Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым

Целью исследования является разработка методологических и методических подходов к совершенствованию механизма государственного регулирования развития малого предпринимательства....

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2004
1. Verfasser: Ермоленко, А.Г.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2004
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/74368
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым / А.Г. Ермоленко // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 50. — С. 42-51. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-74368
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-743682025-02-09T18:18:26Z Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым Ермоленко, А.Г. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Целью исследования является разработка методологических и методических подходов к совершенствованию механизма государственного регулирования развития малого предпринимательства. 2004 Article Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым / А.Г. Ермоленко // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 50. — С. 42-51. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/74368 334. 012.64 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ермоленко, А.Г.
Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым
Культура народов Причерноморья
description Целью исследования является разработка методологических и методических подходов к совершенствованию механизма государственного регулирования развития малого предпринимательства.
format Article
author Ермоленко, А.Г.
author_facet Ермоленко, А.Г.
author_sort Ермоленко, А.Г.
title Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым
title_short Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым
title_full Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым
title_fullStr Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым
title_full_unstemmed Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым
title_sort формирование и проблемы развития малого предпринимательства в автономной республике крым
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2004
topic_facet Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/74368
citation_txt Формирование и проблемы развития малого предпринимательства в Автономной республике Крым / А.Г. Ермоленко // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 50. — С. 42-51. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT ermolenkoag formirovanieiproblemyrazvitiâmalogopredprinimatelʹstvavavtonomnojrespublikekrym
first_indexed 2025-11-29T14:11:07Z
last_indexed 2025-11-29T14:11:07Z
_version_ 1850134210019328000
fulltext УДК 334. 012.64 Ермоленко А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Одним из основных средств достижения устойчивого развития экономики Украины является создание оптимальной структуры хозяйственного комплекса страны, ориентированного на удовлетворение по-требительского спроса и повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Реализация этой цели требует внедрения в практику хозяйствования новых методов регулирования экономики, которые должны учитывать рыночные отношения, поскольку Украина идет по пути построения экономики рыночного ти-па, поэтому Проводимые правительством меры реформирования экономики (демонополизация, разгосударствление и приватизация хозяйствующих субъектов) обеспечили позитивные сдвиги в экономике - радикально изменили формы и отношения собственности; усилили роль и значение товарно-денежных связей; увеличили численность самостоятельных субъектов хозяйствования. Однако, как свидетельствует опыт Украины, смена формы собственности сама по себе еще не гарантирует появление эффективного собственника, высокую эффективность экономики и ее инвестиционную привлекательность. В мировой экономической практике обоснованно считается, что многие страны достигли высоких показателей благодаря вновь созданным малым фирмам, поэтому направление исследования данной статьи является актуальным. Мировой опыт свидетельствует, что малые предприятия при всесторонней государственной поддержке могут способствовать созданию новых рабочих мест, насыщению рынка необходимыми товарами и услугами, а также обеспечивать значительный вклад в валовой внутренний продукт страны. Однако по сравнению с другими европейскими странами Украина имеет очень низкие показатели развития малых предприятий. Например, на 1 тысячу населения Украины приходится почти в 2 раза меньше малых предприятий, чем в России, и в 17 раз меньше, чем в Англии. Особенную актуальность процессы развития малого предпринимательства приобретают в связи с расширением экономической самостоятельности регионов. Сегодня местные органы власти и управления нуждаются как в источниках пополнения средств местных бюджетов, так и в исполнителях местных заказов, способных взять на себя удовлетворение насущных потребностей жителей конкретного города и района. Малый бизнес играет большую роль в обеспечении технологического прорыва, который необходим в отсталых отраслях экономики. Вместе с тем, в процессе реструктуризации промышленности высвобождается значительный человеческий и научно-технический потенциал, который может быть использован в сфере малого предпринимательства. Данной проблематикой занимаются современные украинские ученые: Н.