Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:2011
1. Verfasser: Паниотто, В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Iнститут соціології НАН України 2011
Schriftenreihe:Социология: теория, методы, маркетинг
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91882
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка / В. Паниотто // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2011. — № 2. — С. 3–8. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-91882
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-918822025-02-09T13:57:02Z Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка Паниотто, В. Памяти Игоря Семеновича Кона 2011 Article Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка / В. Паниотто // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2011. — № 2. — С. 3–8. — рос. 1563-4426 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91882 ru Социология: теория, методы, маркетинг application/pdf Iнститут соціології НАН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Памяти Игоря Семеновича Кона
Памяти Игоря Семеновича Кона
spellingShingle Памяти Игоря Семеновича Кона
Памяти Игоря Семеновича Кона
Паниотто, В.
Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка
Социология: теория, методы, маркетинг
format Article
author Паниотто, В.
author_facet Паниотто, В.
author_sort Паниотто, В.
title Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка
title_short Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка
title_full Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка
title_fullStr Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка
title_full_unstemmed Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка
title_sort игорь семенович кон: фото, комментарии, переписка
publisher Iнститут соціології НАН України
publishDate 2011
topic_facet Памяти Игоря Семеновича Кона
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/91882
citation_txt Игорь Семенович Кон: фото, комментарии, переписка / В. Паниотто // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2011. — № 2. — С. 3–8. — рос.
series Социология: теория, методы, маркетинг
work_keys_str_mv AT paniottov igorʹsemenovičkonfotokommentariiperepiska
first_indexed 2025-11-26T14:07:55Z
last_indexed 2025-11-26T14:07:55Z
_version_ 1849862210111668224
fulltext Па мя ти Иго ря Се ме но ви ча Кона Па мя ти Иго ря Се ме но ви ча Кона Памяти Игоря Семеновича Кона Игорь Се ме но вич Кон: фото, ком мен та рии, пе ре пис ка Мне ка жет ся, что со всем не дав но мне по зво нил Ва ле рий Хмель ко и ска - зал, что он го во рил с Иго рем Се ме но ви чем и что тот опять при е дет в Киев, мы очень ра до ва лись это му. Пла ни ро ва лось, что Игорь Кон бу дет здесь че - рез не сколь ко не дель (сей час се ре ди на мая, всё цве тет). Грус тно ис кать фо - тог ра фии и пи сать об Иго ре Се ме но ви че вмес то того, что бы встре тить ся с ним, по гу лять по Ки е ву, по слу шать лек цию о его но вой кни ге... И для меня, и для Ва ле рия об ще ние с ним было по во дом для опти миз ма и при ме ром того, что и по сле 80 лет мож но со хра нить блес тя щий ин тел лект, ин те рес ко все му, лег кость на подъем, невероятную работоспособность, в общем, аб со - лют но полноценную жизнь. Пер вая фо тог ра фия, ко то рую я на шел, да ти ру ет ся 1984-м го дом, на ней И.Кон и А.Здра во мыс лов во вре мя ви зи та в Киев. Диф фе рен ци а ция со ци о ло гов тог да была еще не так за мет на, мы про во - ди ли кон фе рен цию по ме то дам со ци о ло ги чес ких ис сле до ва ний, на ко то рую съе ха лись со ци о ло ги из раз ных рес пуб лик Со ю за, ко то рые за ни ма лись и со - дер жа тель ны ми, и ме то ди чес ки ми воп ро са ми. На фото “отцы со ци о ло гии” в рес то ра не “Млин” в Гид ро пар ке, где тор - жес твен но за вер ша лась кон фе рен ция. Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2011, 2 3 Сле ду ю щее фото — в са мо - ле те, ле тя щем в Мад рид на XII Все мир ный со ци о ло ги чес кий кон гресс. Это было в 1990-м, с 9 по 13 июля. Дру гих фото Иго ря Кона с кон грес са у меня нет, то ли сек ции были в раз ных мес - тах, то ли мы тог да не осо бен но об ща лись. В свя зи с кон грес сом за пом ни лась толь ко ди кая жа - ра и то, что в пер вый же день огра би ли Пре зи ден та аме ри - кан ской со ци о ло ги чес кой ас со - ци а ции Мел ви на Кона (на пус - тын ной ули це под ъ е ха ла ма ши - на, вы ско чи ли ка кие-то го ло во - ре зы и, угро жая ору жи ем, за бра ли бу маж ник с день га ми, кре дит ка ми, об рат - ным би ле том и до ку мен та ми). Кста ти, Мел вин Кон очень остро ум но на звал Иго ря Кона сво им alter Igor, ис поль зуя игру слов. Дело в том, что alter ego (вто рое я), ко то рое мы чи та ем как “аль тер эго”, по-ан глий ски про из но сит ся как “аль тер иго”, Мел вин до ба вил толь ко одну бук ву. Ко неч но, не льзя всерь ез ска зать, что Игорь Кон — это вто рое “я” Мел ви на Кона, но это все же ха рак те ри зу ет ува же ние и сим па тию, ко то рую ис пы ты вал Мел вин к Иго рю Кону (на сколь ко я знаю, вза им но). Сле ду ю щая фо тог ра фия от но сит ся к кон цу сен тяб ря — на ча лу октяб ря 2005 года, в Ки е ве со сто я лась меж ду на род ная кон фе рен ция орга ни за ций 4 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2011, 2 Па мя ти Иго ря Се ме но ви ча Кона геев и лес би я нок из стран Вос - точ ной Евро пы. Иго ря Кона при - гла си ли вы сту пить с лек ци ей, и мы с ним до го во ри лись по сле лек ции встре тить ся и по гу лять по го ро ду. Ког да я при е хал в гос - ти ни цу “Бра тис ла ва”, где про хо - ди ла кон фе рен ция, ока за лось, что она вы зва ла боль шой ин те - рес жур на лис тов. Я си дел, ка - жет ся, в пер вом ряду и с боль - шим ин те ре сом слу шал лек цию Иго ря Кона. В тот же день о со - бы тии рас ска за ли по не сколь ким ка на лам, при чем о лек ции во об - ще ни че го не го во ри ли, а толь ко со об щи ли, что в Укра и не впер - вые со сто ял ся та кой мас штаб - ный фо рум геев и лес би я нок, при этом по ка зы вая меня круп ным пла ном. Са мой пе ре да чи я не ви дел, но стал по до зре вать не лад ное по сле не сколь ких звон ков зна ко мых, ко то рые за да ва - ли стран ные воп ро сы, пы та ясь де ли кат но уточ нить мои ори ен та ции. На ко - нец кто-то из моих дру зей об ъ яс нил мне, в чем дело. Тем не ме нее про гул ка была за ме ча тель ной, жаль, что па мять не вос про - из во дит де та ли раз го во ра, а толь ко об щее ощу ще ние счас тли во про ве ден но - го дня. Сле ду ю щие два сним ка — с III Все рос сий ско го со ци о ло ги чес ко го кон - грес са (21–24 октяб ря 2008 года, Мос ква), на ко то ром было не ма ло и укра - ин ских со ци о ло гов (Е.Го ло ва ха, Н.Кос тен ко, С.Ма ке ев, С.Окса мит ная, В.Хмель ко и дру гие). Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2011, 2 5 Па мя ти Иго ря Се ме но ви ча Кона Кон гресс был при уро чен к 50-ле тию со зда ния Со вет ской со ци о ло ги чес - кой ас со ци а ции, мно гое, что там про ис хо ди ло, вы зы ва ло сме шан ные чу в - ства, но са мое по зи тив ное, что ощу ща лось, — это бла го дар ность к пи о не рам со ци о ло гии — Вла ди ми ру Ядо ву, Андрею Здра во мыс ло ву, Тать я не За слав - ской и, ко неч но же, Иго рю Кону. Я имею в виду даже не ме да ли Пи ти ри ма Со ро ки на, ко то рые вру чи ли не ко то рым из них, а на стро е ние учас тни ков кон грес са, то, как их встре ча ли, раз го во ры в ку лу а рах, ува же ние, лю бовь мно гих при су тству ю щих. На ко нец по след няя се рия фо тог ра фий — сен тябрь 2009 года, Игорь Кон вы сту пил с лек ци ей в Ки е во-Мо ги лян ской ака де мии, в уни вер си те те име ни Та ра са Шев чен ко, гу лял по Ки е ву... На лек ции В КМИСе Мы были уве ре ны, что в июне бу дут лек ции уже по теме но вой кни ги, встре чи, про гул ки... Я ду маю, что в моем по ко ле нии со ци о ло гов мало тех, на кого ра бо ты Иго ря Кона не ока за ли бы су щес твен но го вли я ния. Хочу при вес ти два пись - ма — моё и от вет Иго ря Кона. 13 но яб ря 2009 года До ро гой Игорь Се ме но вич, как у Вас дела, все ли в по ряд ке? На про шло год нем кон грес се в Мос кве Вы под а ри ли мне кни гу “80 лет оди но чес тва”, я очень дол го чи тал ее по нем но гу на ночь (в по след ние годы я слу шаю ау ди ок ни ги в ма ши не и чи таю толь ко в по ез дках и ле том). 