Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора

Статья посвящена исследованию древних жанровых форм крымскотатарского фольклора, таких как «алгъыш» и «къаргъыш». Возникновение этих понятий обусловлено сознанием первобытного человека, верой в магическую силу слова, заговора, заклинания. В древние времена считалось, что именно духи руководят пос...

Full description

Saved in:
Bibliographic Details
Date:2013
Main Author: Сеферова, Ф.А.
Format: Article
Language:Russian
Published: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 2013
Series:Культура народов Причерноморья
Subjects:
Online Access:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92889
Tags: Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
Journal Title:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Cite this:Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора / Ф.А. Сеферова // Культура народов Причерноморья. — 2013. — № 264. — С. 47-49. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-92889
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-928892025-02-09T23:32:07Z Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора Стародавні жанрові форми кримськотатарського фольклору Ancient folklore genre forms Crimean Tatar Сеферова, Ф.А. Вопросы духовной культуры – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Статья посвящена исследованию древних жанровых форм крымскотатарского фольклора, таких как «алгъыш» и «къаргъыш». Возникновение этих понятий обусловлено сознанием первобытного человека, верой в магическую силу слова, заговора, заклинания. В древние времена считалось, что именно духи руководят поступками людей, дают благословения или насылают проклятия. Стаття присвячена дослідженню древніх жанрових форм кримськотатарського фольклору, таких як «алг'иш» і «к'арг'иш». Виникнення цих понять обумовлено свідомістю первісної людини, вірою в магічну силу слова, змови, заклинання. У стародавні часи вважалося, що саме парфуми керують вчинками людей, дають благословення або насилають прокльони. Crimean Tatar folklore. As well as a verbal creation of other people. Reflects becoming of wold view, mentality of Crimean Tatar ethnos. In Crimean Tatar ceremonies, especially in wedding, we find the displays of a different sort of taboos and procedures of initiation. Crimean Tatars, continuing ancient traditions, with acceptance of Islam, naturaly, accepted all norms of Muslim religion which ordered the limitations and prohibitions. Thus, "алгъыш" and " къаргъыш" are the fruits of certain ideas and attitudes of the people. However, some expressions formed in connection with the ancient customs, traditions and customs, in the course of social history lost their original content. In the vocabulary of the Crimean Tatar language is quite a lot of expressions such as " озь башыны ашады» («съел свою голову»" ("eat your head"), къурбанынъ олайым («стану твоей жертвой») ("'ll be your victim"), " аягъынынъ алтында олейим» («да умру я у твоих ног»)" ("yes, I'm going to die at your feet") and etc. These expressions are typically used in a positive sense, but they can acquire the values and the curse. They belong to the period when people were strong belief in the ability to influence the course of events or illness by performing certain procedures ceremony. 2013 Article Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора / Ф.А. Сеферова // Культура народов Причерноморья. — 2013. — № 264. — С. 47-49. — Бібліогр.: 7 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92889 82.512.145."19":[17+111.852] ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Вопросы духовной культуры – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
spellingShingle Вопросы духовной культуры – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Вопросы духовной культуры – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Сеферова, Ф.А.
Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора
Культура народов Причерноморья
description Статья посвящена исследованию древних жанровых форм крымскотатарского фольклора, таких как «алгъыш» и «къаргъыш». Возникновение этих понятий обусловлено сознанием первобытного человека, верой в магическую силу слова, заговора, заклинания. В древние времена считалось, что именно духи руководят поступками людей, дают благословения или насылают проклятия.
format Article
author Сеферова, Ф.А.
author_facet Сеферова, Ф.А.
author_sort Сеферова, Ф.А.
title Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора
title_short Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора
title_full Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора
title_fullStr Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора
title_full_unstemmed Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора
title_sort древние жанровые формы крымскотатарского фольклора
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 2013
topic_facet Вопросы духовной культуры – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/92889
citation_txt Древние жанровые формы крымскотатарского фольклора / Ф.А. Сеферова // Культура народов Причерноморья. — 2013. — № 264. — С. 47-49. — Бібліогр.: 7 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT seferovafa drevniežanrovyeformykrymskotatarskogofolʹklora
AT seferovafa starodavnížanrovíformikrimsʹkotatarsʹkogofolʹkloru
AT seferovafa ancientfolkloregenreformscrimeantatar
first_indexed 2025-12-01T19:31:30Z
last_indexed 2025-12-01T19:31:30Z
_version_ 1850335553619230720
fulltext Вопросы духовной культуры – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ   47 Сеферова Ф.А. УДК 82.512.145."19":[17+111.852] ДРЕВНИЕ ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА Аннотация. Статья посвящена исследованию древних жанровых форм крымскотатарского фольклора, таких как «алгъыш» и «къаргъыш». Возникновение этих понятий обусловлено сознанием первобытного человека, верой в магическую силу слова, заговора, заклинания. В древние времена считалось, что именно духи руководят поступками людей, дают благословения или насылают проклятия. Ключевые слова: анимистические представления, традиция, аксиологические аспекты, фольклор. Анотація. Стаття присвячена дослідженню древніх жанрових форм кримськотатарського фольклору, таких як «алг'иш» і «к'арг'иш». Виникнення цих понять обумовлено свідомістю первісної людини, вірою в магічну силу слова, змови, заклинання. У стародавні часи вважалося, що саме парфуми керують вчинками людей, дають благословення або насилають прокльони. Ключові слова:, аксиологічні аспекти, традиція, фольклор. Summary. Crimean Tatar folklore. As well as a verbal creation of other people. Reflects becoming of wold view, mentality of Crimean Tatar ethnos. In Crimean Tatar ceremonies, especially in wedding, we find the displays of a different sort of taboos and procedures of initiation. Crimean Tatars, continuing ancient traditions, with acceptance of Islam, naturaly, accepted all norms of Muslim religion which ordered the limitations and prohibitions. Thus, "алгъыш" and " къаргъыш" are the fruits of certain ideas and attitudes of the people. However, some expressions formed in connection with the ancient customs, traditions and customs, in the course of social history lost their original content. In the vocabulary of the Crimean Tatar language is quite a lot of expressions such as " озь башыны ашады» («съел свою голову»" ("eat your head"), къурбанынъ олайым («стану твоей жертвой») ("'ll be your victim"), " аягъынынъ алтында олейим» («да умру я у твоих ног»)" ("yes, I'm going to die at your feet") and etc. These expressions are typically used in a positive sense, but they can acquire the values and the curse. They belong to the period when people were strong belief in the ability to influence the course of events or illness by performing certain procedures ceremony. Key words: traditions, axiolical aspects, folklore. Постановка проблемы. Формирование духовности общества невозможно без изучения культурных явлений и традиций прошлого. В устном творчестве крымских татар, как и в фольклоре других народов, отразились миропонимание, ментальность, представления и верования крымскотатарского этноса. Автором статьи рассмотрен широчайший круг источников, среди которых работы А.Н.Бернштама, З. Фрейда, Эвлия Челеби, Дортелли д Асколи, Эшрефа Шемьи-заде, М.Велиджанова, Дж.Бекирова, Ш.Энвера и др. Собранные воедино, систематизированные и проанализированные сведения о древних жанровых формах крымскотатарского фольклора из столь обильного материала позволили автору статьи осветить такие виды фольклора, которые до настоящего времени не были предметом специального научного исследования. К ним, в частности, относятся такие формы народно-поэтического творчества, как «алгъыш» («благопожелания») и «къаргъыш» («проклятия»). Считаем целесообразным, прежде всего, сосредоточить наше внимание на этимологии, формировании слов «алгъыш» и «къаргъыш». Общеизвестно, что анимистические представления и верования сыграли важную роль в появлении и использовании такого понятия, как «силы», делившиеся на светлые и тёмные или же «духи», делившихся на «добрых» и «злых». Возникновение этих понятий обусловлено сознанием древнего человека, верой в магическую силу слова, заговора, заклинания. Так, в работе А.