Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко)

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2000
Автор: Мертон, Р.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Iнститут соціології НАН України 2000
Назва видання:Социология: теория, методы, маркетинг
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89862
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 88–90. — Бібліогр.: 1 назв. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-89862
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-898622025-06-03T16:30:13Z Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) Мертон, Р. 2000 Article Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 88–90. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89862 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
format Article
author Мертон, Р.
spellingShingle Мертон, Р.
Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко)
Социология: теория, методы, маркетинг
author_facet Мертон, Р.
author_sort Мертон, Р.
title Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко)
title_short Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко)
title_full Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко)
title_fullStr Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко)
title_full_unstemmed Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко)
title_sort роберт к. мертон. краткий автобиографический очерк (перевод с английского в. кучеренко)
publisher Iнститут соціології НАН України
publishDate 2000
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89862
citation_txt Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 88–90. — Бібліогр.: 1 назв. — рос.
series Социология: теория, методы, маркетинг
work_keys_str_mv AT mertonr robertkmertonkratkiiavtobiografičeskiiočerkperevodsangliiskogovkučerenko
first_indexed 2025-12-01T07:11:54Z
last_indexed 2025-12-01T07:11:54Z
_version_ 1850289037396410368
fulltext Роберт К. Мертон Краткий автобиографический очерк РОБЕРТ К. МЕРТОН Краткий автобиографический очерк1 Назвать преподавателей, которые сыграли большую роль в моей судьбе, достаточно просто. Когда я учился в аспирантуре, это были: П.А. Сорокин, давший мне более широкую направленность в сторону европейской со - циаль ной мысли, с которым я, в отличие от других студентов того времени, никогда не рвал связей, хотя и не мог следовать за ним в тех исследованиях, которые он начал в конце 30-х годов; тогда еще довольно молодой Талкотт Парсонс, заня тый обдумыванием идей, достигших кульминации в его из - вест ном труде “Структура социального действия”; биохимик и частично со - циолог Л.Дж.Хендерсон, научивший меня кое-чему в плане орга низо ван - ного исследования любой увлекательной идеи; историк-экономист Е.Ф.Гей, показавший мне, как реконструировать ход экономического развития по ар - хивным материалам; и тогдашний декан факультета истории науки Джордж Сартон, в течение нескольких лет руководивший моей работой в своем знаменитом (если не сказать священном) семинаре в библиотеке Вайденера в Гарварде. Помимо этих преподавателей, с которыми занимался непо - средственно, львиную долю знаний я получил у двух социологов, которые учили меня исключительно посредством своих сильнейших работ: Эмиля Дюркгейма, занявшего главное место среди моих учителей, и Георга Зим - меля, а также у гуманиста Гилберта Мюррея, сочувствующего социологии. В более поздний период жизни я многому научился у своего коллеги Пола Ф.Лазарсфельда, который, вероятно, и не подозревал, как много он дал мне за время наших многочисленных бесед и совместной работы, длившейся более трети века. Сейчас, оглядываясь на свою деятельность на протяжении всех этих лет, я думаю, что в ней просматривается больше общей тенденции, чем я пред - полагал. Почти с самого начала моей собственной деятельности, после всех этих лет ученичества в качестве аспиранта, я твердо решил следовать своим интеллекту альным интересам по мере их возникновения, а не какому-то плану, заранее предопределенному на всю жизнь. Я избрал линию своего “заочного” учителя — Дюркгейма, а не “непосредственного” — Сартона. Дюркгейм периодически менял объекты своего исследования. Начав с изу - 88 Социология: теория, методы, маркетинг, 2000, 4 1 Мер тон Р. Со ци аль ная те о рия и со ци аль ная струк ту ра (фраг мен ты) / Под ред. В.