Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым

Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении состояния и тенденций развития рынка туристско- рекреационных услуг, предоставляемых в АР Крым в период с 2005 по 2010 годы, по которым имеются официальная статистическая информация....

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2012
Автори: Бузни, А.Н., Зубкова, М.С.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2012
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46262
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым / А.Н. Бузни, М.С. Зубкова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 232. — С. 45-49. — Бібліогр.: 15 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-46262
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-462622025-02-09T14:39:06Z Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым Маркетингове дослідження кон'юнктури ринку туристично-рекреаційних послуг АР Крим Market research market tourism and recreational services Crimea Бузни, А.Н. Зубкова, М.С. Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении состояния и тенденций развития рынка туристско- рекреационных услуг, предоставляемых в АР Крым в период с 2005 по 2010 годы, по которым имеются официальная статистическая информация. 2012 Article Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым / А.Н. Бузни, М.С. Зубкова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 232. — С. 45-49. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46262 339.138:338.48 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса
Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса
spellingShingle Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса
Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса
Бузни, А.Н.
Зубкова, М.С.
Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым
Культура народов Причерноморья
description Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении состояния и тенденций развития рынка туристско- рекреационных услуг, предоставляемых в АР Крым в период с 2005 по 2010 годы, по которым имеются официальная статистическая информация.
format Article
author Бузни, А.Н.
Зубкова, М.С.
author_facet Бузни, А.Н.
Зубкова, М.С.
author_sort Бузни, А.Н.
title Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым
title_short Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым
title_full Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым
title_fullStr Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым
title_full_unstemmed Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым
title_sort маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг ар крым
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2012
topic_facet Актуальные проблемы гостинично-туристического бизнеса и сервиса
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46262
citation_txt Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым / А.Н. Бузни, М.С. Зубкова // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 232. — С. 45-49. — Бібліогр.: 15 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT buznian marketingovoeissledovaniekonʺûnkturyrynkaturistskorekreacionnyhuslugarkrym
AT zubkovams marketingovoeissledovaniekonʺûnkturyrynkaturistskorekreacionnyhuslugarkrym
AT buznian marketingovedoslídžennâkonûnkturirinkuturističnorekreacíjnihposlugarkrim
AT zubkovams marketingovedoslídžennâkonûnkturirinkuturističnorekreacíjnihposlugarkrim
AT buznian marketresearchmarkettourismandrecreationalservicescrimea
AT zubkovams marketresearchmarkettourismandrecreationalservicescrimea
first_indexed 2025-11-26T23:23:19Z
last_indexed 2025-11-26T23:23:19Z
_version_ 1849897151460540416
fulltext АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И СЕРВИСА 45 Бузни А.Н., Зубкова М.С. УДК 339.138:338.48 МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ АР КРЫМ Постановка проблемы. Турбулентность современной рыночной среды побуждает акторов всех уровней предпринимательской деятельности для обеспечения стабильности и бескризисного развития систематически отслеживать конъюнктуру рынка, состояние спроса и предложения, уровень конкурентной среды, ценовую ситуацию и т.п. Отсутствие такой информации у предпринимателя или игнорирование её ведёт к непредсказуемости результатов деятельности, повышает риск провала. Наоборот, наличие информации и верное её аналитическое толкование позволяет успешно адаптироваться к возникающим и прогнозируемым рыночным колебаниям. Анализ публикаций. Данная аксиома получает научное обоснование и развитие во многих работах по маркетингу, часть из которых посвящена решению проблемы в сфере туристско-рекреационной деятельности. В частности, по крымской дестинации это работы таких исследователей, как: Ефремов А.