Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике

Цель данной работы –проследить развитие взглядов на психоаналитическую теорию художественного творчества со стороны отечественной критики, принимая во внимание специфику исторического периода и особенности взглядов и позиций самих критиков. Ставится задача рассмотреть основные работы, посвященные ан...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2004
1. Verfasser: Мельниченко, Т.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2004
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73828
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике / Т.В. Мельниченко // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 41-45. — Бібліогр.: 24 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-73828
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-738282025-02-09T20:25:39Z Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике Мельниченко, Т.В. Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Цель данной работы –проследить развитие взглядов на психоаналитическую теорию художественного творчества со стороны отечественной критики, принимая во внимание специфику исторического периода и особенности взглядов и позиций самих критиков. Ставится задача рассмотреть основные работы, посвященные анализу фрейдовской теории искусства. 2004 Article Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике / Т.В. Мельниченко // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 41-45. — Бібліогр.: 24 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73828 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Мельниченко, Т.В.
Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике
Культура народов Причерноморья
description Цель данной работы –проследить развитие взглядов на психоаналитическую теорию художественного творчества со стороны отечественной критики, принимая во внимание специфику исторического периода и особенности взглядов и позиций самих критиков. Ставится задача рассмотреть основные работы, посвященные анализу фрейдовской теории искусства.
format Article
author Мельниченко, Т.В.
author_facet Мельниченко, Т.В.
author_sort Мельниченко, Т.В.
title Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике
title_short Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике
title_full Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике
title_fullStr Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике
title_full_unstemmed Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике
title_sort оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2004
topic_facet Вопросы духовной культуры – ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73828
citation_txt Оценки литературоведческого психоанализа в отечественной критике / Т.В. Мельниченко // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 41-45. — Бібліогр.: 24 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT melʹničenkotv ocenkiliteraturovedčeskogopsihoanalizavotečestvennoikritike
first_indexed 2025-11-30T12:03:16Z
last_indexed 2025-11-30T12:03:16Z
_version_ 1850216753569726464
fulltext Мельниченко ОЦЕНКИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРИТИКЕ Слово «психоанализ» появилось в немецком языке в 1896 году – впервые его употребил венский врач Зигмунд Фрейд. Возникший как метод лечения невротических заболеваний и особый подход к исследова- нию человеческой психики, психоанализ довольно быстро вырос в обширное теоретическое направление в психологии. В своих многочисленных работах Фрейд предложил новый взгляд на человеческую психику, мотивацию душевной жизни и общественного поведения, совершил своеобразный переворот во взглядах на культуру и социально-психологические механизмы общественной жизни. Фрейдовская концепция ху- дожественного творчества оказала большое влияние как на литературную практику, так и на критику. Ли- тературоведческий психоанализ является предметом изучения многих западных и отечественных исследо- вателей. Анализ их работ позволяет не только проследить «эволюцию» взглядов на фрейдизм, но и реше- ние учеными актуального вопроса о месте психоаналитической философии в рамках философских и эсте- тических поисков ХХ века. Изучение психоанализа у нас и на Западе шло различными путями. В то время как западная мысль осваивала наследие Фрейда непрерывно, издавая, изучая и обсуждая его работы, то в отечественной кри- тике этот процесс проходил далеко не так равномерно. В значительной степени это было связано с опре- деленными идеологическими и историческими факторами, определявшими направленность и контекст ис- следований. Цель данной работы – проследить развитие взглядов на психоаналитическую теорию художе- ственного творчества со стороны отечественной критики, принимая во внимание специфику историческо- го периода и особенности взглядов и позиций самих критиков. Ставится задача рассмотреть основные ра- боты, посвященные анализу фрейдовской теории искусства. В отечественном литературоведении наиболее полно проблема истории критики фрейдизма была рас- смотрена Р.