Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств
Представлен обзор разных психоаналитических теорий формирования невротических расстройств. Сделан вывод о взаимодействии патогенных и протективных внутренних и внешних факторов как основе адаптации личности....
Збережено в:
| Дата: | 2008 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України
2008
|
| Назва видання: | Международный медицинский журнал |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/54119 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств / О.Я. Гальчук // Международный медицинский журнал. — 2008. — Т. 14, № 4. — С. 6-8. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-54119 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-541192025-02-09T22:59:11Z Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств Psychoanalytical hypotheses of forming neurotic disorders Гальчук, О.Я. Медицинская психология Представлен обзор разных психоаналитических теорий формирования невротических расстройств. Сделан вывод о взаимодействии патогенных и протективных внутренних и внешних факторов как основе адаптации личности. Different psychoanalytical theories of forming neurotic disorders are reviewed. The author concludes about the interaction of pathogenic and protective internal and external factors as the foundation of personality adaptation. 2008 Article Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств / О.Я. Гальчук // Международный медицинский журнал. — 2008. — Т. 14, № 4. — С. 6-8. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 2308-5274 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/54119 159.964.2:159.964.22 ru Международный медицинский журнал application/pdf Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Медицинская психология Медицинская психология |
| spellingShingle |
Медицинская психология Медицинская психология Гальчук, О.Я. Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств Международный медицинский журнал |
| description |
Представлен обзор разных психоаналитических теорий формирования невротических расстройств. Сделан вывод о взаимодействии патогенных и протективных внутренних и внешних факторов как основе адаптации личности. |
| format |
Article |
| author |
Гальчук, О.Я. |
| author_facet |
Гальчук, О.Я. |
| author_sort |
Гальчук, О.Я. |
| title |
Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств |
| title_short |
Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств |
| title_full |
Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств |
| title_fullStr |
Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств |
| title_full_unstemmed |
Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств |
| title_sort |
психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств |
| publisher |
Інститут проблем кріобіології і кріомедицини НАН України |
| publishDate |
2008 |
| topic_facet |
Медицинская психология |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/54119 |
| citation_txt |
Психоаналитические гипотезы формирования невротических расстройств / О.Я. Гальчук // Международный медицинский журнал. — 2008. — Т. 14, № 4. — С. 6-8. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Международный медицинский журнал |
| work_keys_str_mv |
AT galʹčukoâ psihoanalitičeskiegipotezyformirovaniânevrotičeskihrasstroistv AT galʹčukoâ psychoanalyticalhypothesesofformingneuroticdisorders |
| first_indexed |
2025-12-01T14:34:36Z |
| last_indexed |
2025-12-01T14:34:36Z |
| _version_ |
1850316876155977728 |
| fulltext |
6 МЕждУНАРОдНый МЕдИцИНСкИй жУРНАл № 4’2008
Медицинская Психология
Психоаналитический подход к рассмотрению
проблемы возникновения невротических рас-
стройств связывает их с проблемой адаптации.
Считается, что они развиваються при значитель-
ном нарушении психического равновесия, биоло-
гических или культурных норм, когда возникает
необходимость новой адаптации личности. если
у индивида нет необходимого для этого внутрен-
него и внешнего ресурса, формируется длительное
расстройство.
источниками расстройств считают нарушение
контакта мать — ребенок, их разлуку, авторитар-
ность родителей, частые наказания, завышенные
требования педагогов, неструктурированную или
слишком структурированную семью, табуирование
сексуальности, проблемную сепарацию, невозмож-
ность профессиональной реализации, материаль-
ные трудности [цит. по 1].
Зигмунд Фрейд впервые объяснил развитие
и поддержание психических и психосоматических
нарушений на основании всеобъемлющей пси-
хологической модели. Много лет эта концепция
играла доминирующую роль в клинической пси-
хологии, объясняя жизнь человека как реализацию
задач развития. В психоанализе были сформули-
рованы гипотезы об этих задачах в определенные
периоды детского возраста. З. Фрейд разработал
гипотезы о том, как нерешенные проблемы соот-
ветствующего периода сказываются в будущем на
психическом развитии. Очень важные факторы
психических расстройств скрыты в отношени-
ях ребенок — мать — отец. Основной конфликт
психоаналитики видят в формировании эдипова
комплекса. его проявления часто наблюдаются
у взрослых, которые имели много сверхпороговых
реакций, обусловленных эмоциональнотяжелыми
ситуациями. Психоанализ интерпретирует психи-
ческие расстройства как результат невыполнен-
ных условий развития, имеющих биологическую
платформу.
