Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года
Цель исследования: изучить и дать исторический анализ культурного наследия крымскотатарских деятелей в лице Шефики Гаспринской и других лидеров в области общественно-политической и культурной жизни, раскрыть влияние тюрко-мусульманской прогрессивной части социума на решение проблемы равноправного, н...
Gespeichert in:
| Datum: | 2011 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2011
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55452 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года / Л.З. Чубукчиева // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 199, Т. 1. — С. 82-85. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-55452 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-554522025-02-23T18:21:17Z Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года Кримськотатарські жінки - делегати І Курултаю 1917 року Crimean Tatar women delegates at the first Qurultay of 1917 Чубукчиева, Л.З. Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Цель исследования: изучить и дать исторический анализ культурного наследия крымскотатарских деятелей в лице Шефики Гаспринской и других лидеров в области общественно-политической и культурной жизни, раскрыть влияние тюрко-мусульманской прогрессивной части социума на решение проблемы равноправного, независимого, полноценного развития мусульманки, в конце XIX - начале XX веков. 2011 Article Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года / Л.З. Чубукчиева // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 199, Т. 1. — С. 82-85. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55452 32.-055.2 (=512.145) ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Чубукчиева, Л.З. Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года Культура народов Причерноморья |
| description |
Цель исследования: изучить и дать исторический анализ культурного наследия крымскотатарских деятелей в лице Шефики Гаспринской и других лидеров в области общественно-политической и культурной жизни, раскрыть влияние тюрко-мусульманской прогрессивной части социума на решение проблемы равноправного, независимого, полноценного развития мусульманки, в конце XIX - начале XX веков. |
| format |
Article |
| author |
Чубукчиева, Л.З. |
| author_facet |
Чубукчиева, Л.З. |
| author_sort |
Чубукчиева, Л.З. |
| title |
Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года |
| title_short |
Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года |
| title_full |
Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года |
| title_fullStr |
Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года |
| title_full_unstemmed |
Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года |
| title_sort |
крымскотатарские женщины – делегаты і курултая 1917 года |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55452 |
| citation_txt |
Крымскотатарские женщины – делегаты І Курултая 1917 года / Л.З. Чубукчиева // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 199, Т. 1. — С. 82-85. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT čubukčievalz krymskotatarskieženŝinydelegatyíkurultaâ1917goda AT čubukčievalz krimsʹkotatarsʹkížínkidelegatiíkurultaû1917roku AT čubukčievalz crimeantatarwomendelegatesatthefirstqurultayof1917 |
| first_indexed |
2025-11-24T09:47:42Z |
| last_indexed |
2025-11-24T09:47:42Z |
| _version_ |
1849664641686306816 |
| fulltext |
Чубукчиева Л.З.
КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ – ДЕЛЕГАТЫ I КУРУЛТАЯ 1917 ГОДА
82
Чубукчиева Л.З. УДК 32.-055.2 (=512.145)
КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ – ДЕЛЕГАТЫ I КУРУЛТАЯ 1917 ГОДА
Известно, что основное значение в становлении самостоятельной, независимой личности играет
преемственность традиций предшествующих поколений, умелое использование богатств народной
мудрости, а также смелое свободное мышление, которое может быть обусловлено определенными правами
и независимостью.
Современный характер развития нашего общества ещё раз доказывает, что женщина играет все более
важную роль в формировании новых общественных, социальных и политических отношений. В каком же
положении находилась женщина, какое место было отведено ей в мусульманском социуме, какими правами
и обязанностями наделялась она, на каких началах должна была строить свои отношения с мужчиной?
Попробуем рассмотреть данные вопросы во временной период конца XIX начала ХХ века.
С возвращением крымских татар в Крым, изучение истории народа в целом, и истории развития тюрко-
мусульманского женского движения является весьма актуальным. Знание истории народа, духовного
наследия в лице ее лучших представителей способствует успешному решению современных задач.
