Функциональная схема механизма смыслового мышления
В статье рассматриваются процессы, которые могут иметь место у субъекта при понимании смысла текста. Предлагается функциональная схема процесса понимания, учитывающая процессы восприятия, поиска смысла и действий для трех основных составляющих человеческого бытия: физического мира, социума и внут...
Gespeichert in:
| Datum: | 2009 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут проблем штучного інтелекту МОН України та НАН України
2009
|
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/8137 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Функциональная схема механизма смыслового мышления / А.С. Звенигородский // Штучний інтелект. — 2009. — № 4. — С. 195-201. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-8137 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-81372025-02-09T21:58:14Z Функциональная схема механизма смыслового мышления Функціональна схема механізму сенсового мислення Functional schemata of sense minding Звенигородский, А.С. Компьютерная обработка естественноязыковых текстов и семантический поиск В статье рассматриваются процессы, которые могут иметь место у субъекта при понимании смысла текста. Предлагается функциональная схема процесса понимания, учитывающая процессы восприятия, поиска смысла и действий для трех основных составляющих человеческого бытия: физического мира, социума и внутреннего мира. У статті розглядаються процеси, які можуть мати місце у суб’єкта при розумінні сенсу текста. Пропонується функціональна схема процесу розуміння, яка враховує процеси сприймання, пошуку сенсу і дій для трьох основних складових людського буття: фізичного світу, соціуму та внутрішнього світу. The focus of the study is on the subjects processes under process of understanding text sense. It is proposed a functional schemata of sense that take into consideration processes of perception, sense searching and effects for three main constituents of human being: natural world, social medium and inward. 2009 Article Функциональная схема механизма смыслового мышления / А.С. Звенигородский // Штучний інтелект. — 2009. — № 4. — С. 195-201. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. 1561-5359 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/8137 004.81:159.9 ru application/pdf Інститут проблем штучного інтелекту МОН України та НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Компьютерная обработка естественноязыковых текстов и семантический поиск Компьютерная обработка естественноязыковых текстов и семантический поиск |
| spellingShingle |
Компьютерная обработка естественноязыковых текстов и семантический поиск Компьютерная обработка естественноязыковых текстов и семантический поиск Звенигородский, А.С. Функциональная схема механизма смыслового мышления |
| description |
В статье рассматриваются процессы, которые могут иметь место у субъекта при понимании смысла
текста. Предлагается функциональная схема процесса понимания, учитывающая процессы восприятия,
поиска смысла и действий для трех основных составляющих человеческого бытия: физического мира,
социума и внутреннего мира. |
| format |
Article |
| author |
Звенигородский, А.С. |
| author_facet |
Звенигородский, А.С. |
| author_sort |
Звенигородский, А.С. |
| title |
Функциональная схема механизма смыслового мышления |
| title_short |
Функциональная схема механизма смыслового мышления |
| title_full |
Функциональная схема механизма смыслового мышления |
| title_fullStr |
Функциональная схема механизма смыслового мышления |
| title_full_unstemmed |
Функциональная схема механизма смыслового мышления |
| title_sort |
функциональная схема механизма смыслового мышления |
| publisher |
Інститут проблем штучного інтелекту МОН України та НАН України |
| publishDate |
2009 |
| topic_facet |
Компьютерная обработка естественноязыковых текстов и семантический поиск |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/8137 |
| citation_txt |
Функциональная схема механизма смыслового мышления / А.С. Звенигородский // Штучний інтелект. — 2009. — № 4. — С. 195-201. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
| work_keys_str_mv |
AT zvenigorodskiias funkcionalʹnaâshemamehanizmasmyslovogomyšleniâ AT zvenigorodskiias funkcíonalʹnashemamehanízmusensovogomislennâ AT zvenigorodskiias functionalschemataofsenseminding |
| first_indexed |
2025-12-01T06:09:41Z |
| last_indexed |
2025-12-01T06:09:41Z |
| _version_ |
1850285107833733120 |
| fulltext |
«Штучний інтелект» 4’2009 195
4-З
УДК 004.81:159.9
А.С. Звенигородский
Государственный университет информатики и искусственного интеллекта,
г. Донецк, Украина
zas@iai.donetsk.ua
Функциональная схема механизма
смыслового мышления
В статье рассматриваются процессы, которые могут иметь место у субъекта при понимании смысла
текста. Предлагается функциональная схема процесса понимания, учитывающая процессы восприятия,
поиска смысла и действий для трех основных составляющих человеческого бытия: физического мира,
социума и внутреннего мира.
