Рефлексия нормативности: стратегии обоснования
Saved in:
| Date: | 2001 |
|---|---|
| Main Authors: | , |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2001
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/81118 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Рефлексия нормативности: стратегии обоснования / О.В. Зарапин, А.М. Тимохин // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 22. — С. 191-194. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-81118 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-811182025-02-23T17:27:50Z Рефлексия нормативности: стратегии обоснования Зарапин, О.В. Тимохин, А.М. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 2001 Article Рефлексия нормативности: стратегии обоснования / О.В. Зарапин, А.М. Тимохин // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 22. — С. 191-194. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/81118 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Зарапин, О.В. Тимохин, А.М. Рефлексия нормативности: стратегии обоснования Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Зарапин, О.В. Тимохин, А.М. |
| author_facet |
Зарапин, О.В. Тимохин, А.М. |
| author_sort |
Зарапин, О.В. |
| title |
Рефлексия нормативности: стратегии обоснования |
| title_short |
Рефлексия нормативности: стратегии обоснования |
| title_full |
Рефлексия нормативности: стратегии обоснования |
| title_fullStr |
Рефлексия нормативности: стратегии обоснования |
| title_full_unstemmed |
Рефлексия нормативности: стратегии обоснования |
| title_sort |
рефлексия нормативности: стратегии обоснования |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2001 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/81118 |
| citation_txt |
Рефлексия нормативности: стратегии обоснования / О.В. Зарапин, А.М. Тимохин // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 22. — С. 191-194. — Бібліогр.: 15 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT zarapinov refleksiânormativnostistrategiiobosnovaniâ AT timohinam refleksiânormativnostistrategiiobosnovaniâ |
| first_indexed |
2025-11-24T03:46:41Z |
| last_indexed |
2025-11-24T03:46:41Z |
| _version_ |
1849641928478425088 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 1
Зарапин О.В., Тимохин А.М.
РЕФЛЕКСИЯ НОРМАТИВНОСТИ: СТРАТЕГИИ ОБОСНОВАНИЯ
Как уже стало очевидным, классическое раци-
ональное понимание опыта, сформулированное И.
Кантом в виде оппозиции априорного апостериор-
ному, явилось одним из тех моментов, которые
способны продуцировать фундаментально куль-
турные феномены такие, например, как «цивили-
зация», «наука», «история» и т.д. Поэтому не слу-
чайно дело обстоит так, что рефлексия подобных
продуктивных структур одновременно проблема-
тизирует культурное поле мышления, внося в него
элемент принципиальной незавершенности, когда
нечто само собой разумеющееся, уже не обладая
достаточной объяснительной силой, требует свое-
го дополнительного критического прояснения.
Обозначая, таким образом, характер некласси-
ческой ситуации, следует учитывать ее онтологи-
ческие начала, где речь идет об особого рода объ-
ектах, которые не могут быть репрезентированы в
терминах классической оппозиции априорного
опытному, что инспирирует парадоксальные нар-
ративы «метафизического апостериори» (М.К.
Мамардашвили) или «материального априори» (М.
Шелер), «интеллектуальное созерцание» (Э. Гус-
серль), «значение как употребление» (Л. Витген-
штейн) и т.д.
Так, например, при всей очевидной включен-
ности языкового опыта в сферу культурных и ис-
торических изменений, словосочетание «комму-
никативное априори» (К.О. Апель) выглядит не-
сколько маргинально. Однако трудно подобрать
другие слова для обозначения работы языка на том
уровне, на котором заявляют о себе многочислен-
ные кантовские априорные формы, в том числе,
дающие аподиктическое моральное знание – ме-
тафизику нравов. Подобная маргинальность неиз-
бежна везде, где в философию пытаются прийти
без противопоставления априорного апостериор-
ному, рационального – эмпирическому и т.д., но
сохранив классический принцип универсальности,
однозначности смысла.
Весьма удачно охарактеризовал складываю-
щуюся ситуацию Б. Хюбнер, расшифровывая один
из феноменов маргинальности мысли: обращен-
ность к Другому, заменившую классическую ре-
флексию субъективного. ««Я есть Другое» означа-
ет: Я не только Я, но и все, в чем оно нуждается, в
данном случае нуждается мета-физически, и, ис-
ходя из чего, оно истолковывает себя метафизи-
чески (курсив – А.Т.)» [1]. Необычное написание
им слова «мета-физика» можно расценить, как вы-
держанность посткантианской дистанции в отно-
шении мира ноуменов, сохранившуюся невозмож-
ность выйти за пределы познания, установленные
в «Критике чистого разума». Вместе с тем мета-
физика не та самая метафизика априорных синте-
тических суждений, с ограничением которой вы-
ступил Кант, она ищет свои понятия, производя
расщепления терминов трансцендентальной фило-
софии, смешивая их с опытом, стараясь остаться
на уровне, заданном познанием, занимающимся
«не столько предметами, сколько видами нашего
познания предметов, поскольку это познание
должно быть возможным a priori» [2]. Это мета-
физика, вбирающая в себя опыт.
