Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы
Мировое сообщество имеет высокие стремления к сохранению человечества на планете и обеспечения качества его жизни. Это способствовало на протяжении 90-х годов ХХ века выработке глобальных целей развития человеческого потенциала. К первоочередным задачам достижения этой цели принадлежат обеспечение к...
Gespeichert in:
| Datum: | 2008 |
|---|---|
| Hauptverfasser: | , , |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Інститут економіки промисловості НАН України
2008
|
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/8256 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы / В.И. Ляшенко, Т.Ф. Бережная, С.А. Полковников // Вісник економічної науки України — 2008. — № 2(14). — С. 101-106. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-8256 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-82562025-02-09T12:50:57Z Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы Навчання управлінців для малого підприємництва: проблеми і перспективи Teaching of managers for a small enterprise: problems and prospects Ляшенко, В.И. Бережная, Т.Ф. Полковников, С.А. Наукові статті Мировое сообщество имеет высокие стремления к сохранению человечества на планете и обеспечения качества его жизни. Это способствовало на протяжении 90-х годов ХХ века выработке глобальных целей развития человеческого потенциала. К первоочередным задачам достижения этой цели принадлежат обеспечение качественного образования на протяжении жизни и устойчивое развитие окружающей среды. Образование и наука является стратегическим резервом развития государства, общества, экономики и многомерным полем интеграции Украины в мировое сообщество. Для устойчивого развития экономики в целом, региона и отдельно взятого предприятия необходимы адекватные организационные механизмы. Світова спільнота має високі прагнення до збереження людства на планеті і забезпечення якості його життя. Це сприяло впродовж 90-х років ХХ століття виробленню глобальних цілей розвитку людського потенціалу. До першочергових завдань досягнення цієї мети належать забезпечення якісної освіти впродовж життя і стійкий розвиток навколишнього середовища. Освіта і наука є стратегічним резервом розвитку держави, суспільства, економіки і багатовимірним полем інтеграції України в світову спільноту. Для стійкого розвитку економіки в цілому, регіону і окремо узятого підприємства необхідні адекватні організаційні механізми. A world association has the high aspiring to the maintainance of humanity on a planet and providing of quality of his life. It was instrumental in during 90th of XX century making of global aims of development of human potential. Providing of high quality education during life and steady development of environment belong to the primary concerns of achievement of this purpose. Education and science is strategic reserve of development of the state, societies, economies and by the multidimensional field of integration of Ukraine in a world association. For steady development of economy on the whole, region and separately taken enterprise adequate organizational mechanisms are needed. 2008 Article Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы / В.И. Ляшенко, Т.Ф. Бережная, С.А. Полковников // Вісник економічної науки України — 2008. — № 2(14). — С. 101-106. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. 1729-7206 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/8256 ru application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Наукові статті Наукові статті |
| spellingShingle |
Наукові статті Наукові статті Ляшенко, В.И. Бережная, Т.Ф. Полковников, С.А. Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы |
| description |
Мировое сообщество имеет высокие стремления к сохранению человечества на планете и обеспечения качества его жизни. Это способствовало на протяжении 90-х годов ХХ века выработке глобальных целей развития человеческого потенциала. К первоочередным задачам достижения этой цели принадлежат обеспечение качественного образования на протяжении жизни и устойчивое развитие окружающей среды. Образование и наука является стратегическим резервом развития государства, общества, экономики и многомерным полем интеграции Украины в мировое сообщество. Для устойчивого развития экономики в целом, региона и отдельно взятого предприятия необходимы адекватные организационные механизмы. |
| format |
Article |
| author |
Ляшенко, В.И. Бережная, Т.Ф. Полковников, С.А. |
| author_facet |
Ляшенко, В.И. Бережная, Т.Ф. Полковников, С.А. |
| author_sort |
Ляшенко, В.И. |
| title |
Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы |
| title_short |
Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы |
| title_full |
Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы |
| title_fullStr |
Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы |
| title_full_unstemmed |
Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы |
| title_sort |
обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы |
| publisher |
Інститут економіки промисловості НАН України |
| publishDate |
2008 |
| topic_facet |
Наукові статті |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/8256 |
| citation_txt |
Обучение управленцев для малого предпринимательства: проблемы и перспективы / В.И. Ляшенко, Т.Ф. Бережная, С.А. Полковников // Вісник економічної науки України — 2008. — № 2(14). — С. 101-106. — Бібліогр.: 12 назв. — рос. |
| work_keys_str_mv |
AT lâšenkovi obučenieupravlencevdlâmalogopredprinimatelʹstvaproblemyiperspektivy AT berežnaâtf obučenieupravlencevdlâmalogopredprinimatelʹstvaproblemyiperspektivy AT polkovnikovsa obučenieupravlencevdlâmalogopredprinimatelʹstvaproblemyiperspektivy AT lâšenkovi navčannâupravlíncívdlâmalogopídpriêmnictvaproblemiíperspektivi AT berežnaâtf navčannâupravlíncívdlâmalogopídpriêmnictvaproblemiíperspektivi AT polkovnikovsa navčannâupravlíncívdlâmalogopídpriêmnictvaproblemiíperspektivi AT lâšenkovi teachingofmanagersforasmallenterpriseproblemsandprospects AT berežnaâtf teachingofmanagersforasmallenterpriseproblemsandprospects AT polkovnikovsa teachingofmanagersforasmallenterpriseproblemsandprospects |
| first_indexed |
2025-11-26T01:27:52Z |
| last_indexed |
2025-11-26T01:27:52Z |
| _version_ |
1849814399283363840 |
| fulltext |
2008/№2 101
Она предусматривает, что предприятие за счет улучше-
ния экономического состояния и повышения финансо-
вого потенциала должно сместиться как можно ближе к
центру кластера 2 и занять в нем устойчивое положение.
Предприятиям, находящимся в правой пригранич-
ной зоне кластера 2 (зона инвестиционной привлека-
тельности «А»), целесообразно ориентироваться на ис-
пользовании стратегии 3. Целью данной стратегии яв-
ляется обеспечение условий для перехода предприятия
в центральную область кластера 1.
Выводы. На практике изменение угледобывающим
предприятием своего положения в том или иной группе
инвестиционной привлекательности должно сводиться к
достижению им таких результатов производственно-хозяй-
ственной деятельности, а, следовательно, и таких значе-
ний факторов производства и составляющих их перемен-
ных, которые имеют шахты с более высоким уровнем пла-
тежеспособности и инвестиционной привлекательности.
Предложенные в статье методы позволяют определить
выбор наилучшей стратегии развития предприятия. В силу
инертности развития угледобывающих предприятий и
четкой взаимосвязи этого процесса с существующими тех-
нологическими схемами и способами раскройки шахтно-
го поля, переход предприятий из зоны с низким уровнем
инвестиционной привлекательности в зону с более высо-
ким уровнем этого параметра может занимать относитель-
но продолжительный промежуток времени.
Литература
1. Коберник В. В. Процес керування вугільним
підприємством в інвестиційному аспекті // http: //www.
rusnauka. com/4._SVMN_2007/Economics/19724. doc. htm
2. Пивняк Г. Г., Салли В. И., Байсаров Л. В. Инвести-
ции в угольную промышленность: реальность и прогно-
зы // Уголь Украины. — 2003. — 5. — С. 48.
3. Защихин Д., Хроменко Н. Появится ли свет… в
шахтной мгле // Энергетическая политика Украины. —
№6. — 2000. С. 31–35.
4. Кабанов А. І., Стариченко Л. Л., Цикарева В. В. Об-
ґрунтування фінансово-економічних взаємовідносин
вуглевидобувного підприємства та інвестора — розробни-
ка частини гірничого відводу // Уголь Украины. — 2004. —
№2. — С. 5–10.
5. Волохов Г. В. Развитие угольного бизнеса требует
новой инвестиционной политики // Уголь. — 2004. —
№1. — С. 20–23.
6. Белозерцев О. В. Оценка инвестиционной привле-
кательности угольных предприятий // Економіка: про-
блеми теорії та практики: Зб. наук. пр. — Днепропет-
ровск: ДНУ, 2003. — С. 106–112.
7. Weingast, B. R. The Economic Role of Political
Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic
Development // Journal of Law, Economics, and
Organization №11, 1995. — Р. 2–31.
8. North D. C., Summerhill W., R. Weingast B. Order,
Disorder and Economic Change: Latin America vs. North
America // Forthcoming. Bruce Bueno de Mesquita
andHilton Root, eds., Governing for Prosperity. Yale
University Press, 2000. — 54 р. // www. stanford. edu/
~weingast/ north. summerhill. weingast.8.05p. pdf.
9. Altman, E. I. Financial Rations. Discriminent Analysis
and the Prediction of Corporate Bankruptcy, Journal of
Finance, September. — 1968. — Р. 171–193.
