Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АР Крым
Реализация государственной политики в сфере энергосбережения должна стать основой стратегии социально-экономического развития Автономной Республики Крым на ближайшие десятилетия....
Gespeichert in:
| Datum: | 2011 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2011
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52287 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АРК / А.И. Башта // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 206. — С. 195-197. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-52287 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-522872025-02-09T13:43:57Z Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АР Крым Пріоритетні напрями реалізації енергозберігаючої моделі розвитку АР Крим Priorities of the implementation of energy-efficient models of AR of Crimea Башта, А.И. Точка зрения Реализация государственной политики в сфере энергосбережения должна стать основой стратегии социально-экономического развития Автономной Республики Крым на ближайшие десятилетия. 2011 Article Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АРК / А.И. Башта // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 206. — С. 195-197. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52287 477.75 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Точка зрения Точка зрения |
| spellingShingle |
Точка зрения Точка зрения Башта, А.И. Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АР Крым Культура народов Причерноморья |
| description |
Реализация государственной политики в сфере энергосбережения должна стать основой стратегии социально-экономического развития Автономной Республики Крым на ближайшие десятилетия. |
| format |
Article |
| author |
Башта, А.И. |
| author_facet |
Башта, А.И. |
| author_sort |
Башта, А.И. |
| title |
Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АР Крым |
| title_short |
Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АР Крым |
| title_full |
Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АР Крым |
| title_fullStr |
Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АР Крым |
| title_full_unstemmed |
Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АР Крым |
| title_sort |
приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития ар крым |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Точка зрения |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52287 |
| citation_txt |
Приоритетные направления реализации энергосберегающей модели развития АРК / А.И. Башта // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 206. — С. 195-197. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT baštaai prioritetnyenapravleniârealizaciiénergosberegaûŝejmodelirazvitiâarkrym AT baštaai príoritetnínaprâmirealízacííenergozberígaûčoímodelírozvitkuarkrim AT baštaai prioritiesoftheimplementationofenergyefficientmodelsofarofcrimea |
| first_indexed |
2025-11-26T11:19:54Z |
| last_indexed |
2025-11-26T11:19:54Z |
| _version_ |
1849851641439715328 |
| fulltext |
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
195
Башта А.И. УДК 477.75
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ АР КРИМ
ВВЕДЕНИЕ. Вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности общественного
производства чрезвычайно важны и актуальны для устойчивого развития крымского региона,
экономическое состояние которого, как и Украины в целом, требует принятия жёстких мер по
рациональному использованию потребляемых энергоресурсов и охране окружающей среды.
Развитие экономики Автономной Республики Крым в настоящее время основывается на всё более
увеличивающейся добыче и потреблении традиционных природных топливно-энергетических ресурсов
(ТЭР): природного газа, нефти и угля. При этом, использование потребляемых энергоресурсов происходит
за счет прямого сжигания в различных энергетических и технологических установках, что приводит к
постоянному уменьшению их природных запасов и увеличению загрязнения окружающей среды
продуктами сгорания.
За последние пять лет объём потребления первичных топливно-энергетических ресурсов в Крыму
увеличился на 43,2 %. Программами социально-экономического развития Автономной Республики Крым на
ближайшее десятилетие намечается дальнейший рост промышленного и сельскохозяйственного
производства, что потребует значительного роста объёмов потребления ТЭР: К 2015 году прогнозируется
увеличение потребления котельно-печного топлива на 89%, электрической энергии - на 42%, тепловой
энергии на - 60%, по сравнению с базовым 2004 годом [1].
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Главным стратегическим направлением повышения надёжности
энергообеспечения потребителей при сохранении темпов экономического роста республики до 2015 года,
должно стать повышение эффективности использования энергоресурсов и снижения сверхнормативных
потерь на всех этапах от её производства до потребления.
Индикатором отношений между энергетическим спросом и стабильным экономическим развитием на
уровне региона является энергоёмкость промышленного производства. Определяющим условием
устойчивого социально-экономического развития Автономной Республики Крым должно стать ежегодное
увеличение промышленного производства на 5-6 процентов, при снижении его энергоёмкости - на 3-4
процента. Решить проблемы повышения надёжности энергообеспечения потребителей можно только за
счёт внедрения новых высокоэффективных технологий и реализации энергосберегающих мероприятий.
