Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине
Збережено в:
| Дата: | 2001 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2001
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90253 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине / А.В. Степаненко // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 18, т.2. — С. 221-225. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-90253 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-902532025-02-09T17:36:09Z Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине Степаненко, А.В. Устойчивое эколого-социально-экономическое развитие Украины 2001 Article Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине / А.В. Степаненко // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 18, т.2. — С. 221-225. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90253 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Устойчивое эколого-социально-экономическое развитие Украины Устойчивое эколого-социально-экономическое развитие Украины |
| spellingShingle |
Устойчивое эколого-социально-экономическое развитие Украины Устойчивое эколого-социально-экономическое развитие Украины Степаненко, А.В. Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Степаненко, А.В. |
| author_facet |
Степаненко, А.В. |
| author_sort |
Степаненко, А.В. |
| title |
Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине |
| title_short |
Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине |
| title_full |
Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине |
| title_fullStr |
Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине |
| title_full_unstemmed |
Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине |
| title_sort |
решение ресурсно-экологической проблемы в украине |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2001 |
| topic_facet |
Устойчивое эколого-социально-экономическое развитие Украины |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90253 |
| citation_txt |
Решение ресурсно-экологической проблемы в Украине / А.В. Степаненко // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 18, т.2. — С. 221-225. — Бібліогр.: 3 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT stepanenkoav rešenieresursnoékologičeskojproblemyvukraine |
| first_indexed |
2025-11-28T21:42:55Z |
| last_indexed |
2025-11-28T21:42:55Z |
| _version_ |
1850072056624840704 |
| fulltext |
221
СТЕПАНЕНКО А.В.
РЕШЕНИЕ РЕСУРСНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В УКРАИНЕ
Нынешний ресурсный кризис и обострение экологической проблематики не является чем-то
принципиально новым. Прогресс человечества – это путь циклов, имеющих следующие этапы:
освоение (создание) и расширение еще не захваченных, «не существующей» ресурсной
базы;
исчерпывание ресурсной базы и ухудшение вследствие этого условий существования в
окружающей среде, поиск резервов обновления или замены ресурсной базы;
замена устаревшей ресурсной и экологической базы новейшей базой (и новейшими
проблемами) и так до бесконечности.
На территории современной Украины промышленные перевороты и волны индустриального
обновления ресурсных ниш разворачивались позже, чем в других странах, в частности в Западной
Европе, хотя в той же последовательности и в полном объеме, без пропусков отдельных звеньев
(паровики, металлургия, электричество). Что касается химии, то здесь мы намного опережали
Запад. В период после НЕПа обновление ресурсных ниш в СССР фактически не происходил, а
химизация, по существу, не завершена и до настоящего времени, в частности в таких подотраслях,
как пищехимия, химия упаковочных материалов, косметическая, строительная и бытовая химия.
Электроника советского периода не была двигателем, передовой отраслью экономики. Понятия
типа «информационный ресурс», «информационный продукт» получили распространение уже
после 1991 года; а «информационная собственность» и до настоящего времени не стала влияющей
экономической реальностью.
На Западе между тем происходило экологическая исчерпание соответствующих ресурсных
полей и постепенный перевод по мере старения указанных производств в незападные страны.
Электроника процветает в настоящее время на прочной основе интеллектуальной собственности, с
использованием налаженных здесь инновационных структур (в Украине такие структуры
существуют разве что формально).
Реальную, а не декларативную экологическую политику западных стран характеризует
следующий подход: если природоохранные меры не дают удовлетворительного результата или
очевидна их неэффективность, руководство страны ищет пути, чтобы тем или иным способом
избежать определенной экологической проблемы, отложить решение ее собственными силами и
по возможности перенести эту проблему вовне, в незападные страны. Экологическая проблема
здесь не исчезает, но она переводится в плоскость принятия геополитических и геоэкономических
решений, которые должны принудить другие страны к экологически неравноправному
партнерству. Эта практика настолько распространена, что ее можно даже характеризовать как
экспорт загрязнения, неочищения природной среды из стран Запада в остальные страны мира.
Начиная примерно с 60-х годов указанный экспорт активно осуществляли США,
сворачивая экологически вредные и аварийно опасные производства внутри страны и переводя их
в южноамериканские и другие слаборазвитые страны («банановые республики»), используя для
этого филиалы своих ТНК, действующих при поддержке масс-медиа, спецслужб и военных. Эти
способом США избавились от большинства производств полуфабрикатов и сырья, несмотря на
богатую собственную сырьевую базу. В 70-х годах подобную стратегию освоила Япония – в
результате там существенно уменьшилась заболеваемость, связанная с отравлениями тяжелыми
металлами, стоками, пылью и др. Эти болезни вместе с вредными производствами «перекочевали»
в другие страны, главным образом Азиатско-Тихоокеанского региона.
