Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:1998
1. Verfasser: Проценко, В.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН 1998
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91008
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля / В.В. Проценко // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 380-382. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-91008
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-910082025-02-09T15:39:03Z Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля Проценко, В.В. Материалы IV научных чтений 1998 Article Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля / В.В. Проценко // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 380-382. — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91008 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Материалы IV научных чтений
Материалы IV научных чтений
spellingShingle Материалы IV научных чтений
Материалы IV научных чтений
Проценко, В.В.
Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля
Культура народов Причерноморья
format Article
author Проценко, В.В.
author_facet Проценко, В.В.
author_sort Проценко, В.В.
title Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля
title_short Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля
title_full Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля
title_fullStr Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля
title_full_unstemmed Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля
title_sort церковь федора стратилата в г. ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН
publishDate 1998
topic_facet Материалы IV научных чтений
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91008
citation_txt Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля / В.В. Проценко // Культура народов Причерноморья. — 1998. — № 3. — С. 380-382. — Бібліогр.: 6 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT procenkovv cerkovʹfedorastratilatavgâltepamâtnikarhitekturyneovizantijskogostilâ
first_indexed 2025-11-27T12:38:09Z
last_indexed 2025-11-27T12:38:09Z
_version_ 1849947158384476160
fulltext Проценко В. В Церковь Федора Стратилата в г. Ялте - памятник архитектуры неовизантийского стиля. Греческая церковь Федора Стратилата находится в западной части г. Ялты, в районе Верхней Аутки, по переулку Колхозному, 10 (при пересечении бывшего Ломоносовского бульвара и Биюк-Сарайской улицы). Район Аутка делится на две части, так называемые «верхняя» и «нижняя» Аутка. Изучение планов Ялты показывает, что Нижняя Аутка находится в городской черте. Как видно по плану города 1885 г., за бывшим Мещерским переулком начиналась Верхняя Аутка. Данные об этом районе, как до включения его в состав города, так и после вхождения Верхней Аутки в городскую черту, крайне скудны. Во втором томе энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И.А. Эф- рона дается характеристика этого поселения: «Аутка - деревня Ялтинского уезда Таврической губернии в трех верстах от Ялты на реке Учан-Су близ ее водопада. Вблизи находятся остатки древних укреплений.»i Г. Москвич в своем путеводителе писал: «Верхняя Аутка расположена частью по Исарскому шоссе, частью по горным склонам, идущим по направлению к яйле. Улицы узки, извилисты и лишены признаков благо- устройства. Население - греки и татары, занимающиеся табаководством.»ii О находящейся в Верхней Аутке греческой церкви вскользь упоминается в «Путеводителе по Крыму за 1914 год»: “На водопад Яузлар ведет боткинская тропа, начинающаяся от владений Банистера. Чтобы по- пасть на нее, нужно, отойдя от горного клуба по набережной, свернуть на аутскую улицу и, идя по ней, ми- новать мужскую гимназию, татарскую мечеть и греческую церковь в Верхней Аутке». iii Гермоген тоже дает некоторые сведения об этой церкви: «В Верхней (Аутке) -древняя малая церковь во имя святого великому- ченика Федора Стратилата. В ней по временам совершается богослужение. Причт - священник и псаломщик. Содержание: от казны 94 р. 82 к. и от прихожан 185 р. и 22 десятины 1380 кв. саж. земли, в том числе 11 дес. - лесной участок, 5 дес. под двумя фруктовыми садами, тремя пахотными участками и одним сенокосным, а остальные б дес. под виноградниками и церковною усадьбою...»iv В исторических документах, таких как различные статистические сборники, ведомости о церквях, годо- вых ведомостях о церквях и приходах, метрических книгах, также не найдено упоминания о здании. Веро- ятнее всего, это связано с тем, что греческие храмы относились к культовым сооружениям автокефальной церкви и, следовательно, не входили в иерархическую структуру русской православной церкви. Церковь построена во имя Федора Стратилата в 1842 году и перестроена в 1888 году. Эти данные кос- венно подтверждаются найденной при натурных исследованиях в притворе храма, в уровне пола, отлитой в металл надвратной плитой с греческой надписью, датируемой 1850-ми годами. Можно сделать предположе- ние, что захоронение производилось в уже существующем храме, и, следовательно, можно считать, что зда- ние было построено не позднее 1850-х годов. Великомученик Федор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость воина стала известна после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. За отвагу Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где сочетал воин- ское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. В это время им- ператор Ликиний начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил пресле- дования на просвещенных поборников христианства, в их числе оказался и Феодор. Однако Стратилат сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Но, собрав в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее, Феодор разбил их на куски и раздал нищим. За это он был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Феодор предчувствовал уже близкую смерть, когда Бог исцелил истерзанное тело мученика и свел его с креста, на котором тот был оставлен на ночь. Не желая избежать смерти за Христа, Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния. По приказу императора он был усечен мечом в 319 году. День памяти Федора Стратилата отмечается 21 февраля, а 21 июня отмечается день перенесения мощей великомученика.v По типу здание принадлежит к каменным, крестовым в плане, однокупольным, односветным, одногла- вым культовым сооружениям с ризницей и