Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля
Gespeichert in:
| Datum: | 1998 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН
1998
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91008 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля / В.В. Проценко // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 380-382. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-91008 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-910082025-02-09T15:39:03Z Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля Проценко, В.В. Материалы IV научных чтений 1998 Article Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля / В.В. Проценко // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 380-382. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91008 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Материалы IV научных чтений Материалы IV научных чтений |
| spellingShingle |
Материалы IV научных чтений Материалы IV научных чтений Проценко, В.В. Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Проценко, В.В. |
| author_facet |
Проценко, В.В. |
| author_sort |
Проценко, В.В. |
| title |
Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля |
| title_short |
Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля |
| title_full |
Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля |
| title_fullStr |
Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля |
| title_full_unstemmed |
Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля |
| title_sort |
церковь федора стратилата в г. ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН |
| publishDate |
1998 |
| topic_facet |
Материалы IV научных чтений |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91008 |
| citation_txt |
Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля / В.В. Проценко // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 380-382. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT procenkovv cerkovʹfedorastratilatavgâltepamâtnikarhitekturyneovizantijskogostilâ |
| first_indexed |
2025-11-27T12:38:09Z |
| last_indexed |
2025-11-27T12:38:09Z |
| _version_ |
1849947158384476160 |
| fulltext |
Проценко В. В
Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского
стиля.
Греческая церковь Федора Стратилата находится в западной части г. Ялты, в районе Верхней Аутки, по
переулку Колхозному, 10 (при пересечении бывшего Ломоносовского бульвара и Биюк-Сарайской улицы).
Район Аутка делится на две части, так называемые «верхняя» и «нижняя» Аутка. Изучение планов Ялты
показывает, что Нижняя Аутка находится в городской черте. Как видно по плану города 1885 г., за бывшим
Мещерским переулком начиналась Верхняя Аутка.
Данные об этом районе, как до включения его в состав города, так и после вхождения Верхней Аутки в
городскую черту, крайне скудны. Во втором томе энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И.А. Эф-
рона дается характеристика этого поселения: «Аутка - деревня Ялтинского уезда Таврической губернии в
трех верстах от Ялты на реке Учан-Су близ ее водопада. Вблизи находятся остатки древних укреплений.»i Г.
Москвич в своем путеводителе писал: «Верхняя Аутка расположена частью по Исарскому шоссе, частью по
горным склонам, идущим по направлению к яйле. Улицы узки, извилисты и лишены признаков благо-
устройства. Население - греки и татары, занимающиеся табаководством.»ii
О находящейся в Верхней Аутке греческой церкви вскользь упоминается в «Путеводителе по Крыму за
1914 год»: “На водопад Яузлар ведет боткинская тропа, начинающаяся от владений Банистера. Чтобы по-
пасть на нее, нужно, отойдя от горного клуба по набережной, свернуть на аутскую улицу и, идя по ней, ми-
новать мужскую гимназию, татарскую мечеть и греческую церковь в Верхней Аутке». iii Гермоген тоже дает
некоторые сведения об этой церкви: «В Верхней (Аутке) -древняя малая церковь во имя святого великому-
ченика Федора Стратилата. В ней по временам совершается богослужение. Причт - священник и псаломщик.
Содержание: от казны 94 р. 82 к. и от прихожан 185 р. и 22 десятины 1380 кв. саж. земли, в том числе 11 дес.
- лесной участок, 5 дес. под двумя фруктовыми садами, тремя пахотными участками и одним сенокосным, а
остальные б дес. под виноградниками и церковною усадьбою...»iv
В исторических документах, таких как различные статистические сборники, ведомости о церквях, годо-
вых ведомостях о церквях и приходах, метрических книгах, также не найдено упоминания о здании. Веро-
ятнее всего, это связано с тем, что греческие храмы относились к культовым сооружениям автокефальной
церкви и, следовательно, не входили в иерархическую структуру русской православной церкви.