С начала 80-х годовой политику экспорта загрязнения окружающей среды активно
осуществляло также ЕЭС. Причем теперь, кроме «стран третьего мира», процессы
принудительного импорта загрязнения охватили и «посткоммунистические» страны с Украиной
включительно. Особая экспансивность ЕС обусловлена, прежде всего, налоговой политикой,
связанной с внедрением НДС (налога на добавленную стоимость) и ДИДН (договоров об
избежании двойного налогообложения). Эта политика осуществляется при информационно-
идеологической поддержке со стороны США, которые у себя НДС не вводят, зато пользуются
льготными товаропотоками, возникающими вследствие действия ДИДН. Мировая глобализация
неоколониализма своей предпосылкой имеет искусственно создаваемые, с помощью НДС и
ДИДН, неэквивалентные товаропотоки между странами мира. Неэквивалентность товаропотоков
222
обусловлена ассиметрией взаимных торговых уступок, заложенных в ДИДН. Такая ассиметрия
приводит не только к неэквивалентному товарному обмену, но и к утверждению неэквивалентных
финансового, технологического, инновационного, интеллектуального обменов.
Рассмотрим неэквивалентность технологического обмена на примере Украины. Наше
государство, при участии и посредничестве стран –партнеров по ДИДН, типа Турции, преодолевая
значительные протекционистские, искусственно антидемпинговые и тарифные ограничения,
экспортирует на Запад сталь, алюминий, полистирол, цемент, пищевые и другие сырьевые и
полуфабрикатные товары, производство которых по большей части энерго- и материальемкое,
связанное с загрязнением окружающей среды, ухудшением здоровья работающих, повышенной
аварийностью. Между тем аэрокосмическая отрасль, которая была способна выводить на орбиту
самые тяжелые грузы за наименьшую в мире цену, в настоящее время погибает под налоговым
давлением. Украина уже практически не производит сложные готовые изделия, а получает их из
структур ЕС, по олигопольно завышенным ценам.
Преднамеренно или нет, но западным мир ресурсно-экологическую проблематику
усматривает, прежде всего, не в технологической плоскости (такой взгляд ближе украинской
ментальности), а в плоскости использования политических и экономических рычагов,
инновационных («внедряющих», а не «изобретающих» – как более по-нашему) механизмов. Его
политические и экономические решения можно квалифицировать как перераспределение
экологической нагрузки на другие страны путем осуществления деиндустриализации и
«сырьевизации» национальных экономик, а также прагматического уменьшения численности
населения незападных стран мира. На практике в «неэлитных» странах снижается качество жизни,
накапливаются проблемы и разворачиваются конфликты. В русле такой политики, при содействии
масс-медиа, практикуется идеологическое и политическое давление, военное принуждение,
используются специальные пункты договоров, запрещающие экологический контроль за
деятельностью филиалов и совместных предприятий западных ТНК, осуществляется прямой
экспорт и захоронение ядовитых отходов в незападных странах мира и др.
Западная модель «экоустойчивого развития» не пригодна для нас, поскольку:
относительно ресурсо-экологической ниши в мировой экономике, то Запад в настоящее
время охватывает нишу метроолигополии (групповой метрополии-олигополии), которая
производит сложную готовую продукцию, потребляя сырьевые ресурсы от группы
неоколониальных государств (типа Украины) и перекладывая большинство экологических
проблем на их плечи; при этой ситуации Запад вовсе не заинтересован уступить кому-либо место в
своей нише;
что касается морально-этических традиций, то украинцам не присущ стиль
«целенаправленного отталкивания локтями с ласковой улыбкой» – здесь нам ближе индийцы или
китайцы;
что же касается мировоззрения, интеллекта и культуры, то изобретать и разрабатывать
новые ресурсные ниши и пласты украинцам проще, чем создавать принудительные механизмы
поставок нам ресурсов со стороны кого-либо другого.
Выход для Украины из кризисной ситуации следует поискать, в частности, в ресурсо-
экологическом маркетинге, в обновлении исчерпанных и поэтому заброшенных ресурсных ниш
(пластов, полей ресурсов), которые загрязняют окружающую среду. Речь идет о том, что наряду с
физическим износом средств производства и моральным старением оборудования существует еще
и экологическая исчерпаемость технологий, производств и отраслей.