Введение
В искусственном интеллекте понимание смысла позиционируется с задачей ав-
томатического понимания смысла текста, понимания языка. Простота формулировки
последней задачи настораживает, учитывая ее масштабность. Текст, язык, письменная
речь являются высшим достижением интеллекта человека. В текстах находит отраже-
ние весь диапазон человеческих смыслов, от предметов внешнего мира до гениальных
творческих и духовных проявлений. Поэтому прежде чем говорить об автоматичес-
ком понимании смысла текста, необходимо определиться, что есть текст и что есть
смысл для человека с позиций искусственного интеллекта. Для компьютерной системы
текст есть просто набор символов (знаков). Как физические объекты они не могут об-
означать, или иметь смысл чего-то еще, кроме самих себя. Эти объекты приобретают
смысл в сознании человека-субъекта. Cмысл не является свойством или объектом текста,
а присущ сознанию субъекта. Наука исследуемые объекты и их свойства, процессы
рассматривает с трех позиций: «Что это?» (онтология), «Как мы узнаём об этом?»
(эпистемология) и «Что оно делает?» (каузальность) [1]. Приведем пример из [1]:
«…в случае с сердцем онтология заключается в том, что это большой кусок мышечной
ткани в грудной полости; эпистемология проявляется в том, что мы узнаем об этом с
использованием стетоскопов, ЭКГ и, в крайнем случае, мы можем приоткрыть грудь
и посмотреть; каузальность же заключается в том, что сердце перекачивает кровь через
все тело». Знания о сердце, полученные в этих трех направлениях, привели к значитель-
ным достижениям в области разработки и практического использования искусствен-
ного сердца. Следовательно, если мы будет знать такие же три составляющие смысла,
то будем иметь предпосылки для его моделирования. Только после этого необходимо
формулировать задачу автоматического понимания смысла текста.
В данной работе рассматривается третья составляющая научного подхода в
применении к смыслу – каузальность, вместо которой будем пользоваться более при-
вычным для искусственного интеллекта термином «функциональность».
Звенигородский А.С.
«Искусственный интеллект» 4’2009 196
4-З
Общая функциональная схема
смыслового мышления субъекта
Определимся с начальными условиями нашей задачи. Выделим свойства субъек-
та, затрагивающие смысл. Субъект действует во внешнем физическом (объективном)
мире и воспринимает его органами чувств. Субъект действует в социуме и воспринима-
ет физические и идеальные объекты социальной деятельности (например, предметные
области профессиональной деятельности). Субъект воспринимает внутренний мир:
переживания, эмоции, радость, любовь и т.д. Любое восприятие заканчивается получе-
нием знака. Этим знаком является чувственный образ физического мира, знак языка,
внутренний знак состояния субъекта.
Субъект имеет внутренние состояния, которые влияют на текущий смысл. Субъект
имеет средство обозначения (язык) своих восприятий физическими объектами, кото-
рые он синтезирует моторными действиями. Кроме этого он предполагает, что такими
же обозначениями и действиями обладают другие субъекты. Субъект имеет память, где
хранятся образы объектов, знаков, ассоциативные связи между ними, предыдущие
действия субъекта и средства языка.
Исходя из этих начальных условий задача понимания смысла будет заключаться в
сопоставлении текущих восприятий с восприятиями из памяти и выполнении
соответствующих действий при положительном результате сопоставления. Процесс
сопоставления восприятий не является просто сравнением, а содержит элементы мыш-
ления и процессы принятия решения с выполнением определенных действий, поэтому
мы называем его смысловым мышлением. В соответствии с вышеизложенным, на рис. 1
представлена общая функциональная схема смыслового мышления субъекта.
Рассмотрим основные составляющие смыслового мышления субъекта детальнее.
По мнению многих философов и психологов, смысл – это то, что имеет значение для
субъекта. Если какой-либо предмет внешнего мира не оказывает влияния на деятель-
ность субъекта, то такой предмет и не имеет для него смысла. В соответствии с началь-
ными условиями, первой составляющей или источником смыслов является окружение,
в которое мы включаем внешний мир, социальные отношения и внутренние состо-
яния субъекта. Окружение мы рассматриваем как объективную реальность, воспри-
нимаемую органами чувств. Это либо физический объект внешнего мира, физический
или химический процессы в мозге, вызываемые активностью нейронов (например,
нейропептиды и другие химические вещества). В связи с этим мы выдвигаем гипотезу о
том, что чувство голода, радость и т.п. – это такие же объективные процессы, не зави-
симые от субъекта и воспринимаемые «органами чувств», которые находятся внутри
мозга, а не за его пределами, как основные пять органов чувств.
