Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии

Данная статья посвящена такому явлению в современном религиоведении, как когнитивное религиоведение. В ней рассматривается пространство зарождения этого методологического течения, уже существующие наработки и перспективы дальнейшего развития....

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2014
Main Author: Прядко, С.М.
Format: Article
Language:Russian
Published: Інститут проблем штучного інтелекту МОН України та НАН України 2014
Series:Наука. Релігія. Суспільство
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/87010
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии / С.М. Прядко // Наука. Релігія. Суспільство. — 2014. — № 2. — С. 61-64. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-87010
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-870102025-02-09T13:52:19Z Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии Когнітивне релігієзнавство як новий напрямок релігієзнавчої методології Cognitive Rreligion as One of Most Perspective Religious Methods Прядко, С.М. Релігія Данная статья посвящена такому явлению в современном религиоведении, как когнитивное религиоведение. В ней рассматривается пространство зарождения этого методологического течения, уже существующие наработки и перспективы дальнейшего развития. Стаття присвячена такому явищу в сучасному релігієзнавстві як когнітивне релігієзнавство. У ній роглядається простір зародження цієї методологічної течії, вже існуючі напрацювання та перспективи подальшого розвитку. This article is dedicated to the phenomenon in modern religion which called cognitive religion. It’s about area of nucleation this methodological course, and already existing developments and perspectives of further development. 2014 Article Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии / С.М. Прядко // Наука. Релігія. Суспільство. — 2014. — № 2. — С. 61-64. — Бібліогр.: 5 назв. — рос. 1728-3671 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/87010 291.14 ru Наука. Релігія. Суспільство application/pdf Інститут проблем штучного інтелекту МОН України та НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Релігія
Релігія
spellingShingle Релігія
Релігія
Прядко, С.М.
Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии
Наука. Релігія. Суспільство
description Данная статья посвящена такому явлению в современном религиоведении, как когнитивное религиоведение. В ней рассматривается пространство зарождения этого методологического течения, уже существующие наработки и перспективы дальнейшего развития.
format Article
author Прядко, С.М.
author_facet Прядко, С.М.
author_sort Прядко, С.М.
title Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии
title_short Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии
title_full Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии
title_fullStr Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии
title_full_unstemmed Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии
title_sort когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии
publisher Інститут проблем штучного інтелекту МОН України та НАН України
publishDate 2014
topic_facet Релігія
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/87010
citation_txt Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии / С.М. Прядко // Наука. Релігія. Суспільство. — 2014. — № 2. — С. 61-64. — Бібліогр.: 5 назв. — рос.
series Наука. Релігія. Суспільство
work_keys_str_mv AT prâdkosm kognitivnoereligiovedeniekaknovoenapravleniereligiovedčeskojmetodologii
AT prâdkosm kognítivnerelígíêznavstvoâknovijnaprâmokrelígíêznavčoímetodologíí
AT prâdkosm cognitiverreligionasoneofmostperspectivereligiousmethods
first_indexed 2025-11-26T12:49:20Z
last_indexed 2025-11-26T12:49:20Z
_version_ 1849857268494893056
