Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект

Цель данной статьи – рассмотреть взаимосвязь между образованием и экономикой, охарактеризовать образование как показатель роста государственной экономики.

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2011
Автор: Петинова, О.Б.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2011
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/65043
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект / О.Б. Петинова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 217. — С. 117-119. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-65043
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-650432025-02-10T01:40:56Z Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект Петинова, О.Б. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Цель данной статьи – рассмотреть взаимосвязь между образованием и экономикой, охарактеризовать образование как показатель роста государственной экономики. 2011 Article Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект / О.Б. Петинова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 217. — С. 117-119. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/65043 100+370+330.122 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Петинова, О.Б.
Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект
Культура народов Причерноморья
description Цель данной статьи – рассмотреть взаимосвязь между образованием и экономикой, охарактеризовать образование как показатель роста государственной экономики.
format Article
author Петинова, О.Б.
author_facet Петинова, О.Б.
author_sort Петинова, О.Б.
title Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект
title_short Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект
title_full Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект
title_fullStr Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект
title_full_unstemmed Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект
title_sort образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2011
topic_facet Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/65043
citation_txt Образование в условиях рынка как показатель роста экономики государства: философский аспект / О.Б. Петинова // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 217. — С. 117-119. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT petinovaob obrazovanievusloviâhrynkakakpokazatelʹrostaékonomikigosudarstvafilosofskiiaspekt
first_indexed 2025-12-02T13:33:24Z
last_indexed 2025-12-02T13:33:24Z
_version_ 1850403617199095808
fulltext Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 117 Петинова О.Б. УДК 100+370+330.122 ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИХ РЫНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РОСТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Экономическая сфера общества выступает детерминантом всех социальных процессов в их историческом развитии, она позволяет проследить все богатство реальной целостной жизнедеятельности человека. Без постоянного процесса производства общество в целом и личность в частности, не могли бы существовать и, тем более, развиваться. Производственные отношения в обществе выступают самой историей в ее личностном выражении. На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что образование в мире приобрело достаточно высокий статус в рамках общегосударственной политики. И связано это не только с всеобъемлющим нагромождением информации в различных сферах деятельности человека, но и непосредственно с внешними изменениями в обществе – новыми культурными тенденциями, политическим сближением с рядом европейских стран. В нынешних условиях развития информационного общества, различного вида социальных трансформаций, в особенности, в области занятости населения, возрастает роль умственного труда в производстве, нивелируется малоквалифицированный труд, как труд непригодный по причине низкого качества подготовки работника, в тоже время остро стоит вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Уровень образования населения и становится ключевым понятием в поиске этих дополнительных потенциалов пополнения государственных резервов. Неоспоримым остается тот факт, что экономическая сфера жизни общества и образование неразрывно связаны, и эта связь представляет собой поле для философского осмысления. Цель данной статьи – рассмотреть взаимосвязь между образованием и экономикой, охарактеризовать образование как показатель роста государственной экономики. В условиях современных трансформационных процессов, которые происходят в экономической, социальной и политической жизни украинцев, необходимо практическое реформирование образования, которое должно укреплять авторитет и конкурентоспособность Украины на международной арене. Согласно с национальной доктриной развития образования и Государственной национальной программой «Образование» одной из приоритетных задач является обеспечение высокого качества высшего образования и мобильность специалистов на рынке труда. Поэтому государственная образовательная политика должна учитывать мировые тенденции развития образования и социально-экономические, технологические и социально-культурные изменения, которые происходят в Украине. В условиях рыночной экономики экономическую основу составляет инновационное производство, в процессе которого мы можем наблюдать интеграцию образования, науки и производства в инновационной деятельности. Так как именно образование является основным элементом инновационного производства, то именно оно и выступает той продуктивной силой, которая непосредственно определяет темпы и качество экономического роста, его направленность и динамику. Образование – это тот системный регулятор, который обеспечивает экономический, научно-технический и социальный прогресс нашего