Волновая концепция развития общества: виды волн
Gespeichert in:
| Datum: | 2001 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2001
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91834 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Волновая концепция развития общества: виды волн / К.В. Кабачевская // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — С. 194-198. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-91834 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-918342025-02-23T18:22:37Z Волновая концепция развития общества: виды волн Кабачевская, К.В. Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 2001 Article Волновая концепция развития общества: виды волн / К.В. Кабачевская // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — С. 194-198. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91834 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Кабачевская, К.В. Волновая концепция развития общества: виды волн Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Кабачевская, К.В. |
| author_facet |
Кабачевская, К.В. |
| author_sort |
Кабачевская, К.В. |
| title |
Волновая концепция развития общества: виды волн |
| title_short |
Волновая концепция развития общества: виды волн |
| title_full |
Волновая концепция развития общества: виды волн |
| title_fullStr |
Волновая концепция развития общества: виды волн |
| title_full_unstemmed |
Волновая концепция развития общества: виды волн |
| title_sort |
волновая концепция развития общества: виды волн |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2001 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91834 |
| citation_txt |
Волновая концепция развития общества: виды волн / К.В. Кабачевская // Культура народов Причерноморья. — 2001. — № 17. — С. 194-198. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT kabačevskaâkv volnovaâkoncepciârazvitiâobŝestvavidyvoln |
| first_indexed |
2025-11-24T09:55:21Z |
| last_indexed |
2025-11-24T09:55:21Z |
| _version_ |
1849665122501394432 |
| fulltext |
Кабачевская К. В.
Волновая концепция развития общества:
виды волн.
Многообразные способы описания и интерпретации развития социальных систем
можно свести к трем основным. Согласно первому из них, в общественно-
историческом развитии доминирует прогрессивно-поступательный тип движения.
Поступательность в данном случае означает последовательное усложнение, которое
включает в себя не только периоды «спокойного» эволюционного развития, но и
периоды крутых переломов и революционных преобразований. Причем усложнение
одних частей или сторон социальной системы может сопровождаться регрессивным
движением и деградацией других ее частей или сторон. В результате данная социальная
система каждый раз необратимо переходит на новый, более высокий уровень,
открывающий новые возможности. Данная модель развита в работах Августина,
Кондорсе, Конта, Гердера, Гегеля и Маркса. Социальное время в этой модели линейно,
наглядно изображается как ориентированная в одном направлении стрела.
Второй подход к описанию развития сложных социальных систем основывается на
представлениях о циклическом типе их движения. Идеи циклического развития
общества, как и Космоса, в целом, характерны для философии Гераклита, Эмпедокла,
Платона, Аристотеля, индийской философии. Позднее подобные представления легли в
основу концепций общественного развития, разрабатывавшимся в разное время Дж.
Вико, О. Шпенглером, отчасти- А. Дж. Тойнби, а также К. Н. Леонтьевым и Л. Н.
Гумилевым.
Эти концепции в целом не отрицают наличия периодов поступательного,
восходящего движения данной социальной системы (например, цивилизации или
этноса), но рассматривают эти периоды в более широком контексте- как определенные,
ограниченные во времени фазы развития, на смену которым неизбежно приходят фазы
стагнации и упадка, понижения уровня организации социальной системы. Социальное
время при таком подходе предстает совокупностью различных по величине замкнутых
циклов, которые образуют в пределе один гигантский временной цикл; образ времени
здесь не стрела, а круг (6).
Третий, в настоящее время еще только формирующийся подход к изучению
развития социальных систем исходит из волнообразного характера их эволюции.
Целью предлагаемой публикации является систематизация и краткая характеристика
видов волн общественного развития уже имеющихся в науке: волны Кондратьева,
волны Броделя, волны Маслова, волны Чижевского.
Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность
развития социальной системы, например, тенденцию к ее усложнению, а с другой-
наличие сменяющих друг друга волн изменений, которые соответствуют различным
состояниям и уровням организации данной системы. При этом волнообразность не
является простой суммой, простым наложением поступательного и кругового
циклического движения, она представляет собой новое качество,- точно также как в
физике волны не являются пустой суммой поступательного и круговых движений.
Говоря о волнообразных процессах развития природных и социальных систем,
необходимо отметить, что их описание связано с использованием модели так
называемой активной среды, в которой распространяются автоколебания и автоволны.
