Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2001
1. Verfasser: Федоров, Ю.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2001
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91824
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность / Ю.В. Федоров // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — Бібліогр.: 13 назв. — С. 96-101. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-91824
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-918242025-02-09T10:10:49Z Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность Федоров, Ю.В. Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ 2001 Article Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность / Ю.В. Федоров // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — Бібліогр.: 13 назв. — С. 96-101. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91824 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
Федоров, Ю.В.
Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность
Культура народов Причерноморья
format Article
author Федоров, Ю.В.
author_facet Федоров, Ю.В.
author_sort Федоров, Ю.В.
title Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность
title_short Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность
title_full Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность
title_fullStr Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность
title_full_unstemmed Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность
title_sort дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. мифы и реальность
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2001
topic_facet Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91824
citation_txt Дьявол в современной музыке или дьявольская музыка современности. Мифы и реальность / Ю.В. Федоров // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — Бібліогр.: 13 назв. — С. 96-101. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT fedorovûv dʹâvolvsovremennojmuzykeilidʹâvolʹskaâmuzykasovremennostimifyirealʹnostʹ
first_indexed 2025-11-25T17:55:30Z
last_indexed 2025-11-25T17:55:30Z
_version_ 1849785933435502592
fulltext Федоров Ю.В. ДЬЯВОЛ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ ИЛИ ДЬЯВОЛЬСКАЯ МУЗЫКА СОВРЕМЕННОСТИ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Всем нам хорошо известны словосочетания: чарующая музыка, волшебная музыка, исцеляющая музыка и т.п. И этот общепризнанный факт положительного влияния музыки на человеческий организм уже давно не подлежит сомнению. Музыкой лечат, стимулируют рост всевозможных цветов и растений, положительное влияние музыки на животных так же хорошо изученный факт. (Даже удои молока у коров заметно увеличивались при прослу- шивании ими музыки с гармоничной, мелодической основой.) Наличие деструктивной музыки тоже не отрица- ется, хотя о негативном влиянии такой музыки говорится лишь в связи с высокочастотным или же с низкоча- стотным ее характером. Ну и еще избыточная сила звука считается пагубной для практически всех биологических видов, включая человека. Вот этим набором положительных и отрицательных компонентов, пожалуй, и исчер- пывается весь спектр влияния и воздействия музыки на психофизическую природу человека. Приблизительно так на сегодняшний день рассуждает подавляющее большинство людей, не занимающихся этой проблемой. А о тематике и идеологизации в музыке говорится с достаточной иронией, вспоминая расхожий термин 60-70-х годов “тлетворное влияние Запада”. Если же речь зайдет об образе дьявола в современной музыке, то многие, привле- ченные к этой проблеме профессиональной необходимостью или же просто остротой темы: увидят здесь лишь очередную порцию “опиума для народа”. Для этих людей дьявол - миф, религиозный предрассудок. Однако для других сатана и подчиненные ему темные силы - реально существующее явление духовного мира, не замечать или отрицать наличие которого было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Для иных же сатанизм предстает лишь как некая форма