Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма
Gespeichert in:
| Datum: | 2011 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2011
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55694 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма / Е.Г. Кокорина // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 210. — С. 39-42. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-55694 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-556942025-02-09T13:59:26Z Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма Садиба XIX-XX століть як одна з формоутворюючих основ культурного ландшафту Криму The estate of the 19th-20th centuries as one of the formative factors of the Crimean cultural landscape Кокорина, Е.Г. Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2011 Article Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма / Е.Г. Кокорина // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 210. — С. 39-42. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55694 008:728.83(477.775) ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ Кокорина, Е.Г. Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Кокорина, Е.Г. |
| author_facet |
Кокорина, Е.Г. |
| author_sort |
Кокорина, Е.Г. |
| title |
Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма |
| title_short |
Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма |
| title_full |
Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма |
| title_fullStr |
Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма |
| title_full_unstemmed |
Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма |
| title_sort |
усадьба xix-xx веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта крыма |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2011 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55694 |
| citation_txt |
Усадьба XIX-XX веков как одно из формообразующих начал культурного ландшафта Крыма / Е.Г. Кокорина // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 210. — С. 39-42. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT kokorinaeg usadʹbaxixxxvekovkakodnoizformoobrazuûŝihnačalkulʹturnogolandšaftakryma AT kokorinaeg sadibaxixxxstolítʹâkodnazformoutvorûûčihosnovkulʹturnogolandšaftukrimu AT kokorinaeg theestateofthe19th20thcenturiesasoneoftheformativefactorsofthecrimeanculturallandscape |
| first_indexed |
2025-11-26T15:02:19Z |
| last_indexed |
2025-11-26T15:02:19Z |
| _version_ |
1849865632654295040 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ
39
Источники и литература:
1. Жердева А. М. Модели ремифологизации культурного сознания в координатах советской идеологии (на
примере десяти послевоенных сборников легенд Крыма) / А. М. Жердева // Научный альманах.
Традиционная культура. – 2010. – № 2 (38). – С. 110-127.
2. История Крыма : с древнейших времён до наших дней / сост.: Г. М. Буров, Э. Б. Петрова,
В. Н. Даниленко. – Симферополь, 2004.
3. Кондараки В. Х. Легенды Крыма / В. Х. Кондараки. – М., 1883.
4. Крымские легенды / сост.: Р. Н. Вуль, С. К. Шляпошников. – Симферополь, 1957.
5. Легенды Крыма / сост. Д. М. Прикордонный]. – 2-е изд. – Симферополь, 1959.
6. Легенды Крыма / сост. Г. В. Таран. – 3-е изд. – Симферополь, 1961.
7. Легенды Крыма / сост. Г. В. Таран. – 4-е изд. – Симферополь, 1963.
8. Легенды Крыма / сост. Г. В. Таран. – 5-е изд. – Симферополь, 1965.
9. Легенды Крыма / сост. Г. В. Таран. – 7-е изд. – Симферополь, 1968.
10. Легенды, предания и сказки Крыма / сост. М. Х. Файзи. – Симферополь : Симферопольский изд-кий
центр КГМУ, 1999.
11. От киммерийцев до крымчаков / ред.: И. Н. Храпунов, А. Г. Герцен. – Симферополь, 2004.
12. Полканов В. Ю. Легенды и предания караев (крымских караимов-тюрков) / В. Ю. Полканов. –
Симферополь : Бизнеси-информ, 1995.
13. Сказки и легенды татар Крыма : фольклорный сборник. – Симферополь, 1936. – № 1.
14. Суперанская А. В. Топонимия Крыма / А. В. Суперанская. – М., 1995. – Ч. 1 : Введение в топонимию
Крыма.
15. Топоров В. Н. Гора / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. – М., 2000. – Т. 1. – С. 314.
16. Файзи М. Х. Армяне в легендах Крыма / М. Х. Файзи. – Симферополь : Амена, 2002.
