Идеология социальной политики современных государств

В статье анализируется идеологический дискурс современной социальной политики как интерпретационные рамки, с помощью которых агенты государства воспринимают социальную реальность и возможности ее усовершенствования. Концептами, определяющими этот дискурс, могут быть концепты биовласти и высокого мод...

Ausführliche Beschreibung

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2013
1. Verfasser: Отрешко, Н.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Iнститут соціології НАН України 2013
Schriftenreihe:Социология: теория, методы, маркетинг
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90509
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Идеология социальной политики современных государств / Н. Отрешко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2013. — № 3. — С. 86–93. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-90509
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-905092025-02-09T14:44:11Z Идеология социальной политики современных государств Отрешко, Н. В статье анализируется идеологический дискурс современной социальной политики как интерпретационные рамки, с помощью которых агенты государства воспринимают социальную реальность и возможности ее усовершенствования. Концептами, определяющими этот дискурс, могут быть концепты биовласти и высокого модерна. Интенция власти контролировать большинство социальных практик приводит к идее социальной политики, которая посвящена стандартизации и рационализации социальных практик. Данная политика имеет свои ограничения контроля, поскольку не учитывает в должной мере неформальных социальных процессов и многообразия практик приспособления к условиям современного общества. 2013 Article Идеология социальной политики современных государств / Н. Отрешко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2013. — № 3. — С. 86–93. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90509 327 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
description В статье анализируется идеологический дискурс современной социальной политики как интерпретационные рамки, с помощью которых агенты государства воспринимают социальную реальность и возможности ее усовершенствования. Концептами, определяющими этот дискурс, могут быть концепты биовласти и высокого модерна. Интенция власти контролировать большинство социальных практик приводит к идее социальной политики, которая посвящена стандартизации и рационализации социальных практик. Данная политика имеет свои ограничения контроля, поскольку не учитывает в должной мере неформальных социальных процессов и многообразия практик приспособления к условиям современного общества.
format Article
author Отрешко, Н.
spellingShingle Отрешко, Н.
Идеология социальной политики современных государств
Социология: теория, методы, маркетинг
author_facet Отрешко, Н.
author_sort Отрешко, Н.
title Идеология социальной политики современных государств
title_short Идеология социальной политики современных государств
title_full Идеология социальной политики современных государств
title_fullStr Идеология социальной политики современных государств
title_full_unstemmed Идеология социальной политики современных государств
title_sort идеология социальной политики современных государств
publisher Iнститут соціології НАН України
publishDate 2013
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/90509
citation_txt Идеология социальной политики современных государств / Н. Отрешко // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2013. — № 3. — С. 86–93. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.
series Социология: теория, методы, маркетинг
work_keys_str_mv AT otreškon ideologiâsocialʹnojpolitikisovremennyhgosudarstv
first_indexed 2025-11-27T00:28:48Z
last_indexed 2025-11-27T00:28:48Z
_version_ 1849901272685084672
