Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования

Рассмотрены вопросы построения педагогической технологии в контексте идеи непрерывного образования. Проанализирован опыт Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды в применении автоматизированных компьютерных систем для организации и управления самостоятельной учебн...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2009
Автори: Микитюк, А.Н., Белоусова, Л.И., Колгатин, А.Г.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Міжнародний науково-навчальний центр інформаційних технологій і систем НАН та МОН України 2009
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/5553
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования / А.Н. Микитюк, Л.И. Белоусова, А.Г. Колгатин // Управляющие системы и машины. — 2009. — № 2. — С. 58-65. — Бібліогр.: 21 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-5553
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-55532025-02-23T17:34:14Z Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования Modern Pedagogical Technologies in the Long-life Learning Context Микитюк, А.Н. Белоусова, Л.И. Колгатин, А.Г. Современные технологии поддержки электронного обучения Рассмотрены вопросы построения педагогической технологии в контексте идеи непрерывного образования. Проанализирован опыт Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды в применении автоматизированных компьютерных систем для организации и управления самостоятельной учебной деятельностью студентов. Описаны направления трансформации известных методов обучения для их эффективного использования в условиях непрерывного образования. Сформулированы новые задачи и функции педагогической диагностики в системе непрерывного обучения, свободного в пространстве и времени. Розглянуто питання побудови педагогічної технології у контексті ідеї неперервної освіти. Проаналізовано досвід Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди щодо застосування автоматизованих комп’ютерних систем в організації та управлінні самостійною навчальною діяльністю студентів. Описано напрями трансформації відомих методів навчання для їх ефективного застосування в умовах неперервної освіти. Визначено нові задачі і функції педагогічної діагностики в системі неперервного навчання, вільного у просторі і часі. The problems of a pedagogical technology design in the context of a long-life learning idea are considered. The experience of the Kharkiv National Pedagogical University named after G.S. Skovoroda in using the automated computer systems for the management and control of the students’ self-depended learning activity is analysed. The lines of transformation of the well-known instruction methods for their efficient use under conditions of the long-life learning are considered. New objectives and functions of the pedagogical diagnostics in the system of continuous learning, which is free in space and time, are formulated. 2009 Article Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования / А.Н. Микитюк, Л.И. Белоусова, А.Г. Колгатин // Управляющие системы и машины. — 2009. — № 2. — С. 58-65. — Бібліогр.: 21 назв. — рос. 0130-5395 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/5553 371.3:004 ru application/pdf Міжнародний науково-навчальний центр інформаційних технологій і систем НАН та МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Современные технологии поддержки электронного обучения
Современные технологии поддержки электронного обучения
spellingShingle Современные технологии поддержки электронного обучения
Современные технологии поддержки электронного обучения
Микитюк, А.Н.
Белоусова, Л.И.
Колгатин, А.Г.
Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования
description Рассмотрены вопросы построения педагогической технологии в контексте идеи непрерывного образования. Проанализирован опыт Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды в применении автоматизированных компьютерных систем для организации и управления самостоятельной учебной деятельностью студентов. Описаны направления трансформации известных методов обучения для их эффективного использования в условиях непрерывного образования. Сформулированы новые задачи и функции педагогической диагностики в системе непрерывного обучения, свободного в пространстве и времени.
format Article
author Микитюк, А.Н.
Белоусова, Л.И.
Колгатин, А.Г.
author_facet Микитюк, А.Н.
Белоусова, Л.И.
Колгатин, А.Г.
author_sort Микитюк, А.Н.
title Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования
title_short Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования
title_full Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования
title_fullStr Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования
title_full_unstemmed Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования
title_sort современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования
publisher Міжнародний науково-навчальний центр інформаційних технологій і систем НАН та МОН України
publishDate 2009
topic_facet Современные технологии поддержки электронного обучения
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/5553
citation_txt Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования / А.Н. Микитюк, Л.И. Белоусова, А.Г. Колгатин // Управляющие системы и машины. — 2009. — № 2. — С. 58-65. — Бібліогр.: 21 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT mikitûkan sovremennyepedagogičeskietehnologiivkonteksteideinepreryvnogoobrazovaniâ
AT belousovali sovremennyepedagogičeskietehnologiivkonteksteideinepreryvnogoobrazovaniâ
AT kolgatinag sovremennyepedagogičeskietehnologiivkonteksteideinepreryvnogoobrazovaniâ
AT mikitûkan modernpedagogicaltechnologiesinthelonglifelearningcontext
AT belousovali modernpedagogicaltechnologiesinthelonglifelearningcontext
AT kolgatinag modernpedagogicaltechnologiesinthelonglifelearningcontext
first_indexed 2025-11-24T05:39:20Z
last_indexed 2025-11-24T05:39:20Z
_version_ 1849649016045830144
fulltext 58 УСиМ, 2009, № 2 УДК 371.3:004 А.Н. Микитюк, Л.И. Белоусова, А.Г. Колгатин Современные педагогические технологии в контексте идеи непрерывного образования Рассмотрены вопросы построения педагогической технологии в контексте идеи непрерывного образования. Проанализирован опыт Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды в применении автоматизированных компью- терных систем для организации и управления самостоятельной учебной деятельностью студентов. Описаны направления транс- формации известных методов обучения для их эффективного использования в условиях непрерывного образования. Сформулиро- ваны новые задачи и функции педагогической диагностики в системе непрерывного обучения, свободного в пространстве и време- ни. The problems of a pedagogical technology design in the context of a long-life learning idea are considered. The experience of the Kharkiv National Pedagogical University named after G.S. Skovoroda in using the automated computer systems for the management and control of the students’ self-depended learning activity is analysed. The lines of transformation of the well-known instruction methods for their efficient use under conditions of the long-life learning are considered. New objectives and functions of the pedagogi- cal diagnostics in the system of continuous learning, which is free in space and time, are formulated. Розглянуто питання побудови педагогічної технології у контексті ідеї неперервної освіти. Проаналізовано досвід Харківсько- го національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди щодо застосування автоматизованих комп’ютерних систем в організації та управлінні самостійною навчальною діяльністю студентів. Описано напрями трансформації відомих методів навчання для їх ефективного застосування в умовах неперервної освіти. Визначено нові задачі і функції педагогічної діагнос- тики в системі неперервного навчання, вільного у просторі і часі. Введение. Одна из актуальных проблем педа- гогической науки и практики – реализация идей непрерывного образования. Значимость этих идей в настоящее время обусловлена стреми- тельным развитием науки, техники, экономики, повышением требований не только к знаниям и умениям человека, но и к его способности к постоянному самообразованию с целью профес- сионального совершенствования и даже овла- дения новыми профессиями. Непрерывное об- разование – ключевой фактор развития обще- ства в современном динамичном мире. Реше- ние задач непрерывного образования предпо- лагает внедрение качественно новых педагоги- ческих технологий, опирающихся на исполь- зование мощного потенциала компьютерных и телекоммуникационных систем, предоставляю- щих возможность быстрой и недорогой пере- дачи значительных объемов информации на лю- бые расстояния, чем обеспечивают доступ к ми- ровым информационным ресурсам любому че- ловеку, независимо от его местонахождения и материальной обеспеченности. Более того, уро- вень развития современных информационно- коммуникационных средств позволяет харак- теризовать их как интеллектуальных помощ- ников человека, без которых сегодня невоз- можно эффективно использовать накопленный человечеством опыт. Практические подходы