Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА

Излагается опыт крупнейшей сельскохозяйственной вузовской библиотеки по созданию новых форм обслуживания читателей, аналогичных тем, которые предлагаются библиотеками Запада. Серьезным достижением и новшеством библиотеки стало создание электронной кафедры выдачи, где обслуживание читателей производи...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2003
Main Authors: Юдина, О.А., Дунаева, Н.В.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2003
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/6663
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА / О.А. Юдина, Н.В. Дунаева // Культура народов Причерноморья. — 2003. — № 40. — С. 62-66. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-6663
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-66632025-02-23T17:47:30Z Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА Юдина, О.А. Дунаева, Н.В. Автоматизация вузовских библиотек Излагается опыт крупнейшей сельскохозяйственной вузовской библиотеки по созданию новых форм обслуживания читателей, аналогичных тем, которые предлагаются библиотеками Запада. Серьезным достижением и новшеством библиотеки стало создание электронной кафедры выдачи, где обслуживание читателей производится с применением технологии штрихового кодирования. Особое внимание в статье уделяется современному состоянию и применению информационных технологий, включая локальные базы данных и сети удаленного доступа (Интернет) для информационного обслуживания пользователей ЦНБ МСХА. The report dwells upon the experience of the largest agricultural university library in creating new forms of user service, analogous to those in western libraries. A significant advancement of the Library is establishment of the electronic check-out desk using bar-coding. Special attention is given to the state and usage of information technologies that include local databases and remote networks (Internet). 2003 Article Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА / О.А. Юдина, Н.В. Дунаева // Культура народов Причерноморья. — 2003. — № 40. — С. 62-66. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/6663 025.349:681.3 ru application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Автоматизация вузовских библиотек
Автоматизация вузовских библиотек
spellingShingle Автоматизация вузовских библиотек
Автоматизация вузовских библиотек
Юдина, О.А.
Дунаева, Н.В.
Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА
description Излагается опыт крупнейшей сельскохозяйственной вузовской библиотеки по созданию новых форм обслуживания читателей, аналогичных тем, которые предлагаются библиотеками Запада. Серьезным достижением и новшеством библиотеки стало создание электронной кафедры выдачи, где обслуживание читателей производится с применением технологии штрихового кодирования. Особое внимание в статье уделяется современному состоянию и применению информационных технологий, включая локальные базы данных и сети удаленного доступа (Интернет) для информационного обслуживания пользователей ЦНБ МСХА.
format Article
author Юдина, О.А.
Дунаева, Н.В.
author_facet Юдина, О.А.
Дунаева, Н.В.
author_sort Юдина, О.А.
title Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА
title_short Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА
title_full Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА
title_fullStr Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА
title_full_unstemmed Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА
title_sort новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в цнб мсха
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2003
topic_facet Автоматизация вузовских библиотек
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/6663
citation_txt Новые формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦНБ МСХА / О.А. Юдина, Н.В. Дунаева // Культура народов Причерноморья. — 2003. — № 40. — С. 62-66. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT ûdinaoa novyeformyimetodyinformacionnobibliotečnogoobsluživaniâvcnbmsha
AT dunaevanv novyeformyimetodyinformacionnobibliotečnogoobsluživaniâvcnbmsha
first_indexed 2025-11-24T05:45:10Z
last_indexed 2025-11-24T05:45:10Z
_version_ 1849649382171869184
