Телесно−ориентированная психотерапия
Освещены современные представления о психотерапии, ориентированной на тело, рассматриваются история, теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, выработанные с телом. Описаны диагностические и терапевтические техники, используемые в рамках терапевтических взаимоотноше...
Saved in:
| Date: | 2003 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України
2003
|
| Series: | Международный медицинский журнал |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52855 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Телесно−ориентированная психотерапия / Т.И. Ахмедов // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 4. — С. 116-122. — Бібліогр.: 13 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-52855 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-528552025-02-09T22:01:25Z Телесно−ориентированная психотерапия Body−oriented psychotherapy Ахмедов, Т.И. Клиническая лекция Освещены современные представления о психотерапии, ориентированной на тело, рассматриваются история, теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, выработанные с телом. Описаны диагностические и терапевтические техники, используемые в рамках терапевтических взаимоотношений. Current ideas about psychotherapy oriented on the body are highlighted. The history, theoretical, and methodological approaches to treatment of the mind through the changes in the body are discussed. Diagnostic and therapeutic techniques used at therapeutic interrelations are described. 2003 Article Телесно−ориентированная психотерапия / Т.И. Ахмедов // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 4. — С. 116-122. — Бібліогр.: 13 назв. — рос. 2308-5274 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52855 ru Международный медицинский журнал application/pdf Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Клиническая лекция Клиническая лекция |
| spellingShingle |
Клиническая лекция Клиническая лекция Ахмедов, Т.И. Телесно−ориентированная психотерапия Международный медицинский журнал |
| description |
Освещены современные представления о психотерапии, ориентированной на тело, рассматриваются история, теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, выработанные с телом. Описаны диагностические и терапевтические техники, используемые в рамках терапевтических взаимоотношений. |
| format |
Article |
| author |
Ахмедов, Т.И. |
| author_facet |
Ахмедов, Т.И. |
| author_sort |
Ахмедов, Т.И. |
| title |
Телесно−ориентированная психотерапия |
| title_short |
Телесно−ориентированная психотерапия |
| title_full |
Телесно−ориентированная психотерапия |
| title_fullStr |
Телесно−ориентированная психотерапия |
| title_full_unstemmed |
Телесно−ориентированная психотерапия |
| title_sort |
телесно−ориентированная психотерапия |
| publisher |
Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України |
| publishDate |
2003 |
| topic_facet |
Клиническая лекция |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/52855 |
| citation_txt |
Телесно−ориентированная психотерапия / Т.И. Ахмедов // Международный медицинский журнал. — 2003. — Т. 9, № 4. — С. 116-122. — Бібліогр.: 13 назв. — рос. |
| series |
Международный медицинский журнал |
| work_keys_str_mv |
AT ahmedovti telesnoorientirovannaâpsihoterapiâ AT ahmedovti bodyorientedpsychotherapy |
| first_indexed |
2025-12-01T05:57:55Z |
| last_indexed |
2025-12-01T05:57:55Z |
| _version_ |
1850284367222407168 |
| fulltext |
клиническая лекция
116 ÌÅæäóíàðîäíûé ÌÅäèöèíñêèé æóðíàë ¹ 4’2003
Телесноориентированная (телесная) психо-
терапия — одно из направлений психотерапии, имеющее
свою историю, различные теоретические и методологи-
ческие подходы к лечению психики через изменения,
производимые с телом. Как наука телесная терапия
развивается в течение последних 70 лет и основывает-
ся на исследованиях в области биологии, антропологии,
этологии, нейропсихологии, психологии развития, нео-
натологии и перинатологии и др. Разработано большое
число разнообразных техник телесной терапии, в ко-
торых используется взаимодействие с телом: прикос-
новения, движения, дыхание, что делает ее похожей на
соматические техники.
Телесная терапия обращается к процессуальным
временным глубинным взаимосвязям, представля-
ющим собой психотелесные процессы, причем прини-
мается равнозначная ценность и телесного, и психи-
ческого компонентов, участвующих в формировании
и жизнедеятельности индивидуума. Не существует
иерархических взаимоотношений между умом и телом,
между психикой и сомой, они представляют функцио-
нальные и интерактивные аспекты целостности.
Прямо или косвенно телесный терапевт работает
с личностью, важными составляющими которой яв-
ляются мыслительная, эмоциональная, социальная
и духовная сферы. Он различает и поддерживает
как внутренние процессы саморегуляции, так и точ-
ное адекватное восприятие внешней реальности.
С помощью различных методов телесный терапевт
помогает пациенту осознать, изучить и принять вытес-
ненные аспекты личности, интегрировать их как части
сущности человека. Для успешного проведения этой
трансформации от ограниченности и раздробленности
к цельности телесный терапевт должен обладать сле-
дующими качествами:
1. Способностью к интуитивному и сознательному
пониманию здорового развития человека.
2. Знанием различных паттернов неразрешенных
конфликтов, возникающих на разных стадиях роста
и развития личности, начиная с детства, и обуслов-
ливающих впоследствии специфические хронические
проявления в теле и мыслительной деятельности.
3. Умением длительно поддерживать свое внут-
реннее понимание и чувственно различать внутренние
превращения, касающиеся: а) признаков организма,
выражающих вегетативные потоки, мышечную гипер-
тензию и гипотензию, а также блоки течения энергии,
интеграцию энергии, пульсации и стадии внутреннего
роста и естественной саморегуляции; б) феноменов
психодинамических процессов переноса и контрпе-
реноса, проекции, защитной регрессии, креативной
регрессии и других видов психологической защиты.