противостояния Богу, а мир падших духов в реальности как бы не существует. Можно допустить, что даже в рамках одной религии и конфессии представления людей о сатане и сатанизме могут чем-то отличаться. Поэтому сделаем оговорку: анализ, который будет здесь представлен, исходя из компетенции свет- ского исследователя этой проблемы, не выходит за четко определенные рамки предмета исследования. Надеюсь, что результаты этого исследования будут равно приемлемы как для людей глубоко религиозных, так и для не- верующих. Начнем с положений, по-видимому, бесспорных даже для представителей противоположных мировоззрений. Что такое сатанизм сегодня? Прежде всего, духовная ориентация, ориентация отдельного человека, групп и сообществ, государств на деструкцию, разрушение. Противоположная духовная ориентация - на любовь. Будем исходить из общепринятого определения, согласно которому Бог есть Любовь, а дьявол - противник этой Любви, стремящийся уничтожить все, Ею созидаемое. Вот базовая, изначальная позиция при рассмотрении проблемы сатанизма, позволяющая понять внутреннюю суть этого явления. И вот почему настоящая проблема, в своем роде, можно сказать, беспредельна - как в историческом, так и в глобальном плане. Человек постоянно находится внутри некоего нравственного пространства с двумя духовно противополож- ными полюсами, между которыми ему приходится выбирать. Иными словами, перед человеком постоянно стоит проблема свободного духовного выбора. Рассматривая сатанизм как духовную ориентацию, идею, надо видеть за ней реальных людей, во имя ее го- товых жертвовать жизнью других и даже всего человечества. И в дальнейшем речь будет идти лишь о том, что является несомненной реальностью наших дней. В рамках этой статьи мы не сможем рассмотреть вопрос о рас- пространении идей сатанизма, конкретных носителях этих идей, их практике служения сатане и ее жертвах, об американской модели современного сатанизма и его истоках, и тому подобных аспектах этой проблемы, т.к. вынесенная в название тема дьявольской музыки уже сама по себе достаточно объемна. Тем более, что проблема современной музыкальной ориентации тесно связана с проблемой внедрения сатанизма в духовность современ- ной молодежи. Итак, лишь в последнее десятилетие ученые, психологи, психиатры вместе с представителями православного духовенства стали выражать серьезную озабоченность по поводу музыкальных стилей и форм, являющихся значительным элементом духовной среды современной молодежи. Ученые и специалисты постепенно сходились в едином мнении о крайне разрушительном и пагубном влиянии на человека джаз-музыки, рок-музыки, панк-музыки, диско-музыки и т.д., форм и явлений современной попу- лярной музыкальной культуры, которая не ограничивается только областью искусства, но затрагивает все сто- роны, все мельчайшие детали жизни современной молодежи. Эта культура, а точнее, субкультура, постоянно изменяется, как хамелеон, подстраиваясь ко всем оттенкам настроения новых поколений, меняет наименования своих “новых” стилей, даже как будто иногда отвергает вчерашнее и бунтует против самой себя, чтобы этим только оживить интерес и вкус к тому же самому, суть же ее все та же. Само появление рок-н-ролла восприни- малось на Западе как начало сексуальной революции молодежи. С целью окончательно развратить сознание молодежи и распространить демоническое влияние, во многие записи вложены так называемые “подсознательные сообщения”, то есть призывы, заклинания, которые можно обнаружить при прослушивании записи в обратном порядке. Исследования показали, что подсознание улавли- вает такую фразу, услышанную наоборот, и может расшифровать ее, даже если она сообщена на языке, не из- вестном слушающему. Сообщения, передаваемые в рок-н-ролле подсознательным образом, имеют такого рода содержание: а) всевозможные виды половых извращений; б) призыв к бунту против установленного порядка; в) побуждение к самоубийству; г) подстрекательство к насилию и убийству; д) посвящение сатане i. Чтобы продемонстрировать