В соответствии с концентрацией s. freud [цит.
по 1], либидо формируется успешно, проходя
все пять фаз: оральную, анальную, фаллическую,
эдипальную и генитальную, в том случае, если
ребенок имеет возможность удовлетворить свои
потребности соответственно развитию. В своих
исследованиях З. Фрейд особое место уделил не-
врозам. Психоанализ объясняет их как патогенные
расстройства, при которых симптомы формируют
компромиссные образования между желанием и за-
щитой. Основными формами неврозов считают
истерию, различные фобии, навязчивые состоя-
ния и депрессии.
Возникновению невротического расстройства
предшествует психотравмирующая ситуация, ко-
торая подталкивает «я» к невротическому кон-
фликту. Такая ситуация формируется внешним
отказом, когда удовлетворение инстинкта задер-
живается из-за влияния окружающих факторов.
Реакциями на травму в большинстве случаев яв-
ляются фиксации, регрессия, вытеснение, разви-
тие симптома (компромисса разных требований).
Фиксация — задержка либидо на инфантильных
целях и объектах влечений. Регрессия — реорга-
низация либидо на менее дифференцированной
степени развития. Вытеснение — попытки «я»
защититься от «Сверх-я» относительно компро-
метирующих требований инстинкта. Защиту лич-
Удк 159.964.2:159.964.22
Психоаналитические гиПотезы фоРМиРования
невРотических РасстРойств
О. я. гАЛьчУК
Psychoanalytical hyPotheses of forming neurotic disorders
o. ya. galchuK
Коломыйский институт Прикарпатского национального университета
им. В. Стефаника, г. Коломыя Ивано-Франковской обл.
Представлен обзор разных психоаналитических теорий формирования невротических расстройств.
сделан вывод о взаимодействии патогенных и протективных внутренних и внешних факторов как
основе адаптации личности.
Ключевые слова: невротические расстройства, психоаналитические гипотезы, биологические, социо-
культурные факторы.
different psychoanalytical theories of forming neurotic disorders are reviewed. the author concludes
about the interaction of pathogenic and protective internal and external factors as the foundation of
personality adaptation.
Key words: neurotic disorders, psychoanalytical hypotheses, biological, sociocultural factors.
7
О. я. гАЛьчУК. ПСиХОАНАЛиТичеСКие гиПОТеЗы ФОРМиРОВАНия НеВРОТичеСКиХ РАССТРОйСТВ
ность приобретает в ходе развития, формируя ме-
ханизмы защиты. Отклонения в конкретных фазах
при взаимодействии с генетической конструкцией
делают человека чувствительным к определенным
расстройствам. З. Фрейд считал, что возникший
стиль взаимодействия «я» с инстинктивными
побуждениями и требованиями внешнего мира
определяется специфической для фазы сексуаль-
ностью. Травмирующий опыт в оральной фазе де-
лает человека уязвимым к шизофрении и депрес-
сивным расстройствам, в анальной фазе — к на-
вязчивым, в генитальной фазе — к истерическим
расстройствам.
идею о причине неврозов в связи с неразре-
шенным эдиповым конфликтом, об их природе как
о психосексуальной защите регрессией и фикса-
цией расширили шпитц, Малер, Когут, г. Бланк
и Р. Бланк, которые больше, чем Фрейд, уделяли
внимания ранним фазам доэдипова развития «я»
и возникновению шизофрении. эти авторы объяс-
няют развитие «я» как процесс структурирования,
т. е. нарастание способности к дифференцирова-
нию и интеграции, предметом которых являются
инстинкты, образы «я», образы объектов и окру-
жающая среда [цит. по 1].