Н. Бернштама «Жилище Крымского предгорья» мы находим описание дома, хозяйственных построек и двора крымских татар конца ХIХ – начала ХХ века: «…К колонне дома на террасе прикрепляют голову барана, которого режут во время праздника Курбан-Байрам. Череп при жилище обыкновенно служит выражением некоего священного покровительства по отношению к дому… – пишет учёный.– Форма такого почитания есть пережиточная форма тотемизма у крымских татар. Подобное же мы наблюдаем и с головой лошади, что, однако, имеет отношение не к одному жилищу, а ко всему хозяйству. Голова лошади вешается на плетень, окружающий дом, или укрепляется возле хозяйственной постройки» [1, 39]. Существовало мнение, что именно они, эти силы, эти духи, способствуют осуществлению желаний людей, управляют жизнью человека и определяют его поступки и дела. Возможно, что «ал-» и «къар-» в словах «алгъыш» и «къаргъыш» в действительности являются названиями духов, сил. Существенно, первое относится к духу – покровителю добра, а второе – к покровителю зла. Эти слова полисемичны. Например, «ал», кроме других значений, может выступать в значениях «положение», «состояние», «самочувствие», «обстоятельство», «румяный». Перечислять все слова, в словообразованиях которых участвует «ал-», нет надобности. С древних времён с помощью соответствующих слов и аффиксов люди создавали из «ал» и «къар-(-а)» всевозможные пожелания добра, удачи и проклятия. К ним относятся такие по сей день бытующие выражения «къара язы» («злая участь»), «къара кунь» («чёрный день»), «бахты къара» («чёрное счастье», т.е. «несчастье»), «къара су» («чёрная вода»), «къарсанба» («беда, напасть»), «къара яндыкъ» («чертополох»), «къаратикен («дурман») и др. Особого внимания заслуживает, по-нашему мнению, слово «къаарь». Как известно, в активной лексике современного крымскотатарского языка и в настоящее время употребляются такие выражения, как «мен къаарьлендим», «мени къаарь басты», «къара язылы» и т.д. В таких выражениях «къара», связанное с понятием страха, ужаса, наваждения, холода является названием тёмной силы, злого духа. Приведём пример из эпического произведения «Эдиге бий», где Эдиге обращается к своему противнику: « Кемал улу, кок Джанбай! Кери сёзли ит Джанбай! Сен къаранынъ улусынъ, Пул бергеннинъ къулусынъ»[5, 40]. Сеферова Ф.А. ДРЕВНИЕ ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА 48 В древние времена считалось, что именно духи дают благословение или насылают проклятия, оберегают от опасностей, руководят поступками людей, «защищают людей от могущества и гнева богов и демонов, от опасностей, охраняют важные жизненные акты (инициация, брак, роды и т.д.)» [2, 37-39]. Страшным воздействием на человеческую психику обладает, по свидетельству доминиканца Дортелли Д,Асколи, «къаргъыш» – проклятие. 1634году, будучи в Кафе (Татарии) он отмечает: «На улицах главных городов стоят «фалджи» и «бакъыджи», как их называют, которые видят и предсказывают вопрошающим будущее, хорошее или дурное, гадая на книгах, на бардаках или крытых сосудах с водой, на костях, на стрелах. Но больше всего они прибегают к сглазу, называемому у них «назарлыкъ». Я был свидетелем изумительного действия оного особенно на женщин. Так, например, достаточно сказать женщине: «О какие чудные глаза! – и тотчас глаза у нея начинают слезиться и болеть, а затем она слепнет или же, намекая на работу девушки произнести: «Как хорошо она работает! – и немедленно руки девушки начинают дрожать, или же ея палец повреждается и т.п.»