Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности

В XX веке производительная деятельность человечества, ставшего, по определению В.И. Вернадского, “геологической силой”, начала вступать в противоречие с условиями устойчивого развития всего живого. “...Вплоть до середины XIX века производимые человеком возмущения биосферы соответствовали их допусти...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2001
Main Author: Чудомех, В.Н.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2001
Series:Культура народов Причерноморья
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89733
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности / В.Н. Чудомех // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 21. — С. 228-232. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-89733
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-897332025-02-10T01:15:11Z Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности Чудомех, В.Н. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ В XX веке производительная деятельность человечества, ставшего, по определению В.И. Вернадского, “геологической силой”, начала вступать в противоречие с условиями устойчивого развития всего живого. “...Вплоть до середины XIX века производимые человеком возмущения биосферы соответствовали их допустимым пределам, структурные соотношения в биоте сохранялись в границах, определённых законами устойчивости биосферы, а потери биоразнообразия были незначительны...” (1, с.21). За последние 150 лет экологическая ситуацию в биосфере изменилась настолько, что встал вопрос о выживании человечества и жизни в целом - “...мы должны научиться исследовать границы допустимых антропогенных воздействий на окружающую среду, сохраняющих биосферу в рамках существующего канала эволюции...” 2001 Article Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности / В.Н. Чудомех // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 21. — С. 228-232. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89733 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Чудомех, В.Н.
Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности
Культура народов Причерноморья
description В XX веке производительная деятельность человечества, ставшего, по определению В.И. Вернадского, “геологической силой”, начала вступать в противоречие с условиями устойчивого развития всего живого. “...Вплоть до середины XIX века производимые человеком возмущения биосферы соответствовали их допустимым пределам, структурные соотношения в биоте сохранялись в границах, определённых законами устойчивости биосферы, а потери биоразнообразия были незначительны...” (1, с.21). За последние 150 лет экологическая ситуацию в биосфере изменилась настолько, что встал вопрос о выживании человечества и жизни в целом - “...мы должны научиться исследовать границы допустимых антропогенных воздействий на окружающую среду, сохраняющих биосферу в рамках существующего канала эволюции...”
format Article
author Чудомех, В.Н.
author_facet Чудомех, В.Н.
author_sort Чудомех, В.Н.
title Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности
title_short Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности
title_full Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности
title_fullStr Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности
title_full_unstemmed Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности
title_sort общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2001
topic_facet Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89733
citation_txt Общественное мировоззрение: специфика восприятия и отражения действительности / В.Н. Чудомех // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 21. — С. 228-232. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT čudomehvn obŝestvennoemirovozzreniespecifikavospriâtiâiotraženiâdeistvitelʹnosti
first_indexed 2025-12-02T10:46:17Z
last_indexed 2025-12-02T10:46:17Z
_version_ 1850393102756347904
fulltext 1 Чудомех В.Н ОБЩЕСТВЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ И ТРА- ЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В XX веке производительная деятельность человечества, ставшего, по определению В.И. Вернадского, “геологической силой”, начала вступать в противоречие с условиями устойчивого развития всего живого. “...Вплоть до середины XIX века производимые человеком возмущения биосферы соответствовали их до- пустимым пределам, структурные соотношения в биоте сохранялись в границах, определённых законами устойчивости биосферы, а потери биоразнообразия были незначительны...” (1, с.21). За последние 150 лет экологическая ситуацию в биосфере изменилась настолько, что встал вопрос о выживании человечества и жизни в целом - “...мы должны научиться исследовать границы допустимых антропогенных воздействий на окружающую среду, сохраняющих биосферу в рамках существующего канала эволюции...” (2, с.29). Предотвратить наблюдающиеся биосферные тенденции может только человечество. Оно должно вклю- читься в “...механизм действия природных...сил не как в чуждую, внешнюю силу, а ...