Н. Внукова, И.Б. Швец, З.С. Варналий, А.М. Невелев, Гринева В.М. и другие. [7,8]. Целью исследования является разработка методологических и методических подходов к совершенствованию механизма государственного регулирования развития малого предпринимательства. Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие основные задачи: проанализировать особенности регулирования малого предпринимательства на государственном и региональном уровнях в странах рыночного и переходного типов экономики; определить тенденции развития малых предприятий в Украине и их зависимость от организационно-экономических условий; выявить региональные факторы формирования сектора малого предпринимательства и оценить их влияние на развитие малых предприятий в регионах Украины; обосновать возможность создания новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства на территориях приоритетного развития. Результаты проведенного анализа показали, что за весь период приватизации количество предприятий изменивших форму собственности составило 3959(100%) объектов. На рис.1 показаны количественные итоги процесса приватизации. 14631738432138 13616 450500100015002000250030003500Количество объектов, единицА Б,В,Г Д ЖКлассификационные группыГосударственнаясобственностьКоммунальнаясобственность Рис.1. Количество объектов, изменивших форму собственности за весь период приватизации в Крыму. Из рис.1.следует, что преобладающее большинство предприятий (83,8%) относятся к группе А малый бизнес, остальные объекты - к группам Б,В,Г (10,2%), группе Д (4,4%) и группе Ж (1,6%).[4]. Для реформирования экономики Крыма важное значение имеет формирование в процессе приватизации негосударственных форм собственности. Результаты анализа показали, что вследствие приватизации на 2077 объектах (52,5% от общего количества реформированных) осуществлен переход от государственной формы собственности к коллективной, на 1881 объектах (47,5%). Постоянно увеличивается количество объектов, которые в результате разгосударствления приобретают частную форму собственности. Продажа объектов за денежные средства за 2002г. составила 31,5 млн. грн. Значительные объемы поступлений денежных средств будут от продажи объектов оптовой и розничной торговли - 10,9 млн. грн., гостиниц и ресторанов - 8,8 млн. грн., от продажи объектов незавершенного строительства ожидается получить 5,0 млн. грн., от размещения акций ОАО ожидается поступление денежных средств в размере 88,9 млн. грн., из которых 98,5% приходится на АО обрабатывающей промышленности. Активизация предпринимательской деятельности в регионе высокими темпами осуществлялась в таких отраслях экономики как: торговля и общественное питание (1625 объектов), коллективные, общественные и индивидуальные услуги (582) гостиницы и рестораны (507), операции с недвижимостью, сдача внаем и услуги пользователям (297), промышленность (248), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (219 объектов). [5]. При всех недостатках процесса становления малых предприятий в обстановке кризисных явлений, которые захватили отечественную экономику, можно отметить, что малое предпринимательство в определенной мере спасло государство от массовой безработицы. Ведь именно за счет малых предприятий значительная часть населения использовала форму собственного экономического обеспечения. В 2002г. в Автономной Республике Крым функционировало 12,4 тыс. малых предприятий, которые на 13,2% превысило уровень предыдущего года. На протяжении последних пяти лет среднегодовой темп прироста составил 15,9%. Прирост количества малых предприятий имеет место во всех регионах республики, причем наиболее весомо – в Бахчисарайском (на 26,9%), Джанкойском (25,4%), Красноперекопском (64,0%), Красногвардейском (29,1%), Раздольненском (37,5%), Сакском (48,8%) районах и городах Армянске (на 38,8%), Джанкое (26,0%), Красноперекопске (23,0%) и Саках (31,0%). Данный процесс представлен на рис.2. Следует отметить, что в 2002 году прирост малых предприятий в сельской местности составил 19,3%, что в 7,4 раза превысило аналогичный показатель городского сектора. При этом в целом по республике доля малых предприятий городской зоны в сравнении с 2001г. уменьшилась в один процентный пункт и составила 81,1%. Наибольшее количество малых предприятий функционировало в городах Симферополе (32,5% общего количества), Ялте (14,9%), Феодосии (7,5%), Керчи (6,4%) и Евпатории (4,6%).