10. Altman, E. I., Haldeman, R. G., Narayanan, P. Zeta
Analysis: A New Model to Identify Bankruptcy Risk of
Corporation, Journal of Banking and Finance, June. —
1977. — Р. 87–99.
11. Недосекин А. О. Применение теории нечетких
множеств к задачам управления финансами, Аудит и
финансовый анализ. — № 2. — 2000. — С. 18–25.
12. Эйтингон В. Н., Анохин С. А. Прогнозирование бан-
кротства: основные методики и проблемы // http: //www.
iteam. ru/publications/strategy/section_16/article_141/.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ�
нейшими научными или практическими задачами
Мировое сообщество имеет высокие стремления к
сохранению человечества на планете и обеспечения ка-
чества его жизни. Это способствовало на протяжении 90-
х годов ХХ века выработке глобальных целей развития
человеческого потенциала [1, с. 223]
К первоочередным задачам достижения этой цели при-
надлежат обеспечение качественного образования на про-
тяжении жизни и устойчивое развитие окружающей среды.
В.И. Ляшенко
академик АЭН Украины,
г. Донецк
Т.Ф. Бережная
С.А. Полковников
г. Луганск
ОБУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЦЕВ ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЛЯШЕНКО В.И., БЕРЕЖНАЯ Т.Ф., ПОЛКОВНИКОВ С.А.
Образование и наука является стратегическим резер-
вом развития государства, общества, экономики и много-
мерным полем интеграции Украины в мировое сообщество.
Для устойчивого развития экономики в целом, ре-
гиона и отдельно взятого предприятия необходимы адек-
ватные организационные механизмы.
Анализ последних исследований и публикации, в кото�
рых начато решение проблемы и на которые опирается автор
В Указе президента Украины «О Национальной док-
трине развития образования» от 17 апреля 2002 года N
ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ102
347/2002 сформулировано что, образование является
стратегическим ресурсом улучшения благосостояния
людей, обеспечения национальных интересов, укрепле-
ния авторитета и конкурентоспособности государства на
международной арене.
Подчеркивается что: «Глобализация, изменение тех-
нологий, переход к постиндустриальному, информаци-
онному обществу, утверждение приоритетов устойчивого
развития (выделено авторами статьи), другие свойствен-
ные современной цивилизации черты предопределяют
развитие человека как главную цель, ключевой показа-
тель и основной рычаг современного прогресса, потреб-
ность в радикальной модернизации отрасли, ставят пе-
ред государством, обществом задания обеспечить при-
оритетность развития образования и науки, первооче-
редность решения их неотложных проблем» [2, с. 212].
Современными экономическими исследованиями
определен перечень стратегических ресурсов развития:
Физический капитал, Человеческий капитал, Социальный
капитал, Рынки, Финансовые ресурсы, Управление [3, с.
104] на трех из которых следует остановиться подробнее.
Человеческий капитал. Под «человеческом капиталом»
понимается оценка, воплощенной в индивидууме, потен-
циальной способности приносить доход. «Человеческий
капитал» включает врожденные способности и таланты, а
также полученное образование и приобретенную квалифи-
кацию. Величина совокупного «человеческого капитала»
зависит от численности работоспособного населения, же-
лания и способности людей трудиться. На желание трудить-
ся влияют социально-экономический опыт людей, набор
рабочих мест и размеры заработной платы, получаемой
основной массой работающих. Способность работать зави-
сит от половозрастной структуры населения и уровня обра-
зования и обучения. При прочих равных условиях, чем выше
доступность получения образования для членов сообщества,
тем больше величина его «человеческого капитала».
Социальный капитал. С недавнего времени соци-
альный капитал рассматривается как жизненно важный
фактор экономического развития. В отличие от физи-
ческого капитала или «человеческого капитала», влия-
ющего на индивидуальную производительность, соци-
альный капитал имеет отношение к общественной орга-
низации. Социальный капитал — это социальные сети
(сети сотрудничества), социальные нормы и доверие,
складывающиеся в рамках сообществ по интересам и
способные передаваться из одной ситуации в другую.
На Востоке, например, социальные сети чаще всего
базируются на «большой семье» (родственной общнос-
ти) или сплоченной этнической общине. На Западе они
формируются в рамках различных самодеятельных орга-
низаций (клубы, общественные движения, ассоциации
потребителей, производителей и т. д.). А. Маршалл, один
из основоположников современной экономической на-
уки, подчеркивал важность сетей сотрудничества в среде
мелких предпринимателей и рабочих. В последние годы,
на Западе получили широкое распространение неправи-
тельственные (неформальные) организации, которые на
бесприбыльной основе оказывают своим членам и опре-
деленным категориям людей разного рода услуги (инфор-
мационные, консультационные, услуги связи и т. д.)