Интуитивно понятно, что пониманию смысла должно предшествовать воспри-
ятие объектов окружения. В процессы восприятия входят не только распознавание
образов внешнего мира, но и восприятие знаков для обозначения и внутренних знаков
состояний. При таком подходе внешний физический мир также представляется как
текст со специфическими знаками – образами физических объектов. Следовательно,
понятия текста и языка становятся намного шире, чем в лингвистике.
Отметим, что в задаче понимания смысла текста с позиций лингвистики и философии
есть две основных постановки: а) есть текст, ему необходимо поставить в соответствие
все возможные смыслы [2]; б) смысл текста необходимо конструировать, собирать из
Функциональная схема механизма смыслового мышления
«Штучний інтелект» 4’2009 197
4-З
смысловых элементов [2], [3]. С нашей точки зрения, в процессе понимания смысла
имеют место обе задачи и являются одним из средств смыслового мышления. Поэтому мы
их объединяем в одно целое и называем процессом поиска смысла.
Рисунок 1 – Общая функциональная схема механизма
смыслового мышления субъекта
Процесс поиска смысла будет бесполезен субъекту, если он не будет завершаться
результатами, которые после направления в окружение субъекта изменяют состояние
окружения, что приводит к переходу на новый процесс понимания смысла. Воздей-
ствовать на окружение субъект может как непосредственно – с помощью моторных органов
тела, так и опосредованно – с помощью знаков обозначения (жестов, слов, выражений,
текстов). Совокупность этих процессов в нашей схеме составляют процессы действий.
Известно, что смысл одних и тех же объектов, событий для субъекта имеет
разное значение в зависимости от его внутренних состояний. К внутренним состоя-
ниям в разных дисциплинах относят: убеждения, цели, эмоции, желания, моти-
вации и др. Много материала по этим состояниям накоплено в психологических и
философских исследованиях. Из этих исследований мы можем почерпнуть инфор-
мацию о том, как эти состояния влияют на восприятие смысла и как взаимодействуют
между собой. Интересно, что эти состояния действуют как в текущих обстоятельст-
вах, в которых находится субъект, так и на протяжении часов, дней и лет. Все их мы
О
К
Р
У
Ж
Е
Н
И
Е
П
Р
О
Ц
Е
С
С
Ы
В
О
С
П
Р
И
Я
Т
И
Я
П
Р
О
Ц
Е
С
С
Ы
П
О
И
С
К
А
С
М
Ы
С
Л
А
П
Р
О
Ц
Е
С
С
Ы
Д
Е
Й
С
Т
В
И
Й
ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЯМИ
ПАМЯТЬ
Звенигородский А.С.
«Искусственный интеллект» 4’2009 198
4-З
объединяем в процессы мотиваций субъекта. Термин «мотивация» нам представля-
ется наиболее подходящим для задач моделирования понимания смысла в отличие
от «ментальных состояний» в филолософии и «психических состояний» в психологии.
И последний важный компонент смыслового мышления – это память. Без нее
трудно представить как функционирование всего смыслового мышления, так и всех
остальных процессов.
Представленная на рис. 1 схема напоминает систему автоматического регулиро-
вания, где «рассогласование» возникает в процессах восприятия, критериями регули-
рования являются процессы мотивации, вычислительной моделью – процессы поиска
смысла, а управляющими воздействиями – процессы действий. Следовательно, в пер-
вом приближении смысловое мышление можно рассматривать как систему управления
с обратной связью и возможно использовать математический аппарат описания таких
систем. Обратная связь – это не только моторные действия, но и процессы внимания,
которые ускоряют процессы восприятия. Рассмотрим процессы поиска смысла, процессы
восприятия и действий с системной точки зрения, а точнее имеют ли они иерархичес-
кую структуру?
Иерархическая схема смыслового мышления субъекта
Почему возникает этот вопрос? У человека появление и изменение смыслов
происходит на протяжении всей жизни, начиная с рождения. Поняв смысл голода,
младенец реагирует плачем, после насыщения он переключается на другие смыслы.
Подобные процессы мы называем долингвистическими процессами поиска смысла,
когда язык в том виде, в котором мы им пользуемся в повседневной жизни, еще не
существовал. Долингвистические смыслы (чувственные смыслы) проявляются и во
взрослом возрасте, например, достаточно просто услышать мяуканье, чтобы
определить, что за дверью кошка. При этом с мяуканьем вероятнее всего ассо-
циируется зрительный образ кошки, а не слово «кошка».
