Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли

The author devotes her entire attention to the history of Kiev’s Ethnosociological School founded by Professor Vladymyr Yevtukh. A pluralistic approach distinguishing this scientific school gives considerable advantages over a community of scholars who work separately within a certain sphere of scie...

Повний опис

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Опубліковано в: :Социология: теория, методы, маркетинг
Дата:2008
Автор: Скрипник, А.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Iнститут соціології НАН України 2008
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89834
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли / А. Скрипник // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2008. — № 2. — С. 37–44. — Бібліогр.: 11 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-89834
record_format dspace
spelling Скрипник, А.
2015-12-20T09:09:02Z
2015-12-20T09:09:02Z
2008
Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли / А. Скрипник // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2008. — № 2. — С. 37–44. — Бібліогр.: 11 назв. — рос.
1563-4426
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89834
The author devotes her entire attention to the history of Kiev’s Ethnosociological School founded by Professor Vladymyr Yevtukh. A pluralistic approach distinguishing this scientific school gives considerable advantages over a community of scholars who work separately within a certain sphere of scientific knowledge. These benefits relate both to managing efforts necessary for getting creative results and facilitating scien tific exchange.
ru
Iнститут соціології НАН України
Социология: теория, методы, маркетинг
Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли
Article
published earlier
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
title Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли
spellingShingle Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли
Скрипник, А.
title_short Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли
title_full Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли
title_fullStr Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли
title_full_unstemmed Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли
title_sort этносоциологическая школа владимира евтуха: академический проект структурирования научной отрасли
author Скрипник, А.
author_facet Скрипник, А.
publishDate 2008
language Russian
container_title Социология: теория, методы, маркетинг
publisher Iнститут соціології НАН України
format Article
description The author devotes her entire attention to the history of Kiev’s Ethnosociological School founded by Professor Vladymyr Yevtukh. A pluralistic approach distinguishing this scientific school gives considerable advantages over a community of scholars who work separately within a certain sphere of scientific knowledge. These benefits relate both to managing efforts necessary for getting creative results and facilitating scien tific exchange.
issn 1563-4426
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89834
citation_txt Этносоциологическая школа Владимира Евтуха: академический проект структурирования научной отрасли / А. Скрипник // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2008. — № 2. — С. 37–44. — Бібліогр.: 11 назв. — рос.
work_keys_str_mv AT skripnika étnosociologičeskaâškolavladimiraevtuhaakademičeskiiproektstrukturirovaniânaučnoiotrasli
first_indexed 2025-11-26T17:32:40Z
last_indexed 2025-11-26T17:32:40Z
_version_ 1850765645447168000