понимающим логику развития всеобщих сил субъектом истории...” (3, с.46). Тысячелетиями частные “интересы” человеческих социумов доминировали над общечеловеческими, “... но на современном этапе развития цивилизации уже невозможно, опасно пренебрегать теснейшей вза- имосвязью процессов в эволюции биосферы и человеческого общества...” (4, с.197). По твёрдому убеж- дению Н.Н. Моисеева, “... развитие человечества должно быть согласовано с развитием биосферы и не должно играть роль раковой опухоли...” (2, с.26). Эта идея о необходимости согласования эволюции чело- вечества с эволюцией остального мира живого лежит в основе известного философского учения о “коэво- люции” (термин Н.Н. Моисеева). Разобщённое многообразием противоречий, оно не сможет в полной ме- ре заниматься глобальными проблемами выживания живого не только в настоящем, но и в ближайшем бу- дущем. Для реализации идеи “коэволюции” необходимо скоррелировать “поведение” отдельных частей человечества в соответствии с потребностями целого - планетарного мира живого. Возможно ли это? “...В настоящий момент цивилизация... не знает конструктивного способа, “техно- логии” перехода к устойчивому развитию, что даёт основания для рассуждений об утопичности этой идеи...” (1, с.23). Способно ли человечество самоупорядочиться, стать объединённым “субъектом исто- рии”? Однозначных ответов на этот вопрос в человеческой практике нет. В древних мифах, религизных и философских произведениях духовное объединение человечества рассматривается как желанное, но трудно осуществимое. Действительно ли системная интеграция разобщённых частей человечества не- возможна? Есть ли некие объективные факторы, препятствующие их объединению (как минимум - духов- ному)? Попытаться выяснить это можно оценкой: - состояния общественной системы человеческого мира (как совокупности многообразных локально- целостных общественных образований - государств); - движущих сил и “целей” общественного развития; - основ общественного миропонимания и мировоззрения (детер-минирующих внутреннее и внешнее “поведение” социумов). Главные компоненты существующей ныне общественной системы человеческого мира - государства. Их взаимодействия содержат многие признаки системной упорядоченности: они традиционны (длительно устойчивы); есть общепринятые правила межгосударственных отношений; существует разветвлённая сеть межгосударственных информационных взаимодействий. Но в целом их можно считать скорее противоре- чивыми, чем упорядоченными. Исходя из этого, отнесём общественную систему человеческого мира к категории суммативных (аддитивных). Они характерны автономностью (замкнутостью) компонентов- частей и крайней неустойчивостью их внешних связей (нескоррелированностью взаимодействий, наличи- ем острых противоречий и конкуренции). “...То, что мы называем сегодня “мировым сообществом” состо- ит из обществ, которые отличаются...политически и культурно..., нельзя сказать, что человечество стало единой социокультурной системой, в которой отдельные государства-культуры...служат воспроизводству системы в целом, а не только самих себя...” (5, с.44). Объективная закономерность существования именно такой общественной системы человеческого ми- ра очевидна. Её локально-целостный характер предопределялся объективными возможностями соци- ально-видовой эволюции человечества. Диалектическая противоречивость процессов самоорганизации- саморазвития государств умножала их исторические формы, отражалась в темпах их становления. Каждое государство, как системно-активное образование, имеет и функции, и “цели”. Главная си- стемно объективная функция государства (как общественная “идея” необходимости целостного сосуще- ствования индивидов) - устойчивое обеспечение потребностей всех членов социума. Главная системно объективная “цель” существования государства, вытекающая из функционального предназначения - по- вышение устойчивости социума реализацией преимуществ индивидуально-общественной кооперации и целостности. Реальные функции и “цели” государства имеют обществом принятый, но компромиссный ха- рактер. На развитие форм государственной целостности главным образом влияют два противостоящих друг другу фактора: 2 - системно-объективный - совокупные “потребности” большинства членов социума (как целого); - субъективно-объективный - частные “интересы” и “потреб-ности” системы властного управления государством. Направление, темпы, эффективность развития и “поведение” государства зависят не только от ба- ланса сил этих двух факторов. Также повышает его эффективность и устойчивость сближение “целей” властного управления с системно-объективными (общественными). Значительное расхождение этих “целей” ведёт к росту общественных противоречий. Выделение в качестве источника и движущей силы общественного развития “потребностей” содержит повод для дискуссий, но оно вполне обоснованно. В философии, начиная с Аристотеля, главными движущими силами человека признаются и “потребности”, и “интересы”. В системном плане “интерес”, как побуждение к действию (присущее и животным), можно считать кратковременным фактором - узкоспецифичным, не имеющим постоянной силы. Характер