Социальные сети организованы горизонтально, а не
иерархически. В них ценятся солидарность, гражданс-
кое участие и неподкупность. Социальный капитал, воп-
лощенный в нормах и сетях гражданского участия со-
здает условия для кооперации и координации ради вза-
имной выгоды, он облегчает заключение и соблюдение
контрактов, направление сбережений и инвестиций в
целевые проекты, увеличивает отдачу от вложений в
физический и «человеческий капитал». Он может быть
конвертирован в финансовый капитал.
Социальный капитал уникален в том смысле, что де-
лает возможным достижение тех целей, которые недости-
жимы иными способами. В отличие от физического капи-
тала он количественно и качественно растет при его упот-
реблении и истощается, если его не используют. Это про-
дукт общественной активности. И в этом смысле соци-
альный капитал является не только ресурсом, но и резуль-
татом реализации проектов развития местных сообществ.
Управление. Управление особый вид «человеческого
капитала». Хороший управляющий способен соединить
материалы, деньги и персонал, чтобы произвести и успеш-
но сбыть товар. Самыми способными управляющими, как
правило, бывают мечтатели, новаторы, а так же люди,
умеющие рисковать, стимулировать и координировать
деятельную активность других. Успех программы эконо-
мического развития напрямую связан с эффективной ко-
ординацией деятельности предпринимателей и правитель-
ства, различных организаций и органов управления. Од-
ной из важнейших целей управленческих усилий является
обеспечение поддержки со стороны местного сообщества
и их участия в реализации проектов развития.
Устойчивое развитие связывается не просто с на-
личием ресурсов, но и с определенным их сочетанием -
комбинацией. При отсутствии хотя бы одного из них
развитие невозможно, даже если другие ресурсы имеют-
ся в избытке [3, с. 106–107]
Для постиндустриального общества, которое харак-
теризуется процессами глобализации и регионализации
национальных экономик, предлагается адекватный ар-
сенал организационных форм.
Новые возможности в социально-экономическом
развитии региона открывает кластерная экономика,
один из механизмов которой — образовательный клас-
тер — предназначен непосредственно для формирова-
ния человеческого капитала [4, с. 266].
Выделение нерешенных ранее частей общей пробле�
мы, которым посвящается данная статья
Институционально предпринимательство в Украи-
не стало развиваться с начала девяностых годов. Более
мене серьезные программы подготовки школьников
основам предпринимательства стали реализовываться на
Луганщине в 2003 году. Когда эта поросль войдет в зре-
лую фазу на календаре будет уже 2023год.
Чтобы получить заметный социально-экономичес-
кий эффект от предпринимательства требуются более
энергичное воздействие сферы образования на хозяй-
ственную деятельность.
Формулирование целей статьи (постановка задачи).
Целью данной статьи является исследование механиз-
мов обеспечивающих эффективное взаимодействие в
системе: Образование-Экономика, точнее в одной из
специфических форм её существования — кластере, где
роль малого предпринимательства как фактора развития
становится более очевидной.
ЛЯШЕНКО В.И., БЕРЕЖНАЯ Т.Ф., ПОЛКОВНИКОВ С.А.
2008/№2 103
Основной материал исследования с полным обоснова�
нием полученных, результатов. Термин, «кластеризация» —
процесс формирования кластера, как одной из организа-
ционных форм социального капитала получил определен-
ное распространение в управленческой среде Луганщи-
ны. Однако, не удалось избежать отношения к этому
процессу как к модному течению экономической жизни.
В таком случае, под кластером начинают понимать лю-
бую систему кооперативных связей, имеющей вид сети.
Поэтому аналитики предлагают различать сети и
кластеры по ряду признаков (табл. 1).
Таким образом, кластер можно рассматривать как
форму существования социального капитала.
Эффективность формирования и использования соци-
ального капитала хорошо иллюстрирует судьба проекта «Кос-
мический челнок» реализованного в США и СССР (табл. 2).
Из табл. 2 следует: успех транснациональной кор-
порации «Боинг» обеспечен эффективным сотрудниче-
ством, прежде всего, с малыми предприятиями. Прав-
да, при поддержке государства: субподрядчикам, в рам-
ках проекта НАСА, в обязательном порядке выделяется
15 % стоимости работ [6, с. 174].
