Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка

Цель работы – исследовать теоретико-методологические основы бенчмаркинга и разработать научно- методический подход по применению моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка....

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2012
Автор: Керимов, А.Т.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2012
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55819
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка / А.Т. Керимов // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 221. — С. 50-55. — Бібліогр.: 19 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-55819
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-558192025-02-09T14:38:44Z Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка Застосування моделей внутрішнього бенчмаркінгу в управлінському обліку банку Internal benchmarking models application in the bank management accounting Керимов, А.Т. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Цель работы – исследовать теоретико-методологические основы бенчмаркинга и разработать научно- методический подход по применению моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка. 2012 Article Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка / А.Т. Керимов // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 221. — С. 50-55. — Бібліогр.: 19 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55819 657:336.71 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Керимов, А.Т.
Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка
Культура народов Причерноморья
description Цель работы – исследовать теоретико-методологические основы бенчмаркинга и разработать научно- методический подход по применению моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка.
format Article
author Керимов, А.Т.
author_facet Керимов, А.Т.
author_sort Керимов, А.Т.
title Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка
title_short Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка
title_full Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка
title_fullStr Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка
title_full_unstemmed Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка
title_sort применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2012
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/55819
citation_txt Применение моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка / А.Т. Керимов // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 221. — С. 50-55. — Бібліогр.: 19 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT kerimovat primeneniemodelejvnutrennegobenčmarkingavupravlenčeskomučetebanka
AT kerimovat zastosuvannâmodelejvnutríšnʹogobenčmarkínguvupravlínsʹkomuoblíkubanku
AT kerimovat internalbenchmarkingmodelsapplicationinthebankmanagementaccounting
first_indexed 2025-11-26T23:26:14Z
last_indexed 2025-11-26T23:26:14Z
_version_ 1849897338357678080
fulltext Керимов А.Т. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО БЕНЧМАРКИНГА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ БАНКА 50 Керимов А.Т. УДК 657:336.71 ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО БЕНЧМАРКИНГА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ БАНКА Постановка проблемы. В условиях усиления межбанковской конкуренции для банков возникает необходимость постоянного улучшения предлагаемых клиентам продуктов и услуг. При этом важную роль в обеспечении конкурентоспособности банка играет совершенство его бизнес-процессов, а ниши на рынке банковских услуг всегда перераспределяются в пользу наиболее прогрессивных с точки зрения технологий управления и сбыта банков. В таких условиях банковский рынок можно разделить на лидеров и аутсайдеров. Последние стремятся улучшить свое положение, а чем им может помочь бенчмаркинг, позволяющий перенимать лучший опыт, достигая более высоких результатов деятельности. Анализ последних исследований и публикаций. Анализ литературных источников позволяет выделить ряд работ, связанных с раскрытием