Таким образом, тело — одно из основных устройств
взаимодействия между внешним и внутренним миром
циркуляции энергии в организме, физиологических
процессов, ощущений, мыслей; вместе с тем это канал
связи (реальный или абстрактный) между сознающим
«Я» (личностью) и более глубокими слоями (сущно-
стью).
До недавнего времени телесно-ориентиро ванная
психотерапия была мало известна психотерапевтам.
Однако в последнее время благодаря усилиям сторон-
ников психоаналитического подхода объем информа-
ции об этом методе стремительно увеличивается.
В телесной терапии существует множество теорий
и моделей взаимосвязи и взаимодействия в системе
сознание—тело. Общим в них является положение,
что тело — это проявление личности и между ними
имеется функциональное единство. Фундаменталь-
ным положением телесной терапии считается неотде-
лимость тела от сознания. Телесная терапия включает
модели развития личности, теории личности, гипоте-
зы происхождения изменений и нарушений, а также
многочисленные диагностические и терапевтические
техники, используемые в рамках терапевтических
взаимоотношений. Как и вообще в психотерапии,
в телесной терапии существует множество, иногда
совершенно различных, подходов.
Телесно-ориентированная психотерапия связана
с такими именами, как В. Райх, А. лоуэн, М. Фель-
денкрайз, Ф. Александер, И. Рольф. Классическая теле-
сная терапия направлена на расширение самосознания
и развитие возможностей человека, на восстановление
естественной грации и свободы движений, утвержде-
ние образа «Я» [1]. Исследованиями клинических те-
рапевтов показано, что характер индивида отражается
на соматическом уровне в строении и движении тела.
По формулировке А. лоуэна [2], «телесная экспрес-
сия есть соматическое проявление типичной эмоцио-
нальной экспрессии, которая на психическом уровне
представляет собою характер».
Психофизические методы телесной психотера-
пии. Основы психофизического направления в начале
ХХ в. были заложены учеником и последователем пси-
хоаналитической школы З. Фрейда В. Райхом [3]. Он
описал феноменологическую картину развития «харак-
терного панциря», выступающего в качестве защитного
механизма от психотравмирующих факторов, и сделал
попытку переноса модели психических центров (чакр)
на теорию сегментарности «мышечного панциря».
телесно-ориентированная ПсихотераПия
Профессор т.И. ахмЕДоВ
Харьковская медицинская академия последипломного образования
освещены современные представления о психотерапии, ориентированной на тело, рассматриваются
история, теоретические и методологические подходы к лечению психики через изменения, выра-
ботанные с телом. описаны диагностические и терапевтические техники, используемые в рамках
терапевтических взаимоотношений.
Т.И. АХМЕДОВ. ТЕлЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
117
В. Райх выделяет семь уровней основных защитных
сегментов, включающих мышечные констелляты и про-
екцию состояния соединительной и мышечной ткани
соответствующих внутренних органов и образующих
«мышечный панцирь»: области глаз, рта, шеи, груди,
диафрагмы, живота и таза. В индийском учении йоги
также определены и описаны семь уровней (чакр):
Сахасрара — теменная, Аджна — лобная (межбровье),
Вишудха — горловая, Анахата — сердечная (грудь),
Манипура — пупковая (живот), Свадхистхана — по-
ловая (сексуальная), Муладхара — базисная (копчик),
через которые человек способен поглощать и концент-
рировать космическую энергию (прану) [4].
Взгляд В. Райха на описание центров тела в кате-
гориях мышечного статуса на основе эмпирических те-
рапевтических исследований спорен и противоречив.
Отмечается несоответствие структурной организации
предлагаемых В. Райхом сегментов иерархии располо-
жения энергетических центров. Так, «базисная чакра»,
которая находится на основании позвоночного столба
(материальное представительство чакр до сих пор не
получило научного подтверждения), является центром
приема и хранения свободной космической энергии [5],
в то время как сегментарный уровень таза отражает сте-
пень подавления сексуальной потребности, а также воз-
буждения, гнева и удовольствия. Однако сексуальные
возможности в йоге связываются с шестым центром
— Свадхистханой, оказывающим, в част ности, прямое
воздействие на характер протекания менструального
цикла у женщин. шестой же сегмент, область живота,
при повышенном постоянно сохраняющемся мышеч-
ном тонусе поясничного отдела свидетельствует о бес-
сознательном присутствии чувства страха нападения,
злости и неприязни. Место расположения и функцио-
нальная значимость пятой зоны В. Райха также от-
личны от положения и роли пятой чакры. Диафрагма
у В. Райха удерживает невыраженный сильный гнев,
Манипура у йогов отвечает за энергетическое подкреп-
ление эмоций, снов и спонтанных действий.
биоэнергетика а. лоуэна. Учеником В. Райха
и продолжателем психоаналитических традиций в те-
лесной терапии стал основатель биоэнергетического
подхода А. лоуэн [2; 6; 7].
Центральным тезисом биоэнергетической теории
является положение о том, что тело и «ум» представ-
ляют собой целостное, единое образование. А. лоуэн
проводит грань между биоэнергетической и традицион-
ной психоаналитической терапией. По его концепции,
во-первых, исследование пациента (в биоэнергетике)
должно быть целостным. Врач анализирует не только
психологическую проблему пациента, как и каждый
аналитик, но и физическое выражение этой проблемы.