дьявольский дух этой “рок-религии”, приведем несколько характерных фактов. Сам термин “рок-н-ролл” был придуман одним жокеем дискотеки Кливленда. Это выражение описывает два движения человеческого тела во время сексуального акта, взято оно из арго американских гетто. “Бит-музыка”; “бит” - это непрерывное повторение регулярных пульсаций в сочетании с укороченными ритмами, которое обеспечивается ударником и бас-гитарой, что и характеризует ритм рок-музыки. “Жесткий рок” - здесь бит дей- ствует так, что возбуждает половые инстинкты. “Едкий рок” - здесь бит воспринимается так, что улучшает ре- акцию нервной системы и мозга на различные галюциногенные наркотики. “Дурной рок” - сильно возбуждает инстинкты, связанные с насилием, убийством и бунтом. “Сатанинский рок” - начало этого направления было положено группой “Битлз”, когда она выпустила в 1968 году свой дьявольский “Белый альбом”. Именно тогда впервые появились подсознательные сообщения для передачи “евангелия от сатаны”? “Панк-рок” - цель и фи- лософия его заключается в том, чтобы привести аудиторию к коллективному насилию, систематическим пре- ступлениям, самоубийствам. Панк вполне приемлет поступки примерно такого рода: например, во время кон- церта нанести партнеру кровавую рану лезвием бритвы, вшитой в джинсы или рубашку, и затем, уже раненного, избить браслетом, покрытым шипами. До этого дошел рок-н-ролл уже в 1985 году (словом “панк” в Англии назывались проститутки обоих полов; позднейший перевод его - “подонок”). Стиль музыки “диско” возник в Нью-Йорке в 1973 году в среде гомосексуалистов “великой американской метрополии”. Статья в “Дейли Ньюз” в 1978 году так анализирует феномен диско: “Будучи изолированными друг от друга оглушительной музыкой, купаясь в ослепительном свете, танцующие делают все, что им приходит на ум, без того, чтобы посмотреть на себя со стороны или даже отдавать себе в чем-либо отчет, как если бы каждый двигался перед зеркалом, непрестанно крича : “Я! Я! Я!””. Примечательно, что все производители рок-н-ролла являются членами сатанинской церкви, а большинство рок-групп приписаны как члены той или иной люциферовой религии. Когда они выпускают новый диск или когда им предстоит спеть новую песню, они просят первожрецов их храма околдовать эти произведения, чтобы те обрели успех ii. Элис Купер явно заявил о том, что он вступил в сговор с демоном, и это принесло ему признание. Мик Джеггер из “Роллинг Стоунз” был посвящен сатане и во все ритуалы черной магии. Он сам лично называл себя “воплощением Люцифера”. Заглавия трех из его песен явно подтверждают это: “Симпатия к дьяволу”, “Их сатанинским величием”: “Заклинания моего брата демона”. Элтон Джон заявил, что он никогда не сочинил и не спел ни одной песни, которая до того не была бы написана на языке колдовства. В песне группы “Битлз” под названием “Революция номер девять” на пластинке слышится запись слов “номер девять”, повторяемая двенадцать раз. Прослушивание этого места в обратном направлении дает фразу: “Доставь мне сексуальное наслаждение, мертвый человек”. В хорошо известной среди молодежи песне группы “Лед Зеппелин” “Лестница в небо” слова третьей строфы содержат подсознательное сообщение, при обратном прослушивании ясно слышится: “Мне надлежит жить для сатаны”. Слова “и еще есть время сменить тот путь, по которому вы идете” при обратном прослушивании дают “Мой милый сатана, никто другой не проложит мне путь”. В песне "Когда в Арканзас пришло электричество” группы" “Блэк Оун Арканзас”, записанной со сцены, одна из частей представляет набор бессмысленных слов и завываний всей группы. При проигрывании записи этого места в обратном порядке получается: “Сатана... сатана... сатана... он бог, он бог, он бог”, после чего слышится демонической смех. Сами пакеты для пластинок оформлены крайне небезобидными изображениями: экзотическими и эротиче- скими, сатанинскими и садистскими картинками, рекомендациями и символами; здесь можно видеть перевер- нутые треугольники (символ дьявола и адской бездны), пирамиды, пентаграммы, гексаграммы, черепа, магиче- ские круги и все многообразие колдовских символом, фаллических, вагинальных (таких, как число зверя - 666 или его перевертыш 999), сцены человеческих жертвоприношений, черных месс, адских представлений и т.