ЛЯШЕНКО В.И., БЕРЕЖНАЯ Т.Ф., ПОЛКОВНИКОВ С.А.
Таблица 1
Различия в развитии сетей и кластеров [5, с. 155]
Таблица 2
Опасность монополизма крупных корпораций
Сети Кластеры
Предоставление фирмам доступ к специализированным
услугам по низким ценам
Привлекают необходимые специализированные услуги в регионы.
Допускают только ограниченное членство. Предоставляют открытое членство.
Основываются на контрактных соглашениях Основываются на социальных ценностях, которые поощряют доверие
между членами и благоприятствуют развитию взаимодействия.
Создают возможности для фирм быть вовлеченными в
комплексное производство
Генерируют потребность в объединении все большего числа фирм с
одинаковыми или родственными чертами
Основываются на кооперации Нуждаются как в кооперации, так и конкуренции
Имеют общие деловые цели Вырабатывают и имеют комплексное видение задач
Страна США СССР
Проект ШАТТЛ БУРАН
Головной заказчик-подрядчик БОИНГ РКК «ЭНЕРГИЯ»
Предприятия-субподрядчики 2 млн. малых и средних Сотни крупных и средних
Результаты Массовое внедрение (от зубных протезов до
теплорегулирующих покрытий)
2 ржавых «Бурана» и 1 нелетающая
«Мрия»
Итак, 15 % бюджета проекта коренным образом,
меняют результаты проекта. Очевидно, небольшой фи-
нансовый поток поддерживал процессы, выпавшие из
зоны контроля советской экономики.
Содержание этих процессов лучше интерпретиро-
вать на модели контрагентских связей кластера. [7, с. 37]
На рис.1 выделен основной процесс-трансфер тех-
нологий, который благодаря сотрудничеству фирмы «Бо-
инг» (ядро кластера) с научно-исследовательскими учреж-
дениями и производителями наукоемкого оборудования
и технологий обеспечивал поставку покупателю главный
продукт кластера — космический корабль «Шатлл».
Вспомогательный процесс-лизинг обеспечивает ус-
коренную смену оборудования, морально устаревшего
для «Боинга», вполне прогрессивного для контрагентов
первого порядка, которые собственно и осуществляли
конверсию, используя технологии военно-космическо-
го профиля для организации производства товаров по-
требительского рынка.
Трансфер минитехнологий означает процесс адаптации
наукоемкого оборудования и технологий под возможности
малого бизнеса, обучение субъектов малого предпринима-
тельства навыкам оперирования прогрессивным оборудо-
ванием, передачу знаний о новых свойствах выпускаемой
продукции, разработку схем продвижения новых товаров.
Пространство, в котором знания циркулируют по
определенным алгоритмам и являются фактором устой-
чивого развития, можно рассматривать как содержатель-
ную сущность образовательного кластера.
Безусловно важным, а может ключевым моментом,
обеспечивающим переход всего кластерного механизма
в режим устойчивого развития связан с переориентаци-
ей деятельности с рынка сырья и инвестиционных то-
варов на рынок потребительских товаров (см. рис.2).
Вследствие этой переориентации происходит изменение
режимов конкуренции с уровней: монополия, монопсо-
ния на уровни: чистая и монополистическая конкурен-
ция. Последние создают более благоприятные условия
для повышения качества жизни населения.
Рис.1. Модель кластера «ШАТЛЛ»
ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ104
В фирме «Боинг» эта переориентация связана с ис-
пользованием специальной керамики. Сперва, для кор-
пуса «Шаттла», а затем для лечения зубов.
В условиях Украины процесс формирования анало-
гичного кластера не может быть воспроизведен по аме-
риканской схеме в виду отсутствия соответствующей
государственной политики.
Поэтому начинать нужно с выработки комплексно-
го видения задач.
Например, на западе Луганской области существу-
ет «стекольная линия» проходящая по городам Попас-
ная, Лисичанск, Северодонецк. Группа предприятий в
этих городах, связанных с производством стекла и раз-
личных изделий начинает испытывать потребность в
профессии стекловар. Традиционное решение: скоопе-
рироваться для организации ПТУ.
Крупномасштабное производство характерное для
времен Советского Союза использовало поточные прин-
ципы и в подготовке кадров: развивающаяся индустрия
требует 10000 стекловаров в год. Значит, организовыва-
ем ПТУ соответствующей мощности. Этакая, «стрельба
по площадям». Но, тактика современного боя все чаще
использует «точечные удары» — экономичней.