Во-вторых, все техники ориентированы на высвобож-
дение физического напряжения, которое проявляется
в хронически контрактированных и спастичных мыш-
цах. В-третьих, помимо анализа на вербальном уровне
проводится работа и на физическом, гораздо глубже,
чем это делают традиционные техники. В-четвертых,
необходимо учитывать язык тела, позу, мимику.
Основными приемами биоэнергетической техники
выступают различные формы и стили манипуляции
с мышечными фасциями, дыхательные гимнастики,
физические упражнения («арка А. лоуэна», «брыка-
ние»). В качестве позитивных результатов терапии рас-
сматриваются следующие показатели: 1) увеличение
уровня вибраций тела; 2) «заземление» организма, ног
и тела; 3) углубление дыхания; 4) обострение сознания;
5) увеличение числа способов самовыражения.
Цель мобилизации энергии тела — возвращение
людей к их первичной природе, к состоянию «ис-
креннего удовольствия». Через раскрепощение тела
человек обретает чувство мышечной радости, свободу
от мышечного напряжения и энергетический контакт
с почвой. «Чем прочнее человек ощущает свой контакт
с почвой (реальностью), чем крепче он держится за нее,
тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше
может управлять чувст вами». Двигательные упражне-
ния, эмоционально и контактно подкрепленные, вызы-
вают сильное физическое, аффективное высвобожде-
ние хронического напряжения и ведут к глубинным
личностным изменениям пациентов.
Биоэнергетика А. лоуэна — это путь познания
своей личности через язык тела и его энергетических
процессов. Эти процессы, т.е. продуцирование энергии
посредством движения, являются основными функ-
циями жизни. Человек может справляться с жизненны-
ми ситуациями более эффективно, когда имеет больше
энергии, которую он способен переводить в движение
и экспрессию. Биоэнергетика является также формой
терапии, которая сочетает работу с телом и «умом»
и целью которой является помощь людям в разрешении
их эмоциональных проблем и реализации большинства
их потенциала для получения удовольствия и радо-
сти жизни. Фундаментальный тезис биоэнергетики
заключается в том, что тело и «ум» функционально
идентичны. Это означает, что то, что «приходит на
ум», отражает то, что случилось в теле, и наоборот.
Отношения внутри этих трех элементов — тела, ума
и энергетических процессов — наилучшим образом объ-
ясняются диалектически и могут быть представлены
следующим образом: ум + мышление и тело + чувства
подчинены единым энергетическим процессам.
Как мы знаем, ум и тело могут влиять друг на друга.
То, как мы думаем, может воздействовать на то, как мы
чувствуем. Обратное утверждение тоже верно. И мыш-
ление, и чувство обусловлены энергетическими факто-
рами. Человеку, находящемуся в депрессии, невозможно
развеять себя и свою депрессию путем позитивных мыс-
лей, потому что его энергия подавлена. Когда уровень
его энергии приподнят глубоким дыханием (дыхание
было угнетено вместе с другими жизненными функ-
циями) и высвобождением чувств, человек выходит
из депрессивного состояния. Энергетические процессы
прямо связаны с бодростью тела. Ригидность или хрони-
ческая напряженность ослабляют бодрость и уменьшают
энергию. При рождении организм обладает наибольшей
подвижностью, изменчивостью состояний; при смерти
ригидность тотальная. Мы не способны избежать ригид-
ности, которая приходит к нам с возрастом, но можем
избежать ригидности и хронической напряженности,
появившихся в результате неразрешенных эмоцио-
нальных конфликтов.
Каждый стресс продуцирует состояние напря-
женности в теле. В нормальном состоянии напряжен-
КлИНИЧЕСКАЯ лЕКЦИЯ
118
ность исчезает, когда стресс уменьшается. Хронические
напряжения, сохраняющиеся после провокации стрес-
са, видоизменяются в неосознаваемые телесные позы.
Такие хронические мышечные напряжения разрушают
эмоциональное здоровье, ибо уменьшают индивиду-
альную энергию, ограничивают подвижность (естест-
венную спонтанную игру и движения мускулатуры)
и самоэкспрессию. Сказанное становится очевидным,
когда снята хроническая напряженность и человек
снова приобретает свою бодрость и хорошее эмоцио-
нальное самочувствие. Работа с телом в биоэнергетике
включает как манипулятивные процедуры, так и спе-
циальные упражнения. Манипулятивные процедуры
состоят из массажа, контролируемых надавливаний,
мягких прикосновений для расслабления зажатых
мускулов. Упражнения призваны помочь человеку
войти в контакт с его напряжениями и снять их путем
соответствующих движений. Важно знать, что каждый
зажатый мускул зажат некоторым движением.
Биоэнергетический анализ (как вариант психо-
анализа) — форма психодинамической психотерапии,
в которой сочетаются работа с телесными прояв-
лениями и сознанием человека. В его основе лежит
теория развития психики, согласно которой события,
происходящие на ранних этапах развития, в значитель-
ной степени определяют восприятие, поведение и отно-
шения взрослого человека. Травмы детства отражаются
в нарушениях взаимодействия и взаимоотношений
взрослого человека в повседневной жизни. С помощью
биоэнергетического анализа эти травмы находят как по
нарушениям мышления, так и исследуя телесные про-
явления. Биоэнергетические психотерапевты считают,
что имеются корреляции между телом и сознанием
и человек — уникальное психосоматическое единство.
