Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма
Целью нашего исследования является комплексное изучение взглядов Ибн Таймии, но наибольшее внимание будет уделено его высказываниям относительно джихада и его определения, кто является неверующим....
Gespeichert in:
| Datum: | 2012 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2012
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46501 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма / Л.Б. Маевская // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 233. — С. 105-109. — Бібліогр.: 30 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-46501 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-465012025-02-23T18:28:36Z Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма Ідеологія Ібн Таймії, як основа для формування вагабізму Ibn Taymiya ideology as the foundation for wahhabism birth Маевская, Л.Б. Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Целью нашего исследования является комплексное изучение взглядов Ибн Таймии, но наибольшее внимание будет уделено его высказываниям относительно джихада и его определения, кто является неверующим. 2012 Article Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма / Л.Б. Маевская // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 233. — С. 105-109. — Бібліогр.: 30 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46501 28-7 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Маевская, Л.Б. Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма Культура народов Причерноморья |
| description |
Целью нашего исследования является комплексное
изучение взглядов Ибн Таймии, но наибольшее внимание будет уделено его высказываниям относительно
джихада и его определения, кто является неверующим. |
| format |
Article |
| author |
Маевская, Л.Б. |
| author_facet |
Маевская, Л.Б. |
| author_sort |
Маевская, Л.Б. |
| title |
Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма |
| title_short |
Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма |
| title_full |
Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма |
| title_fullStr |
Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма |
| title_full_unstemmed |
Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма |
| title_sort |
идеология ибн таймии, как фундамент для формирования ваххабизма |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2012 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/46501 |
| citation_txt |
Идеология Ибн Таймии, как фундамент для формирования ваххабизма / Л.Б. Маевская // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 233. — С. 105-109. — Бібліогр.: 30 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT maevskaâlb ideologiâibntajmiikakfundamentdlâformirovaniâvahhabizma AT maevskaâlb ídeologíâíbntajmííâkosnovadlâformuvannâvagabízmu AT maevskaâlb ibntaymiyaideologyasthefoundationforwahhabismbirth |
| first_indexed |
2025-11-24T10:45:33Z |
| last_indexed |
2025-11-24T10:45:33Z |
| _version_ |
1849668281025167360 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
105
Маевская Л.Б. УДК 28-7
ИДЕОЛОГИЯ ИБН ТАЙМИИ, КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ВАХХАБИЗМА
Постановка проблемы. В современном мире среди приверженцев идей радикально-экстремистских
организаций, большой популярностью пользуется учение Ибн Таймии, который жил в XIVвеке на Ближнем
Востоке. Следует отметить, что именно его взгляды стали базой для формирования ваххабизма. Также его
идеи пользуются большой популярностью у представителей «Аль-Каиды», партии именуемой «Джамаат
аль-Исламийя». Кроме этого они легли в основу новой, находящей в стадии формировании синкретической
идеологии радикально-экстремистских организаций. Эта идеология состоит из некоторых взглядов
ваххабитов и партий именуемых «Джамаат аль-Исламийя» и «Хизб ут-Тахрир». Поэтому возникла
необходимость детально рассмотреть взгляды Ибн Таймии.
Научная разработанность. Автором статьи не было найдено отдельных научных работ, посвященных
радикально-экстремистским взглядам Ибн Таймии. На украинском языке опубликованы работы
Д. Шестопальца, посвященные отдельным элементам в мировоззрении Ибн Таймии. [1]
Формулирование исследовательских заданий. Целью нашего исследования является комплексное
изучение взглядов Ибн Таймии, но наибольшее внимание будет уделено его высказываниям относительно
джихада и его определения, кто является неверующим.
Изложение основного материала. Как мы упомянули выше, взгляды Ахмада ибн Таймии легли в
основу формирования учения Ибн Абд аль-Ваххаба и представителей современных ваххабитских сект. По
сведениям российского историка А. Васильева, Абдаллах, сын М.ибн Абд аль-Ваххаба, сообщает, что
книги Ибн аль-Кайима и его шейха (т.е. Ибн Таймии – Л.М.) считаются у последователей его отца одними
из самых ценных, а изречения часто используются [2, 81]. Основатель ваххабизма М. ибн Абд аль-Ваххаб
неоднократно цитирует Ибн Таймию и Ибн аль-Кайима [2, 80]. Сохранились работы Ибн Таймии,
переписанные его рукой. На этих же авторов ссылается и Ибн Ганнам – ваххабитский летописец.