Церковь построена во имя Федора Стратилата в 1842 году и перестроена в 1888 году. Эти данные кос-
венно подтверждаются найденной при натурных исследованиях в притворе храма, в уровне пола, отлитой в
металл надвратной плитой с греческой надписью, датируемой 1850-ми годами. Можно сделать предположе-
ние, что захоронение производилось в уже существующем храме, и, следовательно, можно считать, что зда-
ние было построено не позднее 1850-х годов.
Великомученик Федор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и
прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины.
Храбрость воина стала известна после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в
пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю
округу. За отвагу Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где сочетал воин-
ское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. В это время им-
ператор Ликиний начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил пресле-
дования на просвещенных поборников христианства, в их числе оказался и Феодор. Однако Стратилат сам
пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Но, собрав в своем доме
все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее, Феодор разбил их на куски и раздал
нищим. За это он был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Феодор предчувствовал уже
близкую смерть, когда Бог исцелил истерзанное тело мученика и свел его с креста, на котором тот был
оставлен на ночь. Не желая избежать смерти за Христа, Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния.
По приказу императора он был усечен мечом в 319 году. День памяти Федора Стратилата отмечается 21
февраля, а 21 июня отмечается день перенесения мощей великомученика.v
По типу здание принадлежит к каменным, крестовым в плане, однокупольным, односветным, одногла-
вым культовым сооружениям с ризницей и пономарней, с трапезной и пристроенной колокольней. Здание
решено в неовизантийском стиле, появившемся в 1850-х годах. Данное направление родилось как попытка
переосмыслить и использовать в новых храмовых постройках типологию древних византийских храмов. В
основном для последних характерными особенностями были многокупольность и плотность постановки
глав в едином архитектурном объеме. Именно эта особенность сооружений была использована в создании
нового стилевого направления. Однако помимо этого появились и другие примеры использования данного
стиля в применении к более поздним архитектурным решениям, в частности, по отношению к крестовым
храмам. Это происходило при проектировании небольших сельских церквей, когда крестовый в плане объем
церкви завершался характерным для византийских культовых сооружений типом главы и имел свойствен-
ный этим сооружениям элемент – типовое завершение стен. Эти церкви имели небольшие двухъярусные
пристроенные колокольни или отдельный звонный этаж, поставленный на западную часть храма.
Период середины 19 века характеризуется появлением большого количества типовых проектов культо-
вых сооружений, которые охватывали практически все типы стилевых направлений, в том числе и не-
овизантийскую модификацию церковных построек. Особенно широкое применение типовых проектов
нашло свое отражение в строительстве небольших сельских церквей, когда ограниченность средств и воз-
можностей не позволяла жителям привлекать к сооружению зданий практикующих мастеров архитектурно-
го проектирования.
По своей пространственно-планировочной структуре церковь Федора Стратилата представляет собой
вытянутый по оси восток - запад объем с взаимным перетеканием внутренних пространств трапезной, храма
и алтаря. Объемы северного и южного приделов отделены от подкупольного пространства стенами, возве-
денными в более позднее время. Северный придел соединен с помещением храма дверным проемом, распо-
ложенным в юго-восточном углу, южный придел не имеет связи с основными помещениями храма и пред-
ставляет собой отдельное обособленное помещение с самостоятельным входом. Нижний ярус колокольни
разделен на три внутренних объема: центральный и два боковых, в одном из которых находилась лестница,
ведшая на звонный ярус.
Храм завершается круглым барабаном главы, прорезанным световыми проемами и перекрытым полу-
сферой. Алтарная часть перекрыта конкой, трапезная, северный и южный приделы - цилиндрическими сво-
дами.
Украшения фасада отличаются лаконичностью в использовании декоративных приемов. Стены главного
объема членены плоскими лопатками, подчеркивающими тектонику здания.
Внешние углы приделов и храма акцентированы трехчетвертными колоннами с перехватами по стволу.
