Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2014
Main Author: Верезубова, Т.А.
Format: Article
Language:Russian
Published: Інститут економіки промисловості НАН України 2014
Series:Вісник економічної науки України
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/87466
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь / Т. А. Верезубова // Вісник економічної науки України. — 2014. — № 3 (27). — С. 149–155. — Бібліогр.: 3 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-87466
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-874662025-02-23T20:13:06Z Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь Верезубова, Т.А. Наукові повідомлення 2014 Article Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь / Т. А. Верезубова // Вісник економічної науки України. — 2014. — № 3 (27). — С. 149–155. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. 1729-7206 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/87466 ru Вісник економічної науки України application/pdf Інститут економіки промисловості НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Наукові повідомлення
Наукові повідомлення
spellingShingle Наукові повідомлення
Наукові повідомлення
Верезубова, Т.А.
Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь
Вісник економічної науки України
format Article
author Верезубова, Т.А.
author_facet Верезубова, Т.А.
author_sort Верезубова, Т.А.
title Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь
title_short Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь
title_full Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь
title_fullStr Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь
title_full_unstemmed Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь
title_sort алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике беларусь
publisher Інститут економіки промисловості НАН України
publishDate 2014
topic_facet Наукові повідомлення
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/87466
citation_txt Алгоритм механизма реализации финансовой стратегии страховщиков в республике Беларусь / Т. А. Верезубова // Вісник економічної науки України. — 2014. — № 3 (27). — С. 149–155. — Бібліогр.: 3 назв. — рос.
series Вісник економічної науки України
work_keys_str_mv AT verezubovata algoritmmehanizmarealizaciifinansovojstrategiistrahovŝikovvrespublikebelarusʹ
first_indexed 2025-11-25T01:01:18Z
last_indexed 2025-11-25T01:01:18Z
_version_ 1849722120257404928
fulltext ВЕРЕЗУБОВА Т. А. 2014/№3 149 НАУКОВІ ПОВІДОМЛЕННЯ Т. А. Верезубова канд. экон. наук г. Минск, Беларусь АЛГОРИТМ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ СТРАХОВЩИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Финансовая стратегия страховщиков характери- зуется органической общностью происходящих про- цессов на всех этапах ее функционирования. В то же время в связи с частыми переменами во внешней и внутренней среде в длительном периоде возникает объективная необходимость уточнения отдельных прогнозных показателей и их адаптации к реальным условиям хозяйствования. Эти на первый взгляд про- тиворечивые положения отражают глубинную суть и назначение стратегических задач, объединенных еди- ной целью развития. Однако их достижение во мно- гом обусловлено общей экономической и социальной ситуацией на макро-уровне, а также идентификацией фактического состояния производственных и фи- нансовых ресурсов для постепенного воплощения долгосрочной цели. Это во многом усложняет подходы к формиро- ванию финансового механизма реализации намечае- мых стратегических задач. Поэтому при их выборе необходимо учитывать, кроме рационального устрой- ства данного процесса, отражающего логическую по- следовательность и результативность управленческих действий, также: - их гибкость, эластичность и быструю реакцию на происходящие изменения на национальном фи- нансовом рынке и непосредственно в страховом сек- торе, в гражданском и налоговом законодательстве; - научную обоснованность количественных и качественных уточненных прогнозных показателей, достоверность которых подтверждается экономиче- скими и математическими расчетами; - прогрессивные финансовые инструменты, со- действующие успешному выполнению стратегических задач, адаптированные к специфике соответствующих субъектов в конкретном периоде времени реализации финансовой стратегии. Сформулированные выше требования к обосно- ванию алгоритма механизма реализации финансовой стратегии легли в основу разработанной нами мето- дики. Ее главным назначением является определение приемов, способов, форм планирования, регулирова- ния и оценки хозяйственных и финансовых