Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым
Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении состояния и тенденций развития рынка туристско- рекреационных услуг, предоставляемых в АР Крым в период с 2005 по 2010 годы, по которым имеются официальная статистическая информация....
Збережено в:
| Дата: | 2012 |
|---|---|
| Автори: | , |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2012
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46262 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым / А.Н. Бузни, М.С. Зубкова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 232. — С. 45-49. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-46262 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-462622025-02-09T14:39:06Z Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым Маркетингове дослідження кон'юнктури ринку туристично-рекреаційних послуг АР Крим Market research market tourism and recreational services Crimea Бузни, А.Н. Зубкова, М.С. Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении состояния и тенденций развития рынка туристско- рекреационных услуг, предоставляемых в АР Крым в период с 2005 по 2010 годы, по которым имеются официальная статистическая информация. 2012 Article Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым / А.Н. Бузни, М.С. Зубкова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 232. — С. 45-49. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46262 339.138:338.48 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса |
| spellingShingle |
Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса Бузни, А.Н. Зубкова, М.С. Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым Культура народов Причерноморья |
| description |
Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении состояния и тенденций развития рынка туристско-
рекреационных услуг, предоставляемых в АР Крым в период с 2005 по 2010 годы, по которым имеются
официальная статистическая информация. |
| format |
Article |
| author |
Бузни, А.Н. Зубкова, М.С. |
| author_facet |
Бузни, А.Н. Зубкова, М.С. |
| author_sort |
Бузни, А.Н. |
| title |
Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым |
| title_short |
Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым |
| title_full |
Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым |
| title_fullStr |
Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым |
| title_full_unstemmed |
Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым |
| title_sort |
маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг ар крым |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2012 |
| topic_facet |
Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46262 |
| citation_txt |
Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым / А.Н. Бузни, М.С. Зубкова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 232. — С. 45-49. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT buznian marketingovoeissledovaniekonʺûnkturyrynkaturistskorekreacionnyhuslugarkrym AT zubkovams marketingovoeissledovaniekonʺûnkturyrynkaturistskorekreacionnyhuslugarkrym AT buznian marketingovedoslídžennâkonûnkturirinkuturističnorekreacíjnihposlugarkrim AT zubkovams marketingovedoslídžennâkonûnkturirinkuturističnorekreacíjnihposlugarkrim AT buznian marketresearchmarkettourismandrecreationalservicescrimea AT zubkovams marketresearchmarkettourismandrecreationalservicescrimea |
| first_indexed |
2025-11-26T23:23:19Z |
| last_indexed |
2025-11-26T23:23:19Z |
| _version_ |
1849897151460540416 |
| fulltext |
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И СЕРВИСА
45
Бузни А.Н., Зубкова М.С. УДК 339.138:338.48
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ АР КРЫМ
Постановка проблемы. Турбулентность современной рыночной среды побуждает акторов всех
уровней предпринимательской деятельности для обеспечения стабильности и бескризисного развития
систематически отслеживать конъюнктуру рынка, состояние спроса и предложения, уровень конкурентной
среды, ценовую ситуацию и т.п. Отсутствие такой информации у предпринимателя или игнорирование её
ведёт к непредсказуемости результатов деятельности, повышает риск провала. Наоборот, наличие
информации и верное её аналитическое толкование позволяет успешно адаптироваться к возникающим и
прогнозируемым рыночным колебаниям.
Анализ публикаций. Данная аксиома получает научное обоснование и развитие во многих работах по
маркетингу, часть из которых посвящена решению проблемы в сфере туристско-рекреационной
деятельности. В частности, по крымской дестинации это работы таких исследователей, как: Ефремов А.В.,
Слепокуров А.С., Таряник А.И., Шаптала О.С., Цветкова И.И., Цёхла С.Ю., Яковенко И.М., Ярош А.М. и
др. [8, 5, 7, 13, 9, 10, 14,15].
Важнейшим постулатом этих работ является необходимость систематичных исследований
конъюнктуры рынка, имеющей свойство постоянно изменяться.
Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении состояния и тенденций развития рынка туристско-
рекреационных услуг, предоставляемых в АР Крым в период с 2005 по 2010 годы, по которым имеются
официальная статистическая информация.
Задачи: рассмотреть конъюнктуру рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым.
Изложение основного материала. В укрупнённой агрегации можно выделить следующие объекты
маркетинговых исследований конъюнктуры рынка:
ресурсный потенциал,
существующий и прогнозируемый спрос,
существующее и прогнозируемое предложение,
стратегия сбалансированности спроса и предложения.
Необходимо обратить внимание на применение термина «туристско-рекреационный», под которым
имеется в виду сопряжённая деятельность в туризме, понимаемом как временное, целенаправленное,
добровольное перемещение людей за пределы своего постоянного места жительства, и рекреации,
понимаемой как отдых, восстановление сил и здоровья.
В ряде случаев эти виды деятельности могут осуществляться отдельно одна от другой, то есть
рекреация без туризма (для местного населения) и туризм без рекреации (спортивный, научный,
конгрессный и т.п.), а в других случаях – интегрируются, и тогда мы говорим о туристско-рекреационной
деятельности.
Одновременно в туристско-рекреационной деятельности допустимо выделять санаторно-курортную
деятельность, представляющую собой более узкий сегмент рекреации, ограниченный потребностями
рекреантов в оздоровлении, обычно без применения активных видов отдыха и имеющей чаще всего
организованные формы. При этом рекреационные услуги предоставляются не только туристам, но в
определённой мере и местному населению [1].
Рекреационный потенциал. Исследователями отмечается значительный рекреационный потенциал
Крымского полуострова. На территории республики находится свыше 11,5 тысяч памятников истории,
культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам цивилизациям, этносам и
религиям. Около 150 всемирно известных историко-археологических объектов, некоторые из которых
занесены в каталоги ЮНЕСКО, дают возможность проведения профессиональных археологических
раскопок. Наиболее известными объектами являются Херсонес, Кара-Тобе, генуэзские крепости, таврские
могильники. На территории автономии широкое развитие получает научный туризм, культурно-
этнографический, паломнический, охотничий, конный, исторический, экстремальный, круизный, яхтенный
и другие [11].
Разнообразие рельефа и природные особенности делают перспективным развитие активных видов
туризма, таких как пешеходный, автомобильный, велосипедный, джип-сафари и другие.
Климатические условия для рекреации на Крымском южнобережье, по исследованию А. М. Яроша [15],
во многом превосходят условия климатических курортов Европы и прилегающих к ней регионов Азии и
Африки.
Комплекс санаторно-курортных учреждений является одним из основных составляющих туристско-
рекреационной отрасли АР Крым, который имел в 2010 году 656 объектов размещения различного
функционального назначения, из которых лечебное направление имеют 20,3 %, общеоздоровительное - 35,1
%, другое - 44,6 %. (рис. 1).
Бузни А.Н., Зубкова М.С.
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ
УСЛУГ АР КРЫМ
46
Рис. 1. Структура санаторно-курортного и туристского комплекса АР Крым в 2010 г. [2]
Из рисунка следует, что в структуре санаторно-курортного и туристского комплекса АР Крым
большую часть (30,9 %) занимают базы отдыха, далее пансионаты (19,4 %), санатории (18,3 %), меньшую
долю – кемпинги (1,4 %), спортивно-оздоровительные центры (2,4 %).
Каждый курортный регион полуострова имеет свои особенности и специфику. Так, в районе Большой
Ялты и Алушты с успехом лечат неспецифические заболевания органов дыхания (хронический бронхит,
пневмония, бронхиальная астма), а также сердечно-сосудистые заболевания и заболевания центральной
нервной системы.
В Сакско-Евпаторийском регионе в силу географического положения и наличия бальнеогрязевых
ресурсов лечат заболевания опорно-двигательного аппарата, гинекологические заболевания, бесплодие, а
также заболевания центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистые и заболевания
органов пищеварения. В Феодосии лечат неспецифические заболевания органов дыхания, нарушения
обмена веществ и желудочно-кишечные заболевания. Черноморский, Ленинский, Раздольненский,
Симферопольский и Бахчисарайский район предлагают недорогой отдых и оздоровление в сезонных базах
размещения [3].