Анализ энергопотребления в АРК за период с 2000 по 2008 годы показал, что потребляемые энергоресурсы
использовались недостаточно эффективно, возросла энергоёмкость отдельных видов отечественной
продукции, удельные затраты органического топлива на единицу производимой продукции значительно
превышали аналогичные показатели, достигнутые в экономически развитых странах Европейского Союза.
Основными причинами этого роста в настоящее время являются:
- отсутствие мотивации энергосбережения как на отраслевом уровне, так и непосредственно на
предприятиях;
- недостаточная подготовленность руководителей и специалистов предприятий и хозяйств в вопросах
энергосбережения;
- приоритетное развитие энергоёмкого промышленного производства;
- использование низкоэффективных и энергозатратных технологий.
Общая причина увеличения перерасхода энергии состоит в неэффективном и неполном использовании
существующих производственных мощностей. При работе промышленных предприятий с нагрузкой 25–
30% от номинальной, значительно снижается коэффициент полезного действия установленного
оборудования и механизмов, эксплуатируемых не в оптимальном режиме, возрастает доля
непроизводственных затрат. Поэтому вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности
общественного производства в настоящее время особенно важны и актуальны для устойчивого развития
крымского региона, экономическое состояние которого, как и Украины в целом, требует принятия жёстких
мер по рациональному использованию потребляемых энергоресурсов и охране окружающей среды.
В настоящий момент на Украине уже имеется определённая нормативно-правовая основа для
реализации политики энергосбережения. Программой Кабинета Министров Украины «Навстречу людям»
было определено, что «энергосбережение является важнейшим фактором решения экономических и
экологических проблем в государстве». Важнейшие направления этой деятельности определены Законом
Украины «Об энергосбережении» и отражены в Комплексной государственной Программе
энергосбережения Украины, Комплексной программе энергосбережения АР Крым до 2010 года.
Стратегической целью региональной политики в сфере энергосбережения должно стать повышение
конкурентноспособности продукции отечественных товаропроизводителей за счёт снижения энергоёмкости
их производства.
Основной задачей энергосбережения в АРК до 2015 года должно быть снижение энергоёмкости
промышленного производства на 35-40 процентов по сравнению с базовым 2008 годом, за счёт достижения
экономически целесообразных и технически возможных уровней энергосбережения. Годовая экономия ТЭР
за счёт реализации намеченных энергосберегающих мероприятий к 2015 году должна достичь 12,5 % от
общего годового энергопотребления.
Фактически в результате выполнения заданий Комплексной региональной программы
энергосбережения, внедрения новых энергоэффективных технологий и энергосберегающих мероприятий на
предприятиях, организациях и бюджетных учреждениях Крыма уже в 2003 году общая годовая экономия
Башта А.И.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ АР КРИМ
196
ТЭР составила 9,2 % от годового потребления, что является одним из лучших показателей по Украине. В
2004 году общее снижение расхода ТЭР составило 238,4 тыс. тонн у.т., что на 13,5% больше, чем за
аналогичный период предыдущего года. Было сэкономлено 4,7 млн. куб. м. природного газа, 84,0 тыс. тонн
нефтепродуктов, 90,6 тыс. тонн угля, 66,1 млн. кВт.ч. электроэнергии. На 1 гривну финансовых средств,
вложенных в энергосберегающие мероприятия, было получено снижение затрат за потребляемые
энергоресурсы на сумму 2,1 гривны [1].
Формирование региональной политики в сфере энергосбережения на ближайшее десятилетие должно
осуществляться за счёт:
чёткого исполнения законодательных и нормативно-правовых актов в сфере энергосбережения и
выполнения заданий, предусмотренных программами по энергосбережению;
разработки и реализации отраслевых планов первоочередных энергосберегающих мероприятий по
снижению потребления топлива, тепловой и электрической энергии на всех предприятиях, организациях,
учреждениях, в первую очередь, в наиболее энергоёмких отраслях экономики АРК: промышленности,
строительстве, сельском хозяйстве, а также на объектах бюджетной и жилищно-коммунальной сфер.