к разработке новых педагогических технологий должны опираться как на новейшие методы компьютеризованно- го обучения, так и на традиционные методы, оправдавшие себя в учебном процессе и пока- завшие свою эффективность. Понятие педагогической технологии Существуют различные определения поня- тия педагогической технологии. При этом, как отмечают авторы в работе [1, с. 8], «... почти всех объединяет признание специфики педа- гогической технологии, заключающейся в том, что в ней намечается и осуществляется такой учебный процесс, который должен гаранти- ровать достижение поставленных целей» (пе- ревод с укр. наш – авт.). В данной статье бу- дем опираться на определение: «... технология обучения – это система научно обоснованных действий и взаимодействий элементов учебно- го процесса, осуществление которых гаранти- рует достижение поставленных целей обуче- ния» (перевод с укр. наш – авт.) [1, с. 9]. Важнейшим условием построения педаго- гической технологии является наличие диагно- стируемой цели обучения [2, с. 79]: УСиМ, 2009, № 2 59 • исходные и конечные свойства и качества преобразуемого объекта описаны настолько точно, что они могут быть всегда безошибочно опознаны; • свойства и качества преобразуемого объ- екта обладают категорией меры; • результаты измерения могут быть оцене- ны определенной шкалой оценки. Существенная особенность педагогической технологии, «... которая не присуща традици- онному обучению, – это коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь» (пере- вод с укр. наш – авт.) [3, с. 10]. Именно бла- годаря диагностике учебных достижений, про- низывающей весь учебный процесс, можно построить учебную деятельность таким обра- зом, чтобы гарантированно получить заданный результат обучения. «Психологи давно ищут ту оптимальную сис- тему познавательных действий, с помощью ко- торой можно было бы достичь наивысшей эф- фективности обучения людей. Однако выпол- ненные до сих пор исследования приводят к выводу, что такой системы просто не суще- ствует: человек в разных обстоятельствах обу- чения может применять разные познаватель- ные действия для достижения усвоения...» [2, с. 152]. Таким образом, педагогическая техно- логия предполагает наличие критериев выбора метода обучения с учетом индивидуальных осо- бенностей обучаемых и конкретных обстоя- тельств обучения. Педагогическая технология «... охватывает и отображает логически упорядоченные шаги, которые осуществляются в учебном процессе» [3, с. 11]: • Постановка целей и их максимально воз- можное уточнение. • Строгая ориентация обучения на учебные цели. • Ориентация учебных целей и всего обу- чения на гарантированное достижение ре- зультатов. • Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение по- ставленных целей. • Заключительная оценка результатов. Понимание непрерывного образования в современной педагогической науке Понятие непрерывного образования в педа- гогической науке трактуется неоднозначно, что, по мнению авторов, отражает историю разви- тия этого понятия и различные направления его применения. Выделяют следующие прин- ципы непрерывного образования [4, с. 16]: • совершенствование знаний, умений и на- выков в соответствии с новым изменяющимся содержанием труда и новыми технологиями в профессии; • подготовка к смене вида профессиональ- ной деятельности; • непрерывное образование как путь продви- жения наиболее способных к высшим ступеням; • реализация вертикальной интеграции эле- ментов системы образования на основе тесной связи организаций, реализующих разные этапы образования (дошкольное, школьное, базовое вузовское и последипломное); • отождествление непрерывного образова- ния с образованием взрослых; • концепция обучающегося общества – соз- дание условий для формирования и удовле- творения познавательных, профессиональных, культурных и других потребностей. Последняя концепция объединяет перечис- ленные принципы как направления реализации идеи непрерывного образования. Особенность реализации педагогической тех- нологии в условиях непрерывного образования состоит в том, что человек ставит перед собой основные цели, задает содержание обучения и выбирает определенную технологию (учебное заведение, консультанта, группу единомыш- ленников или электронный учебник и др.). Выбранная технология должна обеспечить ин- формационными материалами и сопровождать обучение рекомендациями (заданиями), что гарантированно приведет к достижению цели. Непрерывное образование в европейском контексте (LongLife Learning) – относительно новое явление, и соответствующие теоретиче- ские вопросы педагогической технологии еще 60 УСиМ, 2009, № 2 недостаточно разработаны. Обычно новые тех- нологии основываются на опыте теории и прак- тики, они появляются как результат творческо- го переосмысления и совершенствования опы- та с учетом новых реалий. На взгляд авторов, при разработке эффективных технологий не- прерывного образования может быть полез- ным опыт Харьковского национального педа- гогического университета имени Г.