fulltext ISSN 1728-3671 «Наука. Релігія. Суспільство» 2014 № 2 61 УДК 291.14 С.М. Прядко Донецкий национальный технический университет КОГНИТИВНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ Данная статья посвящена такому явлению в современном религиоведении, как когнитивное религиоведение. В ней рассматривается пространство зарождения этого методологического течения, уже существующие наработки и перспективы дальнейшего развития. Ключевые слова: религиоведение, мозг, нейрофизиология, лингвистика, психология, когнитивная наука, деафферентация. Актуальность проблематики когнитивных исследований религии заключена уже в самом человеке, как мыслящем и познающем существе. Проблема бессознательного и подсознательного в отражении в соотношении с осознанным мышлением долго стояла только перед психологами, однако новейшие технологии в области изучения мозга позво- лили психологам объединить свои усилия с нейрофизиологами, нейрохирургами, биофи- зиками, создавая смежные области науки. Наиболее активно когнитивное религиоведение развивается в странах Скандинавии и большинство работ по данной тематике остаются не переведенными. Однако некоторые работы И. Пюсиайнена, Й. Серенсена, Ю. Д’Акили, Э. Ньюберга мы имеем возможность изучить. И рассмотрев их можно прийти к выводу, что на данный момент не существует общей теории когнитивного религиоведения, не сформировалась ещё и общая концепция развития. Что лишь подтверждает молодость направления. А его перспективность обуслав- ливается технологическим развитием, которое не дает исследованиям замереть на месте, предлагая все новые и новые горизонты. Цель исследования – определить, описать и проанализировать когнитивное рели- гиоведение как методологическое направление религиоведческой науки, что ставит следующие задачи: – определить современные тенденции религиоведения; – проанализировать истоки когнитивного религиоведения; – исследовать современные когнитивные теории религиозного сознания; – рассмотреть методы когнитивного религиоведения; – выявить современные проблемы и тенденции развития когнитивного религиоведения. Религиоведение является относительно молодой наукой, однако, уже сейчас выделяют разные этапы развития и их специфику. Общепринято делить религиоведение на «клас- сическое» (вторая половина XIX в. – середина XX вв.) и «современное» (со второй половины XX в. по настоящее время). Такая периодизация истории религиоведения вошла в обиход со времени появления двухтомника под редакцией Жака Ваарденбурга «Классические подходы к изучению религии» (1973). Для современного периода характерно осознание острейшего кризиса в религио- ведении, критика предыдущего этапа и его методологических оснований, а также поиски новой религиоведческой парадигмы. К особенностям этого периода относят усиление международных контактов и междисциплинарных взаимодействий, усиление интереса к методологической проблематике и всевозрастающий плюрализм методологических подходов к изучению религии. Дженсин Андресен в своей статье «Религия во плоти: религиоведение в поисках новых методологий» пишет следующее: «Междисциплинарное сотрудничество послед- него десятилетия, или около того, показало, что методологии одной единственной дис- циплины часто не способны охватить концептуальные и реальные нюансы сложных феноменов» [1, с. 1]. С.М. Прядко «Наука. Релігія. Суспільство» 2014 № 2 62 Параллельно происходит активное развитие таких наук, как когнитивная психо- логия и когнитивная лингвистика. Начало такому развитию положили нейрофизиологи. На базе нейрофизиологии возникла нейролингвистика. Стало ясным, что языковая деятель- ность протекает в мозге человека, что разные виды языковой деятельности (освоение языка, слушание, говорение, чтение, письмо и др.) связаны с разными отделами головного мозга. Следующим этапом развития проблемы соотношения языка и мышления стала психолингвистика, в рамках которой изучались процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, соотношение системы языка и ее использования, функционирования (психолингвисты Ч. Осгуд, Т. Себеок, Дж. Гринберг, Дж. Кэррол, А.А. Леонтьев, И.Н. Горелов, А.А. Залевская, Ю.Н. Караулов и др.). И уже на этой основе подтверждается тесная взаимосвязь языка и религии, о которой говорили исследователи и ранее. Часть наработок когнитивной лингвистики и когнитивной психологии становится базисом для формирования когни- тивного религиоведения в частности и когнитивной науки в целом, которая, по опреде- лению Е.С. Кубряковой, междисциплинарна и представляет собой зонтичный термин для целого ряда наук – когнитивной психологии, когнитивной лингвистики, философской теории когниции, логического анализа языка, теории искусственного интеллекта, нейро- физиологии; «уже сложились такие дисциплины, как когнитивная антропология, когни- тивная социология и даже когнитивное литературоведение, т.