На основании аналитических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий
санаторно-курортного и туристского комплекса, рассчитанных по каждому предприятию и в целом по
курортному региону, Министерством курортов и туризма АР Крым определены рейтинги регионов
Автономной Республики Крым (рис. 2). По этим данным, первое место в рейтинге занимает курорт Саки, а
последнее – Керчь.
Спрос. Крым, обладая уникальными природными богатствами, ландшафтами, месторождениями
лечебных вод и грязей, мощным культурно-историческим наследием, привлекает к себе миллионы туристов
(рис. 3). Наличие высококвалифицированных научных и медицинских кадров, постоянная модернизация
лечебно-диагностической базы, внедрение новейших медицинских методик позволяет Крыму занимать
достойное место по уровню развития санаторно-курортного лечения [7].
Рис. 2. Рейтинг регионов АР Крым в 2010 г., % [2].
Как видно из диаграммы, общее количество туристов до 2007 г. небольшими темпами росло, однако в
2008, 2009 гг. произошел спад, связанный по всей вероятности с мировым экономическим кризисом.
Однако уже в 2010 г. Крым посетило на 700 тыс. больше отдыхающих, по сравнению с 2009 г.
Количество неорганизованных отдыхающих, т.е. не связанных никакими взаимными обязательствами с
разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами, в среднем в 4 раза превосходит
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И СЕРВИСА
47
количество организованных, т.е. тех туристов, которые приобретают туры по заранее согласованным
маршрутам, срокам пребывания, объёму предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой
аппарат. Характеристика спроса отражена в таблице 1.
Рис. 3. Динамика количества прибывших отдыхающих в АРК в 2004-2010 гг. (млн. чел.) [2].
Предложение. Из общего количества предприятий комплекса только 245 предназначены для
круглогодичного функционирования, 411 - сезонные, что составляет 62,6%. На территории АРК
функционируют здравницы, относящиеся к собственности других государств (Российской Федерации,
Беларуси, Узбекистана). В частной собственности находится 75% предприятий, в государственной -21,8%,
в коммунальной собственности - 3,2%. Рекреационные предприятия Автономной Республики Крым в
период высокого сезона могут предоставлять свыше 154 тысяч мест, в том числе 66 тысяч мест могут
функционировать круглогодично. Таким образом, предложение на сегодняшний день превышает
существующий спрос в высокий сезон почти на 15 %, а за пределами сезона потенциал используется едва
ли на 20 %.
Таблица 1. Показатели деятельности предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса
Автономной Республики Крым в разрезе курортных регионов за 2010 год [2].
П
о
к
аз
ат
ел
и
Ч
и
сл
ен
н
о
ст
ь
у
ч
р
еж
д
ен
и
й
,
ед
и
н
и
ц
Ч
и
сл
о
р
аб
о
та
ю
щ
и
х
зд
р
ав
н
и
ц
,
ед
и
н
и
ц
К
о
л
и
ч
ес
тв
о
м
ак
си
м
ал
ьн
о
р
аз
в
ер
н
у
ты
х
к
о
ек
в
ф
у
н
к
ц
и
о
н
и
р
у
ю
щ
и
х
у
ч
р
еж
д
ен
и
ях
,
ед
и
н
и
ц
О
б
сл
у
ж
ен
о
о
тд
ы
х
аю
-щ
и
х
,
ч
ел
.
К
о
л
-в
о
п
р
ед
о
ст
ав
-л
ен
н
ы
х
к
о
й
к
о
-д
н
е
й
(
к
о
й
к
о
-д
н
ей
)
С
р
ед
н
ее
к
о
л
и
ч
ес
тв
о
д
н
ей
п
р
еб
ы
в
ан
и
я
1
о
тд
ы
х
аю
-
щ
ег
о
,
к
о
й
к
о
-д
н
ей
С
р
ед
н
и
й
о
б
ъ
ем
р
еа
л
и
за
ц
и
и
у
сл
у
г
н
а
1
о
тд
ы
х
аю
щ
ег
о
,
гр
н
.