Овладев языком, человек смысл чувственных восприятий физических объектов
переносит на знаки языка, что упрощает социальные взаимоотношения, приоб-
ретение новых смыслов (знаний). Это приводит к тому, что использование смыслов
для субъекта перемещается в сторону социальных отношений: совместной профес-
сиональной деятельности и социального положения. Этот языковый уровень поиска
смыслов намного выше долингвистического. Кроме этого известно, что любой
здоровый ребенок в состоянии овладеть любым языком, но не всякий способен
овладеть логическим и абстрактным мышлением, творить произведения искусства.
Следовательно, есть еще более высокий уровень понимания смысла, чем повсед-
невный языковый. Как связаны эти уровни? Подчинены ли они сверху вниз или
снизу вверх? На рис. 2 представлен один из вариантов иерархической структуры.
Для упрощения схемы на ней процессы мотивации и память не показаны.
Cхема (рис. 2) отражает известные факты и подходы. Так, для понимания
смысла текста, предложения не обязательно читать их до конца, иногда достаточно
ключевого слова или короткого выражения. В данном случае можно предположить,
что воспринятое ключевое слово воздействует сразу на более высокий уровень про-
цесса поиска смысла, при этом не исключается, что оно действует и на остальные
уровни. Можно предположить, что уровни функционируют параллельно, так как обще-
принято, что нейропроцессы в мозге протекают параллельно. В результате это может
привести к завершению процесса поиска на одном или нескольких уровнях. Таким
способом можно объяснить так называемые озарения.
Функциональная схема механизма смыслового мышления
«Штучний інтелект» 4’2009 199
4-З
Рисунок 2 – Иерархическая схема смыслового мышления
Теперь, следуя принципу системности, когда процесс поиска смысла должен
иметь вход и выход, будем считать, что процессы восприятия и процессы действий со-
ответственно являются входом и выходом. Следовательно, они также имеют иерархи-
ческую структуру.
Всего мы выделяем четыре уровня, но может быть и больше. На первом уровне
находятся долингвистические процессы. Для восприятия – это чувственное восприятие
и внутреннее восприятие состояний (переживаний): боли, биологических потребностей.
Язык охватывает II, III и IV уровни. Второй уровень определяет предметные
смыслы, которые служат для передачи информации о состоянии внешней среды и
своем состоянии для физического взаимодействия с внешней средой. На этом уровне
возникает восприятие жестов, поз, поведения как знаков.
В функционировании третьего уровня участвует язык или знаковая система
устной и письменной речи бытового социального уровня и некоторых профессио-
нальных областей. На этом уровне происходит восприятие знака и знака знаков, или
Внешний мир
Логический поиск
абстрактных смыслов
профессиональных
областей,
метасмыслы-
переживания
Метазнаковое
восприятие
окружения
Метазнаковое
восприятие
предметных
областей
Мысли, планы, тексты,
произведения,
принятие решений,
искусства, результаты
творчества, поступки
Знаки, команды,
условные
рефлексы
Поиск смыслов
повседневного
бытия на основе
языка (переносные
смыслы, смыслы-
переживания)
Поиск
предметных
смыслов
Речевые и текстовые
сообщения для
коммуникации
Знаковое
восприятие
Смыслы-
переживания
(внутренние знаки)
Предметные смыслы
(внутренние знаки)
Чувственное
восприятие
Моторные действия,
безусловные рефлексы,
условные рефлексы.
Тело
Внутреннее
восприятие
Процессы поиска
смысла Действия Восприятие
Первичные смыслы
доязыковые смыслы
IV уровень
III уровень
II уровень
I уровень
Звенигородский А.С.
«Искусственный интеллект» 4’2009 200
4-З
метазнака. Знакам и метазнакам здесь приписываются часть смыслов восприятий ниж-
него уровня (переносные смыслы, гиперболы и т.д.), например, «цены растут» или «го-
ре большое и малое».
На четвертом – находятся процессы поиска смысла для сложных профессио-
нальных уровней, участвующие в логическом мышлении, суждениях, принятиях ре-
шений. Одним из таких профессиональных уровней является наука. Провести резкую
границу между уровнями нельзя, поэтому на схеме показано, что процессы поиска
смысла пересекаются. Так, например, решения принимаются и на третьем уровне, но
решения бытовые. Под решениями, в какой-то мере, можно понимать условные и без-
условные рефлексы первого уровня.
Каждый уровень имеет свои процессы восприятия. Это чувственные образы,
знаки, метазнаки, метазнаки абстрактных предметных областей. На уровни воспри-
ятия воздействует не только окружение, но и центральные процессы поиска смысла.
Центральные процессы пересекаются по своим функциям, но воздействуют друг на
друга через процессы восприятия, снизу вверх. Таким способом реализуется переход
с уровня на уровень.