Оконные проемы перекрыты полуциркульными арками и декорированы тянутыми профильными сандрини-
ками, повторяющими форму завершения проемов.
Северная и южная стены завершаются щипцами. Над северным и южным входами здания располагаются
небольшие спаренные окна. Верх стен завершается развитым венчающим карнизом тянутого профиля.
Завершение церкви решено в манере, характерной для неовизантийского стиля, выраженной в наборе пе-
рекрытых арочными перемычками световых проемов, повторяющими рисунок верха стены, украшенной
тянутым профилем.
Церковь Федора Стратилата в Верхней Аутке связана с именем А. П. Чехова. Чехов приобрел в Аутке
участок земли для постройки дома. Недалеко находилась греческая церковь. По поводу этой церкви Чехов
сообщал в своем письме Марии Павловне 15 ноября 1898 года: «Я думаю, что в Ялте никому не будет так
удобно, как мамаше... В Аутской церкви звонят к обедне в 10-м часу...»
Когда ялтинский дом был построен и Чехов с сестрой и матерью поселился в нем, они часто посещали
эту церковь. Вскоре Антон Павлович познакомился со священником церкви, отцом Василием Феодори.
Священник неоднократно бывал в доме писателя. Антон Павлович подарил ему свою фотографию с надпи-
сью: «Отцу Василию Феодори на добрую память. Антон Чехов. 1900. 5. 24.» Эта фотография хранится в
фондах Дома- музея, имеется и фотография отца Василия.
Здесь хранится еще один документ, связанный с аутской греческой церковью. Антон Павлович умер в
Германии в ночь на 2 июля 1904 года (по старому стилю). В этот же день Ольга Леонардовна послала теле-
грамму родным в Ялту. И уже днем 2 июля по городу были развешены небольшие афишки с траурной рам-
кой, напечатанные в ялтинской типографии, в которых сообщалось, что 3 июля утром в церкви святого Фе-
дора Стратилата состоится панихида по умершем писателе Антоне Павловиче Чехове. vi
Это была первая панихида в России по Чехову. И потом на протяжении ряда лет ежегодно 2 июля в этой
церкви служили панихиду.
В этой церкви в январе 1919 года отпевали мать Антона Павловича - Евгению Яковлевну. И священник
этой же церкви на рассвете 16 января 1957 года отпевал в гостиной чеховского дома сестру писателя - Ма-
рию Павловну.
За время эксплуатации здания в послереволюционный период и в результате имевших место переделок и
изменений, связанных с приспособлением церкви под новую функциональную направленность, был утрачен
ряд существенных архитектурных элементов, что привело к искажению его первоначального вида. Так, бы-
ли утрачены звонный ярус и завершение колокольни, а также завершение центральной главы. С северной
стороны здания была выполнена пристройка хозяйственного помещения. Полностью отсутствовало декора-
тивное убранство интерьера.
Храм был закрыт в 1954 году. Позже в здании располагался спортзал и вспомогательные службы ялтин-
ской средней школы.
Специалистами института «Укрпроектреставрация» велась разработка проекта реставрации здания церк-
ви. После восстановления церковь была передана ялтинской общине верующих.
i Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. - Т. 2. - Спб., 1890. -С. 472.
ii Москвич Г. Путеводитель по Крыму. - Одесса: Типография И. Копельмана, 1910. -С. 235.
iii Крым. Путеводитель / Под ред. К. Ю. Бумберг, Л. С. Ватина. - Симферополь, 1914. - С. 499.
iv Гермоген. Таврическая епархия. Гермогена, епископа псковского и порховского, бывшего таврического и симферопольского. -
Псков: Типография губернского правления. - 1887. - С. 353.
v Времена года. Православный народный календарь. - Пермь: Урал- Пресс, 1991. -С. 145-146.
vi Ханило А. К истории одного здания: (Ауткинская церковь в Ялте)// Советский Крым. - 1990. - 16 мая.
|