fulltext Анна Скрип ник Этно со ци о ло ги чес кая шко ла Вла ди ми ра Евту ха АННА СКРИПНИК, àêà äå ìèê ÍÀÍ Óêðà è íû, äè ðåê òîð Èíñòè òó - òà èñ êó ññòâî âå äå íèÿ, ôî ëüêëî ðèñ òè êè è ýò íî ëî ãèè èì. Ì.Ò.Ðû ëüñêî ãî ÍÀÍ Óêðà è íû Этно со ци о ло ги чес кая шко ла Вла ди ми ра Евту ха: ака де ми чес кий про ект струк ту ри ро ва ния научной отрасли Abstract The author devotes her entire attention to the history of Kiev’s Ethnosociological School founded by Professor Vladymyr Yevtukh. A pluralistic approach distinguishing this scientific school gives considerable advantages over a community of scholars who work separately within a certain sphere of scientific knowledge. These benefits relate both to managing efforts necessary for getting creative results and facilitating scien - tific exchange. Одной из не слиш ком про дук тив ных черт от е чес твен ных об щес твен ных наук яв ля ет ся их ме то до ло ги чес кая и те о ре ти чес кая раз об щен ность, да ле ко не всег да ока зы ва ю ща я ся по ка за те лем толь ко “на учно го плю ра лиз ма”. По - следний пред по ла га ет на ли чие кон ку рен ции под хо дов и ис сле до ва те льских про грамм, су щес тво ва ние опре де лен но го ака де ми чес ко го “рын ка” идей, дейст вующих на раз но об раз ных “про блем ных по лях”, от су тствие иде о ло ги - чес ко го дав ле ния и по сто ян ной па ра диг маль ной мо но по лии. Все это в Укра и не есть, но каж дая ме даль име ет две сто ро ны. С од ной — име ем плю ра - лизм, а с дру гой — край не сла бую те о ре ти ко-ме то до ло ги чес кую и про блем - но ори ен ти ро ван ную струк ту ра цию це лых от рас лей со ци о гу ма ни тар но го зна ния. Обус лов ле на эта сла бая струк ту ра ция от су тстви ем сфор ми ро ван - ных на учных школ, ко то рые, со глас но ми ро во му опы ту, за да ют стан дар ты те о рии и прак ти ки ис сле до ва ния при дос та точ но чет ком пред став ле нии це - ло го кол лек ти ва уче ных об оче вид ных гно се о ло ги чес ких и эпис те мо ло ги - чес ких по треб нос тях их дис цип ли ны. На шей на уке ну жен не столь ко плю - ра лизм ин ди ви дов, сколь ко плю ра лизм на учных школ, ведь по след ние не Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2008, 2 37 про сто об ес пе чи ва ют фор маль ную под го тов ку спе ци а лис тов, но и спо соб - ны спло тить их вок руг ре ше ния ак ту аль ных проблем общественной жизни. Впро чем, в этом кон тек сте есть и не ко то рые по ло жи тель ные сдви ги, об - услов лен ные, в час тнос ти, фор ми ро ва ни ем но вых на учных на прав ле ний, по зво ля ю щих осу ще ствлять ве со мые ака де ми чес кие про ек ты. Имен но по - след ние и вы пол ня ют функ цию струк ту ри ро ва ния со ци аль но го зна ния и со от ве тству ю ще го по стро е ния “шко лы”. Здесь мы об ра тим вни ма ние на про цесс ста нов ле ния от е чес твен ной эт но со ци о ло гии, в час тнос ти на ряд исследований и орга ни за ци он ных уси лий ав то ров, со бран ных чле ном-кор - рес пон ден том НАН Укра и ны Вла ди ми ром Евтухом. Про фес сор Вла ди мир Евтух яв ля ет ся одним из ини ци а то ров фор ми ро - ва ния и раз ви тия от е чес твен ной эт но со ци о ло гии, ко то рая пе рерас та ет из ин те рес но го ис сле до ва те льско го на прав ле ния в по лно цен ную, са мо дос та - точ ную от расль укра ин ской со ци о ло гии и меж дис цип ли нар ных со ци о гу ма - ни тар ных ис сле до ва ний. Приз нак “по лно цен нос ти” пред по ла га ет на ли чие до воль но ши ро ко го кру га ис сле до ва те лей, ко то рые не про сто об ъ е ди не ны об щим “про блем ным по лем”, но и стре мят ся к со зна тель ной ин сти ту ци о на - ли за ции сво е го на прав ле ния, раз ра бот ке дол жно го те о ре ти ко-ме то до ло ги - чес ко го инстру мен та рия, по ня тий но-тер ми но ло ги чес ко го ап па ра та, фор - ми ро ва нию про чной базы эм пи ри чес ких ис сле до ва ний для ве ри фи ка ции сво их те о ре ти чес ких ко нструк тов. С эт но со ци о ло ги ей та кая ин сти ту ци о на - ли за ция про ис хо дит с 1990-х го дов, со вре ме ни су щес тво ва ния воз глав ля е - мо го В.