Поэтому для того, что бы лучше понять особенности идеологии ваххабизма и неоваххабизма, следует
обратиться к детальному анализу жизненного пути и взглядов Ибн Таймии.
Ибн Таймия родился в Харране (Сирия) в 1236 г. Был внуком ученого Аль-Маджида Ибн Таймии,
который широко известен среди приверженцев ханбалитского мазхаба [3]. Со временем Ахмадом ибн
Таймией овладело высокомерие и он начал придумывать, вводить и распространять запретные религией
нововведения[3]. в судебном порядке было принято решение о заключении Ибн Таймии в тюрьму. После
освобождения из тюрьмы он выступал против дозволенных религией нововведений, и снова был осужден.
В 1313 г. Ибн Таймия направился в Дамаск, где преподавал в медресе. Но своим взглядам не изменил, за
что снова был заключен в тюрьму. Верховные судьи четырех мазхабов (религиозно-правовых школ ислама)
единодушно осудили деятельность Ибн Таймии [4]. Они издали фетву о том, что Ибн Таймия неверный и
людей нужно предупреждать о неверности его мнений [3]. Его работы были запрещены, и во время его
последних трёх заключений в тюрьму ему было запрещено читать, писать и общаться с семьёй и друзьями.
Король Мухаммад ибн Калявун издал указ, предупреждающий о несоответствии его взглядов исламу. Этот
указ был распространен в Египте и других странах [5].
Ибн Таймийя умер в заключении в Дамаске, в ночь с воскресенья на понедельник, 20-го числа месяца
Зу-ль-Када 728 г Хиджры/26-27 сентября 1328 г. Примечательным фактом является то, что он, противник
суфизма был погребен на суфийском кладбище в Дамаске, где была похоронена его мать.[6]. Однако, шейх
Аббас Куми в книге «Аль конья вал алкаб» пишет, что место его захоронения находится в Иордании [7].
А теперь подробнее остановимся на книгах Ибн Таймии. Ученик Ибн Таймии, Ибн Кайим аль-
Джаузийя, составил список книг своего учителя, который содержит 350 работ [6]. Есть сведения о том, что
общее количество его книг составляет тысячу [8].
Отдельно следует упомянуть его трактат против суфиев Дамаска, книги «Китабуль Арш»,
«Аль-Ибадия» и «Акыда Хамаввийя».
Кроме этого он написал книгу «Аль-Акыда (вероучение) аль-Васытыя». Сообщается, что: «7 раджаба
712 года в Дамаске собрались ученые, которые стали задавать вопросы по Акыде. потом принесли его
книгу под названием «Акыда аль-васытыйя» и читали некоторые вопросы. второй раз они собрались 12
раджаба и решили, что в дискуссию с Ибн Таймией вступит известный в то время теолог Ас-Сафий аль-
Хиндий» [3].
Исламские ученые сказали, что он вступил в противоречие с общим мнением ученых по религиозным
вопросам в 60 либо даже в 100 случаях.
Более детальное рассмотрение взглядов Ибн Таймии, начнем, пожалуй, с одного из самых главных
вопросов, которые интересуют исследователей, отношения Ибн Таймии к джихаду. Он выдвинул условием
ведения джихада наличие силы. Об этом он говорит в своей книге «ас-Саарим аль Маслул»: «Аяты,
призывающие вести джихад применяются в том случае, когда у мусульман есть сила и есть руководитель, а
если этого нет, то мусульманам следует претворять в жизнь те аяты, которые приказывают проявлять
терпение" [9]. Ибн Таймия говорит, что сила является условием в оборонительном джихаде также в книге
«Истигама» и в книге «Тальбис аль Джахмия».
Ибн Таймия, считает джихад лучшим видом поклонения и пишет: «Джихад – лучший из видов
поклонения, … Но, только жизнь и смерть в джихаде несет в себе абсолютное счастье и в этом мире, и в
лучшем. Отказ от джихада лишает мусульманина, полностью или частично, счастья и в дунье, и в
Маевская Л.Б.