То, что изменяет тело, изменяет и сознание и наоборот.
Психологические защиты (рационализация, вытесне-
ние, подавление, и др.) служат для сдерживания боли
и страданий, стрессов, они также закреплены в теле
как уникальные мышечные паттерны, отражающиеся
в его структуре (форма, поза, движения, дыхание, эмо-
циональные выражения) и сдерживающие проявления
сущности человека. Этим паттернам уделяется большое
внимание в биоэнергетическом анализе в отличие от
других форм психотерапии. Каждый элемент выраже-
ния тела имеет свое значение: качество рукопожатия,
поза, взгляд, тон и тембр голоса, характер движений, ко-
личество энергии и т.д. Если эти проявления стабильны
и привычны, они могут многое рассказать о прошлом
опыте человека.
Биоэнергетический анализ развился из класси-
ческого психоанализа. В начале 1930-х годов В. Райх
начал применять в психотерапевтических сеансах не-
посредственную работу с телом, которую он называл
вегетотерапией. В частности, он применял глубокое
и свободное дыхание для усиления и уяснения эмо-
циональных реакций. Ученики В. Райха продолжали
развивать этот метод, представляющий сегодня био-
энергетический анализ [7]. В основе метода — ис-
пользование глубоких связей между ментально-пси-
хическими и физическими процессами [3] (речь идет
о «функциональной идентичности» психики и тела).
Наиболее важные переживания человека находят
свое выражение не только в ментально-психической
деятельности, но также и в теле, где они отражаются
в позе, паттернах реакции и нарушениях подвижности,
в дыхании и экспрессивных движениях. Эти телесные
паттерны представляют «характерную структуру», ко-
торая влияет на самовосприятие, самоуважение, образ
«Я» и базовые паттерны взаимодействия с окружающей
средой. В более широком смысле биоэнергетический
анализ опирается на психоаналитический подход. Но
важное различие заключается в методе лечения: тера-
певт использует телесно-ориентированные методы,
«второй язык» коммуникации для помощи клиентам
в изменениях.
А. лоуэн также обосновал и практически выразил
концепцию заземления, которая осуществляется,
прежде всего, на физическом уровне. Быть заземлен-
ным — значит иметь как физическую безопасность, так
и гибкую опору, устойчивость. Феноменологически это
соответствует соединению с реальностью. Важность
такого заземления привела к направлению в терапии,
которое заключается в проработке социальной направ-
ленности почти всех эмоциональных движений. Таким
образом, внимание в терапии фокусируется на соци-
альных, семейных, профессиональных, политических
и идеологических установках личности.
В биоэнергетической терапии, как учили А. лоуэн
и его последователи, эти методы соединяются в теле-
сно-ориентированную работу на физиологическом, фе-
номенологическом, физическом, энергетическом и со-
циально-системном уровнях. В дальнейшем ощущается
важность включения в терапевтические отношения
принципов теории объектных связей. Комплексность
понимания проблемы и, следовательно, воздействия
обеспечивает глубокие изменения в состоянии паци-
ента, но, с другой стороны, становится ясно, почему
попытки системного описания этого метода оканчи-
ваются неудачей.
Биоэнергетический анализ вначале развивался
как метод лечения неврозов (депрессий, тревожности),
а также сексуальных расстройств и нарушения взаимо-
отношений. Благодаря установлению контакта с собс-
твенным телом, его оживлению этот метод эффективен
для лечения расстройств личности, пограничных рас-
стройств и психосоматических заболеваний, особенно
на функциональной стадии. Клинически здоровым лю-
дям биоэнергетический анализ помогает найти выход
из жизненного кризиса, улучшить свою чувствитель-
ность, открыть себя радости и творчеству.
биоэнергетический анализ и личность. А. лоуэн,
основатель биоэнергетического анализа, писал, что
наша форма жизнедеятельности в мире определяется
влиянием родителей, наследственности, окружающей
среды. Эти влияния проявляются в динамических про-
цессах тела, осуществляемых клетками, мышцами и ор-
ганами, которые пульсируют, расширяясь и сужаясь.
личность — это воплощение взаимодействий между
пульсирующими силами жизни и нашими конфлик-
тами, требованиями, ограничениями, стимуляцией
и возбуждением, которые возникают из давно про-
шедших ситуаций. Игра этих сил побуждает человека
к построению личности. Иными словами, в личности
отражается тот путь, которым мы пытаемся избежать
дистресса и установить ощущения хорошего самочувст-
вия и благосостояния, создавать динамический баланс
Т.И. АХМЕДОВ. ТЕлЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
119
между желаниями и самовыражением в отношении
нашего окружения. Комплексность и оригинальность
этих жизненных проявлений более полно отражается
в историческом развитии мышления и действий в от-
ношении к себе или другим, а также в формах и под-
вижности тела.
личность функционально едина умом и телом
в выражении нашей борьбы за самостоятельность
и возможность любить и быть любимым. При нару-
шении баланса появляются тревожность, навязчивость,
депрессия или общая неудовлетворенность. Биоэнер-
гетический анализ — терапия, открывающая путь к из-
менениям. Под его воздействием человек постепенно
начинает понимать старые способы жизни, связанные
с невозможностью реагировать на новые жизненные
ситуации, с ограничениями чувственности.