С
р
ед
н
яя
с
то
и
м
о
ст
ь
1
к
о
й
к
о
-
д
н
я,
г
р
н
Алушта 87 83 21286 221607 2153604 9,7 2696,6 277,5
Бахчисарайский р-н 21 19 5711 29941 326669 10,9 2255,4 206,7
Евпатория 78 69 31030 220619 3708113 16,8 3096,1 184,2
Керчь 38 25 3172 13741 112327 8,2 862,3 105,5
Ленинский р-н 51 30 4583 11783 133404 11,3 1588,5 140,3
Раздольненский р-н 16 12 2362 11310 85965 7,6 1109,1 145,9
Саки 14 13 5632 54456 958740 17,6 5343,0 303,5
Сакский р-н 25 16 2001 7764 92206 11,9 2286,4 192,5
Симферопольский р-н 45 43 5309 34024 380491 11,2 2454,9 219,5
Судак 28 27 4836 40389 438581 10,9 2893,0 266,4
Феодосия 62 62 10899 62618 675465 10,8 1736,9 161,0
Черноморский р-н 38 25 3612 17789 215232 12,1 1794,6 148,3
Ялта 153 143 32242 434528 4651153 10,7 3291,0 307,5
Итого по АРК 656 567 132675 1160569 13931950 12,0 2990,8 249,1
Балансирование спроса и предложения. Аналитические показатели, характеризующие спрос и
предложение рекреационных услуг за 6 лет представлены в табл. 2.
Бузни А.Н., Зубкова М.С.
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ
УСЛУГ АР КРЫМ
48
Таблица 2. Аналитические показатели деятельности предприятий санаторно-курортного и туристского
комплекса Автономной Республики Крым, имеющих базу размещения, за 2005 - 2010 гг. [2].
Показатели
годы Абсолютное
изменение
(2010г. к
2009г.), (+, -)
Относительное
изменение
(2010 / 2009),
%
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Количество здравниц всего, ед. 633 645 644 655 656 656 0 100,0
Количество работающих здравниц,
ед.
585 599 586 579 567 567 0 100,0
Количество мест максимального
развертывания в работающих
здравницах, ед.
136049 134099 130263 128515 131146 132675 1529 101,2
Количество организованных
отдыхающих, всего, чел:
1170947 1173252 1277819 1308685 1070723 1160569 89846 108,4
из них: граждан Украины, % 69,6 72,6 72,9 72,6 73,8 71,0 -2,8 96,2
граждан других стран СНГ, % 27,2 24,5 24,3 24,5 23,5 26,4 2,9 112,3
граждан дальнего зарубежья , % 3,2 2,9 2,8 2,9 2,7 2,6 -0,1 96,3
Количество проведенных койко-
дней всего, койко-дней
15060636 15300655 15820676 15677427 13323275 13931950 608675 104,6
Средняя длительность
пребывания, дней
12,9 13,0 12,4 12,0 12,4 12,0 -0,443250962 96,4
Коэффициент заполняемости, % 65,1 62,5 66,1 63,2 58,2 61,7 3,5 106,0
Объем реализации услуг, всего,
тыс. грн.
1539621,6 1782837,6 2264084,0 2823948,0 2968130,3 3471054,8 502924,5 116,9
Объем реализации на 1
отдыхающего, грн.
1314,9 1519,6 1773,8 2157,9 2772,0 2990,8 218,8 107,9
Средняя стоимость 1 койко-дня,
грн.
102,2 116,5 143,3 180,1 222,8 249,1 26,3 111,8
Налоги на 1 койко-день, грн. 12,1 13,3 17,9 21,8 27,0 29,8 2,8 110,4
Среднегодовой коэффициент заполняемости предприятий санаторно-курортного и туристского
комплекса за 2009 год составил 58,2%. Основной причиной недостаточно эффективной эксплуатации
природных и материальных ресурсов курортной и туристской сферы являются короткий курортный сезон и
неприспособленность части здравниц к круглогодичной эксплуатации.
Средняя продолжительность пребывания 1 отдыхающего в здравницах в 2009 году составила 12,4 дней.