С. Сково- роды. Еще в 90-х годах ХХ века «... учеными университета Л.И. Белоусовой, Т.В. Белявце- вой, Л.С. Пономаревой, Т.В. Солодкой разра- ботана новая технология интенсивного обуче- ния ...», характерные черты которой – активное применение средств ИКТ и «... перенос центра тяжести в обучении на самостоятельную рабо- ту, на создание условий, которые бы стимули- ровали систематическое, активное, самостоя- тельное овладение знаниями» (перевод с укр. наш – авт.) [3, с. 67]. Непрерывное образова- ние, предполагающее свободу в пространстве и времени, основывается на самостоятельной работе обучаемого, поэтому новое значение приобретают исследования проблем управле- ния самостоятельной работой студентов с применением компьютерных средств. Цель данной статьи – анализ методов обу- чения, применяемых в педагогических техно- логиях для непрерывного образования. Особенности современного непрерывного образования Ключевой чертой, отличающей современное образование, ориентированное на человека об- щества знаний, является то, что «... объекты знаний сами по себе ... не являются единой ключевой сущностью в процессах или событи- ях обучения, хотя они и важны в конкретных учебных ситуациях и контекстах. Основным фокусом внимания для непрерывного обуче- ния являются люди с компетенциями, доста- точными для активной работы в современных условиях, активной гражданской позицией, а не средства» [5, c. 41], [6]. Из сказанного следует, что система педаго- гического управления непрерывным образова- нием должна основываться на методах обуче- ния и контроля, предполагающих деятельный подход к обучению и приоритет формирования компетентностей перед запоминанием инфор- мации. Прежде всего, цель обучения не столь- ко в познании отдельных фактов, сколько в построении личных мыслительных моделей предметной области, освоении новых методов познания, характерных для соответствующей профессиональной деятельности. Реализация такой цели требует смещения акцентов с ре- продуктивных и пояснительно-иллюстратив- ных методов обучения в сторону продуктив- ных и творческих. Можно сказать, что это оз- начает переход от ЗУНовской технологии к компетентностному подходу, который предпо- лагает возрастание доли, а главное – значимо- сти самостоятельной работы, в частности на- учно-исследовательской направленности. Самостоятельность проявляется не только в высоком уровне свободы выбора траектории обучения, но и в личной ответственности за результат обучения, личном осознании значе- ния учебной деятельности для самореализа- ции, профессиональной карьеры, жизненного успеха. Такая самостоятельность, с одной сто- роны, способствует организации свободного в пространстве и времени учебного процесса, но с другой – обучающийся человек ощущает де- фицит общения с коллегами, специалистами- консультантами, дефицит в оценивании резуль- тативности его учебной деятельности, потреб- ность в оперативной обратной связи. Именно на преодолении этого дефицита и строятся со- временные педагогические технологии, осно- вываясь на широком применении компьютер- ной техники и коммуникации. Следует отметить, что значительная роль самостоятельной работы с активным использо- ванием ИКТ не означает индивидуально замк- нутого обучения или самообучения. Еще «... в 1950–60-е годы пришло понимание того, что непрерывное образование отличается от тра- диционных его форм, но не сводится к само- образованию» [7, с. 9]. В меморандуме Евро- пейской комиссии, в частности, отмечается, что равный и свободный доступ к образованию УСиМ, 2009, № 2 61 можно обеспечить только с помощью ИКТ в общественном окружении человека (local com- munities), например, в местных учебных цен- трах [6]. Общение в группах, возникающие при этом дискуссии, – незаменимый компо- нент обучения, способствующий взаимообо- гащению членов группы. Система управления самостоятельной ра- ботой студентов как прототип построения педагогической технологии для непрерыв- ного образования Управление самостоятельной работой в ус- ловиях информационной образовательной сре- ды состоит из таких этапов [8]: • сбор преподавателем информации о на- чальном уровне знаний и умений студентов и оценка ситуации; • постановка задания и его оценка; • принятие решения о выборе целесообраз- ного метода обучения; • реализация решения – решающий этап в управлении самостоятельной работой. «При- менение компьютера позволяет организовать самостоятельную работу