Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан

Целью данной работы является освещение проблемы возвращения и обустройства депортированных в Автономной Республике Крым. В работе рассмотрены концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2004
1. Verfasser: Сейдаметова, Л.Д.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2004
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73874
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан / Л.Д. Сейдаметова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 129-132. — Бібліогр.: 1 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-73874
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-738742025-02-09T23:26:26Z Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан Сейдаметова, Л.Д. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Целью данной работы является освещение проблемы возвращения и обустройства депортированных в Автономной Республике Крым. В работе рассмотрены концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных. 2004 Article Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан / Л.Д. Сейдаметова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 129-132. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73874 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сейдаметова, Л.Д.
Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан
Культура народов Причерноморья
description Целью данной работы является освещение проблемы возвращения и обустройства депортированных в Автономной Республике Крым. В работе рассмотрены концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных.
format Article
author Сейдаметова, Л.Д.
author_facet Сейдаметова, Л.Д.
author_sort Сейдаметова, Л.Д.
title Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан
title_short Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан
title_full Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан
title_fullStr Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан
title_full_unstemmed Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан
title_sort проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2004
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73874
citation_txt Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан / Л.Д. Сейдаметова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 129-132. — Бібліогр.: 1 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT seidametovald problemavozvraŝeniâikonceptualʹnyeaspektyprogrammyfinansirovaniâimaterialʹnotehničeskogoobespečeniâdeportirovannyhgraždan
first_indexed 2025-12-01T17:47:17Z
last_indexed 2025-12-01T17:47:17Z
_version_ 1850328996665884672
fulltext Сейдаметова Л.Д. ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕПОРТИРОВАННЫХ ГРАЖДАН Актуальность. Депортированные народы являются ключевым элементом в «головоломке» сохране- ния этнического мира в Крыму – мира, который выдержал испытания времени, несмотря на пророчества (особенно распространенные в начале и в середине 90-х) о противоположном. Решение проблемы репа- триантов в Украине зависит от того, смогу ли все заинтересованные стороны выйти за границу спорных политических и идеологических подходов при рассмотрении многочисленных проблем, которые стоят пе- ред ними. Большое внимание проблеме возвращения и обустройства депортированных граждан было уделено в работах Габриляна О.А., Ефимова С.А., Зарубина В.Г., Кислого А.Е., Мальгина А.В., Никифоров А.Р., Павлова В.М., Петрова В.П. Крымские репатрианты: депортация, возвращение и обустройство. В данной работе дан анализ этапов процесса возвращения и обустройства граждан, ранее депортированных из Кры- ма. Целью данной работы является освещение проблемы возвращения и обустройства депортированных в Автономной Республике Крым. В работе рассмотрены концептуальные аспекты программы финансирова- ния и материально-технического обеспечения депортированных. Исходя из вышеизложенного, в данной статье будут поставлены следующие задачи:  рассмотрены проблемы возвращения и процесс финансирования депортированных граждан;  проанализирована программа материально-технического обеспечения репатриантов. Процесс возращения репатриантов на свою историческую Родину начался в конце 80-х годов. Конец восьмидесятых годов это период кардинальных изменений, период перестройки и ускорения, провозглашенный Горбачевым в СССР. Перестройка, начавшаяся в Советском Союзе, позволяла надеять- ся на позитивное решение вопросов, связанных со снятием ограничений на возращение в Крым депорти- рованных граждан разных национальностей. Важным этапом на пути возращения репатриантов стал I Съезд народных депутатов СССР, прохо- дивший в мае-июне 1989 г. Его отличительной чертой явилось появление реальной оппозиции. На одном из первых заседаний – 12 июля 1989 года была избрана комиссия по проблемам крымскота- тарского народа под председательством Геннадия Яеаева. Деятельность комиссии продолжалась четыре с половиной месяца и завершилось «Выводами и пред- ложениями», одобренными постановлением Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. В этот момент определяется ряд мер правового, организационного и социально-экономического характера, призванных удовлетворить требования депортированных граждан, в том числе:  полная политическая реабилитация крымскотатарского народа;  отмена всех нормативных актов репрессивного и дискриминационного