ИДЕОЛОГИЯ ИБН ТАЙМИИ, КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАХХАБИЗМА
106
ахирате… Наиважнейший тип обязательного джихада– борьба против неверующих»[10]. Что касается тех,
кого можно убивать, то Ибн Таймия пишет: «Существует мнение, что все они могут быть убиты на том
простом основании, что они – неверующие. Некоторые делают исключение для женщин и детей неверных,
так как они являются потенциальной собственностью мусульман. Однако, первое мнение – правильное»
[10]. Также он пишет: «Разрешается обстреливать город катапультой или совершать ночной набег, даже
если это приведет к гибели женщин и детей.
Ибн Таймия далее пишет: «Против кого можно вести джихад: Сражение с кяфирами, Сражение с теми,
кто отказывается выполнять какие-либо общеизвестные столпы ислама, сражение с теми, кто вышел из
повиновения имаму, опираясь на собственное научное-религиозное истолкование, сражение с теми, кто
вышел из повиновения имаму, без каких-либо религиозных истолкований» [11].
Ибн Тамийя, считал, что в делах джихада принимаются в расчет мнения только тех ученых, у которых
есть опыт в мирских делах, то есть в политике. В вопросах джихада не учитываются мнения обычных
людей, которые разбираются только в мирских делах, потому что религиозные законы они знают только
поверхностно, а также не учитываются мнения ученых, не имеющих опыта в мирских делах [11].
Подготовку к джихаду Ибн Таймия разделяет на несколько видов и пишет: «Подготовка контингента:
Духовная подготовка: Самый лучший воин это религиозный и храбрый, затем религиозный, но не храбрый,
затем храбрый и не религиозный, а самую низшую ступень занимает не храбрый и не религиозный воин.
Очищение армии от сомнительных элементов: Правители мусульман обязаны проводить смотр армии, и не
допускать присутствия в ней неблагонадежных элементов, и не оставлять на ответственных позициях в
армии и на границе, тех, кто может быть принести вред мусульманам. Физическая пригодность:
достигается путем спортивных упражнений и тренировок. Повышение боевых способностей:.
Обучающийся должен иметь чистое намерение во время учёбы. Учитель должен терпеливо и качественно
доводить до своего подопечного знания джихада и проявлять усердие в образовательном процессе.
Военные специалисты, обучающие боевым наукам, имеют право брать за это деньги со своих учеников, и
это считается одним из самых лучших видов заработка. И если кто-то обучился наукам джихада, то ему
запрещено забывать их [11].
Борьба же с целью распространения религии (наступательный джихад) является коллективной
обязанностью и осуществляется на добровольной основе. Тем не менее, он остается обязанностью, и если
никто из мусульман не выполняет её, то грех лежит на всей общине [10].
Также ИбнТаймия написал «Фетвы против татар», где ставил под сомнение соответствие легитимности
власти татар, в этом плане широко использовал обвинение в такфире, так как убийство единоверца в исламе
считается большим грехом.
Ибн Таймия разрешил совершать акты самоподрыва: «Если муджахид провёл операцию по приказу
амира, и это привело к смерти муджахида, то за это он получит от Аллаха награду. Если в этом есть польза
для мусульман, то муджахиду разрешается в одиночку бросаться в гущу врагов, даже если он уверен, что,
вероятнее всего его убьют» [10].
Был спрошен Ибн Таймия, о том кто говорит: «Я хочу убить себя ради Аллаха!». Он ответил: “Что
касается его слов «Я хочу убить себя ради Аллаха» – то это краткие слова того, кто погибает по причине
выполнения приказа Всевышнего, поэтому, такой человек – праведник. Как, например, тот, кто нападает на
ряды врагов в одиночестве, бросаясь на них для того, чтобы принести пользу мусульманам, и он уверен в
том, что будет убит – это прекрасно!»[12].
Этот принцип только в несколько трансформированном виде взяли на вооружение представители
современных радикально-экстремистских организаций. Они позаимствовали у него принцип обвинения в
неверии и его понятие о джихаде, также они разрешили совершать самоподрывы и убивать при этом
мирных жителей, в том числе и мусульман.
