Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества
Збережено в:
| Дата: | 2011 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2011
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55172 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества / А.В. Горбань // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 198. — С. 7-10. — Бібліогр.: 20 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-55172 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-551722025-02-23T18:32:18Z Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества Гуманітарна експертиза як верифікатор проектів облаштування сучасного суспільства Humanitarian expertise as a verifier project arrangement of modern society Горбань, А.В. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 2011 Article Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества / А.В. Горбань // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 198. — С. 7-10. — Бібліогр.: 20 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55172 130.2+172+316.3 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Горбань, А.В. Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Горбань, А.В. |
| author_facet |
Горбань, А.В. |
| author_sort |
Горбань, А.В. |
| title |
Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества |
| title_short |
Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества |
| title_full |
Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества |
| title_fullStr |
Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества |
| title_full_unstemmed |
Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества |
| title_sort |
гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55172 |
| citation_txt |
Гуманитарная экспертиза как верификатор проектов обустройства современного общества / А.В. Горбань // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 198. — С. 7-10. — Бібліогр.: 20 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT gorbanʹav gumanitarnaâékspertizakakverifikatorproektovobustrojstvasovremennogoobŝestva AT gorbanʹav gumanítarnaekspertizaâkverifíkatorproektívoblaštuvannâsučasnogosuspílʹstva AT gorbanʹav humanitarianexpertiseasaverifierprojectarrangementofmodernsociety |
| first_indexed |
2025-11-24T10:47:20Z |
| last_indexed |
2025-11-24T10:47:20Z |
| _version_ |
1849668393323462656 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
7
Горбань А.В. УДК 130.2+172+316.3
ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ВЕРИФИКАТОР ПРОЕКТОВ
ОБУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
На рубеже XX - XXI веков человечество переживает новый этап постиндустриального
(информационного) развития, сопровождающегося глобализацией и гуманитарной революцией.
Антропологический поворот, обозначившийся на современном этапе развития человеческой цивилизации,
очень часто в трудах исследователей именуют не иначе, как «антропологический кризис» [1, c. 3-94].
Понятие «кризис» в сочетании со словом «человек» стало одним из основных в рамках философской
рефлексии ХХ века [2, c. 69-73; 3, с. 26-49]. Был сделан вывод, что лицом современной эпохи становится
«человек, утративший безопасность» (К. Ясперс), который «заболел ярко выраженной дезориентацией, не
зная больше по каким звездам жить» (Х. Ортега-и-Гассет), что жить – означает все более «пробуждать к
жизни абсурд» (А. Камю) и что «миру нечего предложить пребывающему в тревоге человеку» (М.
Хайдеггер) [см. 4-6]. Последующие процессы глобализации сделали это мироощущение характерной
чертой всего социума. Таким образом, произошедший антропологический поворот приобрел все
характерные черты антропологического кризиса, среди которых исследователи выделяют наиболее
существенные [7, с. 16-28]:
- ускорение ритма общественной жизни, динамизация социальных процессов;
- неоднозначность критериев социального прогресса вообще и путей развития социума в частности
(«конец истории» Ф. Фукуямы) [8];
- переполнение бытия современного человека информацией и снижение интереса к знаниям, их
ценности;
- превращение человека в вещь, товар («фетишизация товара и самого человека, как товара» Э.
Фромма), и далее – в «одномерного человека» (Г. Маркузе), лишившегося индивидуальности под влиянием
массового производства, массовой культуры («восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета), моды и рекламы [см.
5, 9-10];
- технизация социума, рост безликого естественнонаучного знания и, как следствие, внутренний
вакуум, духовное оскудение людей, утрата смысла жизни (В. Франкл) [11];
- назревание информационно-гуманитарной, а, по-сути, антигуманитарной революции, инициируемой
менеджерами-технологами, подрывающей сущность и природу человека в ходе его «социально-
психологической перепроектировки» под лжепроектом «расширения индивидуальных возможностей
человека» [12, c. 51-67].
На сегодня общая ситуация такова, что разрушение привычных норм, ценностей, базовых устоев жизни
ввергает социум в поток непрерывно меняющихся отношений локального и глобального, частей и целого,
единичного и общего. Это порождает у масс людей мироощущение трансформирующейся полноты бытия
и, в то же время, всеобщего хаоса, постоянного пребывания человека и общества на опасной грани бытия-
небытия [2, c. 70-71].
