Оправдание науки
Gespeichert in:
| Datum: | 2012 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України
2012
|
| Schriftenreihe: | Наука та наукознавство |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/49432 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Оправдание науки / В.И. Вернадский // Наука та наукознавство. — 2012. — № 3. — С. 23-28. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-49432 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-494322025-02-09T14:39:38Z Оправдание науки Виправдання науки Justification of Science Вернадский, В.И. До 150-річчя від дня народження В.І. Вернадського 2012 Article Оправдание науки / В.И. Вернадский // Наука та наукознавство. — 2012. — № 3. — С. 23-28. — рос. 0374-3896 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/49432 ru Наука та наукознавство application/pdf Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
До 150-річчя від дня народження В.І. Вернадського До 150-річчя від дня народження В.І. Вернадського |
| spellingShingle |
До 150-річчя від дня народження В.І. Вернадського До 150-річчя від дня народження В.І. Вернадського Вернадский, В.И. Оправдание науки Наука та наукознавство |
| format |
Article |
| author |
Вернадский, В.И. |
| author_facet |
Вернадский, В.И. |
| author_sort |
Вернадский, В.И. |
| title |
Оправдание науки |
| title_short |
Оправдание науки |
| title_full |
Оправдание науки |
| title_fullStr |
Оправдание науки |
| title_full_unstemmed |
Оправдание науки |
| title_sort |
оправдание науки |
| publisher |
Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г.М. Доброва НАН України |
| publishDate |
2012 |
| topic_facet |
До 150-річчя від дня народження В.І. Вернадського |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/49432 |
| citation_txt |
Оправдание науки / В.И. Вернадский // Наука та наукознавство. — 2012. — № 3. — С. 23-28. — рос. |
| series |
Наука та наукознавство |
| work_keys_str_mv |
AT vernadskijvi opravdanienauki AT vernadskijvi vipravdannânauki AT vernadskijvi justificationofscience |
| first_indexed |
2025-11-26T23:24:34Z |
| last_indexed |
2025-11-26T23:24:34Z |
| _version_ |
1849897234440650752 |
| fulltext |
Наука та наукознавство, 2012, № 3 23
Нам пришлось судьбой истории ве-
сти нашу научную работу в эпоху вели-
чайшего потрясения. Это потрясение
отразилось особенно тяжело на областях
разбитого Русского государства. Наше
будущее темно и неясно. Возможности
его безгранично разнообразны и почти
противоположны. Никому не дано в удел
их предвидеть; никто не может знать, к
чему приведут нас ближайшие не только
годы, но даже месяцы. Мы даже не зна-
ем, какие формы окружающей нас жизни
сложатся в конце мирового столкнове-
ния, и как долго приходится ждать этого
конца? Месяцы или годы?
В таких условиях приходиться нам на
Украине определять свою деятельность,
в туманном и неясном искать прочных
основ, незыблемых точек опоры, неза-
висимых от того, как долго продлиться
кризис, чем он закончится. Есть или нет
для нас такие незыблемые точки опоры,
или искание их является пустой мечтой?
Мне кажется, что такие точки опоры
для нас, натуралистов, не только могут
быть найдены, но они неопровержимы,
если только мы вдумаемся в совершаю-
щееся. Эти точки опоры совершенно не-
зависимы от тех или иных форм государ-
ственной и общественной жизни. В сво-
их основах они одновременно являются
проявлением общечеловеческих идеалов
и в то же время теснейшим образом свя-
заны с самыми насущными националь-
ными и государственными потребностя-
ми, широко и глубоко понимаемыми.
Существование этих точек опоры вы-
звано тем, что мы ищем их в тесной связи
с вечными и неизменными научными за-
дачами и научной работой, нам дорогими,
Что мы в вихре сменяющихся настроений
жизни являемся, прежде всего, научными
деятелями. При этом мы являемся нату-
ралистами, т.е. теснейшим образом свя-
заны с теми областями знания, которые
имеют своей задачей изучение Природы,
столь далекой по существу от случайных
судеб человечества и столь великой, что
величайшие – мировые события жизни
человечества не нарушают ее бытия и не
отражаются на ее лике, ее не затрагивают.
Каковы же эти опоры нашей дея-
тельности в катастрофических событиях
мировой истории и переживаемого нами
великого развала? Мне кажется, что они
могут быть сведены к немногим основ-
ным положениям, которые, раз сознан-
ные, помогут стойко направлять нашу
деятельность, поставят ей ясные цели в
общей разрухе и в общем крушении.