Евту хом Цен тра эт но со ци о ло ги чес ких и эт но по ли ти чес ких ис сле - до ва ний Инсти ту та со ци о ло гии НАН Укра и ны (1991–2000), вве де ния эт - но со ци о ло гии как учеб ной дис цип ли ны в про грам мы ву зов и осоз на ния на - учным со об щес твом стра те ги чес кой важ нос ти из уче ния эт но со ци аль ной про бле ма ти ки на со вре мен ном эта пе раз ви тия укра ин ско го го су да рства и гло баль ных процессов возрождения этничности. Оче вид но, что по ни ма ние при клад ной, прак ти чес кой важ нос ти раз ви - тия этой на учной от рас ли толь ко уси ли лось, ког да Вла ди мир Евтух был в раз ное вре мя ми нис тром Укра и ны по де лам на ци о наль нос тей и миг ра ций, за мпре дом ко мис сии по де лам лиц, де пор ти ро ван ных по на ци о наль но му при зна ку, чле ном Со ве та по воп ро сам язы ко вой по ли ти ки при Пре зи ден те Укра и ны, Пред се да те лем Со ве та пред ста ви те лей об щес твен ных орга ни за - ций на ци о наль ных мень шинств при Пре зи ден те Укра и ны. С меж ду на род - ным ас пек том эт но со ци аль ной про бле ма ти ки В.Евтух ре гу ляр но со при ка - са ет ся как экс перт Со ве та Евро пы по воп ро сам эт ни чес ких мень шинств и член груп пы экс пер тов Цен траль ной Евро пей ской Ини ци а ти вы. Се год ня, ког да мы осо бен но остро ощу ща ем воз де йствие фак то ра эт но куль тур ных и эт но ре ги о наль ных раз ли чий в со вре мен ной Укра и не, су щес твен но вли я ю - ще го на ста биль ность на ше го го су да рства, ста но вит ся оче вид ным, на сколь - ко стра те ги чес ки важ ным и сво ев ре мен ным был кро пот ли вый труд про фес - со ра В.Евту ха по об ъ е ди не нию уси лий уче ных в раз ра бот ке от е чес твен ной эт но со ци о ло гии. Ко неч но, не льзя го во рить, что В.Евтух толь ко один сре ди от е чес твен но го об щес тво вед чес ко го бо мон да ин те ре со вал ся эт ни чес ки ми про бле ма ми, одна ко его ин те рес воп ло тил ся на и бо лее мно гоп ла но во, ин - сти ту ци о наль но струк ту ри ро ван но и с за мет ным эле мен том со зна тель но го на учно го ме нед жмен та, рассчитанного не на один год. Обра тим ся к са мим на учным раз ра бот кам. Их хро но ло гия, по сле до ва - тель ность те ма ти ки, со став ав то ров, по ста нов ка про блем сви де т ельству ют о 38 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2008, 2 Анна Скрип ник том, что воз ник но ве ние ки ев ской эт но со ци о ло ги чес кой шко лы — мощ ный ака де ми чес кий про ект с со бствен ной ло ги кой раз ви тия и раз вер ты ва ния. С са мо го на ча ла в ин тел лек ту аль ный ре сурс шко лы вош ли на ра бот ки В.Евту - ха еще 1970–1980-х го дов, ког да он ак тив но вво дил в от е чес твен ный на уч - ный об орот ба гаж за пад ных клас си ков эт но со ци о ло ги чес ких и эт но по ли ти - чес ких ис сле до ва ний. Вспом ним его ра бо ты “Кон цеп ции эт но со ци аль но го раз ви тия США и Ка на ды: ти по ло гия, тра ди ции, эво лю ция”, “ Историо гра - фия на ци о наль ных от но ше ний в США и Ка на де”, “Сов ре мен ные кон цеп - ции эт но со ци аль но го раз ви тия США и Ка на ды (кри ти чес кий ана лиз)” [1]. В этом ас пек те уси лия В.Евту ха на по ми на ют ин тел лек ту аль ную мо дер ни - зи ро ван ную рос сий скую куль тур ную ан тро по ло гию, сфор ми ро ван ную Ва - ле ри ем Тиш ко вым на осно ва нии ана ло гич ных академических ис точ ни ков. С 1990-х го дов еще одним осно ва ни ем эт но со ци о ло ги чес кой шко лы и одним из устой чи вых про блем ных по лей ста ли мно го чис лен ные ди ас по ро - вед чес кие ис сле до ва ния В.Евту ха, В.Тро щин ско го, А.Поп ко, О.Швач ко, К.Чер но вой и дру гих ав то ров. Мож но при вес ти в ка чес тве при ме ра кол лек - тив ную мо ног ра фию “Укра ин ская ди ас по ра. Со ци о ло ги чес кие и ис то ри - чес кие ис сле до ва ния” (2003) [2], в ко то рой были про а на ли зи ро ва ны те о ре - ти ко-ме то до ло ги чес кие про бле мы фе но ме на укра ин ской ди ас по ры на ма те - ри а ле укра ин ских об щин в раз ных стра нах. Про дол же ни ем этой ра бо ты ста - ло учеб ное по со бие В.Евту ха, В.Тро щин ско го, А.