В книге «Аль-Фатави», Ибн Таймия вынес заключение, разрешающее убивать лидеров государств. Так
же он обвинил в неверии тех кто обращается в судебные инстанции, суд в которых происходит не по
Шариату [13].
Ибн Таймия уделил джихаду особое внимание потому, что эта тема была актуальной при его жизни.
Сирия, подверглась нападению со стороны татаро-монгол и известно, что он лично участвовал в сражении
у Шахаба возле Дамаска [6].
Идеи Ибн Таймии относительно джихада взял на вооружение один из его современников Ибн Наххас
из Сирии (ум. в 1414 г.), который более подробно разработал вопрос легитимации джихада правил ведения
военных действий и дележа добычи, отношения к пленным и т.п. [14].
Что касается отношению к халифату, то в отличие от господствовавшей в то время суннитской теории,
Ибн Таймия полагал, что мусульмане не обязаны сохранять единый халифат. Он считал, что одновременно
могут править несколько имамов. Эта позиция оправдывает существование отдельных мусульманских
государств в противовес исторической модели единого исламского государства. Теперешние сторонники
шариата считают учение Ибн Таймия в этой области полезным для легитимизации современных исламских
национальных государств. Хотя Ибн Таймия указывал, "что даже в самом начале никогда не было
проведено настоящих выборов" правителя, он подчеркивал важность договорных обязательств в виде
мубайа или биа (двойной клятвы верности, связывающей как имама, так и верхушку его подчиненных).
Подобный контракт налагал обязанность повиноваться на подчиненных и одновременно обязывал имама
править в соответствии со справедливостью и требования ми шариата, включавшими, в частности,
обязанность советоваться с подчиненными. Хотя Ибн Таймийа и говорит об имаме как о пастыре, он также
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
107
говорит о нем и как о вакиле (агенте), вали (опекуне) и шарике (партнере) своих подданных. Однако, с его
точки зрения, к числу тех подчиненных, которые являются одной из сторон, принимающих на себя
обязательство по мубайе, относятся лишь улама (ученые-юристы) и наиболее значительные члены общины,
а не все население мусульманского государства. В отличие от господствовавших в то время мнений, Ибн
Таймия очень реалистично подходил к тем требованиям, которые он выдвигал к имаму. Он критиковал
излишне высокие, а иногда и просто недостижимые требования ученых более раннего периода, как
противоречащие духу закона. При содействии улама и умара (ученых и носителей политической власти)
имамом могло быть любое лицо, являющееся адлом (человеком, пользующимся согласно шариату всеми
юридическими правами) [15].
Обратимся к дальнейшему рассмотрению взглядов Ибн Таймии. Он объявил неверными всех тех, кто
не соблюдал основные обязанности и запреты ислама, например, по его мнению человек, не соблюдающий
пост и не читающий намаз – не мусульманин и, следовательно, его можно убить, а имущество присвоить
себе. Этот тезис взяли на вооружение представители современных радикально-экстремистских
организаций.
Что касается понятия «куфр», то Ибн Таймия так характеризует понятие куфр: «Обе группы ошиблись
так, что совершили куфр (это не означает, что мы можем называть их кафирами, но мы должны понимать,
что они заблуждаются). Как говорит Ибн Таймия, это явная ложь, которая скрывает их куфр (отход от
веры)». [16] Вообщем его трактовка понятия «куфр» запутана и неоднозначна. нам представляется, что
такие путанные и обтекаемые формулировки связаны с внешним давлением на Ибн Таймию, либо его
желанием приспособится к конкретной ситуации. У его идеологического наследника Ибн Абд-аль-Ваххаба
даны более четкие формулировки определения понятия «куфр» и того, кто является кяфиром.
Сообщается, что он противостоял суфиям и был их идеологическим оппонентом [6].
Его последователи пишут, что Ибн Таймия разъяснял истину, правильную дорогу и сунну, разоблачал
нововведенцев из мутакаллимов, философов и суфиев, очищая истину от мусора страстей в самом лучшем
виде [17]. Это указывает на антисуфийскую направленность Ибн Таймии.
