Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина)

Цель статьи – показать влияние этнографических музеев на современные культурно-образовательные процессы.

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2003
1. Verfasser: Лаптев, Ю.Н.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2003
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/76314
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина) / Ю.Н. Лаптев // Культура народов Причерноморья. — 2003. — № 46. — С. 109-113. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-76314
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-763142025-02-09T14:06:32Z Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина) Лаптев, Ю.Н. Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ Цель статьи – показать влияние этнографических музеев на современные культурно-образовательные процессы. 2003 Article Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина) / Ю.Н. Лаптев // Культура народов Причерноморья. — 2003. — № 46. — С. 109-113. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/76314 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Лаптев, Ю.Н.
Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина)
Культура народов Причерноморья
description Цель статьи – показать влияние этнографических музеев на современные культурно-образовательные процессы.
format Article
author Лаптев, Ю.Н.
author_facet Лаптев, Ю.Н.
author_sort Лаптев, Ю.Н.
title Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина)
title_short Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина)
title_full Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина)
title_fullStr Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина)
title_full_unstemmed Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина)
title_sort этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере крымского этнографического музея, симферополь, украина)
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2003
topic_facet Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/76314
citation_txt Этнографические музеи в современных культурно-образовательных процессах (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина) / Ю.Н. Лаптев // Культура народов Причерноморья. — 2003. — № 46. — С. 109-113. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT laptevûn étnografičeskiemuzeivsovremennyhkulʹturnoobrazovatelʹnyhprocessahnaprimerekrymskogoétnografičeskogomuzeâsimferopolʹukraina
first_indexed 2025-11-26T16:14:26Z
last_indexed 2025-11-26T16:14:26Z
_version_ 1849870169942261760
fulltext Лаптев Ю.Н. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ (на примере Крымского этнографического музея, Симферополь, Украина) Создание любого музея оправдано в том случае, когда его коллекции, экспозиции, всесторонняя му- зейная деятельность отражают важную для истории часть культуры. Многонациональный состав Авто- номной Республики Крым обуславливает внимание общества к фактам существования различных народов, этнических групп и их культур, изучать и показывать которые, призваны исторические, в частности этно- графические музеи. Цель статьи – показать влияние этнографических музеев на современные культурно-образовательные процессы. В мире уже давно признана ценность и значение народной (традиционно-бытовой) культуры, сущест- вует разветвленная сеть этнографических музеев и музеев под открытым небом. Культура народов, этни- ческих групп и этнографические музеи – это часть культурного достояния страны. В Украине существует ряд этнографических музеев (Киев, Львов, Ужгород), этнографические разделы имеются во многих крае- ведческих музеях. Крым издревле был полиэтнической территорией. На протяжении длительного и более короткого времени на полуострове формировалось богатое, интересное культурное и историческое наследие. С конца XVIII и на протяжении XIX века в силу ряда исторических событий и причин на полуострове стали появ- ляться представители народов, внесшие важный вклад в различные стороны жизни Крыма. Современная этническая ситуация стала формироваться именно с этого периода и изменялась на протяжении XX в. Эт- носы и этнические группы Крыма внесли вклад в культурное наследие полуострова, в совокупности это составляет богатый исторический и этнографический материал, который необходимо активно использовать в диалоге культур. Хотелось бы отметить значение народных культур: во-первых, этносов, сформировав- шихся на полуострове или имеющих тесную этническую историю с Крымом – крымские татары, караимы и крымчаки, а также этнические группы (этносы) культура и история которых развивалась и сохранилась на территории Украины в Крыму – армяне, итальянцы, крымские цыгане (чингине), восточно-славянское на- селение до 40-х гг. ХХ в. и эстонцы; во-вторых – народы (этнические группы) проживающие в Украине и