В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды)
В данной научной статье автору хотелось бы подробнее остановиться на гастрольных турах по Таврической губернии в составе труппы Художественного театра Веры Федоровны Комиссаржевской, а также на ее частных поездках на Южный берег Крыма, и посредством этого на конкретном историческом фоне воссоз...
Saved in:
| Date: | 2011 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2011
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55462 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) / С.П. Шендрикова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 199, Т. 1. — С. 88-90. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-55462 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-554622025-02-09T10:07:20Z В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) В.Ф. Коміссаржевська та Крым (за матеріалами газет з фондів бібліотеки «Таврика» центрального музею Тавриди) V.F. Komissarzhevskaya and Сrimea (on materials of the newspaper from the funds of the library of "Тavrika" Тaurida central museum) Шендрикова, С.П. Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ В данной научной статье автору хотелось бы подробнее остановиться на гастрольных турах по Таврической губернии в составе труппы Художественного театра Веры Федоровны Комиссаржевской, а также на ее частных поездках на Южный берег Крыма, и посредством этого на конкретном историческом фоне воссоздать облик Комиссаржевской – человека и художника. 2011 Article В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) / С.П. Шендрикова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 199, Т. 1. — С. 88-90. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55462 792.071.2.028 (477.75) ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Шендрикова, С.П. В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) Культура народов Причерноморья |
| description |
В данной научной статье автору хотелось бы подробнее остановиться на гастрольных турах по
Таврической губернии в составе труппы Художественного театра Веры Федоровны Комиссаржевской, а
также на ее частных поездках на Южный берег Крыма, и посредством этого на конкретном историческом
фоне воссоздать облик Комиссаржевской – человека и художника. |
| format |
Article |
| author |
Шендрикова, С.П. |
| author_facet |
Шендрикова, С.П. |
| author_sort |
Шендрикова, С.П. |
| title |
В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) |
| title_short |
В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) |
| title_full |
В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) |
| title_fullStr |
В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) |
| title_full_unstemmed |
В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) |
| title_sort |
в.ф. комиссаржевская и крым (по материалам газет из фондов библиотеки «таврика» центрального музея тавриды) |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55462 |
| citation_txt |
В.Ф. Комиссаржевская и Крым (по материалам газет из фондов библиотеки «Таврика» центрального музея Тавриды) / С.П. Шендрикова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 199, Т. 1. — С. 88-90. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT šendrikovasp vfkomissarževskaâikrympomaterialamgazetizfondovbibliotekitavrikacentralʹnogomuzeâtavridy AT šendrikovasp vfkomíssarževsʹkatakrymzamateríalamigazetzfondívbíblíotekitavrikacentralʹnogomuzeûtavridi AT šendrikovasp vfkomissarzhevskayaandsrimeaonmaterialsofthenewspaperfromthefundsofthelibraryoftavrikatauridacentralmuseum |
| first_indexed |
2025-11-25T17:25:02Z |
| last_indexed |
2025-11-25T17:25:02Z |
| _version_ |
1849784036945297408 |
| fulltext |
Шендрикова С.П.
В.Ф. КОМИССАРЖЕВСКАЯ И КРЫМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТ ИЗ ФОНДОВ БИБЛИОТЕКИ «ТАВРИКА»
ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТАВРИДЫ)
88
Шендрикова С.П. УДК 792.071.2.028 (477.75)
В.Ф. КОМИССАРЖЕВСКАЯ И КРЫМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТ
ИЗ ФОНДОВ БИБЛИОТЕКИ «ТАВРИКА» ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТАВРИДЫ)
Свидетельствовать о становлении, а в дальнейшем – и расцвете профессионального театра в
Таврической губернии – мы можем лишь говоря о ХIХ веке, так как именно с 20-х гг. ХIХ века в
Симферополе даются первые представления в приспособленном для этого помещении (бывшие конюшни
Дворянского собрания). Здесь и в других городах Крыма выступали, главным образом, странствовавшие
труппы.
В данной научной статье автору хотелось бы подробнее остановиться на гастрольных турах по
Таврической губернии в составе труппы Художественного театра Веры Федоровны Комиссаржевской, а
также на ее частных поездках на Южный берег Крыма, и посредством этого на конкретном историческом
фоне воссоздать облик Комиссаржевской – человека и художника.