характера;  обеспечение прав крымскотатарского народа на возращение в места своего исторического прожива- ния;  принятие комплексной государственной программы возращения и обустройства крымскотатарского народа;  создание специальной комиссии Совета Министров СССР для практического осуществления этих ме- роприятий;  восстановление автономии Крыма путем образования Крымской АССР в составе Украинской ССР, как многонационального образования;  развитие Крыма как всесоюзной здравницы в увязке этого процесса с решением проблемы возраще- ния крымскотатарского народа;  объективное освещение в пропагандистской и политико-воспитательной работе исторических собы- тий, в том числе периода Великой Отечественной войны, формирование у населения Крыма понима- ния того, что восстановление прав крымских татар не будет осуществляться. На втором заседании комиссии обсуждался проект первоочередных мероприятий по обеспечению расселения и трудоустройства крымских татар, прибывших в Крымскую область, в неорганизованном по- рядке, а также вопрос о создании необходимых условий для их возращения в Крым. На том же заседании был одобрен первый вариант проекта концепции комплексной государственной программы возращения крымских татар на постоянное жительство в Крым, разработанный и представленный Советом Министров Украинской ССР с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также представителей крым- скотатарского народа. Концепция комплексной государственной программы определяло систему политических, правовых, экономических, социальных и культурных мер, направленных на восстановление прав, возращение и обу- стройство крымскотатарского народа. Предполагалось три формы добровольного возвращения:  индивидуальная (без государственного обеспечения);  групповая (на основе организации различных кооперативов, семейной аренды и т.д.);  государственно-организационная в соответствии с разработанным графиком (с одновременным реше- нием вопросов трудоустройства, обеспечения жильем, развития социальной инфраструктуры). Причем ее осуществлением планировалось начать в 1991 году и завершить в основном к 1996 году. Расселение возвращающихся семей планировалось как в существующих городах и поселках, так и в заброшенных деревнях, а также заново формирующихся населенных пунктах. Однако, дальнейшее развитие собы- тий показало, что ввести процесс возвращения в организованные и регулируемые формы не удалось, как не удалось и завершить его в намеченные сроки. Для разрешения практических вопросов размещения и обустройства репатриантов в государственную программу предполагалось включить мероприятия, направленные на создание новых производственных мощностей и рабочих мест. Намечалось решить вопросы финансирования и обеспечения конкретных за- даний программы необходимыми материальными и производственными ресурсами, производственными и непроизводственными товарами за счет союзных и республиканских фондов пропорционально выбываю- щему из РСФСР, Узбекистана, Казахстана, и Таджикистана крымскотатарскому населению. Были преду- смотрены меры по возрождению национального языка, культуры, подготовке кадров. Общий контроль за выполнением программы и координации деятельности союзных и республиканских министерств и ве- домств возлагались на Государственную комиссию Совета Министров СССР по проблемам крымскота- тарского народа, а также на соответствующие комиссии, созданные при Советах Министров РСФСР, Украинской, Узбекской и Таджикской ССР. Хотя комиссия и прекратило свое существование, но она внесла определенный вклад в дело возвра- щения и обустройства депортированных граждан. Благодаря ее усилиям из государственного бюджета СССР впервые были выделены средства для строительства жилья и объектов социально-культурной сфе- ры, началось выделение земельных участков, кредитов на индивидуальное строительство, средства для оплаты проезда и перевоза багажа возвращающимся в Крым репатриантам. В тот же период в Крыму со- здаются первые государственные структуры, задачей которых стало решение практических вопросов, свя- занных с возвращением и обустройством депортированных граждан. Последним документом союзного значения по проблемам, связанным с возвращением крымских та- тар, в августе 1991 г. было принято Постановление Кабинета Министров СССР «Об организованном воз- вращении крымских татар в Крымскую АССР и гарантиях их обустройства», которое устанавливало зна- чительные льготы и компенсации репатриантам, однако в силу известных причин оно осталось на бумаге. Несмотря на действие постановления Совета Министров СССР № 1476 «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края» в конце восьмиде- сятых годов процесс неорганизованного возращения крымских татар в Крым приобрели массовый харак- тер. По данным статистики в Крыму к весне 1988 г. общее число крымских татар составляло 17,5 тысяч человек, то по данным переписи населения СССР на 1 января 1989 г. численность крымских татар состав- ляла уже 38,3 тыс. человек, в мае 1990 года в Крымской области насчитывалось уже 83,1 тысяч крымских татар. По данным ГУ МВД Украины в Крыму на численность крымскотатарского населения на 2001 со- ставляет 260 тысяч человек. Столь высокие темпы возращения поставили перед местными органами власти и управления Крым- ской области серьезные проблемы, усугубляемые общим ухудшением экономической ситуации в стране. Общее