Однако, согласно книге "Баб' уль-'Илька би Лабс уль-Хырка", автором которой является Юсуф Ибн
'Абдуль-Хади (у. 909), силсила (тарикатская цепочка) от Абдуль-Кадыра Джилани, имеет следующий
порядок: 1. Абдуль-Кадыр Джилани (у. 561) 2.а Абу 'Умар Ибн Кудама (у. 607) 2.б Мувафакуддин Ибн
Кудама (у. 620) 3. Ибн Аби 'Умар Ибн Кудама (у. 682) 4. Ибн Таймия (у. 728) 5. Ибн Кайим аль-Джаузия (у.
751) [18]. Также Ибн Таймия сказал, что величайший тарикат, это тарикат моего господина Абдуль Кадира
аль-Джиляний. Этому вопросу ориенталист Джордж Макдиси посвятил отдельную работу под. названим
«Ибн Таймия – суфий кадиритского тариката»
[18].
Ибн Таймия в «Шархе Футух аль Гаиб» (в своем общеизвестном «Маджмуатуль Фатва) говорит, что
состоит в силсили кадирийского тариката (Шарх Футух аль Гаиб, том 10 его колллекции фатв). В свою
очередь Футух аль Гаиб была написана Абдуль-Кадыром Джилани эпонимом и большим кутбом
одноименного суфийского тариката, в котором состояли многие известные ученые ханабалиты, например,
тот же Ибн Кудама [19].
Также передают, что Ибн Таймия признавал сущесвование аулия и он упомянул в книге «Аль-Фуркану
байна авлияи Рахман ва авлияи шайтан» следующее: «Абдулвахид ибн Зайд был из валия Рахмана
(Милостивого)» [20]. Однако, его идеологические наследники, ваххабиты, особенно неоваххабиты
категорически отрицают суфизм и существование аулия, например, Ибн Джамиль Зину, Фаузан аль-Фаузан
и Ибн Усеймин и др.
Ибн Таймия категорически отрицал практику тавассуля, обращения к Всевышнему ради пророков и
святых. Об этом он писал в своей книге «Определение ат-тавассуля» [21]. Следует отметить, что Ибн
Таймия был первым, кто запретил совершение тавассуля, до него ни кто не запрещал подобные действия.
Ибн Таймия также был первым, кто начал утверждать, что посещение могилы пророка Мухаммада является
вредным новшеством и крайне негативно относился к возведению мавзолеев и куполов над могилами. Он
утверждал, что подобная практика появилась и распространилась только в стране фатимидов»[22]. Ибн
Таймия активно выступал против имама Али и утверждал, что тот допустил 17 ошибок и говорил против
Корана.
Также Ибн Таймия отрицал тавиль (разъяснения аятов Корана из категории муташабихат доступных
для толкования)[23]. Кроме этого он отрицал таклид, следование за учеными [24].
Несмотря на то, что ваххабизм базируется на взглядах ибн Таймии есть некоторые расхождения между
учением Ибн Таймии и ваххабизмом. Например, Ибн Таймия в отличии от Ибн Абд аль-Ваххаба признавал
ношение хирза. Ибн аль-Кайим аль-Джавзи, ученик Ибн Таймия, пишет, что Ибн Таймия писал 44 аят суры
«Худ» у себя на лбу, а также писал его многим другим людям, когда они болели – и тогда они
выздоравливали (Задуль Маад, том 4, стр. 368) [25].
В отличие от некоторых групп ваххабитов, отрицающих четки, он не отрицал их. Также некоторые из
современных ваххабитов не разделяют позицию ибн Таймии относительно имама Али. Аль-Албани пишет:
«Удивительно как Ибн Таймия мог назвать одно из высказываний Пророка в адрес Али слабым и
недостоверным [26]. Это то, что он сделал и с другими хадисами это несмотря на достоверные передатчики
этих хадисов. Все это по причине вражды к шиитам [27].
Исламские теологи выступали против учения Ибн Таймии как при его жизни, так и после его смерти.
Было написано свыше 60 книг, опровергающих его убеждения (Список имеется – Л.М.)
[28].