Распространение импульса происходит за счет энергии, запасенной в ее элементах, и
импульс регистрируется каждой ее точкой. При этом разные толчки и участки активной
среды при одних условиях могут генерировать одинаковые синхронные колебания, а
при других условиях- синхронизация автоколебаний может нарушаться, и разные
участки среды могут генерировать различные автоколебания. Таким образом,
появляется принципиальная возможность описывать как явления согласования,
синхронизации процессов, протекающих в самых отдаленных точках внутри сложных,
в том числе социально-исторических систем, так и ситуации нарастания внутренней
гетерогенности этих систем, различного поведения их частей и пространственных
структур. Поэтому когда речь идет о волнах и волнообразном развитии, фактически
подразумевается наличие некоторой пространственной организации среды, состоящей
из множества элементов. Отсюда следует, что волнообразный тип движения
природных и социальных систем является более сложным, чем чисто поступательный
или чисто циклический типы движения. Более сложным является и образ социального
времени в случае волнового подхода: оно является не прямой линией и не кругом
/замкнутым циклом/, а скорее синусоидальной линией или волной со своими
отрезками «сгущения» и «разрешения», со своими точками «максимума» и
«минимума» интенсивности социальных процессов (6).
Следует отметить, что волновой циклический подход к изучению поведения
социальных систем не противостоят друг другу, а имеют немало общего в том случае,
если под циклом понимаются не замкнутые круги исторического развития, а
эволюционные циклы, в ходе которых система проходит новые состояния, подобные,
но не тождественные тем, которые она проходила раньше. В этом случае цикл по сути
представляет собой волну изменений, происходящих во времени и пространстве.
Волновой подход ориентирует на поиск и анализ волн как в мировом развитии, так
и в развитии отдельных цивилизаций или государств для того, чтобы выявить новые
закономерности и новые возможности социальной эволюции. Примерами волн
мирового развития являются знаменитые длинные волны Н. Д. Кондратьева, в
значительной степени определяющие не только экономическое, но также социально-
политическое и культурное развитие во многих странах мира; волны вековой
тенденции Ф. Броделя, волны А. Л. Чижевского, а также волны С. Ю. Маслова в
искусстве.
Анализ волновой концепции на данном этапе преследует цель перечислить группы
волн, открытые в обществе в настоящее время. Остановимся на основных тезисах
работы Н. Д, Кондратьева «Большие циклы экономической конъюнктуры» (4).
1. Современная экономическая теория знает лишь циклы продолжительностью в
7-11 лет. Однако в действительности, наряду с этими циклами, существуют
также иные циклы экономической динамики продолжительностью около 48-55
лет. Н. Д. Кондратьев называет их большими экономическими циклами.
2. Чтобы установить, существуют ли эти большие циклы, были изучены
статистические данные по Англии: о ценах, проценте на капитал, заработной
плате сельскохозяйственных и текстильных рабочих, о внешней торговле и
производстве угля, чугуна и свинца и др.; по Франции: о ценах, проценте на
капитал, внешней торговле и производстве угля, о посевных площадях овса, о
портфеле Французского банка, о вкладах в сберегательные кассы, потреблении
хлопка, кофе, сахара и др.; по Германии: о производстве чугуна и угля; по
САСШ: о ценах, производстве угля, чугуна и стали, о количестве веретен
хлопчатобумажной промышленности, о посевных площадях хлопка и др.
3. Перечисленные данные подвергли исследованию при помощи методов
математической статистики. Там, где это было по смыслу возможно, данные
были прежде всего разделены на количество населения. Далее, для всех них
были найдены теоретические кривые вековых тенденций /Secular trend/. Затем
были найдены отклонения эмпирического ряда от ряда теоретического.
Найденные отклонения были сглажены при помощи 9-летней подвижной
средней, благодаря чему были исключены как случайные колебания их, так и
колебания циклические краткой и средней продолжительности. Сглаженные
отклонения были подвергнуты анализу в целях установления факта
существования больших циклов.