Поп ко “За ру беж ное укра и - нство” (2005) [3], в ко то ром об об ще ны пред шес тву ю щие на ра бот ки этих ав - то ров и чет ко кон цеп ту а ли зи ро ва ны со сто я ние и пер спек ти ва ис сле до ва - ний укра ин ской ди ас по ры и ав тох тон но го укра ин ско го на се ле ния за пред е - ла ми нашей страны. Ини ци и ро ван ное в свое вре мя Вла ди ми ром Евту хом вмес те с Ва си ли ем Мар ку сом, про фес со ром уни вер си те та Ло йо лы (Чи ка го, США), из да ние жур на ла “Укра ин ская ди ас по ра” сыг ра ло важ ную роль в об ъ е ди не нии ди ас - по ро ве дов не толь ко Укра и ны, но и мно гих стран быв ше го Со вет ско го Со ю - за, Евро пы и Америки. Ди ас по ро вед чес кая те ма ти ка — про дук тив ное поле для эт но со ци о ло - гии, по сколь ку тут речь идет, в час тнос ти, о струк ту ри ро ва нии осо бой раз - но вид нос ти эт ни чес кой об щнос ти, ди ас по раль но го мень ши нства, о ее вза и - мо де йстви ях с эт ни чес ким боль ши нством и дру ги ми мень ши нства ми в стра не про жи ва ния, а так же о про цес сах адап та ции и ин тег ра ции в но вое об - щес тво и со хра не ния и транс фор ма ции эт нич нос ти, со бствен но, обо всем том, что со став ля ет пред мет эт но со ци о ло ги чес ких ис сле до ва ний. Про фес - сор Вла ди мир Евтух чуть ли не са мый пер вый в укра ин ской об щес тво вед - чес кой на уке в 1975 году при об щил к ее ак ту аль ным те мам про бле мы укра - ин ской ди ас по ры, сфор му ли ро ван ные в его кан ди дат ской дис сер та ции “Ас - си миляционные про цес сы и их вли я ние на куль ту ру укра ин ских эт ни чес - ких групп США и Ка на ды (1945–1970 гг.)”. В сво их по сле ду ю щих ра бо тах ис сле до ва тель убе ди тель но до ка зы ва ет в рам ках “те о рии еди но го эт но са”, что укра ин цы, ко то рые жи вут за пред е ла ми эт ни чес кой ро ди ны, яв ля ют ся струк тур ным эле мен том укра ин ско го эт но са (“Укра ин ский эт нос: струк ту - ра и вза и мо де йствие с окру жа ю щей средой”, 1993) [4]. В по след ние годы в та ких со ци о ло ги чес ких ис сле до ва ни ях и очер ках про фес со ра Евту ха, как “Этно по ли ти ка в Укра и не: куль ту ро ло ги чес кий и пра во вой ас пек ты” (1997), “О на ци о наль ной идее, эт ни чес ких мень ши н - ствах, миг ра ции... ” (2000), “Проб ле мы эт но на ци о наль но го раз ви тия: укра - Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2008, 2 39 Этно со ци о ло ги чес кая шко ла Вла ди ми ра Евту ха ин ский и ми ро вой кон тек сты” (2001), “Этно об щес твен ные про цес сы в Ук - ра и не: воз мож нос ти на учных ин тер пре та ций” (2004) [5], дис ку ти ру ет ся ши ро кий круг эт но со ци о лог и чес ких и эт но по ли ти чес ких про блем. Это кон - цеп ту аль ное осмыс ле ние про цес сов меж этн и чес ко го вза и мо де йствия, пер - спек тив муль ти куль тур нос ти для Укра и ны, фор ми ро ва ние эт но со ци о ло ги - чес ко го по ня тий но-тер ми но ло ги чес ко го ап па ра та, роли эт ни чес ко го фак то - ра в из би ра тель ном про цес се и т.п. Эти ра бо ты ото бра жа ют ши ро кий срез про бле ма ти ки эт но со ци о ло гии как но вой от рас ле вой со ци о ло гии и очер - чивают пер спек тив ные на прав ле ния ее ис сле до ва ний. За ме чу, что имен но за цикл ра бот по эт но со ци о ло гии Вла ди ми ру Евту ху при суж де на пре мия им. Та ра са Шев чен ко Ки ев ско го на ци о наль но го уни вер си те та име ни Та ра са Шев чен ко (2004) и пре мия Ми ха и ла Гру шев ско го НАН Укра и ны (2005). Про цес су ин сти ту ци о на ли за ции ки ев ской эт но со ци о ло ги чес кой шко - лы спо со бство ва ло, в час тнос ти, из бра ние про фес со ра Вла ди ми ра Евту ха де ка ном фа куль те та со ци о ло гии и пси хо ло гии Ки ев ско го на ци о наль но го уни вер си те та име ни Та ра са Шев чен ко (2001), ког да ре сур сы вы сше го учеб - но го за ве де ния — пре жде все го пре по да ва те льские и сту ден чес кие — по зво - ли ли бо лее це ле нап рав лен но го то вить но вую ге не ра цию уче ных в этой от - рас ли, со сре до то чить вни ма ние пред ста ви те лей шко лы на фун да мен таль - ных эле мен тах под го тов ки мо ло дых спе ци а лис тов, ис хо дя из не об хо ди мос - ти сра зу дать им чет кий по ня тий но-тер ми но ло ги чес кий ап па рат, ко то рым опе ри ру ет эт но со ци о ло гия. Ре а ли за ции этой за да чи по свя ще но учеб ное по - со бие “Этно со ци о ло гия: тер ми ны и по ня тия” (2003) [6]. Его ав то ры (В.Ев - тух, В.Тро щин ский, К.Га луш ко, К.Чер но ва, О.Ма ли нов ская, И.Да ни люк, А.