[6]. В сельской местности преобладающее количество малых предприятий сосредоточенно, как и в предыдущие года, в Бахчисарайском (283 предприятия), Красногвардейском (257), Ленинском (305) и Симферопольском (412) районах. Всего в сельской местности функционирует 18,9% общего количества малых предприятий. Доля малых предприятий Автономной Республики Крым в общем количестве в Украине составляет 4,9%. Этот показатель превышает аналогичный показатель Николаевской области 1,9 процентного пункта, Одесской – в 0,3 процентного пункта и Херсонской – на 2,5 процентного пункта. Рис 2. Динамика количества малых предприятий Украины и АРК на 10000 человек . В расчете на 1000 имеющегося населения республики количество малых предприятий увеличилось на 7 единиц и составило 61 предприятие, причем этот показатель на 8 единиц превысил средней по Украине. Среди административно-териториальных районов автономии этот показатель значительно выше в городах Алуште (79 предприятий), Саках (70), Симферополе (120), Судаке (92), Феодосии (90) и Ялте (135). Также продолжается процесс трансформации малых предприятий из государственного сектора экономики в негосударственный, где их доля увеличилась в сравнении с 2001 г. в 0,2 процентных пункта. (рис.3.) В центре негосударственного сектора состоялись также изменения в пользу предприятий частного сектора, доля которого в целом увеличилась в 0,5 процентных пункта. Но при этом следует отметить, что, как и в предыдущих периодах, наиболее весомую долю валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) обеспечивают предприятия коллективной формы собственности, а именно 64% против 61,9% в 2001 г. (процентов к общему количеству предприятий) 1-58,22-36,23-0,5 5,194,9Негосударственный секторГосударственный сектор 1-0,62-4,5 1 Коллективная 2 Частная 3 Собственность международных организаций и юридических лиц других государств 1 Государственная 2 Коммунальная Рис. 3. Распределение малых предприятий по формам собственности Среди малых предприятий коллективной формы собственности преобладают общества с ограниченной ответственностью (50,6% предприятий этой формы собственности) и коллективные предприятия (27,7%). Доминирующая роль в частном секторе принадлежит частным предприятиям – 98,8%. Для государственного сектора экономики наиболее присущие государственные коммунальные предприятия (их доля в этом секторе 83,3%) и государственные предприятия (9,4%). Сфера малого бизнеса, является неотъемлемой составной частью экономики, представляет все ее виды деятельности в определенных законодательством границах по численности занятых и объемах производства. Структурное соотношение малых предприятий по экономическим видам деятельности свидетельствует, что оно продолжает изменяться в пользу производственной сферы деятельности, где их (единицы) 2728343240424444485453610102030405060701997 1998 1999 2000 2001 2002Украина Автономная Республика Крым доля в сравнении с 2001 г. увеличилась в 0,8 процентных пункта, а в сравнении с 2000 г. – в 2,3 процентных пункта и составила 27,9%. Тем не менее, как и в предыдущих периодах, значительная доля малых предприятий все еще функционирует в сфере оптовой и розничной торговли, включая торговлю транспортными средствами и услуг по их ремонту – 36,2% (2001 г. – 38,0%).(рис.4.) (процентов к общему количеству) 2001 год 2002 год 9,511,913,18,17,14,18,238,00612182430364212345678 9,413,113,28,27,34,87,836,20612182430364212345678 1 сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 2 добывающая, обрабатывающая промышленность, производство электроэнергии, газа и воды 3 строительство 4 оптовая, розничная торговля (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту) 5 отели и рестораны 6 транспорт и связь 7 операции c недвижимостью, сдача под найм и услуги пользователям 8 другие виды экономической деятельности Рис. 4. Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности Среди предприятий других видов экономической деятельности больше половины (55,1%) предоставляли коллективные, общественные и личные услуги, каждое 6 предприятие действовало в сфере здравоохранения и социальной помощи, каждое 9 – в сфере образования, каждое 10 – в финансовой сфере. Как и в предыдущие года, в 2002 г. для малого бизнеса также были характерными значительные демографические изменения. На протяжении года было создано 1046 предприятий (в 2001г. – 1141 предприятие), из них 79,5% это создание нового предприятия, а 16,7% возобновление деятельности прежде существующих предприятий. Процесс создания новых малых предприятий был наиболее характерной для городов Симферополя, Ялты, Феодосии, на их территории создан соответственно 503,125 и 69 предприятий. Главным образом новообразованные предприятия присущие для частной (367 предприятий) и коллективной (631) форм собственности, среди них это преимущественно частные предприятия и общества с ограниченной ответственностью. Если рассматривать этот вопрос в разрезе видов экономической деятельности, то этот процесс в прошлом году