fulltext На талья Отреш ко Иде о ло гия со ци аль ной по ли ти ки со вре мен ных го су дарств НАТАЛЬЯ ОТРЕШКО,УДК 327 äîê òîð ñî öè î ëî ãè ÷åñ êèõ íàóê, äî öåíò êà - ôåä ðû ñî öè àëü íîé ïî ëè òè êè Èíñòè òó òà ñî öè àëü íîé ðà áî òû è óïðàâ ëå íèÿ Íà öè î - íàëü íî ãî ïå äà ãî ãè ÷åñ êî ãî óíè âåð ñè òå òà èìå íè Ì.Ï.Äðà ãî ìà íî âà Иде о ло гия со ци аль ной по ли ти ки со вре мен ных го су дарств Аннотация В статье ана ли зи ру ет ся иде о ло ги чес кий дис курс со вре мен ной со ци аль ной по - ли ти ки как ин тер пре та ци он ные рам ки, с по мощью ко то рых аген ты го су да р - ства вос при ни ма ют со ци аль ную ре аль ность и воз мож нос ти ее усо вер ше нство - ва ния. Кон цеп та ми, опре де ля ю щи ми этот дис курс, мо гут быть кон цеп ты би о - в лас ти и вы со ко го мо дер на. Интен ция влас ти кон тро ли ро вать боль шин ство со ци аль ных прак тик при во дит к идее со ци аль ной по ли ти ки, ко то рая по свя ще - на стан дар ти за ции и ра ци о на ли за ции со ци аль ных прак тик. Дан ная по ли ти ка име ет свои огра ни че ния кон тро ля, по сколь ку не учи ты ва ет в дол ж ной мере не - фор маль ных со ци аль ных про цессов и мно го об ра зия прак тик при спо соб ле ния к усло ви ям со вре мен но го об щес тва. Клю че вые сло ва: иде о ло гия, иде о ло ги чес кий дис курс, со ци аль ная по ли ти ка, би ов ласть Иде о ло гия как фор ма ми ро воз зре ния за ни ма ет осо бое по ло же ние по от - но ше нию к со ци о ло ги чес кой на уке. Чаще все го в за пад ной кри ти чес кой те - о рии об щес тва иде о ло гия про ти во пос тав ля лась на учно му взгля ду на со ци - аль ную ре аль ность. Мож но кон ста ти ро вать, что иде о ло гия яв ля ет ся одним из са мых оспа ри ва е мых по ня тий в про стра нстве по ли ти чес кой те о рии. По - ня тие иде о ло гии свя зы ва лось ле во ра ди каль ны ми ис сле до ва те ля ми с иде ей ан га жи ро ван нос ти со ци аль но го зна ния влас тны ми струк ту ра ми. Речь шла о про ти во пос тав ле нии на учной кар ти ны со ци аль но го мира, сфор ми ро ван - ной не за ви си мы ми ис сле до ва те ля ми, и иде о ло ги чес кой как лож ной, ис ка - жен ной кар ти ны, сфор ми ро ван ной в ин те ре сах влас тной эли ты и по ли ти - чес ких струк тур. Та кой взгляд на иде о ло гию как фор му лож но го со зна ния 86 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2013, 3 был сфор ми ро ван еще в клас си чес ком мар ксиз ме и по зднее ис поль зо ван в 60-х го дах ХХ сто ле тия кри ти чес кой со ци аль ной те о ри ей. Одна ко иде о ло - гия мо жет рас смат ри вать ся и в бо лее ши ро ком кон тек сте — в этом слу чае она ста но вит ся дис кур сом по по во ду об щес тва и го су да рства. К кон цу ХХ века по стмо дер низм, не омар ксизм, фрей дизм и но вые дос - ти же ния в сфе ре лин гвис ти ки сде ла ли те о ре ти чес кую реф лек сию иде о ло - гии бо лее изо щрен ной. Изу че ние иде о ло ги чес ко го мыш ле ния пре вра ща - лось в акты де ко ди ро ва ния смыс ла, а не про сто рас кры тия лож ной сущ - ности, ко то рая дол жна быть от бро ше на. Нап ри мер, в ра бо тах К.Ле фор та иде о ло ги чес кий дис курс рас смат ри ва ет ся как дис курс со ци аль нос ти в про - стран стве се ку ляр но го мира, ли шен но го вы хо да в транс цен ден тность. Отсю да за мкну тость со ци аль нос ти на са мой себе по рож да ет смысл иде о ло - ги чес ко го дис кур са в ин дус три аль ном и по стин дус три аль ном со ци аль ных про стра нствах [Ле форт, 2007]. Опи ра ясь на ра бо ту со вре мен но го рос сий - ско го ис сле до ва те ля Г.Му си хи на [Му си хин, 2013], мож но вы де лить ряд от - ли чи тель ных черт иде о ло гии как од но го из дис кур сов, функ ци о ни ру ю щих в современных обществах. 