д. В 1981 году 90% проданных во всем мире пластинок составляли рок-диски (130 млн. в год, не считая 100 млн. рок-альбомов). Итак, этот феномен почти поголовно коснулся всех подростков обоих полушарий мира. Еще одна деталь: почти все рок-концерты сопровождаются многочисленными жертвами - из-за огромного скопления безумствующей толпы многие бывают просто растоптаны или удушены в давке, погибают от больших доз наркотиков. Например, 650 молодых людей погибли во время одного из концертов в Лос-Анджелесе. По- скольку холодильники морга были уже заполнены, то тела 650 жертв рока были размещены по обеим сторонам коридоров, ужасный запах смерти наполнял здание, тела не могли быть опознаны, так как молодые люди эти были в основном из покинувших родительские дома. В уши журналистки Джуди Аргазони, которая вела репортаж с места происшествия, но ее уверениям, дьявол стал нашептывать такие слова: “Вот они! Смотри на них внима- тельно, они мои трофеи! Это зал для представления моих трофеев” iii. А вот текст из песни “Адские колокола” группы жесткого рока “АС/DC”: Я грохочущий гром, изливающий дождь, Я прихожу, как ураган, Мои молнии сверкают по всему небу. Ты еще молод, но ты умрешь! Я не буду брать пленников, Я не пощажу ничьей жизни, И никто не воспротивится мне! Я обрел свои колокола, И я возьму тебя к себе в ад! Я обрету тебя! Адские колокола. Да! Адские колокола! Итак, не назвать ли весь этот адский шум, крики, вопли, завывания выпущенных на свободу страстей, из- вращенных желаний, похоти, неконтролируемых движений падшей человеческой воли, - не назвать ли весь этот рок-поп-бит-хард-панк-кошмар “адским колоколом”, который судорожно зазывает со всех концов земли своих поклонников на этот черный шабаш (такое название прямо носит одна из групп сатанинского рока “Блэк Саб- бат”), где люди вместе с бесами пляшут лихорадочно последний танец перед закатом этого окончательно от- давшегося погибели мира? Возможно, эта авторская эмоция покажется излишней, но пусть она компенсирует дальнейшую “сухость” беспристрастного анализа. В конце второго тысячелетия рок-н-ролл современной молодежью воспринимается уже лишь как школьная забава, а некогда суперпопулярный и скандальный ансамбль “Битлз” стал уже мировой музыкальной классикой. Но даже понимая, что в субкультуре, как современной американской, так и украинской, молодежи существенное место занимает музыка “тяжелого металла” (heavy metal music), далеко не многие понимают, что именно он способствует формированию и проникновению в создание молодежи образа дьявола. По существу, эта музыка проставляет сатанизм. Человеку, впервые посетившему концерт “металлической” группы, и впрямь может по- казаться, что он где-то на дьявольском шабаше. Оглушающие децибелы, молнии и громы, валящие со сцены потоки густого белого дыма - все, как на шабаше ведьм и колдунов, прекрасная атмосфера для появления и самого дьявола. Да и костюмы рок-музыкантов и рок-певцов несут сегодня явственные отпечатки сатанинских аксес- суаров: включают явно не христианские символы. Убеждают в сатанинской направленности рок-групп и их названия. Достаточно вспомнить лишь некоторые из них: “Slayer” (“Убийца”), “Kiss” (в буквальном переводе означает “поцелуй”, но фактически является аббревиа- турой слов “Kids In Satan’s Servise”, т.е. “Ребята на службе сатаны”). Даже самое поверхностное знакомство с репертуаром подобных “коллективов” говорит само за себя: “Шабаш, кровавый шабаш”, “Глядя снизу на крест”, “Число зверя”, “Крикни на дьявола”, “Если ты хочешь крови”, “Путь зла” и т.