[3]. К словесной магии в её чистом виде можно отнести многочисленные «алгъышлар» – традиционные благопожелания. Приведём один из алгъышей, которое произносится в дни Къурбан байрам (Праздника жертвоприношения): «Сойгъанынъ къабул олсун, Эджелинъ сабыр олсун, Дюньянъ мамюр олсун. Бу эвден алгъыш кетмесин, Бу эвге къаргъыш етмесин, Аман адам айткъандже Танъры этмесин, Танърымыз алгъыш этсин [6]. К словесной магии можно отнести и «юкъу алгъышы» – заговор сна. Мать напевает его ребёнку, когда тот капризничает, долго не засыпает: «Юкъла, балам, юкъла айя-ай, Юкъу ананъ, санъа бал кетирди айя-ай. Узакълардан санъа сют кетирди айя-ай Юкъу анасы юкъла деди айя-ай» [6]. Существовало также и «йылан алгъыш» – «заклинание змей»: «Сары йылан, юрт йылан, Секиргенинъ – эр йылан, Йылышкъанынъ – чабик йылан, Юванъа кир йылан,Эткенинъни биль йылан. Мени, йылан, агълатма, Зеэринъи ал йылан, Зеэринъи алмасанъ, Къартана бетинъе тюкюрир, йылан» [7]. Отметим, что алгъыш начинается с восхваления змеи, от неё переходят к просьбе и заканчивается угрозой. Следует отметить, что этот алгъыш считается действенным только в устах немногих людей, обладающих особыми способностями. В крымскотатарском фольклоре существуют фольклорные жанры, показывающие роль птиц в проклятиях– «къаргъыше». Общеизвестно почитание лебедя не только крымскими татарами, а также всеми тюркскими народами. Лебедь считался священной птицей: разорять гнездо, убивать лебедя запрещалось. Тем не менее, в эпосе «Эдиге бий» хан Тахтамыш проклинает священных птиц: «Акъкъу къушлар, къаз къушлар, Сизни сунгъур, боз къушлар Къанатынъыз толдырып Башынъызны къайырсын! Эдигенинъ улы Нураддин – Алла бермесин мурадын Мени юрттан айыргъач Сизни де гольден айырсын!»[5,45]. Мотив проклятия звучит и в эпосе «Таир и Зоре». Зоре, провожая, Таира в город Мердим, поёт: «Гидер исенъ огърунъ олсун, Мердим шеэр ёлунъ олсун. Менден гъайры яр севсенъ, Джеллятлар бойнунъ урсун! Гидер исенъ огърунъ олсун, Дерья-денъиз ёлунъ олсун. Менден гъайры яр севсенъ, Эки де козюнъ кёр олсун» [5, 95]. Таким образом, «алгъыш» и «къаргъыш» являются плодами определённых представлений и взглядов народа. Вместе с тем некоторые выражения, образованные в связи с древними обычаями, традициями и обрядами, в ходе общественно-исторического развития утрачивали первоначальное содержание. В словарном составе крымскотатарского языка довольно много таких выражений, как «озь башыны ашады» («съел свою голову»), къурбанынъ олайым («стану твоей жертвой»), «аягъынынъ алтында олейим» («да умру я у твоих ног») и т.д. Эти выражения употребляются обычно в положительном смысле, но могут приобрести и значения проклятия. Они относятся к тому периоду, когда в людях была сильна вера в возможность повлиять на ход событий или болезни путём выполнения определённой процедуры, обряда. Например, в эпосе «Эдиге бий» Эдиге говорит: «Шу кетиште кетермен Темирхан магъа къол берсе, Худайым магъа ёл берсе, Шу Токътамыш ханынъны Аякъ асты хор этермен!» [5,44]. Известно, что материнское слово, клятва, молоко всегда считались священными. В сказках и дестанах даже дивы, пери не нарушали материнской клятвы и благославляли мужественного героя на подвиг словами: «ананъы сютю санъа элял олсун» («да будет тебе впрок материнское молоко»). Материнское молоко считалось целебным средством. Считалось, что отцовское проклятие действеннее материнского, потому что материнское молоко будто бы ослабляет силу её проклятия. Мать могла проклясть неблагодарное дитя словами: «Сютюм бурнунъдан кельсин» (досл. «да выльется моё молоко у тебя из носа») – да не будет впрок тебе моё молоко [6]. Выводы и перспектива. На основе тщательного анализа указанных фольклорных произведений, мы приходим к выводу, что происхождение «алгъыш» (благопожелания ) и «къаргъыш» (проклятия) связано с древними представлениями и верованиями людей, с периодом неоформившегося человеческого сознания. Исследование этих древних жанровых форм, окажет большую помощь филологам, историкам, этнографам, востоковедам, всем, кто интересуется фольклором и историей крымских татар. Источники и литература: 1. Бернштам А. Н. Жилище крымского предгорья // Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре. – Симферополь: Доля, 2005.–С.39-41. Вопросы духовной культуры – ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ   49 2. Фрейд З.Тотем и табу.– СПб.:Азбука-классика, 2006, – 256с. 3. Дортелли Д’Асколи. Описания Черного моря и Татарии 1634 год. – Одесса. 1902. – 86 с. 4. Шевкет Энвер. Архаичные элементы народной свадебной обрядности и обычаев крымтатар. // Къасевет.– 1990.–№1 (18).–С.16 – 22. 5. Къырымтатар халкъ агъыз яратыджылыгъы: Хрестоматия:Пед. Ин-тынынъ филология фак. Къырымтатар тили ве эдебияты болюгининъ студ.ичюн (Тертип этиджи Д.Бекиров).– Т.:Укитувчи, 1991.–241б. 6. Наша беседа с информатором Эльмирой Коки. (Род. в1936г. с.Корбек Алуштинского р-на).Записи на фольклорной практике. 24.07. 2011г. 7. Наша беседа с информатором Эскендером Мустафаевым (Род. в1928г. с.