Кокорина Е.Г. УДК 008:728.83(477.775)
УСАДЬБА XIX-XX ВЕКОВ КАК ОДНО ИЗ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ НАЧАЛ
КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА КРЫМА
«Есть милая страна, есть угол на земле...»
Е. А. Баратынский, 1834
Богатство культуры Крыма обусловлено многовековой историей региона и разнообразием культурного
наследия многочисленных народов, проживающих на крымской земле. Важной страницей в истории
южных земель Украины является период с конца XVIII в. по начало XX в., когда к процессу формирования
культурного ландшафта Крыма присоединилась культура России. Этнические культуры народов,
населявших к этому времени Крымский полуостров, вступили в диалог с русской культурой, произошло их
взаимное обогащение, что привело к возникновению новых культурных феноменов.
Одним из ярчайших и самобытных явлений подобного рода можно назвать крымскую усадьбу как
«комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое архитектурное
целое» [1]. Имения русских дворян на территории Крыма стали важными культурными центрами.
Они возникали как в новообразованных городах, так и в поселениях на побережье.
Исследователи выделяют несколько категорий усадеб, имеющих ряд особенностей: боярские усадьбы
(XVII в.), помещичьи усадьбы (XVIII-XIX вв.), городские усадьбы (XVIII-XIX вв.). Отметим тот факт, что
многие крымские усадьбы, даже находящиеся за чертой города, по своему устройству относятся именно к
типу городской усадьбы, сформировавшемуся в конце XVIII – начале XIX вв. Городская усадьба
традиционно состоит из дома-особняка, «служб» (конюшня, каретный сарай и пр.) и двора или небольшого
сада [1].
Крымская усадьба XIX-XX вв. могла выполнять как функцию дачи (т. е. загородного имения, не
предназначенного для постоянного проживания), так и стать постоянным местом жительства. Известный
исследователь русской дворянской усадьбы Ю. И. Шамурин писал в начале XX в.: «Сколько бы ни изучать
старых усадеб, никогда нельзя почувствовать усталости и пресыщенности. В них нет однообразия, нет
повторений» [2, с. 18]. Широк спектр типов усадеб Крыма этого периода: дачи, виллы, дворцы.
Среди самых знаменитых можно выделить Белую дачу в Ялте (дом-музей А. П. Чехова), дворец князя
А. Н. Голицына и графини С. Паниной (ныне санаторий «Ясная Поляна») (илл. 1), виллу «Ксения»
В. А. Чуйкевич в Симеизе, дом Э. Ф. Кесслера в Симферопольском районе, также известный как усадьба
А. Е. Ферсмана, и многие другие.
Кокорина Е.Г.
УСАДЬБА XIX-XX ВЕКОВ КАК ОДНО ИЗ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ НАЧАЛ КУЛЬТУРНОГО
ЛАНДШАФТА КРЫМА
40
Илл. 1. Дворец князя А. Н. Голицына и графини С. Паниной.
Фотография автора.
Разнообразен был состав и домовладельцев: «представители родовитого дворянства, купеческое
сословие, носители свободных профессий, к которым принадлежали врачи, мещане и даже выходцы из
крестьян» (по статистическим данным на начало XX в.) [2, с. 60].
Мир усадьбы – это богатая страница культуры, отражающая судьбы людей, семей, их нескольких
поколений. Часто усадьбы становились любимым местом досуга и творчества, там рождались прекрасные
художественные произведения. Тема дворянской усадьбы часто звучит в искусстве. В течение XIX в. образ
родового имения изменялся вслед за трансформациями его структуры и функций, однако «в целом он
оставался пространством со своими устоями и традициями, где гармонично сочетались материальные и
духовные стороны жизни русского дворянства, где осуществлялась связь человека с окружающей и как бы
пронизывающей его природой» [3, с. 123].