По пок, С.Ште па и др.) осве ти ли как те о ре ти чес кие осно вы эт но со ци о ло - гии, так и це лый ряд смеж ных про блем: эт нос и фор мы его су щес тво ва ния, меж этн и чес кое вза и мо де йствие и эт но куль тур ные про цес сы, эт но по ли ти ка и миг ра ции. В по яв ле нии это го по со бия мож но усмат ри вать про яв ле ние на - учно-об ра зо ва тель но го ме нед жмен та ру ко во ди те ля шко лы, по сколь ку по - со бие — об я за тель ная пред по сыл ка успеш нос ти ин сти ту ци о на ли за ции как шко лы, так и всей эт но со ци о ло ги чес кой от рас ли, ле ги ти ма ции в струк ту ре со ци о ло ги чес ко го знания, преподаваемого в вузах. Зна чи тель ное уве ли че ние чис ла пред ста ви те лей эт но со ци о ло ги чес кой шко лы со сто я лось бла го да ря вы пол не нию на фа куль те те со ци о ло гии и пси - хо ло гии под ру ко во дством про фес со ра Евту ха на учной темы “Анализ эт но - на ци о наль ной струк ту ры и меж этн и чес ко го вза и мо де йствия в укра ин ском об щес тве” (2001–2005), к чему были при вле че ны де сят ки спе ци а лис тов. На - уч ные со труд ни ки и пре по да ва те ли под ы то жи ли свои ис сле до ва ния в спра - воч ни ке “Этно на ци о наль ная струк ту ра укра ин ско го об щес тва” (2004), осу - щес твив ком плек сный ана лиз эт но на ци о наль но го из ме ре ния укра ин ско го об щес тва на осно ве дан ных Все ук ра ин ской пе ре пи си 2001 года. Ве со мым вкла дом в раз ра бот ку пер спек тив ных про блем ных по лей эт но со ци о ло гии ста ли из ло жен ная В.Евту хом и В.Тро щин ским в этой кни ге кон цеп ция эт но - на ци о наль ной струк ту ры об щес тва и ее эм пи ри чес кая ве ри фи ка ция на при - ме ре Укра и ны [7]. Со ав то рство В.Евту ха, В.Тро щин ско го и Л.Азы со зда ло ин те рес ную ра бо ту по меж этн и чес ко му вза и мо де йствию в укра ин ском об - щес тве, опи ра ю щу ю ся на серь ез ные эм пи ри чес кие ис сле до ва ния (2004) [8]. Сле ду ет под чер кнуть, что со че та ние (в том чис ле в упо мя ну том спра - воч ни ке) ис сле до ва те льских под хо дов со ци о ло гии с раз ра бот ка ми дру гих наук — ис то рии, эт но ло гии, по ли то ло гии, язы ко ве де ния и т.п. спо со бству ет 40 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2008, 2 Анна Скрип ник об ога ще нию ис сле до ва те льско го инстру мен та рия и ин тер пре та тив ных воз - мож нос тей со ци о ло гии в тех воп ро сах, ко то рые вы хо дят за пред е лы ее пред - ме та или сво йствен но го ей пре и му щес твен но син хрон но го вре мен но го из - ме ре ния. Та кая по ли дис цип ли нар ность эт но со ци о ло гии, осо бен но в воп ро - сах эт но ге не зи са и эт ни чес кой ис то рии, де ла ет ее пер спек тив ной от рас лью и в смыс ле дос ти же ния меж дис цип ли нар но го син те за, и в пла не ее об рат но - го вли я ния на смежные науки. Те о ре ти ко-ме то до ло ги чес кие осно вы вза и мо де йствия ро дствен ных социогуманитарных наук с эт но со ци о ло ги ей, в свою оче редь, ста но вят ся пред ме том ис сле до ва те льских уси лий Вла ди ми ра Евту ха (см., на при мер, статью “Этно по ли то ло гия и эт но со ци о ло гия: па ра мет ры вза и мо де йствия”, опуб ли ко ван ную в 2004 году) [9]. В этом кон тек сте умес тно при вес ти при мер по зи тив но го вза и мо де йст - вия эт но со ци о ло гии с ро дствен ной дис цип ли ной. Извес тные от е чес твен - ные эт но по ли то ло ги В.Ко ти го рен ко, А.Май бо ро да, Л.На гор ная и Л.Шкляр, под во дя ито ги про цес са ста нов ле ния укра ин ской эт но по ли то ло гии (2002), от да ют дол жное “пи о нер ской по пыт ке” В.Евту ха сфор му ли ро вать сущ - ность эт но по ли ти ки. Имен но его опре де ле ние, по мне нию упо мя ну тых ав - то ров, “по мог ло зна чи тель но чет че очер тить ее [эт но по ли то ло гии] пред мет - ную сфе ру и не до пус тить под ме ны эт но по ли то ло ги чес кой те ма ти ки те ма - ти кой, на прав лен ной на из уче ние фе но ме на на ции” [10]. Здесь нуж но до ба - вить, что имен но вы ра бо тан ный эт но со ци о ло ги чес кий взгляд на фе но мен по ли ти зи ро ван ной эт нич нос ти по зво ля ет из бе жать све де ния эт но по ли то - ло ги чес ких ис сле до ва ний к вуль га ри зи ро ван ной “на ци о ло гии” в духе тен - ден ции, су щес тво вав шей у нас в 1990-е годы. К дос ти же ни ям на учной де я тель нос ти В.