охватывал, главным образом, как раньше оптовую и розничную торговлю (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту) – 27,2% новообразованных, операции с недвижимостью, сдача под найм и услуги пользователям – 18,5%, сферу транспорта – 12,3%. Сравнительно с 2001г. количество новообразованных предприятий производственной сферы деятельности увеличилось на 10 предприятий, до 294, из них 41,8% это предприятия промышленных видов деятельности, 35,7% предприятия строительства. На 504 предприятиях состоялось 529 разного рода событий относительно структурных изменений, которые связанные с частичным уменьшением или увеличением активов, взятием или передачей в аренду основных фондов, слиянием предприятий в одно, или деления на несколько. Эти демографические изменения, в основном, характерные для предприятий производственной сферы, оптовой и розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту), для сферы операций с недвижимостью, сдача под найм и услуг пользователям, доля которых соответственно составляет 21,4; 31,9 и 19,7 %. С каждым годом процесс приостановления деятельности малых предприятий поглощает все большую их количество, так если в 2001г. приостановили производственную деятельность 3035 предприятий, то в 2002 г. – 4148 предприятий, в среднем за последние трех года прирост этого показателя составлял 31,2%. При этом приостановили свою деятельность временно 86,9% предприятий в результате полной ликвидации, или находясь в процессе ликвидации – 11,1%. Почти половина таких предприятий (46,5%) – это предприятия оптовой и розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту), около четвертой части (23,6%) – это предприятия производственной сферы деятельности. Демографические изменения в количественном составе предприятий наиболее присущи для предприятий негосударственного сектора экономики, поскольку их доля среди предприятий, на которых происходили изменения, составляет более чем 90%. Малое предпринимательство в определенной мере оказывает содействие созданию дополнительных рабочих мест, как для производителя, так и для потребителя, оно дает широкую волю выбора. На малых предприятиях республики работает 81,0 тыс. нанимаемых работников (включая работающих по совместительству), что составляет 23,5% занятых в предпринимательском секторе в целом и 14,6% занятых во всех сферах экономической деятельности республики (с учетом всех категорий хозяйств и форм финансирования). На малых предприятиях Автономной Республики Крым работает 4,2% количества работающих в этой сфере Украины в целом. В сравнении с 2001г. количество занятых на малых предприятиях увеличилось на 7,2%, в том числе штатных работников учетного состава – на 6,3%, внештатных работников – на 15,1%. И это, в первую очередь, обусловлено ростом количества малых предприятий, поскольку количество работающих на одном предприятии практически осталось на уровне предыдущего года. Кроме того, как и в 2001г., в составе работников малых предприятий числилось 0,5 тыс. лиц неоплачиваемых работников (собственников, учредителей предприятия и членов их семей). На протяжении минувшего года 10,2 тыс. лиц согласно трудовому договору работали на условиях неполного рабочего дня, который на четверть превысило аналогичный показатель 2001 г., из них больше половины (56,3%) на таких условиях работали по собственному желанию. В среднем на одном малом предприятии работало 7 лиц, тем не менее наибольшее количество работающих в расчете на одно предприятие имело место в государственном управлении – 14 лиц, образовании (13), добывающей промышленности (11), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (15). Вместе с тем в таких сферах деятельности как финансовая деятельность, оптовая и розничная торговля (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту) в среднем на одном предприятии работало по 4 человека. Анализируя занятость в разных сферах экономической деятельности малого бизнеса следует отметить, что чуть больше пятой части (22,7% против 25,7% в 2001г.). занят на предприятиях оптовой, розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту), каждый пятый (19,5%) – работал на предприятиях промышленных видов деятельности, 12,2% в строительстве, 13,3% в сфере операции с недвижимостью, сдаче под найм 7,8% в сфере гостиничного и ресторанного хозяйства. Анализ показателей распределения малых предприятий по количеству работающих свидетельствует, что 80,3% их числа приходится на группу с количеством работающих до 10 лиц. Однако, не смотря на то, что в группе малых предприятий с количеством работающих от 21 до 50 лиц функционирует лишь 9,2% их числа, на них работает подавляющее большинство работников малых предприятий (45,6%) и ими производится 39,6% общего объема продукции (работ, услуг). Табл.1. Изучая занятость населения в разных сферах предпринимательского сектора экономики следует отметить, что из общего количества работающих в сфере оптовой и розничной