Несомненно, эту культуру во многом можно считать элитарной. Как отмечает А. А. Галиченко,
«… среди обладателей некоторых усадеб встречалось немало известных учёных, художников, писателей,
врачей и инженеров» [4, с. 260]. Неотъемлемая часть повседневной жизни обитателей усадеб – приёмы и
званые ужины – были, с одной стороны, торжественным ритуалом, а с другой – формой дружеского и
творческого общения. Подобное устройство жизни давало возможность проявления вкусов владельцев
усадеб, что могло выражаться в архитектуре имения, в планировке и оформлении садов и парков, в научных
коллекциях, собраниях книг и произведений искусства, фамильных архивах.
Часто сами усадебные постройки являются уникальными произведениями искусства, строившимися
согласно вкусам хозяев и тенденциям своего времени. В крымской архитектуре этого периода нашёл
воплощение синтез различных национальных традиций, «в отдельных элементах жилища…
прослеживаются черты сходства с культурой других народов» [5, с. 78]. Эти тенденции проявились в
особом развитии «стиля модерн».
Здания усадеб возводились как архитекторами, чьи имена до нас не дошли, так и известными зодчими.
Среди последних – Николай Петрович Краснов, автор Ливадийского дворца, здания банка Общества
взаимного кредита в Симферополе и множества частных домов на южном побережье Крыма. В стиле так
называемого северного модерна была возведена вилла «Ксения» в Симеизе (илл. 2), дворец «Дюльбер» в
Мисхоре – в мавританском стиле.
Илл. 2. Вилла «Ксения».
Фотография автора.
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ
41
Расцвет крымской частной архитектуры следует, пожалуй, считать пиком усадебной культуры рубежа
XIX-XX вв.
Уже в конце XIX века намечаются некоторые перемены в жизни имений на южном берегу Крыма. Как
пишет А. А. Галиченко, «… стремительный рост Ялты как курорта и возросший спрос на земли Южного
берега Крыма заставил многих помещиков идти на пополнение своего оскудевающего бюджета за счёт
сдачи в аренду или продажи принадлежащих им участков земли» [2, с. 38]. Постепенно уходит в прошлое
та дивная атмосфера усадьбы, которая вдохновляла поэтов и художников.
В некоторых населённых пунктах ещё были недолговременные подъёмы усадебной жизни. Так,
например, в Ласпи – Батилимане такой период наблюдался в 1912 году, «когда петербургский присяжный
поверенный В. А. Плансон основывает дачное товарищество «Батилиман» [6, с. 27].
В течение некоторого времени после революции Крым оставался одним из последних оплотов
усадебной культуры. По данным статистики, здесь до 1918 года насчитывалось «около 130 крупных и
мелких помещичьих владений, не считая небольших усадеб в городах и курортных посёлках Ялты,
Алушты, Гурзуфа, Алупки и т. д.» [4, с. 260].
Начиная с 1920 года, в судьбах крымских имений происходят кардинальные изменения. Главной
тенденцией политики советской власти в отношении усадебного культурного наследия Крыма в 1920-
1926 годах стала практически полная национализация. Усадьбы «как комплексные памятники истории,
архитектуры, искусства перестали существовать, оказавшись в управлении различных
учреждений» [6, с. 82]. Небольшому количеству особняков и дворцов был присвоен музейный статус,
большинство же стали корпусами санаториев и пансионатов, некоторые со временем – дачами
высокопоставленных лиц. Часто в процессе национализации собственность владельцев усадеб –
библиотеки, собрания произведений искусства – бесценные культурные сокровища расхищались и
вывозились за пределы страны.
Судьбу крымских усадеб с начала XX века можно проиллюстрировать историей виллы-дачи «Мечта» в
Симеизе (илл. 3, 4).
Илл. 3. Илл. 4.
Вилла «Мечта». Фотографии автора.
История не сохранила ни имени автора, ни точной даты создания; скорее всего, строительство было
завершено в 20-х годах XX в. Совсем немного известно и о владельце – это был директор польского банка
Вацлав Вылежинский, покинувший Крым после революции. Стиль постройки определяется как
«псевдомавританский», что свидетельствует о тяготении крымского модерна к восточным традициям. Эта
особенность архитектуры отразилась и на названии виллы: местные жители часто называют её «Мечеть».