fulltext Глухенькая В.А. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ 62 нейшого внедрения и использования информационных технологий в работе библиотеки и уни- верситета в целом. Источники и литература 1. Бібліотекознавство: теорія, історія, організація діяльності бібліотек:Підручник/В.О.Ільганієва та ін.; За ред. М.С.Слободяника, В.О.Ільганієвої – Хар- ків:Основа – 1993р. – 176 с. 2. Михнова И.Б. Электронные библиотеки в Интернет//Библиотека как информационный центр для населения, проблемы и их решения. – М.: “Изд-во Либерия”, 2000. 3. Библиотека. Население. Информация. Опыт публичных библиотек США: Пер. с анг./ЦБС»Киевская», Межрегиональная ассоциация деловых библиотек; Ред.- сост.И.Б.Михнова. – М.,1999. – 178 с. 4. Стратегическое планирование в библиотеке:теория и практика( по зарубежным источни- кам):Научно-реферативный сб./Сост. И науч.ред.Л.И.Куштанина. – М.:Рос.гос.б-ка, 1999. – 144 с. 5. Nicholas, D. Assessing information needs: tools and techniques. – London: ASLIB, 1996. 6. Powell, A and Gillet, M. Controlling access in the electronic library. Ariadne issue 7, January 1997. 7. Arms, W.Y.’Implemeneting policies for access management’. D-Lib magazine, February, 1998. http://www/dlib.org/dlib/february98/arms/02arms.html УДК 025.349:681.3 Юдина О.А. Дунаева Н.В. НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЦНБ МСХА Излагается опыт крупнейшей сельскохозяйственной вузовской библиотеки по созданию новых форм обслуживания читателей, аналогичных тем, которые предлагаются библиотеками Запада. Серьезным достижением и новшеством библиотеки стало создание электронной кафедры выдачи, где обслуживание читателей производится с применением технологии штрихового кодирования. Особое внимание в статье уделяется современному состоянию и применению информационных тех- нологий, включая локальные базы данных и сети удаленного доступа (Интернет) для информацион- ного обслуживания пользователей ЦНБ МСХА. Ключевые слова: Автоматизированная информационно-библиотечная система, электронный каталог, компьютерные технологии, телекоммуникативные технологии, библиотечное обслужива- ние, корпоративные технологии, CD-ROM технологии The report dwells upon the experience of the largest agricultural university library in creating new forms of user service, analogous to those in western libraries. A significant advancement of the Library is establish- ment of the electronic check-out desk using bar-coding. Special attention is given to the state and usage of in- formation technologies that include local databases and remote networks (Internet). Key words: electronic data processing, OPAC, barcording label, CD-ROM, online database, fulltext ata- base, network technology. Процесс трансформации системы высшего образования, возможности, возникающие с появ- лением и развитием новых технологий, расширение потока профессиональной информации не- избежно влияют на формирование нового образа вузовской библиотеки. Безусловно, остается неизменным ее основное функциональное значение – информационное обеспечение, свободный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам, содействие учебному и науч- ному процессам вуза. Задача библиотеки – обеспечить возможности эффективного доступа к не- обходимым источникам информации и технологически современные условия работы с ними. Для всех является очевидным, что современная библиотека немыслима без применения новых технологий и связанных с ними новых форм библиотечного и информационно- библиографического обслуживания. Уровень и качество учебного и научного процессов в значи- тельной степени определяется уровнем развития библиотеки. При условии внедрения новых ин- формационных технологий библиотека не только обеспечивает реализацию потребностей всех категорий пользователей в получении самой широкой информации, но одновременно формирует информационную культуру будущих специалистов, что имеет особое значение, поскольку им http://www/dlib.org/dlib/february98/arms/02arms.html Автоматизация вузовских библиотек 63 придется работать в принципиально новых информационных условиях – в условиях информаци- онного общества. Более того, компьютеризированная библиотека, можно сказать, способствует формированию важных сторон информационного мировоззрения: пониманию роли информати- зации в современном обществе, восприятию компьютеров как важнейшего средства получения, хранения, анализа и передачи информации. Информационная культура стала важной частью об- щей профессиональной подготовки специалиста. В Центральной научной библиотеке Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева (ЦНБ МСХА) в последние годы на фоне традиционных форм обслуживания до- кументами в печатной форме все активнее развивается обслуживание с помощью новых инфор- мационных технологий: предоставление информации по электронному каталогу (ЭК), обеспече- ние доступа к отечественным и зарубежным ресурсам через Интернет, внедрение автоматизиро- ванного учета и книговыдачи и т. д. Эта тенденция устойчива и постоянно развивается. Наличие локальной сети и АИБС, позволяющей автоматизировать все основные библиотеч- ные процессы, обрабатывать, хранить и предоставлять данные, дающей возможности коммуни- кативного обмена информации – неотъемлемая составляющая современной библиотеки. Выбор собственной системы для каждой библиотеки индивидуален и зависит от ее специфики и тех за- дач, которые данная библиотека предполагает решать с помощью АИБС. ЦНБ приступила к автоматизации библиотечных процессов в 1991 г. с приобретением двух ПЭВМ типа 286 и программы “Библиотека”, разработанной в МГУ. С 1991 г. ЦНБ прошла несколько этапов развития автоматизации: 1 этап – привыкание, накопление опыта работы с ПЭВМ, первые шаги по созданию ЭК. 2 этап – редактирование ЭК, адаптация запросов пользователей к словарным возможностям программы, овладение навыками создания информационно-поискового образа документа (ИПО). 