исто- рически длительных общественных процессов предопределяют не стохастические (случайные), а “зако- номерные” - стохастически-статистические факторы. Таким длительно-устойчивым фактором является “потреб-ность”. Она, как термин и понятие движущей силы, имеет реальную основу - сущностно объек- тивна, обладает всеми признаками системно-функциональной необходимости. “Потребность” диалектиче- ски связана с “возможностью”: “потребности” порождают “возможности”, “возможности” - новые “по- требности”. Эти процессы взаимопорождения практически всегда нелинейны. Их проявления - это след- ствия компромиссных “снятий” множественных общественных противоречий - как объективных, так и субъективных. Для развития “потребностей” необходимы ”возможности” их удовлетворения, поэтому не- прерывному росту “потребностей” препятствуют лишь “возможности”. Общество воздействует на систему властного управления государством для изменения его внутрен- него и внешнего “поведения” только тогда, когда “осознаёт” необходимость перемен и “осознанно” дей- ствует для их реализации. Способно ли общество к объективному отражению бытия и, вследствие этого, к “разумному” выбору направления общественного развития? Основания для ответа на этот непростой во- прос даёт краткий анализ процессов развития общественного миропонимания и мировоззрения, приведён- ный ниже. Социально-видовая специфичность человека в краткосрочном характере его индивидуально- социальной памяти. Она динамична и конечна, генетически не наследуется - как атрибут индивида исче- зает вместе с ним. “...Уникальность...Homo sapiens обусловлена тем, что... этот вид наряду с генетиче- ской программой имеет, благодаря наличию сознания, вторую программу, определяющую его развитие в каждом последующем поколении. Эту программу можно назвать программой социального наследова- ния...” (7, с.36). Эту вторую программу можно назвать и “социогенетической”. Человек, приходящий в мир, получает внешний социальный опыт постепенно, в “развёрну-том” по мере роста его “понимания” информационном виде. Социально-историческую “память” общества специфицирует внешнеположен- ность. Для хранения и накопления общественно-исторической информации нужны внешние, но совме- стимые с человеком, её носители - оперативно доступные, гарантирующие социальную преемственность опыта и знаний поколений. В процессе социальной эволюции человечеством был создан целый ряд таких носителей - от наскальных рисунков и речи до книг и компьютеров. Но системное значение для обще- ственного развития имели не только эти, но и нематериальные носители-хранители “социогенетической” информации: общественные отношения и взаимодействия, общественные нормы и правила, опыт и зна- ния, мораль и религия, а также другие социальные явления. Объективным следствием этого стала самоорганизация в общественных системах множественных ви- дов и форм хранения общественно-исторической информации - многообразных “элементов памяти” о собственном развитии. “Социогенетическая память” может устойчиво функционировать и развиваться только при участии людей - её источников, организаторов и потребителей. В реальных общественных си- стемах нет отчётливо выраженных структурных элементов “социогенетической памяти”. В системно- функциональном плане её можно представить совокупностью бесчисленного множества материальных и нематериальных носителей информации - людей и общественных явлений; природных и искусственных объектов; явлений, связанных с деятельностью человека, и т.д. Условно-абстрактными структурными элементами “социогенетической памяти” общественной системы можно считать человека и его взаимо- действие с внешними носителями общественной информации. Их главные функции - формирование по- стоянно обновляемой базы данных о развитии человека и общественной системы. В текущей деятельности и поведении люди основываются на внешней “социогенетической памяти”, ставшей их “внутренним” со- держанием. Появление в текущей реальности системно значимых факторов, имеющих силу статистиче- ской необходимости, вынуждает их корректировать свою “внутреннюю память” - соотносить её с новой действительностью. Эти изменения отражаются не только в индивидуальных стереотипах деятельности и поведения, но и в их результатах - в “социогенетической памяти” общественных систем. Основываясь на вышеизложенном, понятия “социогенетическая память” и “структурные элементы социогенетической па- мяти” (как универсальные) можно сформулировать в следующем виде: - “Социогенетическая память - это совокупность исторической информации об опыте, знаниях и культуре предыдущих поколений людей, накопленной в процессе развития человеческого общества и за- фиксированной в продуктах его преобразовательной деятельности.” - “Структурные элементы социогенетической памяти - это человек (источник и носитель оперативной 3 информации), продукт его преобразовательной деятельности (элемент хранения статистической информа- ции) и взаимодействия между ними (элементы связи).” Выделив социогенетическую память в качестве необходимого атрибута развития и компонента обще- ственной системы, рассмотрим её