студентов как дея- тельность, направленную на решение задач по анализу ситуаций, открытию закономерностей, постановку и проведение учебных исследова- ний» (перевод с укр. наш – авт.) [8, с. 134]; • контроль и оценка результатов; • коррекция. Педагогическая технология, применяемая в учебном процессе университета, опирается на использование комплекса компьютерных средств [9]: • компьютерный учебник, • банки-генераторы индивидуальных зада- ний, • программы тренажеры, • автоматизированная система контроля зна- ний, • комплекс программных средств для орга- низации лабораторно-практических работ, • система учета и рейтингового оценивания текущих результатов. В этой технологии особое внимание уделя- ется использованию предметно-ориентирован- ных сред для организации лабораторно-прак- тических занятий в форме учебных исследова- ний [10]. В педагогических экспериментах до- казана эффективность таких занятий и выявле- ны трудности, с преодолением которых связа- но проведение такого практикума [9]: необхо- димость перестройки всего учебного курса с целью определения содержания учебного ма- териала, предназначенного для самостоятель- ного овладения в ходе учебных исследований; сложность и трудоемкость разработки про- граммного и методического обеспечения ис- следовательской работы студентов; психоло- гическая неподготовленность студентов к та- кого рода работе. Обозначим обязательные компоненты сис- темы управления самостоятельной работой: информационный ресурс, коммуникационный ресурс (необходимый не только как состав- ляющая восприятия учебного материала, но и как основа для социализации обучаемого), ди- агностико-коррекционный ресурс. Особенности применения педагогических методов в непрерывном образовании Всякий учебный процесс строится на трех принципах: изложение материала, работа сту- дента над ним, проверка усвоения. Именно по такой схеме и рассмотрим осо- бенности обогащения педагогических методов изложения, организации работы над учебным материалом и проверки его усвоения с исполь- зованием средств ИКТ в контексте непрерыв- ного образования. Изложение материала В какой форме следует подавать материал? Видеозапись лекций реализует пояснительно- иллюстративный метод изложения и не обес- печивает активного участия обучаемого в учеб- ной деятельности. Безусловно, видеозаписи де- монстрационного характера необходимы, осо- бенно, когда речь идет об уникальных экспе- риментах, природных и социальных явлениях и др. Более эффективным представляется ис- пользование средств электронной связи для ор- ганизации общения преподавателя и обучае- мых (голосовая и видео связь, электронная 62 УСиМ, 2009, № 2 почта, мобильное образование, Интернет-об- щение, доступ к информационным ресурсам. Необходимый фактический материал лучше подавать в структурированной форме в виде электронных курсов, содержащих ссылки на ресурсы сети Интернет, в частности на элек- тронные энциклопедии, справочники, сборни- ки материалов научных конференций, элек- тронные каталоги библиотечных ресурсов и пр. Такие ссылки фактически являются осно- вой и ориентиром для самостоятельной работы студентов. Отметим, что ресурсы Интернет не всегда научно апробированы, и студент не имеет дос- таточного опыта для отделения достоверной информации. Так, специалисты кафедры вале- ологии на основе опыта организации самосто- ятельной работы отмечают [11], что в послед- нее время появилось много наукоподобной ли- тературы в которой догадки, допущения, мис- тические представления выдаются за бесспор- ные научные факты, и 17–19-летние студенты, не имеющие профессионального опыта, неспо- собны осмыслить и критически оценить то, что предлагается стихийным литературным рын- ком. Сказанное является весомым аргументом в пользу целесообразности профессионального отбора Интернет-ресурсов и предоставления коллекции соответствующих ссылок в учебно- методических материалах для самостоятель- ной работы студентов. Эффективное изложение учебного материа- ла может осуществляться с помощью интел- лектуальных обучающих систем, которые на- ряду с пояснительно-иллюстративным мето- дом обучения используют современные актив- ные педагогические технологии, обеспечивают управление деятельностью студентов при вы- полнении ими заданий, адресную помощь, и тем самым принципиально отличаются от обыч- ного представления текста с экрана в опреде- ленной запрограммированной последователь- ности. Еще в 80-х годах Ю.И. Машбиц отме- чал, что «...