Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка
С позиций психодинамического подхода показана роль страдающей депрессией матери в формировании личности ребенка на первых этапах его постнатального развития и ее влияние на его психическое здоровье в дальнейшем....
Saved in:
| Date: | 2004 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України
2004
|
| Series: | Международный медицинский журнал |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52590 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка / И.Ч. Байгузина // Международный медицинский журнал. — 2004. — Т. 10, № 1. — С. 56-58. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-52590 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-525902025-02-09T16:26:55Z Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка The role of a depressive mother in development of the child's personality Байгузина, И.Ч. Медицинская психология С позиций психодинамического подхода показана роль страдающей депрессией матери в формировании личности ребенка на первых этапах его постнатального развития и ее влияние на его психическое здоровье в дальнейшем. The role of a depressive mother in forming the personality of the child on the first stages of the postnatal development as well as its influence on the mental health of the child in future are shown from psychodynamic perspective. 2004 Article Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка / И.Ч. Байгузина // Международный медицинский журнал. — 2004. — Т. 10, № 1. — С. 56-58. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 2308-5274 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52590 ru Международный медицинский журнал application/pdf Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Медицинская психология Медицинская психология |
| spellingShingle |
Медицинская психология Медицинская психология Байгузина, И.Ч. Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка Международный медицинский журнал |
| description |
С позиций психодинамического подхода показана роль страдающей депрессией матери в формировании личности ребенка на первых этапах его постнатального развития и ее влияние на его психическое здоровье в дальнейшем. |
| format |
Article |
| author |
Байгузина, И.Ч. |
| author_facet |
Байгузина, И.Ч. |
| author_sort |
Байгузина, И.Ч. |
| title |
Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка |
| title_short |
Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка |
| title_full |
Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка |
| title_fullStr |
Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка |
| title_full_unstemmed |
Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка |
| title_sort |
роль депрессивной матери в развитии личности ребенка |
| publisher |
Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України |
| publishDate |
2004 |
| topic_facet |
Медицинская психология |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52590 |
| citation_txt |
Роль депрессивной матери в развитии личности ребенка / И.Ч. Байгузина // Международный медицинский журнал. — 2004. — Т. 10, № 1. — С. 56-58. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. |
| series |
Международный медицинский журнал |
| work_keys_str_mv |
AT bajguzinaič rolʹdepressivnojmaterivrazvitiiličnostirebenka AT bajguzinaič theroleofadepressivemotherindevelopmentofthechildspersonality |
| first_indexed |
2025-11-27T23:28:58Z |
| last_indexed |
2025-11-27T23:28:58Z |
| _version_ |
1849988106709630976 |
| fulltext |
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
56 ÌÅÆÄÓÍÀÐÎÄÍÛÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË ¹ 1’2004
И.Ч. БАЙГУЗИНА. РОЛЬ ДЕПРЕССИВНОЙ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ…
57
Депрессивные расстройства представляют со-
бой одну из самых актуальных проблем, связанных
с нарушением психического расстройства человека
в современном обществе. Это объясняется, во-первых,
большой распространенностью депрессивных состоя-
ний во всем мире и в том числе в Украине — у 3–6%
населения [1], во-вторых, их существенным отрица-
тельным влиянием на качество жизни и социальное
функционирование человека.
Депрессия характеризуется состоянием глубо-
кой печали, тоски, потерей интереса к какой-либо
деятельности и снижением энергичности [2]. Вы-
делены такие клинические разновидности эмоцио-
нальных состояний при депрессии, как гипотимия,
патологически угнетенное настроение, ангедония,
страх, тревога, дисфория и т.п. Типичной для этой
патологии считают «депрессивную триаду»: тоскли-
вое настроение, замедленное мышление и двигатель-
ную заторможенность [3]. Существуют и достаточно
четко определенные группы повышенного риска
депрессии, в частности женщины в послеродовой
период [4].
Между тем взаимоотношения страдающей
депрессией матери с ребенком, безусловно, пред-
ставляют собой серьезную проблему, поскольку это
расстройство не может не отразиться на развитии ма-
ленького человека с первых дней его существования.
В то же время этот аспект рассматриваемой патологии
остается по существу вне внимания исследователей.
Практически не изучены и не освещены в литературе
вопросы о том, каким образом и в какой мере депрес-
сивное расстройство матери влияет на формирование
личности ребенка, какую роль оно играет в развитии
у него в дальнейшем тех или иных отклонений, каки-
ми должны быть пути и методы преодоления этого
пагубного влияния.