влияние на развитие общества. Причины многообразия форм и видов общественных проявлений можно подразделить на группы: объективные, объективно-субъективные и субъективные. Градация эта достаточно условна, практически все процессы и явления в общественной системе становятся следствиями одновременного воздействия всех этих факторов. В характере обще- ственных процессов прослеживается явная тенденция - исторически развиваясь, человеческое общество постоянно повышает долю субъективных воздействий на их течение. Рост способностей общества адек- ватно реагировать на происходящее (корректировать “поведение”) в значительной степени предопределя- ет непрерывное расширение базы данных социогенетической памяти. Она вбирает в себя весь спектр социального опыта - от индивидуального до общечеловеческого. Тем не менее, ввиду внешнеположенности социогенетической памяти, общественное “поведение” прямо зави- сит от доступа к ней. На формирование общественного миропонимания и мировоззрения влияют: - вид циркуляции общественно значимой информации - свободный или частично ограниченный (ре- гламентированный); - специфика социогенетической памяти (особенности отражения истории и тенденций общественного развития); - формы взаимодействия членов общества с источниками общественной информации в процессе приобретения, развития, передачи социального опыта и знаний; - формы взаимодействия с внешними информационными потоками (степень открытости сети обще- ственной информации для внешнего). Широкие возможности воздействий на общественное мировосприятие отражает многообразие “идео- логических” способов управления обществом. Для реализации собственных “идей” социального устройства (структуры, направленности и темпов развития общества) влиятельные силы социума всегда осуществляли “целевую” регламентацию доступа к социогенетической информации и “целевое” воспро- изводство её содержания в обществе. Видов “идеологической” регламентации создано много: властная, религиозная, национальная и т.д. Она могла быть и кратковременной, и исторически-длительной. На её продолжительность влияли степень развития общества и его взаимоотношений с внешними общественны- ми образованиями. Социогенетическая память - сущностно противоречивый и исторически инерционный компонент общественной системы. В её содержании можно увидеть проявление трёх общественных сил: консерва- тивных, прогрессивных и регрессивных. Консервативность проявляется в воспроизводстве исторически сложившихся структуры и компонентов общественных систем - их “устоев” (властной структуры управ- ления, властной детерминации материальных и социальных отношений, национальных приоритетов и т.д.). Многообразие создаёт потенциал для развития в обществе индивидуально-групповых “интересов” и “по- требностей” - закономерных следствий роста социального опыта, знаний и возможностей (технических, научных, культурных и т.д.). Потенциал торможения имеют все элементы и компоненты общественных систем, включая человека (как индивида). Системно тормозить общественное развитие могут не только устойчивые структурные взаимодей- ствия компонентов общественной системы (их формы и виды), но и потребности членов социума в их су- ществовании. Как часть социума, индивиды могут противодействовать “новациям” в нём, способствую- щим, по их мнению, росту общественной нестабильности. К другим частным факторам торможения можно отнести: “интересы” властных групп, “инерционность” индивидуально-группового и общественно- го мировоззрения (“неприятие” нового), национальные “интересы” и т.д. Историческое развитие общественных систем трудно представить без соответствующих реакций их элементов и компонентов - отражений исторических явлений и процессов в их структурах, функциях и связях. Эти отражения сущностно отличны от биоорганических. Являясь следствием социально-видового существования человека, они характерны только для социальной среды. Социальные отражения имеют информационную природу (это предопределено спецификой мышления и памяти человека) и их можно подразделить на два вида: - стохастически-статистические (закономерные) - исторически необходимые изменения человеческо- го общества, происходящие вследствие развития социального опыта (расширения объёмов социогенети- ческой информации); - стохастические - текущие изменения социального поведения людей, состояний элементов и компо- нентов общественной системы вследствие воздействия случайных факторов или кратковременной необ- ходимости. Социальные отражения - следствия преобразовательной активности человека, формирующейся под воздействием социогенетической памяти общественной системы. Их качественное отличие от биооргани- ческих в многовекторности. При биоорганических отражениях внешнее, воздействуя на внутреннее, оставляет свой статистический “след” внутри биоорганизмов. В процессе формирования социальных от- ражений участвуют одновременно две стороны - человек как индивид и внешняя для него общественная среда, обладающая свойством социогенетической памяти. Вхождение человека в общественную среду 4 начинается с обучения социальным основам - “включения” внешнего (социогенетической базы данных) во внутреннее. Индивид в течении жизни тем или иным образом совершенствует своё внутреннее, отражая его во внешнем результатами своей деятельности. Развитие индивида происходит под непрерывным воз- действием изменяющегося внешнего, заставляя его корректировать своё поведение - реагировать на те- кущее. Тем не менее, системной опорой - “началом” индивида - остаётся полученная им в процессе соци- ального обучения исторически устойчивая - социогенетическая информация. “...