Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко)
Збережено в:
| Дата: | 2000 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Iнститут соціології НАН України
2000
|
| Назва видання: | Социология: теория, методы, маркетинг |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89862 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 88–90. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-89862 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-898622025-06-03T16:30:13Z Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) Мертон, Р. 2000 Article Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 88–90. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89862 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| format |
Article |
| author |
Мертон, Р. |
| spellingShingle |
Мертон, Р. Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) Социология: теория, методы, маркетинг |
| author_facet |
Мертон, Р. |
| author_sort |
Мертон, Р. |
| title |
Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) |
| title_short |
Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) |
| title_full |
Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) |
| title_fullStr |
Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) |
| title_full_unstemmed |
Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) |
| title_sort |
роберт к. мертон. краткий автобиографический очерк (перевод с английского в. кучеренко) |
| publisher |
Iнститут соціології НАН України |
| publishDate |
2000 |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/89862 |
| citation_txt |
Роберт К. Мертон. Краткий автобиографический очерк (перевод с английского В. Кучеренко) // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 88–90. — Бібліогр.: 1 назв. — рос. |
| series |
Социология: теория, методы, маркетинг |
| work_keys_str_mv |
AT mertonr robertkmertonkratkiiavtobiografičeskiiočerkperevodsangliiskogovkučerenko |
| first_indexed |
2025-12-01T07:11:54Z |
| last_indexed |
2025-12-01T07:11:54Z |
| _version_ |
1850289037396410368 |
| fulltext |
Роберт К. Мертон
Краткий автобиографический очерк
РОБЕРТ К. МЕРТОН
Краткий автобиографический очерк1
Назвать преподавателей, которые сыграли большую роль в моей судьбе,
достаточно просто. Когда я учился в аспирантуре, это были: П.А. Сорокин,
давший мне более широкую направленность в сторону европейской со -
циаль ной мысли, с которым я, в отличие от других студентов того времени,
никогда не рвал связей, хотя и не мог следовать за ним в тех исследованиях,
которые он начал в конце 30-х годов; тогда еще довольно молодой Талкотт
Парсонс, заня тый обдумыванием идей, достигших кульминации в его из -
вест ном труде “Структура социального действия”; биохимик и частично со -
циолог Л.Дж.Хендерсон, научивший меня кое-чему в плане орга низо ван -
ного исследования любой увлекательной идеи; историк-экономист Е.Ф.Гей,
показавший мне, как реконструировать ход экономического развития по ар -
хивным материалам; и тогдашний декан факультета истории науки Джордж
Сартон, в течение нескольких лет руководивший моей работой в своем
знаменитом (если не сказать священном) семинаре в библиотеке Вайденера
в Гарварде. Помимо этих преподавателей, с которыми занимался непо -
средственно, львиную долю знаний я получил у двух социологов, которые
учили меня исключительно посредством своих сильнейших работ: Эмиля
Дюркгейма, занявшего главное место среди моих учителей, и Георга Зим -
меля, а также у гуманиста Гилберта Мюррея, сочувствующего социологии.
В более поздний период жизни я многому научился у своего коллеги Пола
Ф.Лазарсфельда, который, вероятно, и не подозревал, как много он дал мне
за время наших многочисленных бесед и совместной работы, длившейся
более трети века.
Сейчас, оглядываясь на свою деятельность на протяжении всех этих лет,
я думаю, что в ней просматривается больше общей тенденции, чем я пред -
полагал. Почти с самого начала моей собственной деятельности, после всех
этих лет ученичества в качестве аспиранта, я твердо решил следовать своим
интеллекту альным интересам по мере их возникновения, а не какому-то
плану, заранее предопределенному на всю жизнь. Я избрал линию своего
“заочного” учителя — Дюркгейма, а не “непосредственного” — Сартона.
Дюркгейм периодически менял объекты своего исследования. Начав с изу -
88 Социология: теория, методы, маркетинг, 2000, 4
1
Мер тон Р. Со ци аль ная те о рия и со ци аль ная струк ту ра (фраг мен ты) / Под ред.
В.Тан че ра. — К.: Абрис, 1996. — С. 4–6.