торговли, гостиничного и ресторанного хозяйства, финансовой деятельности, образования, коллективных, общественных и личных услуг практически каждый второй работает на малом предприятии; в строительстве, на малых предприятиях, которые осуществляют операции с недвижимостью, сдача под найм и услуги пользователям – практически каждый третий. Характерным для малых предприятий является и то, что в городах на них занятость значительно выше, чем в сельской местности. Таблица 1. Распределение работников малых предприятий по основным видам деятельности (процентов к общему количеству работающих соответствующего вида экономической деятельности) 2000 2001 2002 Всего 17,5 21,0 23,5 в том числе Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 3,2 4,8 6,9 Промышленность 11,8 13,8 16,1 Строительство 27,5 34,3 32,2 Оптовая, розничная торговля (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту) 48,9 48,7 48,0 Отели и рестораны 50,6 56,3 58,8 Транспорт 17,2 20,9 22,5 Финансовая деятельность 23,2 20,8 47,8 Операции с недвижимостью, сдача под найм и услуги пользователям 26,9 35,1 38,2 Образование 29,9 35,9 44,6 Здравоохранение 6,3 10,3 9,6 Коллективные, общественные и личные услуги 49,1 58,6 55,6 Так на предприятиях малого бизнеса городов Алушты, Джанкоя, Евпатории занято больше трети работающих во всех сферах экономической деятельности предпринимательского сектора, Феодосии и Ялты – около трети, в Саках и Симферополе - каждый четвертый работает в малом бизнесе. По сельским регионам республики сосредоточенность работающих на малых предприятиях колеблется в границах от 6,7% в Джанкойском районе до 35,1% в Черноморском районе.[2]. Каждым штатным работником, занятым в сфере малого бизнеса, в прошлом году было отработано 1642 человеко-часов, использование годового фонда рабочего времени составило 82%, что в 1,5 процентных пункта выше аналогичного показателя 2001г. Высочайший уровень использования годового фонда рабочего времени имел место на предприятиях оптовой и розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуг по их ремонту) – 86,6% (2001г – 83,5%), в сфере финансовой деятельности – 84,6% (2001г – 86,3%), государственного управления – 94,7 (2001г – 94,1%), операций с недвижимостью, сдачей под найм и услугах пользователям – 84,0% (2001г – 82,5%). Оплата работы одного штатного работника за отработанный человеко-час на малых предприятиях в целом составлял 1,65 грн против 1,41 грн в 2001г. Этот показатель превысил средне-республиканский на малых предприятиях строительства (1,90 грн), транспорта (2,04), операции с недвижимостью, сдача под найм и услуг пользователям (2,11), образования (2,15), государственного управления (2,56) и финансовой деятельности (3,62 грн). Наряду с этим в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве за каждый отработанный час работник получал 1,30 грн., в сфере оптовой, розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту) – 1,38 грн., гостиничного и ресторанного хозяйства – 1,45 грн. Среднемесячная заработная плата одного работника на малом предприятии составляет 220,30 грн., что превышает уровень 2001г. на 35,94 грн., тем не менее ниже, чем в целом по предпринимательскому сектору на 91,56 грн. и в целом по экономике республики (с учетом, всех предприятий и форм финансирования) – на 110,96 грн. и малом бизнесе Украины в целом – на 3,73 грн. Среди субъектов малого бизнеса наиболее высокий уровень заработной платы на предприятиях с численностью работающих от 21 до 50 лиц – 251,06 грн. Анализ уровня заработной платы работников малых предприятий разных сфер экономической деятельности свидетельствует, что наиболее высокий он на предприятиях таких видов деятельности как строительство (249,63 грн), транспорт (243,57), финансовая деятельность (361,35), операции с недвижимостью, сдача под найм и услуги пользователям (283,70), государственное управление (379,17 грн). Тем не менее, как и раньше, самый низкий уровень остается в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (169,29 грн), на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (178,63), в сфере гостиничного и ресторанного хозяйства (187,82 грн). Наряду с этим, следует также обратить внимание на то, что если в целом по промышленности уровень среднемесячной заработной платы кое-где ниже, чем в малом бизнесе республики и составляет 210,55 грн., то в табачной промышленности он составляет 361,23 грн., издательском деле – 312,06 грн., на производстве базовой химической продукции – 322,69 грн., а на предприятиях по распределению электроэнергии – 400 грн., производстве электроэнергии тепловыми электростанциями 847,22 грн., производстве и распределении газообразного топлива – 535,42 грн. В региональном аспекте высочайший уровень заработной платы имеет место на малых предприятиях городов Армянска (313 грн), Ялты (258,28 грн), Красноперекопска (254,94 грн) и Керчи (245,28 грн). Тем не менее, значительно ниже, чем в целом