процес- сов на каждом отрезке выполнения финансовой стра- тегии. Конечным результатом использования предла- гаемой методики должно стать практическое приме- нение для реализации намечаемых стратегических целей и задач. Тем самым более доступной становит- ся возможность достижения финансовой стабильно- сти и устойчивой платежеспособности отдельных страховщиков и в целом результативное функциони- рование страхового сектора в инновационной эконо- мике. Структурная модель организационного устрой- ства механизма реализации финансовой стратегии страховщика может быть представлена следующим образом (рис. 1). Как видно из рисунка 1, стартовым периодом становится первый год функционирования финансо- вой стратегии. В этой связи целесообразно на данном этапе более детально обосновать финансовые пара- метры и определить их взаимосвязи с общим хозяй- ственным оборотом конкретного страховщика, а так- же его взаимоотношений с посредниками, партнера- ми и государством. Внедрение и использование механизма реализа- ции финансовой стратегии должно осуществляться посредством постоянного принятия обоснованных хозяйственных и финансовых решений, направлен- ных на оптимизацию прогнозируемых параметров к современной ситуации. Поэтому для достижения по- зитивных конечных результатов следует построить рациональную технологическую цепочку, включаю- щую следующие управленческие действия: 1. Выбор эффективной финансовой политики; 2. Разработку бизнес-плана на текущий год с разбивкой по кварталам; 3. Составление бюджетов входных и выходных финансовых потоков, в которых отражается объем и структура денежных поступлений и их распределение (доходы, расходы, а также инструменты их сбаланси- рования в течение коротких отрезков стартового пе- риода (кварталов, месяцев, декад). На протяжении всего процесса реализации фи- нансовой стратегии в первом году, как и в последу- ющих периодах ее выполнения необходимым являет- ся постоянный контроль за законностью и целесооб- разностью принимаемых и реализуемых решений. Не менее важным с точки зрения дальнейшего совер- шенствования страховой деятельности становится выявление отдельных недостатков в правовом поле формирования финансовых отношений между участ- никами страхового рынка, а также обоснование ре- комендаций по их устранению. Все перечисленные выше формы и методы ме- ханизма реализации финансовой стратегии взаимо- увязаны между собой и способствуют углублению характеристик необходимых действий страховщика. Для их конкретизации нами в кратком виде освеще- но содержание и назначение соответствующих стадий данного процесса. Как принято считать, первостепенное значение в реализации стратегии развития любого хозяйству- ющего субъекта имеет финансовая политика. Ее ос- новным назначением становится формирование ра- циональной структуры источников финансирования. При этом учитываются основные условия поступле- ния денежных средств, прежде всего их доступность, своевременность получения и уровень затрат на их привлечение. Это требует должного обоснования ра- циональных пропорций между собственными и при- влеченными ресурсами, а также их конкретными формами и видами поступлений. Для оптимизации ВЕРЕЗУБОВА Т. А. 150 ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ 1. Обоснование общей финансовой политики 2.Уточнение бизнес-плана 3.Составление финансовых бюджетов 1.Оценка выполнения прогнозных показателей предшествующего периода 2.Корректировка финансовых параметров с учетом выполнения предшествующего периода и перемен во внешней и внутренней среде 3.Постоянный мониторинг реализованных заданий 4.Устранение выявленных отклонений от пороговых параметров стратегических задач и использование позитивных возможностей 1.Аналогичные управленческие действия предшествующего периода с учетом оценки выполнения 4-летнего периода финансовой стратегии развития 2.Окончательная корректировка ключевых финансовых показателей с учетом предсказуемых перемен и вскрытия внутренних резервов увеличения производственных и финансовых возможностей 3.