Исследование проблем тюрко-мусульманского женского движения в конце XIX - начале XX вв., позволит
проследить становление, динамику развития женского движения, выявить его взаимосвязь и влияние на
общественную, политическую, культурную сферы жизни на всей территории бывшей Российской империи,
а так же использовать опыт тюрко-мусульманского женского движения в современном обществе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение женского вопроса, начатое
великим просветителем Исмаилом Гаспринским, долгое время было предано забвению. В современной
науке данная тема мало исследованна. Одним из известнейших ученых – «Гасприноведов» является
профессор Ганкевич В.Ю. Он в своих трудах «На службе правде и просвещению», «Джадидистская
реформа народного образования крымских татар в к.XIX – н. ХХ вв.», «Исмаил Гаспринский: архивные
документы к ранней биографии» отдает приоритет вопросам образования и издательства. В кандидатской
диссертации Шендриковой С.П. «Крымские татары в либеральном движении мусульманских народов
Российской империи н. ХХ в.» рассмотрены вопросы социально-политического и национально-
освободительного движения либерального направления, которое появляется в тюрко-мусульманском
обществе народов России в начале ХХ века. Королева Л.И. в своей кандидатской диссертации
«Общественно- политическая и просветительская деятельность И.М. Муфтий-Заде 1841-1917», отображает
общественно-политическую и просветительскую деятельность И. Муфтий-Заде, данный труд
биографического характера. В исследованиях турецких ученых, таких как Неджип и Шенгюль
Хаблемиотоглу, в их книге «Şefika Gaspıralı ve Rusyada türk kadın hareketi 1893-1920», мы встречаем
краткие сведения о женском движении в России, в частности в Крыму, и об участии в нем Шефики
Гаспринской и других лидеров национального движения. В статьях С. Фаизова, А. Шемьи-Заде, А.Г. и В.Г
Зарубиных описаны политические партии, взаимоотношения народностей, населяющих Крым, проблемы
рубежа конца XIX - начала XX вв. в России, в которых упоминается и женское участие.
Изучение и анализ научной литературы и архивных материалов, выявил отсутствие целостного
исследования по теме женского движения, просвещения в период к. XIX – н. XX веков в тюрко-
мусульманском обществе Российского государства.
На этом основании, данная тема нуждается в подробном изучении не только в рамках данной статьи.
Автор планирует продолжить исследования женского вопроса, социально-политического, правового
становления женщины-мусульманки в своих последующих работах.
Цель исследования: изучить и дать исторический анализ культурного наследия крымскотатарских
деятелей в лице Шефики Гаспринской и других лидеров в области общественно-политической и
культурной жизни, раскрыть влияние тюрко-мусульманской прогрессивной части социума на решение
проблемы равноправного, независимого, полноценного развития мусульманки, в конце XIX - начале XX
веков.
Среди важнейших исторических вопросов развития мусульманского женского движения в данный
период, является свобода личности. Только лишь свободная нация способна привести свой народ к
прогрессу мировой цивилизации. Самый разгар борьбы за свободу и равноправие татарской женщины
приходиться на период конца XIX - начала XX веков, когда происходило реформирование общества в
России. После Февральской революции 1917 года, смена власти и формы правления, сложившаяся
политическая ситуация в стране способствовали активной интеграции всего населения бывшей российской
империи полуострова в политическую жизнь, и в частности государства [2,с. 73-74]. В это время тюрко-
мусульманское женское движение приобретает массовый характер, не только в пределах России, но и
далеко за ее границами. Так называемое, «Пробуждение» мусульманки стало одним из ярких общественных
движений данного периода [7, c. 39-41].
В Крыму женское движение имело свою специфику, оно свои действия и планы реализовывало с
помощью поддержки общенациональных организаций. Крымскотатарский политический деятель того
времени Д. Сейдамет в своих воспоминаниях справедливо утверждал, что без поддержки Национального
Исполнительного Комитета, женщинам было бы тяжело преодолеть противостояние консервативных сил
[8, с. 165-166].
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
83
В Крыму женское движение принимало все более значительные масштабы, женские комитеты
заручились поддержкой Крымского Мусульманского Исполнительного Комитета. 17 августа 1917 года в
Симферополе состоялось собрание членов всех существующих в Крыму женских комитетов. Было решено
создать Всекрымский женский комитет. Председателем Крымского комитета была назначена Ильхамие
ханым Тохтарова. На собрании также была установлена программа работы Всекрымского женского
комитета. Членами центрального комитета были избраны Ильхамие ханым Тохтарова, Зейнеп ханым
Эмирджанова, Шефика ханым Гаспринская, Акиме Фетанет ханым Муазинова [6, c. 141].