Экономизация кластерных связей заключается не
только в том, что с помощью контрагентов первого
порядка увеличивается объем продаж, т. е реализуется
стратегия: экономия на масштабах. С помощью инвес-
тиционного подхода к образованию можно оценить
экономическую эффективность предприятия от прира-
щения человеческого капитала [8, с. 98].
Другой аспект. Кто должен платить за обучение? В
условиях Советского Союза издержки на содержание
ПТУ покрывались из государственного бюджета. Рыноч-
ные условия требуют, чтобы развитие человеческого
капитала инвестировалось из семейного бюджета.
Кластерный подход позволяет найти более взвешен-
ные решения между вышеуказанными крайностями.
Для этого нужно принять во внимание организаци-
онно-правовую среду, сформированную в Украине.
В Указе Президента Украины № 717/2000 от 24 мая
2000г «Основные направления социальной политики на
период до 2004 года», предусматривалось «...формирова-
ние и реализация в каждом регионе комплексных про-
грамм достижения продуктивной занятости населения.»
и обеспечить тем самым «…до 20004 года увеличения ре-
альных доходов населения в 1,3-1,4 раза.» [9, с. 32].
Второй документ — Указ президента Украины №
906/2000 от 15 июля 2000г «О мерах по обеспечению под-
держки и дальнейшему развитию предпринимательской
деятельности» фиксирует важные для нашего проекта по-
ложения: «… внедрять в установленном порядке меры по
постепенному переходу от государственного регулирова-
ния предпринимательской деятельности к ее регулиро-
ванию на условиях социального партнерства…» [10, с. 57].
Наиболее ярко механизмы социального партнерства
для задач продуктивной занятости населения прояви-
лись в системе «ВУЗ—ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ» [11, с. 70].
Главный вектор этого сотрудничества был направлен на
адаптацию к рыночным условиям социально-незащи-
щенных слоев населения. Поэтому технологический
аспект здесь особенно не активировался.
Тем не менее, привлекательным для нашего проекта
остается процесс, поддерживаемый тремя партнерами:
Группа «Стеклолиния» — ВУЗ — Государственный Центр
занятости (рис. 3). Обязательства между партнерами рас-
пределяются следующим образом: группа предприятий
названная «Стеклолиния» готовит производственную базу
для обучения; ВУЗ — разрабатывает учебные программы
под потребности группу «Стеклолиния» и лицензирует их;
Государственный Центр занятости финансирует обучение
и стажировку безработных. Через полтора года подготов-
ки часть бывших безработных остается на дополнитель-
ных рабочих местах. Эта часть представляет собой страте-
гический ресурс под названием «человеческий капитал».
ЛЯШЕНКО В.И., БЕРЕЖНАЯ Т.Ф., ПОЛКОВНИКОВ С.А.
Рис. 2. Модель трансформации сбытовой
политики предприятия
Рис. 3. Схема взаимодействия между партнерами:
Группа «Стеклолиния» — ВУЗ —
Государственный Центр занятости
Другая часть пойдет в субъекты малого предприни-
мательства, выполняя маркетинговую миссию: форми-
рование потребительского рынка. Напомним: эта мис-
сия доступна другой форме человеческого капитала и
виду стратегического ресурса — управленцам.
Не менее важным результатом этого процесса будет
и то, что субъекты малого предпринимательства, будучи
связаны между собой и контрагентами второго порядка
служебными, профессиональными и межличными связя-
ми, ткут невидимое полотно особенных производствен-
ных отношений под названием: «социальный капитал».
Правда, нужно выполнить ещё одно условие —
адаптировать технологии стекловаренного производства
к условиям малого предпринимательства, аналогично
тому, как «Боинг» разработал технологию зубной кера-
мики для стоматологов на основе технологии производ-
ства керамической плитки для «Шаттла».
Предпосылки для такого шага на Луганщине суще-
ствуют.
2008/№2 105
Существенный вклад в повышение качества жизни
может внести организация производства кварцевого
стекла, для остекления теплиц и окон, которое пропус-
кает ультрафиолетовое излучение солнца. Отсюда, по-
вышенное качество сельскохозяйственной продукции,
более здоровая атмосфера в домах и офисах.
Значительное удешевления себестоимости кварце-
вого стекла можно достичь использованием плазменной
печи малой мощности, стоимость которой должна быть
в пределах 50–100 тыс. грн.