В 50-60 гг. ХХ века немало исследователей занималось творчеством и частной жизнью
Комиссаржевской. Наряду с историками и искусствоведами к теме великой русской актрисы обращались
многие мемуаристы. Ценный систематизированный материал содержит книга воспоминаний писательницы
А.Я. Бруштейн «Страницы прошлого» (Москва, 1956 г.). В ней автор прослеживает эволюцию лучших
образов, созданных актрисой, точно воспроизводится ее художественная манера. К 100-летию со дня
рождения Комиссаржевской в 1964 году, появляется ряд новых книг и статей. Монография В. Носовой
«Комиссаржевская», вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» (Москва, 1964 г.), не осмысляет
критически опыт прежних работ.
Ввести в научный оборот новые материалы – такова главная цель данной статьи. Здесь основное
внимание сосредоточено на публикации новых свидетельств пребывания В.Ф. Комиссаржевской в Крыму в
рамках гастролей Художественного театра либо частных поездок.
Вера Федоровна Комиссаржевская родилась 27 октября (8 ноября) 1864 г. в Петербурге [1, с.8]. Первое
серьезное сценическое выступление будущей примы русского театра состоялось в Петербурге.
Комиссаржевская сыграла роль Зины Васильчиковой в одноактной комедии Т.П. Гнедича «Горящие
письма» [1, с.11]. Успех начинающей актрисы был налицо. Вера Федоровна радовалась этому, но понимала,
что нужны более серьезные шаги, что стать профессиональной актрисой.
В 1894 году Комиссаржевской было официально предложено поступить в труппу на Императорскую
сцену в Александринский театр Петербурга. Однако блестящая начинающая актриса этому
респектабельному предложению предпочла город Вильно с его театром у антрепренера К.Н. Незлобина. В
виленском театре Вера Федоровна проработала два года рядом с такими мастерами сцены, как
В.И. Качалов, И.Н. Певцов, А.Я. Бруштейн [1, с.14].
В Крым В.Ф. Комиссаржевская впервые приехала в самом начале ХХ века. В Ялте актриса
остановилась в Нижней Массандре, на даче Болецких. В этой поездке Веру Фёдоровну сопровождала
Мария Ильинична Зилоти, сестра С.И. Зилоти, несостоявшегося некогда мужа Комиссаржевской.
Главной целью поездки Комиссаржевской в Крым была предстоящая встреча с известным драматургом
А.П. Чеховым.
Драматург и актриса познакомились в Петербурге в 1896 году в Александринском театре, когда Вера
Фёдоровна репетировала роль Нины Заречной в пьесе Чехова «Чайка». И уже тогда Антон Павлович
заметил своеобразный талант актрисы. «Она так играет Нину, словно была в моей душе, подслушала мои
интонации. Какая тонкая, чуткая актриса, и какой свежий, жизненный у неё тон. Совсем особенный», –
говорил Чехов [2].
Весной 1900 года труппа Художественного театра приехала в Крым с гастролями. Чехов принимал
активное участие в делах театра и с нетерпением ожидал приезда в Крым. Антон Павлович лично хлопотал
о помещении для московской труппы в Ялте и даже об устройстве в этом помещении электрического
освещения [3, с.3].
В конце апреля театр с ошеломляющим успехом в крымских городах вернулся в Москву. А Ольга
Книппер получила и приняла приглашение погостить летом в ялтинском доме писателя.
Уже перед отъездом Ольги после её летнего пребывания в гостях у Чехова (в начале августа 1900 года),
Антон Павлович получил письмо от В.Ф. Комиссаржевской, где она выражала глубокую надежду на их
скорую встречу. Эта встреча состоялась в Гурзуфе, во время морской прогулки. Море выдалось очень
неспокойным, а Чехов – наоборот, был весь закрыт и молчалив. В память об этой встрече Антон Павлович
подарил Вере Фёдоровне своё фото с надписью: «3 августа, в будний день, когда шумело море, от тихого
Антона Чехова».