выделяющиеся в Крыму сохранением своей культуры и региональными особенностями, например, бол- гары, греки, украинцы, немцы, чехи, евреи, русские; в-третьих, народы, переезжающие в Крым после 1945 года – азербайджанцы, корейцы, белорусы, а также украинцы и русские из различных областей, попол- нявшиеся восточно-славянское население Крыма С середины 80-х г. ХХ в. в обществе начинался процесс, связанный с активизацией интереса различных народов к изучению своей истории, культуры, быта, традиций. Особенно активно процессы “этнического возрождения” и “возрождения национальных культур” происходил в среде возвращающихся депортиро- ванных в 1941 и 1944 гг. из Крыма народов – крымских татар, немцев, армян, болгар и греков. В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века на полуострове было образовано несколько национально-культурных обществ. Особенностью национального состава населения Автономной Республики Крым является его много- национальность. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г. на территории АРК проживают представители более 125 национальностей и народностей. Наиболее многочисленные национальности: русские (1180,4 тыс. чел), украинцы (492,2 тыс. чел.), крымские татары (243,4 тыс. чел.), белорусы (29,2 тыс. чел.), татары (11 тыс. чел), армяне (8,7 тыс. чел.), евреи (4,5 тыс. чел.), поляки (3,8 тыс. чел.), молдаване (3,7 тыс. чел.), азербайджанцы (3,7 тыс. чел.), узбеки (2,9 тыс. чел.), корейцы (2,9 тыс. чел.), греки (2,8 тыс. чел.), немцы (2,5 тыс. чел.), мордва (2,2 тыс. чел.), чуваши (2,1 тыс. чел.), цыгане (1,9 тыс. чел.), болгары (1,9 тыс. чел.), грузины (1,8 тыс. чел.), марийцы (1,1 тыс. чел.) и др. (Приведены данные о национальностях, доля которых в общей численности постоянного населения АРК составляет не менее 0,1%.). К общему числу населения полуострова необходимо добавить общую численность населения Севастопольского региона. Согласно уточненным данным Всеукраинской переписи населения на 5 декабря 2001 г. численность насе- ления Севастопольского региона составила 379,5 тыс. человек, которые являются представителями более 97 национальностей и народностей. Наиболее многочисленные национальности – русские (269,9 тыс. чел.), украинцы (84,4 тыс. чел.), белорусы (5,8 тыс. чел.), казанские татары (2,5 тыс. чел.), крымские татары (1,8 тыс. чел., но по уточненным данным поступившим из органов МВД и сельских советов, в регионе на 1 февраля 2003 г. проживало 4175 крымских татар), армяне (1,3 тыс. чел.), евреи (1,0 тыс. чел.), молдаване (801 чел.), азербайджанцы (629 чел.), поляки (580 чел.), чуваши (508 чел.), болгары (405 чел.), мордва (366 чел.), грузины (463 чел.) и др. (Приведены данные о национальностях, доля которых в общей численности постоянного населения Севастопольского региона составляет не менее 0,1 %). Таким образом, всего в на- стоящее время на полуострове проживает 2403,5 тыс. человек. Крымский этнографический музей основан в 1992 г. на правах филиала КРКМ (ул. Пушкина, 18) приказом № 251 от 30 декабря Управления культуры Совета Министров Крыма с 01 января 1993 г. в г. Симферополь. Сегодня КЭМ является одним из ведущих научных и культурно-просветительских учреждений Крыма. КЭМ по своему направлению работы является единственным в Крыму и на юге Украины. С первого дня основания, сотрудниками активно проводится собирательская, выставочная, науч- но-исследовательская и просветительская работа. С 1993 г. музеем исследовано более 130 крымских сел, города, совершены поездки за пределы полуострова (Донецкая и Херсонская обл., Республика Армения) с целью сбора экспонатов и этнографического материала. С 2001 г. регулярно организуются экспедиции по русской культуре (поддержана Фондом “Москва-Крым” и Русским культурным Центром) и немецкой культуре (поддержана Институтом культуры и истории немцев в северо-восточной Евро- пе(Люнебург/Гетинген, Германия). Формирование коллекции проходило в период экономического и культурного кризиса, но несмотря на это 80% ее было подарено жителями Крыма. Самая многочисленная группа экспонатов это ткани 80-х г. XIX в. – 60-х г. XX в., медная и керамиче- ская посуда разнообразных форм и для различного применения, хозяйственная утварь. Должного внимания заслуживает коллекция ювелирных украшений, музыкальных инструментов. Многочисленная и распола- гает редкими экспонатами коллекция фотографий конца ХIX в. – 40-х г. ХХ в. Фотоснимки несут очень важную историческую и этнографическую нагрузку – типажи, одежда, занятия, обряды и праздники оп- ределенного периода. Особо ценны для этнографического музея сохранившиеся образцы и элементы тра- диционной одежды (80-е г. XIX в.