е. почти в каждой гумани- тарной науке выделилась специальная область, связанная с применением когнитивного подхода и когнитивного анализа к соответствующим объектам данной науки» [2, с. 422]. В 1979 году антрополог религии Стюрт Гатри пишет свою статью, в которой вводит термин «когнитивная теория религии». Статья сразу же породила оживленные дискуссии в кругах антропологов, затем подхваченные религиоведами. В 1993 году у Гатри выходит монография, в которой он активно развивает когнитивное понимание религии как формы познания. И проводит идею антропоморфизма в религиоведении, стоящую на позиции того, что человек наполняет мир своими идеями, «очеловечивает» его. В сфере религии это значит, что он старается представить непонятные ему силы, как живые и обязательно похожие на него сущности. Годом позже (в 1980 г.) Паскаль Буайе представляет альтернативную концепцию сначала в статье, а затем и в книге «Естественность религиозных идей». В которой утверждает, что религиозные представления – это частный случай объединения явных и интуитивных представлений. Он пишет, что «по всей видимости, некоторые формы религиозного мышления есть путь наименьшего сопротивления для наших познаватель-ных систем. В противоположность этому, неверие в целом является результатом преднамеренной и трудной работы против наших естественных познавательных предрасположенностей – едва ли самая легкая идеология, чтобы распространиться» [3, с. 30]. В 1993 году д’Акили и Ньюберг разрабатывают нейропсихологическую модель религиозного опыта, являющуюся классическим примером нейробиологической теории религии. Пытаясь объяснить нейронное проявление религиозных переживаний, д’Акили и Ньюберг утверждают, что с мистическими состояниями, возможно, сопряжены четыре третичные ассоциативные зоны мозга. Они включают в себя: нижнюю височную долю (НВД), сканирующую зрительное поле и сигнализирующую организму о предметах интереса; нижнюю теменную дольку (НТД), генерирующую абстрактные понятия, и со- относящую их со словами; заднюю верхнюю теменную дольку (ЗВТД), задействован- ную в анализе и интеграции зрительной, слуховой и соматосенсорной информации высшего порядка; и префронтальную кору (ПФК), цельный лобный третичный комплекс голов- ного мозга, являющийся единственной областью, к которой приходят афферентные волокна всех сенсорных модальностей, и сопряженный с опосредованием понятий Когнитивное религиоведение как новое направление религиоведческой методологии «Наука. Релігія. Суспільство» 2014 № 2 63 через взаимосвязь с НВД. Эти же самые области, как утверждают авторы, коррелируют с религиозным чувством и субъективным опытом Бога. В соответствии с их моделью, гиперстимуляция как эрготропной, так и трофотропной системы приводит к «деаф- ферентации» ЗВТД. Согласно д’Акили и Ньюбергу, деафферентация левой ЗВТД связана с исчезновением границ я/другой, в то время как деафферентация правой ЗВТД связана с субъективным ощущением пространственности. Эрготропная система сопряжена с симпа- тической нервной системой, управляющей состояниями активности и реакциями «бороться или бежать», тогда как трофотропная система сопряжена с парасимпатической перифери- ческой нервной системой, которая управляет основными вегетативными и гомеостатическими функциями; авторы считают, что изменение настройки этих систем с периферического автономного на церебральный уровень приводит к измененным состояниям сознания. Многие когнитивные исследования религии концентрируются на роли височных долей головного мозга. Например, Слейтер и Берд сообщают, что у психических больных с нарушениями в височной доле преобладают религиозная идеация или тема- тика переживания Бога, часто встроенные в разнообразные обращения. Дьюхерст и Берд также говорят о высокой степени религиозности среди больных лобной эпилепсией: восемь пациентов увлекались религией еще до своей болезни, двадцать шесть заинтере- совались религией после и шесть пережили обращение. Беар и Федио указывают на то, что пациенты с лобной эпилепсией склонны к религиозности, навязчивости, обстоятельности мышления (наделению повседневных событий глубоким личным смыслом), гиперграфии, чувству важности собственной судьбы и экзотическим философским и мистическим идеям, в которых доминирует возникающая тематика. Лиз Тайкер, автор фильма «Бог внутри нас» (Великобритания), в