в малом бизнесе республики, уровень в Джанкойском, Первомайском и Советском районах (соответственно на 87,73 грн, 69,56 грн и 61,46 грн). Среди субъектов малого бизнеса разных форм собственности более высокий уровень заработной платы работников государственного сектора экономики, а среди них работников государственных предприятий (403,15 грн) и объединений (633,58 грн), на долю которого приходится 11,8% общего количества работающих в малом предпринимательстве. Не смотря на то, что, на частных малых предприятиях работает практически каждый четвертый работник из числа занятых в малом бизнесе, их заработная плата больше чем на 20 грн. средней, а это дает основание считать, что для этих предприятий наиболее характерный способ получения заработной платы «в конвертах». Не смотря на то, что количество функционирующих малых предприятий в республике возрастает, доля осуществляющих производственную деятельность снижается. Не исключением был и 2002 г. на протяжении которого производственную деятельность осуществляло 8404 предприятий, или 67,6% числа функционирующих, что в 3,8 раза ниже аналогичного показателя 2001г. и в 6 раз – 2000г. Он также ниже среднего показателя по Украине в целому в 6,6 раза. Наиболее весомая доля осуществляющих производственную деятельность предприятий сосредоточенна в городах Симферополе (39,4%), Ялте (11,9%), Феодосии (7,7% их количества по республике). Если в 2001 г. в 17 регионах республики удельный вес предприятий, которые осуществляли производственную деятельность, в их общем количестве соответствующего региона превышала средний показатель в целом по автономии, то в 2002г. такая ситуация имела место лишь в 12 регионах. Значительно ниже этот показатель был в Керчи (54,0%), Ялте (51,6%), Бахчисарайском (59,4%), Нижнегорском (60,8%), и Симферопольском (60,2%) районах. Малыми предприятиями республики в прошлом году было произведено продукции, выполнено работ и предоставленных услуг (в действующих ценах) на 1061,2 млн. грн., что составляет 13,3% общего объема производства предпринимательского сектора и в 0,7 раза превысил в 2001 г. и в 2,7 раза в 2000 г. Положительным является также и то, что вклад предприятий малого бизнеса в экономику республики превысил аналогичные показатели Украины в целом, а также и южных регионов. В структуре производства малого бизнеса, рассчитанной по основным видам деятельности предприятий, более половины продукции производится в сфере оптовой и розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуг по их ремонту) промышленности и строительства. В сравнении с 2001г. в структуре производства продукции (работ, услуг) уменьшилась доля продукции сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 0,2 процентных пункта, строительства – в 3,5 процентных пункта, транспорта – в 0,9 процентных пункта, других видов деятельности – в 0,2 процентных пункта в пользу оптовой и розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту) и операций с недвижимостью, сдача в найм и услуг пользователям, доля которых увеличилась соответственно в 2,4 и 2 процентных пункта. Анализ структуры производства продукции (работ, услуг) малыми предприятиями, рассчитанной по объемам изготовленной продукции, которые относятся к соответствующему виду деятельности свидетельствует, что она практически не изменяется. Анализируя взнос малого бизнеса в экономику республики следует отметить, что в нем вырабатывается 42,6% продукции и предоставленных услуг гостиничным и ресторанным хозяйством, 39,3% предоставленных коллективных, общественных и личных услуг, 39% объема предоставленных услуг в сфере операции с недвижимостью, сдача под найм и услуг пользователям, 33,4% объема в сфере образования, 23% выполненных работ в строительстве, 20,7% объема оптовой и розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту). Однако в производственных сферах деятельности сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбное хозяйство, промышленность, которые производят 53,3% всей продукции (работ, услуг) автономии, доля малого бизнеса составляет соответственно лишь 6,6 и по 6,4%. Почти весь выпуск косметических изделий и средств ухода за волосами приходится на долю малых предприятий (99,6% и 99,4% соответственно). Только предприятия малого бизнеса специализируются на производстве духов и одеколонов. В 2002г. их выпущено 506 тыс.шт. и 3223 тыс.