Преодоление антропологического кризиса и производной от него неустойчивости социума не
произойдет самопроизвольно [13, с. 74-75]. Требуется участие социальных субъектов по выработке
соответствующих стратегий преодоления кризиса. Выход из антропологического кризиса видится в
способности социума сформировать гражданское общество, как способ бытия свободных активных
индивидов и формы реализации ими своего жизненного потенциала.
В гражданском обществе человек является «модулем», служащим «единицей отсчета» всех действий и
отношений в социуме. В соответствии с человеком и во имя сохранения соответствия его развивающегося
внутреннего мира и его прогрессирующей внешней жизнедеятельности должна развиваться, планироваться,
осуществляться и гармонизироваться в своих экономической, политической, научно-технической, духовно-
культурной и экологической составляющих вся жизнь общества [14, c. 56-58].
Сегодня, несмотря на разный характер и уровни экономического и социального развития современных
обществ, ни одно из них не базируется на таких идеях, а значит - не является гражданским. Речь может
идти только о стихийном движении к нему. Но, вместе с тем, на практике уже выработана идея механизма,
способного играть роль средства воплощения целевой стратегемы. Таковым является, по мнению ряда
авторитетных ученых, гуманитарная экспертиза, включающая в себя социальную гуманитарную
экспертизу, ориентированную на обеспечение внешних условий раскрытия внутренних возможностей
человека, и индивидуальную, – задачей которой является открытие новых креативных возможностей
человека, для реализации которых внешние условия уже созревают [15, c. 3-4].
В целом, под социальной гуманитарной экспертизой, по мысли В.В. Кизимы, понимается любая оценка
планируемых решений и действий, базирующаяся на ведущей роли гуманистических ценностей. Она нужна
для предотвращения негативных социальных последствий деятельности людей, является средством
противодействия роста опасности масштабных непредвиденных и нежелательных отклонений человеческой
активности от декларируемых гуманистических намерений [15, c. 4-6]. Сегодня это особенно актуально еще
и из-за усиления влияния инновационной идеологии, не всегда учитывающей должным образом связанные
с инновационным бумом риски. Для общества это чревато ростом опасности утраты контроля над
собственной жизнью.
Гуманитарная экспертиза, как считает Б.Г. Юдин, – это приложение «человеческих мерок» к любым
действиям в обществе, оценка их на соответствие идеалу всестороннего, гармоничного, универсального
Горбань А.В.
ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ВЕРИФИКАТОР ПРОЕКТОВ ОБУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕСТВА
8
развития человека, что проявляется через соблюдение субъектом деятельности определенной системы
ценностей, способных удовлетворить природные потребности, интересы и желания людей [16, c. 3-8].
Объектами гуманитарной экспертизы, указывает В.В. Кизима, являются законодательные акты или
проекты, нормативно-правовые положения местного самоуправления, общенациональные, региональные и
местные (локальные) планы действий, научно-технические программы и связанные с их осуществлением
социальные риски, а также государственные концепции и инновационные проекты во всех сферах
деятельности. К объектам гуманитарной экспертизы относятся и концепции социальных исследований,
которые заказывают органы власти для обеспечения принятия эффективных и оптимальных решений.
Объектом гуманитарной экспертизы может быть также и объективная жизненная ситуация, которая
возникла в обществе и несет определенную угрозу покою общественной целостности, и требует
неотложных управленческих откликов [15, c. 8-12].
Предметом гуманитарной экспертизы, отмечает В.В. Кизима, являются риски, характер и масштабность
социальных следствий управленческих решений, а также рекомендации относительно усиления позитивных
социальных следствий и предотвращения, смягчения или преодоления негативных. К предмету
гуманитарной экспертизы относятся также факторы сохранения и развития общественного и человеческого
потенциала и природа и те критические параметры и состояния, влияние на которые позволяет разрешить
проблемы такого сохранения и развития оптимальным и эффективным образом. К предмету гуманитарной
экспертизы относятся и выявление новых возможностей для реализации человеческих и общественных
возможностей и оптимальных условий их реализации [15, c. 14-18].