3 этап – создание локальной сети, подключение к Интернет, получение собственного адреса электронной почты. 4 этап – освоение интерактивных технологий, создание собственных информационных про- дуктов. Интенсивное внедрение информационных технологий, которые координально меняют тра- диционные библиотечные технологии, включая и процессы обслуживания, не могли не повлечь за собой смены АИБС. Была разработана концепция развития ЦНБ, которая предполагала комплекс нововведений, направленных на изменение библиотеки как системы, а именно: • ее техническое оснащение, • программное перевооружение, • изменение структуры библиотеки, • адаптацию традиционных технологий к новым условиям, • качественное улучшение обслуживания пользователей, • повышение роли ЦНБ в информационной среде Академии, • переподготовку кадров, • распространения опыта работы среди вузовских библиотек с.-х. отрасли. В настоящее время ЦНБ располагает 28 ПЭВМ пентиум 2 и 3 поколения объединенных в ЛВС, 2 сервера, выделенный канал связи, что позволило ЦНБ стать полноправным членом внут- ри локальной сети вуза и пользователем Интернет. В 2000 г. мы полностью перешли на АИБС ИРБИС. Освоение новой АИБС проходило постепенно, в течение года, причем шла отработка отдельных библиотечных процессов в соответствии с возможностями отдельных подсистем, разрабатывались отдельные технологические и методические основы для последующей работы персонала библиотеки. На сегодняшний день все основные технологические библиотечные процессы автоматизиро- ваны: от заказа литературы до процессов обслуживания пользователей с использованием иден- тификационного штрихового кода читательского билета, что позволяет фиксировать посещае- мость, учитывать книговыдачу, создавать отчетную документацию, проверять издания на заня- тость, контролировать движение фондов и т. д. В процессе эксплуатации программы ИРБИС мы выявили как достоинства, так и недостатки системы. На сегодняшний день все наши замечания учтены разработчиками, и версия постепен- но приспосабливается к особенностям нашей библиотеки. Юдина О.А. Дунаева Н.В. НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЦНБ МСХА 64 Одним из самых главных информационных ресурсов современной библиотеки является по- прежнему ЭК. Наш ЭК имеет более 50 тыс. записей, неоднократно редактировался. АИБС “ИРБИС” дает возможность использовать информацию, предоставленную в ЭК в режиме реального времени. Пользователь имеет полную информацию о документе: его местонахождении, доступности, о наличии запросов на издание, сделать электронный заказ. Электронный каталог ЦНБ МСХА – это единая БД, где предоставлена информация об учебных изданиях, научных монографиях, статьях, диссертациях, видеоматериалах, компакт-дисках, газетах и журналах. Кроме библио- графической информации наш ЭК предоставляет доступ к полнотекстовым версиям учебно- методических пособий, изданных в МСХА и передаваемых авторами в ЦНБ в электронном виде. Поиск в ЭК эффективен и прост, пользователю предлагается обширный перечень поисковых признаков. Карточный каталог для читателей в ЦНБ МСХА с 2000 г. не ведется. Для поиска но- вых поступлений читатели пользуются только электронным каталогом. С начала 2001 г. библиотека ввела электронную выдачу изданий на абонементе учебной ли- тературы для студентов и преподавателей факультета вечернего и заочного обучения. АРМ “Книговыдача” АИБС “ИРБИС” предлагает принцип регистрации в электронном формуляре чи- тателя выдачи и возврата изданий путем считывания штрихового кода сканером с книги и чита- тельского билета. Программа связывает две записи в электронном каталоге: о читателе и об эк- земпляре. Таким образом, речь идет не только о процессе книговыдачи, а о целом комплексе технологических процессов. Библиотекарь может получать различные сведения о читателях, имеющих задолженность, перечень изданий, часто запрашиваемых читателями. Система кон- тролирует сроки пользования документами, автоматически блокируя книговыдачу задолженни- кам. Кроме того, система автоматически отслеживает количество свободных экземпляров, имеющихся на текущий момент. Доступ к мировым информационным ресурсам заставил нас обратить самое серьезное вни- мание на новый вид информации – электронные издания и возможность предоставления их пользователям. В освоении возможностей Интернет мы шли по пути от простого к сложному. Вначале мы отобрали и систематизировали список бесплатных ресурсов Интернет для использо- вания их как части курса библиотечно-библиографической грамотности с возможностью даль- нейшего использования как нового вида справочно-библиотечного обслуживания. Был состав- лен путеводитель по энциклопедиям, справочникам, каталогам