Как физическая форма, так и соответствующие ей
паттерны личности, могут в новых ситуациях оказаться
недостаточно подвижными (физически и эмоционально)
для следования ситуации и ее интеграции возникающего
возбуждения. Таким образом, возникает недостаточная
для внутренних потребностей личности реакция, непол-
ное проживание жизни. Пока человек недостаточно ис-
пользует творческое решение своих задач, способность
к которому может быть подавлена конфликтами детства,
окружающей эмоциональной напряженностью, остав-
ленностью, манипулированием, игнорированием, все его
стереотипные реакции необходимо проанализировать
и помочь ему осознать как необходимые для выжи-
вания стратегии жизни. Изменение этих стереотипов
часто требует напряженной, длительной работы под
руководством опытного терапевта, позволяющего свя-
занную с изменениями тревожность трансформировать
более экологическими путями.
Биоэнергетический анализ — техника, позво-
ляющая: 1) понять личность в описаниях тела; 2) улуч-
шить все функции личности, мобилизуя энергию, свя-
занную в мышечных напряжениях; 3) повысить качест-
во и объем переживаний удовольствия путем разреше-
ния характерных паттернов, отраженных в структуре
тела и влияющих соответственно как на ритмическую
активность, так и на отдельные движения.
Все деформации и недостатки восприятия ок-
ружающего мира компенсируются специфическими
телесными проявлениями. Например, невротик, пы-
тающийся избавиться от своего чувства страха, прячет
его за маской «мужественности»: лопатки напряжены
и подтянуты, грудная клетка выпячена, живот втянут.
Пациент не осознает своего паттерна, пока не поймет,
что не может опустить лопатки, расслабить грудную
клетку и область живота. Если мышечное напряжение
снято, само чувство страха и его причина становятся
доступными сознанию. В работе с телом первостепен-
ными являются два принципа:
1. любое ограничение подвижности является ре-
зультатом не разрешенных в прошлом конфликтов и,
в свою очередь, поддерживающим фактором эмоцио-
нальных нарушений в повседневной жизни, связанных
с необходимостью взрослой реакции на ситуации, ме-
шает единой, целостной реакции человека.
2. любое ограничение естественного дыхания яв-
ляется как результатом, так и причиной тревожности.
Тревога в детстве отражается в паттерне дыхания. Если
тревожные ситуации продолжаются длительно, они за-
крепляются в виде грудного и брюшного мышечного
напряжения.
Каждое положение любой части тела имеет свой
смысл: качество рукопожатия, поза, направление и на-
полненность взгляда, тон голоса, траектория движения
и т.п. Зафиксированные и привычные, эти особенности
могут многое сообщить о прошлом человека.
Единство и координация физических ответов за-
висит от интеграции движений и дыхания. Улучшение
наступает при освобождении дыхания и движений
тела. При этом контакт с физической реальностью
расширяется и углубляется. Это зависит также от
растущего открытия не только на физическом, но и на
межличностном уровне. Посредством специальных
движений и положений тела пациент учится глуб-
же осознавать их и контактировать со своим телом,
понимать связи между своим текущим физическим
состоянием и сформировавшими его переживания-
ми детства. Он начинает понимать, что ограничения
телесных проявлений служили импульсам любви
и защиты от страданий и разочарований, осознавать,
что неподвижность скрывает глубоко сидящее в нем
чувство страха или агрессии. Терапевт, создавая паци-
енту условия для выражения его подавленных чувств,
дает право голоса негативному в человеке, убеждает,
что человек не будет одинок и осуждаем за выражения
его чувств. Через принятие тела и чувств индивидуум
сознает свой контакт с другими аспектами реальности.
Поскольку тело — основа для всех жизненных функ-
ций, любое улучшение личностного контакта приводит
к значительному улучшению образа тела и «Я»-обра-
за, межличностных отношений, качества мышления
и чувствования, к радости и удовольствию от жизни.
Прикосновения в биоэнергетическом анализе. При-
косновение к клиенту оживляет все подавленные в теле
чувства, однако не является панацеей. Оно вдохновля-
ет, приносит надежду, но одновременно оживляет боль,
ярость, гнев, отчаяние и безнадежность. Необходимость
физического контакта для детей была доказана в иссле-
дованиях, которые проводились на детях, лишенных
родителей и находившихся в детских домах, особенно
с первых месяцев жизни. люди, совершившие проти-
воправные действия, часто в детстве были лишены
физического контакта или этот контакт был жестким
и жестоким, болезненным, что заставляет таких людей
вернуть эту боль другим. Недостаток или извращение
контакта нарушает эмпатическую способность ребенка
по отношению к другим.
Психотерапевтическое прикосновение. Когда мы
прикасаемся к кому-либо, то даем дополнительную
энергию в личностную систему и стимулируем опре-
деленный телесный ответ. Мы приглашаем человека
неосознанно изменить энергетический баланс своей
системы и ответить на внешнее воздействие таким
образом, что это может оказаться угрожающим
для его устоявшегося состояния. Следует помнить,
что существующий тонкий баланс энергетики яв-
ляется жизненно обусловленным и необходимым.
Чтобы его изменить, пациент, ощущая напряжение
и тревогу, вызванные прикосновениями терапевта,
учится принимать свою жизненную энергию особым
способом и начинает понимать, что вовсе не следует
КлИНИЧЕСКАЯ лЕКЦИЯ
120
дальше поддерживать старый паттерн. Он удивляется,
когда по тем вопросам, которые задает ему терапевт,
убеждается, что тот действительно знает, в чем он
нуждается — в доверии там, где раньше он встречал
разочарование. Терапевт также должен быть готов
к любой ответной реакции пациента.
