Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2010
Автор: Боровский, А.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Iнститут соціології НАН України 2010
Назва видання:Социология: теория, методы, маркетинг
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90020
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования / А. Боровский // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2010. — № 3. — С. 198–200. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-90020
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-900202025-02-23T18:53:51Z Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования Боровский, А. Научная жизнь 2010 Article Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования / А. Боровский // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2010. — № 3. — С. 198–200. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90020 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Научная жизнь
Научная жизнь
spellingShingle Научная жизнь
Научная жизнь
Боровский, А.
Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования
Социология: теория, методы, маркетинг
format Article
author Боровский, А.
author_facet Боровский, А.
author_sort Боровский, А.
title Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования
title_short Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования
title_full Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования
title_fullStr Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования
title_full_unstemmed Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования
title_sort экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования
publisher Iнститут соціології НАН України
publishDate 2010
topic_facet Научная жизнь
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90020
citation_txt Экзит-поллы во время президенстких выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования / А. Боровский // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2010. — № 3. — С. 198–200. — рос.
series Социология: теория, методы, маркетинг
work_keys_str_mv AT borovskija ékzitpollyvovremâprezidenstkihvyborov2010metodologiâošibkitočnostʹprognozirovaniâ
first_indexed 2025-11-24T14:24:12Z
last_indexed 2025-11-24T14:24:12Z
_version_ 1849682037182562304
fulltext Научная жизнь Научная жизнь НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ На факультете социологии Киевского национального университета имени Та� раса Шевченко 20 апреля прошел организованный совместно с Киевским междуна� родным институтом социологии круглый стол “Экзит"поллы во время президе" нтских выборов 2010: методология, ошибки, точность прогнозирования”. Участники круглого стола, представители всех ведущих социологических цен� тров Украины, таких как КМИС, СОЦИС, Центр имени А.Разумкова, ФОМ�Укра� ина, Центр “Социальный мониторинг”, “Ukrainian Sociology Service” совместно с экспертами факультета социологии и Института социологии НАН Украины обсу� дили методологические вопросы, которые касались формирования выборки, анали� за качества выборки и показателей точности результатов экзит�поллов. Соорганизатор и ведущий круглого стола А.Горбачик, декан факультета соци� ологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, председа� тель исследовательского комитета “Методы социологических исследований” Соци� ологической ассоциации Украины, отметил, что цель круглого стола заключается в создании новой для нашего социологического сообщества традиции, основанной на продуктивной научной коммуникации между основными исследовательскими цен� трами, проводящими электоральные опросы и экзит�поллы. Подобные обсуждения имеют большое значение для профессионализации методики электоральных опро� сов в частности и отечественной эмпирической социологии в целом. Как отметил генеральный директор Киевского международного института со� циологии В.Паниотто, существует мнение, что социологические исследования можно использовать для контроля нарушений в процедурах волеизъявления наро� да. Если данные исследований сильно отличаются от результатов выборов, то это может свидетельствовать о фальсификации этих результатов. Действительно ли это так? Насколько оправдана такая точка зрения? Ведь со� циологические исследования являются выборочными, то есть их выводы имеют ве� роятностный характер. Более того, ошибки возможны не только вследствие недос� татков выборки, но и из�за неправильно составленной анкеты, плохой подготовки интервьюеров, ошибок при вводе данных и т.п. Иными словами, если в данных соци� ологического прогноза и результатах выборов есть расхождения, то, пожалуй, более логично предполагать, что неверны данные социологического исследования, а не результаты выборов. Именно такой подход к оценке данных экзит�поллов В.Паниотто предложил для обсуждения участникам круглого стола. Он представил методику консорциума “Национальный экзит�полл”, рассказал о методологических проблемах построения выборки, о том как производился отбор респондентов на участках опроса и как все это повлияло на окончательные результаты и точность прогноза экзит�полла. Генеральный директор компании TNS Ukraine Н.