Накоплен обширный клинический опыт эффек-
тивного лечения взрослых пациентов и детей с де-
прессивными состояниями методами психотерапии.
Однако клиническая практика западных стран убеди-
тельно свидетельствует о том, что наиболее высокие
результаты дает психодинамический терапевтический
подход, основанный на базовых теориях психоанали-
за и группового анализа [5]. В Украине в последнее
десятилетие благодаря возрождению и развитию
психодинамического направления психотерапии так-
же отмечается тенденция к улучшению результатов
лечения депрессивных расстройств и сокращению
использования медикаментозных препаратов с этой
целью [6].
В Винницком областном центре психотерапевти-
ческой коррекции и психотерапии семьи мы в своих
исследованиях и практической работе используем
психодинамический подход, согласно которому
поведение человека (нормальное или аномальное)
обусловлено скрытыми, неосознаваемыми психоло-
гическими структурами, взаимодействующими друг
с другом, и появление симптомов заболевания явля-
ется результатом конфликта между ними.
Рассмотрение семьи как системы дает возмож-
ность изучить личную историю ребенка, семейную
историю с ее особенностями, традициями, мифами,
тайнами и стилем внутрисемейных отношений и лич-
ные истории членов семьи; найти наиболее значимые
для развития симптома периоды детского развития,
их связь с особенностями (часто патологическими)
взаимоотношений внутри семьи, с личностными
особенностями и способами действия всех ее членов.
Известно, что в любой семейной системе можно выде-
лить определенные подсистемы, такие как отец — мать
(т.е. супруги), сиблинги, мать — дети, отец — дети,
мать — ребенок и т.д. [7]. Для нас наиболее важной
подсистемой, как предмет исследования и воздейст-
вия, является подсистема мать — ребенок.
Согласно структурной теории Фрейда [8] психи-
ка может быть разделена на три основных элемента:
Ид, который связан с телом и служит вместили-
щем инстинктов и источником энергии для всех видов
психической деятельности;
Эго — посредник между различными частями
психики и внешним миром;
Супер-Эго — интернализованный представитель
наиболее важных для личности объектов — реликтов
самых ранних эмоциональных связей, систем морали
сознательной и бессознательной.
Эго помогает личности осваивать объекты внеш-
него мира и оценивать их способность (или неспособ-
ность) удовлетворять потребностям Ид, временами
давая им «зеленый свет», а временами заставляя их
трансформироваться и сублимироваться. Оценивая
внешние стимулы как «хорошие», Эго интроецирует
их, а «плохие» — проецирует, тем самым снимая на-
пряжение. Функция Эго состоит также в формирова-
нии защит. Маленький ребенок интроецирует не толь-
ко предметы, но и другие психологические сущности
(в первую очередь основной объект — мать).
Супер-Эго, являясь идеальным Эго, форми-
руется вследствие сложной комбинации проекций
и интроекций, благодаря чему достигается иденти-
фикация с родителями, ведущая через прохождение
РОЛЬ ДЕПРЕССИВНОЙ МАТЕРИ
В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
И.Ч. БАЙГУЗИНА
Винницкий областной центр психотерапевтической коррекции и психотерапии семьи
С позиций психодинамического подхода показана роль страдающей депрессией матери в фор-
мировании личности ребенка на первых этапах его постнатального развития и ее влияние на его
психическое здоровье в дальнейшем.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
56 ÌÅÆÄÓÍÀÐÎÄÍÛÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË ¹ 1’2004
И.Ч. БАЙГУЗИНА. РОЛЬ ДЕПРЕССИВНОЙ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ…
57
различных стадий развития к формированию цело-
стной личности.
Психическое здоровье ребенка с первых дней по-
сле его рождения создается матерью. Если мать здо-
рова, то, действуя успешно, она закладывает основы
сильного характера и гармоничной личности. В паре
мать — ребенок мать представляет собой сложноорга-
низованную личность, в то время как ребенок — еще
только примитивное, неразвитое существо. Но уже
в возрасте нескольких недель ребенок наделяется
некой психологией. Основными функциями матери
в этот период являются:
холдинг (то, как мать держит ребенка на руках);
уход (забота);
представление объектной стороны мира.
Перед зарождающейся личностью ребенка стоят
при этом три основные задачи:
интеграция Я;
стабилизация психики;
построение объектных отношений.
В то время когда Эго ребенка еще очень слабое,
Эго матери укрепляет его благодаря своей способно-
сти «подстроиться» к ребенку, идентифицироваться
с ним, угадывая его основные потребности.