теоретико-методической основы бенчмаркинга [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]; исследования, в которых показана связь бенчмаркинга и реинжиниринга бизнес-процессов [11; 12]; работы, указывающие на возможности применения бенчмаркинга банками [13; 14]; работы, посвященные бенчмаркингу бизнес-процессов банковских сетей [15], работы, в которых систематизированы исследования проблематики управленческого учета [17; 18]. Несмотря на научную и практическую значимость указанных работ, в них не рассматривается возможность применения моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка. Все это обуславливает актуальность исследования, определяет его цель и задачи. Цель работы – исследовать теоретико-методологические основы бенчмаркинга и разработать научно- методический подход по применению моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: определить сущность и значение бенчмаркинга в банковской деятельности; разработать научно-методический подход по применению моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка Изложение основного материала. Дарел К. Ригби [1, с. 16] отмечает, что бенчмаркинг направлен на то, чтобы найти примеры наилучшего осуществления деятельности и понять процессы и практики, которые к ним ведут. Отметим, что, несмотря на общее представление о бенчмаркинге как о процессе заимствования чужих идей для внедрения на своем предприятии, среди авторов нет единого подхода к определению сущности (табл. 1), видов (типов) и основных этапов проведения бенчмаркинга. Таблица 1. Некоторые определения понятия «Бенчмаркинг». № п/п Определение Источник 1 2 3 1. Бенчмаркинг – поиск лучших практик, ведущих к наилучшему функционированию Роберт Кэмп [5, с. 34] 2. Бенчмаркинг – это непрерывный процесс, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации Х.Дж. Харингтон [2, с. 35] 3. Бенчмаркинг позволят предприятиям совершенствоваться, взаимодействуя с другими игроками рынка, выявляя инструменты превосходства, целенаправленно внедряя их в свою деятельность и лучше используя потенциал роста Г.В.Клейменова и З.Г. Сипливая [3, с. 68] 4. Бенчмаркинговый подход дает возможность позаимствовать лучший опыт других компаний, избегая «изобретения колеса» О.В. Дубовик [4, с. 205] 5. Бенчмаркинг – как мощный инструмент, с помощью которого организация может проводить сравнительный анализ продуктов, оборудования, персонала и процессов. Он позволяет организации осознать необходимость отрыва от старого образа действия и дает возможность понять, что только путем постоянных изменений к лучшему компания способна выжить. В.В. Стариков [5, с. 12], 6. Бенчмаркинг следует рассматривать в качестве подхода к исследованию действующей практики стратегического маркетингового управления Л.В. Балабанова [6, с. 49] 7. Бенчмаркинг – сравнительный анализ эффективности предприятий на основе взаимосвязанных показателей, в качестве эталонных образцов (или точек отсчета) выступает соотношение затрат и выгод, учитываются также характерные особенности предприятий конкретной отрасли или средние показатели по отрасли Д.А. Волошин [7, с. 74-78] Бенчмаркинг – деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на различных уровнях Т.А. Бурцева [8, с. 26] 8. Бенчмаркинг – это один из приемов внутреннего аудита компании П.В. Стрельников [9, с.134-135] 9. Бенчмаркинг – это первоначальный этап, предпринимаемый фирмами, вовлеченными в реинжиниринг бизнес-процессов. Т. Шринивас [12, с. 291] Источник: составлено автором. По нашему мнению подход Х.Дж. Харрингтона и Дж.С. Харрингтона [2, с. 35] к определению сущности бенчмаркинга наиболее точен. Роберт С. Кэмп [5, с. 14] предложил и обосновал десять шагов процесса проведения бенчмаркинга: выявление объектов; подбор партнеров по проведению бенчмаркинга; определение наиболее подходящего метода сбора информации и сбор данных; установление имеющихся отставаний компании от партнеров по выбранным показателям эффективности; установление желаемых уровней эффективности работы компании; доведение результатов бенчмаркинга до всех заинтересованных сторон и получение помощи в Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 51 их применении на практике; установление конкретных целей и задач в области повышения эффективности функционирования компании; разработка планов мероприятий по их достижению и решению; проведение запланированных мероприятий и отслеживание их результатов; пересмотр ранее выбранных ориентиров для бенчмаркинга. Близкую позицию занимает В.