4. Основные результаты изучения сводятся к следующему. Большинство взятых
данных обнаруживают наличие циклических волн продолжительностью в 48-55
лет. Причем периоды колебаний отдельных данных совпадают между собой
весьма близко. Расхождение точек перелома по отдельным кривым лишь в
единичных случаях превосходит 5 лет. Если считать с конца XVIII века, то
периоды больших циклов оказались приблизительно следующие:
1) а) повышательная волна : б) понижательная волна
с конца 80-х- начала 90-х г.г. XVIIIв. с 1810-1817 до 1844-1851 г.г.
до 1820-1827г.г.
2) с 1844-1851 до 1870-1875 г.г. с 1870-1875 до 1890-1896 г.г.
3) с 1890-1896 до 1914-1920 г.г с 1914-1920 г.г.
5. Изучение данных далее, позволило установить 4 важные эмпирические
регулярности в развитии больших экономических циклов:
А) перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла
наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. Эти
изменения выражаются в значительных изменениях техники / чему предшествуют в
свою очередь значительные технические открытия и изобретения/, и вовлечении в
мировые экономические связи новых стран, в изменении обычи золота и денежного
обращения;
Б) на периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится
небольшое количество социальных потрясений /войн и революций/;
В) периоды понижательной волны каждого большого цикла сопровождаются
длительной и особенно резко выявленной депрессией сельского хозяйства;
Г) в период повышательной волны больших циклов средние капиталистические
циклы характеризуются краткостью депрессий и интенсивностью подъемов; в период
понижательной волны больших циклов наблюдается обратная картина.
6. Хотя изученный период, охватывающий максимально до 140 лет, и недостаточен
для окончательных выводов, тем не менее существование больших циклов
представляется, по меньшей мере, весьма вероятным.
7. Обнаруженные большие волны конъюнктуры не могут быть объяснены
случайными,. Привходящими причинами. Объяснения их следует искать в
особенностях, присущих капиталистической системе хозяйства. Установленные
выше большие циклы важнейших элементов экономической жизни имеют
международный характер, причем в отношении европейских капиталистических
стран периоды этих циклов близко совпадают (4).
В поиске циклов большей продолжительности, чем циклы Кондратьева, успех
пришел Ф. Броделю. Как и любой другой цикл, вековой имеет исходную точку,
вершину и конечную точку; но определение их остается довольно приблизительным,
принимая во внимание плавные очертания вековой кривой. Ее вершины, примерно,
1350 г. и 1650 г. Бродель различает в применение в Европе 4 последовательных
вековых цикла: 1250/1350/- 1507-1510 г.г.; 1507-1510/1650/- 1733-1743 г.г.; 173-
1743/1817/- 1896 г.г.; 1896/1974/… Первая и последняя даты каждого из этих циклов
отмечает начало подъема и окончания спада; промежуточная дата в скобках отмечает
кульминационный момент, где вековая тенденция начинает обратное движение, иными
словами, точку кризиса.
Если сложить на одном графике движения вековой тенденции и цикл Кондратьева,
то в половине случаев вершина цикла Кондратьева совпадает с вершиной вековой
тенденции. Так было в 1817, в 1973-1974 г.г.(2).
Чтобы объяснить долговременную конъюнктуру и ее движение Ф. Бродель
предлагает мысленно обратиться к колебательным и периодическим движениям
элементарной физики. Всякий раз движение есть следствие внешнего толчка и реакции
тела, которое толчок заставляет колебаться, будь то веревка или полоска… Одна
вибрация может вызвать другую. Самый важный толчок- это тот, который дают
внешние экзогенные причины.
Волны такой же длины, что и Кондратьевские, были открыты в искусстве С, Ю.
Масловым (3). Он разработал специализированные признаки асимметрии,
аналитичность- синтетичность, относящиеся к каждому конкретному виду искусства. В
частности,. Применительно к архитектуре признаками аналитического доминирования
являются строгость и логичность построек, стремление к «честному» выявлению
конструкции и т.п.; типичными проявлениями синтетического доминирования служат,
наоборот, повышенная чувственность, склонность к причудливости и гротеску,
преувеличенный декор и претенциозность, стремление скрыть конструкцию. Поэтому
естественно ассоциировать аналитические стили с «классическим», а синтетические-с
«барочными». Такая совокупность черт позволяет осуществить атрибуцию по крайней
мере некоторых стилей архитектуры с тем или иным типом доминирования.