Маевская Л.Б.
ИДЕОЛОГИЯ ИБН ТАЙМИИ, КАК ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАХХАБИЗМА
108
О том, что Ибн Таймия лжец сказали: Ахмад ибн Ас-Сыддык аль-Гумарий (ум. 1380 г.х) в книге
«Хидаятуль ас-сугара», «Аль-Кауль аль-Джалий», Мухаммад ибн Иса ибн Бадран Ас-Садий Аль-Мисрий и
Алявий ибн Тохир
Как и все исламские теологи, Ибн Хаджар аль-Хайтами относился к Ибн Таймии резко негативно и
опровергал его взгляды [29].
Также негативно относился к Ибн Таймии известный теолог ХХ в., знаток хадисов шейх Абдуллах аль-
Харарий, который следуя мнению теологов прошлых столетий вывел заключение, что убеждения Ибн
Таймии не соответствуют исламу. Об этом он написал книгу «Правдивые письма разоблачающие
заблуждения Ибн Таймии», которая была издана в Бейруте (Ливан) в 1996 году и выдержала ряд
переизданий. восьмое издание книги было осуществлено в 2010 году.
Взгляды Ибн Таймии на постсоветском пространстве распространяют как организации, так и
отдельные идеологи ваххабизма и родственных ему течений, например «Аль-Раид» и ДУМУ «Умма» в
Украине, Саид Бурятский в России [30] и т.д.
Учеником Ибн Таймии, был Ибн Кайим (Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб
ибн Са'д ибн Хариз ибн Макки Зайнуддин), который стал развивать идеи своего учителя.
Из этого следует, что учение Ибн Таймии по прошествии уже многих веков продолжает оказывать
влияние на формирование идеологии различных радикально-экстремистских группировок и организаций и
включено в процесс формирования новой синкретической экстремистской идеологии, включающей в себя
элементы взглядов ваххабитов, партий именуемых «Джамаат аль-Исламийя» и «Хизб ут-Тахрир». поэтому
для предотвращения распространения влияния экстремистов необходимо предотвращать распространение
идеологии Ибн Таймии.
Источники и литература:
1. Методологія та методика критики християнства Ібн Теймійєю у творі «ал-Джаваб ас-сахих» (ХІV ст.) //
Вісник Луганського національного педагогічного університету. Історичні науки. – Луганськ : Альма-
матер, 2007. – № 23 (139). – С. 191-200; «Ал-Джаваб ас-сахих» Ібн Теймійї як твір полемічної
літератури та джерело з історії ісламо-християнських стосунків ХІІІ–ХІV ст. // Сходознавство. – К. :
Ін-т сходознавства ім. А. Кримського НАНУ, 2007. – № 37. – С. 166-181; Уявлення про християнство у
полемічному творі Ібн Теймійї «ал-Джаваб ас-сахих» (XIV ст.) // Сходознавство. – К. : Ін-т
сходознавства ім. А. Кримського НАНУ, 2007. – № 39-40. – С. 186-204.
2. Васильев А. История Саудовской Аравии / А. Васильев. – М. : Классика плюс, 1999. – 672 c.
3. Абдуллах аль-Харарий. Макаляту сунния фи кашфу долялят Ахмад ибн Таймия («Правдивые письма,
разоблачающие заблуждения Ибн Таймии») / Абдуллах аль-Харарий. – Бейрут : Даруль Машария, 1996.
– 264 c. (араб.)
4. Маевская Л. Противодействие распространению экстремизма, выступающего под исламскими
лозунгами : [Электронный ресурс] / Л. Маевская // Культура народов Причерноморья – 2002. – № 28. –
Режим доступа : http://irbis.lib.crimea.ua/fulltext/kart/kultnar/knp200228/knp28_31.doc.
5. Противостоять экстремизму, отстаивать веру // Минарет. – 1995. – № 19.
6. Ибн Таймия : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://firdaus1.narod.ru/ak38.html
7. Мухаммад Хусейн Ибрахими. Новый метод анализа ваххабитской идеологии : [Электронный ресурс] /
Мухаммад Хусейн Ибрахими. – Режим доступа : http://www.islamshia-
w.com/Portal/Cultcure/Russian/CaseID/44205/71243.aspx
8. Краткое жизнеописание Шейхуль-ислам Ибн Таймийи : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=26&t=5499.