д. А о чем же эти песни? “Я должен жить для Сатаны. Я не боюсь его. Хочу, чтобы на колени перед ним упал бы сам Господь”. Это из знаменитого диска группы “Лед Зеппелин” под названием “Лестница в небо”, который, причем, надо слушать, и это знают металломаны, с конца. Или песня не столь давно скончавшегося Бон Скотта: “Мама, посмотри на меня, я стою на дороге в обетованную землю, я иду в ад. Не пытайся удержать меня, мама” (из песни “Дорога в Ад”). О том же поет Элис Купер на своей пластинке, которую он озаглавил “Элис Купер идет в ад”. Дань моде на дьявола отдела и группа “Black Sabbath”, побывавшая не так давно на гастролях в России. Упоминаемый выше “Дьявольский белый альбом”, выпущенный еще в 1968 году группой “Битлз”, разде- ленный на части “Революция № 1” и “Революция № 2”, впоследствии назовут “Евангелие от Сатаны”. Джон Леннон объяснение “Дьявольского альбома” сводил к следующему: “Христианство пройдет: Оно съежится и исчезнет, Об этом не стоит и спорить. Я прав, и моя правота будет доказана. Сейчас мы более популярны, чем Иисус Христос. Я не знаю, что уйдет первым - Рок-н-ролл или христианство. Иисус во всем был прав, но его ученики исказили его учение, и я не могу в него верить” iv. Леннон считал себя буддистом. Он думал сказать нечто оригинальное, на самом же деле лишь повторял слова своим наставников: оккультистов и буддистов, учение которых широко распространилось по США и Европе. В прошлые времена такое высказывание вызвало бы взрыв негодования, но “Битлз” были кумирами, и им простили даже кощунство. Только некоторые религиозные организации США выразили протест, вся же остальная публика была очарована своими идолами и все свободное время посвящала изучению “тайных посланий” в песнях “ве- ликой четверки”. Только теперь становятся известны композиции, содержащие “тайные послания сатаны”, у многих ансамблей и групп. Тему Сатаны не обошли также группы и исполнители, такие как “Iron Maiden” со своим альбомом “Число зверя”, посвященным Алистеру Кроули, “Ху”, “Роллинг Стоунз”, Элвис Пресли и многие другие. (См. табл. № 1.) Много места в своем творчестве уделил оккультизму и мистике Оззи Осборн (Джон Майкл Осборн), поки- нувший группу “Блэк Саббат”. Эта группа, надо сказать, была всегда окружена мифами, возникновению которых зачастую она сама и способствовала, отвечая полунамеками на вопросы об их связи с черной магией и дьяволом. Один из мифов о том, что в 1970 г. главная ведьма Англии сообщила рок-группе, что на них наложено проклятие группой чернокнижников, и они теперь должны постоянно носить кресты для защиты. А через некоторое время, во время гастролей в Мемфисе, какой-то неизвестный кровью нарисовал крест на дверях гримерной, что должно было служить предупреждением о том, что одного из музыкантов хотят принести в жертву. Поддерживая свои имидж, созданный прессой, Оззи Осборн часто рассказывал журналистам о своей прежней работе забойщиком скота на бойне... “Во время моего концерта есть момент, когда мы в зал бросаем кишки, взятые на бойне, а ребята кидаются и дерутся за них, чтоб урвать хоть кусочек. Я отказываюсь это понимать. Почему люди в наш век так стремятся смотреть на ужасы и извращения? Я имею ввиду, что они хотят этого от меня. Ну и путь - они это получат, раз платят за это деньги!”v. Заме- шанные на мистике и оккультизме образы песен “Блэк Саббат” подводят к выводу, что мир, грязный и отврати- тельный, перемалывая человека, превращает его в параноика, демона, которым манипулируют темные силы зла. В подавляющем большинстве песни современных рок-групп имеют отчетливые две темы. Первая - само- убийство, вторая - ритуальное убийство и расчленение. Самоубийство предстает здесь как лучший способ раз- решения всех жизненных проблем, как ритуальный или даже религиозный акт мужества и ревности. Песни “Решение - самоубийство”, “Обязательное самоубийство”, “Убить себя, чтобы жить”, “Ветры самоубийства” превозносят достоинства подобного выбора. Тут нужно сказать, что по исследованиям американской National Education Assosiation, порядка 6000 самоубийств в год, совершаемых молодежью, вызваны именно влиянием подобной нигилистической и фаталистической музыкиvi 6жжж. Убийство и расчленение других также выдвигается как некий акт катарсиса. Вот лишь несколько названий: “Пролей кровь”, “Телесное расчленение”, “Убийство - это мое дело... И дело хорошее!”