Чурилов отметил, что, как правило, при организации экзит�поллов социологи основное внимание обращают на процедуру формирования выборки и особенности отбора избирателей на учас� тках непосредственно после голосования. Однако для такого рода исследований, ко� 198 Социология: теория, методы, маркетинг, 2010, 3 торые проводятся в масштабах всей страны в очень сжатые сроки (в течение одного дня), важна надежная и оперативная (как говорят, “в реальном времени”) передача собранных данных и их корректная обработка. В последнее время компания TNS Ukraine при проведении экзит�полла активно использует для передачи собранных данных и накопления информации на компьютерном сервере технологии мобиль� ной связи. Это позволяет организаторам исследования постоянно на протяжении всего времени проведения опроса получать оперативную информацию из каждого региона, контролировать наполнение и формирование базы данных, что, в свою оче� редь, позволяет анализировать динамику голосования за каждого из кандидатов, оценить, как проходит во времени голосование в отдельных регионах и каковы осо� бенности голосования в населенных пунктах разного типа. Вместе с тем Н.Чурилов подчеркнул, что считает нужным менять основные подходы к процессу формирования выборки для исследований типа экзит�поллов. Необходимо значительно увеличить число респондентов и число точек опроса. Су� ществующая практика организации и проведения экзит�поллов в Украине такова, что обычно опрашивают 10–20 тыс. избирателей на 300 избирательных участках (в этом случае в каждой области Украины опрос проводится только в 3–4 населенных пунктах), и это не позволяет получить точную информацию и оставляет большую вероятность систематических ошибок вследствие высокого уровня политизации украинского общества. Консорциум “Национальный экзит�полл” 2010 года проводил опрос на 240 участках, то есть на меньшем количестве точек, чем во время предыдущих экзит�по� ллов. Вследствие этого и погрешность в опросах оказалась несколько выше. Об этом сообщил заместитель директора социологической службы Украинского центра эко� номических и политических исследований им. А.Разумкова М. Мищенко. В част� ности, он отметил, что из�за недостатка финансирования мы перешли к проведению опроса на 240 избирательных участках вместо планировавшихся 300. Расчеты пока� зали, что случайная ошибка должна возрасти только на 0,7%, но как, оказалось, воз� рос риск систематических смещений”. Это первый экзит�полл в Украине, проведен� ный на таком малом количестве участков. Экзит�поллы проводятся с 1998 года, и раньше выборка включала от 300 до 500 участков. Руководители консорциума “Национальный экзит�полл” также отметили, что использовали в своем исследовании методологию “единого шага” при отборе рес� пондентов для опроса на участке, которая предполагает возможность контролиро� вать данные ЦИК о явке избирателей. Все остальные экзит�поллы использовали взвешивание с учетом данных ЦИК о явке, либо планировали свою выборку с уче� том явки на предыдущих выборах. Использование данных ЦИК о явке и данных о зарегистрированных избирате� лях улучшает соответствие данных экзит�полла данным ЦИК, но не позволяет кон� тролировать некоторые виды фальсификаций. Присутствующий на круглом столе А.Вишняк, руководитель фирмы Ukrainian Sociology Service, которая также проводила во время последних выборов экзит� полл, поддержал мнение выступающих о том, что в целом экзит�поллы в президе� нтской кампании 2010 года в Украине были проведены в соответствии с высокими методологическими стандартами и без значительных нарушений. “С географичес� кой точки зрения, – отметил он, – распределение голосов в Украине осталось близ� ким к 2004 году. В тех шестнадцати областях, где в 2004 году победил Виктор Ющен� ко, в выборах 17 января 2010 года победила Ю.Тимошенко. Только в Закарпатье значительно возросла поддержка В.Януковича. В восьми областях, в Крыму и в Се� вастополе, где в 2004 году победил В.Янукович – он и сейчас победил, причем прак� тически с таким же отрывом”. Заместитель директора Института социологии НАН Украины по научным вопросам Е.Головаха также отметил, что такой круглый стол, где присутствуют все Социология: теория, методы, маркетинг, 2010, 3 199 Научная жизнь ведущие социологи, принимавшие участие в проведении экзит�поллов, необходим, в первую очередь, для того, чтобы предотвратить использование экзит�поллов в качестве политического оружия, как это делалось в 2004 году и как это пытались сделать в 2010 году с данными консорциума “Национальный экзит�полл”. “Экзит� полл — это прежде всего продукт для средств массовых политических коммуника� ций. В странах демократии его заказывают не политики, а медиа, тем самым привле� кая внимание к каналу. Но заказчики таких опросов предупреждают, что это не ору� дие политического давления. Такой опрос не должен брать на себя функции, кото� рые ему не принадлежат”, — заявил Е.Головаха. В заключение А.Горбачик еще раз отметил важность круглого стола и тот факт, что пока социологи не договорятся о стандартизации методики и организации по� добных исследований, не выработают главные методологические принципы и не начнут продуктивный обмен опытом и своими методологическими новациями, результаты экзит�поллов будут полезны исключительно политикам для манипуля� ций общественным мнением. АЛЕКСЕЙ БОРОВСКИЙ, кандидат социологических наук, сотрудник кафедры отраслевой социологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко 200 Социология: теория, методы, маркетинг, 2010, 3 Научная жизнь