Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе
Рецензия на книгу: Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый анализ неравенств в современном обществе: Опыт западных социологов. — Харьков, 2000. — 316 с.
Saved in:
| Date: | 2001 |
|---|---|
| Main Authors: | , |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Iнститут соціології НАН України
2001
|
| Series: | Социология: теория, методы, маркетинг |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89701 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе / Ю. Тарабукин, Ю. Яковенко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — № 2. — С. 183–186. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-89701 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-897012025-06-03T16:30:09Z Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе Тарабукин, Ю. Яковенко, Ю. Социологические издания: размышления, рецензии Рецензия на книгу: Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый анализ неравенств в современном обществе: Опыт западных социологов. — Харьков, 2000. — 316 с. 2001 Article Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе / Ю. Тарабукин, Ю. Яковенко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — № 2. — С. 183–186. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89701 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Социологические издания: размышления, рецензии Социологические издания: размышления, рецензии |
| spellingShingle |
Социологические издания: размышления, рецензии Социологические издания: размышления, рецензии Тарабукин, Ю. Яковенко, Ю. Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе Социология: теория, методы, маркетинг |
| description |
Рецензия на книгу: Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый анализ неравенств в современном обществе: Опыт западных социологов. — Харьков, 2000. — 316 с. |
| format |
Article |
| author |
Тарабукин, Ю. Яковенко, Ю. |
| author_facet |
Тарабукин, Ю. Яковенко, Ю. |
| author_sort |
Тарабукин, Ю. |
| title |
Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе |
| title_short |
Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе |
| title_full |
Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе |
| title_fullStr |
Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе |
| title_full_unstemmed |
Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе |
| title_sort |
неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе |
| publisher |
Iнститут соціології НАН України |
| publishDate |
2001 |
| topic_facet |
Социологические издания: размышления, рецензии |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89701 |
| citation_txt |
Неравенства и процессы классообразования в трансформирующемся обществе / Ю. Тарабукин, Ю. Яковенко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — № 2. — С. 183–186. — рос. |
| series |
Социология: теория, методы, маркетинг |
| work_keys_str_mv |
AT tarabukinû neravenstvaiprocessyklassoobrazovaniâvtransformiruûŝemsâobŝestve AT âkovenkoû neravenstvaiprocessyklassoobrazovaniâvtransformiruûŝemsâobŝestve |
| first_indexed |
2025-11-26T23:32:55Z |
| last_indexed |
2025-11-26T23:32:55Z |
| _version_ |
1849897755986624512 |
| fulltext |
ЮРИЙ ТАРАБУКИН,
êàíäèäàò ñîöèîëîãè÷åñêèõ íàóê, äîöåíò êà -
ôåäðû îòðàñëåâîé ñîöèîëîãèè Êèåâñêîãî
íà öèîíàëüíîãî óíèâåðñèòåòà èìåíè Òàðàñà
Øåâ÷åíêî
ЮРИЙ ЯКОВЕНКО,
äîêòîð ñîöèîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð,
çà âåäóþùèé êàôåäðîé îòðàñëåâîé ñîöèî ëî -
ãèè Êèåâñêîãî íàöèîíàëüíîãî óíèâåð ñè òå òà
èìåíè Òàðàñà Øåâ÷åíêî
Неравенства и процессы классообразования в
трансформирующемся обществе
&
Куценко О.Д. Общество неравных. Классовый
анализ неравенств в современном обществе: Опыт
западных социологов. — Харьков, 2000. — 316 с.
Проблема, исследуемая в монографии, имеет особую социологическую и поли -
тологическую весомость именно сегодня, в условиях современной трансформации
украинского общества. Изменения, накопившиеся за годы трансформационного
процесса, высветили ряд доминантных, хотя и внутренне нестойких, тенденций в
общественном пространстве. Стремительно раскрылось множество социальных по -
зи ций, пребывающих в состоянии формирования и до сих пор остающихся не -
консистентными, нестойкими и весьма подвижными. Вместе с тем, они служат
почвой для появления различных, в том числе новых, социальных практик, которые
не только воспроизводят, но и активно изменяют структурные и культурные основы
общества, становятся фактором накопления в нем новых социальных сил.
Исследуя изменения социально-классового пространства современной Украи -
ны, изменения форм, содержания, социальной силы классовых образований, автор
выявляет то новое, что появилось в социальном положении и в сознании тра -
диционного рабочего класса, и наряду с этим — гетерогенизацию прежней советской
Социология: теория, методы, маркетинг, 2001, 2 183
Социологические издания: рецензии, размышления
интеллигенции, укрепление власти бизнеса и административной элиты, появление
новых социальных образований мелких предпринимателей и безработных, со ци -
альную активизацию пенсионеров и женщин и другие разнородные тенденции и
процессы и ставит вопрос о мере уникальности этих тенденций для постсоветского
общества по сравнению с другими развитыми странами. А это, в свою очередь,
обусловило необходимость детального специального изучения и теоретического
осмысления богатого опыта западной социологии в исследовании социальной ди на -
мики и процессов структурирования общества.