шт. соответственно. Так, выпуск духов по сравнению с 2001г. увеличился на 16,6%, то одеколонов сократился на 59,8%. Вместе с тем, малыми предприятиями производилось лишь 3% хлеба и хлебобулочных изделий. Выпечка за 2002г. составила 2743 тонн, которые в 15,1 процентных пункта меньше, чем за 2001г. В основном производился хлеб пшеничный из муки I сорта, доля которого составила 81,6% от общего объема. Малыми предприятиями республики произведены отдельные виды продукции целлюлозно-бумажной промышленности. В основном это тара транспортная из картона (79,1% от ее общего выпуска), а также выработанная треть объема бумажных товаров стоимостью 1,3 млн. грн. Предприятиями малого бизнеса химической и нефтехимической промышленности в 2002г. произведен весь объем густо-тертых масляных красок, четверть общего объема товаров бытовой химии (в мелкой расфасовке, девятая часть лакокрасочных материалов. Малыми предприятиями производились отдельные виды продукции машиностроения, такие как: медицинская техника и запасные части к ней (весь объем выпуска) и четвертая часть сварных металлоконструкций и крышек для домашнего консервирования. Основными видами продукции для строительства, которые производят предприятия малого бизнеса является: песок строительный (62,3% от общего выпуска), перекрытия мелкие блоки (59,3%), блоки из естественного камня (37,2%), треть выпуска неармированных бетонных изделий, а мел техническая вырабатывался только малыми предприятиями. В 2002 г. малыми предприятиями легкой промышленности произведен весь объем трикотажных мужских изделий, 88,2% женского трикотажного белья, 47,3% рубашек верхних, 21,8% обувь мужского. За минувший год малыми предприятиями произведен значительный объем оконных и дверных блоков в сборе (83,1% общего выпуска), тары деревянной (38,5%). Ассортимент выпуска мебели на предприятиях малого бизнеса представлен табуретами (74% общего выпуска), столами журнальными (39,5%), шкафами (30,3%), а стулья, стеллажи, диваны и гарнитуры вырабатываются только малыми предприятиями. Одной из основных функций транспорта является обеспечение потребностей населения во всех видах перевозок. При этом наиболее мобильным и удобным является автомобильный, что занимает весомое место в пассажирских перевозках, автобусным транспортом в республике перевозится 45% общего количества пассажиров. За 2002г. его услугами воспользовалось124,1млн. человек (это практически на уровне предыдущего года, темп снижения – 0,2%). Активное участие в процессе перевозок, рядом с автопредприятиями, стали принимать предприятия разных форм собственности и частные предприниматели, которые создает благоприятная среда для развития конкуренции и устранения монополизма. Субъектами малого бизнеса (юридическими лицами) на рынке автобусных пассажирских перевозок выполняется около 2% общего объема перевозок. В прошлом году этими транспортными операторами перевезен 2,2млн. пассажиров и выполнен 26,9млн. транспортной работы. Следует также отметить, что предприятиями малого бизнеса частного сектора экономики изготавливается 38,6%, малым бизнесом коллективной формы собственности – 11,9%, государственной – 1,7%, коммунальной – 22,0%, собственности международных организаций и юридических лиц других государств – 15,0% объема производства всеми предприятиями соответствующих форм собственности. В среднем, одним малым предприятием производится продукции, выполняется работ и предоставляется услуг на сумму 126,3 тыс. грн. ( в целом по Украине – 137 тыс. грн.) Причем среди малых предприятий преобладают предприятия с объемом производства до 500,0 тыс. грн., а именно 94,3% их общего количества, которыми вырабатывается 62,8% объема продукции этого сектору экономики в целом, тогда как доля предприятий с объемом производства, которые превышают 1000,1 тыс. грн., составляет лишь 1,1% производится ими же 12,3% объема продукции. Инвестирование основного капитала в 2002г. осуществляли 1873 малых предприятий (каждое седьмое как и в предыдущем году). Ими освоен 178,5 млн.грн. валовых инвестиций в основной капитал, в том числе в материальные активы 177,2 млн.грн. (99,3% против 97,5% в 2001г), в которых наиболее весомая доля приходится на затраты, связанные с проектированием, строительством новых, расширением и реконструкцией действующих основных средств, приобретением и монтажом новых основных средств, необходимых для обеспечения производственной деятельности. (рис.5.) [1]. (процентов) капитальные затраты на улучшение земель 0,02приобретение преждесуществующих основных средств 8,0приобретение новых основных средств51,3капитальное строительство 40,7 машыны и оснащения47,5многочисленные насаждения2,8рабочий и продуктивный скот0,3другие основные средства4,7здания и сооружения16,5транспортные средства20,4инструмент, приборы и инвентарь 7,8 Рис. 5. Структура валовых инвестиций в материальные активы В сравнении с 2001г. в структуре валовых инвестиции в материальные активы доля затрат на приобретение новых основных средств уменьшилась в 7,3 раза, тем не менее, увеличилась доля затрат на приобретение прежде существующих основных средств на 4,4 % и затрат на капитальное строительство – на 2,9 % Из общего объема капитальных вложений на приобретение новых основных средств была направлена каждая вторая гривна, на приобретение транспортных средств – каждая пятая гривна. Валовые инвестиции в основной капитал наиболее характерные для малых предприятий с количеством работающих от 21 до 50 лиц, которыми освоен 47,8% общего объема