Прикосновение к пациенту привносит тепло
в замороженные и напряженные области его тела,
оживляет их, но также открывает и боль, скрытую
в этих участках. Поскольку контакт меняет равновесие
в теле, он возвращает печаль, раздражение, любовь
и страх. Длительный контакт кажется довольно жес-
токим, так как он оживляет надежду, которая не может
быть исполнена, однако отсутствие контакта остав-
ляет пациента в состоянии холодной заброшенности,
причины которой скрыты в раннем детстве. Контакт
приглашает вернуться и пережить заблокированное
телесное ощущение и выразить подавленные чувства.
Это перепроживание часто имеет оттенок регрессии,
инфантильности, детскости. Однако пациент может
истолковать прикосновение терапевта как угодно,
поэтому следует сделать контакт ясным в смысле
терапевтического взаимодействия. Понимая смысл
трансфера, терапевт должен принять ответственность
за реакции, которые он вызывает прикосновениями.
Следует поправлять клиента (клиентку), интерпре-
тирующего контакт в нетерапевтической манере.
Конгруэнтность прикосновения. Конгруэнтность
контакта заключается в соответствии прикосновения
чувству, которое терапевт намерен передать. Наиболее
частый смысл бытовых прикосновений — обратить
внимание на коммуникацию, не обращая, однако,
внимания на обратную связь. А. лоуэн часто говорил,
что недостаточно просто прикасаться к клиенту, он
должен научиться также отдавать прикосновение.
Быть способным осуществить адекватный физический
контакт с терапевтом — значит помочь самому себе за-
кончить прерванный ранее цикл взаимодействия. Так
как наше первое «Эго» было когда-то нашим телом,
переживание собственного присутствия позволяет
ему сменить инфантильную истерическую реакцию
на состояние энергетического равновесия.
Жизненные силы тела должны быть распознаны
и интегрированы в индивидуальность. С другой сто-
роны, эти силы похожи на солдат внутри троянского
коня, готового сокрушить неосознаваемую цитадель
«Эго». Основная защита от неправильного понимания
контакта — собственный опыт ощущения своих реакций
и границ в отношении прикосновений. Тогда создаются
условия для безболезненного освобождения боли, откры-
тия чувств, реанимации, оживления телесного уровня
человека. Быть в прикосновении к своему телу — значит
жить с желанием любить и быть любимым, прикасаться
и быть прикасаемым, и самая мощная терапевтическая
система в этом смысле — биоэнергетический анализ.
терапия движением: метод ф. александера.
Второе направление в психофизическом подходе
в большей мере можно определить как динамическое,
«движенческое», направленное на восстановление ес-
тественной грации и свободы движения [8]. Создатели
динамических моделей терапии подчеркивали функ-
циональное единство телесных форм поведения челове-
ка и психики и в своих исследованиях в первую очередь
актуализировали физические, психомоторные и сенси-
тивные функции тела. В отличие от основоположников
психоаналитического направления в телесной терапии,
имеющих медицинское, психиатрическое образование,
создатели терапии движением пришли из различных
областей креативной профессиональной деятельности:
Ф. Александер был актером австралийского шекспи-
ровского театра, М. Фельденкрайз — физиком и за-
нимался борьбой дзюдо. Возможно, поэтому акцент
в движенческой терапии ставится не столько на ана-
литических исследованиях связи телесных проявлений
с содержанием бессознательного и его сопротивлением,
сколько на проживании осознанного действенного опы-
та, включающего все функциональные возможности
организма, т. е. динамическая терапия привнесла пред-
метный, телесно-ориентированный характер в работу
с личностными проблемами человека.
Первым известным представителем телесно-ори-
ентированного подхода в динамической терапии был
Ф. Александер [8]. На основе своего личного опыта он
разработал метод обучения интегрированным движе-
нием, основанный на уравновешенном взаимодействии
головы и позвоночника. Техника Ф. Александера [по
9] предполагает изучение привычных, зачастую мало-
функциональных ригидных поз при сидении и стоянии,
устоявшегося стиля движения и общения и направлена
на торможение одних и высвобождение, таким образом,
других рефлексов, что приводит к изменению формы
тела. Целью терапии Ф. Александера является расши-
рение осознания (включая представление и чувство-
вание) привычных стереотипов движения и поз и за-
мены их более гибкими и эффективными формами.
теория концентрированного движения Э. гинд-
лер. В 20-е гг. ХХ в. немецкая танцовщица Э. гиндлер,
пришедшая в балет из гимнастики, заложила основы для
телесного подхода в психотерапии, который позже был
назван терапией концентрированного движения (ТКД).
ТКД — метод, отличающийся от предыдущих
терапевтических подходов следующим основным тео-
ретическим постулатом: свободное, ассоциативное те-
лесное выражение вместо механического выполнения
упражнений, используемых для коррекции состояния
больных. Он обозначил пограничную область между
телом и психикой. В терапевтической практике гинд-
лер использовала упражнения на концентрацию и рас-
слабление с задействованием функций дыхания [10].