– 40-е XX в.), вызывающие живой интерес у посетителей на выставках. Коллекция предметов, наделенных в первую очередь этнокультурной спецификой, а также истори- ко-бытовые вещи по традиционной культуре этносов и этнических групп будет формироваться и в даль- нейшем. Сегодня в фондах музея насчитывается более 5 тыс. экспонатов (основной фонд – 3252 единицы хранения, научно-вспомогательный – 1875). КЭМ играет уникальную роль в системе музейных учреждений АРК. Это единственное место, где ныне сосредоточена наиболее полная информация по этнографии и культуре народов Крыма. КЭМ объективно является важным информационным и воспитательным центром, своего рода “моделью” Крыма, и уни- кальным путеводителем по его народам и культурам. Находясь в столице АРК Крымский этнографический музей призван выполнять роль своего рода визитной карточки Крыма, “витрины” его культуры и символа отношения к прошлому, которое господствует в обществе. Кроме общих для музея задач собирания, хра- нения, изучения и популяризации памятников исторического и культурного наследия, на КЭМ как на центральное учреждение ложится и ряд дополнительных функций. В числе наиболее важных из них – ра- бота с национальными культурными обществами и объединениями, а также представительские функции в мероприятиях, связанных с культурными республиканскими программами, показ Крыма с точки зрения его богатого культурного наследия в процессе туристической коммуникации. Сотрудниками музея подготовлено более 50 стационарных и ряд передвижных выставок, которые экспонировались в музеях Крыма и за его пределами (Симферополь, Алушта, Саки, Феодосия, Одесса, Киев), на праздниках и фестивалях национально-культурных объединений, различных конференциях и семинарах, а также школах, ПТУ, ВУЗах. Проводимые выставки объединены в циклы “Славянский узор”, “Крымские мотивы”, “Азбука народных традиций”. С первого дня существования у музея этнографии сложились плодотворные отношения с националь- но-культурными обществами Крыма. Через средства массовой информации ведется популяризация на- циональных культур, проводятся совместные мероприятия, выявляются люди, знающие традиции и об- ряды, проводится сбор экспонатов. Одним из направлений деятельности сотрудников музея является научно-исследовательская работа. В архиве музея хранятся полевые отчеты о совершенных поездках и экспедициях. Сотрудники неоднократно являются участниками региональных и международных конференций. Крымский этнографический музей является консультационным центром для учебных заведений, где читается дисциплина “Этнография Крыма”. В то же время сотрудниками проводятся мероприятия в шко- лах, средних специальных и высших учебных заведениях с показами экспонатов и чтением лекций. На базе этнографического музея проводятся практики студентам ТНУ им. В.И. Вернадского, Международного славянского университета, Крымского государственного инженерно-педагогического университета, уча- щимся профтехучилищ и школ города. Одним из перспективных направлений исследовательской работы сотрудников Крымского этногра- фического музея, возможно, станет выявление и оценка этнографических объектов с целью определения возможности их использования в качестве экскурсионных объектов этнографического туризма. На наш взгляд наиболее перспективный путь развития этнографического туризма на полуострове со- средоточен в потенциале музеев и заповедников Крыма. Подобно другим общественным учреждениям современные музеи развиваются вместе с создавшим их обществом и в процессе этого развития они пре- терпели различные изменения. Они одни из первых реагируют на сложные процессы в обществе. В по- следние годы под влиянием экономических, политических, социальных и культурных изменений музеи претерпевают столь быструю трансформацию, что многие виды деятельности ранее в музеях не только не практиковавшиеся, но и считавшиеся им чуждыми, стали для них привычными. Многие музееологи (музейщики) остались верными традиционной концепции музея и порой видят в подобных изменениях угрозу, но изменения в обществе неминуемо коснутся и института музеев. По словам Томислова Шола (Загребский университет) музеи переживают кризис самобытности института музеев, равно как и кризис его концепции. Туризм – один из тех феноменов международного значения, которые буквально потрясли самые основы музеев и других культурных учреждений. За последние 15 лет он превратился в один из наиболее харак- терных для конца 2-го тысячелетия экономических, культурных, социальных феноменов. Проводившиеся исследования в области туризма на Западе показали ряд аспектов туризма, среди ко- торых не только экономический, но и выходящий на первый план, касающийся непосредственно музеев – культурный аспект. Культурный туризм процветает и получает распространение на всех уровнях общества. Культурная разновидность туризма связана с удовлетворением любознательности, желанием больше узнать о других, стремлением выступить в роли исследователя и расширить свой личный опыт. Феномен туризма постоянно изучается. Туризм