Начальная фаза этого процесса называется
симбиотической, ее называют также фазой «нор-
мального аутизма». В этой фазе «я» и объект еще
образуют некое единство, а константность объекта
еще не задана. Процесс организации в этой фазе
нацелен на высвобождение из симбиоза и индиви-
дуализацию. Между матерью и ребенком форми-
руются отношения, в которые ребенок вносит свои
врожденные потенциальные возможности. Все, что
предлагается и упускается в этом взаимодействии,
последовательно репрезентируется в мышлении,
чем определяется идентичность «я» (особенно на
третьем году жизни). Улыбка, страх перед чужими
и семантическая коммуникация выступают инди-
каторами различных уровней психической органи-
зации. Они указывают на способность к либиди-
нозному овладению внешними объектами, способ-
ность придавать конкретным объектам (матери)
особую ценность, символизировать окружающей
мир и самого себя, строить новые отношения на
этой основе. Специфические для данной фазы уме-
ренные фрустрации могут облегчать процесс разви-
тия, слишком сильные фрустрации приводят к де-
фектам развития в структурировании и обуслов-
ливают формирование психических расстройств.
Предполагают, что при пограничных состоя-
ниях в процессе высвобождения и индивидуализа-
ции, возможно, не сформировалась константность
объекта, а потому корни расстройства лежат в са-
мой ранней фазе развития. Некоторые нарушения
в симбиотической фазе могут проявляться в сим-
биотической связи с объектом при некоторых пси-
хотических формах нарциссизма у взрослых.
Психоаналитические исследования, проведен-
ные у грудных детей, стали стимулом для форми-
рования новых концепций, идущих вразрез с клас-
сическим психоанализом. Камнем преткновения
в этой дискуссии явилось различие взглядов на
проблему «внутренней репрезентативности» и ее
развития как «бессознательно взаимодействующих
организационных структур». По данным ново-
го исследования, репрезентативные способности
младенца недооценивались ранним психоанали-
зом. Сексуальный инстинкт как мотивационный
фактор оспаривается, центральным становится
межличностный контакт, функция которого —
обеспечение выживания и развития. для этого
изначально необходима некоторая способность
восприятия. эта дискуссия стала началом созда-
ния концепции схемы или внутренней рабочей
модели теории привязанности [2].
С точки зрения J. Bowlby, привязанность — это
центральный конструкт, который представляет со-
бой поведенческую систему с собственной внутрен-
ней организацией и функцией. эту систему мож-
но сравнить с системой пищевого и сексуального
поведения. дети-грудники уже обеспечивают себе
близость матери при помощи плача или улыбки,
могут стимулировать ее заботу. Такое поведение
автор называет поведением привязанности, ко-
торое можно наблюдать до третьего года жизни.
Вера или неверие в то, что объект привязанности
рядом, формируется в зависимости от реального
опыта с раннего детства до подросткового возрас-
та и на всю жизнь сохраняется в своем своеобра-
зии. Самым важным в этом отношении Боулби
считает период от 6 мес до 5 лет. частые прояв-
ления поведения привязанности по отношению
к родителям отчетливо ослабевают только в на-
чале подросткового возраста. Со временем, при
условии нормального развития в раннем детстве,
формируется прочное аффективное отношение
к родителям, которое проявляется и в отношени-
ях взрослых людей.
В своей теории развития Bowlby делает сле-
дующие выводы о дифференциальных эффектах
в отношении возникновения специфических рас-
стройств на основании анализа привязанности
и расставания.
Возникновение фобий и тревожных рас-
стройств. Угроза разлуки или нарушение интерак-
ции с объектом привязанности в раннем детстве
объясняет возникновение тревоги, социофобии,
агорафобию.
Возникновение депрессии. При страхе поте-
ри организм активизируется для восстановления
уверенности в безопасности; при депрессии про-
исходит частичная или обширная дезактивация
поведения привязанности из-за переживания
фактической разлуки и потери. Подготавливает
эту дезактивацию опыт депривации и особенно
длительное переживание разлуки при неблаго-
приятных обстоятельствах.
Патогенное развитие психологических про-
блем можно предотвратить, если обеспечить ре-
бенку после разлуки благоприятную социальную
поддержку.
8
МедиЦиНСКАя ПСиХОЛОгия
если связанные с ребенком люди постоянно
отказывают ему в общении, то в будущем можно
ожидать формирования у индивида неуверенности.