После встречи в Гурзуфе Комиссаржевская написала Чехову: «Всё-таки я рада, что побывала в
Гурзуфе, и хочу вот в письме сказать Вам ещё раз до свиданья. «Всё-таки» я говорю потому, что мне жаль и
непонятно, почему мы с Вами так мало говорили. Я не таким ждала Вас встретить. Мне казалось, что когда
Вас увижу, то закидаю вопросами и сама скажу хоть что-нибудь. Это не вышло. Вы были всё время какой-
то «спелёнутый». А может быть причина лежала во мне. Знаете, это ужасно странно, но мне всё время было
жаль Вас, жаль до грусти. А ещё что-то неуловимое было всё время в Вас, чему я не верю, и казалось, вот-
вот, какое-то движение надо сделать, и это неуловимое уйдёт. А в результате много у меня к Вам хорошего
чувства, и Вы за него дайте мне одно – будьте со мной всегда при всевозможных условиях искренним до
Вопросы духовной культуры – ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
89
дна. Понимаете, не откровенности я хочу, а искренности. Это не так легко, как кажется. Оттого я и прошу у
Вас этого. До свидания, не забывайте меня» [4].
Комиссаржевская, будучи влюблённой в Чехова, всё поняла, поняла без единого его слова, приняла это
с достоинством и попрощалась со своими надеждами и чувствами.
Вернувшись из Гурзуфа, Чехов сказал Ольге, что не смог открыть Вере Фёдоровне правду, не смог
сделать ей больно признанием, что решил просить руки у Ольги Книппер, ведь от этой встречи
Комиссаржевская ждала именно в свой адрес признания Антона Павловича [4].
Так закончилось первое пребывание Комиссаржевской в Крыму, а с ним – и чаяния актрисы на личное
счастье. Однако Вера Фёдоровна с ещё большим рвением окунулась в сценические образы. Она по-
прежнему играла в Александринском театре, однако с самого начала для неё этот театр был чужд и странен
с его догмами и старорежимными подходами. Комиссаржевская серьёзно задумалась над созданием своего
театра. В письме к матери Вера Фёдоровна признаётся: «Затеяла я очень трудное, сложное дело... Еду в
дальний трудный путь» [5].
В марте 1902 года Комиссаржевская приезжает на гастроли в Крым. Она играла в Севастополе и
Симферополе, привезла «Бесприданницу» Островского, «Волшебную сказку» Потапенко, «Бой бабочек» и
«Огни Ивановой ночи» Зудермана. В Севастополе актриса дала четыре спектакля, кроме того, 7 марта с
благотворительной целью выступила в пьесе «Горящие письма» Гнедича.
Газета «Салгир» от 8 марта 1902 года сообщала: «Симферопольский городской театр. Сегодня первая
гастроль артистки Комиссаржевской. 8 марта – «Волшебная сказка», 9 марта – «Бой бабочек», 10 марта –
«Бесприданница» [5].
И уже 9 марта в рубрике «Театр и музыка» та же газета сообщала: «После блестящих гастролей в
Севастополе, г-жа Комиссаржевская со своей труппой прибыла вчера в Симферополь. Билеты на
сегодняшний спектакль «Волшебная сказка» почти все разобраны. Г-жа Комиссаржевская получила здесь
телеграммы, настоятельно приглашающие посетить Ялту, Керчь и дать там по несколько спектаклей. Но
талантливая актриса отклонила эти предложения ввиду необходимости спешить на гастроли в Харьков» [5].
Газета «Крым» за 1 марта 1902 года в Анонсе сообщала: «Симферопольский Городской клуб – 8, 9, 10
марта только три гастроли артистки Санкт-Петербургских Императорских театров В.Ф. Комиссаржевской –
записки на спектакли, а также продажа билетов в библиотеке клуба от 11 до 2 ч. дня и от 8 до 10 ч. вечера.
Администратор А.И. Кручинин» [6].
После спектаклей симферопольские критики в местной прессе писали: «Исключительной
драматической силы и трагизма Комиссаржевская достигла в «Бесприданнице». Ларису она играла по-
своему, как глубокую натуру, для которой любовь – сильное, захватывающее чувство, без него нет
жизни...» [5].
В письме Ходотову, отправленном из Симферополя 10 марта 1902 года, делясь впечатлениями о
Крымских гастролях, Комиссаржевская писала: «Успех громадный я имею... Главное я играю хорошо... Я
точно что-то ищу в себе, и тогда увлекаю толпу, и делаюсь добра, счастлива, всех люблю, верю в будущее и
чувствую, как все любят меня, рады мне, и я рада этой любви, потому что знаю, как я приобретаю её» [5].