Как отмечает О.Д.Куценко, это крайне важно, особенно если учесть, что в свое
время отечественная социология искусственно отделяла себя от достижений запад -
ной социологии, ориентируясь на теоретическую парадигму марксизма-ленинизма,
на эмпирическую базу, ограниченную реалиями определенного типа общества, а
официальное неприятие стратификационных концепций делало невозможным аде -
кватное описание имеющегося в обществе неравенства. Сделанный автором анализ
существующих трудов по этим вопросам дает основания утверждать, что ныне от -
сутствуют убедительные теории социального структурирования транс форми рую -
щегося общества, а в научном анализе социальных неравенств доминирует логика
эмпиризма. Разумеется, западная социология развивала теоретические кон цепции,
рассматривавшие сложный социальный мир под различными углами зрения, и на
этом основании были выработаны разнообразные подходы стратификационного,
классового анализа современного общества (А.Дж.Тойнби, Дж.Бэлл, Д.Лейн,
Дж.Голд торп, Э.Гидденс, М.Арчер, М.Вебер, М.Джилас, М.С.Восленский, П.Бур -
дье, Ф.фон Хайек). Процессы структурирования социальных различий, классо -
образования изучаются западными социологами весьма подробно, их значимые
аспекты концептуализированы в логически стройных теориях, получающих сис те -
матическое развитие и проверку в эмпирических исследованиях. По поводу их
адекватности условиям современного общества ведутся непрерывные дискуссии.
Поэтому автор предлагает переосмыслить достижения отечественных социо -
логов советского периода в области исследования реалий общества советского типа,
более адекватно войти в мировое русло социологических поисков, чтобы расширить
свой теоретический и эмпирический “горизонт” и на этой основе сформировать
новое понимание движущих процессов общества. Именно такой подход определяет
актуальность исследования.
В этой работе О.Куценко предпринимает попытку систематизировать и осмыс -
лить вклад современной западной социологии в понимание процессов структури -
рования современных обществ и изменения в них классовых неравенств, поскольку
они обусловливают социальные расколы общества и образование и взаимодействие
мощных социальных сил, определяют векторы движения общества. Сверхзадачей
данной работы автор считает развитие концепции классообразования, адекватной
реальности современных трансформирующихся постсоветских обществ, а это тре -
бует выяснения того, как изменяются классы, какую роль они играют в процессе
современной трансформации и как, наконец, можно их изучать. Именно в этом
заключаются научная новизна и ценность исследования.
Автор монографии определяет дискурс социальных неравенств, анализирует
проблему “отклоненного значения классов” в современную эпоху; рассматривает
властное поле социальных неравенств, происходящих в нем структурных расколов;
выявляет демо-элитную перспективу структурных изменений, анализируя фак -
торы собственности, занятости и профессии как детерминанты классовой страти -
фикации; рассматривает развитие, перспективы и познавательные ограничения
конкурирующих функциональной, неомарксистской и неовеберовской теоре тиче -
ских схем изучения неравенств, образующихся в социально-профессиональном
поле занятости; исследует социальные и познавательные проблемы, связанные с
возрастанием стратификационной силы фактора образования в современном об -
184 Социология: теория, методы, маркетинг, 2001, 2
Социологические издания: рецензии, размышления
ществе и внутренней динамикой новых классовых образований. Автор делает по -
пыт ку “выйти” за пределы социально-профессиональных и властных полей клас -
совых неравенств, анализирует альтернативные традиционным подходам теоре -
тические конструкты и аспекты неравенства. В работе также освещена авторская
концепция классового анализа трансформационного процесса в постсоветской
Украи не на теоретических основаниях структурно-деятельностного подхода с ис -
пользованием методологического принципа дополнительности.