государства и его граждан. Проведенные экономистами исследования позволили сделать вывод о том, что образование порождает косвенные эффекты в форме экстерналий, которые могут иметь денежное и неденежное выражение. Неденежные экстерналии могут принимать разнообразные формы – это и более высокий уровень социальной толерантности, и более активное участие в процессе демократизации общества, и солидарность на национальном и международном уровне [1, с. 64]. Мы считаем, что существует определенная связь между получением гражданами высшего образования и их участием в общественной жизни, а таким образом, и социальные, культурные выгоды от высшего образования не только способствуют улучшению социальной обстановки, но и осуществляют прямое влияние на государственную политику. Изучение социальной роли высшего образования и его «вклада» в экономический рост позволило сделать вывод о том, что образование порождается расширением объема использованных трудовых и капитальных ресурсов, а также улучшением их качества на базе прогресса в области технологий и образования. В связи с этим в последнее время значительное внимание стало уделяться изучению человеческого капитала, как первостепенного рычага экономического роста, который тесно связан с образованием в стране, а ведь именно каждая отдельно взятая личность представляет собой составляющую человеческого фактора производственных сил. В работах О.Аксеновой, Т.Гильберт, Г. Думанской, О.Юхимович и ряда других исследователей неоднократно выдвигалась идея осуществления затрат на повышение квалификации работника в качестве капитала, что представляет собой комплекс государственных проектов не столько в условиях целенаправленной переподготовки специалистов, но и как всецелое изучение личности работника в условиях его профессиональной деятельности [2, 3]. Н. Синицкая особое внимание уделяет образованию как фактору качества человеческого потенцила [4, с.50.] Мы считаем, что инвестирования в систему образования приносят огромную пользу в сфере государственной политики по решению вопросов, связанных с появлением кризисных состояний в экономике. В ходе дальнейшего, более детального изучения проблемы, взаимосвязи финансирования системы образования и выхода экономической ситуации государства на новый уровень возникает ряд особенностей, которые характеризуют качественно новый подход в оценке данной проблемы. Петинова О.Б. ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИХ РЫНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РОСТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ 118 Так, инвестиции в образование не только оказывают влияние на развитие творческих способностей, профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида, но и воздействуют на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества в целом. Затраты осуществляются единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов производственного процесса, до того момента, когда вновь понадобится переподготовка работников в связи с изменившимися требованиями инновационного обновления производства. Из этого следует, что инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основного капитала. В процессе перенесения части затрат в профессиональную и квалификационную подготовку работника на вновь создаваемую продукцию, за одинаковые промежутки времени более квалифицированная часть работников создает большую стоимость, чем кадры с прежним уровнем подготовки. Кроме того, длительность периода, в течение которого окупаются материальные издержки государственного бюджета в сферу образования, должна соответствовать периоду морального старения приобретенных профессиональных знаний в соответствующих областях науки и техники. Сокращение или превышение данного срока приводит либо к завышению себестоимости продукции, либо к сдерживанию профессионально-квалификационного роста работников. Образовательный процесс предполагает необходимость овладения постоянно обновляющейся системой знаний, что позволит осуществлять воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня. Мы поддерживаем точку зрения, по которой инвестиции в образование – это не только затраты на строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, их материально-техническое оснащение, организацию учебного процесса, разработку обучающих технологий, управление процессом подготовки, переподготовки, повышения квалификации и пр. Соответствие процесса обучения и квалификационного роста работников современным требованиям рыночной экономики обуславливает необходимость инвестиций в развитие системы знаний научного фонда общества, в фундаментальные и прикладные исследования, квалификационный рост и улучшение структуры научно-педагогического состава работников учебных заведений, усиление их социальной защищенности в условиях становления рынка. Иными словами, все вышеперечисленное позволяет научным знаниям становиться более доступными и помогает достигать более высокой отдачи специалистов при реализации инновационных проектов. Таким образом, инвестирование в улучшение качества человеческого потенциала, а именно речь идет об образовании каждой отдельно взятой личности, имеет непосредственное отношение к экономическому росту. В течение последних лет было собрано значительное количество данных, доказывающих наличие прямой связи между инвестициями в образование и экономическим ростом, существенную роль в этом играют затраты общества на высшее образование. В результате проведенных исследований ученые пришли к выводу, что чем выше у страны показатель среднего числа лет, которое граждане затрачивают на образование, тем быстрее растет ее экономика. В стране, где высшее образование развивается более быстрыми темпами, наблюдались и более высокие темпы экономического роста. Значение образования как фактора производства связано с его