Не трудно видеть, что здесь метафизика – это
уже не столько отвлеченно-спекулятивная фило-
софия традиционного типа, где источником мыш-
ления оказывается предпосылаемое ему понятие
(Г. Гегель, Б. Спиноза), сколько рефлексия, изна-
чально нацеленная на событие неоправданно рис-
кующего мышления, априорно представленного
нормативной оппозицией воли и произвольного.
И. Кант, говоря о «практическом факте разума»,
тем самым предпосылает сфере теоретического
познающего разума, обозначенной различением
априорных и апостериорных структур, сферу
практического поступающего разума, заданную
моральной оппозицией воли произвольному. В са-
мом деле, структуры нормативного порядка не мо-
гут быть однозначно определены исключительно в
терминах опыта или доопытного априорного по-
ложения дел. В первом случае неразрешимой ока-
зывается проблема собственного нормативного
содержания, ибо оно всякий раз индуцировано
конкретным культурно-историческим набором
условий, а во втором случае из поля внимания ис-
чезает процесс реального смыслообразования
нормы, обладающий также своим априорным ме-
ханизмом. Норма, онтологически запрещая мыс-
лить свой априорный момент в отрыве от его фак-
тической реализации в опыте так, что ее эмпири-
ческое состояние уже нельзя отделить от интелли-
гибельного, репрезентирует такой дискурс ре-
флексии, который нельзя назвать в собственном
смысле слова теоретическим. Его дотеоретический
характер, представленный в традициях аналитиче-
ской и феноменологической философии, во мно-
гом и определяет специфику современной фило-
софской проблематики.
Моральное познание как смысл феноменологи-
ческой проблемы
Если и можно говорить о смысле феноменоло-
гической проблемы, то необходимо указать его
амбивалентность тем частнотеоретическим фор-
мам, в которых он непосредственно усматривает-
ся. В терминах феноменологического дискурса
это, скорее, правило, чем исключение.
Так, к примеру, смыслом феноменологическо-
го описания не является само это описание, по-
скольку оно также амбивалентно, не будучи в соб-
ственном значении слова письмом. Читая феноме-
нологически, мы должны помнить, что имеем дело
не столько с описанием какого-то факта, констата-
цией тех или иных переживаний в связи с ним,
сколько со способом реального воспроизведения
этих переживаний, позволяющим испытать их и
убедиться самому, что это так. Поскольку адек-
ватным можно считать лишь такое воспроизведе-
ние смысловых образований, в котором прямо за-
действовано актуальное сознание, то ясно, что та-
кое описание может существовать лишь в форме
«живого текста», когда переживание сознания
Зарапин О.В., Тимохин А.М.
РЕФЛЕКСИЯ НОРМАТИВНОСТИ: СТРАТЕГИИ ОБОСНОВАНИЯ
2
нельзя отличить от способа его артикуляции в тек-
сте. Такое понимание текста в качестве феномено-
логически рефлексируемого способа жизни созна-
ния является необходимо амбивалентным, где сло-
во – это уже не предметный эквивалент, обладаю-
щий своей семантикой и синтаксисом, а деонтоло-
гическая форма организации сознательных актов.
«Читая феноменологический текст, – поясняет Со-
дейка, – мы должны рассматривать его не просто
как … описание того, что случилось, а скорее как
предписание, выражающее определенное должен-
ствование, призыв к смыслополагающему уси-
лию» [3]. Более того, текст как способ феномено-
логической организации переживания невозможен
в качестве только текста. Смысл текста не эквива-
лентен, но амбивалентен ему самому, иначе нельзя
понять, почему феноменолог, говоря о познании,
на деле не имеет в виду никакую гносеологиче-
скую процедуру.
Так, феноменологическое познание, модифи-
цируя эквивалентность смысла в его амбивалент-
ность, оказывается такой маргинальной формой
знания, которая уже не может быть описана в тер-
минах традиционной эпистемологии, являясь соб-
ственно деонтологической проблемой. «Здесь
важно не упускать из виду моральный пафос, про-
низывающий всю гуссерлевскую феноменологию:
нужно пройти путь опыта и достичь требуемого
состояния сознания собственным трудом, трудом
философским, последовательно и с полной ответ-
ственностью осмысляя каждый шаг. Иначе здесь
не будет опыта свободы» [4].
