Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан
Целью данной работы является освещение проблемы возвращения и обустройства депортированных в Автономной Республике Крым. В работе рассмотрены концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных....
Gespeichert in:
| Datum: | 2004 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2004
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73874 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан / Л.Д. Сейдаметова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 129-132. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-73874 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-738742025-02-09T23:26:26Z Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан Сейдаметова, Л.Д. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Целью данной работы является освещение проблемы возвращения и обустройства депортированных в Автономной Республике Крым. В работе рассмотрены концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных. 2004 Article Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан / Л.Д. Сейдаметова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 129-132. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73874 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Сейдаметова, Л.Д. Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан Культура народов Причерноморья |
| description |
Целью данной работы является освещение проблемы возвращения и обустройства депортированных в Автономной Республике Крым. В работе рассмотрены концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных. |
| format |
Article |
| author |
Сейдаметова, Л.Д. |
| author_facet |
Сейдаметова, Л.Д. |
| author_sort |
Сейдаметова, Л.Д. |
| title |
Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан |
| title_short |
Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан |
| title_full |
Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан |
| title_fullStr |
Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан |
| title_full_unstemmed |
Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан |
| title_sort |
проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2004 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/73874 |
| citation_txt |
Проблема возвращения и концептуальные аспекты программы финансирования и материально-технического обеспечения депортированных граждан / Л.Д. Сейдаметова // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 47. — С. 129-132. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT seidametovald problemavozvraŝeniâikonceptualʹnyeaspektyprogrammyfinansirovaniâimaterialʹnotehničeskogoobespečeniâdeportirovannyhgraždan |
| first_indexed |
2025-12-01T17:47:17Z |
| last_indexed |
2025-12-01T17:47:17Z |
| _version_ |
1850328996665884672 |
| fulltext |
Сейдаметова Л.Д.
ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ПРОГРАММЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕПОРТИРОВАННЫХ ГРАЖДАН
Актуальность. Депортированные народы являются ключевым элементом в «головоломке» сохране-
ния этнического мира в Крыму – мира, который выдержал испытания времени, несмотря на пророчества
(особенно распространенные в начале и в середине 90-х) о противоположном. Решение проблемы репа-
триантов в Украине зависит от того, смогу ли все заинтересованные стороны выйти за границу спорных
политических и идеологических подходов при рассмотрении многочисленных проблем, которые стоят пе-
ред ними.
Большое внимание проблеме возвращения и обустройства депортированных граждан было уделено в
работах Габриляна О.А., Ефимова С.А., Зарубина В.Г., Кислого А.Е., Мальгина А.В., Никифоров А.Р.,
Павлова В.М., Петрова В.П. Крымские репатрианты: депортация, возвращение и обустройство. В данной
работе дан анализ этапов процесса возвращения и обустройства граждан, ранее депортированных из Кры-
ма.
Целью данной работы является освещение проблемы возвращения и обустройства депортированных в
Автономной Республике Крым. В работе рассмотрены концептуальные аспекты программы финансирова-
ния и материально-технического обеспечения депортированных.
Исходя из вышеизложенного, в данной статье будут поставлены следующие задачи:
рассмотрены проблемы возвращения и процесс финансирования депортированных граждан;
проанализирована программа материально-технического обеспечения репатриантов.
Процесс возращения репатриантов на свою историческую Родину начался в конце 80-х годов.
Конец восьмидесятых годов это период кардинальных изменений, период перестройки и ускорения,
провозглашенный Горбачевым в СССР. Перестройка, начавшаяся в Советском Союзе, позволяла надеять-
ся на позитивное решение вопросов, связанных со снятием ограничений на возращение в Крым депорти-
рованных граждан разных национальностей.
Важным этапом на пути возращения репатриантов стал I Съезд народных депутатов СССР, прохо-
дивший в мае-июне 1989 г. Его отличительной чертой явилось появление реальной оппозиции.
На одном из первых заседаний – 12 июля 1989 года была избрана комиссия по проблемам крымскота-
тарского народа под председательством Геннадия Яеаева.
Деятельность комиссии продолжалась четыре с половиной месяца и завершилось «Выводами и пред-
ложениями», одобренными постановлением Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. В этот момент
определяется ряд мер правового, организационного и социально-экономического характера, призванных
удовлетворить требования депортированных граждан, в том числе:
полная политическая реабилитация крымскотатарского народа;
отмена всех нормативных актов репрессивного и дискриминационного характера;
обеспечение прав крымскотатарского народа на возращение в места своего исторического прожива-
ния;
принятие комплексной государственной программы возращения и обустройства крымскотатарского
народа;
создание специальной комиссии Совета Министров СССР для практического осуществления этих ме-
роприятий;
восстановление автономии Крыма путем образования Крымской АССР в составе Украинской ССР,
как многонационального образования;
развитие Крыма как всесоюзной здравницы в увязке этого процесса с решением проблемы возраще-
ния крымскотатарского народа;
объективное освещение в пропагандистской и политико-воспитательной работе исторических собы-
тий, в том числе периода Великой Отечественной войны, формирование у населения Крыма понима-
ния того, что восстановление прав крымских татар не будет осуществляться.