ТКД является методом психотерапии, который вклю-
чает в себя, помимо вербальных форм самовыражения,
исследование телесных форм проявления во время
восприятия и движения. В нем используются знания,
основанные на психотерапевтическом опыте, свиде-
тельствующем о том, что неосознанные конфликты со-
храняются в «панцире характера» [3] и выражаются не
только через вербальные формы поведения, но и через
телесные действия, исследование которых возможно
только в условиях коммуникативного невербального
акта. Терапия движением направлена на осуществление
свободного выбора в методах восприятия, выражения
и действий тела, в приемах оценки невербальных форм
самовыражения. Прежде всего, речь идет о двух основ-
ных теоретических аспектах: раскрытие конфликтов;
Т.И. АХМЕДОВ. ТЕлЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
121
получение эмоционального позитивного опыта через
восприятие движения.
Терапевтический процесс предполагает подбор
соответствующих упражнений как в групповой, так
и в индивидуальной работе. При этом используются
наши знания из раннего детства для развития невер-
бального сенсомоторного опыта. Через осознанную
концентрацию на телесных ощущениях достигается
интенсификация внутренней картины телесного про-
странства. Переживание тела (отчуждение тела) возни-
кает через чувство собственного тела, через восприятие
его функций. Дальнейшим существенным аспектом ис-
следования своих телесных ощущений является кон-
центрированное восприятие тактильного, мануального,
визуального и сенсомоторного пространства телесного
субъекта. Полученная информация сопоставляется
с собственными адаптивными возможностями тела по
отношению к воздействиям окружающего мира, с его
типом взаимодействия с конкретными предметами
и лицами посредством телесной коммуникации. С це-
лью детального исследования характера восприятия
внутреннего мира субъектом стимулируются процессы
интериоризации, символизации и объективизации его
отношений с реальностью.
Другим существенным аспектом терапии является
изучение процесса коммуникации между участниками
группы. Степень близости, дистанцированности, же-
лания взаимопомощи и ответственности, чувствова-
ния окружения и степень восприятия и чувствования
окружением субъекта показывают, как посредством
конкретных действий в психофизическом простран-
стве стимулируются процессы идентификации и реа-
лизации и как они могут быть обработаны в сознании
индивидуума. Терапевтическое воздействие ТКД мож-
но сравнить с психоаналитической игровой терапией
для взрослых.
осознание через движение по методу фельден-
крайза. Метод назван в честь его основателя М. Фель-
денкрайза [11]. Будучи физиком, он работал также
в области анатомии, неврологии и психологии пове-
дения. После тяжелого ранения колен он обнаружил,
что большинство людей сознательно избегают знания
о своем собственном способе передвижения, и при-
шел к заключению, что более осознанное восприятие
и познание анатомо-морфологической структуры тела
и возможностей его в движении зависят от способности
человека к объективному восприятию своего поведе-
ния. Более глубокое представление об индивидуаль-
ной телесной и психической самости может раскрыть
доступ к саморегуляции, устраняющей последствия
психических и физических травм.
Первая теоретическая публикация исследований
М. Фельденкрайза появилась в 1949 г. Метод естес-
твенного движения он развивал постоянно, понимая
его как возможность изучать сознание посредством
движения. По его словам, «вид учебы, который для нас
еще незнаком и предполагает два-три пути действия,
является самым важным для познания»; «изучать,
как можно познать новые навыки» он считал «важ-
нее самих этих навыков». Этот вид учебы, который
исследователь обозначил как «органическую учебу»,
принципиально отличается от классического обуче-
ния, затребованного в ориентированном на достиже-
ние успеха обществе.
М. Фельденкрайз рассматривает как одну из
важнейших предпосылок успешного обучения спо-
собность к дифференцированию различных уровней
восприятия, чувствования и состояний: «Только если
я могу различать приятное и неприятное, легкое и на-
пряженное... я имею лучшие возможности для выбора».
Возможность к различению обеспечивает объективное
восприятие образа себя, образа действия и условий для
качественного совершенствования психофизических
функций.
В человеческой деятельности М. Фельденкрайз
выделяет три стадии развития: естественный, инди-
видуальный и профессиональный способы действия,
отмечая при этом тот факт, что заученный метод,
навязываемый воспитанием, постепенно вытесняет
естественный. Человек теряет способность естествен-
но воспринимать, переживать, действовать, все более
приобретая черты механического объекта.
В качестве эффективного способа совершен-
ствования М. Фельденкрайз [1] и предлагает свой
метод естественного движения. Обоснование этого
терапевтического подхода он строит на следующих
центральных постулатах: 1) нервная система занята
преимущественно движением; 2) качество движения
легче различимо; 3) опыт движения более богат; 4) спо-
собность к движению существенна для самооценки;
5) всякая мышечная деятельность — это движение;
6) движения отражают состояние нервной системы;
7) движение — основа осознавания; 8) дыхание — это
движение; 9) движение — основа привычки.
главная цель терапии движением – это развитие
способности к осознаванию своего тела. Человек разви-
вается, когда осознавание соединяется с ощущениями,
мышлением, чувствованием и движениями. Но способ-
ность к осознаванию в значительной степени различна
у разных людей. Именно в подборе индивидуальных
приемов телесной терапии и кроется эффективность
использования метода естественного движения.
структурная интеграция и. рольф. И. Рольф
предложила метод структурной интеграции по
коррекции функциональных нарушений и структу-
ры тела [12]. Рольфинг — это система, направленная
на приведение морфологии ткани к естественному
состоянию и линий тела посредством вытягивания
мышечных фасций в более правильное положение.
