Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа
Рассмотрены теоретические и методические аспекты формирования национальной инновационной системы. Выделены основные организационно-технические требования к формированию национальной инновационной системы Украины....
Gespeichert in:
| Datum: | 2010 |
|---|---|
| Hauptverfasser: | , |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут економіки промисловості НАН України
2010
|
| Schriftenreihe: | Вісник економічної науки України |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/45477 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа / В.В. Третьяк, Е.А. Середа // Вісник економічної науки України. — 2010. — № 1 (17). — С. 115-118.— Бібліогр.: 11 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-45477 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-454772025-02-09T14:48:48Z Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа Національна інноваційна система як основа економіки інноваційного типу The national innovative system as basis of economy of innovative type Третьяк, В.В. Середа, Е.А. Наукові статті Рассмотрены теоретические и методические аспекты формирования национальной инновационной системы. Выделены основные организационно-технические требования к формированию национальной инновационной системы Украины. Розглянуто теоретичні і методичні аспекти формування національної інноваційної системи. Виділено основні організаційно-технічні вимоги до формування національної інноваційної системи України. The theoretical and methodical aspects of forming of the national innovative system are considered. The basic organizationally-technical requirements are selected to forming of the national innovative system of Ukraine. 2010 Article Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа / В.В. Третьяк, Е.А. Середа // Вісник економічної науки України. — 2010. — № 1 (17). — С. 115-118.— Бібліогр.: 11 назв. — рос. 1729-7206 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/45477 ru Вісник економічної науки України application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Наукові статті Наукові статті |
| spellingShingle |
Наукові статті Наукові статті Третьяк, В.В. Середа, Е.А. Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа Вісник економічної науки України |
| description |
Рассмотрены теоретические и методические аспекты формирования национальной инновационной системы. Выделены основные организационно-технические требования к формированию национальной инновационной системы Украины. |
| format |
Article |
| author |
Третьяк, В.В. Середа, Е.А. |
| author_facet |
Третьяк, В.В. Середа, Е.А. |
| author_sort |
Третьяк, В.В. |
| title |
Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа |
| title_short |
Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа |
| title_full |
Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа |
| title_fullStr |
Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа |
| title_full_unstemmed |
Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа |
| title_sort |
национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа |
| publisher |
Інститут економіки промисловості НАН України |
| publishDate |
2010 |
| topic_facet |
Наукові статті |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/45477 |
| citation_txt |
Национальная инновационная система как основа экономики инновационного типа / В.В. Третьяк, Е.А. Середа // Вісник економічної науки України. — 2010. — № 1 (17). — С. 115-118.— Бібліогр.: 11 назв. — рос. |
| series |
Вісник економічної науки України |
| work_keys_str_mv |
AT tretʹâkvv nacionalʹnaâinnovacionnaâsistemakakosnovaékonomikiinnovacionnogotipa AT seredaea nacionalʹnaâinnovacionnaâsistemakakosnovaékonomikiinnovacionnogotipa AT tretʹâkvv nacíonalʹnaínnovacíjnasistemaâkosnovaekonomíkiínnovacíjnogotipu AT seredaea nacíonalʹnaínnovacíjnasistemaâkosnovaekonomíkiínnovacíjnogotipu AT tretʹâkvv thenationalinnovativesystemasbasisofeconomyofinnovativetype AT seredaea thenationalinnovativesystemasbasisofeconomyofinnovativetype |
| first_indexed |
2025-11-27T01:07:01Z |
| last_indexed |
2025-11-27T01:07:01Z |
| _version_ |
1849903676197437440 |
| fulltext |
2010/№1 115
Тенденции развития современной мировой экономики,
все более приобретающей инновационные черты, связаны с
разработкой, внедрением и использованием высоких техно-
логий. Переход ведущих стран к новому этапу формирова-
ния инновационного общества — построению экономики,
базирующейся преимущественно на генерации, распростра-
нении и использовании знаний (knowledge based economy)
убедительно показывает, что у Украины не может быть ино-
го пути развития, чем формирование экономики, основан-
ной на знаниях, то есть экономики инновационного типа.