Ребенок приобретает навыки вторичного компен-
саторного поведения привязаности для того, что-
бы поддерживать близость и самоорганизацию.
M. Main [3] называет такой процесс стратегией
минимизации поведения привязанности для са-
мозащиты. В этом случае дети часто переживают
чувство гнева и страха из-за отвергания их взрос-
лыми. Но открыто они эти чувства не проявля-
ют. В то же время не уверенные в отзывчивости
родителей дети развивают стратегию поведения
максимальной привязанности.
Следствием описанных процессов является
формирование трех вариантов депривации [4], ко-
торые могут сочетаться, иметь разный объем или
проявляться по отдельности. это количественно
недостаточная интеракция, качественно нарушен-
ная интеракция и прерывистая интеракция.
Последствием количественно недостаточной
интеракции (недостаточное жизнеобеспечение
ребенка и принебрежение как форма плохого от-
ношения к нему) является задержка физического,
эмоционального, социального и когнитивного раз-
вития, а также неадекватное поведение.
дети, от которых родители отказались, те, за ко-
торых они все время боятся или к которым относят-
ся амбивалентно, переживают качественно депри-
вацию, которая провоцирует формирование социо-
патий, некоторые виды депрессий и шизофрению.
Очень серьезные последствия имеют наруше-
ние интеракций в форме физического, психиче-
ского, сексуального насилия над ребенком. Самый
большой вред наносит постоянное жестокое обра-
щение с ним окружающих. Первыми сигналами
патологии служат нарушение сна, повышенная
тревожность или агрессивность [5]. Такие дети не
уверены в себе, у них очень слабо сформировано
чувство собственного достоинства, наблюдаются
соматические нарушения.
Прерывистость интеракций (переживание
разлуки, развод родителей) требует от ребенка
больших усилий для адаптации. В этом случае
мальчики, чаще чем девочки, хуже учатся, у них
нарушается поведение. У девочек имеют место
внутренние реакции, которые в меньшей степени
проявляются во время разлуки и интенсивнее —
через некоторое время.
При этом варианте депривации имеет место
также проблема последствий усыновления. У усы-
новленных детей возникают проблемы с адаптаци-
ей, экстернализацией, школьной успеваемостью,
особенно в подростковом возрасте [6]. Такая де-
привация способствует развитию депрессии, осо-
бенно у девочек.
Потеря объекта привязанности в детстве рас-
сматривается как фактор риска развития невро-
тических расстройств. Современные исследования
показывают, что развитие персистирующих рас-
стройств зависит от нескольких факторов. Разли-
чия в уязвимости, как врожденные так и приобре-
тенные в течение жизни, делают людей в разной
степени восприимчивыми к патогенным влияниям.
играют роль в развитии тех или иных расстройств
и половые различия. В частности, депрессия чаще
бывает у женщин.
К патогенной группе факторов относят стрес-
совые негативные жизненные события и хрониче-
ские негативные социальные влияния. это и от-
ношения в семье, и социокультурные условия.
В целом сложное взаимодействие патогенных
и протективных внутренних и внешних факторов
служит основой достаточно успешной адаптации
в процессе развития, которая продолжается всю
жизнь.
Л и т е р а т у р а
Клиническая психология / Под ред. М. Пере, У. Бау-1.
мана.— СПб.: Питер, 2007.— 1312 с.
Bowlby J.2. developmental psychiatry comes of age //
am. J. of psychiatry.— 1988.— Vol. 145.— p. 1–10.
Main M.3. cross-cultural studies of attachment organisa-
tion: recent studies, changing methodologies and the
concept of conditional strategies // human devel.—
1990.— Vol. 33.— p. 48–61.
Ainsworth M. D. S.4. Weitere untersuchungen üder die
schädlichen folgen der Mutteren tbehrung // J. Bowlby
(hrsg.). Mutterliebe und Kindliche entwicklung.—
Basel: reinhardt, 1985.— p. 171–218.
Schneewind K. A., Beckmann K., Engfer A.5. eltern und
Kinder.— stuttgart: Kohlhammer, 1983.
Wierzbicki M. 6. psychological abjustment of adoptees:
a meta-analysis // J. of clin. child psychology.—
1993.— Vol. 22.— p. 447–454.
Поступила 10.09.2008
|