Я постараюсь дать этим основным по-
ложениям, направляющим нашу деятель-
ность, самое общее, независимое от пре-
ходящих интересов дня и окружающей нас
среды определение, связанное с мораль-
ными основами нашего сознательного от-
ношения к жизни. Но необходимо отме-
тить сейчас же, что это определение цели-
ком отвечает тому выражению жизненных
целей, какое получается, если подойти к
их исканию, исходя из других, кажущихся
мне сейчас общими и менее глубокими,
стремлений, связанных с социальными,
национальными и государственными пе-
реживаниями. Этот вывод связан с осо-
бенностями научной работы человечества.
Мы увидим здесь то, что так ярко выразил
в своем проникновенном анализе науки
– главным образом той науки, которой
корни в Космосе, в Природе, – один из ве-
личайших мыслителей – натуралистов по-
следнего времени – Пуанкаре. Пуанкаре
угадал, что истина в наших областях зна-
ния, охватываемых математическим ана-
© В.И. Вернадский, 2012
В.И. Вернадский
Оправдание науки
В.И. Вернадский
Science and Science of Science, 2012, № 324
лизом и логикой символов, многообразна.
Одно и то же может быть выражено в виде
нескольких, на первый взгляд различных,
законов, в действительности отмечающих
разные стороны одного и того же явле-
ния. Но мысль Пуанкаре не охватывает
все области проявления научной работы в
творящем ее человеке. Человек в научном
творчестве не только получает научную
истину и этим создает науку, влияет на
свою жизнь и свое мировоззрение, живет
наукой. Он живет наукой при самом про-
цессе научного творчества и научной рабо-
ты. И в оправдании и в объяснении этого
процесса научного творчества, в сознании
его необходимости и важности для жизни,
в его значении для цели жизни мы видим
другую форму указанного Пуанкаре мно-
гообразия научной истины. Мы видим, что
многообразие – достижение одного и того
же, исходя из разных, казалось бы проти-
воположных, построений, – касается не
только законов Космоса, не только полу-
чаемого натуралистами результата, но ка-
сается и тех поводов, которые заставляют
нас, натуралистов, стремиться к достиже-
нию истины изучением Природы – моти-
вов нашей научной деятельности.
Я думаю, что совпадение двух сторон
научной работы – процесса и достиже-
ния – не есть случайность. И в том и в
другом случаях выражение единого в
многообразных, на первый взгляд, ни-
чего общего не имеющих между собой,
формах связано с Космосом, с характе-
ром науки. В различных формах научных
законов мы видим выражение одной и
той же научной истины, в различных
оправданиях научной работы как цели
жизни мы видим проявление единой на-
уки как всем обязательной единой фор-
мы искания научной истины.
И поэтому здесь мы встречаемся,
может быть, с единственным случаем в
области моральных ценностей, где мо-
жет быть получено непреложное, почти
достоверное оправдание нашего поведе-
ния, цели жизни.
В старинном прекрасном мире, ярко
захваченном в художественном воссозда-
нии Лессингом, свободно и глубоко мыс-
лящий мудрец Натан проводит мысль,
что каждая религия может захватывать в
своем различном содержании зерно од-
ной и той же истины или одинаковым
образом ее не иметь. В науке, в много-
образном выражении одного и того же
явления, мы имеем всю истину, этому
явлению свойственную.
Наука дает нам возможность найти
незыблемую и прочную опору жизни не
только в своих результатах, достижениях
научной работы, но и в самом процессе
научной работы, в вызванных научными
исканиями построениях нашего жизнен-
ного пути. Для этого мы должны научной
мыслью охватить сам процесс научной
работы, поставить в научном обоснова-
нии вопрос о ее целях и ее задачах.
Итак, для чего и почему мы ведем
научную работу и как должна меняться
наша научная работа в вихре политиче-
ских, социальных, национальных потря-
сений? Должна ли она вообще меняться?
Я думаю, что она меняться не должна.
Ее задача глубже и шире. В изменчивом
бурном потоке переживаемой нами миро-
вой катастрофы, где, как щепка, несется
человек и где рушились и пошатнулись
вековые и новые устои, наш устой – науч-
ная деятельность – остается нетронутым.