. Список можно про- должить. Но можно привести и более красноречивые примеры. Например, песня группы “Dead Kennedy”: “Я убиваю детей. Я любуюсь, когда они умирают. Я убиваю, чтобы заставить плакать их матерей. Я давлю их под колесами моего автомобиля и с удовольствием слушаю их крики. Я кормлю их отравленными конфетами и порчу их праздник Хэллоуин. Я убиваю детей и нетерпением жду, чтобы добраться до вашего”. Или - песня из альбома “Hell Awaits” группы “Slayer”: “Без всякой видимой причины убивай и снова убивай. Даже если ты переживешь мои зверские порезы, я буду преследовать тебя до конца”, Песня же “Night Prowler” (“Ночной хищник”) группы “AC/DC”, по мнению специалистов по сатанизму, “вдохновила” некоего Ричарда Рамиреза на убийство около 30 человек. В ней, в частности, есть такие слова: “Никто тебя не предупредит, никто не крикнет “Тревога!” - пока ты не почувствуешь, что стальное лезвие торчит из твоей спины. Я - хищник, охотящийся за тобой”. Стоит ли гадать, какое влияние эта “лирика” оказывает на молодого человека, который слушает ее повсе- дневно, неустанно, одержимо. Одно из современных исследований показало, что из 700 самых популярных песен “тяжелого металла” об убийстве говорят 50%, о самоубийстве - 7% и о сатанизме - 35% vii. Рок-музыка крепко соединяет некоторые сатанистские группы, влияет и на сатанистов-одиночек, она просто не может не направить к сатанизму людей, уже имеющих психические расстройства! Здесь уже упоминалось о беспрецедентном заявлении в 1966 г. Джона Леннона, представителя группы “Beatles”, но и Дэвид Боуи, один из известнейших рок-певцов, утверждал: “Рок всегда был дьявольской музыкой”. Не нуждаются ни в каких ком- ментариях и сами тексты некоторых песен. Например: “Я отвергаю Христа-обманщика и отрекаюсь от христи- анской веры, презирая все ее содержание“ (песня “The Oath” группы “King Diamond”). Или: “Я одержим всем, что является злом. Я требую смерти вашего Бога. Я сижу по правую руку от царя-сатаны и пью блевотину священ- ника. Совокупляйся с твоей умирающей блудницей. Сатана - мой воплощенный властелин. Хвалите все: да здравствует наш скверный владыка!” (песня “Possessed” группы “Venom”). Вообще о своей связи с миром падших духов многие деятели “рок-культуры” склонны говорить вполне от- кровенно. Так, известный композитор Cyril Scot специально изучал теософию с целью применения оккультизма в музыке. По его словам, обе написанные им книги - “The Influense of Music on History and Morals” и “Music: Its Secret Influense through the Ages” - были составлены по вдохновению того же духа, что вещал некогда через мадам Блаватскую. В своей второй книге он, в частности, сообщает, что дух, его вдохновлявший, “особенно интересо- вался эволюцией западной музыки... Он считал полезным, чтобы студенты оккультизма всех направлений больше ценили музыку как силу, содействующую успеху оккультизма”. Scot полагает, что перед людьми, посвященными в тайну спиритизма, стоит великая задача в области развития музыки. Суть ее в том, чтобы использовать музыку в качестве оккультного инструмента, посредством которого можно вызывать в слушателях нужные психические состояния, “развивать” психические способности для установления контакта с миром духов. Он говорит: “Му- зыка должны быть направлена к тому, чтобы привести людей к более тесному контакту с духами... Мы вступаем в эпоху “Нового века” (New Age). В первую очередь мы стараемся посредством вдохновенной музыки распро- странить дух оккультизма для соединения всех в одно братство и таким образом оживить духовную вибрацию нашей планеты”viii. И не случайно, что на источник своего “вдохновения” рок-музыканты склонны указывать в таких словах: “Мною руководила и мне приказывала иная сила. То была сила тьмы... Эта сила был черт, сам сатана” (Little Richard); “Это состояние подобно одержимости, вроде психоза или состояния медиума” (John Lennon) и т.