Ф. Додельцевым в работе «Фрейд как объект критики в советской эстетике», опубликованной в 1971 г. В своем исследовании мы расширили хронологические рамки рассматриваемого периода (с 1924 по 2000 гг.) и включили в него работы таких критиков, как М.Н. Афасижев, В.Д. Днепров, М.Г. Ярошевский, А.М. Руткевич, А.А. Гугнин, написанные в 80-90-е годы, а также очерк М.М. Бахтина и В.М. Волошинова «Фрейдизм». Это позволило представить отечественную критику фрейдовской концепции художественно- го творчества в более полном объеме, с учетом новейших достижений критической мысли. Первые переводы книг Фрейда появились в России еще до революции. Вплоть до конца 20-х годов его труды активно переводились, издавались и обсуждались, т.е. находились в совершенно нормальном естественном культурно-историческом контексте. Активное обращение к психологии было связано, преж- де всего, с разработкой социально-психологического подхода к проблемам искусства. В полемике с Фрей- дом отечественные философы и искусствоведы пытались сформулировать марксистское понимание пси- хологии искусства. Одной из первых фундаментальных работ, в которой был предложен критический анализ положений психоанализа в рамках теории искусства, была книга Л.С. Выготского «Психология искусства». К сожале- нию, в 20-е гг. его полемика с Фрейдом не состоялась. Написанная в 1924 году, по ряду причин работа была опубликована лишь в 1965 г. Л.С. Выготский подчеркивает важность привлечения психологии к изучению явлений культурной жизни. Психоанализ импонирует ему как попытка анализировать произведение искусства, отвлекаясь от сознательных интерпретаций процессов творчества и восприятия, которые ученый считает «позднейшей рационализацией». Он убежден, что «ближайшие причины художественного эффекта скрыты в бессозна- тельном, и только проникнув в эту область, мы сумеем подойти вплотную к вопросам искусства»[8]. Л.С. Выготский соглашается с утверждением психоанализа о том, что искусство по своему существу есть превращение нашего бессознательного в некие социальные формы. Однако подход к отношению ин- дивидуального и социального у Л.С. Выготского и Фрейда различный. Признавая тождество социальной и индивидуальной психологии, Л.С. Выготский рассматривает всякого индивида как общественного челове- ка. Для Фрейда же всякая общественная психология – это, прежде всего, индивидуальная психология. «Искусство как бессознательное есть только проблема, - утверждает Л.С. Выготский, - искусство как со- циальное разрешение бессознательного – вот наиболее вероятный ответ» [8]. Он критикует Фрейда по двум основным пунктам: 1) понимание содержания психики и 2) интерпре- тация механизма воздействия искусства. Характерное для психоанализа желание свести все решительно проявления человеческой психики к одному сексуальному влечению представляет процесс художествен- ного творчества только как выражение самых древних и консервативных инстинктов. У Фрейда процесс восприятия искусства сводится к простой передаче эмоционального – главным образом бессознательного – содержания души художника. Л.С. Выготский считает, что этот процесс направлен на организацию эмо- ций у зрителя и совершается на социальном фоне и социальных формах. Таким образом, для Фрейда ис- кусство – продукт архаических психических механизмов, для Л.С. Выготского – одна из высших форм че- ловеческого интеллекта. Резкой критике подвергает ученый и понимание психоанализом действие и зна- чение художественной формы и выступает против игнорирования психоанализом роли сознания. Он счи- тает, что «неучет сознательных моментов в переживании искусства стирает совершенно грань между ис- кусством как осмысленной социальной деятельностью и бессмысленным образованием болезненных симптомов у невротиков или беспорядочным нагромождением образов во сне» [8]. В конце главы, посвященной психоанализу, Л.