катастрофически растет число при- митивных обучающих программ, которые не только не повышают эффективность обучения, но нередко дают и отрицательный результат» [12 с. 23]. Вопросы дидактического качества стихийно создаваемых обучающих программ остаются актуальными и сегодня. Обратим внимание на особую ценность того уникального профессионального опыта препо- давателя, который обычно передается студен- там на лекции и касается экспертной оценки значимости отдельных идей и фактов, их сис- тематизации. В электронных учебных матери- алах такой опыт, как правило, не отражается, что объясняется унификацией таких материа- лов, их привязкой к конкретному ограничен- ному набору рекомендованных учебных изда- ний. Поэтому важно уделять внимание диало- гу преподаватель-студент в условиях компью- теризированного обучения, поскольку именно в процессе такого диалога, в ходе обсуждения отдельных вопросов учебного материала и кон- сультирования преподаватель может расста- вить соответствующие акценты и выявить соб- ственное видение проблемы. Методы работы над учебным материа- лом в условиях обучения, свободного в про- странстве и времени. Реферативная работа с литературой является, возможно, одной из наиболее распространенных форм обучения в условиях непрерывного образования. • Педагогическая эффективность этого ме- тода может быть повышена путем проблемной постановки заданий: «сравнить», «найти осо- бенности», «найти конкретные данные для оп- ределенных условий», – в отличие от традици- онного «написать реферат на тему». • Остро встает проблема проверки качества результата. «Пакетная проверка» результатов литературного поиска требует значительных за- трат времени высококвалифицированного пре- подавателя. Безусловно, есть надежда на ре- шение этой проблемы с помощью интеллекту- альных систем анализа текста. Однако прежде всего следует обеспечить возможность для обучаемого участвовать в анализе собствен- ных результатов, отстаивать свои представле- ния и выводы. Необходимо динамичное обще- ние проверяющего работу с ее автором. Еще УСиМ, 2009, № 2 63 лучше, чтобы в таком общении участвовали другие члены учебной группы, т.е. речь идет о публичной защите результатов поисковой дея- тельности студента. Это можно организовать с помощью технических систем, предоставляю- щих возможность одновременной работы не- скольких пользователей с текстовым докумен- том, а также на основе форума в Интернете или видеоконференции. Групповые методы обучения. Существует широкий круг активных методов обучения, ко- торые опираются на коллективную умственную деятельность во время дискуссий, творческого поиска, обсуждений. Такие методы (метод про- ектов, кейс-метод, тренинги и др.) широко ис- пользуются на разных этапах образования, но предполагают личный контакт участников дис- куссии и личное присутствие преподавателя. Возникает ряд психолого-педагогических про- блем относительно сохранения эффективности этих методов в условиях виртуального взаимо- действия участников учебного процесса. Одно из направлений реализации активного обучения – деловая игра. Эффективность дело- вой игры как метода обучения доказана в педа- гогической науке, этот метод активно исполь- зуется на практике. Особенно широко приме- няются деловые игры в обучении экономике [13]. Поскольку современная профессиональная и социальная деятельность человека предпола- гает активное использование ИКТ и средств связи, а значительная часть профессиональных бесед осуществляется дистанционно по видео- и аудиоканалам с использованием Интернета, представляется абсолютно целесообразным и органичным применение деловых игр в систе- ме непрерывного образования. Учебные исследования в предметно- и про- фессионально-ориентированных средах пред- полагают использование программного обеспе- чения, предоставляющего инструментарий для построения и исследования модели изучаемого явления или процесса. В частности, среда мо- жет предоставлять возможность самостоятель- но собрать модель из готовых «кирпичиков» взаимосвязей и взаимодействий отдельных структурных компонентов модели, а потом провести компьютерный эксперимент. Модели элементарных объектов и процессов предмет- ной области существуют в среде как готовые фрагменты, пользователю предлагаются раз- личные способы их соединения для создания собственной модели. Работа в виртуальной ла- боратории позволяет ознакомиться со всеми этапами экспериментального исследования: постановка задачи, создание модели, реализа- ция различных воздействий на модель, наблю- дение и измерение реакции модели на эти воз- действия, отображение экспериментальных данных, поиск путей опровержения или под- тверждения гипотетических представлений о выявленных закономерностях исследуемого явления [14]. Применение в обучении исследовательского метода с использованием средств ИКТ – одно из приоритетных направлений научной работы кафедры информатики ХНПУ им. Г.