п. Более того - для многих рок-музыкантов сатанизм является сегодня ни чем иным, как религией, которую они открыто исповедуют. Так, в своем интервью журналу “Rolling Stones“ ведущий ударник группы “KISS“ заявил: “Я так же верю в сатану, как верю в Бога. Ведь можно обращаться к любому из них для достижения поставленной цели”. А David Lee Roth прямо говорит: “Свою душу я отдам им. Это именно то, что я собираюсь сделать. Когда человек достигает такой высоты, то он готов с мольбой припасть к демонским богам”. Характерно и заявление Nikki Sixx: “На сцене мы пользуемся пентаграммами с острием, торчащим вниз, черепами, изображениями го- ловы рогатого козла, перевернутыми крестами и другими символами сатанизма... Я всегда флиртовал с дьяво- лом”. А один из концертов группы “Iron Maiden“, участники которой признают, что они занимаются оккультиз- мом и колдовством, был открыт словами: “Добро пожаловать в святилище сатаны!”. И как логическое продол- жение этого - в выступлениях некоторых рок-групп можно прямо усмотреть элементы черных месс. Так, во время концерта группы “Gwart“ один из его участников отрезал от чучела, изображающего человека, голову и совершал нечто, подобное ритуальному кроплению кровью зрителей. Затем члены группы черпали кровь “убитого” и, вымазав ею лица и тела, пили ее. Кроме того, приводя на сцену животных, они там же вырывали у них кишки ix. Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что сатанинская ориентация на насилие соответствует об- щему состоянию нравственности в США, а в последние годы и других стран Европы, включая Россию и Украину. Наше общество в последнее время заполонили образы насилия, убийств и ужаса. Это привело к полному разво- роту нравственных ориентаций и оценок у многих молодых людей. Даже Фредди Крюгер, восставший из ада маньяк-убийца, персонаж фильма “Кошмар на улице Вязов”, сегодня в глазах многих зрителей является не зло- деем, а героем. Дикие сюжеты телевизионных триллеров мало отличаются от обыденной жизни современной Америки, России, Украины, по крайней мере - на окраинах больших городов. Документальный телерепортаж с места убийства легко спутать с очередным кинобоевиком, который идет по тому же каналу. Когда ужас становится повседневной пищей, а “вызывающее возбуждение убийство” - не только фантазией, но и реальным “делом”, можно с определенностью утверждать: все это - результат снижения нравственной чув- ствительности, дегуманизации общества, в особенности - молодежи. А сатанизм как раз и является религией таких бесчеловечных искателей счастья, несет утрату этой чувствительности, потерю связей с миром добра и любви. К сожалению, можно утверждать, что формы внедрения и условия распространения сатанистской идеологии и практики в современной Украине уже мало чем отличаются от американских. Либеральные реформы в нашей стране принесли среди прочего информационную свободу, которая, как и всякая другая свобода, может быть использована и во благо, и во зло. Последнее - чаще, и сатанистская духов- ность использует эту свободу в своих целях более чем успешно. Сегодня российские и украинские СМИ -телевидение и радио, газеты и журналы, а также всевозможные специальные книги по оккультизму и сатанизму, широко распространяют без каких-либо ограничений сананинскую идеологию не только завуалированно, но и цинично обнаженноx. Говоря о сатанистской пропаганде, я не имею ввиду только явно сатанистскую литературу и телевизионные передачи наподобие “Третьего глаза”, телерекламы различных оккультисток и колдунов. Гораздо серьезнее замаскированное распространение идеологии сатанизма. Мировоззрение, весьма близкое к нему, формируется современной поп-культурой (в основном - американизированной) и постепенно становится характерной чертой менталитета значительной части сегодняшней украинской молодежи, как бы исподволь, шаг за шагом превра- щаясь в основу ее духовности. Он создает нравственную атмосферу, благоприятную для непосредственного восприятия идей сатанизма. В