Всесторонний анализ выполнения ключевых задач и достижение главной цели финансового обеспечения в стратегии развития, воздействующей на повышение конкурентоспособности на страховом рынке Годы 2-й 3-й 4-й 5-й (заверша- ющий) 1-й Управленческие действия Рис. 1. Структурная модель организационного устройства механизма реализации финансовой стратегии страховщика финансовых потоков необходимо обосновать такие соотношения между отдельными видами поступле- ний, которые обеспечивали бы финансовую выгоду при их реализации. Основными атрибутами их выражения считается создание эффективной взаимосвязи между рента- бельностью собственных средств и задолженностью субъектов хозяйствования, что, в конечном счете, содействует укреплению мощности финансового по- тенциала. Однако специфика страховых организаций не- сколько изменяет содержание финансовой политики, поскольку формы денежных поступлений, как и их происхождение, отличается от предприятий других отраслей экономики. Как известно, обязательным условием зарождения и функционирования страхо- вых организаций является установленное законода- тельством наличие определенной величины денеж- ных средств. Соответствующий размер первоначаль- ного капитала зависит от предполагаемого объема и вида страховых услуг. С учетом формы собственности он образуется за счет средств государства или кон- кретных учредителей. По состоянию на 2014 год ми- нимальный размер уставного фонда белорусского страховщика определен в сумме, эквивалентной 5 млн евро [1]. В процессе функционирования страховой орга- низации главным источником финансовых ресурсов остаются страховые взносы. Они, как и другие по- ступления от продажи дополнительных услуг, имуще- ства, а также неиспользованная прибыль прошлых лет, являются собственными ресурсами, которые в значительной мере обеспечивают их хозяйственную деятельность. Как подтверждает исследование, объем и структура привлеченных средств в виде банковских кредитов и лизинга используются в основном для покрытия расходов на инвестиционные проекты. В последние годы их доля в общем объеме финансовых ресурсов у большинства страховых организаций ко- леблется в пределах 0,1-0,2 %. В этой связи при обосновании долгосрочной финансовой политики страховщики решающее вни- мание уделяют поиску каналов расширения страхо- вых услуг. Следует отметить, что в последнее время через банковское страхование кредитополучателей, улучшение ассортимента страховых продуктов воз- растает объем финансовых ресурсов страхового сек- тора Беларуси. Позитивное влияние на эти тенден- ции оказала активизация действий в области ценовой политики, модернизация процесса управления реали- зацией страховых услуг, мотивирование страховате- лей посредством расширения маркетинговых дей- ствий: применения повышающих и понижающих коэффициентов, скидок и надбавок, франшиз и т.д. Соответствующие мероприятия целесообразно про- должить на всех этапах функционирования намечае- мой стратегии развития. Уже на стартовом периоде финансовая политика должна найти четкое отражение в структуре и содер- жании бизнес-плана. Бизнес-план страховщиков можно рассматри- вать как его визитную карточку, характеризующую хозяйственно-финансовую деятельность организации и определяющую более детально структуру разных ВЕРЕЗУБОВА Т. А. 2014/№3 151 видов страховых услуг, их объем и каналы реализа- ции. Выступая в качестве основного документа, биз- нес-план характеризует все мероприятия, которые направлены на обеспечение основных функций кон- кретного страховщика, и тем самым намечает направления решения задач первого года финансовой стратегии. С этой целью в бизнес-плане, кроме обоснова- ния количественных и качественных параметров страховой деятельности, определяются потребности в кадровом, техническом, информационно-технологи- ческом обеспечении и в совершенствовании способов реализации страхового продукта, соответственно, и конкретных инвестиционных проектов. Особое место в общем процессе разработки биз- нес-плана занимает предусмотрение мер по сниже- нию финансового риска и сохранению платежеспо- собности соответствующих организаций. В этой свя- зи ключевое значение приобретает обоснование раз- меров финансового обеспечения, а также учета всех стоимостных показателей. Обязательным условием достижения результативности намечаемых мероприя- тий является всесторонняя оценка с точки зрения оптимального объема, структуры, экономической целесообразности и эффективности планируемого движения финансовых ресурсов. Эти вопросы долж- ны найти детальное отражение в разработке прогноз- ного баланса активов и пассивов, а также финансо- вых планов, обосновывающих величину входных и выходных финансовых потоков, их синхронизации в коротких периодах времени. Мировой опыт обеспечения рационального кру- гооборота финансовых ресурсов подсказывает, что наиболее результативным методом достижения ре- альности составных данного процесса и выполнения намеченных задач становится разработка финансовых бюджетов. Действующая практика доказывает, что бюджетирование денежных поступлений и расходов повышает реальность планируемых показателей и усиливает контроль за эффективностью принимае- мых решений. Разработка гибких бюджетов в теку- щем