Пошатнулись и требуют пересмотра и из-
менения из глуби веков подымающиеся
выражения задач человеческой деятель-
ности, даваемые религией; пошатнулись
и требуют пересмотра и изменения соз-
дания новых веков, еще недавно казав-
шиеся столь могучими идеалы различных
форм социализма и социальных учений,
но остались прочными и не сдвинулись
с места, выросли и углубились в буре и
натиске те цели жизни, какие наука дает
ОПРАВДАНИЕ НАУКИ
Наука та наукознавство, 2012, № 3 25
своим служителям. Эта точность в нати-
сках бури нашей жизни научной работы
среди крушения и изменения других це-
лей жизни заставляет всех, кто стал в ряды
научных работников, крепче, смелее и ре-
шительнее идти по выбранному ими пути
искания научной истины – как по пути,
оправданному жизнью.
Мы должны сейчас ясно сознавать,
что в трудный момент – общего крушения
и пересмотра устоев жизни – мы сохрани-
ли свой устой незыблемым и нетронутым.
Жив и силен наш устой. Он оправдан же-
стокой пробой переживаемого времени.
Но не только он оставлен неруши-
мый. Оправдалась и его моральная цен-
ность. Ибо и теперь среди катастрофы
неизменно можем мы ответить по-
прежнему на вопрос, который ставит
нам наше сознание, о моральной ценно-
сти научного творчества. Для чего нужна
научная работа, чем оправдывается науч-
ная деятельность?
На эти вопросы, т. е. на вопросы о
научной работе как цели жизни – в об-
щих и широких чертах – в зависимости
от моральных типов человеческой лич-
ности, человечество дало три ряда и типа
ответов. Жизнь имеет ценность как ис-
кание истины, достижение наибольше-
го проявления человеческой личности,
ее блаженства или ее раскрытия. Жизнь
человека имеет значение как облегче-
ние страданий окружающих, служение
ближнему, проявление чувства люб-
ви и сострадания. Наконец, третье –
жизнь имеет значение как проявление
нравственного закона справедливости,
устройства жизни личности в обществе,
построенном на нормах нравственного
закона. В науке и религии, в философии
и социальных исканиях мы видим про-
явление этих трех различных попыток
оправдание жизни, и только этих трех.
Несомненно, в смене веков в челове-
ческом сознании не раз будут меняться в
дальнейшем формы ответа на эти вопро-
сы. Но сейчас, в данный момент, когда
пошатнулись другие устои жизни, оста-
лись нетронуты оправдания необходи-
мости научной деятельности во всех трех
возражениях целей жизни.
Мне нет надобности после того, что
сказал, касаться значения научной ра-
боты как цели искания истины. Этот
индивидуальный ответ ярко связан с не-
изменностью значения науки в общем
сознании в эпоху крушения и колебания
других устоев жизни. Он оправдан жиз-
нью тех, кто в этом искании видит цель
жизни. Очевидно, они должны и дальше
идти тем же путем.
Но я хочу в немногих словах остано-
виться на двух других формах выраже-
ния целей жизни – на альтруистическом
оправдании ее как проявления любви и
сострадании и на социальном оправда-
нии ее как нравственном законе.
Есть ли сейчас в нашем распоряже-
нии большая сила помочь человечеству в
его бедствиях и страданиях, чем сила на-
учного знания?
Есть ли другая, более быстрая форма
установления жизни на нравственном за-
коне, чем научная работа в человеческом
обществе, расширение знания и силы на-
уки, более мощная ее общественная ор-
ганизация? Можем ли мы каким-нибудь
другим путем скорее и быстрее подойти
к этим задачам, чем научным исканием,
углублением в Природу, выявлением ее
законов и овладением ее силами – на-
правлением их на пользу человечества?
Я помню в дни моей молодости го-
рячие споры о том, как скорее и лучше
подойти к избавлению человечества от
горя, нищеты, страданий. Путем соци-
альной революции и установления со-
циалистического строя – отвечали одни.
Путем увеличения общего богатства по-
рабощением новых сил Природы, по-
знанием Природы и человека – отвечали
В.И. Вернадский
Science and Science of Science, 2012, № 326
другие. Жестокую пробу первого ответа
дала переживаемая социальная револю-
ция. Совершился великий социальный
опыт, и он дал такой ответ, такое разре-
шение спора, которое не рисовалось в
самых фантастических предположениях
и критике защитников научного искания
как средства борьбы со страданиями че-
ловечества и несправедливостями соци-
ального строя. И в то же время жизнь не
тронула идеалы научных работников, ис-
кавших в науке не только научную исти-
ну, но и орудие любви и социальной спра-
ведливости. Правда, этот путь как был,
так и остался долгим. Невольно мысль
переноситься в прошлое, к биографи-
ям социальных мыслителей и творцов
науки. Чей жизненный путь оправдан
жестоким опытом жизни? Ответ ясен, и
передо мной встает образ того ученого,
в жизненных научных исканиях кото-
рого ярко блистал элемент любви и со-
страдания, образ Пастера как человека,
указавшего в то время, о котором я гово-
рю, путь, сейчас оправданный историей.