После национализации здание в течение некоторого времени было корпусом противотуберкулёзного
санатория «Красный мак». Внутренние помещения подверглись значительной перепланировке. Затем в
течение долгого времени вилла-дача оставалась заброшенной, на данный момент она обнесена забором и
ожидает реставрации уже на протяжении нескольких лет.
Илл. 5. Фотография автора.
Кокорина Е.Г.
УСАДЬБА XIX-XX ВЕКОВ КАК ОДНО ИЗ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ НАЧАЛ КУЛЬТУРНОГО
ЛАНДШАФТА КРЫМА
42
Схожая судьба и у знаменитого «замка» – дома Кесслера-Ферсмана в с. Ферсманово.
Внешний облик усадьбы отсылает нас к старинным европейским замкам. Эта постройка является
неотъемлемой частью пейзажа, открывающегося по дороге из Симферополя на Южный берег Крыма. После
того, как здание было национализировано, его разделили на отдельные квартиры; было выделено
помещение для музея А. Е. Ферсмана. Позже усадьба пришла в запустение, и до недавнего времени
строение находилось в удручающем состоянии: внешние стены были частично разрушены, перекрытия
обвалились, внутреннее пространство были заполнены строительным мусором. В конце 2010 года дом
Э. Ф. Кесслера перешёл в частную собственность, и на данный момент ведётся его реконструкция.
Илл. 6 Илл. 7.
Дом Кесслера-Ферсмана. Фотография Д. А. Крутикова [7].
Источники и литература:
1. Большая советская энциклопедия : [Электронный ресурс] : в 30-и т. – М. : Советская энциклопедия,
1969-1978. – Режим доступа : http://slovari.yandex.ru/усадьба/БСЭ/Усадьба/
2. Мир усадебной культуры : материалы II Крымских Междунар. науч. чтений (Крым, Алупка,
Воронцовский дворец, 11-13 мая 2001 г.) / ред.: В. П. Казарин, А. И. Айбабин, М. Р. Акулов; Крым.
центр гуманит. исслед., Реском по охране культур. наследия, Алупк. гос. дворцово-парковый музей-
заповедник. – Симферополь : Крымский архив, 2002. – 147 с.
3. Ганжа И. С. «С холма господский видит дом…» : Барская усадьба в русской литературе XIX-XX веков /
И. С. Ганжа // От Пушкина до Чехова : к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина / ред.
Г. А. Шалюгин; сост. А. Г. Головачёва; М-во культуры АРК, Дом-музей А. П. Чехова. – Симферополь :
Таврия-Плюс, 2001. – С. 123-137.
4. Галиченко А. А. Усадьбы Крыма в первые годы советской власти / А. А. Галиченко // Москва-Крым :
историко-публицистический альманах. – М. : Фонд «Москва-Крым»; Москвоведение, 2002. – Вып. 4. –
С. 260-279.
5. Материальная культура компактных этнических групп на Украине : жилище / ред. М. Г. Рабинович;
АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М. : Наука, 1979. – 188 с.
6. Мир усадебной культуры : материалы I Крымских Междунар. науч. чтений (Крым, Алупка,
Воронцовский дворец, 22-24 мая 2000 г.) / ред.: В. П. Казарин, А. И. Айбабин, М. Р. Акулов; Крым.
центр гуманит. исслед., Реском по охране культур. наследия, Алупк. гос. дворцово-парковый музей-
заповедник. – Симферополь : Крымский архив, 2002. – 203 с.
7. Усадьба Ферсмана (Кесслера) : [Электронный ресурс] // Крымский архитектурный портал. – Режим
доступа : http://archiportal.crimea.ua/simferopol/usadba-fersmana.html
http://archiportal.crimea.ua/simferopol/usadba-fersmana.html
|