любого типа – это феномен, быстро и решительно за- воевывающий одну страну за другой. Рассматриваемый одними положительно, а другими – главным об- разом музеями и иными хранителями наследия – как бедствие, по словам бывшего директора ИКОМ "ре- альный факт и потенциальную опасность", поэтому необходимо постоянно и систематически изучать те стороны туризма, которые оказывают влияние на культуру вообще и на музеи в частности. В европейских странах, например, в Германии, с 90-х годов ХХ в. постоянно растет количество посе- тителей: это связано с расширением возможности получения среднего и высшего образования, следствием чего становится растущая потребность в знаниях; демократизация культуры и формирование "общества свободного времени", интересы которого отражает не в последнюю очередь активность в области культуры и туризма. Следует выделить концепции музейного дела (сфор. в 60-е г. ХХ в.), нацеленные на более со- временную презентацию музейных экспонатов и выставочных объектов, а также научно-обоснованные методики. Сюда же относятся и косвенные факторы, например, растущая численность ярмарок и рынков произведений искусств, изделий художественных ремесел, предметов коллекционирования. Нельзя не от- метить и роль средств массовой информации, т.е. информационных сообщений и критических дискуссий по радио, ТВ, в ежедневных и еженедельных газетах и журналах. Свою роль сыграли и книги по искусству, альбомы на соответствующую тематику, а также музейные и выставочные каталоги, которые стали со- держательными и полиграфически совершенными, и поэтому уже сами стали предметом коллекциониро- вания. Все это актуально и для Крыма. Последние два года со стороны турфирм и туроператоров возрос ин- терес к этнографическому и этническому туризму на полуострове. Главная задача КЭМ – создание полнопрофильной экспозиции по культурам народов Крыма, показ современных этнокультурных процессов, сохранение, развитие и показ народных ремесел и декоратив- но-прикладного творчества, работа с подрастающим поколением и национально-культурными объедине- ниями АР Крым. В настоящее время в музее работает стационарная выставка “Мозаика культур Крыма”, рассказываю- щая о культурах 13 народов, а также несколько выставочных залов с постоянно сменяемыми выставками (открыты в апреле 1999 г.). Концепция развития КЭМ предполагает: 1. Завершение создания полнопрофильной музейной экспозиции. Создаваемая в КЭМ экспозиция, рассказывающая об этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре народов Крыма (армян, белорусов, болгар, греков, евреев, италь- янцев, караимов, крымских татар, крымчаков, немцев, поляков, русских, украинцев, французов, цыган, чехов и эстонцев), а также о современных этнокультурных процессах и объединениях (азербай- джанцев, венгров, грузин, молдаван, корейцев, татар поволжья и др.) будет являться единственной в Крыму и на юге Украины. Прологом всех тематических экспозиционных разработок будет являться вводный зал, в котором в оригинальной форме будет показана этническая история Крыма. Главным акцентным элементом архитек- турно-художественного замысла будет карта, выполняющая научную, информационную и иллюстратив- ную функции. Этнографическая карта даст возможность показать процессы миграции этносов в геогра- фическом соседстве, отразить историческую последовательность их появления в Крыму, а также просле- дить формирование местной бытовой культуры. При всем том, что мы рассматриваем этнографическую карту, как географический способ плоскостного отображения территории и отдельных объектов, несущих функциональные нагрузки, художественное решение предполагает интерпретацию на ней этнических со- бытий в объемном решении. То есть, территориально будут представлены культурные и экономические центры, доминировавшие в различные периоды времени, а пространственно – уровни, отражающие по- следовательность появления этносов на исторической арене Крыма, с акцентом на три периода – антич- ность, средневековье, новое время. Как правило, в любой экспозиции особое значение имеет подлинный экспонат. Большое количество подлинников утверждает ценность экспозиции. Но иногда приходится художнику создавать все заново, и в музейной практике встречается этот способ. Во вводном зале мы вынуждены будем воспользоваться этим. Предполагается не просто хорошее техническое исполнение экспонатов, а создание новых предметов с исторической точностью и в уникальном художественном решении. Наглядно, в пределах экспозиционного пояса, будут располагаться по уровням комплексы керамиче- ских фигур, выполненных в соответствии с реконструкциями, предлагаемыми специальной научной лите- ратурой. Фигуры будут нести следующую этнографическую нагрузку: - отражать внешний облик и традиционную одежду представителей народов, исторически населявших Крым; - динамично передавать характер