17 июня 2009 года Правительство Украины своим рас-
поряжением утвердило разработанную Государственным
агентством Украины по инвестициям и инновациям Концеп-
цию развития национальной инновационной системы (да-
лее — НИС), окончательно избрав инновационную модель
развития экономики. Основной целью развития НИС Укра-
ины определено создание условий для повышения произво-
дительности труда и конкурентоспособности отечественных
товаропроизводителей для улучшения благосостояния чело-
века и обеспечения стабильного экономического роста.
Сегодняшний процесс формирования НИС в Украи-
не связан с рядом проблем, и, прежде всего, с тем, что
Украина потеряла время и место в структуре международ-
ного технологического обмена, и, соответственно, систему,
способную эффективно концентрировать материальные,
трудовые, научные и финансовые ресурсы на стратегичес-
ки приоритетных направлениях промышленного подъема.
Вследствие этого в экспорте Украины преобладает сырье-
вая и полуфабрикатная продукция или так называемые
промежуточные товары, в то время как развитые страны
выходят на мировые рынки с высокими технологиями и с
продукцией — результатом реализованных знаний.
Нынешняя структура инвестиций не только не спо-
собствует прогрессивным технологическим сдвигам, но,
наоборот, усугубляет положение поддержкой предприя-
тий низшего, третьего технологического уклада и огра-
ничивает развитие высших, четвертого и пятого техно-
логических укладов [3, 9].
Однако преодоление современного экономическо-
го кризиса в Украине возможно через реализацию ее
преимуществ, таких как достаточно высокий уровень
образования и квалификации населения и оставшуюся
с советских времен научную и производственную инф-
раструктуру. Таким образом, вопросы, связанные с фор-
мированием национальной инновационной системы,
приобретают сегодня для Украины особую актуальность.
Создание эффективной НИС способно задействовать
имеющийся научно-технический потенциал страны для
технологической модернизации экономики и активизиро-
вать предпринимательский сектор в сфере инноваций. В
практической плоскости задача сводится к формированию
такой системы, в которой эффективно взаимодействуют
предпринимательская среда и среда, производящая знания,
— научно-исследовательский комплекс. Причем такое вза-
имодействие должно обеспечивать не только передачу зна-
ний, но и их воспроизводство и экономическое примене-
ние. В свою очередь, предпринимательская среда должна
все время посылать импульсы национальной научно-тех-
нической сфере, ориентируя ее на разработку той или иной
продукции и технологии [4].
По своей сути, НИС является фундаментом пост-
роения экономики, основанной на знаниях, т. е. фор-
мирование НИС должно быть направлено на преобра-
зование нового знания в продукты и услуги, необходи-
мые экономике и обществу. К примеру, на долю новых
знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании,
подготовке кадров, организации производства, в эконо-
мически развитых странах приходится сегодня от 70 до
85 % прироста валового внутреннего продукта (ВВП).
При этом следует учитывать, что знания сами по себе
не трансформируют экономику; одновременно нет и га-
рантий того, что инвестирование в научные исследования
и разработки или в иные продукты высшего образования
принесет положительную отдачу. Многие страны (напри-
мер, Бразилия, Индия, Россия) вложили весьма значитель-
ные средства в формирование научно-технического потен-
циала, но не получили серьезной экономической отдачи
от своих инвестиций. Это объясняется тем, что научно-
технические знания приносят наибольшую выгоду в том
случае, когда они используются в рамках комплексной
системы учреждений, организаций и процессов, известной
под названием «национальная инновационная система».
Следует отметить, что впервые понятие НИС было
использовано в 1987 году Крисом Фриманом (Science Policy
Research Unit, Sussex) в его исследовании технологической
политики в Японии (Freeman, 1987) [10]. В рамках данного
исследования были описаны важнейшие элементы японс-
кой НИС, которые обеспечили экономический успех этой
страны в послевоенный период. А уже с начала 1990-х го-
дов понятие НИС оказалось в центре внимания ученых,
занимающихся проблемами технологического развития.