1. Иде о ло ги чес кий дис курс пред став ля ет со бой ин тер пре та ци он ные рам ки, с по мощью ко то рых ин ди ви ды вы стра и ва ют от но ше ние к ре - аль нос ти об щес тва. 2. Дан ные рам ки воз ни ка ют в ходе прак ти чес ко го “пе ре во да” идей, кол - лек тив ных ве ро ва ний на язык по ли ти чес ких по ня тий. 3. Иде о ло ги чес кий дис курс дол жен быть по ня тен не от дель ным ин ди - ви дам, а дос ту пен для по ни ма ния пред ста ви те лям со ци аль ных групп или об щес тва в це лом. 4. Для фор ми ро ва ния по нят но го всей груп пе иде о ло ги чес ко го дис кур - са ва жен об раз “чу жо го”, ко то рый в дан ном слу чае не про сто “дру - гой”, а яв ля ет ся воп ло ще ни ем “воз вы шен ной сущ нос ти Зла”, ко то - рое угро жа ет груп по во му Бла гу. В этом слу чае важ но от су тствие зна - ний о ре аль ном “чу жом”, ко то рое про яв ля ет ся чаще все го как от су т - ствие по треб нос ти в та ком зна нии. В це лом иде о ло ги чес кий дис курс — бес ком про мис сный спо соб об осно - ва ния де йстви тель нос ти, ко то рый мо жет иг но ри ро вать внут рен нюю не пос - ле до ва тель ность ве ро ва ний имен но в силу сво ей бес ком про мис снос ти. Па - ра докс иде о ло ги чес кой по зи ции в том, что как та ко вая она об ыч но не осо - знается. Иде о ло ги зи ро ван всег да кто-то дру гой, кто ис поль зу ет свою иде о - ло гию как об ман. Пра вые кри ти ку ют ле вых за их иде а лизм и от рыв от ре аль - нос ти, ле вые кри ти ку ют пра вых за их идею не су щес тву ю щей со ци аль ной со ли дар нос ти все го об щес тва. И те, и дру гие ис хо дят в сво их иде о ло ги чес - ких по зи ци ях из по ни ма ния ре аль нос ти “как та ко вой” и оправ ды ва ют свои ве ро ва ния тем, что “это и так всем по нят но”, что их идеи ис хо дят из “само собой раз уме ю ще го ся”. Ло ги чес ки и ра ци о наль но об осно вать иде о ло гию прак ти чес ки не воз мож но, зато она со зда ет по нят ную и эмо ци о наль но при - вле ка тель ную кар ти ну мира, в ко то рой “мы” — раз умные, над е лен ные воз - вы шен ным ду хом, от ве тствен ные и име ю щие иде а лы граж да не — противо - стоим “им” — раз вра щен ным, не пос ле до ва тель ным, ци нич ным, не дос той - ным чле нам общества. От ко рот ко го опи са ния сущ нос ти иде о ло гии как дис кур са пе рей дем к ана ли зу иде о ло гии со ци аль ной по ли ти ки со вре мен ных го су дарств. Целью Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2013, 3 87 Иде о ло гия со ци аль ной по ли ти ки со вре мен ных го су дарств дан ной статьи яв ля ет ся уточ не ние об щих иде о ло ги чес ких ра мок, за ло жен - ных во всех мо де лях со ци аль ной по ли ти ки. Обоз на че ние та ких ра мок воз - мож но че рез два кон цеп та — кон цепт би ов лас ти и кон цепт иде о ло гии вы со - ко го мо дер на. Рас смот рим ги по те зу: иде о ло ги чес кой осно вой со вре мен ной со ци аль ной по ли ти ки яв ля ют ся при нци пы вы со ко го мо дер на, утвер жде ние ко то рых со про вож да лось транс фор ма ци ей тра ди ци он ной влас ти до мо дер - ных об ществ в би ов ласть, до ми ни ру ю щую в ин дус три аль ных обществах. По ня тие “би ов ласть” при над ле жит М.Фуко, одна ко суть ее от ли чия от тра ди ци он ной влас ти луч ше все го кос вен но была про а на ли зи ро ва на в ра бо - те “Vita active, или О де я тель ной жиз ни” Х.Арендт [Арендт, 2000]. В дан ной ра бо те Х.Арендт об ра ща ет вни ма ние на то, что не столь ко пуб лич ная жизнь, сколь ко ин ди ви ду аль ная би о ло ги чес кая жизнь все боль ше пре вра ща ет ся в центр со вре мен ной по ли ти ки. Ссы ла ясь на клас си чес кую ан тич ную по ли - ти чес кую мысль, тру ды Пла то на и Аристотеля, Х.Арендт от ме ча ет, что раз - де ле ние про стра нства че ло ве чес кой жиз ни на час тную сфе ру и пуб лич ное про стра нство впер вые воз ни ка ет в ан тич ном го ро де-по ли се. В час тной жиз - ни, цен тром ко то рой были до мо хо зя йство и семья, про ис хо ди ло про дол же - ние рода и основ ная эко но ми чес кая де я тель ность ан тич нос ти. Ей в со зна - нии гре ков про ти вос то я ла жизнь в пуб лич ном про стра нстве по ли са как вто - рая жизнь, бо лее дос той ная для сво бод но го че ло ве ка. Час тная жизнь фак ти - чес ки мог ла быть при рав не на к zïÝ, к би о ло ги чес кой жиз ни рода и опре де ля - лась как про стра нство не об хо ди мос ти и за ви си мос ти [Агамбен, 2011]. По - ли ти чес кая жизнь (âßïò ðïëßôßêïò) была воз мож на толь ко для лю дей, над е - лен ных ло го сом, спо соб ных ре шать воп ро сы, не при бе гая к на си лию, с по - мощью ри то ри ки ра ци о наль ной ар гу мен та ции, и опре де ля лась как про стра - нство сво бо ды. С точ ки зре ния Х.