9. Ответ Гамета Сулейманова на некоторые обвинения Бурятского : [Электронный ресурс]. – Режим
доступа : http://salyafi.ru/news/otvet_gameta_sulejmanova_na_nekotorye_obvinenija_burjatskogo/2009-09-
02-426.
10. Ибн Таймия. Религиозная и этическая концепция Джихада : [Электронный ресурс] / Ибн Таймия. –
Режим доступа : http://kavkazcenter.com/russ/content/2009/10/11/68493.shtml.
11. Ибн Таймийя: Глава о джихаде : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://kavkazcenter.com/russ/content/2009/08/05/67191.shtml.
12. Ответ … Ибн Таймии о человеке, который говорит: "Я хочу убить себя ради Аллаха" : [Электронный
ресурс]. – Режим доступа :
http://www.islamdin.com/index.php?option=com_content&view=article&id=905: -q-q&catid=8:2009-02-04-
22-51-14&Itemid=26
13. Ибн Теймия о тех, кто желает суда тагута : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://www.tawhiid.com/forum/index.php?topic=198.0.
14. Бабаджанов Б. М. Джихад как идеология «изгоев» (гураба) по документам и публикациям Исламского
Движения Узбекистана : [Электронный ресурс] / Б. М. Бабаджанов. – Режим доступа :
http://www.knyazev.org/biblio/Jihad_ifeac.pdf
15. На пути к исламу : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sakharov-
center.ru/row/towch3.htm.
16. Ибн Таймийа. Богопочитание Аллаха : [Электронный ресурс] / Ибн Таймийа. – Режим доступа :
http://www.al-iman.ru/biblioteka/akida
http://firdaus1.narod.ru/ak38.html
http://www.islamshia-w.com/Portal/Cultcure/Russian/CaseID/44205/71243.aspx
http://www.islamshia-w.com/Portal/Cultcure/Russian/CaseID/44205/71243.aspx
http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=26&t=5499
http://salyafi.ru/news/otvet_gameta_sulejmanova_na_nekotorye_obvinenija_burjatskogo/2009-09-02-426
http://salyafi.ru/news/otvet_gameta_sulejmanova_na_nekotorye_obvinenija_burjatskogo/2009-09-02-426
http://kavkazcenter.com/russ/content/2009/10/11/68493.shtml
http://kavkazcenter.com/russ/content/2009/08/05/67191.shtml
http://www.islamdin.com/index.php?option=com_content&view=article&id=905:%20-q-q&catid=8:2009-02-04-22-51-14&Itemid=26
http://www.islamdin.com/index.php?option=com_content&view=article&id=905:%20-q-q&catid=8:2009-02-04-22-51-14&Itemid=26
http://www.tawhiid.com/forum/index.php?topic=198.0
http://www.knyazev.org/biblio/Jihad_ifeac.pdf
http://www.sakharov-center.ru/row/towch3.htm
http://www.sakharov-center.ru/row/towch3.htm
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
109
17. Почему Джихад? : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://kavkazcenter.com/russ/content/2009/06/21/66360.shtml
18. Ибн Таймия суфий Кадирийского тариката : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://al-
fatava.com/forums/index.php?showtopic=274&mode=threaded
19. Суфисты : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://www.kavkazweb.net/forum/index.php?showtopic=45881.
20. Ибн Таймия свидетельствует о суфизме : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://darulfikr.ru/node/1825.
21. Ибн Таймия. Определение тавассуля : [Электронный ресурс] / Ибн Таймия. – Режим доступа :
http://tawba.info/ru/index.php?do=static&page=%CA%ED%E8%E3%E8
22. «Маджмуа аль-Фатауа», 27/167 : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://forum.bakililar.az/index.php?showtopic=81101
23. Убеждение ахл ас-Суннат : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://shia.ucoz.ru/4sunna11.htm
24. Ибн Теймия о слепом следовании учёным : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://guraba.net/rus/content/view/594/47/.