Евту ха В.Ко ти го рен ко с кол - ле га ми от но сят так же внед ре ние “на и бо лее об об щен но го опре де ле ния пред - ме та эт но по ли то ло гии”, и край не важ ное для адек ват но го про ве де ния укра - ин ской эт но по ли ти ки раз ме же ва ние по ня тий “эт ни чес кое мень ши нство” и “на ци о наль ное мень ши нство”. Это спо со бству ет бо лее по сле до ва тель но му тол ко ва нию со сто ро ны го су да рствен ных учреж де ний и ис сле до ва те лей куль тур но-ори ен ти ро ван ных тре бо ва ний мень шинств, что бы не пу тать их с озву чи ва ни ем по ли ти чес ких ло зун гов и со от ве тству ю щих пре тен зий на - счет пе рерас пре де ле ния влас тных по лно мо чий в стра не или из ме не ния ее по ли ти ко-ад ми нис тра тив но го устро йства. Ведь от взве шен нос ти, адек ват - нос ти взгля да влас тных струк тур на ту или иную про бле му во мно гом за ви - сит успеш ность и ско рость ее ре ше ния, пред от вра ще ние пре вра ще ния ее в пер ма нен тный конфликт. Воз вра ща ясь к про бле ме под го тов ки спе ци а лис тов, за ме тим, что ло ги - чес ким ша гом в рус ле внед ре ния Бо лон ско го про цес са в Укра и не ста ла в свое вре мя спе ци а ли за ция со здан ной про фес со ром Вла ди ми ром Евту хом ка фед ры об щей со ци о ло гии фа куль те та со ци о ло гии и пси хо ло гии Ки ев ско - го на ци о наль но го уни вер си те та име ни Та ра са Шев чен ко “Ми ро вая и ре ги о - наль ная эт но ди на ми ка”, и это по слу жи ло мощ ным тол чком в под го тов ке спе ци а лис тов-эт но со ци о ло гов в со от ве тствии с ев ро пей ски ми стан дар та ми. Ки ев ская эт но со ци о ло ги чес кая шко ла В.Евту ха об ъ е ди ня ет, раз уме ет - ся, пред ста ви те лей не толь ко уни вер си те та им. Та ра са Шев чен ко, но и дру - гих на учных и об ра зо ва тель ных учреж де ний, одна ко фа куль тет со ци о ло гии и пси хо ло гии был основ ным зве ном в про цес се под го тов ки спе ци а лис тов. Кста ти, пока фа куль тет не был раз де лен на со ци о ло ги чес кий и пси хо ло ги - Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2008, 2 41 Этно со ци о ло ги чес кая шко ла Вла ди ми ра Евту ха чес кий, этот сим би оз со ци о ло гии с пси хо ло ги ей в рам ках од ной струк ту ры пло дот вор но ска зы вал ся на ста нов ле нии эт но со ци о ло гии, по сколь ку не ма - ло тем по след ней мож но ре зуль та тив но рас смат ри вать с уче том пси хо ло ги - чес ких фак то ров (ска жем, эт нич ность, эт ни чес кая и на ци о наль ная иден - тич ность, эт ни чес кая мен таль ность, меж этн и чес кое вза и мо де йствие, ак - куль ту ра ция, адап та ция и т.п.). Се год ня уже в рам ках На ци о наль но го пе да го ги чес ко го уни вер си те та име ни М.П.Дра го ма но ва уче ный при под дер жке ру ко во дства, воп ло щая свои на учно-об ра зо ва тель ные про ек ты, ини ци и ро вал со зда ние Инсти ту та со ци о ло гии, пси хо ло гии и управ ле ния. Мож но над е ять ся, что эт но со ци о ло - ги чес кая про бле ма ти ка за й мет дос той ное мес то в де я тель нос ти не дав но со - здан но го в рам ках Инсти ту та укра ин ско-по льско го Цен тра “Евро пей ские ис сле до ва ния. Кро ме того, Интер нет-жур нал “Українські євро пейські сту - дії”, глав ным ре дак то ром ко то ро го яв ля ет ся про фес сор Вла ди мир Евтух, дол жен стать три бу ной для пло дот вор ных на учных дис кус сий, в том чис ле и по про бле мам эт но со ци о ло гии. Одним из по ка за те лей су щес тво ва ния и раз ви тия на учной шко лы яв ля - ет ся пре е мствен ность под го тов ки кад ров. В кон тек сте ста нов ле ния эт но со - ци о ло ги чес кой шко лы мож но кон ста ти ро вать эту пре е мствен ность. В те че - ние бо лее чем де ся ти лет не пос ре дствен но под ру ко во дством про фес со ра В.