Арендт, вы тес не ние пуб лич но го со ци аль - ным в мас со вом об щес тве про ис хо дит как эман си па ция про цес са жиз ни в его раз но об раз ней ших фор мах, вы ве де ние ее из час тной сфе ры в со ци аль - ность. Жизнь как про дол же ние рода, как би о ло ги чес кая и эко но ми чес кая жизнь по сте пен но за ме ня ет в по ли ти ке при нци пы пуб лич нос ти. В мас со - вом об щес тве по ли ти чес кое по ве де ние пред ста ви те лей боль ши нства групп счи та ет ся пред ска зу е мым и под чи нен ным устой чи вой сис теме норм об - щест ва. Для из уче ния ти пич ных форм груп по во го со ци аль но го по ве де ния в кон це XIX века со зда ют ся две на уки: по ли тэ ко но мия и со ци о ло гия. Их тех - ни чес ким инстру мен том ста но вит ся ста тис ти ка — на ука, осно ван ная на за - ко нах боль ших чи сел. По ли ти чес кая жизнь в мас со вом ин дус три аль ном об - щес тве ста но вит ся ру тин ной прак ти кой для со ци аль ных ин же не ров и бю - рок ра тов-функ ци о не ров, а не мес том для сво бод но го по ступ ка, как это по - ни ма ли ан тич ные фи ло со фы. Би ов ласть как власть над те ла ми и кон троль здо ровья на се ле ния про яв ля ет себя как дис цип ли нар ная власть в ин дус три - аль ном об щес тве. Мож но ска зать, что имен но эта ин тен ция влас ти кон тро - ли ро вать боль ши нство со ци аль ных прак тик при во дит к идее со ци аль ной по ли ти ки как по ли ти ке, не толь ко раз ре ша ю щей на и бо лее бо лез нен ные со - ци аль ные воп ро сы, но и по ли ти ке, по свя щен ной стан дар ти за ции и ра ци о на - ли за ции традиционных народных обычаев и способов жизни. До ста нов ле ния но во го ин дус три аль но го типа об щес тва го су да рство не име ло ин фор ма ции по мно гим важ ным воп ро сам. Час то вме ша т ельство та - кой ма ло ин фор ми ро ван ной го су да рствен ной влас ти в жизнь под дан ных было не про дук тив но и гу би тель но, но, с дру гой сто ро ны, по зво ля ло под дан - 88 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2013, 3 На талья Отреш ко ным укло нять ся от ре аль но го кон тро ля со сто ро ны влас ти. В но вом типе об - щес тва чис лен ность на се ле ния воз рас та ет, услож ня ют ся не толь ко спо соб про из во дства, но и со ци аль ные прак ти ки. По э то му все бо лее воз рас та ет не - об хо ди мость в стан дар ти за ции раз ных ви дов ин фор ма ции (пе ре пи си на се - ле ния, ка те го рии и ме то ды ста тис ти ки, де мог ра фии, а по зднее со ци о ло гии). Это с не из беж нос тью при во дит к фор ми ро ва нию схе ма тич но го и упро щен - но го, в силу сво ей узкой праг ма тич нос ти, взгля да го су да рствен но го чи нов - ни ка на со ци аль ную ре аль ность. Но это рас ши ря ет воз мож нос ти го су да р - ства вме ши вать ся в жизнь граж дан бо лее эф фек тив но, орга ни зо вы вать са - ни тар но-ги ги е ни чес кие ме роп ри я тия, по ли ти чес кую про па ган ду, по мощь бед ным, то есть орга ни зо вы вать социальную политику. Индус три аль ное со ци аль ное про стра нство, фор ми ру ю ще е ся в Но вое вре мя в За пад ной Евро пе и по зднее — в США, было бо лее ди на мич ным, чем сред не ве ко вое со ци аль ное про стра нство. Как пи шет К.Ле форт, во всех до - ин дус три аль ных об щес твах спо соб про из во дства кон сер ва ти вен; “при ка - пи та лиз ме кон сер ва тив на иде о ло гия, об я зан ная скры вать ре во лю цию, жи - ву щую в спо со бе про из во дства” [Ле форт, 2007: с. 292–293]. Изме не ния, свя - зан ные с про мыш лен ной ре во лю ци ей, со про вож да ют ся из ме не ни я ми в сфе - ре зна ния о со ци аль ном и в иде о ло гии. Если в Сред не ве ковье иде о ло гия была свя за на с сак раль ным цер ков ным зна ни ем, ис точ ник влас ти опре де - лял ся как транс цен ден тный и со ци аль ность трак то ва лась как мир зем ной влас ти, под чи нен ной влас ти вы