Первоначальная трактовка понятия «национальная
инновационная система» предполагала концентрацию
внимания на науке и технологиях, как основных факто-
рах, которые определяют среду действия фирм. Затем, к
концу 1990 годов, концепция НИС обрела более широкий
контекст, утверждая, что НИС включает в себя все элемен-
ты социально-экономической системы, а уровень разви-
тия технологий и инноваций определяется национальны-
ми особенностями исторического развития страны.
Одно из первых определений НИС предложено в
официальных документах Организации экономическо-
го сотрудничества и развития (OECD), согласно кото-
рому НИС определяется как совокупность институтов,
относящихся к частному и государственному секторам,
которые индивидуально и во взаимодействии друг с
другом обусловливают развитие и распространение но-
вых технологий в пределах конкретного государства [11].
В настоящий момент сложилось три основных трак-
товки категории НИС [6].
В.В. Третьяк
академик АЭН Украины
Е.А. Середа
г. Луганск
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИКИ
ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
ТРЕТЬЯК В.В., СЕРЕДА Е.А.
ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ116
Первая состоит в рассмотрении НИС как совокуп-
ности институтов, деятельность которых направлена на
генерирование и диффузию инноваций. Это определе-
ние отражает, что инновационные процессы проявляют-
ся непосредственно в хозяйственной практике. Основ-
ной упор данной концепции лежит в плоскости коммер-
циализации, практической отдачи от науки, так как по-
явление нового продукта связано с совместной работой
множества хозяйствующих субъектов.
Вторая концепция интерпретирует НИС как комплекс
сопряженных экономических механизмов и видов деятель-
ности, обеспечивающих инновационные процессы. Данное
определение более функционально, так как оно подчерки-
вает динамизм взаимодействия субъектов НИС, переход к
нелинейной модели инновационного цикла, оставляя в тени
движущие силы инновационных процессов.
Третья точка зрения связана с более глубокой сущ-
ностью экономических отношений. НИС трактуется как
часть национальной экономической системы, обеспечи-
вающая органическое встраивание инновационных про-
цессов в поступательное развитие экономики и обще-
ства. Эта концепция полагает, что создание формальных
инновационных структур само по себе не гарантирует
успеха нововведений. Необходимо формирование адек-
ватной экономической атмосферы, благоприятного для
инноваций социального климата.
Экономика инноваций базируется на системном, т.
е. охватывающем все субъекты хозяйствования интересе
в использовании новых технологий, и предполагает но-
вую систему экономических отношений, формирование
которой имеет общую для всех стран последовательность.
Упрощенно, названная последовательность может быть
описана в рамках следующей логической цепочки: появ-
ление новых технологий > увеличение предприниматель-
ских расходов на перманентную переподготовку работ-
ников > снижение издержек производства и цен на по-
требительские товары и услуги > изменение структуры
спроса на товары и услуги > увеличение расходов домаш-
них хозяйств на образование > повышение качественно-
го состава населения > изменение структуры националь-
ного богатства > формирование новой системы интере-
сов > пересмотр критериев эффективности экономичес-
кого роста. На рис. 1 представлены исходные данные,
цель, задачи и основные функции формирования НИС.
Системный аспект концепции НИС состоит в том,
что именно совокупность взаимосвязанных институцио-
нальных структур (малые и крупные фирмы, университе-
ты и государственные научно-исследовательские центры,
правительство и региональные администрации, объекты
инновационной структуры, финансовые рынки и т. д.)
оказывает влияние на инновационное развитие [7].
Современная НИС формируется, исходя из общей
государственной политики и нормативно-правовой
базы, обеспечивающей реализацию данной политики.
Государство является основным заинтересованным ини-
циатором создания национальной инновационной сис-
темы и всесторонне обеспечивает ее развитие ресурса-
ми на основе ежегодного выбора приоритетных направ-
лений инновационной деятельности.