Гуманитарная экспертиза направлена на всесторонние оценки и сопоставления положительного
значения инновационных проектов с потенциальными социальными угрозами их осуществления, а также на
разработку оптимальных предложений и проектов решений относительно обеспечения (сохранения,
развития) взаимной гармоничности, соразмерности, взаимосоответствия, сбалансированности отношений в
системах «общество-человек-природа», «общество-государство-человек» в ходе развития общества. Она
может определять, считает В.В. Кизима, также условия такого обеспечения, причем не только для текущего
момента, а и на будущее [15, c. 21-22].
Гуманитарная экспертиза исходит из того, что развитие инновационной деятельности в обществе
может уравновешиваться развитием антропологической, социальной, профессиональной,
мировоззренческо-нравственной, духовно-культурной, в целом гуманитарной сферы. Она указывает на то,
как именно это может осуществляться в каждом отдельном случае инновационного влияния на общество.
В гуманитарной экспертизе общественно-антропологические, гуманитарные ценности являются
ведущими и определяющими по отношению к естественно-научным и технологическим.
Гуманитарная экспертиза является оценкой человекомерности проектов и реальных событий, как в
текущий момент, так и на перспективу. Но во всех случаях без исключения она направлена на сохранение
такого отношения старых и новых ценностей, которое поддерживает, а не разрушает органическую
соразмерность человека, общества и природы, как в локальном, так и в глобальном пространстве.
В границах гуманитарной экспертизы возможно прогнозирование будущих угроз и деструкций для
общества, а также предложения относительно их недопущения. Хотя гуманитарная экспертиза, как
правило, проводится после положительных выводов всех профильных экспертиз, не подменяя и не отменяя
их, она может требовать поиска других технологических решений, имеет по отношению к инновационному
проекту не только оценочный, но и корректирующий характер. В частности, гуманитарные экспертизы
государственных решений и программ, проектов и инициатив могут быть эффективным механизмом
стратегического и тактического корректирования всей социально-экономической, общественно-
политической и духовно-культурной политики государства [15, c. 25].
Целью гуманитарной экспертизы, по мнению В.В. Кизимы, является:
- общая мотивированная оценка целесообразности или нецелесообразности осуществления проекта или
управленческого решения, которое подлежит экспертизе, или оценка опасностей, связанных с
разворачиванием определенных действий на продуцирование проектов оптимальных решений
относительно их предотвращения;
- выяснение вариантов необходимых коррекций в проекте, или управленческом решении, если они в
исходном виде не соответствуют гуманитарным требованиям, но желательны для осуществления с позиций
других показателей;
- в случае принципиальной положительной оценки проекта фиксация приоритетности его реализации в
соответствии с определенной шкалой рангов, например: а) неотложный проект; б) актуальный и
осуществимый в имеющихся условиях; в) актуальный и осуществимый в условиях, которые требуют
предварительного создания и оно имеет реальный характер; г) желательный и осуществимый в условиях,
которые требуют создания, но реализация их пока что невозможна из-за определенных причин; д)
принципиально возможный, но неактуальный для общества;
- учет динамики возможных объективных тенденций развития в обществе и, соответственно этому,
прогноз о возможных изменениях социальных приоритетов и смещения ранга оценки проекта со временем
[15, c. 27-29].
Следует отметить, что в гражданском обществе задача гуманитарной экспертизы состоит в
гармонизации внешней социальной и внутренней индивидуальной жизни людей в ходе развития общества и
разных сфер его деятельности в общем стремлении сизигийного соответствия человека и общества.
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
9
Заключения гуманитарной экспертизы должны служить оптимизации наличной ситуации, так и
дальнейшему развитию общества и людей на определенный контролируемый срок.
Гуманитарная экспертиза занимает особое место в экспертологии. Необходимость экспертологии как
нового научного направления была обоснована во второй половине ХХ века в работах С. Бешелева, Ф.
Гурвича, К. Космачева. Сегодня в области исследования проблем гуманитарной экспертизы работают В.В.
Кизима, Б.Г.Юдин, П.Д.Тищенко, С.Л. Братченко и ряд других авторитетных отечественных ученых. В
отличие от дисциплинарных специализированных экспертиз, в том числе в гуманитарной сфере
(культурологической, юридической, художественной, графологической, текстологической и т.п.),
гуманитарная экспертиза имеет универсальный характер. Она применима к любым, в том числе
междисциплинарным и полидисциплинарным проектам, решениям и событиям, поскольку ее интересуют
не характеристики объектов или деятельность человека и общества самих по себе, а их значение для
человека и общества, риски, которые с ними связаны и опасны для социума, как дестабилизирующие
факторы [15, c. 30-35].