национальных и зарубежных библиотек, издательствам, ретроспективной и текущей библиографии. Наши преподаватели, студенты, научные сотрудники широко используют не только ЭК таких библиотек как РГБ, РНБ, ГПНТБ, БЕН РАН, ЦНСХБ РАСХН, но и возможность получения электронных копий. Наличие WWW-IRBIS/NT дает возможность предоставлять: • в Интернет собственные электронные ресурсы (ЭК, полнотекстовые БД, обучающие про- граммы, электронные учебники и т. д.) • в Интранет каталог предварительных заказов на книги и непериодические издания, каталог периодических изданий. Работая с приложением WWW-IRBIS/NT, сотрудники Академии имеют возможность фор- мировать электронные заказы на литературу непосредственно с рабочих мест. Мы можем с полным основанием сказать, что АИБС “ИРБИС” с ее разнообразными, интег- рированными подсистемами в значительной мере отвечает потребностям крупной вузовской библиотеки. Новые технологии предоставили в наше распоряжение возможности, которых раньше не бы- ло у библиотечных работников. Теперь мы можем объединить ресурсы и опыт, создавать корпо- рации, которые позволяют добиться гораздо большего в рамках профессиональной деятельно- сти. Корпоративные объединения позволяют с максимальным эффектом использовать не только свои информационные ресурсы, но и ресурсы других членов корпораций. Кооперация библиотек складывается на «естественной» основе: на базе специализации, ве- домственной принадлежности, функциональной деятельности. И в этой связи на долю Цен- тральной научной библиотеки Московской сельскохозяйственной академии им.К.А.Тимирязева (ЦНБ МСХА), в силу ведущего положения академии в сельскохозяйственной отрасли, падает особая ответственность. Использование корпоративных технологий в ЦНБ МСХА стало опреде- ляющей тенденцией на настоящем этапе развития автоматизации. ЦНБ МСХА одна из первых библиотек ввела в повседневную практику технологию заимст- Автоматизация вузовских библиотек 65 вования библиографических и авторитетных/нормативных записей, созданных на основе единых стандартов из Сводного каталога библиотек России (СКБР) в рамках программы «Либнет». Это дает нам возможность избежать многократного дублирования работы по каталогизации новых поступлений, унифицировать библиографические записи и обеспечить высокое качество ло- кальных электронных каталогов ЦНБ. Для внедрения технологии заимствования пришлось пере- строить рабочие потоки каталогизации и систематизации, а также изменить уровень мышления сотрудников. В отделе научной обработки литературы созданы три группы, занимающиеся процессами ка- талогизации и систематизации с использованием технологии заимствования записей. Группа 1 занимается непосредственной работой с СКБР, т.е. осуществляет поиск и заимствование необ- ходимой библиографической записи, а также проставляет сиглу ЦНБ в СКРБ. Поиск в СКРБ производится, как правило, с использование индексов ISBN. Заимствование записи осуществляется в формате RUSMARC в соответствии со стандартом ISO 2709. АИБС «ИРБИС», имеющая полнофункциональный конвертор с режимом глобальной корректировки из формата RUSMARC , позволяет свободно импортировать записи во внутрисистемный формат UNIMARC практически без ошибок. Каталогизаторы, входящие в данную группу прошли обучение на 1-ой научно-практической конференции Центра «Либнет» в 2002г. в Ершово, постоянно получают квалифицированные консультации от сотрудников Центра «Либнет» и группы технологов и программистов ГПНТБ России. Группа 2 занимается индексированием ключевых слов, проставлением шифра хранения, эк- землярности, инвентарных номеров, систематических шифров. Индексирование ключевых слов осуществляется только на профильную литературу систематизатором высокой квалификации с использованием тезауруса по сельскому хозяйству, разработанного ЦНСХБ РАСХН. Группа 3 осуществляет контроль правильности библиографического описания, методическое редактиро- вание ошибок, проверяет корректность записей в соответствии со стандартом ISO 2709. Записи на корректность проверяются ежемесячно с использованием программы TESTUNIM. Особо хо- чется подчеркнуть, что каждое рабочее место в отделе оборудовано персональным компьюте- ром. Так как ЦНБ МСХА заимствует записи из СКБР с августа 2002г., то нами собрана статистика по реальному использованию сторонних записей для формирования электронных каталогов и изменению временных затрат на обработку. Вид изданий Процентное соотношение заимствования запи- сей к поступившим документам Научные, научно-популярные 60% Учебные, учебно-методические 70% Художественные 80% Что касается временных затрат, то они следующие: в среднем 1 документ полностью прохо- дит научную обработку за 15-20 минут, что значительно ниже принятых норм обработки доку- ментов. Создание стандартной унифицированной библиографической записи необходимо для нас еще и потому, что в 2002 г. на базе ЦНБ МСХА организован Библиотечно-информационный центр образовательных учреждений