периоде и их разбивка на короткие отрезки вре- мени способны свести в единое целое финансовые показатели головной организации и ее подразделе- ний. Одновременно они воздействует на повышение ответственности конкретных исполнителей за досто- верность и результативность корректировки прогноз- ных показателей, соответственно, и всего процесса их реализации. Важным инструментом активизации комплекс- ного механизма выполнения финансовой стратегии страховщиков должны стать разработка и использо- вание финансовых бюджетов. Особенно на стартовом периоде финансовой стратегии возрастает значимость детального обоснования всех источников денежных поступлений с учетом возможности увеличения про- гнозных заданий. Одновременно целесообразно со- ставлять бюджеты намечаемых расходов, оптимизи- руя их величину и видовую структуру. Такая практи- ка позволяет повысить их обоснованность с точки зрения совершенствования методов их исчисления и адаптации к реальным условиям функционирования страховщиков. Для того, чтобы добиться желаемых результатов, необходимо осуществить: во-первых, постатейное отражение прогнозиру- емых денежных поступлений, а также расходов по кварталам, месяцам и декадам соответствующего го- да. Имеется в виду представление в финансовых бюджетах всех форм источников формирования фи- нансовых ресурсов по основным видам страховых услуг. Что касается прогнозируемых расходов, то их целесообразно рассматривать по группам затрат в разрезе ключевых статей; во-вторых, корректировку прогнозных показате- лей на основе намечаемых в прогнозном бизнес- плане мероприятий по модернизации страховой дея- тельности, а также учета изменений во внешней си- туации (законодательства, конъюнктуры рынка, объ- ема и темпов роста ВВП). На стартовом этапе фи- нансовой стратегии реальность уточненных парамет- ров также зависит от качества и общей оценки вы- полненных заданий по отдельным месяцам и кварта- лам соответствующего года; в-третьих, составление рациональной формы от- четности, характеризующей выполнение намечаемых заданий по всем параметрам кругооборота финансо- вых ресурсов в течение каждого квартала. На ее ос- нове следует производить оценку реализации намеча- емых задач первого периода финансовой стратегии посредством сравнения фактически достигнутых ре- зультатов с уточненными прогнозными параметрами. Выявленные отклонения становятся сигналом для быстрой реакции, направленной на устранение нега- тивных тенденций и дальнейшее распространение позитивных достижений. Для оценки выполнения прогнозов, представ- ленных в финансовой стратегии на данный период, предлагаем составлять аналитическую таблицу, кото- рая в зарубежной практике рассматривается как осо- бая форма гибкого бюджета. Нами разработана при- мерная форма такого бюджета денежных поступле- ний на один из кварталов стартового периода, кото- рая в сокращенном виде представлена в табл. 1. Данные таблицы 1 предлагаем заполнять в сле- дующей последовательности: 1) в графе 2 отражать сумму денежных прогно- зируемых поступлений за соответствующий квартал первого года действующей финансовой стратегии страховщика (ј от годового прогнозного показателя входных финансовых потоков); 2) в графе 3 представить уточненные показатели за данный квартал, рассчитанный с учетом измене- ния ситуации и отрицательных отклонений за пред- шествующий период; 3) в графе 4 на основе данных учета показать фактические размеры денежных поступлений по всем видам источников; 4) графе 5 и 6 охарактеризовать итоги выполне- ния финансовых заданий, рассчитанные на основе сравнения фактических данных с уточненными пока- зателями на соответствующий период. Примерным по форме, но отличным по содер- жанию является бюджет расходов страховщиков. Его главным назначением становится изучение и впо- следствии адаптация объема отдельных групп расхо- дов в разрезе решающих их видов (РВД, страховые выплаты, отчисления в страховые резервы и др.). В том числе выделяются приоритетные статьи в каждой группе расходов, например, заработная плата, возна- граждения страховых агентов, канцелярские расходы, амортизация и др. Считаем, что такой бюджет во многом содей- ствует определению реальной потребности страхов- щика в финансовых ресурсах, а также содействует оптимизации уровня расходов и предметной их структуры. В свою очередь, он обеспечивает контроль за экономической целесообразностью использования финансовых ресурсов, что положительно сказывается ВЕРЕЗУБОВА Т. А. 152 ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ Таблица 1 Примерная форма бюджета денежных поступлений за второй квартал 2014 года на основе предлагаемой методики реализации финансовой стратегии страховщика А Наименование денежных поступлений Прог-ноз- ные пока- затели Уточ- нен-ные дан-ные Факт Отклонение фактиче- ских поступлений по сравнению с уточ- ненными данными % Сумма 1 2 3 4 5 6 1.