Обслуживание туристов в Крыму

Збережено в:
Бібліографічні деталі
Дата:2001
Автор: Михайлов, Е.А.
Формат: Стаття
Мова:Russian
Опубліковано: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2001
Назва видання:Культура народов Причерноморья
Теми:
Онлайн доступ:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90217
Теги: Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Цитувати:Обслуживание туристов в Крыму / Е.А. Михайлов // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 18, т.2. — С. 27-30. — рос.

Репозитарії

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-90217
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-902172025-02-23T18:58:30Z Обслуживание туристов в Крыму Михайлов, Е.А. Проблемы развития туристического комплекса Крыма по международным нормам 2001 Article Обслуживание туристов в Крыму / Е.А. Михайлов // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 18, т.2. — С. 27-30. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90217 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Проблемы развития туристического комплекса Крыма по международным нормам
Проблемы развития туристического комплекса Крыма по международным нормам
spellingShingle Проблемы развития туристического комплекса Крыма по международным нормам
Проблемы развития туристического комплекса Крыма по международным нормам
Михайлов, Е.А.
Обслуживание туристов в Крыму
Культура народов Причерноморья
format Article
author Михайлов, Е.А.
author_facet Михайлов, Е.А.
author_sort Михайлов, Е.А.
title Обслуживание туристов в Крыму
title_short Обслуживание туристов в Крыму
title_full Обслуживание туристов в Крыму
title_fullStr Обслуживание туристов в Крыму
title_full_unstemmed Обслуживание туристов в Крыму
title_sort обслуживание туристов в крыму
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2001
topic_facet Проблемы развития туристического комплекса Крыма по международным нормам
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90217
citation_txt Обслуживание туристов в Крыму / Е.А. Михайлов // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 18, т.2. — С. 27-30. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT mihajlovea obsluživanieturistovvkrymu
first_indexed 2025-11-24T14:24:35Z
last_indexed 2025-11-24T14:24:35Z
_version_ 1849682061507428352
fulltext ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ В КРЫМУ Михайлов Е.А. 1. Место Крыма в туристических маршрутах СССР в годы застоя Безусловно в Великой стране, какой был СССР, Крым занимал весьма скромное место даже по вопросам туризма. Например, в справочнике о туристических маршрутах 1967 года среди 150 всесоюзных маршрутов Крым и его города встречаются 8 раз: маршрут 303 «По городам-героям Украины» (Киев 8 дней – железная дорога – Одесса 4 дня – пароход – Севастополь 8 дней); маршрут 21 «Крымский» – автомобильный (Симферополь 3 дня – Алушта 7 дней – Ялта 6 дней – Севастополь 4 дня); маршрут 111 «По партизанским тропам Крыма» (Симферополь 4 дня – переход 6 дней – Черная Речка 2 дня – переход – Карабах 8 дней); маршрут 22 «Крымский горный» (Симферополь 2 дня – автобус – Бахчисарай 4 дня – переход 2 дня – Соколиное 3 дня – переход 3 дня – Карабах 6 дней); маршрут 24 «По заповедным местам Крыма» ( Симферополь 2 дня – автобус – Бахчисарай 4 дня – переход 3 дня – Черная Речка 2 дня – переход 2 дня – Карабах 7 дней); маршрут 110 «По горному Крыму» (Симферополь 4 дня – переход 1 день – Черная Речка 1 день – переход 3 дня – Соколиное 4 дня – переход к Ай-Петри 1 день – переход – Ялта 6 дней); маршрут 183 «По горному Крыму» (Бахчисарай 4 дня – переход 2 дня – Соколиное 2 дня – переход 1 день – Ялта 6 дней); маршрут 182 «По Восточному Крыму» (Симферополь 2 дня – автобус – Ангарский перевал 3 дня – поход по Восточному Крыму 5 дней – Планерское 4 дня – автобус – Феодосия 6 дней). Перечисленные 8 маршрутов входят в 29 маршрутов Украины. Кроме того в число маршрутов по черноморскому побережью Кавказа входил маршрут 28 «По Черному морю» на теплоходах «Украина» и «Россия» (Сочи 3 дня – Севастополь 2 дня – Одесса 2 дня – Севастополь 1 день – Ялта 2 дня – Батуми 3 дня – Сухуми 2 дня – Гагра 1 день – в пути 2 дня). В число 18 южных радиальных маршрутов входили маршрут 23 «Ялта» и маршрут 321 «Карабах». Также по Крыму были три радиальные маршрута для автомобилистов: 492 «Ялта», 494 «Феодосия», 495 «Планерское». В дополнение к