Необходимо, лишь сформулировать соответствую-
щие технические условия для НИИ данного профиля.
Теперь кластер «Стекловар» приобретает завершен-
ные формы. Точнее, по составу контрагентов аналогичен
кластеру «Шатлл» (рис.4). Представляется целесообраз-
ными обратить внимание на то, что система кластерных
связей в контексте предпринимательской культуры мо-
жет оказать существенное влияние на ядро кластера.
ЛЯШЕНКО В.И., БЕРЕЖНАЯ Т.Ф., ПОЛКОВНИКОВ С.А.
Рис. 4. Модель кластера «Стекловар»
В менеджменте существует модель жизненного цикла
организации, где наряду с традиционными стадиями: фор-
мирование, интенсивный рост, стабилизация, спад, фикси-
руются кризисы на переходах между стадиями [12, с. 70].
Соответственно, кризис роста, зрелости и спада (рис.5).
Кризисы связаны с изменением поведения персо-
нала на соответствующих стадиях жизненного цикла.
«Новаторы», «творцы» — основываясь на потребно-
стях рынка, создают и предлагают новый (или нужный)
товар. В этот период внутри организации преобладают от-
ношения свойственные органической организационной
культуре: тесные, доверительные, почти «семейные»,
«Продавцы», коммерсанты, маркетологи — обеспечива-
ют продвижение товара на рынке. Причем изменение
профессионально-ролевого состава организации ведет к
появлению новых организационно-культурных норм. Это
Рис. 5. Модель жизненного цикла организации
постоянная конкуренция друг с другом, характерна для
предпринимательской организационной культуры.
«Технологи» преобладают в период стабильности. А
средой их функционирования должны стать правила
строгой иерархии, подчиненности, определенности,
детерминируемые профессиональной деятельностью.
Такой тип отношений характерен для бюрократической
организационной культуры. В период стабилизации важ-
но не пропустить приближение кризиса спада.
Из модели жизненного цикла организации со всей
очевидно, что в предверии кризиса спада нужно возрож-
дать новаторский стиль поведения. Основная сложность
этой задачи связана, во-первых, со сложившейся бюрок-
ратической культурой, внутри которой нужно формиро-
вать дислокации с органической культурой. В условиях,
кластера эти дислокации образуются на партнерских свя-
зях с научно-исследовательскими институтами (НИИ).
Тогда, создаются организационные условия для трансфор-
мации деятельности менеджеров в деятельность динамич-
ного предпринимателя, которая через посредство ВУЗа
замыкается с малым предпринимательством (рис.6).
Рис. 6. Кластерная схема развития малого
предпринимательства
Есть основания полагать, что данная схема разви-
тия малого предпринимательства, в наибольшей степе-
ни будет соответствовать критериям устойчивого разви-
тия, поскольку речь идет о формировании важного стра-
тегического ресурса - социального капитала.
Выводы.
1. Стратегия устойчивого развития законодательно
закреплена в «Национальной доктрине образования
Украины».
2. Стратегическими ресурсами устойчивого разви-
тия являются Физический капитал, Человеческий капи-
тал, Социальный капитал, Рынки, Финансовые ресур-
сы, Управление.
ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ106
3. Три основных ресурса: Человеческий капитал,
Социальный капитал Управление формируются образо-
ванием.
4. Образовательный кластер наиболее эффективная
организационная форма для решения задач устойчиво-
го развития.
5. Образовательный кластер является органической
частью производственного кластера.
6. Устойчивость производственного кластера обеспечи-
вается большим количеством субъектов малого предприни-
мательства «сплетенных» в сеть социального капитала.
7. Системообразующим фактором в кластере являет-
ся предпринимательская культура, которая связывает круп-
ный, средний и малый бизнес «по вертикали»; и органи-
ческую и бюрократическую культуры «по горизонтали».
Перспективы дальнейшего поиска в данном на-
правлении. Первоочередная задача совершенствования
управления устойчивым развитием нового поколения
состоит в разработке технологий идентификации каче-
ственных характеристик стратегических ресурсов и про-
ектировании механизмов их формирования.
Литература.
1. Новикова А. Ф. Направления улучшения социаль-
ного управления в контексте достижения целей разви-
тия тысячелетия в Украине. Сборник научных трудов
«Управление развитием» — Харьков: Издательство
ХНЭУ, 2006г, — С. 223–224.