С. Выготский делает довольно оптимистические про- гнозы относительно дальнейшего применения психоаналитического метода, выдвигая при этом целый ряд условий, которые без кардинального изменения своей методологии психоанализ выполнить не может. Ис- следователь благодарен Фрейду за постановку проблемы, за «легализацию» в научных терминах области бессознательного и признания ее важной роли в психологии художественного творчества. Кроме того, он неоднократно подчеркивает ценность не только результата работы Фрейда, но и самого процесса поиска научной истины. С середины 20-х гг. политика все чаще стала оказывать влияние на методологию, с позиций которой критиковались течения западной философской мысли. Оценки ближайшего будущего капитализма, во- просы о попутчиках социалистической революции излишне обостряли тон полемики с Фрейдом, окраши- вали в бесперспективные тона оценку его учения. Попытки объединить теории Фрейда и Маркса были от- вергнуты. При этом все конкретное содержание исследований Фрейда, та реальная социальная проблема- тика, которую он отразил и попытался решить, оказались перечеркнуты. Поскольку работа Л.С. Выготско- го не была известна, первым примером критики психоанализа по проблемам искусства с позиций марк- сизма считается доклад В. Фриче «Фрейдизм и искусство», с которым он выступил в Коммунистической Академии в апреле 1925 года. Фриче рассматривает вопрос о связи явлений культуры с социальными явлениями. При этом для его социологии характерно сведение всех продуктов духа к классовым и экономическим характеристикам, и в теории Фрейда он видит только идеологию. Недостаток такого подхода проявляется, прежде всего, в том, что критик упускает из виду плодотворность психологического анализа самого художественного произве- дения и отношения к нему художника и зрителя. В. Фриче анализирует социальные корни фрейдизма и находит их в трех основных чертах мировоз- зрения буржуазной интеллигенции – эротизме, эстетизме и индивидуализме. Такая точка зрения в значи- тельной мере лишает психоаналитическое учение его специфики, так как эти черты являются основой и других теоретических построений. В. Фриче также связывает фрейдизм с упадком австрийской империи и ее окраинным положением, что необоснованно локализует значение психоанализа и мешает понять рас- пространенность его идей в различных социальных группах, а также научное влияние ряда его концепций. Наиболее убедительна и обширна критика ученым индивидуалистической ориентации Фрейда, а именно, положения о том, что истоком художественного произведения является совокупность индивидуальных психических переживаний художника. Справедливо отвергая ряд концепций фрейдизма, критика В. Фри- че, в свою очередь, не объясняет обусловленности творчества опытом индивидуальных переживаний, а также того, какой психологический материал стоит за художественным произведением. В итоге последовавшей за докладом дискуссии фрейдовская теория искусства была решительно осуж- дена, хотя со стороны некоторых участников и звучали мысли о необходимости и возможности примене- ния отдельных положений психоанализа, изучения непосредственно психологической стороны художе- ственного творчества. Чуть позже вышла статься известного литературного критика А.К. Воронского «Фрейдизм и искус- ство». Его позицию можно назвать более гибкой. А.К. Воронский признает правомерность исследований психологических проблем искусства и отмечает правильность отдельных оценок Фрейдом роли субъек- тивных процессов в творчестве, внимание психоанализа к деталям произведения. Он отмечает, что Фрейд разрушил поверхностно-рационалистический взгляд на человеческую психику и выделяет ряд положи- тельных элементов в учении о динамическом бессознательном. Критик одобрительно отзывается о при- знании роли интуиции и инстинкта в творчестве, иррациональности поступков и действий под влиянием бессознательной стихии. При этом он справедливо считает, что все положительные моменты фрейдизма «большею частью и раньше учитывались марксизмом…, но марксизм никогда не впадал в непомерные преувеличения фрейдизма» [7]. В 1927 году, через 3 года после написания «Психологии искусства» был опубликован критический очерк М.М. Бахтина и В.М. Волошинова «Фрейдизм». М.М. Бахтин выделяет 3 периода в истории развития концепции бессознательного: в первый (1890 – 1897 гг.) она была близка к учению знаменитых французских психиатров и психологов – Шарко, Льебо, Бернгейма и Жанэ. Второй период (1897 – 1914 гг.) характеризуется М.