Под фасциями подразумевается соединительная
ткань, которая поддерживает и соединяет мышцы,
внутренние органы и костную систему. Вследствие
взаимосвязи фасций всего тела напряжение в одной
области оказывает ярко выраженное компенсаторное
воздействие на другие части тела. В результате этого
мышечные констелляты и кости оказываются смещен-
ными, а наращивание деструктурированной соедини-
тельной ткани препятствует их возвращению на место.
Дезинтеграция мышечной системы приводит к потере
уравновешенного распределения веса основных частей
тела и к нарушению его структуры.
Структурная интеграция представляет собой
целостный подход к осознанию тела, включающий
работу над походкой, манерой сидения, стилем об-
КлИНИЧЕСКАЯ лЕКЦИЯ
122
щения. В своих исследованиях И. Рольф опиралась
на культурологические феномены в оценке струк-
туры тела и характера его изменения, представляя
эти изменения не только как систему манипуляций
с мышечными фасциями. При работе с детьми и под-
ростками терапевт должен, внимательно наблюдая
и анализируя, научить их умению прочувствовать
свою походку, манеру танцевать и взаимодействовать
с другими людьми.
Посредством манипуляции с мышечными фас-
циями и переориентации двигательных стереотипов
в рольфинге можно привести тело к правильному по-
ложению, к лучшему мышечному тонусу и равновесию,
проявляющемуся в отрабатывании оптимальной позы.
Диагностика уровня конгруэнтности тела производит-
ся путем проведения прямой линии через ухо, плечо,
бедренную кость и лодыжку.
терапия первичным криком а. янова [13].
А. Янов, исходя из теории родовой травмы О. Ранка,
предложил собственную форму терапии, которую он
назвал первичной. Ее задача состоит в том, чтобы возро-
дить те первичные переживания, которые выражаются
уже в «первом элементе» и в которых А. Янов видел
причину возникновения невроза. Исследователя инте-
ресует не вторичный материал, как при психоанализе,
а сразу несознательное. Он стремится познать «пер-
вочувства» пациента в глубокой регрессии и на этой
основе выразить в настоящем то, что было невозможно
для пациента в прошлом.
Таким образом, различные системы терапии,
ориентированные на тело, развившиеся независимо
друг от друга в разных местах, имеют много общего.
Они позволяют телу действовать естественно и легко,
их цель — научить человека уменьшить привычные
напряжения в теле. Все эти системы рассматривают
тело и ум как одно целое, как текущий психофизио-
логический процесс, в котором изменения на любом
уровне воздействуют на остальные части.
Есть, однако, и интересные различия между этими
системами. Каждая, по-видимому, специализируется
на несколько особой области физического функцио-
нирования. Райхианская и биоэнергетическая работа
направлена на эмоционально нагруженные блоки
в теле, рольфинг восстанавливает структуру линий
тела, которые могли быть нарушены из-за физической
травмы или по иным причинам. Работа Александера
центрируется более на использовании тела, чем на его
структуре, метод Фельденкрайза также, но его упраж-
нения содержат значительно более сложные паттерны
поведения, направленные на то, чтобы восстановить
физическую эффективность и грацию. Осознавание
и релаксация чувств при концентрации на ощущениях,
прикосновениях способствуют лучшему осознанию
тела и мира вокруг нас. При этом все системы имеют
целью научить человека быть более релаксированным,
более «естественным» как в отдыхе, так и в действии.
И все они сходны в том, что не нужно учиться чему-то
совершенно новому или развивать новые мышцы. Са-
мое важное — отучиться от дурных привычек, которые
возникают в детстве и позже, вернуться к естественной
мудрости, координации и чувствительности, открыто-
сти и пластичности.
л и т е р а т у р а
1. Feldenkrais М. awareness through movement.— n.y.:
Prentice-hall, 1975.— 196 р.
2. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера.— М.:
Изд-во АСТ, 1996.— 192 с.
3. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения
для обучающихся и практикующих аналитиков.— М.: Рес-
публика, 1999.— 461 с.
4. Вивекананда С. Практическая Веданта.— М.: Наука,
1993.— 224 с.
5. Парапсихология: Учеб. курс Мюнхенского ин-та пара-
психологии.— М.: Транспорт, 1997.— Т. 3.— 672 с.
6. Лоуэн А. Психология тела.— М.: Независ. ассоц. психо-
логов-практиков, 1997.— 200 с.
7. Лоуэн А. Язык тела.— С.Пб: Акад. проект, 1997.— 383 с.
8. Alexander F.M. the use of the self.— n.y.: dutton, 1932.—
280 р.
9. Бреннан Р. Пособие по применению методики Алексан-
дера.— С.Пб: Универ. книга, 1999.— 186 с.
10. Никитин В. Н. Энциклопедия тела.— М.: Алетейа, 2000.—
624 с.
11. Фельденкрайз М. Осознавание через движение.— М.: Ин-т
общегум. исслед., 2000.— 160 с.
12. Rolf I. rolfing im uberblik.— Paderborn: Junfermann verlag,
1993.— 225 р.
13. Янов А. Первобытный крик.— М.: Независ. ассоц. психо-
логов-практиков, 1997.— 145 с.
Поступила 04.07.2003
body-orIented PsychotheraPy
t.I. ahmedov
s u m m a r y
current ideas about psychotherapy oriented on the body are highlighted. the history, theoretical, and
methodological approaches to treatment of the mind through the changes in the body are discussed. diagnostic
and therapeutic techniques used at therapeutic interrelations are described.
|