С. Сково- роды. Приведем примеры педагогических раз- работок, использующих учебное моделирова- ние: учебные исследования по алгебре и нача- лам анализа на основе пакетов MathCAD і De- rive [15], учебно-исследовательские практику- мы по курсу высшей математики на базе паке- та Maple [16], по курсу численных методов на базе пакета MathCAD [10], пакет динамической геометрии DG и методика его применения для организации учебно-исследовательской работы [17], практикум по разработке автоматизиро- ванных систем психодиагностики на базе СУБД Microsoft Access и табличного процессора Mic- rosoft Excel [18, 19]. Все эти разработки предполагают самостоя- тельную работу студентов и могут использо- ваться дистанционно. Их эффективность по- вышается при условии обеспечения обучаемо- го оперативной консультацией специалиста на этапе создания и реализации модели, а также организации коллективного обсуждения (на Интернет-форумах, аудио- или видеоконферен- циях) выдвинутых гипотез, результатов прове- денных компьютерных экспериментов, инте- ресных идей в новых направлениях исследова- 64 УСиМ, 2009, № 2 ний и т.д. Следует отметить целесообразность непосредственного участия высококвалифици- рованного специалиста в этих обсуждениях, поскольку часто результаты экспериментов не- однозначны. Во многих науках важной составляющей про- фессиональной компетентности является уме- ние проводить реальные лабораторные экспе- рименты, анализировать их результаты, поэто- му в практике электронного обучения необхо- димо обеспечить приближение виртуального эксперимента к реальному. Созданная в Харь- ковском национальном педагогическом уни- верситете физическая лаборатория использует программно-аппаратное обеспечение экспери- мента [20], которое объединяет видеозапись ла- бораторного эксперимента с числовой фикса- цией необходимых параметров и дает возмож- ность многократно просматривать этот экспе- римент, останавливать его в выбранные мо- менты времени, использовать разнообразные формы представления экспериментальных дан- ных и математический аппарат табличного про- цессора Excel для их обработки. Такое про- граммно-аппаратное обеспечение эффективно и для использования в дистанционных формах обучения. Средства текущей диагностики в услови- ях обучения, свободного в пространстве и времени В условиях непрерывного образования, ко- гда роль учебника как элемента фиксации со- держания обучения утрачивается, педагогиче- ский контроль остается единственным факто- ром, обеспечивающим сопоставление индиви- дуальных результатов учебной деятельности с целями обучения, а также оценивание качества учебного процесса и определение направлений его коррекции. Проблема организации контроля учебной деятельности в условиях непрерывного обра- зования нуждается в отдельном обсуждении, однако можно отметить, что в компьютерных обучающих системах реализована возможно- сти самоконтроля или автоматизированной пе- дагогической диагностики, которыми может воспользоваться обучаемый по своему усмот- рению. Надежная сертификация учебных дос- тижений, если таковая необходима, должна опираться только на очную форму реализации контроля. Обратим особое внимание на средства ди- агностики и самодиагностики учебных дости- жений, которые могут использоваться в педа- гогических технологиях, предполагающих сво- бодный в пространстве и времени учебный процесс. Безусловно, на первый план выступают тес- товые технологии диагностики, благодаря их высокой технологичности. Например, тестиро- вание с использованием компьютерной сети обеспечивает такие возможности: • проверку качества базовых знаний, опре- деление их структуры, сравнение реально при- обретенных знаний с идеализированной моде- лью, заданной требованиями к результатам обучения; • сравнение собственных знаний с достиже- ниями других участников учебного процесса в условиях сохранения конфиденциальности; • сочетание конфиденциальности индивиду- альных результатов с открытостью обобщен- ных данных. Некоторые авторы преувеличивают значе- ние тестового контроля учебных достижений, полагая, что «... тестовый контроль знаний яв- ляется единственно возможным в системе дис- танционного образования ...» (перевод с укр. наш – авт.) [21]. По мнению авторов, это не так. Учет общих требований к педагогической диагностике требует эффективного использо- вания разнообразных ее форм. В условиях не- прерывного образования это может быть сис- тематический анализ результатов учебной дея- тельности, наблюдение за участием студентов в дискуссиях, форумах, защитах проектов, раз- личные формы опросов (анкетирования), педа- гогические наблюдения. Использование ИКТ для накопления и систематизации подробной информации о ходе учебного процесса должно повысить информативность диагностики и компенсировать