Евту ха был за щи щен ряд кан ди дат ских дис сер та ций по про бле мам фор - ми ро ва ния эт но на ци о наль но го со ста ва на се ле ния Вос то ка Укра и ны на ру - бе же ХІХ–ХХ ве ков (Ми ха ил Антоненко), вза и мо де йствия Укра и ны с укра ин ской ди ас по рой США и Ка на ды (Ека те ри на Чер но ва), роли пре ссы в струк ту ри ро ва нии укра ин ских об щин США и Ка на ды (Еле на Гри цен ко), ис сле до ва ния эт но куль тур но го про стра нства Укра и ны (Ольга Су ли мен - ко), ген дер ных ас пек тов в по ли эт нич ных стра нах (Ека те ри на Ша ла е ва), меж этн и чес ко го вза и мо де йствия в усло ви ях по ли эт нич но го го ро да (Да рия Цим бал), эле мен тов эт ни чес кой мо ти ва ции эмиг ра ци он но го про цес са (Свет ла на Ци лю рик), со ци аль но-по ли ти чес кой ин тег ра ции укра ин цев в по ли эт ни чес кое общество Канады (Виталий Макар). К раз ви тию шко лы при вле ка ют ся и дру гие фак то ры. Так, в ее рам ках бы - ли за щи ще ны дис сер та ции по про бле мам эт ни чес ких сте ре о ти пов и иден тич - нос тей в по гра ничье (Ека те ри на Шес та ко ва), со ци аль ной мо биль нос ти в по - льском эт ни чес ком мень ши нстве Укра и ны (На та лия Бут ков ская), го то вят ся кан ди дат ские и док тор ские дис сер та ции по воп ро сам эт но ре ли ги оз но го про - стра нства Укра и ны, со ци о ло гии меж этн и чес ко го кон флик та, эт но на ци о на - ль но го раз ви тия Ма ке до нии и т.п. Сти му лом к даль ней ше му раз ви тию эт но - со ци о ло ги чес кой шко лы Вла ди ми ра Евту ха яв ля ют ся де сят ки оп по ни ро ван - ных уче ным док тор ских и кан ди дат ских дис сер та ций, пред мет ко то рых со - став ля ет эт но со ци о ло ги чес кая или смеж ная с ней про бле ма ти ка. Бла го да ря уси ли ям про фес со ра Вла ди ми ра Евту ха дос ти же ния укра - ин ской эт но со ци о ло ги чес кой шко лы из вес тны и за пред е ла ми на шей стра - ны. Об этом сви де т ельству ют его пуб ли ка ции в за ру беж ных из да ни ях (Авс - трия, Бе ла русь, Мол до ва, Гер ма ния, Поль ша, Рос сия, Сло ва кия, США, Фран ция, Вен грия, Хор ва тия) [11]; учас тие в де сят ках меж ду на род ных кон фе рен ций как в Укра и не, так и во мно гих стра нах Евро пы и Америки; при гла ше ние про чи тать лек ции в та ких за пад ных учеб ных за ве де ни ях, как Дюс сель до рфский, Мюн хен ский, Рур ский, Трир ский уни вер си те ты, кол ле - ги ум Вос ток–За пад (Гер ма ния), уни вер си тет Мин не со ты, Нью-Йо ркский 42 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2008, 2 Анна Скрип ник го род ской уни вер си тет, уни вер си тет г. Ка саб лан ки (Ма рок ко), Центр меж - ду на род ной бе зо пас нос ти и со труд ни чес тва Стен фо рдско го уни вер си те та (США), Вар шав ский уни вер си тет. Кро ме того, В.Евтух яв ля ет ся штат ным про фес со ром (спец курс “Этно со ци о ло гия”) Выс шей шко лы им. Бог да на Яньского (Польша). Пло дот вор ной в пла не раз ви тия эт но со ци о ло гии и пред став ле ния укра - ин ско го кон тек ста эт но со ци о ло гии в меж ду на род ном на учном про стра - нстве была так же де я тель ность про фес со ра В.Евту ха как чле на от бо роч но го ко ми те та Фон да Мак кар ту ров (США, 1994–1996) и чле на Со ве та кон суль - тан тов Евро пей ско го миг ра ци он но го фо ру ма (Гер ма ния, 1993–1997). Имен но бла го да ря его уси ли ям в пер вом слу чае были по лу че ны гран ты для укра ин ских ис сле до ва те лей, в час тнос ти для из уче ния эт но на ци о наль ных про блем в на шей стра не, а во вто ром слу чае ста ло воз мож ным при вле че ние укра ин ских уче ных к на учным ме роп ри я ти ям Форума. Про фес сор Евтух се го дня сре ди укра ин ских ав то ров (в со ци о гу ма ни - тар ных на уках) яв ля ет ся, по жа луй, са мым ци ти ру е мым за ру беж ны ми ис - сле до ва те ля ми эт но на ци о наль ной про бле ма ти ки. Вмес те с тем еще одним пер спек тив ным ас пек том раз ви тия эт но со ци о ло ги чес кой шко лы дол жна стать под го тов ка уче ных из за ру беж ных стран. Име ют ся при ме ры за щи ты мо ло ды ми ис сле до ва те ля ми дис сер та ций под ру ко во дством В.