разработки и внедрения инвестиционных и инновационных проектов с использованием новых
энергосберегающих технологий, применением современных материалов и оборудования;
максимально возможного использования возобновляемых источников энергии и вторичных
энергоресурсов для дополнительной выработки тепловой и электрической энергии.
Первоочередными организационно-техническими энергосберегающими мероприятиями должны
стать:
установка приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов;
проведение энергетического обследования и выработка мероприятий по снижению потребления
ТЭР;
разработка норм удельных затрат ТЭР на единицу выпускаемой продукции или оказываемых
услуг;
внедрение автоматизированных систем учета, контроля и управления потреблением
электроэнергии;
внедрение эффективных систем энергообеспечения зданий и сооружений;
внедрение технологий и установок по утилизации сбросного тепла и использованию вторичных
энергоресурсов.
Важным направлением экономии традиционных топливно-энергетических ресурсов на ближайшее
десятилетие в Крыму должно стать широкое внедрение новых технологий, систем и установок по
использованию альтернативных возобновляемых экологически чистых источников энергии, в том числе с
сезонным и суточным аккумулированием теплоты.
Среди регионов Украины Крым обладает не только наибольшим энергетическим потенциалом, но и
опытом работы по использованию всех видов нетрадиционных возобновляемых источников энергии. В
1999 году их ресурсы, энергетический потенциал и объёмы использования были уточнены отечественными
и зарубежными экспертами в ходе реализации проекта по оценке развития энергетики Крыма, который был
осуществлён странами Европейского Союза в рамках оказания технической помощи по программе TACIS.
В настоящее время проведено предварительное обследование 11-и геотермальных циркуляционных
систем на предмет их использования в качестве источников теплоснабжения населённых пунктах степного
Крыма. Общая тепловая мощность этих источников может составить 19 МВт. В настоящее время
завершаются работы по вводу в промышленную эксплуатацию опытной геотермальной установки в с.
Медведевка Джанкойского района мощностью 0,8 МВт., для обеспечения теплом объектов бюджетной
сферы (школа, административные здания и др.).
Продолжается строительство установок по использования солнечной энергии для
нагрева горячей воды
в летнее время на объектах санаторно- курортного и туристического комплекса Крыма. В настоящее время
на этих объектах установлены солнечные коллектора общей площадью 18 тыс. м
2
. Начаты работы по
разработке технико-экономических обоснований строительства в Крыму объектов в сфере малой
гидроэнергетики и использования биотоплива.
Согласно Комплексной региональной программы экономия традиционных ТЭР за счёт использования
альтернативных возобновляемых источников энергии за период с 2006 по 2008 годы составила 181,6 тыс.
т.у.т., а за период с 2009 по 2010 годы – 294,4 тыс. т.у.т. При этом годовая экономия котельно-печного
топлива к 2008 году составила 31,5 тыс. т.у.т., а к 2010 году- 47,5 тыс.т.у.т.
Фактически за последние десять лет общая экономия топливно-энергетических ресурсов в АРК от
внедрения всех установок по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составила 68 тыс.
т.у.т., в том числе за 2008 год - 12,4 тыс. т.у.т. или всего 0,2 процента от общего годового
энергопотребления, что не отвечает сегодняшним возможностям и потребностям общественного развития
автономии.
Основными проблемными вопросами в сфере энергосбережения общественного производства АРК в
настоящее время являются:
- отсутствие действенных механизмов экономического стимулирования энергосбережения и
самофинансирования энергосберегающих мероприятий в коммунальной и бюджетной сферах;
- недостаточное бюджетное финансирование и неэффективное использование бюджетных средств,
направляемых на реализацию заданий и положений программ энергосбережения и местных планов
оргтехмероприятий по экономии ТЭР;
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
197
- недостаточно привлекательный инвестиционный климат в сфере энергосбережения, отсутствие
иностранных инвестиций;
- недостаточное оснащение потребителей приборами учёта и регулирования потребления
энергоресурсов, в первую очередь на объектах бюджетной сферы и зданиях существующего жилого фонда
АРК;
- низкий уровень использования энергии от альтернативных возобновляемых экологически чистых
источников энергии,
- низкий уровень утилизации сбросной низкотемпературной энергии на промышленных предприятиях
и в хозяйствах автономии;
- недостаточно совершенная система управления сферой энергосбережения на всех уровнях
исполнительной власти.