На втором заседании комиссии обсуждался проект первоочередных мероприятий по обеспечению
расселения и трудоустройства крымских татар, прибывших в Крымскую область, в неорганизованном по-
рядке, а также вопрос о создании необходимых условий для их возращения в Крым. На том же заседании
был одобрен первый вариант проекта концепции комплексной государственной программы возращения
крымских татар на постоянное жительство в Крым, разработанный и представленный Советом Министров
Украинской ССР с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также представителей крым-
скотатарского народа.
Концепция комплексной государственной программы определяло систему политических, правовых,
экономических, социальных и культурных мер, направленных на восстановление прав, возращение и обу-
стройство крымскотатарского народа. Предполагалось три формы добровольного возвращения:
индивидуальная (без государственного обеспечения);
групповая (на основе организации различных кооперативов, семейной аренды и т.д.);
государственно-организационная в соответствии с разработанным графиком (с одновременным реше-
нием вопросов трудоустройства, обеспечения жильем, развития социальной инфраструктуры). Причем
ее осуществлением планировалось начать в 1991 году и завершить в основном к 1996 году. Расселение
возвращающихся семей планировалось как в существующих городах и поселках, так и в заброшенных
деревнях, а также заново формирующихся населенных пунктах. Однако, дальнейшее развитие собы-
тий показало, что ввести процесс возвращения в организованные и регулируемые формы не удалось,
как не удалось и завершить его в намеченные сроки.
Для разрешения практических вопросов размещения и обустройства репатриантов в государственную
программу предполагалось включить мероприятия, направленные на создание новых производственных
мощностей и рабочих мест. Намечалось решить вопросы финансирования и обеспечения конкретных за-
даний программы необходимыми материальными и производственными ресурсами, производственными и
непроизводственными товарами за счет союзных и республиканских фондов пропорционально выбываю-
щему из РСФСР, Узбекистана, Казахстана, и Таджикистана крымскотатарскому населению. Были преду-
смотрены меры по возрождению национального языка, культуры, подготовке кадров. Общий контроль за
выполнением программы и координации деятельности союзных и республиканских министерств и ве-
домств возлагались на Государственную комиссию Совета Министров СССР по проблемам крымскота-
тарского народа, а также на соответствующие комиссии, созданные при Советах Министров РСФСР,
Украинской, Узбекской и Таджикской ССР.
Хотя комиссия и прекратило свое существование, но она внесла определенный вклад в дело возвра-
щения и обустройства депортированных граждан. Благодаря ее усилиям из государственного бюджета
СССР впервые были выделены средства для строительства жилья и объектов социально-культурной сфе-
ры, началось выделение земельных участков, кредитов на индивидуальное строительство, средства для
оплаты проезда и перевоза багажа возвращающимся в Крым репатриантам. В тот же период в Крыму со-
здаются первые государственные структуры, задачей которых стало решение практических вопросов, свя-
занных с возвращением и обустройством депортированных граждан.
Последним документом союзного значения по проблемам, связанным с возвращением крымских та-
тар, в августе 1991 г. было принято Постановление Кабинета Министров СССР «Об организованном воз-
вращении крымских татар в Крымскую АССР и гарантиях их обустройства», которое устанавливало зна-
чительные льготы и компенсации репатриантам, однако в силу известных причин оно осталось на бумаге.
Несмотря на действие постановления Совета Министров СССР № 1476 «Об ограничении прописки
граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края» в конце восьмиде-
сятых годов процесс неорганизованного возращения крымских татар в Крым приобрели массовый харак-
тер. По данным статистики в Крыму к весне 1988 г. общее число крымских татар составляло 17,5 тысяч
человек, то по данным переписи населения СССР на 1 января 1989 г. численность крымских татар состав-
ляла уже 38,3 тыс. человек, в мае 1990 года в Крымской области насчитывалось уже 83,1 тысяч крымских
татар. По данным ГУ МВД Украины в Крыму на численность крымскотатарского населения на 2001 со-
ставляет 260 тысяч человек.
Столь высокие темпы возращения поставили перед местными органами власти и управления Крым-
ской области серьезные проблемы, усугубляемые общим ухудшением экономической ситуации в стране.
Общее ухудшение экономической ситуации в стране не могло не коснуться и Украины. На экономику
Украины тяжелым бременем легла забота об украинцах, проживавших ранее в Чернобыльской зоне.
Необходимость переселения жителей из зоны бедствия потребовало мобилизации огромных материаль-
ных и финансовых ресурсов, а также привлечение значительных мощностей строительной индустрии.