одном из интервью говорит, что в ходе эксперимента эпилептикам показывали три группы слов: с сексуальным подтекстом, нейтральные и религиозные. Нейтральные слова вызывали слабую реакцию, но когда профессор начал показывать сексуальные и религиозные слова, он был потрясен результатом. Автор книги «Краткая история человеческого тела» Дж. Эккерман пишет: «Ано- малия сосудов правой височной доли приводит к оргазму» [4, с. 230]. Следовательно, можно сделать вывод о некой взаимосвязи в восприятии сексуальных и религиозных феноменов. Эти и многие другие теории религиозного сознания были сформулированы и могли быть сформулированы только на основе экспериментов, реализованных посредством новейших технологий, и наработкам таких наук, как когнитивная нейропсихология и когнитивная нейробиология, которые в свою очередь находятся в теснейшей взаимосвязи. Когнитивная нейробиология является наукой, изучающей связь активности голов- ного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Нейропсихология – междисциплинарное научное направле- ние, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи струк- туры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с поврежде- ниями у животных, так и к работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе существуют исследования человека в данном контексте). Инструментарий нейропсихологии и нейробиологии практически одинаков – это магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), компьютерная томография (КТ), электро- энцефалография (ЭЭГ) [5]. Их различают теоретические методы, цели исследований, предметы. Однако информация, полученная в ходе развития этих наук, позволяет по-новому взглянуть и на проблему религии и религиозности. С.М. Прядко «Наука. Релігія. Суспільство» 2014 № 2 64 Выводы Зародившаяся в середине прошлого века когнитивная наука стала белым флагом перемирия между гуманитарными и техническими науками, предложив им взглянуть на себя со стороны и увидеть, что многие вопросы имеют общий корень. И этот корень, разумеется, сам человек. Она продолжает доказывать, что рассмотрение человеческих проблем исключительно с гуманитарной позиции или исключительно с позиции, утвер- ждающей что человек – животное млекопитающие, ограничено. Предлагая комплекс- ный подход, когнитивная наука дает возможность величайшим умам человечества, наконец, увидеть человека и вспомнить фразу У. Блейка «посредством глаза, а не глазом, смотреть на мир учите разум». Разумеется и религиоведение заняло свое место среди других когнитивных наук, что обуславливает его дальнейшее развитие как развитие науки нового поколения, науки, стремящейся смотреть на предметы комплексно и организовывать их в живую систему (организм), а не в механический список, не способный увидеть явление в его движении. Литература 1. Андресен Дж. Религия во плоти: религиоведение в поисках новых методологий / Дж. Андерсен ; [пер. с англ. и прим. Т. Малевич] // Numen. – Vol. 52, ч. 2. – 1999. – С. 45. 2. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Кубрякова Е.С. – М. : Языки славянской культуры. 2004. – 500 с. 3. Бойер П. Объясняя религиозные идеи: элементы когнитивного подхода / П. Бойнер // Numen. – Вып. 39, № 1. – 1992. – С. 27-57. 4. Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела: секс, еда, сон / Дж. Эккерман ; [пер. с англ. К. Минковой]. – СПб. : Амфора, 2008. – 350 с. 5. Нейрофизиология [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://lomonosov-fund.ru/ С.М. Прядко Когнітивне релігієзнавство як новий напрямок релігієзнавчої методології Стаття присвячена такому явищу в сучасному релігієзнавстві як когнітивне релігієзнавство. У ній роглядається простір зародження цієї методологічної течії, вже існуючі напрацювання та перспективи подальшого розвитку. Ключові слова: релігієзнавство, мозок, нейрофізіологія, лінгвістика, психологія, когнітивна наука, деафферентація. S.M. Pryadko Cognitive Rreligion as One of Most Perspective Religious Methods This article is dedicated to the phenomenon in modern religion which called cognitive religion. It’s about area of nucleation this methodological course, and already existing developments and perspectives of further development. Key words: religion, brain, neuroscience, linguistics, psychology, cognitive sciencetive, deafferentation. Стаття надійшла до редакції 05.03.2014.