Я знаю, что в вечно меняющейся смене
событий могут наступить новые искания
и сомнения человечества в правильно-
сти его пути, но тогда задачам научной
работы как любви к человечеству будут
противопоставлены не социалистиче-
ские идеалы нового строя, а что-нибудь
новое, еще не осознанное. Сейчас другой
путь на время отпал. Остался один путь,
тот, который указал Пастер, а не тот, по
которому шли длинные ряды лучших лю-
дей старого поколения России – русские
и украинцы, немногие из которых имели
несчастье дожить до крушения жизнен-
ным опытом идеалов своей жизни, своей
молодости.
Таковы, кажется мне, те основания, ко-
торые дают нам прочную опору, дают ясную
цель жизни и деятельности в эпоху мирово-
го кризиса. Цель эта – напряженная, не-
прерывная исследовательская работа.
Я пытался обосновать ее, как мы
видели, очень общими и на первый
взгляд далекими от конкретных условий
украинской жизни моральными поло-
жениями. И мне хочется в нескольких
словах, прежде чем идти дальше, в этом
оправдаться. Я сделал это именно по-
тому, что думаю, что именно теперь, в
эпоху огромного мирового кризиса, мы
не должны порывать с общими, самы-
ми основными задачами жизни, должны
их иметь всегда перед глазами, должны
коренным образом передумать основы
нашего миросозерцания, нашего пове-
дения, должны беспощадно критически,
ни перед чем не останавливаясь, пере-
смотреть, чем мы жили, отбросить все,
что разбито жизнью.
Именно теперь, в эпоху жестокой со-
циальной и национальной борьбы, мы
должны всегда помнить и ставить впе-
реди общечеловеческие мотивы нашей
жизни и нашей деятельности. Должны
обращаться к общему, а не к частному.
Именно теперь все самые основные, са-
мые общие вопросы человеческого бы-
тия, вечные загадки жизни должны быть
живы в обществе, не сходить с поля его
зрения, иначе перед нами будет путь мо-
рального падения, яркий пример которо-
го дали нам народ и наше общество.
Мы не должны быть в это время фи-
листерами и не должны бояться касаться
этих вопросов и тех задач, которые в нор-
мальное время считаются решенными и
уходят из широкого обсуждения практи-
ческих деятелей.
Но не только поэтому я смог пойти
по не привычному для съезда натура-
листов и отвлеченному пути изменения
линии нашего поведения. Я смог пойти
по нему потому, что мы пришли бы к тем
же самым выводам, если бы подошли
к определению задач жизни, стоящих
перед нами как перед натуралистами,
исходя из других соображений – из госу-
ОПРАВДАНИЕ НАУКИ
Наука та наукознавство, 2012, № 3 27
дарственных потребностей Украины или
из требований украинской или русской
культурной жизни.
В этом едином выводе при разных ис-
ходах, положенных в основание, и заклю-
чается многообразие моральной ценно-
сти научной работы. В этом особенность
и, если хотите, своеобразная красота на-
учных занятий как целей жизни.
Я не буду здесь это доказывать, ибо в
течение съезда в дальнейшем нам на каж-
дом шагу придется с этим сталкиваться:
во всех докладах, здесь объявленных, мы
увидим яркое проявление правильности
этого положения.
Я прейду теперь к конкретному след-
ствию из общих положений, нами полу-
ченных, – к вопросу о том, каким путем
лучше и сильнее осуществить здесь, на
Украине, широкую постановку научной
творческой и исследовательской работы
ее научных работников.
Ибо раз только научная работа в те-
кущий момент властно выставляется
жизнью как такая цель жизни, которая
имеет себе величайшее оправдание, со-
вершенно не зависимое от событий, са-
мих впечатлений дня, то, очевидно, мы
должны поставить эту деятельность в ус-
ловия, в которых она могла бы развиться
и проявиться, наиболее широко, глубоко
и разнообразно.
Научная деятельность общества и го-
сударства слагается сейчас из: 1) личной
творческой работы, великой или малой –
безразлично, отдельных людей, 2) из ор-
ганизации научной работы многих, 3) из
создания центров и орудий научной ра-
боты – библиотек, музеев, лабораторий,
исследовательских институтов.