перечисленным среди маршрутов Советов по туризму функционировали маршруты 164 «Севастополь», 493 «Алушта», 91 «Алушта», 390 «Евпатория» (для родителей с детьми). Большое распространение получили железнодорожные маршруты, позволявшие осуществлять туристические путешествия по стране на специальных поездах. Эти поезда формировались из 10-12 купированных вагонов и трех вагонов-ресторанов. Их передвижение по стране осуществлялось преимущественно по ночам по специально разработанных для них расписаниям, чтобы днем туристы могли участвовать в экскурсиях в пунктах стоянок или отдыхать, купаться в море. Поэтому из 258 железнодорожных маршрутов по всей стране – 28 проходили через Крым. На полуостров вели маршруты из Баку и Еревана, Уфы, Минска и Витебска, Караганды и Целинограда, Владимира и Калинграда, Калуги и Петрозаводска, Сыктывкара и Куйбышева, Риги и Ленинграда, Москвы и Рязани, Свердловска и Ставрополья, Винницы, Житомира, Краматорска, Луганска и Полтавы. Перечисленные выше маршруты функционировали по времени неодинаково. Если маршрут 21 «Крымский» автомобильный имел варианты летний (с мая по октябрь) и зимний (с октября по май), то все остальные маршруты (11, 22, 24, 110, 182, 183) функционировали только с мая по сентябрь. Продолжительность каждого из них была в основном 20 дней, а стоимость путевки составляла 65 руб. Исключение составляли маршруты 183, продолжительностью 15 дней и стоимостью 50 руб. и 21 при продолжительности 20 дней стоимость составляла в летнем варианте 75 руб. и в зимнем – 70 руб. Путешествие «По Черному морю» (маршрут 28) было рассчитано на 18 дней на период апрель-июнь и сентябрь-ноябрь. Стоимость этого путешествия колебалась в широких пределах (от 130-150 руб. в каютах 3- й категории до 220-240 руб. в каютах «люкс»). Железнодорожные маршруты имели разную продолжительность во времени и зависели во многом от протяженности выбираемого пути. Это же накладывало отпечаток и на стоимость путевки. Все они охватывали разные периоды в течение года. Так, из Баку в Севастополь поездка была рассчитана на 20 дней, с заездом в Киев, Львов, Ужгород, Одессу (маршрут 304, июнь). Стоимость путевки 160 руб. Из Еревана в Севастополь приезжали в мае, посетив до этого Москву, Ленинград, Киев, Одессу. На всю поездку отводилось 22 дня, путевка стоила 185 руб. Из Уфы в Крым через Киев и Одессу, а после Крыма через Волгоград можно было съездить за 18 дней на 150 руб. в октябре. Из Минска в Крым приезжали в мае через Закарпатье, Кишинев, Одессу, а назад – через Киев потратив 18 дней и 130 руб. Из Беларусии в Крым приезжали через Минск, Киев и Одессу, потратив на всю поездку всего 10 дней в октябре и 70 руб. за путевку. Между прочим всего 79 руб. за 10 дней обходилась поездка из Ленинграда в Крым (Севастополь) в январе и мае с заездом в Киев, Одессу и на обратном пути в Волгоград и Москву (для сравнения напомним, что в 1998 году только проезд поездом Симферополь – Киев – Симферополь обходится в такую же сумму в гривнах). Самая дешевая, в расчете на один день путешествия, поездка получалась из Риги в Крым в июне через Киев и Одессу, с заездом на обратном пути на Кавказ и в Москву (за 20 дней – 118 руб.). Самая дорогая поездка в Украину и Крым была в октябре из Целинограда (200 руб. за 25 дней). В период заката застоя структура туристических маршрутов, касающихся Крыма, несколько изменилась, возросли цены на путевки. Так, по маршруту 22 «По горному Крыму» 20 дней отдыха стали стоить 85 руб., 18 дней пребывания на маршруте «Крымский автобусный» обходилось в 95 руб. (в эти годы подорожал бензин). Но по-прежнему величина зарплаты основной массы работающих значительно превышала стоимость путевок, а величина пенсий также была основном выше. Рядовое население страны могло себе свободно позволить отдыхать по туристическим путевкам за свою зарплату или пенсию в течение всего периода застоя, даже не прибегая к помощи профсоюзов. Самое большое подорожание произошло на путевки маршрута 390 в Евпаторию для родителей с детьми с 70 руб. за 20 дней в 1967г. до 135 руб. в 1982г. Дороже этой суммы отдых такого типа в Крыму не стоил. Между прочим, прогулка по Киевскому морю на теплоходе в течение 12 часов с остановкой на острове Ольгинском стоила 114 руб., а 11- часовая прогулка на «Метеоре» по маршруту «Тарасовы пути» расценивалась в 300 руб. (для группы в 30 человек). Сквозь толщу времени в 30 лет эти