В., Слепокуров А.С., Таряник А.И., Шаптала О.С., Цветкова И.И., Цёхла С.Ю., Яковенко И.М., Ярош А.М. и др. [8, 5, 7, 13, 9, 10, 14,15]. Важнейшим постулатом этих работ является необходимость систематичных исследований конъюнктуры рынка, имеющей свойство постоянно изменяться. Цель предлагаемой статьи состоит в выявлении состояния и тенденций развития рынка туристско- рекреационных услуг, предоставляемых в АР Крым в период с 2005 по 2010 годы, по которым имеются официальная статистическая информация. Задачи: рассмотреть конъюнктуру рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым. Изложение основного материала. В укрупнённой агрегации можно выделить следующие объекты маркетинговых исследований конъюнктуры рынка:  ресурсный потенциал,  существующий и прогнозируемый спрос,  существующее и прогнозируемое предложение,  стратегия сбалансированности спроса и предложения. Необходимо обратить внимание на применение термина «туристско-рекреационный», под которым имеется в виду сопряжённая деятельность в туризме, понимаемом как временное, целенаправленное, добровольное перемещение людей за пределы своего постоянного места жительства, и рекреации, понимаемой как отдых, восстановление сил и здоровья. В ряде случаев эти виды деятельности могут осуществляться отдельно одна от другой, то есть рекреация без туризма (для местного населения) и туризм без рекреации (спортивный, научный, конгрессный и т.п.), а в других случаях – интегрируются, и тогда мы говорим о туристско-рекреационной деятельности. Одновременно в туристско-рекреационной деятельности допустимо выделять санаторно-курортную деятельность, представляющую собой более узкий сегмент рекреации, ограниченный потребностями рекреантов в оздоровлении, обычно без применения активных видов отдыха и имеющей чаще всего организованные формы. При этом рекреационные услуги предоставляются не только туристам, но в определённой мере и местному населению [1]. Рекреационный потенциал. Исследователями отмечается значительный рекреационный потенциал Крымского полуострова. На территории республики находится свыше 11,5 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам цивилизациям, этносам и религиям. Около 150 всемирно известных историко-археологических объектов, некоторые из которых занесены в каталоги ЮНЕСКО, дают возможность проведения профессиональных археологических раскопок. Наиболее известными объектами являются Херсонес, Кара-Тобе, генуэзские крепости, таврские могильники. На территории автономии широкое развитие получает научный туризм, культурно- этнографический, паломнический, охотничий, конный, исторический, экстремальный, круизный, яхтенный и другие [11]. Разнообразие рельефа и природные особенности делают перспективным развитие активных видов туризма, таких как пешеходный, автомобильный, велосипедный, джип-сафари и другие. Климатические условия для рекреации на Крымском южнобережье, по исследованию А. М. Яроша [15], во многом превосходят условия климатических курортов Европы и прилегающих к ней регионов Азии и Африки. Комплекс санаторно-курортных учреждений является одним из основных составляющих туристско- рекреационной отрасли АР Крым, который имел в 2010 году 656 объектов размещения различного функционального назначения, из которых лечебное направление имеют 20,3 %, общеоздоровительное - 35,1 %, другое - 44,6 %. (рис. 1). Бузни А.Н., Зубкова М.С. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ АР КРЫМ 46 Рис. 1. Структура санаторно-курортного и туристского комплекса АР Крым в 2010 г. [2] Из рисунка следует, что в структуре санаторно-курортного и туристского комплекса АР Крым большую часть (30,9 %) занимают базы отдыха, далее пансионаты (19,4 %), санатории (18,3 %), меньшую долю – кемпинги (1,4 %), спортивно-оздоровительные центры (2,4 %). Каждый курортный регион полуострова имеет свои особенности и специфику. Так, в районе Большой Ялты и Алушты с успехом лечат неспецифические заболевания органов дыхания (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма), а также сердечно-сосудистые заболевания и заболевания центральной нервной системы. В Сакско-Евпаторийском регионе в силу географического положения и наличия бальнеогрязевых ресурсов лечат заболевания опорно-двигательного аппарата, гинекологические заболевания, бесплодие, а также заболевания центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистые и заболевания органов пищеварения. В Феодосии лечат неспецифические заболевания органов дыхания, нарушения обмена веществ и желудочно-кишечные