Несомненно, в научной деятельно-
сти личная научная творческая работа,
свободная и ничем не связанная, кроме
личных вкусов и понимания науки, яв-
ляется основной ее чертой. Без нее нет
научной деятельности. Научная работа
– наряду с художественным творчеством
– есть одно из самых ярких проявлений
человеческой личности, ее индивидуаль-
ности. Целые века наука только и жила
этой свободной самодеятельностью лич-
ностей.
Но жизнь усложнялась, и сила науки
росла. Росло и ее государственное значе-
ние. А с этим вместе менялась форма ее
общественной организации. При сохра-
нении свободы и независимости личного
творчества, умирающего со смертью осо-
би, создавались организации научной ра-
боты, охватывавшие отдельных научных
работников, их объединявшие, длитель-
ность работы которых распространялась
на поколения составляющих их особей.
Эти организации научной работы яв-
ляются сейчас самыми мощными орудия-
ми научной работы. Каждый из нас сейчас
в сложности современной жизни не может
и не должен являться одиноким работни-
ком. В современном обществе с его слож-
ным бытом и социальной организацией,
давящей на личность на каждом шагу, мы
не можем являться распыленными едини-
цами, мы должны сами сплотиться в мощ-
ную организацию, создать социальную ор-
ганизацию научной работы.
Когда перед натуралистами в XX веке
стоит вопрос, как быстрее и сильнее,
мощнее двинуть научную работу, овладеть
в наибольшей степени силами Природы,
проникнуть в ее тайны, у него может быть
только один ответ – надо создать мощную
социальную организацию науки.
Эта организация науки на Украине,
очевидно, должна быть возможно наи-
большей, обладать возможно наибольшей
силой и влиянием на жизнь и на обще-
ственную и государственную деятель-
ность. Для этого она должна охватывать
всех натуралистов Украины и все имею-
щиеся на Украине центры научной рабо-
ты. Совершенно ясно ставится необходи-
мость двух форм такой организации.
В.И. Вернадский
Science and Science of Science, 2012, № 328
С одной стороны, необходимо, чтобы
сплотились все натуралисты, образовав
общую Ассоциацию естествоиспытателей
Украины. Задачи и формы этой Ассоциа-
ции ясны, и я не буду на них останавли-
ваться. Здесь, в Киеве, более пятидесяти
лет тому назад по идее Кесслера и груп-
пировавшихся вокруг него лиц, началось
создание русских съездов естествоиспы-
тателей, которые не могли вылиться в
форму ассоциации только благодаря тя-
желым политическим условиям старо-
го режима. Борьба съездов за ассоциа-
цию велась с перерывами более 50 лет, и
только перед самой революцией вопрос
наконец получил благоприятное разре-
шение. Может быть, именно вследствие
отсутствия связывающей их ассоциации
съезды не вошли в русскую жизнь так, как
они вошли в жизнь в Западной Европе
или в Северной Америке. Надо думать,
при создании Украинской ассоциации
естествоиспытателей съезды получат то
значение в жизни Украины, какое они
должны иметь. Задачи Ассоциации ясны:
1) связать в одно целое всех натуралистов
Украины на всей ее территории, 2) для
этой цели созывать их съезды, общие и
частные, 3) всеми силами способствовать
и помогать научной работе на Украине,
4) защищать интересы науки, 5) устанав-
ливать тесную связь между научными де-
ятелями и народом и обществом. Так как
формы ассоциации ясны и понятны и в
могучих ассоциациях Великобритании
и Северной Америки мы имеем готовые
типы, к которым присоединяются менее
мощные такие же организации Франции,
Германии, Южной Америки и т. д., то я не
буду на этом останавливаться.
Но ассоциации этого типа, возник-
шие в четвертой половине XIX века, не
являются достаточными для социаль-
ной организации науки XX века. Теперь
должны быть созданы новые типы уче-
ных союзов, ибо сейчас значение науки в
жизни и сознании, цели, которые ей ста-
вятся в государственном и социальном
строе, несравнимы с теми, что имелись
в виду, когда вначале 1830-х гг. создавал-
ся первый устойчивый тип ассоциации
естествоиспытателей – Британская ассо-
циация споспешествования науке.
Мне кажется, что сейчас везде, и на
Украине в особенности, воздвигается
другой тип ассоциации – Союз ученых
учреждении такого рода... [на этом руко-
пись обрывается – Ред.].
[Первые числа августа 1918 г.]
Архив РАН, ф. 518, оп. 4, д. 108, л. 1–11.
|