сше го Бо жес твен но го на ча ла, то в ин дус три - аль ном об щес тве кар ти на со ци аль но го мира ме ня ет ся. Под вли я ни ем про - цес са се ку ля ри за ции со ци аль ность рас кол до вы ва ет ся, ис точ ник влас ти по - ме ща ет ся не вне, а внут ри со ци аль но го про стра нства, и раз лич ные со ци аль - ные силы вов ле ка ют ся в про цесс по сто ян ной борь бы за власть. Для об ъ е ди - не ния бо лее ди на мич но го и раз но род но го со ци аль но го про стра нства фор - ми ру ет ся иде о ло ги чес кий дис курс, в ко то ром ужи ва ют ся иде о ло ги чес ки раз но об раз ные кар ти ны со ци аль но го мира: кон сер ва тив ные, ли бе раль ные, со ци а лис ти чес кие, анар хи чес кие. При всей ка жу щей ся раз но род нос ти иде - о ло гий основ ной функ ци ей, ко то рая их об ъ е ди ня ет, есть функ ция со кры тия со ци аль ных раз ли чий, фор ми ро ва ние еди ной плю ра лис тич ной кар ти ны об - щес тва, где есть мес то для удов лет во ре ния по треб нос тей всех со ци аль ных групп на осно ва нии сво бод ной эко но ми чес кой кон ку рен ции. По нят но, что в этих усло ви ях еди ный иде о ло ги чес кий об раз ин дус три аль но го об щес тва не сет в себе про ти во ре чия. По пыт ка за пол нить про бе лы об ще го дис кур са при нуж да ет к “по сле до ва тель но му об ра ще нию к раз но род ным, ло ги чес ки не сов мес ти мым схе мам об ъ яс не ния, даже тог да, ког да со всей оче вид нос - тью преобладает определенный образец” [Лефорт, 2007: с. 295]. В ди на мич ном со ци аль ном про стра нстве борь бы груп по вых ин те ре сов край не за труд ни тель на иде о ло ги чес кая ра бо та по “за тем не нию” со ци аль - ных раз ли чий. Та кое “за тем не ние” в иде о ло ги чес ком дис кур се воз мож но толь ко че рез фор ми ро ва ние не кой ра ци о на ли зи ро ван ной кар ти ны со ци аль - но го мира, ког да эта кар ти на вы да ет ся за саму суть со ци аль ной ре аль нос ти. Ра ци о наль ность Прос ве ще ния фор ми ру ет в иде о ло гии ин дус три аль но го об щес тва уни вер саль ный смысл для всех со ци аль ных групп. Если в ре ли гии об раз Еди но го транс цен ден тен, по э то му не нуж да ет ся в до пол ни тель ном об осно ва нии, то иде о ло гия, на про тив, нуж да ет ся в ее ра ци о на ли за ции для под дер жа ния внут рен не го еди нства в об щес тве. Раз ви тие со ци аль ных и по - Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2013, 3 89 Иде о ло гия со ци аль ной по ли ти ки со вре мен ных го су дарств ли ти чес ких наук свя за но с тем, что иде о ло ги чес ко му дис кур су ин дус три - аль но го об щес тва были не об хо ди мы ра ци о наль ное вы ра же ние и са мо реф - лек сия. Без на учно го ана ли за иде о ло ги чес кий дис курс не мог про ве рять свою связь с по сто ян но ме ня ю щей ся со ци аль ной ре аль нос тью, что гро зи ло ему утра той кон ку рен тос по соб нос ти в символическом поле борьбы. От кон сер ва тиз ма до анар хиз ма со хра ня ет ся в иде о ло ги чес ком дис кур се одна и та же мо дель: воз дви га ет ся кор пус пред пи са ний, при ме не ние ко то рых яв ля ет ся усло ви ем зна ния и де йствия для всех со ци аль ных групп. Та ким об - ра зом, иде о ло ги чес кий дис курс стро ит кар ти ну со ци аль но го мира всег да с по зи ций вы сших иде а лов, пред по ла гая, что эти иде а лы ни ког да не воп ло тят - ся в жизнь, но они со зда ют иде аль ную цель, об раз спра вед ли во го об щес тва, к ко то ро му сле ду ет стре мить ся. Пред ста ви те ли ин тел лек ту аль ной эли ты, фор ми ру ю щие иде о ло ги чес кий дис курс, из на чаль но ста вят себя в по зи цию учи те лей и про ро ков, но си те лей и про по вед ни ков пра вил спра вед ли во го со - ци аль но го мира для всех сло ев ин дус три аль но го об щес тва. Во всех иде о ло - ги ях со хра ня ет ся мысль об учи те ле и хра ни те ле со ци аль ных свя зей, от ли ча - ю щих ся хруп кос тью. Со ци аль ный по ря док утвер жда ет ся не сам по себе: его под дер жи ва ет власть, кон тро ли ру ю щая и ко ор ди ни ру ю щая про ти во ре чи - вые