заболевания. Черноморский, Ленинский, Раздольненский, Симферопольский и Бахчисарайский район предлагают недорогой отдых и оздоровление в сезонных базах размещения [3]. На основании аналитических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса, рассчитанных по каждому предприятию и в целом по курортному региону, Министерством курортов и туризма АР Крым определены рейтинги регионов Автономной Республики Крым (рис. 2). По этим данным, первое место в рейтинге занимает курорт Саки, а последнее – Керчь. Спрос. Крым, обладая уникальными природными богатствами, ландшафтами, месторождениями лечебных вод и грязей, мощным культурно-историческим наследием, привлекает к себе миллионы туристов (рис. 3). Наличие высококвалифицированных научных и медицинских кадров, постоянная модернизация лечебно-диагностической базы, внедрение новейших медицинских методик позволяет Крыму занимать достойное место по уровню развития санаторно-курортного лечения [7]. Рис. 2. Рейтинг регионов АР Крым в 2010 г., % [2]. Как видно из диаграммы, общее количество туристов до 2007 г. небольшими темпами росло, однако в 2008, 2009 гг. произошел спад, связанный по всей вероятности с мировым экономическим кризисом. Однако уже в 2010 г. Крым посетило на 700 тыс. больше отдыхающих, по сравнению с 2009 г. Количество неорганизованных отдыхающих, т.е. не связанных никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами, в среднем в 4 раза превосходит АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И СЕРВИСА 47 количество организованных, т.е. тех туристов, которые приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объёму предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Характеристика спроса отражена в таблице 1. Рис. 3. Динамика количества прибывших отдыхающих в АРК в 2004-2010 гг. (млн. чел.) [2]. Предложение. Из общего количества предприятий комплекса только 245 предназначены для круглогодичного функционирования, 411 - сезонные, что составляет 62,6%. На территории АРК функционируют здравницы, относящиеся к собственности других государств (Российской Федерации, Беларуси, Узбекистана). В частной собственности находится 75% предприятий, в государственной -21,8%, в коммунальной собственности - 3,2%. Рекреационные предприятия Автономной Республики Крым в период высокого сезона могут предоставлять свыше 154 тысяч мест, в том числе 66 тысяч мест могут функционировать круглогодично. Таким образом, предложение на сегодняшний день превышает существующий спрос в высокий сезон почти на 15 %, а за пределами сезона потенциал используется едва ли на 20 %. Таблица 1. Показатели деятельности предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Автономной Республики Крым в разрезе курортных регионов за 2010 год [2]. П о к аз ат ел и Ч и сл ен н о ст ь у ч р еж д ен и й , ед и н и ц Ч и сл о р аб о та ю щ и х зд р ав н и ц , ед и н и ц К о л и ч ес тв о м ак си м ал ьн о р аз в ер н у ты х к о ек в ф у н к ц и о н и р у ю щ и х у ч р еж д ен и ях , ед и н и ц О б сл у ж ен о о тд ы х аю -щ и х , ч ел . К о л -в о п р ед о ст ав -л ен н ы х к о й к о -д н е й ( к о й к о -д н ей ) С р ед н ее к о л и ч ес тв о д н ей п р еб ы в ан и я 1 о тд ы х аю - щ ег о , к о й к о -д н ей С р ед н и й о б ъ ем р еа л и за ц и и у сл у г н а 1 о тд ы х аю щ ег о , гр н . С р ед н яя с то и м о ст ь 1 к о й к о - д н я, г р н Алушта 87 83 21286 221607 2153604 9,7 2696,6 277,5 Бахчисарайский р-н 21 19 5711 29941 326669 10,9 2255,4 206,7 Евпатория 78 69 31030 220619 3708113 16,8 3096,1 184,2 Керчь 38 25 3172 13741 112327 8,2 862,3 105,5 Ленинский р-н 51 30 4583 11783 133404 11,3 1588,5 140,3 Раздольненский р-н 16 12 2362 11310 85965 7,6 1109,1 145,9 Саки 14 13 5632 54456 958740 17,6 5343,0 303,5 Сакский р-н 25 16 2001 7764 92206 11,9 2286,4 192,5 Симферопольский р-н 45 43 5309 34024 380491 11,2 2454,9 219,5 Судак 28 27 4836 40389 438581 10,9 2893,0 266,4 Феодосия 62 62 10899 62618 675465 10,8 1736,9 161,0 Черноморский р-н 38 25 3612 17789 215232 12,1 1794,6 148,3 Ялта 153 143 32242 434528 4651153 10,7 3291,0 307,5 Итого по АРК 656 567 132675 1160569 13931950 12,0 2990,8 249,1 Балансирование спроса и предложения. Аналитические показатели, характеризующие спрос и предложение рекреационных услуг за 6 лет представлены в табл. 2. Бузни А.Н., Зубкова М.С. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ АР КРЫМ 48 Таблица 2. Аналитические показатели деятельности предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Автономной Республики Крым, имеющих базу размещения, за 2005 - 2010 гг. [2]. Показатели годы Абсолютное изменение (2010г. к 2009г.), (+, -) Относительное изменение (2010 / 2009), % 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Количество здравниц всего, ед. 633 645 644 655 656 656 0 100,0 Количество работающих здравниц, ед. 585 599 586 579 567 567 0 100,0 Количество мест максимального развертывания в работающих здравницах, ед. 136049 134099 130263 128515 131146 132675 1529 101,2 Количество организованных отдыхающих, всего, чел: 1170947 1173252 1277819 1308685 1070723 1160569 89846 108,4 из них: граждан Украины, % 69,6 72,6 72,9 72,6 73,8 71,0 -2,8 96,2 граждан других стран СНГ, % 27,2 24,5 24,3 24,5 23,5 26,4 2,9 112,3 граждан дальнего зарубежья , % 3,2 2,9 2,8 2,9 2,7 2,6 -0,1 96,3 Количество проведенных койко- дней всего, койко-дней 15060636 15300655 15820676 15677427 13323275 13931950 608675 104,6 Средняя длительность пребывания, дней 12,9 13,0 12,4 12,0 12,4 12,0 -0,443250962 96,4 Коэффициент заполняемости, % 65,1 62,5 66,1 63,2 58,2 61,7 3,5 106,0 Объем реализации услуг, всего, тыс. грн. 1539621,6 1782837,6 2264084,0 2823948,0 2968130,3 3471054,8 502924,5 116,9 Объем реализации на 1 отдыхающего, грн. 1314,9 1519,6 1773,8 2157,9 2772,0 2990,8 218,8 107,9 Средняя стоимость 1 койко-дня, грн. 102,2 116,5 143,3 180,1 222,8 249,1 26,3 111,8 Налоги на 1 койко-день, грн. 12,1 13,3 17,9 21,8 27,0 29,8 2,8 110,4 Среднегодовой коэффициент заполняемости предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса за 2009 год составил 58,2%. Основной причиной недостаточно эффективной эксплуатации природных и материальных ресурсов курортной и туристской сферы являются короткий курортный сезон и неприспособленность части здравниц к круглогодичной эксплуатации. Средняя продолжительность пребывания 1 отдыхающего в здравницах в 2009 году составила 12,4 дней. Максимальное количество дней пребывания отдыхающих традиционно в г. Саки (17,7 дней) и г. Евпатории (17,7 дней), что связано с лечебным профилем курортов, наименьшее - в Раздольненском районе (7,6 дней) и в г. Керчи (7,4 дней). Выводы, рекомендации, обозначение перспектив развития проблемы. Проведенный краткий и далеко не полный анализ конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг показал, что Крым имеет значительный туристско-рекреационный потенциал. В 2010 г. туристско- рекреационный комплекс АР Крым насчитывал 656 объектов, из них 411 объектов – сезонного функционирования (62,6%). Основным средством размещения традиционно являются санаторно-курортные учреждения. В структуре туристских услуг слабо представлен внешнеэкономический сектор: более 60% составляют услуги внутреннего туризма. В регионе отсутствуют комплексные инновационные программы развития рекреации и туризма, учитывающие тенденции развития мирового рынка услуг и актуализирующие ресурсный потенциал регионов Крыма. Территориальная структура туристско-рекреационного комплекса Крыма отличается неравномерным характером рекреационного освоения полуострова. Рекреационные районы южных, юго-восточных и юго- западных побережий испытывают техногенную перегрузку, в то же время ресурсный потенциал перспективных восточных и северо-западных приморских районов, горных, предгорных и степных районов Крыма используется не в полном объеме. В 2010 г. Крым принял 5,7 млн отдыхающих. Под влиянием финансового кризиса отмечалось сокращение потока и среднего срока пребывания туристов в регионе. В структуре размещения уменьшился удельный вес санаторно-курортных учреждений и выросла доля гостиниц и баз отдыха. Основными видами туризма на ближайшую перспективу в АР Крым должны быть: культурно- познавательный туризм, включая событийный туризм, лечебно-оздоровительный (рекреационный) туризм, детский туризм, экологический (зеленый) и сельский туризм, конгрессный и деловой туризм. Источники и литература: 1. Карташевская И. Ф. Географические аспекты познавательного туризма. Рынок экскурсионных услуг / И. Ф. Карташевская. – Симферополь : Пирамида-Крым, 2000. – 146 с. 2. Крым. Курорты. Туризм. 2010 : стат. бюллетень / М-во курортов и туризма АР Крым. – Симферополь, 2010. – 32 с. 3. Санаторно-курортне лікування, організований відпочинок в АР Крим у 2009-2010 рр. / за ред. Н. О. Полонської; Держкомстат України, Гол. управління статистики в Автономної республіці Крим. – Сімферополь : Держкомстат України, 2010. – 150 с. – (Статистичний сбірник). АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И СЕРВИСА 49 4. Санаторно-курортное лечение, организованный отдых и туризм в АР Крым : стат. сб. – Симферополь : Изд-во Республ. стат. управления, 2009. – 515 с. 5. Слепокуров А. С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму / А. С. Слепокуров. – Симферополь : Сонат, 2000. – 100 с. 6. Таряник А. И. К вопросу о развитии санаторно-курортного комплекса Крыма / А. И. Таряник // Вестник физиотерапии и курортологии. – 2002. – № 1. – С. 5. 