены на 80 тыс. тонн СО 2 экв. В следующих 2008–2012 гг. планируется достичь 300 тыс. тонн СО 2 экв. сокращений выбросов. В марте 2009 г. - Национальное агентство экологических инвестиций Ук- раины утвердило первый проект совместного внедрения ОАО «Краснодонуголь», которым стал проект на шахте «Суходольская-Восточная». Данный проект, разработан- ный с использованием механизмов Киотского протоко- ла, был опубликован на сайте секретариата Рамочной конвенции по изменению климата ООН (UNFCCC). Рис. 4. Распределение спонсорских взносов основных бизнесов Группы в 2007 [11] Таким образом, предприятия Группы СКМ связыва- ет единая система ценностей и принципов, при этом со- циальная ответственность является одним из основных принципов деятельности Группы и представляет собой форму структуризации отношений между бизнесом, об- ществом и властью на основе взаимной выгоды и с уче- том международных стандартов. Анализ деятельности СКМ вообще, и проявлений социальной ответственнос- ти в частности, позволяет согласиться с определением социальной ответственности как интеграции социальных и экологических аспектов в повседневную коммерческую деятельность предприятий и их взаимодействие с заин- тересованными сторонами на добровольной основе, зак- репленным в Зеленой книге Европейского Союза. Второе место в рейтинге занимает компания «Ки- евстар» — один из двух (наряду с МТС) лидеров рынка мобильной связи Украины. «Киевстар» обслуживает более 22,17 млн. абонен- тов, обеспечивая покрытие территории, где проживает 99 % населения Украины. Компания предоставляет услуги GPRS на всей тер- ритории своего покрытия Украины. Роуминговые услу- ги «Киевстар» предоставляет в сетях 285 зарубежных операторов в 171 стране на 5 континентах мира. Своей сетью охватывает все большие и маленькие города, а так же 28 тыс. населенных пунктов, все основные нацио- нальные и региональные трассы, большинство морских и речных побережий Украины. КОШЕЛЕВА Е., ВОРОБЬЕВА О. 2010/№1 55 Корпоративная социальная ответственность явля- ется важным инструментом управления репутацией ком- пании «Киевстар», направлением взаимодействия и партнёрства. В систему КСО вовлечены все внутренние процессы бизнеса, она является неотъемлемой частью корпоративного управления компанией. Для компании «Киевстар» социальная ответствен- ность бизнеса — это комплексное понятие, основными составляющими которого являются ответственность по отношению к своему продукту, к государству, к сотруд- никам компании, к социальным потребностям общества и экологическая ответственность. В рамках ответственности по отношению к своему продукту была разработана корпоративная Декларация качества «Киевстар». Это официальная позиция компа- нии, добровольное обязательство «Киевстар» перед або- нентами о предоставлении телекоммуникационных ус- луг высочайшего качества. По истечению 11 лет работы компании была разра- ботана и внедрена совершенная система внутреннего контроля за качеством обслуживания, в основу которой заложены оценки качества обслуживания: 1) в информационно-сервисных центрах «Киевстар»; 2) при самостоятельном звонке клиента IVR; 3) по инициативе компании сразу после обслужи- вания в call-центре. По результатам оценки в 2008 году средняя оценка находилась в диапазоне 4-б баллов [13]. Ответственность по отношению к государству зак- лючается в: — своевременной и полной уплате компанией на- логов; — развитии бизнеса на основах честности, откры- тости и прозрачности; — работе в соответствии с мировыми стандартами бизнес-этики; — создании образцовой ролевой модели для других украинских компаний [14]. В 2008 году компания «Киевстар» стала самым круп- ным плательщиком налогов Украины. За первые восемь месяцев 2008 года компания перечислила в государствен- ный бюджет налогов на сумму 1,7 млрд грн. Всего же за 2008 год было уплачено почти 2,4 млрд грн налогов. Ответственность по отношению к сотрудникам ком� пании включает профессиональное развитие