ухудшение экономической ситуации в стране не могло не коснуться и Украины. На экономику Украины тяжелым бременем легла забота об украинцах, проживавших ранее в Чернобыльской зоне. Необходимость переселения жителей из зоны бедствия потребовало мобилизации огромных материаль- ных и финансовых ресурсов, а также привлечение значительных мощностей строительной индустрии. Крым, в силу сложившихся обстоятельств, также не был готов к приему новых переселенцев. Здесь, как и всюду, отмечался повсеместный дефицит продовольственных и промышленных товаров. Наиболее острой проблемой в Крыму остается проблема жилья. По данным Госкомстата Крыма в 1989 году в очере- ди на получение жилья стояла более 159 тысяч семей, еще примерно 100 тысяч человек проживали в об- щежитиях. Таким образом, к началу массового переселения в жилье остро нуждалось около 600 тысяч че- ловек или четверть от общей численности, проживающих на территории Крыма крымчан. Поскольку социальная инфраструктура области Крыма уже не справлялась с обслуживанием населе- ния, а также многомиллионного контингента туристов и отдыхающих, то возникла необходимость в ко- ренной реконструкции и крупных инвестициях. Меры, предпринимаемые местными властями, не успевали за темпами роста населения из числа ранее депортированных. Несовершенство действующего на тот момент законодательства, не учитывающего экс- тремальной ситуации, зачастую не позволяло использовать даже имеющиеся на тот момент возможности для обустройства и расселения лиц ранее депортированных из Крыма. Примером может служить кредито- вания индивидуального жилищного строительства. В 1990 году целевым путем на предоставление креди- тов под индивидуальное жилищное строительство было выделено 20 млн. руб., однако освоено было лишь 9 млн. руб., поскольку основной причиной, по которой Программа по кредитованию не была выполнена является то, что кредит мог получить только работающий переселенец, в то время как большинство репа- триантов не имели возможности трудоустроится сразу же по возращению в Крым. Таким образом, процесс массового переселения репатриантов в Крым заставил Совет Министров Крыма внести коррективы в программу организованного переселения крымских татар на территорию рес- публики, определить новые районы и населенные пункты для их компактного расселения. С учетом рас- тущего количества репатриантов были произведены расчеты объемов строительства жилья, объектов со- циально-культурной сферы, инженерных сетей и коммуникаций, а также определены дополнительные по- требности в развитии учреждений здравоохранения, народного образования, торговли. Руководство Крымской области, а затем Крымской АССР неоднократно обращалось в вышестоящие органы, добиваясь завершение разработки Государственной программы возращения крымских татар, вы- полнение общесоюзных и республиканских обязательств по поставкам в Крым строительных материалов, техники, автотранспорта, решения правовых аспектов возращения и обустройства депортированных граж- дан, усиления контроля за освоением ресурсов, но эти усилия не всегда находили понимания в центре. Накануне распада СССР процесс массового возращения репатриантов в Крым достиг своего апогея и Украина, объявившая о своей независимости осталась один на один с проблемой репатриации. С обретением независимости перед Украиной встала проблема выбора модели этнополитического развития. Это проблема была на тот момент актуальной прежде всего потому, что межэтнические отноше- ния в полиэтническом государстве, каким является Украина, представляют собой важный фактор нацио- нальной безопасности, потому что они выступают важным элементом общественного согласия и объек- тивной предпосылкой целостности государства. Политика государства, проводимая в отношении «национальных меньшинств», играет огромную роль при любом типе государственного устройства. Основными направления этой политики, которые непо- средственно касаются этнических групп являются унифицирующая или (ассимилирующая) политика и политика культурного плюрализма. Существующее национальное законодательство Украины, в целом, соответствует международным стандартам в части обеспечения прав национальных меньшинств. В отли- чии от государств Балтии, в Украине, где принят нулевой принцип гражданства (т.е. все живущие на тер- ритории государства, независимо от национальности и времени проживания, получили гражданство) дает пример плюралистической политики, закрепленной в Декларации прав национальностей Украины, Законе «О национальных меньшинствах в Украине» и Конституции страны. После того как Украина вступила в Совет Европы ее ответственность за поддержание безопасности и стабильности в регионе, в том числе за соблюдение прав этнических меньшинств и других обязательств возросла еще более. Украиной разработана собственная инвестиционная Программа, направленная на обустройство, граж- дан ранее депортированных из Крыма. Вместе с тем объем предстоящих затрат, наглядно свидетельство- вал о том, что ни Крым, ни Украина не в состоянии самостоятельно профинансировать и реализовать про- грамму возращения и обустройства репатриантов в Крыму. Источники и литература 1. Габрилян О.А., Ефимов С.А., Зарубин В.Г., Кислый А.Е., Мальгин А.В., Никифоров А.Р., Павлов В.М., Петров В.П. Крымские репатрианты: депортация, возвращение и обустройство. – Стмферополь: Издательский Дом «Амена», 1998. – 340 с.