Основные элементы национальной инновационной
системы представлены на схеме (рис. 2): это — наука (си-
стема генерации и распространения знаний), инноваци-
онный сектор производства, образование, ориентирован-
ное на подготовку высококвалифицированных специали-
стов, инновационная инфраструктура, механизмы поддер-
жки инновационной деятельности. Учитывая, что функ-
Рис. 1. Исходные данные, цель, задачи и основные функции формирования национальной инновационной системы
ТРЕТЬЯК В.В., СЕРЕДА Е.А.
2010/№1 117
ционирование НИС строится, исходя из условий рыноч-
ной экономики, рынок наукоемкой продукции и услуг
может рассматриваться как один из элементов НИС.
Таким образом, национальная инновационная си-
стема предполагает совокупность взаимосвязанных орга-
низаций, непосредственно осуществляющих производ-
ство и коммерческую реализацию научных знаний, тех-
нологий, а также комплекс правовых, финансовых и
социальных институтов, обеспечивающих функциони-
рование инновационных структур.
Упрощенная общая модель, описывающая взаимодей-
ствие элементов НИС и получившая наибольшее распро-
странение, определяет роль частного сектора и роль госу-
дарства. Роль частного сектора заключается в разработке
технологий на основе собственных исследований и в ры-
ночном освоении инноваций, роль государства — в содей-
ствии производству фундаментального знания (в универ-
ситетах) и комплекса технологий стратегического харак-
тера, а также в создании инфраструктуры и благоприят-
ных институциональных условий для инновационной де-
ятельности частных компаний. Таким образом, индивиду-
альную специфику конкретных моделей инновационных
систем составляют вариации преобладающего участия го-
сударственного и частного сектора в выполнении тех или
иных функций в инновационном процессе [8].
В рамках этой общей модели формируются нацио-
нальные особенности НИС: большая или меньшая роль
государства и частного сектора в выполнении указанных
функций; относительное значение крупного и мелкого
бизнеса; соотношение фундаментальных и прикладных
исследований и разработок; динамика развития и отрас-
левая структура инновационной деятельности [2].
Инновационные системы разных стран различны,
так же как различны инновационные стратегии госу-
дарств. Перед НИС различных стран могут ставиться и
различные цели. В каждом конкретном случае страте-
гия развития НИС определяется проводимой государ-
ственной политикой, нормативным правовым обеспе-
чением, формами прямого и косвенного государствен-
ного регулирования, состоянием научно-технологичес-
кого и промышленного потенциала, внутренних товар-
ных рынков, рынков труда, а также историческими и
культурными традициями и особенностями. На разви-
тие инновационной деятельности не влияют ни тип
государства, ни политические режимы. Так, инноваци-
онная деятельность успешно развивается и в федератив-
ных государствах (США, Германия), и в унитарных
(Франция), в условиях конституционной монархии (Ве-
ликобритания, Нидерланды, Испания), а также при
коммунистическом режиме Китая. Поэтому, можно
предположить, что решающим фактором является ста-
бильность политической ситуации в стране [6].
В формировании национальной инновационной
системы выделяют два основных подхода:
европейско-американский, основанный на преимуще-
ственном развитии и использовании собственного научно-
технического потенциала для генерирования инновацион-
ного продукта, включающий в себя весь инновационный
цикл — от фундаментальной идеи через прикладные иссле-
дования и разработки до получения готового изделия;
японский, основанный на преимущественно внеш-
нем заимствовании научно-технической информации с
ее последующей доработкой с целью получения опти-
мального конечного результата.
Однако не существует некой оптимальной нацио-
нальной инновационной системы, также как не суще-
ствует единственной, наиболее эффективной инноваци-
онной стратегии государства. Наоборот, имеет место
множество НИС со своими преимуществами и недостат-
ками. НИС имеют определенные общие черты, и опыт
экономически и технологически более конкурентоспо-
собных стран может и должен приниматься на воору-
жение странами менее конкурентоспособными.