цены на путевки теперь кажутся сказочно низкими. Ведь в тот период пенсии у основной массы бывших работников были от 80 до 120 руб., а минимальная зарплата – около 70 руб., зарплата доцента 280-320 руб., профессора – 450 руб., шахтеров – 400 руб., водителей самосвалов в горных разрезах -500-600 руб. 2. Современное состояние туристических баз в Крыму Развитие рекреаций всегда было связано с политико-экономической ситуацией в регионе и стране. Коренные изменения последних лет в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственном образом сказались на современном состоянии и будущем развитии рекреации в Крыму. Это относится как к потребностям и спросу населения на отдых в Крыму, так и к реальной рекреационной деятельности населения, видам и формам ее организации. Благодаря природному сочетанию и удачному расположению рекреационных ресурсов, на Крымском полуострове сформировались крупные курортные зоны. Это города Алушта, Ялта, Севастополь, Судак, Евпатория, Бахчисарай, Гурзуф и др. Евпатория находится на берегу мелководного Каламитского залива. Это первоклассный климатический и бальнеологический курорт. Сочетание природных курортных богатств поистине уникально: жаркое солнце, теплое море, прекрасные песчаные пляжи, лечебные грязи и рапа Манайского озера, терминальные источники минеральных вод и целебный воздух. Здесь успешно работают крупнейшие детские здравницы, проводится закаливание здоровых детей, лечение страдающих рахитом, костно- суставным туберкулезом, полиомиелитом, ревмокардитом и т.д. Успешно лечат здесь и взрослых с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, гинекологическими, нервной системы и верхних дыхательных путей. Также у города древнее историческое прошлое. Судак расположен на юго-восточном побережье Крыма, в Судакской долине, окруженной горами. Мягкий климат, песчаные пляжи, лучшие на всем Южнобережье, чистое море и необыкновенный воздух привлекательны для туристов круглый год. Это очень древняя земля, хранящая следы поселений людей каменного и бронзового веков, византийцев, греков, генуэзцев и турков-османов. Многовековую историю олицетворяет каменная громада Судакской крепости. Это памятник архитектуры мирового значения. Рядом находятся Новый Свет со своими знаменитыми Голицинскими винными подвалами и воспетый поэтами Кара-Дагский массив. Благодатный климат, низкая влажность воздуха позволяют рекомендовать курорт для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания и нервной системы. О небольшом городе Бахчисарае знают далеко за пределами нашей страны. В значительной мере имя ему создал Великий поэт А.С. Пушкин своей поэмой «Бахчисарайский фонтан». Но город привлекателен не только знаменитым Бахчисарайским дворцом, но и загадочными пещерными городами – живописной природой окрестностей. Бахчисарай возник в конце 15 начале16 веков. Сюда, из Старого Крыма была перенесена столица Крымского ханства. Город и дворец создавались в одно время, эта связь видна в самом названии. В переводе «Бахчисарай» означает «дворец-сад», дворец, окруженный садами». Старые районы Бахчисарая расположены в ущелье Чурук-Су, они очень своеобразны и колоритны. Дворец-музей Крымских ханов – уникальный историко-археологический памятник. Особенно знаменит Фонтан слез, созданный иранским мастером Омером. В окрестностях города расположен один из известнейших пещерных городов Чуфут-Кале, ныне действующий Успенский монастырь, вырубленный в скалах, знаменитая многослойная стоянка древних людей Таш-Аир. Ялта – признанная столица курортов Крыма. Расположена на Южном берегу Крыма в долине горных речек Учан-Су и Гувы. С севера, запада и востока город окаймлен высоким горным хребтом Яйлы, защищающей от проникновения холодных ветров. Это расположение дает Ялте превосходные климатические условия. Низкая влажность, мягкий, средиземноморский по типу климат, чистый воздух позволяют заслужено назвать Ялту курортом с мировым именем. Город славится обилием зелени и кажется сплошным парком. С Ялтой связаны имена А. Грибоедова, А. Некрасова, Л. Толстого, И. Бунина, А. Чехова и многих других знаменитых людей. Большая Ялта знаменита своими дворцами, музеями, парковыми ансамблями и целебным климатом. Курорт рекомендуется для лечения и профилактики заболеваний системы кровообращения и органов дыхания. Гурзуф. Его известность очень велика. У этого места древняя и удивительная история. Гурзуфская