ограничения личного общения эксперта с обучаемым. УСиМ, 2009, № 2 65 Заключение. Опыт применения автоматизи- рованных компьютерных систем в управлении самостоятельной учебной деятельностью сту- дентов полезен для построения педагогических технологий непрерывного обучения. Эффективное непрерывное образование на принципах компетентностного подхода пред- полагает трансформацию активных методов обу- чения с учетом специфики их реализации в ус- ловиях ориентации учебного процесса на ИКТ. В контексте непрерывного образования ди- агностика и самодиагностика учебных дости- жений приобретают значение ориентиров для коррекции учебной деятельности и сопостав- ления достигнутых результатов с теми, что за- даны как цель обучения. 1. Прокопенко І.Ф., Євдокимов В.І. Педагогічні техноло- гії: Навч. посібник. – Харків: Колегіум, 2005. – 224 с. 2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2002. – 352 с. 3. Прокопенко І.Ф., Євдокимов В.І. Педагогічна тех- нологія. – Харків: Основа, 1995. – 105 с. 4. Михайлева Е.Г. Непрерывное образование как фактор развития интеллектуального потенциала украинского общества. – Харьков: Изд-во НУА, 2005. – 142 с. 5. Manako A., Synytsa K. Modern Research and Educa- tional Spaces: Technologies and Approaches / Proc. ITEA-2006 (First Intern. Conf. «New Information Tech- nologies in Education for All», Ukraine, IRTC, 29–31 May 2006). – Kiev, 2006. – P. 37–51. 6. A Memorandum on Lifelong Learning [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.niace.org.uk/ Organisation/advocacy/memorandum/Default.htm. – Заголовок з екрана. 7. Непрерывное образование в контексте образователь- ных реформ в Украине / Под общ. ред. В.И. Аста- ховой. – Харьков: Изд-во НУА, 2006. – 300 с. 8. Колгатіна Л.С. Управління самостійною роботою студентів в умовах нових інформаційних техноло- гій // Педагогіка та психологія: Зб. наук. пр. / За заг. ред. І.Ф. Прокопенка, В.І. Лозової. – Харків: ХДПУ, 2001. – 19. – Ч. 2. – С. 132–135. 9. Пономарьова Л.С. Використання комплексу ком- п’ютерних засобів в управлінні самостійною робо- тою студентів // Педагогіка та психологія: Зб. наук. пр. ХДПУ. – Харків: Медіа Група, 2000. – 13. – С. 55–59. 10. Лабораторний практикум з чисельних методів на базі пакету MathCAD: Навч. посібник // Л.І. Біло- усова, Т.В. Бєлєвцева, О.Г. Колгатін та ін. /За ред. Л.І. Білоусової. – Київ, 1998. – 164 с. 11. Кривич І.П., Данильченко С.І. Організація самостій- ної роботи студентів з валеологічних дисциплін // Педагогіка та психологія: Зб. наук. пр. / За заг. ред. І.Ф. Прокопенка, В.І. Лозової. – Харків: ХДПУ, 2001. – 19. – Ч. 2. – С. 135–139. 12. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая нау- ка – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – 192 с. 13. Шевчик О.Г. Роль навчально-ігрової діяльності у процесі неперервної економічної освіти // Педаго- гічні науки: Зб. наук. пр. – Ч. 2: Неперервна освіта: проблеми, пошуки, перспективи. – Суми: СумДПУ, 2007. – С. 220–225. 14. Білоусова Л.І., Колгатін О.Г. Засоби інформацій- них технологій як впливовий фактор пізнавальної діяльності // Засоби навчальної та науково-дослід- ної роботи: Зб. наук. пр. / За заг. ред. В.І. Євдоки- мова та О.М. Микитюка. – Харків: ХДПУ, 2000 – 14. – С. 145–150. 15. Раков С.А., Ніколаєвська М.І., Олійник Т.О. Органі- зація навчальних дослідницьких робіт з основ мате- матичного аналізу засобами пакета MathCAD: Навч. посібник. – Харків: Основа, 1993. – 132 с. 16. Горонескуль М.М. Побудова лабораторного практи- куму в середовищі Maple // Комп’ютерно-орієнто- вані системи навчання.: Зб. наук. пр. / Ред. кол. – К.: НПУ ім. М.П. Драгоманова. – 4. – 2001. – С. 113–119. 17. Відкриття геометрії через комп’ютерні експери- менти в пакеті DG: Посібник для викл. мат. / С.А. Ра- ков, В.П. Горох, К.О. Осенков та ін. (Під ред. С.А. Ра- кова, В.Ю. Бикова). – Харків: Вікторія. – 2002. – 136 с. 18. Bilousova L., Kolgatin O., Kolgatina L. The courseware for «Mathematical Methods in Psychology» // Proc. ICME 10, 2004, Posters. – P. 197. 19. Білоусова Л.І., Колгатін О.Г., Колгатіна Л.С. Прак- тикум з автоматизованої статистичної обробки да- них психолого-педагогічного експерименту: Навч. посібник. – Харків: Компанія СМІТ, 2007. – 38 с. 20. Литвинов Ю.В. Комп’ютерний вимірювальний при- лад в навчальному експерименті з механіки // Ін- форматика та інформаційні технології в навчаль- них закладах. – 2007. – № 4. – С. 96–97. 21. Алексєєв О.М. Тестовий контроль знань як засіб підвищення ефективності самостійної роботи сту- дентів // Педагогічні науки: Зб. наук. пр. – Ч. 2: Неперервна освіта: проблеми, пошуки, перспекти- ви. – Суми: СумДПУ, 2007. – С. 165–170. © А.Н. Микитюк, Л.И. Белоусова, А.Г. Колгатин, 2009