инвестиций. Группирования предприятий за объемами производства продукции свидетельствует, что 59,5% объема инвестиций осваивалось предприятиями, которые вырабатывали до 500,0 тыс. грн. продукции. В 2002г. лишь 7 малых предприятий внедряли в производство технологические инновации, затраты в этой сфере деятельности составили лишь 71,8 тыс. грн., из которых 62,5% приходится на обрабатывающую промышленность. Наиболее характерным внедрения технологических инноваций было для малых предприятий городов Симферополя и Евпатории, доля которых составляет 90,5% объема затрат на эти цели. Каждое 17 предприятие осуществляло комплекс работ по усовершенствованию информатизации предприятия. Предприятиями, которые осуществляли такой комплекс мероприятий на эти целые использован 5,9 млн.грн., из которых 58,8% составляют затраты на вычислительную технику, немного больше четвертой части – это затраты на оплату услуг посторонних предприятий в сфере информатизации. Наиболее характерными мероприятия по информатизации были для малых предприятий оптовой и розничной торговли (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту), на которые приходится почти каждая 5 гривна затрат на эти целые, для предприятий, которые осуществляли операции с недвижимостью сдачи под найм и услуги пользователям (43,2%). По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 1. Развитие малого предпринимательства - сложный динамичный процесс, который находится в зависимости от влияния организационных, экономических, политических, правовых, социально-психологических условий, присущих конкретной общественной системе. 2. Наиболее существенное влияние на развитие малого предпринимательства оказывают организационно-экономические условия, связанные с глубинными изменениями в хозяйственной систе-ме каждой страны и обусловленные развитием производительных сил общества. Такими условиями являются экономические кризисы, структурная перестройка экономики, инновационные процессы во всех сферах хозяйствования, ускоренный рост непроизводственной сферы. 3. Для реализации государственной политики Украины, направленной на переход к экономике рыночного типа, необходимо преобразование организационных структур управления и их функций, как на государственном, так и на региональном уровне, осуществляющих функции по преодолению монополизма, развитию рыночных отношений, формированию и поддержке сектора малого предпринимательства. 4.Использование возможностей предпринимательства для развития экономики республики положен в основу Региональной программы развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2003 – 2004 г., утвержденной постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 19 февраля 2003 г. №4423/03. В 2004г. усилия будут нацелены на дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, поиск форм финансовой, материально-технической, информационной поддержки предпринимательства. Будет уделено внимание вопросам подготовки и переподготовки управленческих кадров для сферы предпринимательства, взаимодействий органов исполнительной власти с общественными организациями предприятий. Стратегическим направлением в развитии альтернативных видов занятости население станет развитие сельского зеленого туризма с использованием элементов национальной культуры народов автономии. Одним из приоритетных направлений останется проведения органами исполнительной власти единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства. В прогнозуемый период количество малых предприятий и количество работающих на них возрастет соответственно на 3,0 и 3,1%. Ориентация производства на рыночные запросы требует опережающего развития пищевой и легкой промышленности на территории Южного Берегу Крыма. Промышленность в этом регионе должна существовать как элемент обеспечения потребностей в продуктах питания, изделиях легкой промышленности, а также на уровне народных промыслов как стабилизирующего фактора при условии сезонного характера использования трудовых ресурсов. Источники и литература 1. Верналій З.С. Основи підприємництва. Навч. Посіб. Т-во „Знання”.-К.:2002. 2. Верналій З.С. Мале підприємництво: основи теорії і практики.- К.: Т-во „Знання”, КОО,2001-277с. 3. Гринева В.М. Предпринимательская деятельность: проблемы, пути решения. - Симферополь: Акаюрт, 1996. - 304 с. 4. Государственный комитет статистики. Главное статуправление в АРК. «Діяльність малого бізнесу АРК у 2002р.» 5. Статистический бюллетень "Деятельность предприятий, изменивших форму собственности в АРК за 1 полугодие 2002г.", г. Симферополь. 6. Статистический бюллетень "Деятельность предприятий, изменивших форму собственности в АРК за 2002г.", г. Симферополь. 7. Швец И.Б., Захарова О.В. Управление энергетическими ресурсами на предприятии: Монография / НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти.-Донецк, 2002. – 184с. 8. Невєлєв О.М. Мале підприємництво в регіоні. Економічні та правові засади.-К., 1998.-252с.