На ранних ступенях эмоционального развития
чувства ребенка еще не упорядочены и ребенок не
имеет автономного Эго. Он испытывает огромную
тревогу и даже панику, которая в этом случае не что
иное, как защита от непереносимой муки.
Если мать психологически здорова и способна
обеспечить ребенку достаточно хороший холдинг, то
ничто не препятствует его быстрому эмоциональному
развитию. Благодаря дополнительной Эго-функции
матери ребенок уже на ранней стадии приобретает
быстрокрепнущее Эго. Мать хорошо держит ребенка
на руках, что дает ему уверенность в благожелатель-
ности мира, и таким образом успешно закладываются
основы личности. С самого начала формируются
и объектные отношения. Они начинаются с кормле-
ния грудью, которое является не только процедурой
насыщения младенца, но и первым общением, и пер-
вым восприятием ребенком частичного объекта —
груди. В этот момент у ребенка закладывается модель
отношения к объектам и к миру в целом. Будучи
существом зависимым, младенец тем не менее пред-
ставляет собой индивидуум, умеющий накапливать
опыт. Начало отношений с объектом в дальнейшем
послужит базой для построения паттернов взаимоот-
ношений с другими людьми. Имеют значение в этом
отношении и уход и забота, касающиеся экскреции:
по-разному воспринимает мир и соответственно ведет
себя ребенок «сухой» и «мокрый».
Итак, развитие ребенка находится в прямой за-
висимости от надежности материнского ухода и хол-
динга, которые дают ему возможность переживать
как состояние неинтегрированности, так и повто-
ряющиеся фазы целостности. Ребенок приобретает
уверенность в надежности и внутренних процессов,
и окружения. Лицо матери можно рассматривать как
прообраз зеркала, в котором ребенок видит самого
себя. По эмоциям матери, отраженным на ее лице,
он научается ориентироваться и понимать, когда его
движения и поступки вызывают одобрение, радость
и восторг, когда — разочарование и раздражение.
Ребенок приобретает уверенность в себе и знание
того, что является приемлемым в общении с дру-
гими, а что нет. При этом способность матери по-
нять и удержать проявляющиеся аффекты ребенка
и вернуть их ему в переработанном виде позволяет
ребенку не потонуть в чувстве вины и страха быть
покинутым и отвергнутым.
В то же время известно, что у матери новорожден-
ного повышается эмоциональная чувствительность,
психика становится легкоуязвимой, т.е., как уже упо-
миналось, появляется риск возникновения депрессии.
Среди разновидностей депрессивных расстройств мы
считаем правомерным выделить послеродовое депрес-
сивное расстройство, проявляющееся в первые четыре
недели после родов. Кроме того, личные и семейные
обстоятельства молодой матери сами по себе могут
вызвать депрессию. Возможно также, что женщина
и до родов страдала этим расстройством, а после рож-
дения ребенка оно усугубилось.
При наличии депрессии у молодой матери
следует, как представляется, говорить о глубокой
травме зарождающейся личности. Ребенок лишается
поддержки материнского Эго. В то время, когда все
частицы его ощущений и действий должны интегри-
роваться в целостное Эго, и должен осуществляться
процесс идентификации, в таких случаях происходит
процесс дезинтеграции — расщепление целостности
Эго ребенка.
Провал в области холдинга влечет за собой на-
рушение телесного здоровья, так как не происходит
интегрированного процесса формирования психики
вместе с сомой. Плохой холдинг приводит к дефекту
развития способности общаться с людьми и исполь-
зовать предметы. Будучи не в состоянии обеспечить
должную собственную Эго-функцию, мать становится
причиной преждевременного развития Эго-функции
ребенка.
Это подтверждается тем известным из психи-
атрии фактом, что у больных шизофренией именно
недостаток поддерживающего окружения в младен-
честве способствовал формированию незрелого, зави-
симого Эго, не способного создавать психологическую
защиту.
Ряд очень тонких потребностей ребенка могут
быть удовлетворены только в контакте с матерью.
Ему необходимо входить в ритм ее дыхания, чувство-
вать, как бьется ее сердце, слышать звуки ее голоса,
ощущать ее запах. Если этого нет, маленький ребенок
чувствует сильнейшую тревогу, которая выражается
в ощущениях «распада на куски», бесконечного па-
дения, умирания, утраты надежды на возобновление
контакта [7].