В сентябре 1917 года стало известно о предстоящем «Съезде Народов» в Киеве. Украинские
националисты пытались объединить борьбу «инородцев» с «великодержавным шовинизмом
революционной демократии» [2, с. 89-90]. На съезд были приглашены представители из Украины, Грузии,
Белоруссии, Молдовы, Латвии, Эстонии, Литвы, а так же Казахстана, Азербайджана, Крыма [9, с. 4-5]. От
полуострова под руководством Д. Сейдамета в Киев отправилось семь делегатов, трое из которых
представительницы Женских Комитетов Айше Исхакова, Ильхамие Токтар и Эмине Шабарова. Самым
ярким и волнующим выступлением среди всех участников Съезда, был доклад крымской участницы Айше
Исхаковой. Она выступала в национальном костюме, была прекрасным оратором, на высоком уровне знала
русский язык. Она говорила об угнетенном, бесправном состоянии тюрко-мусульманского населения
Российского государства. С огромным уважением и любовью отзывалась о деятельности муфтия Крыма,
председателя Центрального Исполнительного Комитета Н. Челебиджихане. Мусульманская женщина,
прекрасно владеющая русской речью, которая правильно выстроила логическую цепочку, ясно и четко
осветила социально-политическую обстановку, своим выступлением потрясла всех участников съезда,
никого не оставив равнодушным [10, с. 236-238].
В ноябре 1917 года в Крыму был отмечен пик политической активности, и женщины занимали в нем
особое место. 26 ноября в Бахчисарае, в «Зале Дивана» (Зал Совета и Суда) дворца-музея открывается
Курултай (Съезд), начавший работу как учредительное собрание татар Крыма, и продолживший ее как -
Мусульманский Парламент (постоянно действующий орган). На первом заседании Крымского Народного
Парламента, был избран президиум Курултая – Н. Челебиджихан, Д. Сейдамет, А. Хильми, Хаджи
Бедреддин, Шефика Гаспринская (за кандидатуру Ш.Гаспринской проголосовали 16 голосов против, 46 за)
[5, c. 20-21]
В выборах делегатов Курултая участвовало более 70% крымских татар. По закону о выборах,
разработанному Мусисполкомом, они проводились как всеобщие, прямые, равные, при тайном
голосовании, возрастные границы с 20 лет. В выборах принимали участие и мусульманки. Избрано было 77
человек, из них четыре женщины: Анифе ханым Боданинская (Симферопольский уезд), Хатидже ханым
Авджы, Ильхамие ханым Тохтарова (Ялтинский уезд), Шефика Гаспринская (Евпаторийский уезд) [12, л.
101-102]. Такой результат был первой решительной победой не только для крымских мусульманок, но и для
всего тюрко–мусульманского мира вцелом.
Так, спустя время, либеральные идеи джадидизма, стали воплощаться в жизнь. Сторонники
джадидистского движения Исмаила Гаспринского стали активными продолжателями просветительской
деятельности. Они боролись за свободу личности, равноправие мусульманки, а также за социально-
политические права и независимость.
Крымские татары во всем тюрко-мусульманском мире были первыми, кто показал свое прогрессивное
и демократичное отношение к правам женщины. Учредители и участники Курултая также были
положительно настроены к проживающим в Крыму народностям. Так, например, 3 ноября 1917 года на
торжественном открытии Национального татарского музея в Бахчисарае (в Ханском дворце), муфтий
Крыма Ч. Челебиев (Челебиджихан) в своем выступлении пропагандировал идею единения всех крымчан:
«Татарский народ признавал, признает и всегда будет признавать права каждой национальности. Татарский
Курултай наравне с чаяниями и идеями татар будет чтить также идеи и чаяния живущих с ними в Крыму и
других народностей. Курултай будет приглашать эти народности к совместной работе и усилиям для
достижения общих для всех благ» [5, с. 23].
План работы Курултая включал следующие пункты: государственный строй Крыма, форма и
содержание правительства; взаимоотношения крымских татар с представителями других национальностей
населяющих Крым; разработать законы определяющих достойное развитие национальной, религиозной,
культурной, политической жизни крымскотатарского народа. Проблемы женской свободы, которые
полностью перевернули традиционный уклад жизни в мусульманском обществе, также были рассмотрены
на Курултае.
Парламент заседал с перерывами 18 дней. Как свидетельствуют факты, женщины были активными в
работе Парламента, на заседаниях выступали с предложениями, высказывали свое мнение. Например, в
протоколе собрания состоявшегося 29 ноября 1917 года, в среду в 11 часов 50 минут, под
председательством Шефики Гаспринской зачитывались телеграммы от Кореизского женского комитета,
Евпаторийского мусульманского исполкома, женского исполкома и общества молодежи [11, л. 16].