В. Ефимов [10, с. 50], выделяя девять этапов проведения типового проекта бенчмаркинга. Х.Дж. Харрингтон [2, с. 51-55] выделяют пять типов процесса бенчмаркинга: внутренний бенчмаркинг; внешний конкурентный бенчмаркинг; внешний внутриотраслевой бенчмаркинг; внешний межотраслевой бенчмаркинг; комбинированный межотраслевой и внешний бенчмаркинг. Причем объекты бенчмаркинга принадлежат к одной из четырех категорий: бизнес-процессы, оборудование, производственные процессы, продукты и услуги [2, с. 112]. Возможности использования бенчмаркинга банками хорошо представлены в работе З. Псеуш [13, с. 39]: «бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес- процессы, позволяет понять как работают лидеры рынка, и добиваться тех же или более высоких значений». Вопросам банковского бенчмаркинга посвящена работа Т.Л. Пономаревой [14], которая рассмотрела вариант организации внутренней бенчмаркинговой системы для многофилиальных банков, поскольку они могут получить благодаря своей структуре и специфике оказываемых ими услуг наиболее полную и разнообразную информацию для последующего анализа и выявления наилучшего опыта и его применения. Следует отметить, что Б. Фишер [11, с. 46-51] в своей работе показал, что бенчмаркинг наряду с оценкой деятельности выступают ключевыми элементами, которые существенны для реинжиниринга. При этом бенчмаркинговые техники идентифицируют эффективные бизнес-процессы, которые могут быть использованы как цель для улучшения неэффективных процессов, после чего фирмы приступают к реинжинирингу бизнес-процессов. По нашему мнению, банковский бенчмаркинг – это с одной стороны, неотъемлемый элемент реинжиниринга бизнес-процессов в банках, поскольку он позволяет обозначить горизонты и направления для перепроектирования процессов; с другой стороны, самостоятельный процесс непрерывного улучшения деятельности банка на основе изучения и перенятия лучшего внутрибанковского и внебанковского бизнес- опыта, выступающий базой для разработки конкурентной политики и формирование новой информационной основы для принятия управленческих решений (см. рис. 1). Рис. 1. Основные направления использования бенчмаркинга в банках Источник: авторская разработка. При этом бенчмаркинговая деятельность, однажды начавшись, должна осуществлять непрерывно в течение всего периода деятельности банка. Причем процесс бенчмаркинга в банках должен состоять из двух стадий: организационной и операционной. На первой стадии топ-менеджмент банка формирует коллектив (команду) бенчмаркинга, определяет цель и задачи. Вторая стадия – операционная – это совокупность последовательных действий, связанных непосредственно с осуществлением бенчмаркинга как метода управления. Аспекты использования бенчмаркинга в реинжиниринге бизнес-процессов банка представлены в работе [15]. Бенчмаркинг как инструмент управленческого учета может быть использован для решения ряда прикладных задач (рис. 2). Керимов А.Т. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО БЕНЧМАРКИНГА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ БАНКА 52 Рис. 2. Задачи банковского управленческого учета, для решения которых может использоваться бенчмаркинг Источник: авторская разработка. Исследование различных теоретико-методологических подходов к сущности и содержанию бенчмаркинга, представленных в работах [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 11; 12; 13; 14], позволяет предположить, что общая технология бенчмаркинга банковских бизнес-процессов может быть такой (рис. 3). Рассмотрим каждый из этапов бенчмаркинга. На первом этапе происходит формирование команды бенчмаркинга. Считаем, что в состав команды должны войти