У ребенка в таких случаях не может сформиро-
ваться базовое доверие к людям и к миру. Дети, пере-
живавшие опыт несостоятельности окружения, в глу-
бинах своего сознания носят образ «похороненной
матери» и память о пережитом несчастье. Это может
привести к деформации личности и патологическому
изменению характера. В дальнейшем может развиться
расстройство поведения и ребенок будет страдать от
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
58
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
59ÌÅÆÄÓÍÀÐÎÄÍÛÉ ÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË ¹ 1’2004
неблагожелательного отношения людей, укрепляясь
в своей уверенности во враждебности мира.
Депрессивная мать не способна поддерживать жи-
вое общение с ребенком. Объектные отношения нару-
шаются на самом раннем этапе, начиная с укачивания
и кормления. Лицо матери не может выполнять функ-
цию «зеркала». Ребенок, смотрящий на депрессивную
мать, не видит своего отражения, не получает ориен-
тиров принятия себя, приемлемости своего поведения
и своих действий. У него развиваются чувство страха
и вины, отсутствует внутренняя уверенность, наблю-
дается слабый контакт с реальностью. Например, дети
с психозами испытывают страх перед зеркалами, в ко-
торых они видят вместо своего отражения «чудовищ»,
и это результат того, что во младенчестве они не виде-
ли в материнских глазах своего отражения.
Д.В. Винникот [8] характеризует «достаточно
хорошую мать» следующими словами, обращенными
ею к своему ребенку: «Я надежна — не потому, что я
совершенная машина, а потому, что знаю, в чем ты
нуждаешься. Я забочусь о тебе, я хочу, чтобы ты имел
то, что тебе сейчас нужно. Ты можешь быть уверен,
что я буду рядом, когда бы я тебе ни потребовалась.
Вот это и есть моя любовь к тебе сейчас, когда ты та-
кой маленький и беспомощный».
Понятно, что мать, страдающая депрессией, не
в состоянии ни испытывать подобных чувств, ни тем
более реализовать их в необходимых действиях. По-
этому первым и главным условием защиты ребенка
от патогенного влияния болезни матери и создания
благоприятных условий для правильного формирова-
ния его личности и психического здоровья является
своевременная диагностика депрессивного состояния
у матери и ее адекватное лечение. Если контакт с де-
прессивной матерью продолжается и результаты его
воздействия начинают сказываться в последующие
критические возрастные периоды развития ребенка,
требуется специальное его лечение, которое наиболее
целесообразно проводить с позиций психодинамиче-
ского подхода методами семейной психотерапии.
Л и т е р а т у р а
1. Психіатрична допомога в Україні у 2001р. та перспекти-
ви її розвитку / Н.Г. Гойда, Н.П. Жданова, О.К. Напреєн-
ко, В.В. Домбровська // Укр. вісн. психоневрол.— 2002.—
Т. 10, вип. 2 (31).— С. 9–12.
2. Напреєнко О.К. Депресія та тривога // Профілактика
в первинних структурах охорони здоров’я: Посіб. для
поліпшення якості роботи / Під ред. проф. І.П. Смирно-
вої.— К.: Здоров’я, 1999.— 165 с.
3. Михайлов Б.В. Проблема депрессий в общесоматической
практике // Междунар. мед. журн.— 2003.— Т. 9, 3.—
С. 22–27.
4. Кузнецов В.Н. Диагностика, принципы терапии и профи-
лактики депрессий в практике первичной медицинской
помощи // Там же.— 4.— С. 24–26.
5. Depression guideline panel. Сlinical practice guideline
5. Depression in primary care. Vol. 2. Treatment of
major depression.— Rockville MD: US Dept. of Health and
Human Services, 1993.— Agency for health care policy and
research publicat. 93–0551.
6. Голоцван О.А. Логічна структура постановки психотера-
певтичної проблеми при інтеграції гештальт-терапії //
Галицьк. лік. вісн.— 1998.— Т. 5, ч. 3.— С. 15–16.
7. Кришталь В.В., Семенкина И.А. Системный подход
к диагностике, психотерапии и психопрофилактике //
Междунар. мед. журн.— 2000.— Т. 6, 1.— С. 37–40.
8. Winnicott D. Collected papers: Through pediatrics to
psychoanalysis.— London: Tavistock Publicat., 1958.
Поступила 10.02.2004
THE ROLE OF A DEPRESSIVE MOTHER IN DEVELOPMENT OF THE CHILD’S PERSONALITY
I.Ch. Baiguzina
S u m m a r y
The role of a depressive mother in forming the personality of the child on the first stages of the postnatal
development as well as its influence on the mental health of the child in future are shown from psychodynamic
perspective.
|