влиянием на производительность, и образование оказывает положительное влияние на инвестиции в физический капитал, что тоже способствует экономическому росту [5, с.204]. Все представленные выше данные доказывают, что инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития экономической сферы жизнедеятельности общества, возрастающая роль образования в модернизации экономики отмечается правительством страны в основных направлениях социально - экономической политики. Реализация государственной стратегии развития образования и науки должна быть направлена на преобразование этой отрасли в детерминанту устойчивого социально- экономического роста страны. При этом стратегия планирования образовательной сферы должна представлять собой исследование структурных сдвигов и долгосрочных тенденций изменений в экономике и воспроизводстве человеческого капитала; тесную связь потребности в высококвалифицированных специалистах с прогнозами демографического развития. К сожалению, в нашей стране наблюдается существенное замедление темпов экономического роста, усугубленное современным экономическим кризисом. Почти за два десятилетия независимости страна так и не смогла выйти на уровень 1990 г. по основным социально-экономическим показателям. В начале ХХІ века уровень ВВП, по самым оптимистичным подсчетам, составил чуть более 70 %. Выйти из такой ситуации без фундаментальных трансформаций системы образования и науки не представляется возможным. Кроме того, роль образования и науки усиливается относительной ограниченностью природных ресурсов в Украине (исключая ресурс плодородной земли) и, следовательно – невозможностью наращивать экономический потенциал, обеспечивать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг и улучшать благосостояние граждан, используя естественные вещественные факторы производства. Серьезные институциональные преобразования в стране активизировали дальнейшие деформации в сфере образования – рост специалистов экономического и юридического профилей и значительное сокращение специалистов инженерно - технического профиля. В настоящее время возникла реальная опасность превышения спроса на научно-технических специалистов над его предложением. Сегодня дефицит Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 119 современных рабочих специальностей в нашей стране оценивается в 150-200 тыс. Для его покрытия должна получить развитие система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов от высшего звена управления до рядовых сотрудников. Данная проблема обостряется и тем, что новые технологии появляются, зачастую быстрее, чем соответствующие специалисты. Поэтому крайне необходимо сочетать обучение студентов с научно-исследовательской деятельностью, укреплять сотрудничество с высокотехнологичными предприятиями,научно-исследовательскими институтами. В последние годы трансформация национальной системы образования и науки в направлении мирового развития все чаще опирается на международный опыт. Разумеется, без учета мировой практики развития образовательной сферы невозможно. Однако следует не отвергать и собственный весьма позитивный исторический опыт. Нельзя не согласиться с тем, что развитие национальной системы образования должно быть направлено на существенное повышение роли преподавателя в образовательном процессе, в возрождении реальной системы переподготовки преподавателей, в возобновлении института повышения квалификации. Поэтому в рамках данного вопроса следует подчеркнуть, что существенно важно повысить материальные стимулы к образованию и научному развитию. В настоящее время в нашей стране недооценен труд ученых и специалистов, занятых в образовании и науке. Отсюда напрашивается вопрос: «Может ли быть наука и образование определяющим фактором экономического развития Украины?» [5, с. 51-52]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что реализация государственной стратегии развития образования и науки должна быть направлена на преобразование этой отрасли в ключевую детерминанту устойчивого социально - экономического роста страны, при этом стратегия планирования образовательной сферы предполагает исследование структурных сдвигов и долгосрочных тенденций изменений в экономике и воспроизводстве человеческого капитала. Главным принципом трансформации системы планирования и прогнозирования объемов и структуры подготовки специалистов должна быть четкая ориентация на то, для кого и в каких объемах необходимы специалисты, которых готовят учебные заведения разных рангов. При этом государство не просто должно корректировать и направлять развитие сферы образования, а в целом формировать ее содержание и структуру, определять национальную образовательную стратегию. В противном случае ориентация общества исключительно на рыночные ценности будет иметь деструктивный характер. Это не исключает того, что в условиях правильно организованной и целенаправленной подготовки специалистов, благодаря материальному финансированию сферы образования экономика государства сможет перешагнуть кризисный рубеж и выйти на более высокий уровень развития и будет восприниматься более конкурентоспособной страной на международной экономической арене. Источники и литература: 1. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. – 2002. – № 3. – С. 64. 2. Аксьонова О. В. Методика викладання економічних дисциплін / О. В.Аксьонова. – К. : КНЕУ, 2006. – 708 с. 3. Гільберг Т. Подорож у світ економіки / Т. Гільберг, Г. Думанська, О. Юхимович. – Кам’янець- Подільський : Абетка-НОВА, 2004. – 132 с. 4. Синицкая Н. Я. Образование как фактор качества человеческого потенциала региона / Н. Я. Синицкая // Экономика образования. – № 1. – 2004. – С. 50. 5. Рынок труда / под. ред.: проф. В. С. Буланова, проф. Н. А. Волгина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Экзамен, 2003. – С. 204-207.