Страховые взносы, в т.ч: - по обязательному страхованию: - от несчастных случаев на производстве и профзабо- леваний; - гражданской ответственности владельцев транс- портных средств; - …; - по добровольному страхованию: - транспортных средств физических лиц; - строений физических лиц; - домашнего имущества; -… 2. Доходы от инвестирования 3.Прочие поступления Итого поступлений Примечание — Собственная разработка на выполнении функции страховщиков и конечных результатах их деятельности. Для упрощения расчетов этих бюджетов и тем самым конкретизации стратегических задач, а также постепенной оценки их выполнения целесообразно создать и использовать компьютерную программу. В ней следовало бы на основе бухгалтерского учета и разработанной финансовой стратегии прогнозных показателей (объема и структуры финансовых ресур- сов), а также определения степени влияния двух-трех решающих факторов автоматизировать процесс со- ставления и анализа соответствующих данных. Для активизации управленческих действий и со- знательного регулирования выполнения прогнозных заданий на каждом этапе и стадии функционирую- щей финансовой стратегии нами предлагается повы- сить заинтересованность членов коллектива, прини- мающих участие в производстве и реализации стра- ховых услуг. Этому в определенной мере способны содействовать конкретные меры реагирования всех участников страхового бизнес-процесса на выполне- ние прогнозных финансовых показателей в течение коротких отрезков времени и в целом за весь период функционирования финансовой стратегии. В кратком виде эти мероприятия представлены в табл. 2. Таблица 2 Меры реагирования ответственных лиц на невыполнение намеченных стратегических задач финансовой стратегии Степень отклонения фактиче- ских финансовых показателей от прогнозируемых (в %) Принимаемые меры До 2 При незначительных отклонениях возможно ограничиться служебной за- пиской, в которой вскрываются их причины От 2 до 6 Необходимо провести анализ и выявить влияние отдельных факторов, оценить отрицательные и положительные стороны выполнения принятых финансовых решений и наметить конкретные меры по устранению допу- щенных недостатков От 7 до 20 На основе проведенного анализа, вскрывающего нарушения в организа- ции производственного процесса страховых услуг и их реализации, дести- мулировать ответственных исполнителей. Одновременно принять меры к активизации их деятельности, направленной на достижение прогнозируе- мых показателей Более 20 Осуществить всестороннюю оценку страховой деятельности, выявить эн- догенные и экзогенные факторы, воздействующие на неудовлетворитель- ное выполнение стратегических задач, снизить размеры премий ответ- ственных работников за допущение соответствующего положения. Одно- временно разработать рекомендации по модификации организационной структуры страховой организации, улучшению тарифной политики и рас- ширению маркетинговых действий, направленных на повышение качества страховых услуг, тем самым положительно воздействовать на удовлетворе- ние потребностей потенциальных страхователей Примечание — Собственная разработка ВЕРЕЗУБОВА Т. А. 2014/№3 153 Предложенная дифференциация принимаемых мер при разном уровне невыполнения стратегических задач должна способствовать усилению ответственно- сти всех участников страховой деятельности, активи- зации их внимания на изучение и быструю реакцию перемен во внешнем окружении, а также совершен- ствованию управления всеми процессами создания и сбыта страховых услуг. Это во многом зависит от ра- ционального распределения обязанностей между членами трудового коллектива, освоения ими про- грессивных навыков обоснования и принятия хозяй- ственных и финансовых решений. Для обоснования четких действий менеджеров, быстрого реагирования ими на степень выполнения прогнозных задач необходимым становится и разра- ботка общего бюджета движения финансовых ресур- сов. По своей форме он ассоциируется с балансом доходов и расходов, который синхронизирует пред- стоящие входные и выходные финансовые потоки и в определенной мере позволяет устранить несоответ- ствие между ними еще на стадии планирования. Примерная его форма объединяет и одновременно определяет объем денежных поступлений и расходов на их достижение в течение коротких периодов (кварталов, месяцев) стартового года. Таблица 3 Баланс движения финансовых ресурсов страховщика за первый год реализации финансовой стратегии, млн руб. Наименование Кварталы Всего за год 1-й 2-й 3-й 4-й 1.