про цес сы в об щес тве и не да ю щая раз ра зить ся ре во лю ции и ха о су. Со ци аль ное в иде о ло гии воз ни ка ет тог да, ког да ис че за ет или при кры ва - ет ся вы ход к транс цен ден тно му ис точ ни ку влас ти — со ци аль ное про стра - нство за мы ка ет ся на себе са мом. На сме ну ре ли ги оз ной кар ти не мира при - хо дит иде о ло ги чес кая. С это го мо мен та со ци аль ное про яс ня ет ся из са мо го со ци аль но го, не тре буя при этом об ра ще ния к вы сшим си лам. Общес тво ста ло об ъ ек том, ко то рым го су да рство мог ло управ лять и пре об ра зо вы вать его с целью усо вер ше нство ва ния. Прог рес сив ное на ци о наль ное го су да рст - во при сту па ет к про ек ти ро ва нию об щес тва со глас но на и бо лее про дви ну - тым стан дар там но вых мо раль ных наук. Су щес тву ю щий со ци аль ный по ря - док, ко то рый бо лее ран ние го су да рства при ни ма ли как дан ность, впер вые стал пред ме том ак тив но го управ ле ния, вос про из во дя себя под бди тель ным при смот ром государства. Не об хо ди мо осо бо под чер кнуть, что в иде о ло ги чес ком пла не пер вая кон цеп ция со ци аль но го го су да рства была по рож де ни ем кон сер ва тив ной мыс ли, а со зда тель ее — Ло ренц фон Штейн — был яр ким пред ста ви те лем кон сер ва тив но го на прав ле ния в на уке и по ли ти ке. Извес тно, что кон сер ва - тизм воз ник как ре ак ция на Ве ли кую фран цуз скую ре во лю цию 1789 года и под го то вив шие ее идеи Прос ве ще ния. Исход ным пун ктом кон сер ва тив ной мыс ли всег да была уста нов ка на не до пус ти мость ре во лю ци он ных пе ре мен, угро жав ших осно вам су щес тву ю ще го ре жи ма. В при зы вах к пе ре устро йст - ву жиз ни кон сер ва то ры ви де ли опас ное про жек те рство, иду щее враз рез с ре аль нос тью. Один из основ ных при нци пов кон сер ва тиз ма — это опо ра на су щес тву ю щую де йстви тель ность. По зи ция не мец ких кон сер ва то ров была не столь ко охра ни тель ной, на прав лен ной на бло ки ро ва ние ка ких бы то ни было из ме не ний и пре об ра зо ва ний, сколь ко эво лю ци о ни стско-ре фор ма - тор ской. Целью кон цеп ции со ци аль но го го су да рства Л. фон Штей на стал по иск спо со бов устра не ния воз ник ших в ран нем ин дус три аль ном об щес тве про ти во ре чий сре дства ми са мо го го су да рства. Пер вос те пен ную важ ность при об ре та ло ре ше ние “со ци аль но го воп ро са”, об остре ние ко то ро го пред став - ля ло глав ную опас ность для ста биль нос ти об щес тва. Л. фон Штейн опре де - 90 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2013, 3 На талья Отреш ко лил “со ци аль ный воп рос” как “ра бо чий воп рос”, как про бле му па у пе риз ма. Имен но па у пе ризм (об ни ща ние на род ных масс и тя же лые усло вия тру да), а не по ли ти чес кие иде о ло гии, яв ля ют ся при чи ной но вых ре во лю ций. Опре де ляя сущ ность со ци аль но го го су да рства, Ло ренц фон Штейн пи - сал: го су да рство “об я за но под дер жи вать аб со лют ное ра ве нство в пра вах для всех раз лич ных об щес твен ных клас сов и для от дель ной са мо оп ре де ля ю щей - ся лич нос ти бла го да ря сво ей влас ти. Оно об я за но спо со бство вать эко но ми - чес ко му и об щес твен но му про грес су всех сво их граж дан, ибо, в ко неч ном сче - те, раз ви тие од но го вы сту па ет усло ви ем раз ви тия дру го го, и имен но в этом смыс ле го во рит ся о со ци аль ном го су да рстве” (цит. по: [Ко чет ко ва, 2012: с. 26]). Дан ное опре де ле ние со ци аль но го го су да рства счи та ет ся клас си чес ким. Со ци аль ное из ме ре ние фор ми ру ет ся с по мощью со ци аль ной по ли ти ки, ре а ли зу е мой каж дым го су да рством в раз лич ных фор мах в за ви си мос ти от уров ня его со ци аль но-эко но ми чес ко го раз ви тия и по ло же ния в меж ду на - род ном про стра нстве. На чи ная с О.Бис мар ка, Дж.М.Кей нса, Л.