Развивая идеи и сущностные характеристики класса, которые были опре де ле -
ны К.Марксом и М.Вебером и постоянно переосмысливались и уточнялись совре -
менными исследователями, автор монографии предлагает понимать класс как мно -
го уровневое структурно-деятельностное социальное образование, как социальную
силу, возникшую на основе неравного распределения структурных ресурсов в об -
ществе и способную своими действиями изменить общество. В отличие от статус -
ной группы, класс, по мнению автора, — это не статистическое измерение неравно
распределенного в обществе престижа (в зависимости от доходов, власти и обра -
зования), а динамическая характеристика социального пространства, “сгустков” его
структурно-деятельностных потенциалов, задающих векторы возможных глу бин -
ных движений в обществе. Автор отмечает, что это понятие отражает крупнейшие
социальные неравенства в современных обществах, способные продуцировать со -
циаль ный раскол и оппозицию и, соответственно, борьбу за сохране ние/уста нов ле -
ние своего видения социальных рисков, справедливости и соответствующих форм
общественных отношений. Автор считает, что в понимании классов и переоценка
значения собственности на средства производства или профессионального статуса
семьи, и недооценка этих факторов приводят к упрощению или выхолащиванию
данного понятия.
Анализируя процессы классообразования, автор рассматривает специфику
клас совой схемы Дж.Голдторпа, феномены социального отчуждения и эксплуа та -
ции — наиболее “глубокие” факторы социального разделения общества и струк -
турирования его социальных сил. Постановка этих вопросов в монографии сви -
детельствует о том, что знание о современном социальном пространстве отходит от
одномерных детерминантных вертикалей, обнаруживая множественность, прин -
ципиальную эмерджентность, непрерывное “установление” порядка.
Заслуживает внимания авторская концепция классового анализа транс фор ма -
ционного процесса в постсоветской Украине. Социальный раскол периода незав и -
симости служит почвой для формирования двух главных потенциальных клас -
совых макропозиций, расположенных над и под порогом социального отчуждения и
социально-экономической эксплуатации. В этих пределах происходит формиро ва -
ние множества мезоклассовых образований, отражающих разнообразные граждан -
ские, рыночные и трудовые ситуации и продуцирующих различное социальное
сознание и социальные практики. Многочисленные социальные образования, кото -
рые занимают данные позиции и выступают носителями основных социальных
расколов, формируют организационные механизмы своей активности. Усиление
про тивостояния между ними проявляется в мощных всплесках в периоды изби ра -
тельных кампаний, позволяя четче определять их. Автор описывает разные со ци -
аль ные перспективы формирующихся классовых образований. Логика социаль -
ного развития ведет украинское общество к появлению более глубоких классовых
расслоений, чем существующие в современных западных обществах. Продолжается
формирование классовых основ постсоветского трансформационного процесса.
Будут ли институциализированы названные структурно-деятельностные по -
зиции и практики, в каких формах они получат социальную устойчивость и кон -
систентность, — эти вопросы недостаточно раскрыты в монографии, поскольку они
требуют дополнительных исследований динамики трансформационного процесса
постсоветского общества.
Социология: теория, методы, маркетинг, 2001, 2 185
Социологические издания: рецензии, размышления
Следует отметить большое количество использованных при написании моно -
графии работ украинских (С.Макеев, С.Оксамитная, В.Паниотто, В.Хмелько,
В.Чер но воленко, Е.Якуба) и российских (Г.Батыгин, З.Голенкова, Т.Заславская,
Е.Игитханян, В.Радаев, А.Шкаратан, В.Ядов) авторов. Наиболее интересным пред -
ставляется то, что О.Куценко вводит в научный оборот широкий круг трудов запад -
ноевропейских и американских социологов по рассматриваемой теме.
Одним словом, монография Ольги Куценко представляет собой ори гинальный,
интересный, своевременный и актуальный в современной украинской социологии
труд, без сомнения заслуживающий внимания научной общест вен ности.
ВЛАДИМИР РЫЖКО,
äîêòîð ôèëîñîôñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, äè -
ðåêòîð Öåíòðà ãóìàíèòàðíîãî îáðàçîâàíèÿ
ÍÀÍ Óêðàèíû
Социология. Познание. Субъект
&
Пилипенко В., Привалов Ю., Щербина В.
Субъективный компонент в социологическом
познании. — Киев: Стилос, 2000. — 129 с.
Практика последних десятилетий ХХ века свидетельствует о возрастании роли
социологической рефлексии в процессах общественной жизни и актуализации
субъек тивно-личностного компонента. Последний становится, по сути, отправным
пунктом социального действия, теоретического видения и осмысления социума.
Ныне субъективный компонент наполняется новым смыслом вследствие того, что
сама теория по-иному “вмонтирована” в информационно-коммуникативный со -
циум. Особенно актуальным является исследование роли и места субъективного
компонента в теоретической рефлексии постмодерна. Именно в пост модер нист -
ском познавательном дискурсе возрастает значимость индивидуальности как фак -
тора теоретической рефлексии.
Рецензированное монографическое исследование предлагает продуктивный
анализ характера становления концепций субъекта социального познания в про -
186 Социология: теория, методы, маркетинг, 2001, 2
Социологические издания: рецензии, размышления
|