М. Бахтиным как самый важный и самый продолжительный, отличавшийся «трезвой и сухой атмосферой» [5]. В этот период определились все основные и характерные черты фрейдовского учения о бессознательном. В ходе третьего периода (после 1914 года) происходит изменение концепции бессознательного, появляется понятия «Идеала - Я», «общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами» [5]. Сравнивая второй и третий периоды в истории развития психоаналитического учения, М.М. Бахтин, фактически, противопоставляет Фрейда-исследователя Фрейду-философу. Он готов признать заслуги Фрейда в разработке составных частей психоанализа – понятий пола и возраста, выделении и изучении области бессознательного в человеческой психике, в том, что он расширил и обогатил понятие сексуаль- ности. Но ученый решительно отвергает его общепсихологические и философские построения. Фрейдовскую философию культуры М.М. Бахтин рассматривает в рамках всей теории психоанализа, отмечая в ней те же методологические ошибки. Подобно Л.С. Выготскому, он подвергает критике как со- держательную сторону искусства, как ее определяет психоанализ, так и формальную. Опровержению фрейдистских и интуитивистских взглядов посвящена книга «Сознание и творчество» критика В.П. Полонского, опубликованная в 1935 г. В своей критике фрейдистской психологии творчества он убедительно показывает, что принцип удовольствия не исчерпывает механику художественного твор- чества, что социальные, интеллектуальные факторы стоят в искусстве на первом плане, отвергает сведе- ние особенностей художественного произведения к «вытесненной сексуальности писателя» [19]. В.П. По- лонский справедливо подчеркнул роль сознания, художественной техники в творческом процессе и опро- верг мнение о противоположности путей творчества в науке и искусстве. Однако, его утверждение о том, что «научное познание и познание художественное идут рядом, помогая друг другу, отличаясь одно от другого доминантой» [19] таит в себе опасность свести процессы создания художественного произведения исключительно к деятельности ума, приравнять искусство к науке и предоставить решающее слово логике в ущерб психологии. 4 июля 1936 г. было опубликовано Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в си- стеме Наркомпроссов», что фактически стало датой «официального» запрещения психоанализа в СССР. С этого времени из эстетики исчезают все психологические аспекты. Критика Фрейда обрывается, обсужде- ние проблематики его трудов прекращается. Кроме того, в 20-е годы, когда вышло большинство советских критических работ о фрейдовской концепции искусства, не были известны последние теоретические ста- тьи Фрейда. Нельзя было еще выявить основные принципы фрейдизма, так как даже его «ревизионисты», появившиеся в 30-е годы, определили свои взаимоотношения с классическим психоанализом лишь в по- слевоенный период. В 50-е гг. в новой атмосфере идеологической и научной жизни страны вновь усилился интерес к фрейдистской теории искусства. В 1958 г. вышла статья профессора Ф.В. Бассина «Фрейдизм в свете со- временных научных дискуссий», в которой была сделана попытка дать оценку фрейдизма на основе новых научных фактов, показать возможности более широкого понимания импульсов художественного творче- ства и связи личности художника с тканью его художественных произведений. И хотя психологию искусства Фрейда продолжали критиковать в значительной мере с идеологической стороны, все же в работах критиков наметилась тенденция обратиться к проблемной стороне фрейдизма, которая, собственно, и обусловила его влияние в среде прогрессивной художественной интеллигенции. В 1970 г. выходит книга критика В.Д. Днепрова «Литература и нравственный опыт человека. Размыш- ления о современной зарубежной литературе», в которой автор обращается к фрейдовской трактовке про- блемы соотношения в человеческой личности добра и зла, к концепции их бессознательного, природного происхождения. Критик считает, что, выделив в структуре человеческой личности область «Супер-Эго», которая является носителем морали, Фрейд тем самым подключил бессознательное к социальному. В.Д. Днепров глубоко убежден, что точно так же и агрессивные, разрушительные бессознательные импульсы необходимо рассматривать только в социальном контексте. В.