Минсельхоза России (БИЦ), основной функцией, которого является создание Сводного электронного каталога учебных и учебно-методических изданий РИО сельскохозяйственных вузов. Сводный электронный каталог БИЦ ведется в АИБС "ИРБИС" с учетом коммуникативного формата RUSMARC сотрудниками ЦНБ МСХА на осно- вании обязательного платного экземпляра. Отличительной особенностью Сводного каталога БИЦ является наличие шифра дисциплин, необходимого для работы с УМО, Учебным отделом вуза, ведения Картотеки книгообеспеченности. Сводный электронный каталог БИЦ выставлен на сайте ЦНБ МСХА. ЦНБ МСХА распространяет БД Сводного каталога на CD-ROM в поиско- вом интерфейсе АИБС "ИРБИС", что дает возможность всеобъемлющего поиска в каталоге, просмотра, печати и выгрузки библиографической записи в форматах RUSMARC, UNIMARC или файлов по стандарту ISO 2709. Сегодня на сервере ЦНБ МСХА выставлены электронные каталоги ряда сельскохозяйствен- ных вузов России с использованием приложения WebIRBIS. Хочется особо подчеркнуть, что библиотеки с.-х. отрасли имеют различное программное обеспечение, в основном - АИБС Юдина О.А. Дунаева Н.В. НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЦНБ МСХА 66 "МАРК", "Библиотека 4.0" под операционной системой MS-DOS, но полнофункциональный конвертор АИБС "ИРБИС" позволяет устранять возникающие проблемы. Доступ из Интернет осуществляется с помощью соответствующего WWW интерфейса (http://www.library.timacad.ru). Внедрение корпоративных технологий в библиотечные процессы позволит ЦНБ МСХА вый- ти на новый уровень обслуживания пользователей и решить задачу обмена информацией и на- полнения собственных электронных ресурсов. Источники и литература 1. Барабанщикова Н.М. Создание и использование корпоративных ресурсов в государственных библиотеках Томской области// «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые тех- нологии и новые формы сотрудничества»: Материалы конф. – М.:ГПНТБ России, 2001. – Т.2. 2. Сукиасян Э.Р. Библиотечные каталоги: Методические материалы. – М.: 2001. 3. Маршак Б.И. проблемы и решения в области автоматизации в корпоративной телекоммуни- кационной библиотечной среде// НТБ, 2001. – № 3. 4. Воройский Ф.С. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: проблемы и решения// НТБ, 2000. – № 2 5. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные сис- темы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. – М.: 1996, Либерия. – 271 с. Чабан К.А. БИБЛИОТЕЧНЫЙ САЙТ: ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА) В статье освещаются вопросы использования библиотечного сайта и связанные с этим реко- мендации по дальнейшему совершенствованию контента рубрик. Аргументируется необходимость постоянного мониторинга как деятельного механизма управления развитием сайта. In article are illuminated questions of the use the library site and connected with this recommendations on the further improvement of the contents of the rubrics. Becomes firmly established need of the constant moni- toring as efficient mechanism of management development site. Прошедшее десятилетие характеризуется активным использованием новых технологий в библиотеках университетов. Каждая из них на определённом этапе освоения автоматизирован- ных технологий и получения доступа к сети Интернет ставит вопросы как об использовании глобальной сети, так и о месте библиотеки в Интернет. О том, каким должен быть библиотечный сайт, издано немало рекомендаций, посвящённых технологии проектирования и поддержки, информационного наполнения и дизайна. В работе над созданием этого информационного продукта в творческом тандеме трудятся не только тех- нические специалисты, но и библиотекари, которые на протяжении многолетней практики знают запросы своей читательской аудитории и непосредственные функции библиотеки вуза. А посему какую информацию и в каком объеме выставить в Сети, решать именно им. Как главных по- ставщиков информации, библиотечных работников интересует её оценка и востребованность. Мониторинг библиотечных страниц 1996 может быть одним из самых важных моментов в от- слеживании актуальности выставленных материалов, в работе над новыми проектами [4, с.13 – 14]. Домашняя страница библиотеки Технологического университета Подолья (http://www.tup.km.ua:8081) появилась в Интернете в 1998 году. Уже тогда она представила ин- формацио о структуре, фондах и услугах библиотеки. За четыре года её объём заметно увели- чился, неоднократно менялся дизайн. В ноябре 2002 была установлена программа http://www.mrunix.net/webalizer/. С её помощью сделан анализ использования сайта по таким па- раметрам: категория пользователей, трафик сайта, тематика запросов, использование конкрет- ных рубрик. Временные рамки ограничены 3 месяцами, начиная с даты появления первых стати- стических сведений в декабре 2002 г. до марта 2003 – даты проведения самого анализа. http://www.library.timacad.ru http://www.tup.km.ua:8081 http://www.mrunix.net/webalizer/