Аналитические стили:
Высокое Возрождение
Стиль Палаццо
Ампир
Инженерный стиль
Конструктивизм
Стиль 50-х- 60-х г.г. XXв.
Синтетические стили:
Маньеризм
Барокко
Рококо
Романтизм, эклектика
Модерн
Ретроспективный стиль
Различные показатели архитектурного стиля, относящиеся к определенному
отрезку времени, были агрегированы в «индекс асимметрии», свидетельствующий о
стилевом тяготении архитектуры к аналитическому, либо к синтетическому полюсу.
Затем были построены эволюционные кривые, характеризующие развитие во времени
стиля архитектуры. И оказалось, что стиль архитектуры обнаруживает колебательную
изменчивость с периодом колебаний 50 лет. Причем было замечено, что колебания
кривых «социально-политического» «климата» и колебания стилей архитектуры
синхронны и имеют, как правило, одновременны взлетам и падениям.
Аналогично Маслов проводит измерения и других видов искусства, в частности
музыки и живописи. Используя методы современной прикладной
математики, С.Ю. Маслов отмечает, что все они ведут себя практически одинаково.
При построении более 20 различных эволюционных кривых, С. Ю. Маслов выделяет
две основные особенности:
1. Каждая эволюционная кривая имеет мощный долговременный тренд
/наблюдающийся в течении нескольких столетий/- постоянный рост проявлений
синкретического стиля и, соответственно, ослабление проявлений аналитического
стиля. Так, «степень оптимизма» западноевропейской музыки упала с конца XVII
века к концу XX столетия примерно в три раза; сходным образом ведут себя и
подавляющее большинство других характеристик – как музыки, так и живописи.
Чем это может объясняться? По-видимому, /и это пока лишь гипотеза,
нуждающаяся в проверке/ тем, что только искусство остается «островком
синтетизма» в нашей цивилизации с растущей ролью рационализма, логики и т.п. –
словом, в мире усиливающихся аналитических тенденций. И для того. Чтобы эти
тенденции хоть как-то компенсировать, искусственно вынуждено усиливать свои
синтетические тенденции, дающие человеку возможность оживить эмоционально-
интуитивные стороны своей психической жизни.
2. На фоне названного долговременного тренда каждая эволюционная кривая
обнаруживает периодические «всплески» и «падения», т.е. колебательное поведение
с периодом около 50 лет, причем эти всплески и падения очень близки /по своему
положению на оси времени/ к аналогичным падениям и подъемам эволюционных
кривых для социально-политического климата и для стиля архитектуры. Данный
феномен – яркое свидетельство единства всей информационной жизни общества,
его неизменной потребности в смене доминирующих парадигм, необходимой для
информационного прогресса [3].
Совершенно другую периодичность в развитии волновых процессов отмечает
А.Л. Чижевский [7]. Здесь резко выражена именно эта одновременность массовых
волнений или даже возмущений на всем земном шаре. Значительные возмущения на
Солнце, сопровождающиеся излучением электромагнитных волн и радиоактивным
распадом солнечной материи, вызывают в массах, при наличии обобщающего массы
фактора, взрыв единения, единодушия, располагая их к тем или иным деяниям.
Следовательно, подъем солнцедеятельности превращает потенциальную энергию /
энергию накопления/ масс в энергию кинетическую /энергию движения/.
Исторические события развиваются путем целого ряда толчков, вызываемых
колебаниями пятнообразовательного процесса на Солнце. Скорость действия этих
толчков, а равно как и степень их напряженности, по всему вероятию, стоят в
известной зависимости от элементов каждого отдельного колебания в веществе
Солнца, обусловленного также положением в том или ином периоде
пятнообразовательного цикла. А.Л. Чижевский считает, что между периодической
деятельностью Солнца и общественной деятельностью человечества существует
прямое соотношение. В зависимости от периода пятнообразовательной деятельности
Солнца строятся взаимоотношения правительства и народа, движение идей и учений,
обращающихся в массах, колебания в личной жизни индивидов и т.д. Каждый цикл
А.Л. Чижевского имеет 4 периода, имеющие свои формы и характеристики[7].