Д. Днепров признает полезность использования психоанализа для того, чтобы отразить в художе- ственном творчестве переплетенность душевных процессов, участие бессознательных мотивов поведения, сложность внутренней структуры личности, специфичность и роль сексуальных моментов в человеческой жизни, отмечает стремление психоанализа охватить цельную личность. Он признает его заслугу в каче- стве «свидетеля болезни», указывая, что «фрейдистская «модель» личности … дает … описание противо- речий личности в современном буржуазном обществе» [11]. В.Д. Днепров справедливо указывает на огра- ниченность использования психоанализа в искусстве. В его критике проявляется тенденция рассматривать художественное произведение не только сквозь призму социально-экономических и классовых отноше- ний, но и с учетом его специфичности, связанной с неповторимостью внутреннего мира художника, с вы- ражением определенных, иногда болезненных, общественных психологических коллизий. В последующие годы полемика с Фрейдом по самым разнообразным проблемам занимала в отече- ственной научной литературе немалое место. В начале 70-х гг. появился целый ряд статей, рассматрива- ющих его теорию искусства. Наиболее полное и всестороннее освещение проблемы психоаналитической интерпретации художественного творчества нашли в работах М.Н. Афасижева и Р.Ф. Додельцева. Теоре- тический спор с Фрейдом был перенесен из области идеологии в конкретно-проблемную сферу. Критикуя фрейдовскую теорию символов и фантазии, М.Н. Афасижев приходит к выводу о том, что теория художественного творчества Фрейда пасует перед практикой искусства, что Фрейд не смог пока- зать самого главного – как происходит оформление бессознательного в произведениях искусства. Но вы- двинутая критиком аргументация не объясняет, в чем же заключается и чем обуславливается то, по его словам, «огромное воздействие» [1], которое оказала на буржуазную мысль психоаналитическая теория художественного творчества и психосоциология Фрейда. В конце 60-х – начале 70-х гг. были опубликованы статьи Р.Ф. Додельцева, а его предисловие к книге «Художник и фантазирование», написанное в 1995 году, является своеобразным итогом его размышлений, а также свидетельствует о том, что интерес к психоанализу со стороны современной критики не утрачен. Основной тенденцией является уже не «разбор» отдельных, безусловно, во многом спорных и методоло- гически неверных положений фрейдовской концепции, а анализ ее «сильных» сторон. Для исследователя характерно стремление показать общечеловеческую ценность открытий Фрейда, подчеркнуть те методо- логические положения, которые имели значение для дальнейшего развития психологии, эстетики и теории искусства, выделить, прежде всего, гуманистический характер психоанализа, его попытки решить про- блему человеческой личности в рамках современной культуры. «Фрейд показал, что разум – ценнейшее и человечнейшее из качеств человека – сам подвержен искажающему воздействию страстей и только пони- мание этих страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума и возвел в руководящий принцип новой терапии слова: «Истина сде- лает вас свободными» [16]. В 90-е гг. вновь были переизданы многие работы З. Фрейда, в определенной мере изменился подход к психоанализу. В частности, психолог проф. М.Г. Ярошевский свою вступительную статью к книге З. Фрейда «Психология бессознательного» назвал: «Зигмунд Фрейд – выдающийся исследователь психиче- ской жизни человека». М.Г. Ярошевский отмечает гуманистическую направленность психоанализа, утверждая, что «сознание является, в конечном счете, главным рычагом терапии, главной опорой доктора Фрейда, имя которого в истории культуры поглотило понятие о бессознательном» [24]. Однако о фрейдовской философии культуры он высказывается достаточно определенно, считая, что путь приложения понятий психоанализа к коренным вопросам религии, морали, истории общества оказал- ся тупиковым. Подобно Л.С. Выготскому и ряду других критиков, он утверждает, что именно социальные отношения людей определяют, в итоге, психическую жизнь личности, в том числе и мотивы ее поведения. Весьма интересны в этом отношении и работы А.А. Гугнина «Загадки и парадоксы Зигмунда Фрейда» и «Зигмунд Фрейд – повторение пройденного?». Он считает, что значение «литературоведческих» и «ис- кусствоведческих» работ Фрейда сегодня трудно определить однозначно. Отдельные работы, как, напри- мер, «Остроумие и его отношение к бессознательному» до сих пор сохраняют свое первопроходческое значение в силу широты и глубины постановки проблемы, комплексного и оригинального ее рассмотре- ния. Другие следует читать с учетом достижений современной науки. Впервые в литературе о психоанали- зе А.