хозяйственной и культурной деятельности каждого народа; - зрелищно воспроизводить жанровые сцены быта или досуга и пр. Компоновка фигур на этнографической карте будет выполняться в соответствии с местами компакт- ного проживания народов в различные исторические периоды. В качестве вспомогательного экспозици- онного материала будут использованы увеличенные копии литографий, изображающих различные исто- рические страницы жизни народов Крыма. В настоящий момент в коллекции музея хранится 62 керамические фигуры, выполненные художни- ком-керамистом А. В. Бородкиным, в общем объеме предполагается 150 фигур (идея вводного зала при- надлежит ведущему научному сотруднику, экспозиционеру Ю. С. Вайсенгольц). Реализация проекта эт- нической карты позволит расширить работу музея с дошкольными учебными заведениями. Экспозиция должна рассказывать посетителям музея информационно об этнической истории и куль- турах народов Крыма, т. е. комплексы должны дополнятся фотоальбомами, аудиозаписями фольклора и различным видеоматериалом, возможностью просмотра компакт-дисков. Техническое оснащение экспо- зиции раскрывает информационные ресурсы музея и вводит новые технологии в музейную практику. 2. Создание галереи народных ремесел и декоративно-прикладного искусства народов Крыма (в соответствии с Законом Украины “О народных промыслах” от 18 июня 2001г. и Постановлении Совета министров АР Крым № 222 от 12 июня 2001 г.). Среди мастеров декоративно-прикладного творчества на полуострове особо выделяются следующие направления: художественная обработка дерева, керамика, вышивка. Хотелось бы отметить возрождающуюся традиционную вышивку у крымских татар золотом и серебром, а также ткачество и ювелирное искусство. Отличительной чертой Крыма является многонацио- нальность декоративно-прикладного искусства и мастеров. Площадь галереи более 130 кв. м. Помимо этого на первом этаже располагаются 2 выставочных зала. Основное направление выставочной деятельности – история, этнография, культура народов Крыма. 3. Оборудование конференц-зала для проведения семинаров, встреч, конференций и др. меро- приятий национально-культурных обществ и объединений. Выставочные залы, галерея народных ремесел и конференц-зал будут представлять собой комплекс для научно-просветительской работы учреждений системы образования и национально-культурных объеди- нений. Для последних материально-техническая база и площади музея будут являться уникальным местом сохранения и популяризации своих национальных культур. При должном техническом оснащении (ком- пьютеры, проекторы, видео-, телеоборудование) данный комплекс будет нести в себе важную функцию сбора, сохранения и оперативного распространения информации. 4. Создание в музее этнографического класса. Музеям принадлежит важная функция работы с до- школьными учреждениями, школами, ВУЗами. Разработка досуговых и познавательных программ, “детских студий”, проведение встреч, мини кон- цертов, фольклорных инсценировок позволят этнографическому музею активными формами пропаганди- ровать и популяризировать культуры народов Крыма, а также выполнять роль методического центра. Од- ним из перспективных направлений работы является программа “Музей и ВУЗ”, т. е. дальнейшая органи- зация и проведение практик (например, проходящая в настоящее время практика студентов КГИПУ по теме “Народный костюм: традиции и современность”). 5. Создание комплекса во внутреннем дворе “Этнографический дворик”, включающего в себя творческие мастерские мастеров народного творчества, лапидарную коллекцию, сценическую площадку для выступления фольклорных коллективов, кафе национальной кухни народов Крыма, сувенирную лавку по продаже изделий народных промыслов. 6. Создание на базе КЭМ структурных подразделений с целью сохранения народных культур, например, создание музея под открытым небом “Украинская хата” на базе коллекции Ю. А. Клименко в с. Новониколаевка Ленинского р-на (соответствующие предложения поданы в министерство культуры АРК). 7. Осуществление компьютеризации и создание сайта о народах Крыма (история и современ- ность), обеспечение его доступности для посетителей, выверенности информации и размещение различных теорий, точек зрения. 8. Проведение научных конференций, издание этнографической литературы. В итоге Крымский этнографический музей станет своеобразным культурно-этнографическим центром национальных культур: - центром сбора, сохранения, изучения материальных и духовных памятников народов Крыма; - центром культурно-просветительской работы среди всех социальных и возрастных групп; - универсальным центром детского национального и эстетического воспитания; - одним из центров научно-исследовательской работы в области этнографии и национальных культур Крыма; - центром по оказанию методической помощи создаваемым культурно-этнографическим объединениям.