На очередном заседании, проходившем 7 декабря 1917 года (в четверг в 20 часов 30 минут), под
председательством Челебиджихана, Шефика ханым выступила с предложением, - «Ввиду того, что
Курултай принял основу человеческого равенства, то и женщина должна быть уравнена в правах, мы
просим, чтобы этот вопрос, являющийся важным и для женщин, и для будущего нашей нации обсуждался
именно здесь» [11, л. 58].
Шефика Гаспринская, выросшая в семье великого просветителя Исмаила Гаспринского, была
последователем либеральных идей отца. Получив в детстве прекрасное классическое образование, с юных
Чубукчиева Л.З.
КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ – ДЕЛЕГАТЫ I КУРУЛТАЯ 1917 ГОДА
84
лет она много времени проводит за работой в типографии газеты «Терджиман». Впоследующем опыт
типографской работы, поможет ей в редакторской деятельности первого тюрко-мусульманского
специализированного женского журнала «Алем-и Нисван» («Женский мир») [1, c. 151]. Шефика
Гаспринская была одним из лидеров, основателей женского движения в Крыму, которое стремительно
охватило все женское население России в к. XIX – н. ХХ веков. Шефика ханым, как свидетельствуют
архивные материалы, была активной участницей и в работе Курултая. В ее личном архиве сохранились
телеграмма-приглашение стать делегатом Парламента и удостоверение под №43 (написанное на
крымскотатарском и русском языках) о ее депутатстве от Евпаторийского уезда [10, с. 244-245].
13 декабря, в последний день работы Курултая, была провозглашена Крымская Демократическая
Республика, утверждена Конституция (первая в истории Крыма), избрано руководство Курултая:
председатель А.Айвазав, члены президиума Д. Аблаев, А. Хильми, секретари С. Таракчи и А. Боданинский.
Национальное правительство или Директория – Ч.Челебиев, директор внешних и военных дел Д. Сейдамет,
директор финансов и вакуфов С. Хаттатов, директор по делам религии А. Шукри, директор народного
просвещения И. Озенбашлы [3, с. 133]. «Крымскотатарское национальное правительство пыталось
поддерживать порядок и спокойствие на полуострове, оно решило положить предел царящем в крае голоду,
финансовой разрухе, всевозможным захватам и уже показывающей свою голову анархии» [3, с. 134].
Утвержденная Курултаем Конституция – декретировала создание Крымской Народной (Демократической)
Республики. В статье 1 говорилось, что Курултай признает «за всеми народностями право на полное
самоопределение» и в статье 15: «судьба того или иного края может быть решена только голосом самого
народа, населяющего этот край, но ни в коем случае не дипломатами». В статье под №2, утверждался
постоянный парламент (Меджлис-и-Мебусан – Собрание депутатов), избираемый всем татарским
населением на основе свободных, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Статья 17 отменяла
титулы и сословные звания, а 18 – узаконивала равенство мужчины и женщины [3, с. 134].
И так, в принятой Курултаем Крымской Конституции, в восемнадцатой статье подтверждалось
равноправие между мужчиной и женщиной в мусульманском обществе. Начиная с Казанского Женского
Съезда, мусульманки добились прав не только в религиозном, культурном, социальном, просветительском
аспектах, женщины сделали главный шаг на пути становления политических прав и свобод. Женщина
становиться равноправным членом социума, она самостоятельна, независима, свободна. Если раньше
мусульманкам, тяготевшим к идеям эмансипации, приходилось преодолевать сильнейшее сопротивление
среды, то отныне женщины смело создают свои организации и комитеты, они занимают достойное
положение в обществе, семье, они вместе с мужчинами идут вперед, обеспечивают светлое будущее своим
потомкам.
Принятые Курултаем реформы в вопросах женского образования, развития, равноправия были
примером для всего тюрко-мусульманского общества России рубежа к. XIX – н. ХХ в.
В настоящее время с глобальными процессами реформирования в обществе и государстве возникают
объективные условия для актуализации исторического наследия выдающихся деятелей крымскотатарского
женского движения. Это период прогрессивных политических, социально-экономических, культурных
преобразований и реформ в жизни Крыма, в который наблюдается большой подъем творческой
инициативы, активный поиск новых путей развития, который созвучен современным переменам в нашей
стране.