пономарней, с трапезной и пристроенной колокольней. Здание решено в неовизантийском стиле, появившемся в 1850-х годах. Данное направление родилось как попытка переосмыслить и использовать в новых храмовых постройках типологию древних византийских храмов. В основном для последних характерными особенностями были многокупольность и плотность постановки глав в едином архитектурном объеме. Именно эта особенность сооружений была использована в создании нового стилевого направления. Однако помимо этого появились и другие примеры использования данного стиля в применении к более поздним архитектурным решениям, в частности, по отношению к крестовым храмам. Это происходило при проектировании небольших сельских церквей, когда крестовый в плане объем церкви завершался характерным для византийских культовых сооружений типом главы и имел свойствен- ный этим сооружениям элемент – типовое завершение стен. Эти церкви имели небольшие двухъярусные пристроенные колокольни или отдельный звонный этаж, поставленный на западную часть храма. Период середины 19 века характеризуется появлением большого количества типовых проектов культо- вых сооружений, которые охватывали практически все типы стилевых направлений, в том числе и не- овизантийскую модификацию церковных построек. Особенно широкое применение типовых проектов нашло свое отражение в строительстве небольших сельских церквей, когда ограниченность средств и воз- можностей не позволяла жителям привлекать к сооружению зданий практикующих мастеров архитектурно- го проектирования. По своей пространственно-планировочной структуре церковь Федора Стратилата представляет собой вытянутый по оси восток - запад объем с взаимным перетеканием внутренних пространств трапезной, храма и алтаря. Объемы северного и южного приделов отделены от подкупольного пространства стенами, возве- денными в более позднее время. Северный придел соединен с помещением храма дверным проемом, распо- ложенным в юго-восточном углу, южный придел не имеет связи с основными помещениями храма и пред- ставляет собой отдельное обособленное помещение с самостоятельным входом. Нижний ярус колокольни разделен на три внутренних объема: центральный и два боковых, в одном из которых находилась лестница, ведшая на звонный ярус. Храм завершается круглым барабаном главы, прорезанным световыми проемами и перекрытым полу- сферой. Алтарная часть перекрыта конкой, трапезная, северный и южный приделы - цилиндрическими сво- дами. Украшения фасада отличаются лаконичностью в использовании декоративных приемов. Стены главного объема членены плоскими лопатками, подчеркивающими тектонику здания. Внешние углы приделов и храма акцентированы трехчетвертными колоннами с перехватами по стволу. Оконные проемы перекрыты полуциркульными арками и декорированы тянутыми профильными сандрини- ками, повторяющими форму завершения проемов. Северная и южная стены завершаются щипцами. Над северным и южным входами здания располагаются небольшие спаренные окна. Верх стен завершается развитым венчающим карнизом тянутого профиля. Завершение церкви решено в манере, характерной для неовизантийского стиля, выраженной в наборе пе- рекрытых арочными перемычками световых проемов, повторяющими рисунок верха стены, украшенной тянутым профилем. Церковь Федора Стратилата в Верхней Аутке связана с именем А. П. Чехова. Чехов приобрел в Аутке участок земли для постройки дома. Недалеко находилась греческая церковь. По поводу этой церкви Чехов сообщал в своем письме Марии Павловне 15 ноября 1898 года: «Я думаю, что в Ялте никому не будет так удобно, как мамаше... В Аутской церкви звонят к обедне в 10-м часу...» Когда ялтинский дом был построен и Чехов с сестрой и матерью поселился в нем, они часто посещали эту церковь. Вскоре Антон Павлович познакомился со священником церкви, отцом Василием Феодори. Священник неоднократно бывал в доме писателя. Антон Павлович подарил ему свою фотографию с надпи- сью: «Отцу Василию Феодори на добрую память. Антон Чехов. 1900. 5. 24.» Эта фотография хранится в фондах Дома- музея, имеется и фотография отца Василия. Здесь хранится еще один документ, связанный с аутской греческой церковью. Антон Павлович умер в Германии в ночь на 2 июля 1904 года (по старому стилю). В этот же день Ольга Леонардовна послала теле- грамму родным в Ялту. И уже днем 2 июля по городу были развешены небольшие афишки с траурной рам- кой, напечатанные в ялтинской типографии, в которых сообщалось, что 3 июля утром в церкви святого Фе- дора Стратилата состоится панихида по умершем писателе Антоне Павловиче Чехове. vi Это была первая панихида в России по Чехову. И потом на протяжении ряда лет ежегодно 2 июля в этой церкви служили панихиду. В этой церкви в январе 1919 года отпевали мать Антона Павловича - Евгению Яковлевну. И священник этой же церкви на рассвете 16 января 1957 года отпевал в гостиной чеховского дома сестру писателя - Ма- рию Павловну. За время эксплуатации здания в послереволюционный период и в результате имевших место переделок и изменений, связанных с приспособлением церкви под новую функциональную направленность, был утрачен ряд существенных архитектурных элементов, что привело к искажению его первоначального вида. Так, бы- ли утрачены звонный ярус и завершение колокольни, а также завершение центральной главы. С северной стороны здания была выполнена пристройка хозяйственного помещения. Полностью отсутствовало декора- тивное убранство интерьера. Храм был закрыт в 1954 году. Позже в здании располагался спортзал и вспомогательные службы ялтин- ской средней школы. Специалистами института «Укрпроектреставрация» велась разработка проекта реставрации здания церк- ви. После восстановления церковь была передана ялтинской общине верующих. i Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. - Т. 2. - Спб., 1890. -С. 472. ii Москвич Г. Путеводитель по Крыму. - Одесса: Типография И. Копельмана, 1910. -С. 235. iii Крым. Путеводитель / Под ред. К. Ю. Бумберг, Л. С. Ватина. - Симферополь, 1914. - С. 499. iv Гермоген. Таврическая епархия. Гермогена, епископа псковского и порховского, бывшего таврического и симферопольского. - Псков: Типография губернского правления. - 1887. - С. 353. v Времена года. Православный народный календарь. - Пермь: Урал- Пресс, 1991. -С. 145-146. vi Ханило А. К истории одного здания: (Ауткинская церковь в Ялте)// Советский Крым. - 1990. - 16 мая.