Максимальное количество дней пребывания отдыхающих традиционно в г. Саки (17,7 дней) и г. Евпатории
(17,7 дней), что связано с лечебным профилем курортов, наименьшее - в Раздольненском районе (7,6 дней)
и в г. Керчи (7,4 дней).
Выводы, рекомендации, обозначение перспектив развития проблемы.
Проведенный краткий и далеко не полный анализ конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг
показал, что Крым имеет значительный туристско-рекреационный потенциал. В 2010 г. туристско-
рекреационный комплекс АР Крым насчитывал 656 объектов, из них 411 объектов – сезонного
функционирования (62,6%). Основным средством размещения традиционно являются санаторно-курортные
учреждения.
В структуре туристских услуг слабо представлен внешнеэкономический сектор: более 60% составляют
услуги внутреннего туризма. В регионе отсутствуют комплексные инновационные программы развития
рекреации и туризма, учитывающие тенденции развития мирового рынка услуг и актуализирующие
ресурсный потенциал регионов Крыма.
Территориальная структура туристско-рекреационного комплекса Крыма отличается неравномерным
характером рекреационного освоения полуострова. Рекреационные районы южных, юго-восточных и юго-
западных побережий испытывают техногенную перегрузку, в то же время ресурсный потенциал
перспективных восточных и северо-западных приморских районов, горных, предгорных и степных районов
Крыма используется не в полном объеме.
В 2010 г. Крым принял 5,7 млн отдыхающих. Под влиянием финансового кризиса отмечалось
сокращение потока и среднего срока пребывания туристов в регионе. В структуре размещения уменьшился
удельный вес санаторно-курортных учреждений и выросла доля гостиниц и баз отдыха.
Основными видами туризма на ближайшую перспективу в АР Крым должны быть: культурно-
познавательный туризм, включая событийный туризм, лечебно-оздоровительный (рекреационный) туризм,
детский туризм, экологический (зеленый) и сельский туризм, конгрессный и деловой туризм.
Источники и литература:
1. Карташевская И. Ф. Географические аспекты познавательного туризма. Рынок экскурсионных услуг /
И. Ф. Карташевская. – Симферополь : Пирамида-Крым, 2000. – 146 с.
2. Крым. Курорты. Туризм. 2010 : стат. бюллетень / М-во курортов и туризма АР Крым. – Симферополь,
2010. – 32 с.
3. Санаторно-курортне лікування, організований відпочинок в АР Крим у 2009-2010 рр. / за ред.
Н. О. Полонської; Держкомстат України, Гол. управління статистики в Автономної республіці Крим. –
Сімферополь : Держкомстат України, 2010. – 150 с. – (Статистичний сбірник).
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И СЕРВИСА
49
4. Санаторно-курортное лечение, организованный отдых и туризм в АР Крым : стат. сб. – Симферополь :
Изд-во Республ. стат. управления, 2009. – 515 с.
5. Слепокуров А. С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму /
А. С. Слепокуров. – Симферополь : Сонат, 2000. – 100 с.
6. Таряник А. И. К вопросу о развитии санаторно-курортного комплекса Крыма / А. И. Таряник // Вестник
физиотерапии и курортологии. – 2002. – № 1. – С. 5.
7. Таряник А. И. К вопросу о развитии санаторно-курортного комплекса Крыма / А. И. Таряник // Вестник
физиотерапии и курортологии. – 2005. – № 1. – С. 109-111.
8. Устойчивое развитие рекреационно-экономического комплекса Крыма / под ред. А. В. Ефремова. –
Симферополь : Таврия, 2002. – 300 с.
9. Цветкова И. И. Маркетинг спроса и предложения на рынке туристко- рекреационных услуг крымского
региона : монографія / И. И. Цветкова. – Сімферополь : Доля, 2008. – 176 с.
10. Цёхла С. Ю. Конкуренция на рынке курортных услуг и курорты Крыма / С. Ю.Цёхла // Современные
направления теоретических и прикладных исследований, 2008 : сб. науч. трудов по материалам
междунар. науч. конф. (г. Одесса, 15-25 марта 2008 г.) / Науч.-исслед. проектно-конструкторский ин-т
морского флота Украины, Одесский нац. морской ун-т и др. – Одесса : Черноморье, 2008. – Т. 24. – С.