крепость – Дженевез-Кая – упоминалась еще в трактатах Прокопия Кессарийского в 6 веке, а в 15в. о ней писал Афанасий Никитин. Гурзуф находится на Южном берегу, в долине, которая с запада ограничена мысом Мартьян и знаменитым Аю-Дагом на востоке. Удивительные пейзажи долины. Тут и величественные каменные осыпи и вековые сосновые и буковые леса, а выше в горах разбиты плантации лаванды и виноградников. Именно здесь он проявляет свои ценнейшие качества. Из этого винограда готовят знаменитые вина Пино-Гри и белый Мускат Красного Камня. Старый Гурзуф сохранил планировку, унаследованную от прошлых веков: улочки-террасы, соединенные извилистыми переходами и живописными лестницами – настоящий музей под открытым небом! Здесь очень красивый парк, насчитывающий более 110 видов растений. Благоприятный микроклимат Гурзуфа делает его ценнейшим курортом, рекомендованным для лечения органов дыхания и нервной системы, а также заболеваний общетерапевтического характера. Город Алушта расположен на Южном берегу Крыма. Свое название он унаследовал от средневековой крепости Алустон, сооруженной в 6 веке н.э. В центре старого города до сих пор сохранились остатки оборонительной башни крепости. От других городов Южнобережья Алушту отличает необычный простор и широта обзора. Пляжи Алушты одни из лучших на побережье, а летняя жара в большей степени, чем где бы то ни было, на Южном берегу, умеряется бризами. Климат Алушты благоприятен для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Алушта очень живописный город и заслуживает, чтобы побродить по его улочкам и переулкам. В окрестностях Алушты тоже немало интересных мест – это средневековые поселения Фуна, Ай-Иори, Сераус и др. Город Севастополь расположен на юго-западном побережье Крыма в красивой холмистой местности, изобилующей удобными бухтами. Севастополь очень красивый город, практически заново востановленный после войны. В переводе с греческого Севастополь означает «величественный». И город как бы подтверждает это имя. Это город славы русского флота, героизма и стойкости в двух легендарных оборонах. Официальный его возраст – два века, здесь есть следы таврийских поселений, а руины города-государства Херсонеса Таврического до сих пор впечатляют своим величием и высоким искусством строителей. Широко известны Графская пристань, памятник затопленным кораблям, Владимирский Собор, Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855гг.», Диарама «Штурм Сапун-горы», Малахов курган и многие другие исторические памятники. Как курорт, Севастополь рекомендуется для лечения и профилактики верхних дыхательных путей и общетерапевтического направления. Во всех этих городах туристов обслуживает АО «Крымтур». Это гостиницы «Горизонт» (Судак), «Восход», «Чайка» (Алушта), «Крым» (Севастополь), «Евпатория» (Евпатория); турбазы – «Привал» (Бахчисарай), «Магнолия» (Ялта), «Коралл» (Гурзуф) и многие другие. В дочерних предприятиях АО «Крымтур» – 16 бюро путешествий и экскурсий – накоплен богатый опыт по разработке и проведению экскурсий на различные темы. Проведена реконструкция четырех больших корпусов на 500 мест. Теперь люди получили возможность отдыхать в современных гостиничных номерах со всем комплексом удобств в туристических гостиницах и базах им. Мокроусова в Севастополе, «Приморье» (Коктебель), «Гавань» (Черноморское), «Магнолия» (Ялта). Ведется благоустройство территорий, пляжей. Расширяется перечень дополнительных услуг, строятся теннисные корты мирового класса. Это позволяет проводить сборы спортивных коллективов высокого уровня, соревнования. Для конференций и совещаний подготовлены современные конференц-залы в тургостиницах и базах «Палас», «Магнолия» (Ялта), «Приморье», «Чайка» (Алушта) и в ряде других. «Крымтур» развивает и активный отдых: в этом году впервые за несколько лет организованы пешеходные маршруты с турбазы «Орлиный залет». Туристы совершают семидневный поход с ночевками на оборудованных стоянках. Проводятся выходы в лес с турбаз и гостиниц в Севастополе, Алуште, Коктебеле. Большим успехом пользуется стоянка в лесу от туристической гостиницы «Горозонт» в Судак. Практикуется туризм выходного дня и в межсезонье. Туристическая отрасль в Крыму живет и будет жить и АО «Крымтур» способствует этому, несмотря на неэффективную налоговую политику государства, снятии лицензирования на внутренний туризм и другие не менее важные проблемы.