Крым, в силу сложившихся обстоятельств, также не был готов к приему новых переселенцев. Здесь,
как и всюду, отмечался повсеместный дефицит продовольственных и промышленных товаров. Наиболее
острой проблемой в Крыму остается проблема жилья. По данным Госкомстата Крыма в 1989 году в очере-
ди на получение жилья стояла более 159 тысяч семей, еще примерно 100 тысяч человек проживали в об-
щежитиях. Таким образом, к началу массового переселения в жилье остро нуждалось около 600 тысяч че-
ловек или четверть от общей численности, проживающих на территории Крыма крымчан.
Поскольку социальная инфраструктура области Крыма уже не справлялась с обслуживанием населе-
ния, а также многомиллионного контингента туристов и отдыхающих, то возникла необходимость в ко-
ренной реконструкции и крупных инвестициях.
Меры, предпринимаемые местными властями, не успевали за темпами роста населения из числа ранее
депортированных. Несовершенство действующего на тот момент законодательства, не учитывающего экс-
тремальной ситуации, зачастую не позволяло использовать даже имеющиеся на тот момент возможности
для обустройства и расселения лиц ранее депортированных из Крыма. Примером может служить кредито-
вания индивидуального жилищного строительства. В 1990 году целевым путем на предоставление креди-
тов под индивидуальное жилищное строительство было выделено 20 млн. руб., однако освоено было лишь
9 млн. руб., поскольку основной причиной, по которой Программа по кредитованию не была выполнена
является то, что кредит мог получить только работающий переселенец, в то время как большинство репа-
триантов не имели возможности трудоустроится сразу же по возращению в Крым.
Таким образом, процесс массового переселения репатриантов в Крым заставил Совет Министров
Крыма внести коррективы в программу организованного переселения крымских татар на территорию рес-
публики, определить новые районы и населенные пункты для их компактного расселения. С учетом рас-
тущего количества репатриантов были произведены расчеты объемов строительства жилья, объектов со-
циально-культурной сферы, инженерных сетей и коммуникаций, а также определены дополнительные по-
требности в развитии учреждений здравоохранения, народного образования, торговли.
Руководство Крымской области, а затем Крымской АССР неоднократно обращалось в вышестоящие
органы, добиваясь завершение разработки Государственной программы возращения крымских татар, вы-
полнение общесоюзных и республиканских обязательств по поставкам в Крым строительных материалов,
техники, автотранспорта, решения правовых аспектов возращения и обустройства депортированных граж-
дан, усиления контроля за освоением ресурсов, но эти усилия не всегда находили понимания в центре.
Накануне распада СССР процесс массового возращения репатриантов в Крым достиг своего апогея и
Украина, объявившая о своей независимости осталась один на один с проблемой репатриации.
С обретением независимости перед Украиной встала проблема выбора модели этнополитического
развития. Это проблема была на тот момент актуальной прежде всего потому, что межэтнические отноше-
ния в полиэтническом государстве, каким является Украина, представляют собой важный фактор нацио-
нальной безопасности, потому что они выступают важным элементом общественного согласия и объек-
тивной предпосылкой целостности государства.
Политика государства, проводимая в отношении «национальных меньшинств», играет огромную роль
при любом типе государственного устройства. Основными направления этой политики, которые непо-
средственно касаются этнических групп являются унифицирующая или (ассимилирующая) политика и
политика культурного плюрализма. Существующее национальное законодательство Украины, в целом,
соответствует международным стандартам в части обеспечения прав национальных меньшинств. В отли-
чии от государств Балтии, в Украине, где принят нулевой принцип гражданства (т.е. все живущие на тер-
ритории государства, независимо от национальности и времени проживания, получили гражданство) дает
пример плюралистической политики, закрепленной в Декларации прав национальностей Украины, Законе
«О национальных меньшинствах в Украине» и Конституции страны. После того как Украина вступила в
Совет Европы ее ответственность за поддержание безопасности и стабильности в регионе, в том числе за
соблюдение прав этнических меньшинств и других обязательств возросла еще более.
Украиной разработана собственная инвестиционная Программа, направленная на обустройство, граж-
дан ранее депортированных из Крыма. Вместе с тем объем предстоящих затрат, наглядно свидетельство-
вал о том, что ни Крым, ни Украина не в состоянии самостоятельно профинансировать и реализовать про-
грамму возращения и обустройства репатриантов в Крыму.
Источники и литература
1. Габрилян О.А., Ефимов С.А., Зарубин В.Г., Кислый А.Е., Мальгин А.В., Никифоров А.Р., Павлов
В.М., Петров В.П. Крымские репатрианты: депортация, возвращение и обустройство. – Стмферополь:
Издательский Дом «Амена», 1998. – 340 с.
|