представители таких подразделений банка: управление стратегическим развитием; служба маркетинга; информационно-аналитическая служба; бухгалтерия; финансовая служба; казначейство; служба безопасности; юридическая служба; внутренний аудит; служба банковских технологий; административно-хозяйственная служба. Команда бенчмаркинга создается для функционирования на постоянной основе. На втором этапе определяется цель и задачи команды бенчмаркинга. Представляется, что главной целью бенчмаркинговой команды является непрерывное способствование постоянному улучшению качества и увеличению стоимости банка. Отметим, что под качеством, в соответствии с ДСТУ ISO 9000-2001 [19, с. 8], понимается степень, по которой совокупность собственных характеристик удовлетворяет требованиям. Рис. 3. Общая технология бенчмаркинга банковских бизнес-процессов Источник: авторская разработка. Исходя из указанной цели, можно выделить три главные задачи для бенчмаркинговой команды: непрерывное исследование передового опыта как внутри, так и вне банка; разработка по результатам исследования планов мероприятий по внедрению передового опыта; анализ результатов внедрения и разработка соответствующих рекомендаций. Третий этап – выбор нового объекта бенчмаркинга – предполагает определение максимального полного перечня возможных объектов для бенчмаркинга (в случае первого использования бенчмаркингового подхода) либо уточнение этого перечня (во всех остальных случаях), при этом в качестве объектов должны выступать внешние и внутренние бизнес-процессы банка; ранжирование объектов по степени важности для улучшения качества и повышения стоимости банка; максимально полное описание объекта. Предлагается такой алгоритм выбора новых объектов для бенчмаркинга бизнес-процессов (рис. 4). Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 53 Рис. 4. Алгоритм выбора новых объектов для бенчмаркинга бизнес-процессов Источник: авторская разработка. Четвертый этап – сбор данных – предполагает поиск, получение и подготовку для анализа информации из различных источников: внутренняя информация; внешняя опубликованная информация; информация бенчмаркинговых баз данных; информация, полученная посредством опросных методов, наблюдения, эксперимента, моделирования; информация, полученная посредством конкурентной разведки. На основе собранной информации можно перейти к следующему этапу бенчмаркинга: анализу данных, что означает необходимость решения двух задач: выявление эталонов по анализируемому объекту и определение причин их успеха и неудач в своей деятельности. Внутренней бенчмаркинг требует идентификации эталонных подразделений внутри банка предлагается использовать такой алгоритм: I. Определение показателя (ChBPrji), который будет выступать характеристикой i-того бизнес-процесса в j-том подразделении r-того региона: LRBNrIRr rji rji rjiBPrji KK PBP Cl EChBP *** , где: EBPrіj – эффективность анализируемого i-того бизнес-процесса в j-том подразделении r-того региона; PBPrji – количество сотрудников, вовлеченных в i-тый процесс в j-том подразделении r-того региона; Clrji – количество клиентов i-того бизнес-процесса в j-том подразделении r-того региона; KIRr – поправочный коэффициент на влияние специфики r-того региона; KLBNRr – поправочный коэффициент на уровень развития банковской сети в r-том регионе; j – порядковый номер подразделения, j=1…U, U – общее количество анализируемых подразделений; r – номер региона, r=1…REG, REG – общее количество регионов в стране. Формула расчета EBPrіj зависит от сути бизнес-процесса, но в наиболее общем случае для внешних банковских бизнес-процессов будет иметь вид: ijBijBrjiBP CEffectE PrPr / , где: EffectBPrіj – эффект i-того внешнего бизнес-процесса в j-том подразделении r-того региона; CBPrіj – стоимость i-того внешнего бизнес-процесса в j-том подразделении r-того региона. Поправочный коэффициент KIRr можно найти с помощью формулы: Керимов А.Т. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО БЕНЧМАРКИНГА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ БАНКА 54                                    m k REG r r k r k REG r m k REG r r k r k r REG r r rIR X X REG X X IRREG IR K 1 2 1 1 1 2 11 * * , где: r kX – показатель, характеризующий специфику r-того региона; k – номер показателя, k=1…m, m – общее количество показателей. Количество показателей m может быть различным и будет зависеть от наличных данных. По-видимому, в расчетах можно использовать как фактические за анализируемый период, так и среднегодовые значения этих показателей. В качестве базового перечня можно использовать такие статистические показатели, рассчитываемые Госкомстатом Украины (табл. 2). При этом поправочный коэффициент KLBNRr можно найти по формуле:                                                  REG r T l T l rlrlr T l T l rlrlr REG r r r rLRBN T B T B T B T B T B T B REG LRBN LRBNREG K 1 1 1 1 1 222 1 1 1 1 222 1 3 3 2 2 1 1 3 3 2 2 1 1 * * , где: В1r – это количество банков, зарегистрированных в r-том регионе; В2rl и В3rl – это количество филиалов и отделений l-того банка соответственно, зарегистрированных в r-том регионе; T1, T2 и T3 – это общее количество банков, филиалов и отделений, зарегистрированных в стране; l – порядковый номер банка, l=1…T1. Таблица 2. Базовый перечень показателей региональной специфики. № п/п kX Название показателя 1 2 3 1 Х1 территория по регионам, тыс. км2 2 Х2 районы по регионам, ед. 3 Х3 города по регионам, ед. 4 Х4 районы в городах по регионам, ед. 5 Х5 пгт по регионам, ед. 6 Х6 сельские населенные пункты по регионам, ед. 7 Х7 количество населения по регионам, тыс. 8 Х8 экономическая активность населения (15–70 лет) по регионам, тыс. 9 Х9 наличный доход населения по регионам, млн. грн 10 Х10 количество субъектов ЕГРПОУ по регионам 11 Х11 количество малых предприятий по регионам 12 Х12 валовой региональный продукт (в фактических ценах, млн. грн.) 13 Х13 оптовый товарооборот по регионам, млрд. грн 14 Х14 розничный товарооборот предприятий по регионам, млрд. грн 15 Х15 основные средства по регионам, млн. грн 16 Х16 инвестиции в основной капитал по регионам (в фактических ценах, млн. грн.) 17 Х17 инвестиции в основной капитал в жилищное строительство по регионам (в фактических ценах, млн. грн.) 18 Х18 жилищный фонд населения по регионам, тыс. м2 общей площади 19 Х19 введение в эксплуатацию жилья по регионам, тыс. м2 общей площади 20 Х20 грузооборот автомобильного транспорта по регионам, млн. ткм 21 Х21 количество легковых автомобилей в частной собственности по регионам, тыс. 22 Х22 ВУЗы I-IV уровней аккредитации по регионам, ед. 23 Х23 количество зарегистрированных преступлений по регионам, тыс. 24 Х24 образование отходов I-III классов опасности по регионам, тыс. т Источник: авторская разработка. Исходя из этого, формула расчета ChBPrjі примет вид:                                                                                  REG r T l T l rlrlr m k REG r r k k rji REG r T l T l rlrlr m k REG r r k k rjirji REG r rrrji REG r rrrjirji rji T B T B T B X X PBP T B T B T B X X ClEBP LRBNIRPBP LRBNIRClEBP ChBP 1 1 1 1 1 222 1 2 1 1 1 1 1 1 222 1 2 1 1 1 3 3 2 2 1 1 ** 3 3 2 2 1 1 *** ** *** . Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 55 II. Расчет показателя ChBPrjі для всех подразделений банка. III. Сортировка полученных результатов по убыванию и выбор эталонов как подразделений с наибольшим значением показателя ChBPrjі. После того как выявлены эталоны, необходимо определить причины их успеха. Для этого предлагается банкам при внутреннем бенчмаркинге проводить факторный анализ показателя EBPі эталонного подразделения и подразделения, в котором планируются изменения, который позволит определить источники эффективной деятельности бенчмарка и отставания от него другого подразделения. На шестом этапе, результаты анализа обобщаются в форме перечня необходимых улучшений. Седьмой этап подразумевает разработку плана внедрения улучшений с проведением расчетов по стоимости планируемых мероприятий и их ожидаемой эффективности. Восьмой этап – это утверждение плана мероприятий, подготовленного на предыдущем этапе, и внедрение его в деятельность