Общий объем входных потоков, В т.ч: - страховые взносы - доходы от инвестирования - прочие доходы 2.Общий объем выходных потоков, В т.ч: - РВД - страховые выплаты - прочие расходы 3.Результат (строка 1 — строка 2) Примечание — Собственная разработка Определенную ценность имеет также разработка в конце каждого квартала соответствующего бюджета доходов и расходов, в котором сравнивается общий объем доходов и расходов с фактически достигнуты- ми показателями. Этот документ позволяет познать, как фактически выполнены задания по входным и выходным финансовым потокам в данном периоде. Если в отдельных кварталах прогнозируемые расходы превышают денежные поступления, то сле- дует принять меры к их синхронизации. Наиболее простым методом является привлечение кредитов банка или эмиссия ценных бумаг, а также увеличе- ние вкладов учредителей. Однако эти меры прини- маются лишь в том случае, когда недостаточным яв- ляется использование собственных ресурсов. Поэто- му, прежде всего, целесообразно учесть внутренние возможности самой организации. К ним можно от- нести: - передвижение отдельных видов расходов (РВД или инвестиций) в те периоды, в которых более вы- сокий объем денежных поступлений; - сбалансирование доходов с расходами посред- ством изыскания дополнительных поступлений от активизации продаж, внедрения новых видов страхо- вания, расширения клиентской базы, увеличения поступлений перестраховочной премии, реализации излишнего имущества, сдачи его в аренду, улучшение организации претензионно-исковой работы и др. Наибольшего экономического эффекта можно достичь за счет повышения заинтересованности стра- хователя в приобретении качественных услуг, кото- рые в то же время отличаются высокой рентабельно- стью. Это возможно осуществить в основном путем улучшения условий их оказания (дополнительные скидки, расширение ремонтной базы, других инфра- структурных объектов: поликлиник, амбулаторий, медпунктов, станций техобслуживания, производ- ственных мастерских и т.п.). Эффективную реализацию принятых решений на начальном периоде функционирования финансо- вой стратегии можно признать существенной частью фундамента, заложенного и впоследствии использо- ванного для выполнения стратегических целей. До- стижение пороговых нормативов среднесрочной стратегии развития предлагается и в дальнейшем осуществлять с помощью использования динамично- го «шагающего» финансового механизма. Под терми- ном «шагающий» механизм реализации финансовой стратегии страховщиков подразумевается тесная вза- имосвязь управленческих действий на отдельных пе- риодах и стадиях ее функционирования для посте- пенного и полного выполнения ее назначения в раз- витии страховой деятельности. Такой подход предоставляет возможность уже на первой ступени воплощения финансовой стратегии приблизить величину входных и выходных финансо- вых потоков к реальным условиям хозяйствования. Этому содействует адаптация прогнозных пока- зателей не только к переменам во внешней ситуации, но и оценки достигнутых результатов в прошлом пе- риоде. При этом целесообразно учитывать скрытые внутренние резервы роста и тем самым повышать финансовые возможности страховых организаций. В последующие годы функционирования фи- нансовой стратегии следует также придерживаться предложенной последовательности управленческих действий, указанных в организационно-структурной модели механизма ее выполнения. Как подтверждает мировой опыт развитых стран, в их страховых компаниях успешно применя- ется шагающий, скользящий механизм реализации финансовой стратегии, который обеспечивает непре- рывность движения финансовых ресурсов на протя- жении всех лет ее действия. Этой цели содействует постоянное передвижение обоснованных задач на каждый следующий период с учетом конкретизации ВЕРЕЗУБОВА Т. А. 154 ВІСНИК ЕКОНОМІЧНОЇ НАУКИ УКРАЇНИ основных финансовых показателей в зависимости от реальной ситуации. В данном случае растяжение во времени процесса реализации стратегии развития страховщиков и при достижении преемственности с предыдущими этапами благоприятствует успешному выполнению стратегических проектов. Однако долж- ная шлифовка и адаптация практических действий на базе возникающих новых обстоятельств и учета сте- пени выполнения прогнозируемых параметров в прошлом периоде требует интенсификации и повы- шения результативности данного процесса. На наш взгляд, решения данной проблемы воз- можно добиться посредством: 1) усиления достоверности информационных сведений за счет современной автоматизации