Однако следует спросить: неужели это только
пафос? Можно ли серьезно думать, что феномено-
логия, исходящая из презумпции безусловной де-
скриптивности (в вопросе, где речь идет о знании
как «философском труде личного освобождения»
от различного рода идеологических иллюзий,
навязанных привычкой не думать о самом мышле-
нии), в этом смысле ограничена лишь пафосом,
т.е. горизонтом еще не артикулированного пере-
живания? Если это так, если теоретически нефор-
мализованное переживание сознания равносильно
его отсутствию, тогда невозможна никакая наука,
убеждение и ответственность, тогда мы обречены
остаться загадкой бесконечного сновидения, так
до конца и не поняв различия между существова-
нием и его имитацией – непрерывно тиражируе-
мой копией, где смысл уже нельзя отличить от до-
мысла.
Показательно, что Гуссерль, разъясняя на
примере математического априори природу фено-
менологического познания, говорит о пережива-
нии как о чистой фантазии воображающего мыш-
ления, для которого закон – это его связанность
себя посредством воли, т.е. удержание однажды
установленного воображаемого факта, понятого
как самонормирование чистого воображающего
мышления. «Установка такого самонормирования
чистого воображающего мышления такова: … не
отдаваться игре … лишенных связей случайно-
стей, но, фантазируя, производить образы, полагая
их в качестве возможных фактов и далее удержи-
вать их как тождественные» [5]. Далее Гуссерль
замечает, что речь, таким образом, идет вовсе не о
действительных телах и пространствах, фигура-
тивные возможности которых на самом деле бес-
конечны и не исчерпываются никакой их мысли-
мой вариацией, а только об идеально необходи-
мых, репрезентируемых в каждом фрагменте как
его норма – собственноличный способ бытия, яв-
ляющийся одновременно универсальным опытом
сознания, который не может быть реконструиро-
ван в терминах другого, еще большего опыта.
Только в нормативной тенденции неких «универ-
сальных вариаций в фантазии» феноменолог спо-
собен возвыситься до непосредственного созерца-
ния сущностных законов. Тем самым Гуссерль
утверждает следующее важное положение: истина
феноменологического познания по своему проис-
хождению нормативна, как если бы норма была
наиболее адекватным способом ее репрезентации.
Норма предшествует сущности в том смысле, что с
ее помощью сущность предуготовляет себя к по-
знанию. Посредством нормы сущность каким-то
образом предшествует себе и структурно самоор-
ганизовывается для усмотрения. Этот момент «са-
моопережения» (антиципации) как раз и формиру-
ет априорный (морально автономный) горизонт,
предуказывающий эйдос его созерцанию
Формулируя свой категорический запрет на
предметно-субстанциональное восприятие сущно-
сти, феноменология тем самым вынуждена счи-
таться с вопросом о нормативных принципах са-
моорганизации эйдоса в акте его созерцания, как с
проблемой, решение которой востребует от нее
метаэпистемологической рефлексии, связанной с
тем, что феноменологический смысл знания амби-
валентен его теоретической определенности.
Стратегия такой метаэпистемологической уста-
новки задается в традиции феноменологической
философии тем, что А. Райнах называет «априор-
ным положением дел» (Sachverhalt) в отличие от
«фактического состава» (Tatbestand), подчеркивая
нормативный статус того единства, к которому в
форме интенционально понятого закона приводят-
ся бытие и «Так» его усмотрения, позволяющие
говорить о сущностной интеллигибельности в
противоположность различным формам спекуля-
ций и мистификаций. «Эти законы не поддаются
сравнению ни с какими фактами и взаимосвязями
фактов, о которых нас оповещает чувственное
восприятие. … в них мы не имеем никакого слу-
чайного Так-бытия, но лишь необходимое Так-
быть-должно (So-Sein-Müssen) и в соответствии …
Иначе-быть-не-может (Nicht-Anders-Sein-Können).
Наличие таких законов относится к наиболее важ-
ному в философии, а если мы продумаем это до
конца – к самому важному в мире вообще» [6].