Фактически гуманитарную экспертизу можно подразделить на экспертизу потребностей и экспертизу
развития. Экспертизой потребностей власть заставляют заниматься выступления людей за повышение
зарплаты, против повышения платы за жилье или повышения налогов на малый и средний бизнес. А
экспертиза развития широко применяется при изучении человека и человеческих возможностей в условиях
тех или иных профессий, групп населения. Например, разрабатывается гуманитарная экспертиза
биотехнологий, поведения подростков, экстремальных для человека ситуаций, проблем биоэтики,
возможности модификаций природы человека [17-20].
Таким образом, важнейшим фактором преодоления современного антропологического кризиса
является овладение стратегией формирования гражданского общества. Среди прочего, данный
стратегический проект включает в себя необходимость тотальной верификации всех проектов гражданского
обустройства общества, государственных планов и программ, сценариев развития социума на предмет их
оптимального соответствия интересам людей. Для придания императивного статуса, гуманитарная
экспертиза требует государственного закрепления на законодательном уровне и придания ей приоритетного
значения по отношению к прочим экспертизам, аргументам и доводам по поводу внедрения тех или иных
инноваций. Постоянно действующая, и проникающая во все сферы общественной жизни гуманитарная
экспертиза, будет создавать, таким образом, подвижную систему отношений непрерывно обеспечивающих
блага каждого члена общества в соответствии с благом других, а не за их счет.
Осуществление таких стратегических мероприятий позволит учредить в обществе отношения
толерантности, диалога и компромисса, когда во главу угла будет поставлен человек, с его интересами и
потребностями. Поэтому можно утверждать, что гуманитарная экспертиза способна стать одним из
определяющих факторов преодоления антропологического кризиса и становления основ гражданского
общества.
Источники и литература:
1. Антропологические вызовы современности // Материалы Международной научно-практической
конференции. – Симферополь : Доля, 2008. – 96 с.
2. Кизима В. В. От мироощущения современного человека к новому мировоззрению социума : тезисы
доклада / В. В. Кизима // Антропологические вызовы современности : материалы Междунар. науч.-
практ. конф. – Симферополь : Доля, 2008. – С. 69-73.
3. Кизима В. В. Проблема идентификации человека как симптом цивилизационного кризиса и пути
выхода из него / В. В. Кизима // Ученые записки ТНУ им. В .И. Вернадского. – 2007. – Т. 20 (59). – № 2.
– С. 26-49. – (Философия. Социология).
4. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; [пер. с нем.]. – М. : Политиздат, 1991. – 527 с.
5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет; [пер. с исп.]. – М. : АСТ, 2002. – 509 с.
6. Хайдеггер М. Бытие и время = Sein und zeit / М. Хайдеггер; [пер. с нем.]. – 2-е изд., испр. – СПб. :
Наука, 2002. – 450 с.
7. Юдин Б. Г. О человеке, его природе и его будущем / Б. Г. Юдин // Вопросы философии. – 2004. – № 2. –
С. 16-28.
8. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма; под общ. ред. А. В. Александровой; [пер. с англ.]. – М. :
АСТ, 2008. – 476 с.
9. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; общ. ред. и послесл. В. И. Добренькова; [пер. с англ.]. – 2-е
изд., доп. – М. : Прогресс, 1990. – 330 с.
10. Маркузе Г. Эрос и цивилизация : Одномерный человек : Исследование идеологии развитого
индустриального общества / Г. Маркузе; послесл. А. Юдина; [пер. с англ.]. – М. : АСТ, 2002. – 526 с.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. / В. Франкл; общ. ред. : Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; [пер.
с англ. и нем.]. – М. : Прогресс, 1990. – 366 с.
12. Лукьянец В. С. Гуманитарная революция / В. С. Лукьянец, О. Н. Соболь // Практична філософія. –
2004. – № 3. – С. 51-77.
13. Плаксина О. И. Вклад интеллигенции в преодоление антропологического кризиса современности для
обеспечения устойчивого развития общества / О. И. Плаксина // Ученые записки ТНУ им. В. И.