Каждый понимает лишь то, что находит в себе...” (8, с. 43). Индивид всегда сопоставляет текущую социальную информацию с собственным “началом” - его отношение к ней зависит от специфики этого “начала” и её соответствия его текущим “потребностям”. Индивид ассимилирует социально-динамическую информацию избирательно - в соответствии с уна- следованными или выбранными им социальными функциями. Избирательность повышает глубину усвое- ния социального опыта и знаний, а также степень возможного воздействия на внешнее - на социогенети- ческую память общественной системы. Самореализоваться в обществе - значит оставить свой социально значимый “след”. Возможность индивида воздействовать на исторические процессы в общественной си- стеме (обратное информационное воздействие - внутреннего на внешнее) зависит от силы этого воздей- ствия и его социальной необходимости (востребованности). Процессы отражения индивидуального внут- реннего во внешнем общественном всегда носили и носят вероятностный характер. Социально значимый “след” индивида может отражаться в социогенетической памяти общественной системы как при его жиз- ни, так и через некоторое число поколений (при появлении социальной потребности). Человеческое общество - как совокупность “разумных” структурных элементов - потенциально и практически способно к “обще-осознанным” действиям. Проявление этой способности зависит от: - общего “понимания” необходимости “целевых” коллективных действий индивидов; - наличия структур управления ими и успешного опыта подобных действий. Способность членов социума к коллективно “осознанным” действиям позволяет ему развиваться и в режиме “преадаптации” к будущему. Качество общественного прогноза и, соответственно, “поведения” зависит от содержания социогенетической памяти общества - накопленной им информации о прошлом и настоящем. Прогнозирование необходимо как индивиду, так и обществу: - при выборе “цели” действий и существования - для оценки способов достижения и возможных ре- зультатов её реализации; - при планировании собственной жизнедеятельности - для оценки возможных изменений текущей обстановки во внешней среде и соответствующей к ним подготовки. Функционирование общественной системы в режиме “преадаптации” может повысить её устойчивость не только в будущем, но и настоящем. Потенциальные возможности социума к “прогностическому” (объ- ективно необходимому) планированию своего настоящего и будущего - определяются: содержанием со- циогенетической памяти (объёмом, многообразием и полнотой общественно-исторической информации); доступностью к нему и способностью общества использовать его в полной мере. В этой статье обозначена лишь часть проблемы перехода разобщённых частей человечества к “обще- осознанным” взаимодействиям в биосфере. Действительно, препятствия на пути системно-объективного движения человечества к интеграции есть, но многие из них субъективные, т.е. временные и преодоли- мые. В качестве ответов на поставленные выше вопросы о способности человеческого общества к объек- тивному отражению действительности могут быть следующие: 1. Объективных факторов, препятствующих человеческому обществу адекватно воспринимать реаль- ную действительность, нет. 2. Способность общества к объективной оценке общественных явлений и выбору объективных обще- ственных “целей” пропорциональна уровню развития его социогенетической памяти, степени её “свобо- ды” от субъективных воздействий. 3. Человечество в состоянии решить биосферные противоречия с миром живой природы. Необходи- мым условием для этого является координация общественных усилий во всех государствах человеческого мира. Основой для их координации является общность социогенетической памяти человечества и общая системно-объективная необходимость “предупреждения” вполне прогнозируемого будущего. 1. Данилов-Данелян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? // Вопросы философии, 1998. - № 8. 2. Моисеев Н.Н. Ещё раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998. - № 8. 3. Оконская Н.Б. История и биология. - Пермь: изд-во Перм. ун-та, 1993. 4. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. - М.: ИФ РАН, 1982. 5. Кантор К.М. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории // Вопросы философии, 1997. - № 3. 6. Торосян В.Г. Рецензия на сборник статей “Астрономия и современная картина мира” -М.: ИФ РАН. 1996 // Вопросы философии, 1997. - № 7. 7. Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека // Вопросы философии, 1971. - № 1. 8. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (выдержки) / Мир фило- 5 софии. В 2-х ч. Ч.2. -М.: Политиздат, 1991.