Рассмотрим, как будет воздействовать на схему акустический вариант выражения
«синяя борода». На первом уровне это будут звуки, которые смысла не имеют, так как
не связаны с угрозами для субъекта. На втором уровне имеет значение «борода», так как
это предмет тела мужчины. На третьем уровне воспримется «синяя борода», но смысла
для повседневной жизни не имеет, так как синих бород у мужчин не бывает. На чет-
вертом уровне это выражение воспримется как персонаж сказки или преднамеренное
изменение цвета бороды (т.е. за этим стоят цели, мотивы субъекта и его смыслы).
Пути реализации
Представленные схемы не являются строгими структурными схемами для практи-
ческой реализации. Скорее – это концептуальные схемы. Указанные процессы могут
реализовываться разными способами, но уже по жестким структурам, как того требует
программирование: последовательно или параллельно. Представленные схемы указы-
вают на процессы, которые присущи всем субъектам или некоему обобщенному субъекту.
В действительности смыслы конкретного субъекта зависят от пола, возраста, культурного
окружения, природных условий, опыта, психологических черт, воспитания, способности
к обучению, профессии и др. Поэтому если использовать схему для моделирования пони-
мания смысла субъектом, то необходимо конкретно определить перечисленные свойства,
потому что они разные для разных субъектов и могут не пересекаться, например, трудно
представить субъекта, который в текущий момент одновременно воплощал бы смыслы
жителя севера и пустыни или дикаря и цивилизованного. Хотя это может совмещаться в
субъекте при условии, что он играет соответствующие роли. Но и в этом случае он не
может одновременно быть в двух ролях, в которых что-то в данный момент имеет смысл
и не имеет смысла, он может только переходить из одной роли в другую.
Рассмотрим задачи искусственного интеллекта, в которых могут использоваться
предложенные схемы. Прежде всего набор символов будет текстом, если он имеет
смысл (положительный результат смыслового мышления) хотя бы на одном уровне.
Как указывалось выше, субъектов много, а точнее групп субъектов (групп социума),
поэтому тексты должны проверяться не на одной обобщенной схеме, а на множестве,
каждая из которых представляет конкретный экземпляр субъекта. В этом случае резуль-
татом будет экземпляр субъекта, для которого текст имеет смысл, уровень в соответствии
Функциональная схема механизма смыслового мышления
«Штучний інтелект» 4’2009 201
4-З
с предложенной схемой, и действия субъекта. На основании этого классифицируется
тип текста: сообщение (новости), научная статья, документ и т.д. На каждом уровне
дополнительно извлекаются данные, содержащиеся в тексте, определяется истинность
и другая полезная информация, которая запоминается. При необходимости составля-
ется автореферат на заданном уровне или реферат-толкование, также на заданном
уровне.
Заключение
В данном исследовании, учитывая ограничения на объем статьи, широкий круг
вопросов, относящихся к теме, затрагивается вскользь, а некоторые вопросы вообще не
рассматриваются. Для решения проблемы понимания смысла необходимо исследовать:
соотношение смысла и сознания, смысла и мозга, процессы получения новых смыслов
при обучении, влияние языка на смысл, онтологию ментальных состояний и мотиваций,
возможности вычислительных методов решать подзадачи понимания смысла и др. Ре-
шение рассмотренной задачи и указанных проблем нам видится в постепенном их ис-
следовании, привлечении знаний смежных дисциплин и четкой формулировки задач для
интеллектуальных систем с последующей практической реализацией.
Литература
1. Серл Дж. Открывая сознание заново / Серл Дж. – М. : Идея-Пресс, 2002. – 240 с.
2. Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл Текст» / Мельчук И.А. – М. :
Наука, 1974.
3. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста: Филос. пробл. / Васильев С.А. ;
[отв. ред. М.В. Попович]. – Киев : Наук. Думка, 1988. – 240 с.
О.С. Звенігородський
Функціональна схема механізму сенсового мислення
У статті розглядаються процеси, які можуть мати місце у суб’єкта при розумінні сенсу текста.
Пропонується функціональна схема процесу розуміння, яка враховує процеси сприймання, пошуку сенсу і
дій для трьох основних складових людського буття: фізичного світу, соціуму та внутрішнього світу.
A.S. Zvenigorodsky
Functional schemata of sense minding
The focus of the study is on the subjects processes under process of understanding text sense. It is proposed a
functional schemata of sense that take into consideration processes of perception, sense searching and effects
for three main constituents of human being: natural world, social medium and inward.
Статья поступила в редакцию 21.06.2009.
|