Вернадского. – 2008. – Т. 21 (60). – № 3. – С. 74-79. – (Философия. Социология).
14. Кизима В. В. От мироощущения современного человека к новому мировоззрению социума / В. В.
Кизима // Человек и современная цивилизация : сб. статей. – Симферополь : Доля, 2008. – С. 56-74.
Горбань А.В.
ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ВЕРИФИКАТОР ПРОЕКТОВ ОБУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕСТВА
10
15. Кізіма В. В. Гуманітарна експертиза : сутність і технології здійснення / В. В. Кізіма – К. : ЦГО НАН
України, 2005. – 27 с.
16. Юдин Б. Г. Гуманитарная экспертиза : к обоснованию исследовательского проекта / Б. Г. Юдин; Вал. А.
Луков. – М. : Изд-во Моск. гуман. ун-та, 2006. – 38 с.
17. Степанова Г. Б. Опыт гуманитарной экспертизы : социологические исследования поведения подростков
(материалы круглого стола) / Г. Б.Степанова // Биоэтика и гуманитарная экспертиза / отв. ред. Ф. Г.
Майленова. – М. : ИФ РАН, 2008. – Вып. 2. – С. 129-159.
18. Майленова Ф. Г. Возможности модификации природы человека сегодня / Ф. Г.Майленова // Биоэтика и
гуманитарная экспертиза / отв. ред. Ф. Г. Майленова. – М. : ИФ РАН, 2008. – Вып. 2. – С. 83-94.
19. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С. Л. Братченко. – М., 1999.
20. Сорокин О. А. Гуманитарная экспертиза в системе образования / О. А.Сорокин // Биоэтика и
гуманитарная экспертиза : проблемы гномики, психологи, виртуалистики. – М. : ИФ РАН, 2008. – С.
180-195.
Ананьева Е.П. УДК 123.241
СОЦИАЛЬНЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПОНЯТИЯ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью решения ряда вопросов теоретико-
методологического характера, связанных с развитием принципов толерантности в современном мире.
Данное явление тесно связано с социальными и психологическими феноменами, а также процессами,
которые происходят в религиозно-церковной сфере.
Автор поставил себе целью выяснить, как влияли и продолжают влиять процессы, происходящие в
социальной, религиозно-церковной и психологической сфере, на формирование толерантных отношений в
разнообразной социально-культурной среде.
Стремясь достичь цели исследования, автор решал следующие частные задачи: проанализировать
феномен толерантности, отраженный в истории религии и социальной философии; проанализировать
взаимосвязь развития человеческого сознания и конфликтов в социальной, религиозной и межличностной
сфере в контексте развития толерантных отношений; определить место принципов толерантности в системе
социальных изменений в современном мире.
В своем широком смысле слово «толерантность» (происходит от латинского tolerantia, то есть
терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без
раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек
уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Толерантность - это
способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого
человека, которые отличаются от собственных. В духовной жизни общества толерантностью считается
доброжелательное или, по крайней мере, терпимое, сдержанное отношение к чему-либо; в социальных
отношениях – к индивидуальным и групповым отличиям. Мировоззренческой основой толерантности
является признание ценности разнообразия – естественного, индивидуального, общественного,
культурного. На практике это качество хорошо проявляется в условиях, когда вторая сторона также
проявляет свою толерантность.
Сама идея толерантности восходит к истории становления философской мысли. Возникла
толерантность в западной цивилизации на религиозном уровне. Возникновение этого понятия связывают с
подписанием Нантского эдикта – закона, даровавшего французским протестантам-гугенотам
вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и
положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век» [1].
Решающей главой в истории европейской толерантности явился кромвелевский период английской
истории 17 в. Согласно взглядам того времени, ни одно убеждение не могло быть настолько
непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в
сообществе. В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве
идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества.
Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного
единства [1].
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на
религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были
достигнуты в демократическом обществе. О толерантности в условиях строгой церковной цензуры в свое
время писал Дж. Локк в «Письмах о веротерпимости» и П.Бейль в работе «Исторический и критический
словарь»[1].
Эпоха Просвещения 18 в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный
якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в
ту эпоху был Вольтер. Во многом данное явление объсняется тем, что взгляды Вольтера сложились, когда
|