69-73.
11. Цёхла С. Ю. Особенности развития экспорта крымских курортных услуг / С. Ю. Цёхла // Учёные
записки ТНУ им. В. И. Вернадского. – 2007. – Т. 20 (59). – № 1 : Экономика. – С. 231-237.
12. Цьохла С. Ю. Трансформація рекреаційної діяльності та розвиток ринку курортно-рекреаційних послуг
(методологія, аналіз і шляхи вдосконалення) : монографія / С. Ю. Цьохла. – Сімферополь : Таврія, 2008.
– 352 с.
13. Шаптала О. С. Автономна Республіка Крим: Проблемні питання управління рекреаційного
обслуговування : монографія / О. С. Шаптала. – Одеса : ОРІД НАДУ, 2003. – 264 с.
14. Яковенко И. М. Туристские ресурсы Украины / И. М. Яковенко. – Симферополь : Сонат, 2007. – 92 с.
15. Ярош А. М. Курорты Крыма среди приморских климатических курортов Европы и прилегающих к ней
регионов Азии и Африки : приложение к науч.-практ. дискуссионно-аналитическому сб. «Вопросы
развития Крыма» / А. М. Ярош, В. М. Ефимова, С. С. Солдатченко. – Симферополь : Терра Таврика;
Таврия Плюс, 2002. – 72 с.
Булыгина И.И. УДК 336.221
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Саратовская область является преимущественно сельскохозяйственной областью.
Сельскохозяйственные угодья области располагаются на 8,5 млн. га (84% всего областного земельного
фонда) [1].
Для развития сельского хозяйства необходимы устойчивые источники финансирования, которые можно
получить, в том числе развивая аграрный туризм. Многие россияне в настоящее время не в состоянии
оплатить дорогостоящий выездной отдых. В то же время часть горожан не имеет своих дачных участков
или родственников в деревенской местности, соответственно лишены возможности качественного отдыха,
вынуждены в период отпусков оставаться в городе. Развитие агротуризма позволило бы решить проблему
качественного и сравнительно недорогого отдыха для горожан и проблему дополнительного заработка
сельским жителям, которые имеют сравнительно низкий по сравнению с горожанами уровень доходов.
Кроме того, агротуризм обеспечивает сельских жителей дополнительными рабочими местами,
соответственно уменьшая отток сельских жителей в города.
Агротуризм, ориентированный на использование сельскохозяйственных ресурсов для создания
комплексного туристского продукта, существует не более полувека за рубежом и не так давно начал
развиваться в странах СНГ, в том числе и в России.
Опыт развития агротуризма за рубежом и проблема развития этого вида туризма в России широко
освещены в работах О.В. Власенко, Т.В. Власюк, С.А. Воробчукова, А.А. Бакановой, М.П. Великанова,
В.Ю. Воскресенского и других ученых.
Проблема наиболее рационального использования сельхозресурсов и вопросы развития подсобных
производств как способа выхода из кризиса сельскохозяйственного производства широко освещены в
работах А.И. Архипова, Ф.Т. Землянского, И.П. Семченко, М.М. Тимирбекова, В.П. Штаба и других.
Вышеперечисленные работы послужили теоретической базой для изысканий в этой области. Вместе с
тем, тема развития агротуризма в России, а тем более в Саратовской области еще недостаточно изучена.
Наиболее интересными работами по тематике агротуризма на региональном уровне являются работы
С.В. Пыняева, М.В. Радчук.
Цель исследования состоит в проведении анализа предпосылок для развития агротуризма в
Саратовской области, выявлении проблем, стоящих на пути этого развития, и способов их решения.
Прежде всего, необходимо определиться с терминологией, поскольку для обозначения туризма,
использующего сельские ресурсы, существует множество названий: агротуризм, экотуризм, фермерский,
сельский, деревенский, зеленый, природный, мягкий, альтернативный, трудовой туризм и др. Эти термины
имеют разные трактовки в зависимости от контекста, автора, страны.
|