Предпосылкой ресурсо-экологического обновления инфраструктуры производств в
рыночных условиях является активная деятельность специализированной инновационной
инфраструктуры – этот ценный опыт мы должны с благодарностью заимствовать, прежде всего, в
США. Что касается глобальной ресурсо-экологической структуры производства, то назревает
необходимость радикальной экологической конверсии устаревших технологий путем обновления
ресурсных ниш и пластов, мало изменявшихся в течение последних десятилетий. Гидроэнергетику
ГЭС можно перевести на энергетику гидросооружений, закрепленных в толще русла, электронику
– на оптоволоконную или биочиповую базу, трубопроводный транспорт компрессорного типа – на
микропродуктопроводные сети с использованием эффектов сверхтекучести и т.д.
Предпосылкой и залогом реализации отмеченных сдвигов должны стать налоговые
изменения. В частности, на пути гармоничного усиления ресурсо-экологической
ориентированности налогового законодательства возможны следующие новации.
223
1. На уровне местного самоуправления позволять и рекомендовать вводить 5-10 годовой
экологический мораторий (экологические налоговые каникулы) на все виды налогообложения
производств и предприятий, занявшихся переработкой отходов, которые раньше не
утилизировались (органам самоуправления целесообразно рекомендовать или обязать их гласно
обращаться к населению и предпринимателям с конкретными предложениями относительно
переработки свалок и изменения производств, которые их продуцируют).
2. На общегосударственном уровне возобновить и ввести экологический залог –
государственный сбор с цены товара, упакованного в биохимический инертный материал (стекло,
картон и т.д.), с возмещением сумм налога в случае утилизации или вторичного использования
упаковки фирмой производителем (или ее субподрядчиком).
3. Внедрить экологический акциз – постепенно, скажем, начав с 5% стартовой ставки и с
однопроцентным ежегодным наращиванием суммы акциза и так до бесконечности на
экологически опасные изделия, в отношении которых известна техническая альтернатива
(например, на кадмиевые батарейки, бензин со свинцовыми присадками), и до уровня 25% акциза
на товары из биохимических инертных материалов одноразового использования (пакеты из
полимерных пленок, полимерные ленты, бутылки и др.), предлагая производителям этих
материалов заменить технологию производства такой, которая позволит производить их
биоконверсию (биотехнологическую переработку). Например:
возможна замена алюминиевой фольги пленкой из полиацетилена сверхвысокого
давления, способной гнить;
добавление некондиционной муки или отходов бумажного, хлопчатобумажного
производства в полимерную массу при производстве пленки, что ускоряет гниение и позволяет
использовать такие модификаты в вермикультуре (для скармливания отходов, мусора
селекционированным дождевым червям, производящим ценное удобрение – биогумус);
перспективными являются также биополимеры – безвредные продукты
биотехнологического производства, использование бактерий-утилизаторов – продуктов генной
инженерии и т.д.
Разработанные под влиянием введения экологического акциза материалы, технологии и
товары в соответствующей упаковке могут выйти на международный рынок и быть там
конкурентоспособными. В условиях повышения международных экологических требований эти
товары быстро станут важной статьей экспорта.
Победить в ресурсо-экологической борьбе Украина может и должна – о некоторых
определенных направлениях и имеющихся возможностях этого уже говорилось. Необходимо
также найти пути и методы преодоления отрицательного воздействия НДС на сложное
производства, расположенные на концах технологических цепочек. Налог на прибыль также имеет
недостаток: побуждает предпринимателей увеличивать доприбыльные статьи затрат, уменьшая
тем самым потенциал инвестиционных накоплений (тогда как на Западе свой собственный
инвестор имеет льготы, что можно сделать и у нас). Зарубежные инвестиции – не панацея: они
неполноценны, так как их собственников, конечно, не беспокоит наша экология, и опасны, так как
возникает скорее отрицательная, чем положительная заинтересованность корпоративного
инвестора в решении местных социальных и демографических проблем. За нас никто наших
проблем не решит – разве что решит за наш счет. Могут ли жить украинцы чужим умом, чужими
ресурсами, чужой моралью? Не для всех наша краса красива – так давайте лелеять то, что именно
нам к лицу, и нам по нраву.
Литература
1. Шербак В. К концепции решения ресурсно-экологической проблемы в
Украине // Экономика Украины - № 1 – 2000г.
2. Колодий С. Загрязнение окружающей среды как проблема экономии
ресурсов // Информлисток, КРЦНТЭИ – Симферополь - № 68 –1999 – 4 с.
3. Экология и экономика природопользования / Э. Гирусов и др. – М.: Закон
и право, ЮНИТИ. – 1998г. – 455 с.
|