25. Ибн Таймия писал талисманы на лбу : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://www.islamdag.ru/verouchenie/1968
26. Ибн Таймия. Минхадж ас-Сунна : [Электронный ресурс] : т. 4 / Ибн Таймия. – С. 104. – Режим доступа
: http://www.adamalla.com/showthread.php?t=2422&page=3
27. аль-Албани Салсаляту аль-Ахадис ас-Сахиха 2223
28. Моменты из жизни основоположника ваххабизма : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://islam-news.ru/article/a-24.html
29. Мнение суннитских ученых об Ибн Таймийи : [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://kerubav.ru/ywas/as6-ber597012.htm.
30. Ибн Теймия : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.islamhouse.com/p/114690.
Новикова Е.В. УДК 94(47)
ПРОТОКОЛЫ ГОРОДСКОГО СОВЕТА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА
Период новой экономической политики занимает в истории страны особое место. Одна из целей нэпа
состояла в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества.
Экономические изменения, произошедшие в государстве, позволили залечить самые страшные раны
гражданской войны: было восстановлено хозяйство; несмотря на многочисленные трудности, жизнь
принимала нормальный облик. Но успехи рыночной экономики шли в разрез с идеологическими
представлениями. Обнаружились многие внутренние проблемы. Хозяйственные методы управления
вступали в противоречие с организацией власти в форме диктатуры пролетариата.
Противоречивой была и политика в области культуры. С одной стороны, ощущался острый недостаток
высококвалифицированных специалистов, особенно в технической сфере, с другой – партия большевиков
не доверяла старой интеллигенции и стремилась ограничить ее влияние на массовое общественное
сознание. Формирование советской интеллигенции с новым классовым мировоззрением надо было
начинать со школьной скамьи. Именно по этой причине партия большевиков уделяла огромное внимание
становлению и развитию советской школы. Принципы образовательной политики, сформулированные в
руководящих документах, реализовывали на местах. Контролировали этот процесс органы местного
управления: районные и городские Советы.
Одним из ценных источников по истории становления и развития советской системы образования на
местах являются протоколы городских Советов, которые содержат информацию о деятельности депутатов в
области школьного строительства. Данная статья основана на материалах Государственного архива города
Севастополя.
За годы революционных потрясений и гражданской войны в городе Севастополе произошло
значительное сокращение учебных заведений. В начале XX века в городе было 68 учебных заведений
только начального уровня обучения, 6 средних учебных заведений, а общее количество учащихся
составляло 6450 человек [1, с. 38]. В 1922 – 1923 учебном году в городе осталось 27 школ I и II ступени, в
которых обучалось около 5 тыс. учеников [13, с. 206 - 211]. Школьная система 20-х годов XX века
представляла собой единый тип семилетней школы с двумя ступенями: I ступень – 1 – 4 классы, II ступень
– 5 – 7 классы. Посещать единую трудовую школу должны были дети в возрасте от 8 до 15 лет. Анализ
архивных документов позволил определить, что в 1924 году в Севастополе учеников было 5758 чел., а в
1926 – 6586 чел. Но количественный рост учащихся не привел к росту числа школ в городе. Поэтому
нагрузка учителя составляла 35 – 45 детей. Количество школ увеличилось лишь к концу 20-х годов
прошлого века: школ I ступени стало 27, II ступени – 10 [10, л. 10]. Но это была всего лишь половина от
дореволюционного уровня.
В начале 20-х годов для повышения эффективности управления из членов Севастопольского Совета
были созданы секции по различным направлениям, в том числе и по народному образованию. Участие
членов горсовета было обязательно, определялся размер вознаграждения. Координировало работу
http://kavkazcenter.com/russ/content/2009/06/21/66360.shtml
http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=274&mode=threaded
http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=274&mode=threaded
http://www.kavkazweb.net/forum/index.php?showtopic=45881
http://darulfikr.ru/node/1825
http://tawba.info/ru/index.php?do=static&page=%CA%ED%E8%E3%E8
http://shia.ucoz.ru/4sunna11.htm
http://guraba.net/rus/content/view/594/47/
http://islam-news.ru/article/a-24.html
http://kerubav.ru/ywas/as6-ber597012.htm
http://www.islamhouse.com/p/114690
|