Темирчи Алуштинского р-на). Записи на фольклорной практике 12.07.2011г. Таймазова Л.Л. УДК 821.512.161 ИСПОВЕДАЛЬНОЕ НАЧАЛО В РОМАНЕ О. ПАМУКА «МУЗЕЙ НЕВИННОСТИ» Аннотация. В современном мире на роль доминирующего культурного течения в последние годы с все большим основанием претендует постмодернизм, который постепенно охватывает все новые сферы искусства. Интересной представляется задача проследить судьбу исповедального жанра в постмодернистской литературе и выявить специфику современного понимания исповеди. Рабочим материалом для последующего исследования послужил анализ романа известного современного турецкого писателя О. Памука «Музей невинности». Ключевые слова: постмодернизм, исповедь, авторская маска. Анотація. У сучасному світі на роль домінуючого культурного течії в останні роки з все більшою підставою претендує постмодернізм , який поступово охоплює все нові сфери мистецтва. Цікавою видається завдання простежити долю сповідувального жанру в постмодерністської літератури і виявити специфіку сучасного розуміння сповіді. Робочим матеріалом для подальшого дослідження послужив аналіз роману відомого сучасного турецького письменника О. Памука « Музей невинності ». Ключові слова: постмодернізм , сповідь , авторська маска. Summary. In today's world, the role of the dominant cultural currents in recent years, with all the more reason to pretend postmodernism, gradually covering new areas of art. An interesting problem is to trace the fate of the confessional genre in postmodern literature and reveal the specifics of modern understanding of confession. Working papers for the subsequent investigation was the analysis of the novel known contemporary Turkish writer O. Pamuk «The Museum of Innocence». In his new novel, the author explores the recesses of the human soul, in which the self, time and space are transformed into what is called a true and life. In addition to the novel traces a reflection of contemporary reality, understanding and interpretation of which is essential in every country. The primary basis for the narrative Pamuk – a game with the text and the reader , the desire to engage him in weaving the events thus – dissolve in the world of their own symbols and signs. Unique style of presentation. The phrases are intertwined verbal art and philosophical reasoning. The structure of the sentence reflects both the unity and fused experience and ruggedness of emotional moments. This letter is similar to the style of Proust , one of my favorite writers O. Pamuk. Keywords: postmodernism , confession, the author's mask . Литература XXI века – это литература авторских художественных моделей. В произведениях современных писателей происходит сращение приемов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой: глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с мистическими элементами, история восприниматься через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях. Развитие литературы «в переходную для турецкого общества эпоху рубежа ХХ – ХХI веков характеризуется ломкой прежнего реалистического канона с его установкой на образно-миметическое отражение материального мира, в основе которого лежит эстетическая триада “истина-добро-красота”, а также формированием нового эстетического качества» [6, с. 3]. Турецкая литература последних десятилетий прошла сложный путь от простого подражания европейским образцам до завоевания неподдельного интереса к себе. В середине 1980-х годов в Турции сформировался постмодернизм так называемой «первой волны», в которой доминирует «лирическая струя». И это очень четко прослеживается в творчестве Орхана Памука: его постмодернизм назван «меланхолическим». Творчество Орхана Памука уникально и разнообразно. Своими произведениями он сумел углубить представление о национальном характере и истории Турции. Романы О. Памука более двадцати лет входят в списки мировых бестселлеров, и читательский интерес к ним ничуть не угасает. Он сам, и его творчество вызывают полярное к писателю отношение: жесткая критика его взглядов и восторженное приятие его произведений. В связи с этим представляется актуальным исследование творчества одного из самых ярких представителей нового поколения писателей – Орхана Памука, в произведениях которого наиболее полно нашли отражения постмодернистские веяния (в том числе и категория исповедальности) современного литературного процесса. Отметим также, что исповедальность сегодня оказывается шире собственно