Тан че ра. — К.: Абрис, 1996. — С. 4–6. че ния темы общественного разделения труда, он рассмотрел методы социо - логического исследования, а затем без какой-либо, казалось бы, связи обра - тился к вопросам самоубийст ва, религии, морального образования и социа - лизма, все это время продолжая развивать теоретическое направление, ко - торое, по его мнению, можно было бы эффективно расширить, занимаясь изуче нием столь разнообразных аспектов жизни общества. Сартон же вы - брал совершенно иной путь: в самом начале своей карьеры ученого он разработал программу исследований по истории науки, которая позднее достигла своего апогея в его монументальном пятитомном труде “Введение в историю науки” (охватывающем период вплоть до конца XIV века!). Первый подход устраивал меня больше. Я хотел и хочу выдви гать со - цио логические теории относительно социальной структу ры и культурного изменения, которые позволяют понять, каким образом социальные ин сти - туты и характер жизни в обществе становятся такими, какие они есть. Этот интерес к теорети ческой социологии позволил мне избежать такого вида предметной специализации, который стал (на мой взгляд, вполне заслу - женно) повальным увлечением в социологии и в других зарождающихся дисциплинах. Для целей же, которые преследовал я, принципиально важ - ным было изучение ряда социологических предметов. Из этого ряда лишь одна узкая область — социология науки — ин те ре - совала меня неизменно. В 30-е годы я почти полностью посвятил себя изучению социальных контекстов науки и техники, особенно Англии XVII столетия, и заострил свое внимание на непредвиденных следствиях целе - направленного социального дейст вия. По мере расширения моих теоре - тических интересов, в 40-е годы и позже я занимался изучением социальных истоков нонконформистского и аномального поведения, механизма дея - тель ности бюрократии, массового воздействия и коммуникации в совре - мен ном обществе, а также изучением роли интеллекта как в самой бюро - кратии, так и за ее пределами. В 50-е годы я сконцентриро вался на вы - работке социологической теории основных единиц социальной структуры: распределении ролей, статусов и ролевых моделей, которые люди вы би ра - ют не только для подражания, но и как источник ценностей, принимаемых за основу при самооценке (теория референтных групп). Совместно с Джор - джем Ридером и Патрицией Кендалл я предпринял попытку первой ши - рокомас штабной оценки медицинского образования, чтобы узнать, как раз - личные категории врачей социализируются в одних и тех же учебных заве - дениях, поскольку это связано с характерными особен ностями данной про - фессии как вида трудовой деятельности. В 60-е и 70-е годы я вновь ин - тенсивно занялся социальной структурой науки и ее взаимодействием с когнитивной структурой, тем более, что именно в эти два десятилетия социология науки достигла совершеннолетия, а прошлое ее осталось лишь прологом. В этот период меня интересовали в первую очередь связи между социоло гической теорией, методами исследования и независимым эмпири - ческим экспериментом. Я группирую эти возникавшие интересы по десятилетиям исклю чи - тель но в целях удобства. Разумеется, они не появлялись и не проходили строго в соответствии с таким условным делением календаря, а некоторые оставались и после завершения первого периода интенсивной работы над ними. В настоящий момент я работаю над трудом, посвященным не пред - Социология: теория, методы, маркетинг, 2000, 4 89 Краткий автобиографический очерк виденным следствиям целенаправленного социального действия, тем са - мым как бы завер шая работу, впервые опубликованную почти полвека назад и с тех пор периодически дорабатываемую. В запасе у меня еще один труд под названием “Самосбывающиеся пророчества”, который путем рас - смотрения шести различных сфер общественной жизни доводит до логи - ческого завершения основные положения этого направления, впервые обо - значенного в моей работе под тем же названием добрую треть века назад. И если позволят время, терпение и возможности, мне еще останется подыто - жить свою работу по анализу социальной структуры с отдельным рас смот - рением вопросов распределения ролей и статусов структурного контекста (по структурализму), явных и латентных функций, дисфункций, функцио - нальных альтернатив и социальных механизмов (по функционализму). Поскольку смертность — удел, общий для всех, а крайне медленная работа — практика, характерная для меня, вряд ли есть смысл заглядывать дальше этих работ, которые еще находятся в процессе создания. Перевод с английского В.КУЧЕРЕНКО 90 Социология: теория, методы, маркетинг, 2000, 4 Роберт К. Мертон