В октябре 1903 года Комиссаржевская снова выступила с гастрольными спектаклями в Ялте,
Севастополе, Симферополе. Надо сказать, что от этой поездки актриса осталась далеко не в восторге,
критически отзывалась о коллегах по сцене и местной публике. В общем, осталась недовольна, о чём
свидетельствуют её записи: «Здесь играть ужасно: сцена, как в школе императорской, а публика –
аристократка» [7].
В последний раз с гастролями Комиссаржевская приезжала в Крым в июне 1907 года. К сожалению, до
сих пор не найдены источники, указывающие репертуар того тура. Известно лишь, что свои спектакли Вера
Фёдоровна показывала в Симферополе и Севастополе, и в письме к своему брату она пишет: «Провинция
была для меня до сих пор средством... Я ездила туда с желанием собрать деньги для моих художественных
целей. Незаметно образовалась какая-то связь. Родилось желание показать не только образы..., но и работу
последних лет, работу театра» [5].
Последний её гастрольный тур выпал на 1909-1910 театральный сезон. Комиссаржевской предстояла
большая поездка по России. Но всем её планам не суждено было свершиться. Находясь на гастролях в
Ташкенте, Вера Фёдоровна заразилась страшной инфекционной болезнью – чёрной оспой, и умерла 10(23)
февраля 1910 года [8, с.370].
Постоянные гастроли, напряжённый артистический труд, целый ряд неудач последних лет подорвали и
без того ослабленное здоровье актрисы. А.М. Коллонтай писал: «Смерть Комиссаржевской потрясла всю
прогрессивную Россию... Остро вонзилась она в сердце. Показалось, что мир кругом не опустел, а
потемнел... Будто один из ярких лучей ушёл из него» [5].
Подводя итоги данной научной публикации, говоря о значении творчества Веры Фёдоровны
Комиссаржевской в истории становления и развития профессионального театра в Крыму в конце XIX –
начале XX века, невозможно обойтись без глубоких и пафосных слов. В Крыму она познала горечь
душевных утрат от несостоявшегося романа с А.П. Чеховым, но познала и прелесть южных пейзажей,
которые вдохновляли её на новые роли, новые образы. В Крыму она обрела много новых друзей среди
прогрессивной интеллигенции, которые наталкивали её на новаторские решения в своих постановках.
Крымские гастроли разных лет принесли ей и радость успеха, и громкие восторженные овации зрителей, и
разочарование, недовольство собой, коллегами, всё теми же зрителями.
Вера Фёдоровна Комиссаржевская явила собой одну из самых ярких страниц в истории театрального
искусства Крыма. Но на сегодняшний день ещё немало «белых пятен» в биографии актрисы, что даёт
возможность современникам внести свой вклад в исследование истории театра в Крыму.
Шендрикова С.П.
В.Ф. КОМИССАРЖЕВСКАЯ И КРЫМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТ ИЗ ФОНДОВ БИБЛИОТЕКИ «ТАВРИКА»
ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТАВРИДЫ)
90
Источники и литература
1. Рыбакова Ю. Комиссаржевская / Ю. Рыбакова. – Л. : Искусство, 1971. – 189 с. – (Жизнь в искусстве).
2. Печаткина Г. Наши публикации. Чайка русского театра / Г. Печаткина // Курортная газета. – № 85
(7298). – 26 апреля 1970. – С. 3.
3. Письма А. П. Чехова / под ред. М. П. Чеховой. – М. : Книгоиздательство писателей, 1916. – Т. VI : 1900-
1904 гг. – 429 с.
4. Книппер-Нардов В. Далёкое эхо, страницы истории / В. Книппер-Нардов // Театральная жизнь. – 1893.
– № 8 (594). – С. 27.
5. Печаткина Г. Наши публикации. Чайка русского театра / Г. Печаткина // Советский Крым. – № 174
(12119). – 9 сентября 1984. – С. 3.
6. Крым. – № 47. – 1 марта 1902. – 1 с.
7. Строки истории «В начале века» // Советский Крым. – № 64 (13009). – 2 апреля 1988. – 2 с.