Возвращаясь к участницам Курултая, нужно отметить, что в современной историографии данного
вопроса, у исследователей С. Фаизова, А. Шемьи-Заде, Ю. Кандыма и др., мы встречаем сведения о
четырех женщинах-делегатах Курултая 1917 года это: Ш. Гаспринская (Евпаторийский уезд), Х. Авджы,
А.Боданинская (Симферополь) и И. Тохтарова (Ялтинский уезд). У турецких ученых Шенгюль и Неджип
Хаблемитоглу кроме перечисленных имен значится еще и Эмине Шабарова. Авторы пишут, что
активистками Женского движения было предложено провести десять своих представительниц в состав
Парламента, однако прошли из них только пять, Ш. Гаспринская, Х. Авджы, А. Боданинская, И. Тохтарова,
Эмине Шабарова [10, с. 244].
Исследования материалов Архива УКГБ Крымской области за 1927 год, выявляют следующие данные:
Протокол Меджлиса Курултая, состоявшегося 4 декабря 1917 года в воскресенье в 11 часов 30 минут, под
председательством Аджи Бедретдин эфенди. Присутствовало 62 депутата. Заседание № 6. От
Феодосийского уезда депутатом под № 9 была избрана Анифе ханым Нури Куртиева. От Ялтинского уезда
по первому списку под № 6 Хатидже ханым Авджы , по третьему списку под № 8 Ильхамие ханым
Тохтарова [11, л. 36-37].
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Список участниц Курултая
пополняется, имеющиеся на сегодняшний день по этому вопросу исследования не полные, требуют
дальнейшего изучения. Вопрос тюрко-мусульманского женского движения многогранен. К его культурным,
просветительским, общественным, социально-политическим аспектам будут обращаться исследователи
историки, политологи, просто обыватели. В свете кардинальных изменений в последние десятилетия в
жизни крымскотатарского народа, его возвращения в Крым, становления его политических прав и свобод
уже в «новом» государстве, изучение вопросов, становления и развития женского движения в
крымскотатарском обществе более, чем актуален.
12-14 октября 2001 года в Стамбуле состоялся I Курултай женщин тюркского мира. На современном
Курултае, почти через сто лет женщины также поднимали вопросы просвещения, культуры, права,
политики [4, с. 3-4]. Этот факт опять-таки свидетельствует о важности, актуальности, необходимости
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
85
научных исследований в данном направлении.
Источники и литература:
1. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению : краткий биографический очерк Исмаила
Гаспринского (1851-1914 / В. Ю. Ганкевич. – Симферополь : Доля, 2000. – 328 с.
2. Елагин В. Националистические иллюзии крымских татар в революционные годы / В. Елагин //
Забвению не подлежит (Из истории крымскотатарской государственности и Крыма) : научно-
популярные очерки. – Казань : Татарское кн. изд., 1992. – 255 с.
3. Зарубин А. Г. Октябрьский переворот 1917 года – отзвуки в Крыму. Начало террора и первые
вооруженные столкновения / А. Г. Зарубин, В. Г. Зарубин // Историческое наследие Крыма. – 2006. – №
15. – 223 с.
4. Gülsuün İ. Türk Dünyası kadınlar kurultayı / İ. Gülsuün. – Ankara, 2002. – 634 s.
5. Кандымов Ю. 1917 сене къурултай о насыл эди / Ю. Кандымов // Курултай как это было : очерк. –
Бахчисарай, 1991. – 23 с.
6. Кандым Ю. Куреш мейданыны от басмаз / Ю. Кандым // Не зарастете травой поле боя : монография. –
Симферополь, 2002. – 256 с.
7. Kırımal E. 1917 İhtilalinden evvel ve sonra Kırım-Türk ailesi ile kadınının durumu / E. Kırımal // Emel. –
1972. – № 68. – S. 38-43.
8. Kırımer C. Bazı hatıralar / C. Kırımer. – İstanbul, 1993. – 329 s.
9. Фаизов С. Движение мусульманок Крыма за права женщин в 1917 г., контуры забытой свободы :
[Электронный ресурс] / С. Фаизов. – Режим доступа : http:// www.kirimtatar.com
10. Hablemitoğlu Ş. Şefika gaspıralı ve Rusyada Türk kadın hareketi (1893-1920) / Ş. Hablemitoğlu, N.
Hablemitoğlu. – Ankara, 1998. – 672 s.