Накопленный опыт мирового инновационного раз-
вития позволяет выделить следующие основные органи-
зационно-технические требования к формированию
национальной инновационной системы Украины:
развитие научно-исследовательской и технологи-
ческой сферы, направленное на расширенное воспро-
изводство знаний, информации и технологий, ориенти-
рованных на удовлетворение инновационных потребно-
стей производства;
взаимодействие научных подразделений и предпри-
нимательских структур с целью трансфера знаний в
конкурентоспособные технологии и создание рынка
высокотехнологической продукции;
формирование предпринимательской прослойки,
способной использовать конкурентные технологии в
производстве и получать высокую прибыль;
адресный характер прямой государственной поддер-
жки, осуществляемый посредством капитальных вложе-
ний, либо путем передачи прав на интеллектуальную
собственность;
освобождение прибыли, направляемой на внедре-
ние новых технологий, финансирование исследований
и разработок, от налогообложения;
создание малых фирм, обеспечивающих разработ-
ку и передачу новых технологий, а также центров пере-
дачи технологий в научно-исследовательских институ-
тах и вузах, в том числе путем предоставления им стар-
тового капитала и налоговых льгот, оказания правовой
и информационной поддержки.
Таким образом, наиболее важные приоритеты на-
учно-технологического развития Украины должны быть
связаны с непрерывной повседневной работой по фор-
мированию ее национальной инновационной системы,
рассматриваемой в качестве институциональной моде-
ли генерации, распространения и использования зна-
ний, их воплощения в новых продуктах, технологиях,
услугах во всех сферах жизни общества.
Литература
1. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный
менеджмент : учеб. пособие / Г. Я. Гольдштейн. — Таган-
рог : Изд-во ТРТУ, 2004. — 267 с.
Рис. 2. Основные элементы национальной инновационной
системы
ТРЕТЬЯК В.В., СЕРЕДА Е.А.
ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ118
2. Гуриева Л. К. Эволюция теории инновационного
развития экономики: основные подходы и концепции /
Л. К. Гуриева. — Сев.-Осетин. гос. ун-т: Владикавказ,
2005. — 204 с.
3. Косіцина І. О. Інвестиції як необхідна умова роз-
витку реального сектора економіки / И. О. Косіцина //
Теорії мікро-макроекономіки : зб. наук. праць. — До-
нецьк, 2005. — Вип. 20. — С. 227–231.
4. Ленчук Е. Б. Новые подходы к формированию наци-
ональной инновационной системы в России / Е. Б. Лен-
чук // [Електронний документ]. — Режим доступу: www.
econ. msu. ru/…/a/1158/file/Lenchuk_
5. Лирмян Р. А. Венчурное инвестирование в иннова-
ции: мировой опыт и российская практика / Р. А. Лир-
мян. — Москва, 2006. — 138 с.
6. Моргунов Е. В. Национальная (государственная) ин-
новационная система: сущность и содержание / Е. В. Мор-
гунов, Г. В. Снегирев // Собственность и рынок. — 2004. —
№ 7. — С. 10–21.
7. Национальные инновационные системы в России и
ЕС / под ред. Иванова В. В., Н. И. Ивановой, Й. Розебу-
ма, Х. Хайсберса. — М.: ЦИПРАН РАН, 2006. — 280 с.
8. Оливанова Т. Н. Национальная инновационная сис-
тема как основа инновационной экономики / Т. Н. Оли-
ванова // Вестник Чувашского университета. — 2009. —
№ 3. — С. 485—489.
9. Тульчинская С. А. Стратегия национальной иннова-
ционной системы и методы ее реализации / С. А. Туль-
чинская // Економіка промисловості. — 2007. — № 2. —
С. 98 — 106.
10. Freeman C. Technology Policy and Economic
Performance: Lessons from Japan / С. Freeman. — London:
Pinter, 1987. — Р. 1—5.