Эрхар да кон цеп ция со ци аль но-ори ен ти ро ван но го ры ноч но го хо зя йства на пря мую свя зы ва лась с не об хо ди мос тью дос ти же ния со ци аль но го кон трак та меж ду го су да рством, биз не сом и об щес твом. Обыч но вы де ля ют че ты ре ба зо вые мо де ли орга ни за ции со ци аль ной по ли ти ки в ев ро пей ских стра нах [Со ци - аль ная Евро па, 2011: с. 22–25], от ра жа ю щие раз ную сте пень вов ле чен нос ти и от ве тствен нос ти го су да рства, биз не са, об щес твен ных орга ни за ций, час т - ных фон дов, мес тных орга нов влас ти и тру дя щих ся, а так же раз ные спо со бы фор ми ро ва ния фон дов для по кры тия рас хо дов в со ци аль ной сфе ре: кон ти - нен таль ная, или бис мар ков ская мо дель под ра зу ме ва ет ак тив ное учас тие го - су да рства в фор ми ро ва нии со ци аль ных фон дов и их функ ци о ни ро ва нии, а так же об я за тель ное ме ди цин ское стра хо ва ние и стра хо ва ние на про из во д - стве; со ци ал-де мок ра ти чес кая, или скан ди нав ская мо дель осно вы ва ет ся на при нци пах пе рерас пре де ле ния до хо дов че рез все об щее про грес сив ное на - ло го об ло же ние и тре бу ет ак тив но го учас тия го су да рства в орга ни за ции и об ес пе че нии со ци аль ных служб; юж ная, или ла тин ская мо дель в стра нах Южной Евро пы от ли ча ет ся от но си тель но низ ким уров нем со ци аль ной за - щи ты и ма лой вов ле чен нос тью го су да рства в со ци аль ное об ес пе че ние; уни - вер саль ная, или ли бе раль ная мо дель пред став ле на в Ве ли коб ри та нии и Ирлан дии, где огра ни чен ный об ъ ем со ци аль ных прав, глав ным об ра зом в здра во ох ра не нии, пред остав лен всем граж да нам и ре зи ден там и фи нан си - ру ет ся из го су да рствен но го бюд же та. Для стран кон ти нен таль ной мо де ли (Австрия, Гер ма ния, Бель гия, час тич но Ита лия, Ни дер лан ды, Фран ция, Люк сем бург) ха рак те рен су щес твен ный вклад тру дя щих ся и ра бо то да те лей че рез сис те му стра хо ва ния и об я за тель ных от чис ле ний в со ци аль ные фон - ды. В Скан ди нав ских стра нах за мет но учас тие го су да рства в пе ре рас пре де - ле нии доходов через прямое налогообложение. Все вы ше у ка зан ные мо де ли со ци аль ной по ли ти ки осно вы ва ют ся на иде о ло гии вы со ко го мо дер на. Основ ные при нци пы этой иде о ло гии были из ло же ны в ра бо те Дж.Скот та “Бла ги ми на ме ре ни я ми го су да рства. По че му и как про ва ли ва лись про ек ты улуч ше ния усло вий че ло ве чес кой жиз ни”. Воз мож но, ана лиз пре и му ществ и не дос тат ков дан ной иде о ло гии по зво лит про яс нить про бле мы со вре мен ной со ци аль ной по ли ти ки. Иде о ло гия вы со - ко го мо дер на осно ва на пре жде все го на вере в воз мож ность вме ша т ельства в при род ный и со ци аль ный по ря док ве щей. Это вме ша т ельство про из во дит - Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2013, 3 91 Иде о ло гия со ци аль ной по ли ти ки со вре мен ных го су дарств ся в це лях бла го ус тро йства при ро ды и усо вер ше нство ва ния со ци аль но го по ряд ка. Вы со кий мо дерн — “иде о ло гия пре и му щес твен но бю рок ра ти чес - кой ин тел ли ген ции, тех ни ков, пла ни ров щи ков и ин же не ров. Их по ло же ние под ра зу ме ва ет не толь ко пра ва и при ви ле гии, но так же и от ве тствен ность за ве ли кую ра бо ту со зда ния на ции и со ци аль но го пре об ра зо ва ния”[Скотт, 2005: с. 160]. Как спра вед ли во от ме ча ет Дж.Скотт, пре жде чем кри ти ко вать дан ную иде о ло гию, сле ду ет вспом нить, что, во-пер вых, “прак ти чес ки каж - дое вы со ко мо дер ни стское вме ша т ельство в со ци аль ной по ли ти ке было пред при ня то при под дер жке граж дан, ищу щих по мо щи и за щи ты, а во-вто - рых, все мы так или ина че ис пы та ли на себе бла гот вор ное вли я ние раз лич - ных вы со ко мо дер ни стских сис тем” [Скотт, 2005: с. 161–162]. Осо бен но по - зи тив ные ре зуль та ты со ци аль ной по ли ти ки по лу ча ют ся, ког да бю рок ра ти - чес кое рве ние по ре ор га ни за ции об щес тва кор рек ти ру ет ся орга ни зо ван ным граж дан ским об щес твом в условиях развитой демократии и либерализма. Не дос тат