2. Указ Президента України від17 квітня 2002 року N
347/2002 «Про Національну доктрину розвитку освіти» //
Відомості Верховної Ради (ВВР), 2002, N 38 — С. 211–239.
3. Ляшенко В. И. Регулирование развития экономи-
ческих систем: теория, режимы, институты. — Донецк:
Дон НТУ, 2006. — 668 с.
МАЛЬЧИК М.В.
4. Шаповалова Т. В.,Полковников С. А., Бережная Т. В.,
Образовательный кластер - катализатор развития региона. В
сб. Проблемы и перспективы развития сотрудничества меж-
ду странами Юго-Восточной Европы в рамках Черноморс-
кого экономического сотрудничества и ГУАМ. — Свиштов-
Донецк: Дон НУ-СА «Д. А. Ценов», 2006. С. 266–270
5. Соколенко С. И. Производственные системы глоба-
лизации: Сети, Альянсы, Партнерства, Кластеры: Укр. Кон-
текст. — К.: Логос, 2002 — с.648. — К.: Логос, 2002 — С. 411.
6. Ляшенко В. И., Павлов К. В., Жихарев И. В., Бе-
режная Т. Ф. Большая книга о малом наномире. — Лу-
ганск: Альма-матер, 2008. — 532 с.
7. Бушуєв. С. Д. «Кластерний підхід. Теоретичні засади».
Матеріали джад - сесій ДПА України. — Київ, 2004 – 54 с.
8. Бережная Т. Ф, Полковников С. А., Руденко П. Т.
Финансовые потоки для приращения человеческого
капитала // Материалы Всеукраинской научно-практи-
ческой конференции «Финансы, денежное обращение
и кредит в повышении благосостояния населения Ук-
раины.» — Симферополь: НАПКС,2007. — С. 98–100.
9. Указ Президента України № 717/2000 від 24 травня
2000г «Основні напрями соціальної політики на період
до 2004 року» // Відомості Верховної Ради (ВВР), 2000,
№ 43 — С. 22-59.
10. Указ Президента України № 906/2000 від 15 лип-
ня 2000г «Про заходи по забезпеченню підтримки і по-
дальшому розвитку підприємницької діяльності» // Відо-
мості Верховної Ради (ВВР), 2000, № 51 — С. 42-61
11. Ляшенко В. И., Полковников С. А., Бережная Т. Ф.
Подходы к формированию регионального обучающего
кластера «Предприниматель» //Управление развитием. —
2006. — № 4. — С. 69-73.
12. Шаповалова Т. В. Управление персоналом. Опор-
ный конспект лекций. — Луганск: ЛИТСТ, 2004 – С. 124.
В умовах формування ринкових відносин істотно
розширюються можливості дії всіх чинників підвищен-
ня ефективності виробництва, здійснюється структурна
перебудова народного господарства, оновлення схем
управління підприємствами, виробництво, що робить їх,
гнучким і орієнтованим на споживача. Проте цей про-
цес здійснюється часто не достатньо продумано. Не є
виключенням і галузь сільськогосподарського машино-
будування: в умовах недоліку високопродуктивної техн-
іки, яка сприяє своєчасному і якісному проведенню
сільськогосподарських робіт, відсутнє сучасне маркетин-
гове забезпечення просування вітчизняної техніки. У
цьому вбачається недостатня робота самих підприємств.
Відсутність ефективних схем продажу техніки спожива-
чам не дають заводам подолати кризу. Саме ці схеми
допомогли б закріпитися на вітчизняному ринку і заво-
ювати ринки, де українська сільськогосподарська тех-
ніка користується великим попитом — в Росії, Білорусі,
Туркменії, Казахстані, Нігерії, Єгипті, Сенегалі. Одно-
часно підприємствам необхідно працювати над просу-
ванням тракторів вітчизняним споживачам [1, с. 87].
Разом з тим, слід відмітити, що сучасний розвиток
підприємств сільськогосподарського машинобудування не
відповідає потребам часу. Прийнята Кабінетом Міністрів
України «Державна програма розвитку машинобудування
на 2006–2011 роки» [2] включає завдання з інноваційного
розвитку сільськогосподарського машинобудування та
виділення бюджетних коштів на активізацію робіт щодо
розробки та впровадження конкурентоспроможної
сільськогосподарської техніки. Але на сьогодні рівень дер-
М.В. Мальчик
канд. екон. наук,
м. Рівне
КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНІСТЬ ЯК ЧИННИК ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ
ПІДПРИЄМСТВ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОГО МАШИНОБУДУВАННЯ
|