персонала, налаженную обратную связь между сотрудниками и ру- ководством компании, конкурентную заработную плату, социальное страхование, дополнительный социальный пакет в зависимости от квалификации сотрудника. Система оплаты труда имеет две составляющие — постоянную (в виде зарплаты и других фиксированных выплат) и переменную (в виде ежеквартальных и годо- вых премий). Размер гарантированной части формирует- ся в соответствии с тенденциями рынка, для чего «Киев- стар» ежегодно принимает участие в обзорах заработной платы ведущих компаний, которые представлены в Ук- раине. При расчетах переменной части учитываются как индивидуальные результаты работы каждого сотрудника, для этой цели ежегодно в компании проводится оценка эффективности деятельности каждого сотрудника, так и уровень достижения целей компании в целом. В 2008 году с целью предоставления сотрудникам информации о направлениях обучения и развития в «Киевстар», был создан учебный портал. С его помощью все сотрудники могут проходить обучение в гибком и удобном дистанционном формате. Ответственность по отношению к социальным по� требностям общества состоит в реализации благотвори- тельных программ, которые проходят в рамках масштаб- ной благотворительной инициативы «Для людей, для страны!», имеющей общенациональный охват и учи- тывающей региональную специфику и мнение местной общественности. С целью формирования в обществе практического опыта этичного использования мобильной связи ком- пания «Киевстар» разработала программу «Мобильная культура», которая была реализована по следующим направлениям: использование мобильной связи в пуб- личных местах, мобильная культура за рулем, школах и мобильная культура для авиапассажиров. Экологическая ответственность компании сфоку- сирована на реализации экологической программы, суть которой повышение энергоэффективности и примене- ние энергосберегающих технологий на разных участках бизнеса компании. Так, внедрение прогрессивных тех- нологий позволит компании снизить ежегодный выброс СО2 приблизительно на 16 %, а следовательно окажет содействие улучшению эффективности бизнеса и недо- пущению изменения климата на Земле. Проведенное исследование моделей социальной ответственности бизнеса (корпоративной социальной ответственности) компаний-лидеров показало, что лю- бая модель должна состоять из следующих элементов: системы трудовых отношений, системы защиты прав потребителей, системы защиты окружающей среды и системы развития и поддержки граждан. Отсутствие одного из элементов должно служить основой для раз- работки мероприятий по активизации данного направ- ления. В ходе анализа был разработан концептуальный подход к формированию модели внедрения принципов социальной ответственности бизнеса, реализация кото- рой должен привести к укреплению репутации и имид- жа, повышению эффективности ведения бизнеса, обу- стройству «территории» бизнеса и повышению инвес- тиционной привлекательности компании (рис. 5). Результатом реализации предложенной модели вне- дрения принципов социальной ответственности бизнеса в целом, и отдельных ее элементов в частности, должны находить свое отражение в разработки и реализации со- циальной политики в компании и составлению и оглаше- нию социальной отчетности, т. е. результаты должны быть формализованы. К сожалению, далеко не все компанию составляют такой отчет, более того наличие серьезных мероприятий в рамках социальной ответственности неко- торыми компаниями не освещаются на должном уровне, что можно трактовать как упущенные возможности. Таким образом, крупнейшие компании Украины уже осознали необходимость следования принципам КСО. Однако, в то же время, необходимость социаль- ной ответственности бизнеса, а также возможность её влияния на финансовые результаты не до конца пони- мается многими украинскими компаниями. Социальная ответственность бизнеса, в основном воспринимается как помощь нуждающимся и периоди- ческое спонсорство. Если спонсорский проект не впи- КОШЕЛЕВА Е., ВОРОБЬЕВА О. ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ56 сывается четко в стратегию компании и не отвечает ее ценностям, то потребитель воспримет участие компании в таком проекте как еще один способ саморекламы. А поскольку эффективность рекламы из-за ее количества постепенно снижается, затраты на спонсорский проект, не соответствующий избранным компанией направле- ниям работы, не будут соответствовать полученному от них эффекту. В данном случае основной ошибкой укра- инских компаний является то, что СОБ носит скорее ра- зовый, чем стратегический характер. Украинский бизнес постепенно выходит на уровень социальной ответственности. Однако необходимость СОБ для большинства украинских компаний все еще не очевидна, поскольку у них сегодня просто другие при- оритеты. А чтобы донести практическую полезность СОБ до общества, да и до самого бизнеса, необходим ряд условий: наличие достойных партнеров для вопло- щения социально важных проектов, а также полное и адекватное освещение темы СОБ в средствах массовой информации. Рис. 5. Концептуальный подход к формированию модели внедрения принципов социальной ответственности бизнеса Литература 1. Черних Е. В. Особенности социальной ответствен- ности бизнеса [Текст] / Е. В. Черных // Економічний вісник Донбасу, 2009. — №3 (17). — С. 11–16. 2. Сапрыкина М. На пути к социальной ответствен- ности [Текст] / М. Сапрыкина // Зеркало недели. — 2008. — № 19 (698) — С. 21. 3. Воробей В. Корпоративна соціальна відповідальність чи вигода? [Текст] / В. Воробей // Києво-Могилянська Бізнес Студія. — 2005. — № 10. — С. 18–29. 4. Маліновська О. Я. Соціальна відповідальність бізнесу в Україні: етапи становлення [Текст] : збірник наукових праць Національного лісотехнічного універси- тету України. — 208. вип. 18.6. — С. 200–204. 5. Алексеева А. Мы и они: вся правда о социальной ответственности [Электронный ресурс] / А. Алексеева и др. // Компаньон. — 2008. — № 9. — 29.02–6.03. — Ре- жим доступа: http://smi. liga. net/articles/IT081113. html. — Название с экрана. 6. Шинкаренко И. Лучше спорить, чем воевать [Элек- тронный ресурс] / И. Шинкаренко. // Эксперт. — 2009. — №11 (109) — Режим доступа: http://www. expert. ua/articles/16/0/3543/. — Название с Экрана. 7. Социальная ответственность бизнеса по-украинс- ки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. optima-pr. com. ua. — Название с экрана. 8. Гвардия социально ответственных компаний [Элек- тронный ресурс] — Режим доступа: http://parusdon. donetsk. ua. — Название с экрана. 9. Украина: подготовка к очередному рейтингу социаль- но ответственных компаний [Электронный ресурс]. — Ре- жим доступа: http://www. hrc. com. ua. — Название с экрана. 10. СКМ стала первой в рейтинге «ГVардия социально ответственных компаний» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economics. unian. net. — Название с экрана. 11. Отчет об устойчивом развитии СКМ — 2007 [Элек- тронный ресурс]. — Режим доступа: 12. «Систем Кэпитал Менеджмент» — направления КСО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www. scm. com. ua. — Название с экрана. 13. Корпоративная социальная ответственность ком- пании Киевстар — отчет за 2008 год [Электронный ре- сурс]. — Режим доступа: 14. «Киевстар» — ответственность по отношению к госу- дарству [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// kyivstar. ua/ru/responsibility/country/. — Название с экрана. Постановка проблеми, її зв’язок з науковими та прак� тичними завданнями. Машинобудування у розвинутих країнах є базою розвитку реального сектору економіки з огляду на те, що у ньому втілюються досягнення і здобутки практично усіх галузей промисловості (хімічної, металургійної, легкої, радіоелектроніки тощо), О.Є. Кузьмін академік АЕН України О.Г. Мельник канд. екон. наук, м. Львів КОНЦЕПТУАЛЬНІ ЗАСАДИ ФОРМУВАННЯ ТА ВИКОРИСТАННЯ ПОЛІКРИТЕРІАЛЬНИХ ДІАГНОСТИЧНИХ СИСТЕМ НА ПІДПРИЄМСТВАХ МАШИНОБУДУВАННЯ КУЗЬМІН О.Є., МЕЛЬНИК О.Г.