7. Таряник А. И. К вопросу о развитии санаторно-курортного комплекса Крыма / А. И. Таряник // Вестник физиотерапии и курортологии. – 2005. – № 1. – С. 109-111. 8. Устойчивое развитие рекреационно-экономического комплекса Крыма / под ред. А. В. Ефремова. – Симферополь : Таврия, 2002. – 300 с. 9. Цветкова И. И. Маркетинг спроса и предложения на рынке туристко- рекреационных услуг крымского региона : монографія / И. И. Цветкова. – Сімферополь : Доля, 2008. – 176 с. 10. Цёхла С. Ю. Конкуренция на рынке курортных услуг и курорты Крыма / С. Ю.Цёхла // Современные направления теоретических и прикладных исследований, 2008 : сб. науч. трудов по материалам междунар. науч. конф. (г. Одесса, 15-25 марта 2008 г.) / Науч.-исслед. проектно-конструкторский ин-т морского флота Украины, Одесский нац. морской ун-т и др. – Одесса : Черноморье, 2008. – Т. 24. – С. 69-73. 11. Цёхла С. Ю. Особенности развития экспорта крымских курортных услуг / С. Ю. Цёхла // Учёные записки ТНУ им. В. И. Вернадского. – 2007. – Т. 20 (59). – № 1 : Экономика. – С. 231-237. 12. Цьохла С. Ю. Трансформація рекреаційної діяльності та розвиток ринку курортно-рекреаційних послуг (методологія, аналіз і шляхи вдосконалення) : монографія / С. Ю. Цьохла. – Сімферополь : Таврія, 2008. – 352 с. 13. Шаптала О. С. Автономна Республіка Крим: Проблемні питання управління рекреаційного обслуговування : монографія / О. С. Шаптала. – Одеса : ОРІД НАДУ, 2003. – 264 с. 14. Яковенко И. М. Туристские ресурсы Украины / И. М. Яковенко. – Симферополь : Сонат, 2007. – 92 с. 15. Ярош А. М. Курорты Крыма среди приморских климатических курортов Европы и прилегающих к ней регионов Азии и Африки : приложение к науч.-практ. дискуссионно-аналитическому сб. «Вопросы развития Крыма» / А. М. Ярош, В. М. Ефимова, С. С. Солдатченко. – Симферополь : Терра Таврика; Таврия Плюс, 2002. – 72 с. Булыгина И.И. УДК 336.221 ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Саратовская область является преимущественно сельскохозяйственной областью. Сельскохозяйственные угодья области располагаются на 8,5 млн. га (84% всего областного земельного фонда) [1]. Для развития сельского хозяйства необходимы устойчивые источники финансирования, которые можно получить, в том числе развивая аграрный туризм. Многие россияне в настоящее время не в состоянии оплатить дорогостоящий выездной отдых. В то же время часть горожан не имеет своих дачных участков или родственников в деревенской местности, соответственно лишены возможности качественного отдыха, вынуждены в период отпусков оставаться в городе. Развитие агротуризма позволило бы решить проблему качественного и сравнительно недорогого отдыха для горожан и проблему дополнительного заработка сельским жителям, которые имеют сравнительно низкий по сравнению с горожанами уровень доходов. Кроме того, агротуризм обеспечивает сельских жителей дополнительными рабочими местами, соответственно уменьшая отток сельских жителей в города. Агротуризм, ориентированный на использование сельскохозяйственных ресурсов для создания комплексного туристского продукта, существует не более полувека за рубежом и не так давно начал развиваться в странах СНГ, в том числе и в России. Опыт развития агротуризма за рубежом и проблема развития этого вида туризма в России широко освещены в работах О.В. Власенко, Т.В. Власюк, С.А. Воробчукова, А.А. Бакановой, М.П. Великанова, В.Ю. Воскресенского и других ученых. Проблема наиболее рационального использования сельхозресурсов и вопросы развития подсобных производств как способа выхода из кризиса сельскохозяйственного производства широко освещены в работах А.И. Архипова, Ф.Т. Землянского, И.П. Семченко, М.М. Тимирбекова, В.П. Штаба и других. Вышеперечисленные работы послужили теоретической базой для изысканий в этой области. Вместе с тем, тема развития агротуризма в России, а тем более в Саратовской области еще недостаточно изучена. Наиболее интересными работами по тематике агротуризма на региональном уровне являются работы С.В. Пыняева, М.В. Радчук. Цель исследования состоит в проведении анализа предпосылок для развития агротуризма в Саратовской области, выявлении проблем, стоящих на пути этого развития, и способов их решения. Прежде всего, необходимо определиться с терминологией, поскольку для обозначения туризма, использующего сельские ресурсы, существует множество названий: агротуризм, экотуризм, фермерский, сельский, деревенский, зеленый, природный, мягкий, альтернативный, трудовой туризм и др. Эти термины имеют разные трактовки в зависимости от контекста, автора, страны.