А. Гугнин высказывает чрезвычайно интересную мысль о значении самоанализа Фрейда для построе- ния его теории. Сам Фрейд выстраивает генеалогическую схему психоанализа следующим образом: «Я начинал с наблюдений над самим собой, затем над другими и в конце концов осмелился перенести мои наблюдения на все человечество в целом» [9]. А.А. Гугнин полагает, что ценность психоанализа и сегодня еще покоится на беспримерной остроте и глубине самонаблюдения. Фрейд и его учение при жизни удостоились необычайно высоких оценок как со стороны творческой интеллигенции (к восьмидесятилетнему юбилею Фрейду была вручена папка с пожеланиями счастья и здоровья от 191 писателя и художника), так и многих выдающихся ученых (А. Эйнштейн, П.И. Капица). Профессор А.И. Белкин в предисловии к одному из новейших изданий Фрейда отметил: «Специфика тру- дов Фрейда – это не научная логика, а скорее, неведомый до сих пор стиль мышления, дающий обильные всходы. Ведь в психоанализе есть нечто такое, что будит творческую мысль даже тогда, когда оппонент отвергает учение» [12]. Подводя итоги, следует прежде всего отметить неослабевающий интерес отечественной критики к фрейдовской концепции художественного творчества, ее связь с самыми актуальными и животрепещу- щими вопросами современности. Признавая неадекватность применения отдельных положений психоана- лиза при интерпретации художественных произведений и решении вопроса о психологических корнях ис- кусства, отечественная критика подчеркивает общую гуманистическую направленность и личностную ориентацию фрейдовской концепции. Источники и литература 1. Афасижев М.Н. Фрейдистская теория художественного творчества // Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. - М: Наука, 1968. – 154 с. 2. Афасижев М.Н. Фрейдизм и кризис современного буржуазного искусствознания //О современной буржуазной эстетике. – 1976. Вып. 4. – с. 200-225. 3. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М: ВШ, 1990. – 174 с. 4. Бассин Ф.В. Фрейдизм в свете современных научных дискуссий // Вопросы психологии. – 1958. – № 5. – с. 13-36. 5. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. – М: Лабиринт, 2000. – 638 с. 6. Белкин А.И. Зигмунд Фрейд: возрождение в СССР? // З. Фрейд. Избранное. – М., 1989. – 215 с. 7. Воронский А.К. Фрейдизм и искусство // Избранные статьи о литературе. – М: Худ. лит., 1982. – 527 с. 8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М: Педагогика, 1987. – 343 с. 9. Гугнин А.А. Зигмунд Фрейд – повторение пройденного? // Вопросы литературы. - 1990. - №8. - С. 150- 160. 10. Гугнин А.А. Загадки и парадоксы Зигмунда Фрейда // З. Фрейд. По ту сторону принципа удоволь- ствия. – М: Прогресс, 1992. – 342 с. 11. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. Размышления о современной зарубежной литературе. – Л: Сов. писатель, Ленинградское отделение, 1970. – 424 с. 12. . Днепров В.Д. С единой точки зрения. Л: Сов. писатель, Ленинградское отделение, 1989. – 372 с. 13. Днепров В.Д. Эстетика низменного // Вопросы литературы. – 1961. – № 5. – с. 76-95. 14. Додельцев Р.Ф. Фрейд как объект критики в советской эстетике // Вопросы эстетики. – 1971. – № 9. – с. 279 – 296. 15. Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении З. Фрейда // О современной буржуазной эстети- ке. – М: Искусство, 1972. – Вып. 3. – с.45-68 16. Додельцев Р.Ф. Психоанализ искусства// З. Фрейд. Художник и фантазирование. – Изд-во «Республи- ка», 1995. – 400 с. 17. Кондрашенко В.Т. Зигмунд Фрейд и психоанализ // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – 600 с. 18. Кривцун О. Художник ХХ века. Поиски смысла творчества. http://www.deol.ru/users/krivtsun/ 19. Полонский В.П. Сознание и творчество. – Л: Изд-во писателей, 1934. – 215 с. 20. Руткевич А.М. Философия культуры З. Фрейда // З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. – М: Ре- нессанс, 1992. – 315 с. 21. Руткевич А.М. Мятежный век одной теории // Новый мир. – 1990. - №1. – с. 259-274. 22. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М: Наука, 1990. – 455 с. 23. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. – С. Петербург. Изд-во международ- ного фонда истории науки, 1993. – 300 с. 24. Ярошевский М.Г. Зигмунд Фрейд – выдающийся исследователь психической жизни человека // З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений. – М: Просвещение, 1989. – 448 с. http://www.deol.ru/users/krivtsun/