Коммуникативные предпосылки морали
Еще одно направление расширения аподикти-
ческого содержания морального познания осу-
ществляется путем обеспечения всеобщности и
необходимости лежащего в основании морали
нормативного текста за счет обращения к «комму-
никативному a priori» (К.-О. Апель), «a priori
языка». Речь идет о попытке противопоставить
разно-гласиям в моральном познании, отражаю-
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 3
щим многообразие нравственного опыта, некото-
рые универсальные принципы, делающие возмож-
ным феномен понимания и интерпретации смысла,
в том числе смысла нормативности. Мнения по
поводу должного и недолжного, правильного и
неправильного можно воспринимать не только как
фиксирующие (обозначающие) различные пред-
ставления о моральных предметах, но и как пози-
ции принципиально открытые для публичного,
протекающего в коммуникации обсуждения и по-
нимания. Относясь к философии языка, исследо-
вание отношения понимания в качестве ин-
терсубъективного, притязающего на всеобщую
значимость речевого акта, к обозначению как
субъективному действию, вместе с тем делает до-
ступным объяснение моральное явление со-
гласия, выступающее феноменом аподиктичности
нормативного. Однако отношение понимания и
обозначения не находят своего места в классиче-
ских, в том числе разделяемых Кантом, представ-
лениях о языке как форме выражения (повторения)
того, что обнаружено и схвачено в сознании. По-
этому, с точки зрения классической концепции
аподиктического знания, понятие об априори язы-
ка как независимом от априори познания нуждает-
ся в прояснении, точнее в указании тех историко-
философских позиций, которые делают коррект-
ным подобное словоупотребление.
Мнение о недооценке Кантом влияния языко-
вых форм на рациональную организацию мышле-
ния возникает почти параллельно с написанием
первой критики в работах еще одного кенигсберг-
ского философа И. Гамана. Однако у Канта трудно
обнаружить следы реакции на подобную критику,
равно как и на многочисленные проблемы фило-
софии языка, обсуждаемые Локком, Лейбницем,
Юмом и др. философами Нового времени. По сло-
вам известного лингвиста Т. де Мауро, это «мол-
чание Канта нельзя считать случайным, оно есть
результат сознательного выбора» [7], вследствие
которого «Кант способствовал исчезновению всех
следов философии языка ХVII и ХVIII вв., стира-
нию всякой памяти о ней» [8]. Не удивительно по-
этому, что в ХХ веке именно многочисленные ва-
рианты философии языка и герменевтики от пост-
модернистской до аналитической, подчеркивая
рефлексивную общность предпосылок наших суж-
дений о языке и сознании, составили самую серь-
езную альтернативу философской традиции
трансцендентализма. Однако если на уровне тео-
ретической философии Кант устраняет проблема-
тику языкового опыта, то, с другой стороны, в сво-
ей практической философии он делает обращение
к ней неизбежным.
Обойдя в свое время молчанием отношение
языка и мышления, философия Канта была вы-
нужденной пройти критическое рассмотрение из-
нутри этой проблемы тогда, когда акценты сме-
стились настолько, что под вопросом оказалась
сама возможность существования cogito как чего-
то отличного от языка. ««Я» философий субъекта
есть atopos без обеспеченного места в речи» [9] –
так радикально формулирует свое отношение к
картезианско-кантианской философской традиции
П. Рикер, указывая на опосредованность лингви-
стическим опытом «герменевтики себя, в противо-
положность претензиям на непосредственность
Cogito» [10]. Однако герменевтическое утвержде-
ние о том, что субъект дан в процессе интерпрета-
ции презентирующего его в интерсубъективном
сообществе дискурсе, не является в тривиальном
смысле расширением философии сознания за счет
философии языка. Тем более не может идти речь и
о простом переложении метафизики морали в тер-
минах новой герменевтической трактовки субъек-
та, поскольку между приобретающей практиче-
скую ориентацию рефлексией и герменевтическим
поворотом философии субъекта имеется сущност-
ная связь. На укорененности герменевтического
ренессанса ХХ века в практической философии
настаивает, в частности, К.-О. Апель. По его мне-
нию, «науки о духе могут развивать принципиаль-
но иную эпистемологию, только отталкиваясь от
традиционного европейского гуманизма и ориен-
тируясь на проблемы практического смысла» [11].
Другими словами, несмотря на устранение про-
блематики лингвистического опыта из эпистемо-
логического анализа, размежевание между прак-
тическим и спекулятивным применением разума,
осуществленное Кантом позволило на принципи-
ально другом уровне вести философское рассмот-
рение языка в качестве компонента организации
морального опыта.
Большинство нововоременных концепций
«moral sentiment» (симпатия, эмпатия) предпола-
гают наличие особых перцепцией, в которых ста-
новится доступно (со)переживание другого в каче-
стве основы морального знания. Например, Ф.