бухгал- терского учета и его согласованности с налоговым законодательством для более точного определения объема и структуры финансовых потоков в каждом последующем этапе; 2) модификации организации стратегического управления деятельностью страховщиков на основе рационализации отношений со всеми участниками страхового рынка, усиления ответственности членов собственного коллектива, а также их мотивации в результативности выполняемых намеченных задач; 3) углубления анализа и расширения объектов оценки состояния внешней среды, а также уровня эффективности управленческого процесса и повыше- ния доли организации на страховом рынке; 4) вскрытия внутренних резервов, обеспечива- ющих выполнение главной цели финансовой страте- гии и достижение желаемого экономического и со- циального эффекта за счет оптимизации управлен- ческих действий, способствующих повышению до- ходности, снижению степени риска и тем самым обеспечению финансовой безопасности страховщи- ков. Для решения соответствующих задач предлагает- ся шире использовать экономико-математические методы, позволяющие с точки зрения обоснованно- сти параметров с большей реальностью добиться позитивных результатов. Для этой цели разработана матрица, которая предоставляет возможность опти- мизировать предметную структуру страховых услуг. Она базируется на критериях максимальной доходно- сти (Qmax) и минимального уровня риска (Rmin), поз- воляющих снизить убыточность отдельных видов страхования. В качестве дохода по конкретному виду страхования нами условно принята разница между страховыми взносами и выплатами. Величина риска приравнена к среднему квадратическому отклонению ряда распределения уровня выплат за предшествую- щий период деятельности страховщика (не менее пяти лет с разбивкой по кварталам и месяцам). Принимая вышеуказанные критерии в качестве одного из способов увеличения объема прогнозируе- мых конечных результатов финансовой стратегии, нами доказано, что если повышается доля высокодо- ходных видов страхования и остается прежней или снижается уровень риска, то возрастает возможность увеличения объема входных финансовых потоков. Однако доход, получаемый страховой организа- цией при реализации соответствующего (i-того) вида страхования, является случайной величиной Qi и определяется отношением возможной доходности конкретного вида страхования к вероятности ее по- лучения c рядом распределения n nii p q p q ... 1 1 . Матема- тическое ожидание [ ]iM Q является средним пред- полагаемым доходом iQ . Тогда менеджеру, основы- ваясь на правилах математики, необходимо принять решение, приносящее максимальный средний доход. В свою очередь, оптимизацию уровня ожидаемо- го риска также целесообразно подтвердить матема- тическим методом, который позволяет исчислить его средний ожидаемый размер iR Принято считать, что соответствующий показатель как случайная величина имеет ряд распределения n nii p r p r ... 1 1 . Таким образом, принятие правильного решения должно базироваться на определении минимального среднего ожидаемого риска. В условиях неопределенности целесообразно применять правило Лапласа равновозможности. То- гда, по мнению большинства математиков, все веро- ятности считаются равными [2, 3]. Мерой риска можно считать среднее квадратическое отклонение σ , которое отражает степень разбросанности воз- можных значений показателя вокруг средней ожида- емой величины уровня выплат по данному виду стра- хования. На основе предлагаемых методов предложена матрица, которая поможет лучше ориентироваться при обосновании предметной структуры страховых услуг, обеспечивающей позитивные финансовые ре- зультаты деятельности. На примере страховщика А составлена матрица доходов и рисков по обязательным видам страхова- ния, включающая пять их видов. Для этой цели ис- пользованы статистические данные о размерах стра- ховых взносов и выплат за 2008-2013 годы. Для наглядности матрица доходов и рисков представлена в виде точечной диаграммы, на которой средние ожидаемые доходы расположены на осях по горизон- тали, а риски — по вертикали. Расположение точек доходов и риска позволяет уточнить выбор построе- ния предметной структуры страховых взносов. Так, чем правее точка (q, r), тем более доходным является конкретный вид страхования. Если точка (q, r) рас- положена выше, то она отражает более высокую сте- пень риска страховой услуги. Следовательно, опти- мальным для повышения размеров позитивных ко- нечных результатов финансовой стратегии страхов- щика становится тот вид страхования, который отра- жен на точке, расположенной правее и ниже. Точка ( 11,rq ) доминирует над точкой ( 2 2,q r ), если 