Евту ха: Мус - са ви Са йед Ка ма ле дин (Иран), Ингмар Бре дис (Гер ма ния), Луис Са балья (Испа ния). Мож но ви деть, что бла го да ря мно го лет ним уси ли ям Вла ди ми ра Евту ха и его еди но мыш лен ни ков, при над ле жа щих к ки ев ской этносоциологиче - ской шко ле, про ис хо дит об ъ е ди не ние уже опыт ных спе ци а лис тов и вос пи - та ние мо ло дых, из да ют ся на учные мо ног ра фии, спра воч ни ки, учеб ные по - со бия и статьи, и се го дня эт но со ци о ло гия при об щи лась к тем от рас лям от е - чес твен ной со ци о ло гии, ко то рые на и бо лее бур но и “осмыс лен но” раз ви ва - ют ся. В этом кон тек сте сле ду ет от ме тить, что без та ких дер зких академиче - ских про ек тов эф фек тив ное струк ту ри ро ва ние и пло дот вор ное раз ви тие отечественных со ци о гу ма ни тар ных наук бу дут тор мо зить ся по ряду об ъ ек - тив ных и суб ъ ек тив ных при чин. Плю ра лизм сфор ми ро ван ных на учных школ бо лее кре а тив ный, не же ли плю ра лизм хоть и мно го чис лен ных, но “раз об щен ных” уче ных, учи ты вая осо бен нос ти тра ди ци он но сло жив ше го ся у нас на учно го ме нед жмен та. В кон тек сте пер спек тив его со вер ше нство ва - ния ки ев ская эт но со ци о ло ги чес кая шко ла про фес со ра Вла ди ми ра Евту ха, со бст вен но, яв ля ет со бой по ло жи тель ный пример, достойный подражания. Ли те ра ту ра 1. Исто ри ог ра фия на ци о наль ных от но ше ний в США и Ка на де (60–70-е годы). — К., 1982; Кон цеп ции эт но со ци аль но го раз ви тия США и Ка на ды: ти по ло гия, тра ди ции, эво - лю ция. — К., 1991; Проб ле ми ет но національ но го роз вит ку: укр аїнський та світо вий кон - тек сти. — К., 2001. 2. Укр аїнська діас по ра. Соціологічні та істо ричні студії. — К., 2003. 3. За кор дон не укр аїнство : Нав чаль ний посібник. — К., 2005. 4. Укр аїнський ет нос: струк ту ра та ха рак тер взаємодії з на вко лишнім се ре до ви щем // Вісник Академії наук Украї ни. — 1993. — № 10. — С. 15–23. Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2008, 2 43 Этно со ци о ло ги чес кая шко ла Вла ди ми ра Евту ха 5. Про національ ну ідею, етнічні мен ши ни, міграції. — К., 2000; Етно суспільні про це - си в Україні: мож ли вості на уко вих інтер пре тацій. — К., 2004. 6. Етно соціологія: терміни та по нят тя : Нав чаль ний посібник. — К., 2003. 7. Етно національ на струк ту ра укр аїнсько го суспільства : Довідник. — К., 2004. 8. Міжетнічна інтег рація: по ста нов ка про бле ми в укр аїнсько му кон тексті : Нав чаль - ний посібник. — К., 2003. 9. Етно політо логія та ет но соціологія: па ра мет ри взаємодії // Етно політо логія в Україні: здо бут ки, про бле ми, пер спек ти ви. — К., 2004. 10. Етно політо логія в Україні. Ста нов лен ня. Що далі? — К., 2002. — С. 13–84. 11. Ethnischer Antagonismus und ethnische Solidaritaеt in den Laеndern Nordamerikas // Migrationsforschung. 1989. — Heft 22; Ethnische Minderheiten in der Ukraine: gegen - wаеrtige Situation und Perspektiven der Wiedergeburt // Ukraine: Gegenwart und Ge sch - ich te. — Koеln, 1992; Perspektiven der Entwicklung von Deutschen im Kontext gegen - waеrtiger etnopolitischer Prozesse in der Ukraine // Fo еrderungsmoеglichkeiten fuer Deut - sche in der ehemaligen Sowjetunion. — Muenchen, 1992; Deutsche in der Ukraine: Status, Ethnos und Orientirung. Ergebnisse einer Befragungstudie. — Muеnchen, 1993; Ethnische Minderheiten in der Ukraine // Ukraine: Gegenwart und Geschichte eines neuen Staates. — Baden-Baden, 1993; Transit Migration in Ukraine. — Budapest, 1994; Niemcy na Ukrainie: charakterystyka ethnodemograficzna i problemy odrodzenia // Sparwy Narodowosciowe. — 1995. — Tom IV.— Zeszyt 2(7); The Dynamics of Interethnic Relations in Crimea // Crimea: Dynamics, Challen ges and Prospects. — Lanham, 1995; Ukraine’s Ethnic Minorities: Between Politics and Reality // The Harriman Review. — 1995. — Vol. 9. — № 1–2; Civil Society Relations Partnerships: Ethnopolitical Management // Education Policy and Minorities. Pilot Pro ject — Ukraine. — Strasbourg, 2001.— P. 23–47. 44 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2008, 2 Анна Скрип ник