22 ян ва - ря, в свой день рож де ния, я как раз про чел стра ни цы, где Вы упо ми на е те 6 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2011, 2 Па мя ти Иго ря Се ме но ви ча Кона меня и Ва ле рия Хмель ко, уди ви тель ное со впа де ние. Это было для меня за - ме ча тель ным под ар ком. Я по лу чил огром ное удо в ольствие от чте ния Ва - шей кни ги, и хо тел сра зу же Вас по бла го да рить за это, но сра зу не по лу чи - лось, а по том по всед нев ная су е та меня за е ла. А не дав но Мел вин Кон ска зал мне, что со би ра ет ся пи сать ав то би ог ра - фи чес кую кни гу о сво ем на учном пути и о сво их про ек тах, я ему рас ска зал, ка кую ин те рес ную кни гу Вы на пи са ли, и вспом нил, что так и не по бла го да - рил Вас. БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Ког да Вы были в Ки е ве, я го во рил Вам, что кни га “Со ци о ло гия лич нос ти” и статья “Пси хо ло гия пред рас суд ка” во мно гом опре де ли ли мою пе ре ква ли фи ка цию из ма те ма ти ка в со ци о ло га. Мне эта про фес сия (или ско рее про фес си о наль ный путь) очень нра вит ся, так что я чу вствую себя об я зан ным Вам и буду рад, если хоть чем-то смо гу быть по лез ным. Так что если бу дут ка кие-то дела, в ка ких смо гу по мочь — об я за тель но дай те знать. Ду маю, что у Мел ви на тоже дол жна по лу чить ся ин те рес ная кни га, у него в этом жан ре на пи са ны “Исто рия од но го про ек та” и “Два ви зи та в де рев ню моей ма те ри” (его мать ро ди лась в Укра и не) — с точ - ны ми на блю де ни я ми и мягким юмором. Все го Вам хо ро ше го. До сви данья. Во ло дя 14 но яб ря 2009 года Боль шое спа си бо, Во ло дя, доб рое сло во и кош ке при ят но. Эту кни гу люди вро де бы чи та ют, но сей час мало кто зна ет, где и как ее ку пить. Мои две по след ние кни ги — “Муж чи на в ме ня ю щем ся мире” и “Маль чик — отец муж чи ны” (ин фор ма ция о них есть на моем сай те) — тоже вро де бы вы зы ва ют ин те рес, обе есть и в элек тро нной фор ме, но ти раж оста ет ся ми зер ным, так что де нег это не дает. Вто рую кни гу чи тать явно сто ит, у нее нет в мире ана ло гов, и речь идет об об ще ин те рес ных ве щах. Там есть и ссыл ки на Мела. Сей час го то вит ся к из да нию третье, об нов лен ное из да ние “Клуб нич ки”, по сле ко то ро го меня воз не на ви дят еще боль ше — там по ка за но, что но вые ан ти пе до фи льские за ко ны осно ва ны на фаль си фи ци ро ван ных циф рах и да - ют ся без на деж ные про гно зы на бу ду щее. По нем но гу пишу кни гу “Бить или не бить?”. Обста нов ка в стра не гнус - ная, со от ве тствен но и на стро е ние. Кста ти, не под ска же те ли что-ни будь мо ло до му че ло ве ку, пе ре пис ку с ко то рым при ла гаю? При вет Ва ле рию и всем об щим зна ко мым ИК И да лее пись мо мо ло до го че ло ве ка и под роб ный от вет Кона. Мо ло дой че ло век, ко то рый ра бо та ет в од ном из ве ду щих цен тров Рос сии (с моей точ - ки зре ния, в са мом про фес си о наль ном со ци о ло ги чес ком цен тре), об ра ща ет - ся к Иго рю Кону с та кой про сьбой: “В по след нее вре мя я остро чу вствую не - дос та ток в зна ни ях, как про фес си о наль но (с по мощью про грамм) ра бо тать с дан ны ми ко ли чес твен ных опро сов — упро щен ная ин тер пре та ция дан ных меня пе ре ста ла устра и вать. Мог ли бы Вы мне по со ве то вать, на ка кие ме то - ды мне в пер вую оче редь сто ит об ра тить вни ма ние — я пы тал ся раз би рать ся са мос то я тель но, но про сто по кни гам у меня не получается”. Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2011, 2 7 Па мя ти Иго ря Се ме но ви ча Кона Ка ким дол жен быть ав то ри тет Иго ря Кона, что бы со труд ник это го цен - тра об ра тил ся не к сво им кол ле гам, за щи тив шим дис сер та ции по ана ли зу со ци о ло ги чес ких дан ных, а имен но к нему, хотя Игорь Кон ни ког да не за ни - мал ся ма те ма ти чес ки ми ме то да ми в со ци о ло гии! И да лее Кон са мым под - роб ным об ра зом на 4-х стра ни цах дает это му пар ню де таль ные прак ти чес - кие ре ко мен да ции, с чего на чать, к кому об ра тить ся да лее, а так же пред ла га - ет ему кон крет ную со дер жа тель ную за да чу для ре ше ния, сде лав при этом сле ду ю щее за ме ча ние: “Кста ти, Ваша со бствен ная мысль при этом бу дет раз ви вать ся успеш нее, чем при фор маль ном осво е нии ме то дов. Точ нее — это надо де лать па рал лель но”. Меня уди ви ло и об ра ще ние по это му воп ро су к Иго рю Се ме но ви чу, но еще боль ше та кое вни ма тель ное от но ше ние и та кой под роб ный от вет че ло - ве ку, ко то рый во об ще об ра тил ся не по ад ре су. И от вет Кона по ра зил об сто я - тель нос тью и прак тич нос тью. Меж ду про чим, я мно го лет чи тал курс ана ли - за дан ных, пока не при шел к вы во ду, что его усво е ние на мно го бо лее эф фек - тив но, если у че ло ве ка есть за да ча, ко то рую нуж но ре шить, и он, осва и вая тот или иной ме тод, ду ма ет, мож но ли с его по мощью ре шить эту за да чу. В на ших раз го во рах не раз шла речь о сай те, по свя щен ным сек со ло гии, Игорь Се ме но вич рас ска зы вал о пись мах, ко то рые он по лу чал, и о том, на - сколь ко от ста лы ми и дре му чи ми бы ва ют пред став ле ния о сек се и раз лич - ных его ас пек тах “в глу бин ке”. Это при во дит к дра мам и тра ге ди ям, ло ма ет судь бы лю дей. С по мощью сай та он пы тал ся по мочь этим лю дям, и мне даже труд но пред ста вить, сколь ко вре ме ни и сил это за ни ма ло. К тому же эта де я - тель ность встре ча ла боль шое со про тив ле ние раз лич ных групп и орга ни за - ций, ему угро жа ли, пы та лись со рвать лек ции, устра и ва ли на них скан да лы, как-то под ло жи ли под дверь му ляж взрыв но го устро йства. Бо лее того, на пад ки на него про дол жа ют ся даже по сле его смер ти. Так, гла ва Си но даль но го от де ла Рус ской пра вос лав ной цер кви про то и е рей Ди - мит рий Смир нов ска зал: “И вот се го дня, в этот пас халь ный день, Гос подь осво бо дил нас от того, что бы быть со граж да на ми это го че ло ве ка. По э то му, не смот ря на то, что про грес сив ное че ло ве чес тво и скор бит, но я ду маю, все ре ли ги оз ные люди в на шей стра не (и хрис ти а не, и му суль ма не, и иу деи) вос при ня ли эту весть с чу вством глу бо ко го, но ещё пока не по лно го удов лет - во ре ния” (http://rusk.ru/newsdata.php?idar=48154). При этом от но ше ние к Уса ме бен Ла де ну на мно го бо лее то ле ран тно: “Рус ская пра вос лав ная цер - ковь за я ви ла, что “не бу дет при ве тство вать то ли ко ва ние, ко то рое мы ви дим в не ко то рых стра нах” в свя зи со смер тью Уса мы бен Ла де на. “Кого бы ни на - стиг ла смерть, будь это са мый боль шой из верг или тер ро рист, его бу дет су - дить толь ко Бог”, — ска зал аг ентству Интер факс про то и е рей Ге ор гий Ро - щин, за мес ти тель гла вы Си но даль но го отде ла по свя зям цер кви и об щес тва” (http://rusnovosti.ru/news/144425). Грус тно, ког да люди не це нят тех, кто пред став ля ет со бой “соль зем ли”, ду хов ное бо га тство это го об щес тва, вы да ю щих ся пред ста ви те лей гу ма ни - тар ной куль ту ры, ка ким был Игорь Се ме но вич Кон. ВЛАДИМИР ПАНИОТТО, про фес сор НаУКМА 8 Со ци о ло гия: те о рия, ме то ды, мар ке тинг, 2011, 2 Па мя ти Иго ря Се ме но ви ча Кона