11. OECD, National Innovation Systems, Paris, 1997. — 49 р.
А.М. Тибінь
академік АЕН України
І.І. Смачило
м. Тернопіль
ВИХІДНІ УМОВИ Й ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ
ХАРЧОВОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ УКРАЇНИ
Постановка проблеми. Сучасний стан харчової промис-
ловості України відображає наслідки багатьох економічних
процесів. По-перше, залежить від історичного спадку, який
сформувався в Україні за роки планової економіки. По-дру-
ге, залежить від наслідків економічних трансформаційних
процесів, в ході яких відбувалася зміна планових методів
управління на ринкові, зміна форм власності на підприєм-
ства харчової промисловості. По-третє, пов’язаний із перс-
пективними напрямами сучасного розвитку цієї галузі вироб-
ництва, відображає національні та міжнародні тенденції роз-
витку харчової промисловості, притаманні нашому часу.
Аналіз останніх досліджень і публікацій. Проблеми
розвитку харчової промисловості у своїх працях досліджу-
вали: О. Б. Шмаглій [17], Т. Мостенська [4], І. Р. Юхновсь-
кий [16], В. Лиськов [3], О. Дерев’янко [2], Л. В. Дейнеко
[1], М. П. Сичевський [5] та інші. У їхніх дослідженнях
порушувались й аналізувались різні аспекти становлення
та інтенсифікації харчової промисловості, її підгалузей в
різні періоди часу, а також пропонувалися теоретичні і
практичні рекомендації щодо піднесення рівня господа-
рювання у цій провідній галузі господарського комплексу
України. Проте слід зазначити, що не дивлячись на на-
явність наукових робіт з окресленої проблематики, їх ви-
соку наукову й практичну цінність, існує потреба в сис-
темному і комплексному дослідженні механізму розвитку
харчової промисловості, недосконалість якого є першоп-
ричиною багатьох негараздів у цій галузі.
Формулювання цілей (постановка завдання). Зважа-
ючи на складність розвитку харчової промисловості,
важливо оцінити її сучасний стан за допомогою законо-
мірностей сталого розвитку. Тобто, актуальним є завдан-
ня інтерпретації процесів у харчовій промисловості Ук-
раїни з погляду закономірностей сталого економічного
розвитку, вирішення якого має з’ясувати проблемні
питання, вказати шляхи розв’язання проблем і надати
можливість розробки відповідних програм.
Для вирішення поставленого завдання доцільно виб-
рати метод зіставлення реальних процесів, які відбували-
ся в харчовій промисловості України, із закономірностя-
ми сталого економічного розвитку. На основі цього зістав-
лення, необхідно встановити економічні закономірності
розвитку харчової промисловості, визначити в якому стані
перебуває харчова промисловість з позиції сталого роз-
витку й надати рекомендації щодо її вдосконалення та
подати пропозиції щодо покращення державного регулю-
вання харчовою промисловістю України.
Виклад основного матеріалу. Для дослідження про-
цесів сталого розвитку харчової промисловості вибрано
проміжок часу від 1953 р. до 2006 р., особливо — від
2001 р. до 2006 р., коли активізувались новітні процеси
становлення сучасної харчової промисловості [6–15]. Не
враховувати особливості розвитку харчової промисло-
вості протягом 1953–2001 років об’єктивно неможливо,
адже саме за ці роки: створено основні фонди, які досі
перебувають в експлуатації; сформувався національний
тип харчового забезпечення населення; утворилася то-
варна й цінова структура харчового забезпечення. Тому
важливо врахувати не лише стан харчової промисловості
перед початком економічної трансформації (1988–1990
роки), чи після неї (приблизно 2001–2003 роки), але
взяти до уваги тривалішу динаміку її розвитку.
За суттю сталий розвиток охоплює збалансованість
та вдосконалення різноманітних аспектів виробничої
діяльності. Найважливішими напрямами збалансованості
харчової промисловості із економічним середовищем є
забезпечення сировиною та технічним устаткуванням.
Особливість харчової промисловості полягає в тому,
що її сировиною можуть бути лише продукти рослин-
ТИБІНЬ А.М., СМАЧИЛО І.І.
|