ВЫВОДЫ. Для решения проблемных вопросов в сфере энергосбережения общественного
производства АРК необходимо:
- принять на государственном уровне механизм экономического стимулирования рационального
использования топливно-энергетических ресурсов и самофинансирования энергосберегающих мероприятий
на объектах коммунальной и бюджетной сфер;
- разработать новую редакцию Комплексной региональной программы энергосбережения на период с
2005 по 2015 годы, и прогнозные показатели энергоэффективности общественного производства АРК до
2020 года;
- ежегодно предусматривать в проекте бюджета Автономной Республики Крым по разделу "Научно-
исследовательские работы" средства на научно-техническую и экономическую проработку приоритетных
региональных научно-технических программ и предложений в области энергосбережения, в том числе по
повышению энергетической эффективности использования альтернативных возобновляемых источников
энергии;
- проводить на конкурсной основе отбор научных разработок и предложений в области
энергосбережения, в том числе использования альтернативных возобновляемых источников энергии;
- ежегодно в проектах местных бюджетов предусматривать средства на финансирование
первоочередных энергосберегающих мероприятий в объёмах годовых планов по экономии энергоресурсов,
утверждённых руководителями с органов местной исполнительной власти и согласованных Министерством
топлива и энергетики АРК.
Реализация государственной политики в сфере энергосбережения должна стать основой стратегии
социально-экономического развития Автономной Республики Крым на ближайшие десятилетия.
Источники и литература:
1. Солнечная энергетика для устойчивого развития Крыма. – Симферополь : Доля, 2009. – 293 с.
2. Шеер Г. Восход Солнца в мировой экономике. Стратегия экологической модернизации / Г. Шеер. – М. :
Тайдекс, 2002. – 318 с.
3. Энергосбережение в Крыму / С. А. Кибовский, С. А. Ефимов, С. К. Петрук, В. А. Сафонов,
А. С. Слепокуров // Приложение к научно-практическому дискуссионно-аналитическому сборнику
«Вопросы развития Крыма». – Симферополь : Таврия-Плюс, 2001. – 208 с.
Дёмин Б.В. УДК 65.012.8:378.1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Введение. Среди проблем, стоящих перед обществом в современных условиях, особое место занимает
проблема безопасности жизнедеятельности (БЖД). Обострение этой проблемы во второй половине ХХ и
начале ХХI веков в связи с усилением влияния на окружающую среду и человека экологического кризиса,
массовых потерь людей в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях, усиления негативных
демографических последствий, вызывает необходимость резкого усиления качества решения этой
проблемы.
Содержание статьи. Усилия общества, направленные на решение проблемы безопасности
жизнедеятельности в настоящее время, не дают результатов, адекватных развитию проблемы. Негативные
последствия, особенно гибель людей и деградация окружающей природной среды, возрастают с
ускорением и создают угрозу дальнейшего развития мира.
Среди различных направлений решения проблемы БЖД наиболее ярко выделяется проблема
формирования у новых поколений людей идеологии безопасности жизнедеятельности. Именно от степени
осознания проблемы БЖД человеком, принятия им обоснованных решений по управлению своими
действиями и действиями подчинённых, применения эффективных решений по обеспечению безопасности
на различных уровнях, зависит будущее общества. В этой связи представляется особо актуальной
разработка современной методики преподавания проблемы БЖД в высшей школе. Нормативная
дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является интегрированной дисциплиной гуманитарно-
технического направления, которая обобщает данные научно-технической деятельности, формирует
понятийно-категорийный аппарат, необходимый в дальнейшем для изучения таких дисциплин как «Охрана
|