11. УКГБ Крым. обл. – Ф. 9. – Оп. 2. – Л.16, 36-37, 58.
12. ЦГААРК. – Ф. 150. – Оп. 1. – Д. 167. – Л.101(об.), 102.
Dr. Şakir Turan УДК 94 ( 477.Б:560 ) : 927.7 ’’653’’
MELIK’ÜL UMERA HÜSAMEDDIN ÇOBAN DÖNEMI KIRIM – ANADOLU
İLIŞKILERI
СВЯЗИ КРЫМА И АНАДОЛУ В ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЛИКУЛЬ-УМЕРА ХУСАМЕДДИН
ЧОБАНА
В данной статье мы рассматриваемый роль Хусамеддин Чобана в укреплении своей власти в Караденизе. Какие
последствия.
AKTÜALİTE:
Bu araştırma dönemin kaynaklarından istifade edilerek meydana getirilmiştir. Aynı konuda farklı düşünen
çalışmalar birlikte ele alınıp daha doğru neticeler elde edilmeye çalışılmıştır. Olaylar belli bir kronoloji
çerçevesinde ele alınmış, sebep ve sonuçlar birlikte değerlendirilmiştir.
ARAŞTIRMADA PROBLEMİN TESBİTİ;
XIII. y.yılda Karadeniz ticaretini sekteye uğratan gelişmeler nelerdir. Karadeniz’deki istikrarsızlık Kırım ve
Anadolu sahillerini nasıl etkilemiştir. Karşılıklı göçler meydan geldi ise bunlar ne şekilde olmuştur. Hüsameddin
Çobanın Karadeniz’de istikrarı sağlamada nasıl bir rolü olmuştur. İstikrarın sonuçları nasıl gözlenmiştir.
ARAŞTIRMANIN MALZEMELERİ;
Bu araştırma Türkiye Selçukluları zamanında yazılmış olan eserlerden istifade edilerek meydana getirilmiştir.
Bu yönüyle dönemin siyasi, sosyal, iktisadi ve kültürel faaliyetlerine daha sağlıklı olarak ulaşılmaya çalışılmıştır.
Bunun yanında araştırmamızda son dönemlerde konuyla ilgili yayınlanan çalışmalara da yer verilmiştir.
ARAŞTIRMA ALANI;
XIII. yüzyılın başlarında Karadeniz sahillerindeki bir takım siyasi sarsıntılar ve gelişen bir takım olaylar
Karadeniz ticaretini sıkıntıya sokmuştur. Özellikle Moğolların Kırım sahillerine yaptıkları seferlerle Karadeniz
ticaretinin emniyeti iyice sarsılmıştır. Bu ise el-Cezire, Suriye ve Mısırdan, Kayseri ve Sivas yoluyla Samsun ve
Sinop’a ulaşmaya çalışan kervanları sıkıntıya sokarken diğer taraftan Kırım sahillerindeki Soğdaklı tüccarlar benzer
sıkıntıları kendi içlerinde fazlasıyla yaşamışlar ve Anadolu tarafına göç etmeye mecbur kalmışlardır. Kargaşa
ortamının Karadeniz kıyılarında meydana getirdiği sonuçlar bölgeyi siyasi ve ekonomik olarak rahatsız etmektedir.
Karadeniz kıyılarında önemli bir konuma sahip olan Hüsameddin Çoban’ın bölgenin istikrarını yeniden sağlamaya
yönelik çabaları, öncesinde zorunlu sonrasında ise özellikle ticarete dayalı göçleri meydana getirmiştir. Bu göçler
sonucunda yaşanan maddi ve manevi kültür öğelerinin her iki tarafa taşınması bölgeye siyasi, ekonomik ve kültürel
anlamda yeni ivme kazandırmış, bu canlılık Anadolu’nun Moğollar tarafından istilasına kadar devam etmiş,
bölgedeki istikrarın bozulmasıyla sona ermiştir.
ARAŞTIRMANIN AMACI;
13. y.yılın ilk çeyreğinde Moğol akınlarının Kırım sahillerine ulaşması, bölgede istikrarsızlığı meydana
getirmiştir. Karadeniz’deki istikrarsızlık Kırım ve Anadolu sahillerini doğrudan etkilemiş, iki tarafın ticaretinde
önemli sıkıntılar meydana getirmiştir. İstikrarsızlık ortamından yararlanarak buraya yerleşmeye çalışan Rumlar
|