21 qq ≥ и 21 rr ≤ (рис. 2). Как видно из рис. 2, наиболее рентабельным ви- дом страхования является обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессио- нальных заболеваний (ОСНСПиПЗ). Это подтвер- ждает разработанная нами матрица, на которой точка 2 отличается высоким уровнем среднего дохода при примерно одинаковой степени риска по сравнению с другими видами обязательного страхования (4,2%). Что касается расположения точки 4, то она характе- ризуется высокой степенью риска. Точка 4 отражает обязательное страхование урожая сельскохозяйствен- ных культур, животных и птиц (ОСУСКЖП), кото- рый подвержен постоянному влиянию многих при- родно-климатических непредвиденных событий (риск превышает 133%). ВЕРЕЗУБОВА Т. А. 2014/№3 155 Рис. 2. Расположение точек среднего дохода и риска по видам обязательного страхования в организации А за 2008-2013 гг. и первый квартал 2014 года Примечание: Собственная разработка. Подобные подходы к оптимизации предметной структуры добровольного страхования целесообразно принимать и для модификации структуры добро- вольного страхования. Полученные данные предшествующего периода о тенденциях развития и результативности отдельных видов страхования целесообразно использовать для совершенствования структуры услуг. Таким образом, достигается оптимизация входных и выходных пото- ков, что способствует повышению конечных резуль- татов деятельности страховщиков в длительной пер- спективе. Однако применение только экономико- математических методов для обоснования предмет- ной структуры отдельных видов страхования не явля- ется единственным способом позитивного решения обоснованности стратегических задач. Как уже отме- чалось, одновременно необходимо осуществить ряд мероприятий по совершенствованию организации стратегического управления. На длительной жизненной дистанции функцио- нирования среднесрочной финансовой стратегии раз- вития страховой организации завершающим этапом становится последний год. Как любой финишный этап, он требует аккумуляции сил, напряженных и осознанных дополнительных действий, чтобы до- стичь намеченной цели. Одновременно появляется больше возможностей, поскольку позади остаются фактические результаты выполненных финансовых задач за 4 прошлых года. Тем самым уже яснее выри- совываются тенденции развития национальной эко- номики, ее страхового сектора, а также доли в нем конкретной страховой организации и ее достижений в реализации страховых услуг. Соответственно, рас- ширяются возможности оценки источников форми- рования денежных поступлений. Возрастает эконо- мическая целесообразность их использования и воз- действия на выполнение основных функций стра- ховщиков. К особенностям завершающего этапа финансо- вой стратегии следует отнести и тот факт, что он начинается со всесторонней оценки выполнения стратегических задач за длительный период времени (прошедшие четыре года) и заканчивается глубоким анализом результативности принятых и реализован- ных хозяйственных решений. Оценка выполнения уже достигнутых итогов ре- ализации прогнозных показателей за прошедшие че- тыре года, как и перемен во внешней среде, стано- вится основой для уточнения прогнозных показате- лей на соответствующий год. Если выявлены нега- тивные отклонения фактических достижений от пла- нируемых показателей, то необходимой становится разработка активных мер по их устранению и увели- чению объема денежных поступлений или сокраще- ния уровня затрат. Предполагаемые результаты соот- ветствующих действий необходимо отразить и при корректировке прогнозных показателей последнего года действующей финансовой стратегии. Перевыполнение прогнозируемых параметров в прошедших годах финансовой стратегии должно спо- собствовать активизации работников на расширение положительного опыта управленческих действий в ближайшей перспективе. Неоспоримой остается необходимость составле- ния достоверной отчетности, которая позволила бы проанализировать выполнение приоритетных показа- телей реализованной финансовой стратегии развития. При этом первостепенное значение приобретает ре- альная оценка конечных достижений страховой орга- низации в обеспечении ее позитивных финансовых результатов и в целом финансовой устойчивости, содействующей повышению ее конкурентоспособно- сти на страховом рынке. Список использованных источников 1. О страховой деятельности. Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530. 2. Малыхин, В.И. Финансовая математика: Учеб.пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 237 с. 3. Кричевский, М.Л. Финансовые риски : учеб- ное пособие / М.Л. Кричевский. — М. : КНОРУС, 2012. — 248 с.