че ния темы общественного разделения труда, он рассмотрел методы социо -
логического исследования, а затем без какой-либо, казалось бы, связи обра -
тился к вопросам самоубийст ва, религии, морального образования и социа -
лизма, все это время продолжая развивать теоретическое направление, ко -
торое, по его мнению, можно было бы эффективно расширить, занимаясь
изуче нием столь разнообразных аспектов жизни общества. Сартон же вы -
брал совершенно иной путь: в самом начале своей карьеры ученого он
разработал программу исследований по истории науки, которая позднее
достигла своего апогея в его монументальном пятитомном труде “Введение
в историю науки” (охватывающем период вплоть до конца XIV века!).
Первый подход устраивал меня больше. Я хотел и хочу выдви гать со -
цио логические теории относительно социальной структу ры и культурного
изменения, которые позволяют понять, каким образом социальные ин сти -
туты и характер жизни в обществе становятся такими, какие они есть. Этот
интерес к теорети ческой социологии позволил мне избежать такого вида
предметной специализации, который стал (на мой взгляд, вполне заслу -
женно) повальным увлечением в социологии и в других зарождающихся
дисциплинах. Для целей же, которые преследовал я, принципиально важ -
ным было изучение ряда социологических предметов.
Из этого ряда лишь одна узкая область — социология науки — ин те ре -
совала меня неизменно. В 30-е годы я почти полностью посвятил себя
изучению социальных контекстов науки и техники, особенно Англии XVII
столетия, и заострил свое внимание на непредвиденных следствиях целе -
направленного социального дейст вия. По мере расширения моих теоре -
тических интересов, в 40-е годы и позже я занимался изучением социальных
истоков нонконформистского и аномального поведения, механизма дея -
тель ности бюрократии, массового воздействия и коммуникации в совре -
мен ном обществе, а также изучением роли интеллекта как в самой бюро -
кратии, так и за ее пределами. В 50-е годы я сконцентриро вался на вы -
работке социологической теории основных единиц социальной структуры:
распределении ролей, статусов и ролевых моделей, которые люди вы би ра -
ют не только для подражания, но и как источник ценностей, принимаемых
за основу при самооценке (теория референтных групп). Совместно с Джор -
джем Ридером и Патрицией Кендалл я предпринял попытку первой ши -
рокомас штабной оценки медицинского образования, чтобы узнать, как раз -
личные категории врачей социализируются в одних и тех же учебных заве -
дениях, поскольку это связано с характерными особен ностями данной про -
фессии как вида трудовой деятельности. В 60-е и 70-е годы я вновь ин -
тенсивно занялся социальной структурой науки и ее взаимодействием с
когнитивной структурой, тем более, что именно в эти два десятилетия
социология науки достигла совершеннолетия, а прошлое ее осталось лишь
прологом. В этот период меня интересовали в первую очередь связи между
социоло гической теорией, методами исследования и независимым эмпири -
ческим экспериментом.
Я группирую эти возникавшие интересы по десятилетиям исклю чи -
тель но в целях удобства. Разумеется, они не появлялись и не проходили
строго в соответствии с таким условным делением календаря, а некоторые
оставались и после завершения первого периода интенсивной работы над
ними. В настоящий момент я работаю над трудом, посвященным не пред -
Социология: теория, методы, маркетинг, 2000, 4 89
Краткий автобиографический очерк
виденным следствиям целенаправленного социального действия, тем са -
мым как бы завер шая работу, впервые опубликованную почти полвека
назад и с тех пор периодически дорабатываемую. В запасе у меня еще один
труд под названием “Самосбывающиеся пророчества”, который путем рас -
смотрения шести различных сфер общественной жизни доводит до логи -
ческого завершения основные положения этого направления, впервые обо -
значенного в моей работе под тем же названием добрую треть века назад. И
если позволят время, терпение и возможности, мне еще останется подыто -
жить свою работу по анализу социальной структуры с отдельным рас смот -
рением вопросов распределения ролей и статусов структурного контекста
(по структурализму), явных и латентных функций, дисфункций, функцио -
нальных альтернатив и социальных механизмов (по функционализму).
Поскольку смертность — удел, общий для всех, а крайне медленная
работа — практика, характерная для меня, вряд ли есть смысл заглядывать
дальше этих работ, которые еще находятся в процессе создания.
Перевод с английского В.КУЧЕРЕНКО
90 Социология: теория, методы, маркетинг, 2000, 4
Роберт К. Мертон
|