банка. На девятом этапе производится оценка изменений в деятельности банка. Если они позитивны, то команда переходит к выбору нового объекта для бенчмаркинга, если изменения негативны, то команда возвращается к пятому этапу (анализу данных). Выводы. На основе исследования теоретико-методологических основ бенчмаркинга разработан научно-методический подход по применению моделей внутреннего бенчмаркинга в управленческом учете банка. Предполагается, что использование этого подхода позволит, во-первых, расширить сферу применения бенчмаркинга для решения ряда важнейших задач управленческого учета в банках (оценка деятельности центров ответственности; совершенствование бюджетного процесса; рационирование капитала; оптимизация используемых финансовых, трудовых, информационных и материально- технических ресурсов; ценообразование), во-вторых, продвинуться в решении важной научной проблемы совершенствования инструментария управленческого учета. Источники и литература: 1. Rigby Darrell K. Management Tools and Techniques / Darrell K. Rigby. – Boston : Bain & Company, 1999. – 72 p. 2. Харрингтон Х. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде! / Х. Дж. Харрингтон, Дж. С. Харрингтон ; пер. с англ. под. ред. Б. Резниченко. – СПб. : Питер, 2004. – 176 с. 3. Клейменова Г. В. Сущность и виды бенчмаркинга как современного метода управления бизнесом / Г. В. Клейменова, З. Г. Сипливая // Финансы и кредит. – 2006. – № 33. – C. 68-75. 4. Дубовик О. В. Формування конкурентних переваг на основі бенчмаркінгу / О. В. Дубовик // Регіональна економіка. – 2005. – № 3. – C. 204-213. 5. Стариков В. В. Бенчмаркинг – путь к совершенству / В. В. Стариков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 4. – C. 12-19. 6. Балабанова Л. В. Стратегическое маркетинговое управление на основе бенчмаркинга : монография / Л. В. Балабанова, В. В. Слипенький. – Донецк : ДонГУЭТ, 2005. – 171 с. 7. Волошин Д. А. "Бенчмаркинг" элемент эффективной системы управленческого учета / Д. А. Волошин // Аудиторские ведомости. – 2008. – № 1. – С. 74-78. 8. Бурцева Т. А. Управление маркетингом : учеб. пособие / Т. А. Бурцева, В. С. Сизов, О. А. Цень. – М. : Экономистъ, 2005. – 271 с. 9. Стрельников П. В. Некоторые аспекты планирования и проведения внутреннего аудита / П. В. Стрельников // Математичні машини і системи. – 2007. – № 2. – С. 132-136. 10. Ефимов В. В. Улучшение качества проектов и процессов : учеб. пособие / В. В. Ефимов. – Ульяновск : УлГТУ, 2004. – 185 с. 11. Fisher B. Reengineering Your Business Process / B. Fisher // Journal of Systems Management. – 1996. – Vol. 47, No. 1. – P. 46-51. 12. Talluri Srinivas. A Benchmarking Method for Business-Process Reengineering and Improvement / Srinivas Talluri // The International journal of flexible manufacturing systems. – 2000. – № 12. – P. 291-304. 13. Псеуш З. Как бенчмаркинг помогает достичь высоких результатов работы банка / З. Псеуш // Банковский менеджмент. – 2005. – № 10. – С. 36-39. 14. Пономарева Т. Л. Использование технологий бенчмаркинга для улучшения качества услуг / Т. Л. Пономарева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 5 (49). – С. 37-44. 15. Керимов А. Т. Бенчмаркинг бизнес-процессов банковских сетей / А. Т. Керимов // Учен. записки Крымского инженерно-педагог. ун-та. – Симферополь : НИЦ КИПУ, 2009. – Вып. 17 : экон. науки. – С. 81-90. 16. Портер Майкл Э. Конкуренция / Майкл Э. Портер; [пер. с англ.]. – М. : Изд-кий дом «Вильямс», 2006. – 608 с. : ил. 17. Лаговська О. А. Моніторинг наукових досліджень з проблем управлінського обліку в розрізі видів економічної діяльності: суцільний підхід / О. А. Лаговська // Вісник ЖДТУ. – 2010. – № 4 (54). – С. 103- 108. 18. Скрипник М. І. Аналіз авторефератів дисертацій за напрямом «Управлінський облік» за період 1991- 2010 р. / М. І. Скрипник // Вісник ЖДТУ. – 2010. – № 4 (54). – С. 177-184. 19. ДСТУ ISO 9000-2001 „Системи управління якістю. Основні положення та словник (ISO 9000:2000, IDT)” : чинний від 2001-10-01. – К. : Держстандарт України, 2001. – VII, 33 с. – (Національний стандарт України).