1. Первый период историометрическог цикла /период минимальной
возбудимости/. Характерные черты этого периода следующие:
разрозненность масс, индеферентизм масс к вопросам политическим и
военным, миролюбивое настроение масс, уступчивость, терпимость,
отсутствие желания какой-либо борьбы за идею, право и т.д. Все это влечет
за собой заключение мирных переговоров, завоевательные экспедиции не
массового характера, капитуляции, оккупации, максимальное сокращение
парламентаризма, усиление единовластия или правление немногих.
2. Период нарастания возбудимости характеризуется стремлением к
объединению различных народностей в целях защиты или нападения,
слияния различных политических группировок для противодействия другим
политическим группировкам. Этот период включает три главные фазы: 1.
Возникновение в массах идей. 2. Группировка идей. 3. Выявление одной
основной идеи.
3. Период максимальной возбудимости – это главный этап развития каждого
цикла, разрешающий всемирно-историческиепроблемы человечества и
основополагающий новые исторические эпохи. Главными факторами,
обусловливающими собою возникновение и развитие решающих событий в
человеческих сообществах являются: 1. Возбуждающее действие на массы
народных вождей, полководцев, ораторов, прессы и т.д. 2. Возбуждающее
действие настроений и идей, обращающихся в массах. 3. Быстрота
возбудимости от единства психического центра. 4. Размер территориального
охвата массовым движением. 5. Интеграция и индивидуализация масс.
Данный период максимальной возбудимости способствует: объединению
масс, выдвижению вождей, полководцев, государственных деятелей;
торжеству идей, поддержанных массами; максимальное развитие
парламентаризма; демократическим и социальным реформам;
народовластию и ограничению единовластия; восстаниям, смутам, мятежам,
революциям; войнам, походам, экспедициям; эмиграциям, переселениям,
гонениям и др., вспышкам массовой деятельности человека.
4. Период падения возбудимости характеризуется прогрессирующей
медлительностью общественных реакций на раздражения, деградацией
сосредоточенного действия, энтузиазма, воодушевления и т.д. Это период
распада военных или политических организаций, сепаратизма, отказ от
притязаний международного или государственного порядка, разгон или
развал народных собраний, легкое подавление восстаний, завершение
событий, возникших в предшествующем периоде. Отсутствие единодушия и
общий упадок возбудимости сменяется таким психофизическим состоянием,
которое может быть названо энервацией.
Таким образом, А.Л. Чижевский формулирует основной морфологический
закон историометрии: течение всемирно-исторического процесса составляется из
непрерывного ряда циклов, занимающий промежуток времени, равный, в среднем
арифметическом 11 годам, и синхронных в степени своей активности периодической
пятнообразовательной активности Солнца.
Каждый цикл имеет следующие историко-психологические особенности:
1. В средних точках течения цикла массовая деятельность человечества на
всей поверхности Земли, при наличии в человеческих сообществах
экономических, политических или военных возбуждающих факторов,
достигает максимального напряжения, выражающегося в психомоторных
пандемиях: революциях, восстаниях, войнах, походах, переселениях,
создающих новые формации в жизни отдельных государств и новые
исторические эпохи в жизни человечества, и сопровождающихся
интеграцией масс, выявлением их активности и правлением большинства.
2. В крайних точках цикла напряжение общечеловеческой деятельности
военного или политического характера понижается до минимального
предела, уступая место созидательной деятельности и сопровождаясь
всеобщим упадком политического или венного энтузиазма, миром и
успокоенною творческой работой в области организации государственных
устоев, международных отношений, науки и искусства при дезинтеграции и
депрессии масс и усилении абсолютистских тенденций власти.(8)
Литература
1. Бродель Ф. Динамика Капитализма.- Смоленск: Полиграмма, 1993.- 124с.
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-
XVIIв.в.- М.: Прогресс, 3 тома.
3. Голицин Г. А., Петров В. М. Информация- поведение- творчество.- М.:
Наука,1991.-224с.
4. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статистики и
динамики.- М.: Наука, 1991.- 569с.
5. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики.- Москва:
Экономика,1989.- 523с.
6. Пантин В. И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну.//
Вопросы философии №7,1998
7. Чижевский А. Л. Влияние геофизических и космических факторов на
поведение индивидов и коллективов. //Сознание и физическая реальность.
Том 5. № 2, 2000.
8. Чижевский А. Л. Социально-психологическая характеристика полного
цикла. // Сознание и физическая реальность. Том 5. № 1, 2000.
|