8. Сухоруков В. Н. Биографияеский словарь Крыма : кн. 1 / В. Н. Сухоруков. – Симферополь : Бизнес-
Информ, 2011. – 528 с.
Эмиров Р.С. УДК 130.2:008(=512.19)
ДЕРВИШИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ КРЫМСКИХ ТАТАР
Актуальность. Место суфизма в процессе распространения ислама в Крыму является одной из
наиболее привлекательных тем современных крымско-суфийских исследований. Как свидетельствуют
немногочисленные на сегодня данные, активная исламизация Крыма в XIII веке происходила, прежде всего,
именно в результате суфийской агитации и, в частности, как результат активной миссионерской
деятельности представителей многочисленных групп дервишей, наводнивших Крым в середине и,
особенно, во второй половине этого столетия [1].
Постановка проблемы. В Крыму суфизм начал распространяться в XIII веке, и в последующие
столетия завоевал большое количество приверженцев среди крымских татар. Его поддерживали крымские
ханы, а в восточном Крыму, существовали целые суфийские поселения. Суфизм изначально не был
единым, а представлял собой целый конгломерат школ, сект и братств, часто враждующих между собой –
это эзотерическое мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным
посредством личного психологического опыта непосредственное духовное общение человека с Богом.
Несмотря на то, что суфизм является исламским явлением, он вобрал в себя предшествующие традиции
мистического восточного христианства, зороастризма, буддизма, неоплатонизма и язычества. На первом
этапе наставники-мистики и их ученики формировали общины с целью совместных поисков озарения. Они
разрабатывали индивидуальные и коллективные методы созерцания, а также упражнения с целью вызвать
экстатические состояния. В дальнейшем стали появляться суфийские организации: братства или ордены,
основанные на преемственности обучения мистическому опыту. В рамках братств вырабатывалась
структура и иерархия. Суфизм становился все более популярным, в том числе и среди обычных верующих.
У него появляются тысячи сторонников [2].
В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение роли дервишей в духовной культуре
крымских татар.
Ценнейшим историческим источником по истории суфизма в Крыму является книга турецкого
путешественника Эвлии Челеби, который был на полуострове в 1666–1667 годах. Эвлия Челеби отмечал в
своем «Сеяхетнаме» (Книга путешествий), что «...есть там три монастыря джалветского и халветского
толка. Наиболее многолюдным из них является монастырь, где настоятель – Ахмед-эфенди из Келиджа»,
этим «многолюдным» был текие на «Одун-базаре» [3]. Посещая крымские города, он скрупулезно
описывал суфийские обители – текие и указывал на разные братства, к которым они принадлежали.
Согласно Челеби, одним из самых влиятельных орденов в Крыму в этот период был орден мавлавийя,
известный также как братство «кружащихся дервишей».
Молитвенные собрания дервишей на рубеже XIX – XX века описаны в литературе, в частности в статье
Михайло Коцюбинского «Под минаретами» [3]. Согласно этому описанию, в начале XX века членов
братства в Крыму было около 200 человек. Хотя танцы «крутящихся дервишей» действительно считаются
визитной карточкой суфиев, но в действительности за экзотичной внешней формой стоит глубокое
мистическое содержание. Не случайно суфийская литература и поэзия являются общемировым культурным
достоянием. Многие направления суфизма практиковали «тихий зикр», «дервиши-молчальники» считали,
что громкий зикр, как средство достижения экстатического состояния, это удел новоначальных–
практикантов, делающих первые шаги к Богу. Для вышестоящих адептов существует тихая или молчаливая
молитва. Этот зикр до сих пор практикуется во многих местах Средней Азии и Кавказа.
Автор популярного путеводителя Григорий Москвич писал о «кружащихся дервишах»: «Другую
достопримечательность Бахчисарая составляют «вертящиеся дервиши». Одежда дервишей различного
покроя и цвета. Головной убор состоит из тюрбанов. Дервиши собираются в мечеть вечером на молитву,
становятся в круг и начинают выкрикивать слово Гуве. У татар дервиши считаются священными лицами и
их молитвы, по всеобщему верованию, исцеляют больных. Поэтому перед богослужением татары приводят
своих больных, которых дервиши укладывают на пол, покрывая халатами, и становятся вокруг них.
Молитва муллы сопровождается криками сильнее всех остальных. Постепенно движения молящихся
|