Хатчесон полагает, «что каждое действие, которое
мы воспринимаем, как морально доброе или злое,
всегда вытекает из какой-либо эмоции в отноше-
нии мыслящих агентов» [12]. Рассматриваемая с
этой позиции мораль зависит от индивидуальных
познавательных способностей самого субъекта и
не предполагает интерсубъективного обсуждения
и понимания морального опыта. Напротив, у Кан-
та признание высшего морального достоинства
поступка не нуждается «ни в какой рекомендации
какого-нибудь субъективного расположения или
вкуса» (курсив – А.Т.), поскольку сами поступки
«показывают волю, которая их совершает, как
предмет непосредственного уважения». Непосред-
ственность, с которой Кант связывает притязание
поступков на абсолютную ценность и моральное
уважение, есть не что иное, как «участие во все-
общем законодательстве, каковое они обеспечи-
вают разумному существу» [13]. Последнее как раз
и предполагает загадочный «факт разума» в ка-
честве некоторой изначальной компетенции субъ-
ектов в вопросах практического смысла вне зави-
симости от случайностей в организации их психи-
ческой жизни. Факт разума, будучи полной проти-
воположностью moral sentiment, не может дать ни-
какого опыта. Однако он делает нас частью опыта,
который должно иметь каждое разумное существо
в качестве субъекта всеобщего законодательства.
Перспектива «всеобщего законодательства», уста-
навливаемая в моральном дискурсе формулой ка-
Зарапин О.В., Тимохин А.М.
РЕФЛЕКСИЯ НОРМАТИВНОСТИ: СТРАТЕГИИ ОБОСНОВАНИЯ
4
тегорического императива, ставит вопрос об
устройстве опыта, в котором может быть дана по-
добная перспектива, поскольку переживание чи-
стого cogito ее не содержит. Специфика вводимой
Кантом позиции вынесения моральных суждений
такова, что позволяет обратиться к рассмотрению
языка в качестве предпосылки универсализации
условий понимания всеми необходимости содер-
жащегося в них практического смысла.
Не в последнюю очередь притязания комму-
никативной практики на роль инстанции, учре-
ждающей моральную компетенцию, связаны с
герменевтическим переосмыслением традицион-
ной философии субъекта. Согласно К.О. Апелю,
сохраняя рационалистическое истолкование мора-
ли, принципиально нельзя обойти тот факт, что
«можно рассматривать самосознание человека как
продукт коммуникации с другими, как результат
восприятия себя с точки зрения другого…» [14].
Действительно, в отличие от понимания наших по-
знавательных способностей, немыслимого без аб-
солютизации противопоставления субъективного
объективному, грамматика языка допускает воз-
можность обсуждения любого действия как от
первого, так и от третьего лица. Поэтому там, где
из сопереживания другому нельзя ничего знать о
себе самом как об объекте морального пережива-
ния, вовлеченность в коммуникацию позволяет
избежать в истолковании морального опыта субъ-
ективно-эпистемологической ограниченности. Не
случайно Ю. Хабермас подчеркивает, что «основ-
ные нормы права и морали вообще не относятся к
ведению теории морали; их следует рассматривать
как представления, нуждающиеся в обосновании в
практических дискурсах» [15].
Таким образом, рефлексия нормативности, не
являясь классически рациональной, не может
адекватно описываться в терминах противопо-
ставления субъективного объективному, априор-
ного апостериорному и т.д., что востребует новые
рефлексивные стратегии, ориентированные пре-
имущественно на раскрытие практического смыс-
ла в опыте языка и переживания.
Литература
1. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудитель-
ность эстетики. - Минск: Пропилеи, 2000. - С.
75.
2. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. - Т. 3. - М.: Чоро,
1994. - С. 56.
3. Феноменология и ее роль в современной фило-
софии (Материалы «круглого стола») // Вопро-
сы философии. - 1988. - № 12. - С. 68.
4. Там же.
5. Гуссерль Э. Статьи об обновлении // Вопросы
философии. - 1997. - №4. - С. 118.
6. Райнах А. Сочинения. - М.: ДИК, 2000. - С. 341.
7. Мауро Т. Де. Введение в семантику. - М.: ДИК,
2000. - С. 62.
8. Там же. - С. 65.
9. Рікер П. Сам як інший. - К.: Дух і літера, 2000. -
С. 24.
10. Там же. - С. 36.
11. Apel K.O. Understanding and Explanation. - The
MIT Press Cambridge, 1984. - р. 32.
12. Хатчесон Ф. и др. Эстетика. - М.: Искусство,
1973. - С. 145.
13. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. - Т. 4. - М.: Чоро,
1994. - С. 213.
14. Apel K. O. Understanding and Explanation. - The
MIT Press Cambridge, 1984. - р. 36.
15. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуни-
кативное действие. - СПб.: Наука, 2000. - С.
136.
Зарапин О.В., Тимохин А.М.
Рефлексия нормативности: стратегии обоснования
Литература
|