Украине, как и в России и в США, эту атмосферу усугубляет массовый инфор- мационный выброс криминальных сюжетов, превращение их в нечто, с социально-духовной точки зрения, вполне нормальное. В советское время посмеивались над выражением “растлевающее влияние Запада”. Посмеивались потому, что не знали реальной опасности. Теперь очевидно, что главный источник разлагающего влияния нигилизма и при- мата чувственных удовольствий (вспомним “Сатанинскую библию” xi) - Соединенные Штаты. И реальными последствиями этого влияния у нас становится нравственная деградация общества, процессы, сходные с теми, которые мы так зорко отслеживали в “бесчеловечной” Америке в течение 80-ти лет и перед страшным лицом которых оказались сегодня. И еще, в 1997 г., как сообщила газета “Радонеж” (№ 19 (63), с.15) уже сотни американцев приехали в Румынию на Хэллоуин, чтобы отпраздновать его в “стране Дракулы”. И известная сатанинская группа “Блэк Саббат” вы- пустила свой новый диск 1998 г. тоже именно в Хэллоуин. Последнее гастрольное шоу рок-ансамбля “Роллинг Стоунз”, проходившее по крупнейшим городам мира, в том числе и в Москве, называлось “Мосты в Вавилон”. В Библии Вавилоном называется источник всякого нечестия, поклонения сатане. Одна из композиций “роллингов” так и называется - “Сочувствие дьяволу”. Во время исполнения этой песни на огромном экране возникают психоделические картины, напоминающие бред наркомана. Во время концерта, при исполнении этой и других композиций сотни тысяч слушателей и телезри- телей по всему миру приходят в экстаз от заводящего их зрелищаxii. Не об этом ли предупреждал апостол Иоанн в своих пророчествах: “И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... и на челе ее написано имя: Тайна, Вавилон великий, Мать блудницам и мерзостям земным” (Откр. XVII, 3, 5). Здесь аналогии и ассоциации самые прямые, но куда страшнее дьявол замаскированный, завуалированный, столь часто встречающийся под разнообразными личинами. Не зря дьявол говорит: “Легион имя мне, потому что нас много” (Евангелие от Марка). Но как определить количество этого легиона? Это вопрос вопросов! Даже число только музыкальных легио- неров определить достаточно трудно. Но в начале этого разговора мы упоминали о многомиллионной армии поклонников современного тяжелого рока. Это число приверженцев “дьявольского рока” весьма впечатляющее и угрожающее. Но неужели все, слушающие "heavy metal music", - законченные и отпетые сатанисты, спросите вы? Надеюсь, что нет. Но воздействие этой музыки на психофизику подростков столь разрушительно, масштабно и непред- сказуемо в негативных последствиях, что переоценить степень угрозы этого явления просто невозможно. Недаром Дени де Ружмон в конце своей книги “Дьявол в наше время” пишет, что христианство нужно изоб- рести заново. Что нужно заново открыть абсолюты добра и зла. “Беда в том, что дьявол по своей природе никогда не будет показан ясно и честно”xiii. И все же, автор этих строк считает, что честно говорить о зле, т.е. дьявольском начале, в современном обще- стве нужно и можно, и пусть эта статья является тому подтверждением. i Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души. Издание Сретенского мона- стыря. 2000 г. ii Там же. iii Жан-Поль Режимбаль. Рок-н-ролл. Прага, 1990. iv Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов. СПб.; Лань, 1997. - С.13. v Там же, с. 14. vi Материалы Миссионерского Листка 56 издательства храма Покрова Пресвятой Богородицы под редакцией епископа Алекс. Милета. 2049 Argyle Ave. Los Angeles, California, 00068, USA. vii Там же, с. 26. viii Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2000. ix Там же, с.28. x Отрекаюсь от тебя, Сатана. Как спасти детей от сатанизма. Даниловский благовестник, 1999. xi Антон Шандор Лавет. Сатанинская библия. К., 1996. xii Последнее искушение /Составитель В.И. Кремень. - М.: Даниловский благовестник, 1999. - С.47. xiii Rougemont, Denis de - "The Devil's Share", An Essay on the Diabolic in Modern Society. New York. 1956.