ка ми дан ной иде о ло гии яв ля ют ся сами мас шта бы со ци аль ной по ли ти ки. При круп но мас штаб ном пла ни ро ва нии со ци аль ных про цес сов с не из беж нос тью про ис хо дит пре неб ре же ние час тнос тя ми, ко то рые чаще все - го и со став ля ют су щес тво ре аль ной со ци аль ной жиз ни. Стрем ле ние к ра ци о - на ли за ции и ути ли за ции всех со ци аль ных про цес сов не учи ты ва ет раз но об - ра зия со ци аль ных прак тик, пы та ет ся пе ре фор ма ти ро вать опыт, тра ди ции, на вы ки вы жи ва ния про стых лю дей. Пре неб ре же ние бю рок ра тов к мар ги на - лам, не фор маль ным прак ти кам на се ле ния — один из глав ных не дос тат ков ра - ци о наль нос ти го су да рствен но го управ ле ния. “Мно гие со вре мен ные го ро да, при чем не толь ко в стра нах треть е го мира, вы жи ва ют за счет тру щоб и не за - кон ных са мо воль ных по се ле ний, жи те ли ко то рых об ес пе чи ва ют ос нов ны ми жиз нен но важ ными услу га ми осталь ных” [Скотт, 2005: с. 558]. Агенты со ци - аль ной по ли ти ки мо гут мно гое в об лас ти пла но мер но го рас пре де ле ния ре - сур сов и стра те ги чес ко го пла ни ро ва ния, но час то ра ци о наль ные пла ны го су - да рства тер пят крах, по сколь ку не учи ты ва ют не фор маль ных со ци аль ных про цессов, ко то рые со вре мен ное го су да рство, бе зус лов но, мо жет кон тро ли - ро вать, но в при нци пе не мо жет ис ку сствен но со зда вать и под дер жи вать. Ка кие же су щес тву ют пути усо вер ше нство ва ния со вре мен ной по ли ти - ки, если учесть не дос тат ки ее ба зо вой иде о ло гии? Основ ной вы вод со сто ит в том, что лю бое управ ле ние со ци аль ны ми про цес са ми не мо жет быть то - таль ным, ина че го во ря, не воз мож но дос тичь по лно го кон тро ля над лю бым ти пом об щес тва. Исхо дя из этой про стой мыс ли, в со вре мен ных усло ви ях сле ду ет по сте пен но ме нять сте ре о ти пы мыш ле ния го су да рствен ных слу жа - щих, ко то рые час то за бы ва ют о том, что воз мож нос ти воп ло ще ния их стра - те ги чес ких пла нов огра ни че ны. Эти огра ни че ния свя за ны с тем, что фор - маль ные сис те мы вме ша т ельства со ци аль ной по ли ти ки в ре аль ность с по - мощью со ци аль ной ин же не рии яв ля ют ся толь ко одним из ти пов со ци аль - ных сис тем, по э то му за ви сят от успеш но го вза и мо де йствия с дру ги ми под - сис те ма ми, осно ван ны ми на не фор маль ных прак ти ках. Про цес сы гло ба ли - за ции и эко но ми чес кий кри зис за пад ных стран бро са ют вы зов мо де лям со - ци аль ной по ли ти ки, ко то рые были успеш ны до 70-х го дов ХХ века, но се го - дня тре бу ют су щес твен но го усо вер ше нство ва ния. Изме не ния в под хо дах к со ци аль ной по ли ти ке не из беж но при ве дут к из ме не нию их кон цеп ту аль - ных иде о ло ги чес ких ра мок, транс фор ма ции рациональности высокого мо - дер на. 92 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2013, 3 На талья Отреш ко Источ ни ки Агамбен Дж. Homo sacer. Су ве рен ная власть и го лая жизнь / Агамбен Джор джо. — М. : Евро па, 2011. — 256 с. Арендт Х. Vita active, или О де я тель ной жиз ни / Арендт Хан на. — СПб. : Алетейя, 2000. — 437 с. Ко чет ко ва Л.Н. Фи ло соф ский дис курс о со ци аль ном го су да рстве / Ко чет ко ва Л.Н. — М. : ИНФА-М, 2012. — 216 c. Ле форт К. Фор мы ис то рии: очер ки по ли ти чес кой ан тро по ло гии / Ле форт Клод. — СПб. : На у ка, 2007. — 341 с. Му си хин Г. Очер ки те о рии иде о ло гии / Му си хин Глеб. — М. : Изд. дом Выс шей шко - лы эко но ми ки, 2013. — 288 с. Скотт Дж. Бла ги ми на ме ре ни я ми го су да рства. По че му и как про ва ли ва лись про ек - ты улуч ше ния усло вий че ло ве чес кой жиз ни / Скотт Джеймс. — М. : Уни вер си тет. кни га, 2005. — 568 с. Со ци аль ная Евро па в XXI веке / под ред. М.В. Кар га ло вой. — М. : Весь Мир, 2011. — 528 с. Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2013, 3 93 Иде о ло гия со ци аль ной по ли ти ки со вре мен ных го су дарств cnt_R N_Rus_2 Abstract_R_2013-3