«Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта)
Статья посвящена исследованию классической традиции определения пророческого дара как судьбы поэта и ответственности гения в русской поэзии XIX – XX вв.
Saved in:
| Date: | 2014 |
|---|---|
| Main Author: | |
| Format: | Article |
| Language: | Russian |
| Published: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2014
|
| Series: | Культура народов Причерноморья |
| Subjects: | |
| Online Access: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93341 |
| Tags: |
Add Tag
No Tags, Be the first to tag this record!
|
| Journal Title: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Cite this: | «Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) / И.А. Курьянова // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 276. — С. 49-51. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93341 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-933412025-02-09T20:40:06Z «Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) «Темен жребий русского поэта ...» (А. Пушкін, М. Лермонтов, М. Волошин про роль і долю поета) "Parietal lot Russian poet ..." (А. Pushkin, М. Lermontov, M. Voloshin about the role and fate of the poet) Курьянова, И.А. Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ Статья посвящена исследованию классической традиции определения пророческого дара как судьбы поэта и ответственности гения в русской поэзии XIX – XX вв. Стаття присвячена висвітленню класичної традиції визначення пророцького дару як долі й відповідальності генія у російській поезії XIX – XX ст. The article covers the classical tradition peculiar to Russian poetry of XIX - XX centuries of relating the poet's destiny with their gift of prophecy, as well as a consequent heavy responsibility of genius associated with that gift. 2014 Article «Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) / И.А. Курьянова // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 276. — С. 49-51. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93341 008.930.85 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ Курьянова, И.А. «Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) Культура народов Причерноморья |
| description |
Статья посвящена исследованию классической традиции определения пророческого дара
как судьбы поэта и ответственности гения в русской поэзии XIX – XX вв. |
| format |
Article |
| author |
Курьянова, И.А. |
| author_facet |
Курьянова, И.А. |
| author_sort |
Курьянова, И.А. |
| title |
«Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) |
| title_short |
«Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) |
| title_full |
«Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) |
| title_fullStr |
«Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) |
| title_full_unstemmed |
«Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) |
| title_sort |
«темен жребий русского поэта…» (а. пушкин, м. лермонтов, м. волошин о роли и судьбе поэта) |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2014 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93341 |
| citation_txt |
«Темен жребий русского поэта…» (А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин о роли и судьбе поэта) / И.А. Курьянова // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 276. — С. 49-51. — Бібліогр.: 8 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT kurʹânovaia temenžrebiirusskogopoétaapuškinmlermontovmvološinoroliisudʹbepoéta AT kurʹânovaia temenžrebiirusskogopoétaapuškínmlermontovmvološinprorolʹídolûpoeta AT kurʹânovaia parietallotrussianpoetapushkinmlermontovmvoloshinabouttheroleandfateofthepoet |
| first_indexed |
2025-11-30T14:36:48Z |
| last_indexed |
2025-11-30T14:36:48Z |
| _version_ |
1850226413851901952 |
| fulltext |
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ
49
Курьянова И.А. УДК 008.930.85
«ТЕМЕН ЖРЕБИЙ РУССКОГО ПОЭТА…»
(А. ПУШКИН, М. ЛЕРМОНТОВ, М. ВОЛОШИН О РОЛИ И СУДЬБЕ ПОЭТА)
Аннотация. Статья посвящена исследованию классической традиции определения пророческого дара
как судьбы поэта и ответственности гения в русской поэзии XIX – XX вв.
Ключевые слова: А. Пушкин, М. Лермонтов, М. Волошин, поэт-пророк.
Анотація. Стаття присвячена висвітленню класичної традиції визначення пророцького дару як долі й
відповідальності генія у російській поезії XIX – XX ст.
Ключові слова: О. Пушкін, М. Лермонтов, М. Волошин, поет - провидець
Summary. The article covers the classical tradition peculiar to Russian poetry of XIX - XX centuries of relating
the poet's destiny with their gift of prophecy, as well as a consequent heavy responsibility of genius associated
with that gift.
Keywords: A. Pushkin, M. Lermontov, poet-prophet
От других творцов серебряного века Максимилиана Волошина отличает огромная амплитуда тем,
стилей, жанров, форм, настроений, блужданий духа от мистики и эзотерики, до страстной гражданской
лирики. «Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить» («Сквозь сеть алмазную
зазеленел восток…», 1904 г.) - поэтическое и жизненное кредо художника [1. c. 46], воплотившееся в
многообразии его творчества.
Важно, что и символистская отвлеченность, и увлечение антропософией не помешали поэту видеть и
понимать вполне земные проблемы. И еще одной важной особенностью Волошина была страстная,
глубокая, сыновняя, всепонимающая любовь к Родине. «Дух мой в России...», - пишет Волошин, живя в
Париже, уже тогда, в 1906 г., ощущая, что «в мире клубятся кровавые сны...» («Вослед» 1906 г.) [1. с. 66-
67], и возвращается на Родину как раз в то время, когда большинство деятелей искусства уезжает во
Францию, подальше от революции. «Когда мать больна, дети ее остаются с нею», - ответил он А. Толстому
на предложение уехать за границу [2]. «Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так
умирать с тобой - И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!» («На дне преисподней», 1922) [3. с. 184].
«Все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой…», - запишет
М. Волошин в «Автобиографии» [1. с. 351]. Марина Цветаева свидетельствовала: «Макса Волошина в
Революцию дам двумя словами: он спасал красных от белых и белых от красных…» [5. с. 69]. «А я стою
один меж них В ревущем пламени и дыме, И всеми силами своими Молюсь за тех и за других
(«Гражданская война», 1919 г.).
В эти бессмысленные и жестокие годы, стараясь находиться «над схваткой», поэт объезжает Крым «с
безнадежной задачей по охране художественных и культурных ценностей» [2], читает лекции в Народном
университете, участвует в организации художественных мастерских, спасает от разграбления музеи и
библиотеки, людей – от гибели.
Но самое главное дело его жизни в этот период – создание из своего дома первого в стране Дома
творчества. «Это был летний приют преимущественно для интеллигенции, положение которой в Советской
России было достаточно неуютным, – пишет исследователь творчества Волошина В. П. Купченко. –
Выброшенные, в большинстве, из привычного быта, травмированные выпавшими на долю каждого
испытаниями, с трудом сводящие концы с концами, они находили в Доме поэта кров, отдых от сумятицы
больших городов, радушного и чуткого хозяина, насыщенное, без оглядки, общение с близкими по духу
людьми. Здесь все были равны и единственное, что требовалось от каждого, – «радостное приятие жизни,
любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни», как писал Волошин 24 мая 1924 г.
А.И. Полканову» [2].
Разрухе, царившей в мире, сотрясаемом революциями и войнами, поэт-философ противопоставил
созидание, строительство. М. Волошин нашёл свой способ собирания распадающихся связей бытия. Его
дом в Коктебеле стал домом для многих. Глобальному разобщению гражданской войны Максимилиан
Александрович противопоставил собирательство, положив в его основу славянскую идею Соборности –
единения всех и со всеми. Строительство Дома для жизни людей, искусства, культуры в страшные
неуютные разрушительные годы гражданской войны и революций, дома, чьи «двери открыты всем, даже
приходящему с улицы…" (из письма Волошина) – свидетельство определенной и четкой гражданской
позиции поэта, его человеческого мужества, свободы:
Творческий ритм - от весла, гребущего против теченья.
В смутах усобиц и войн постигать целокупность,
Быть не частью, а всем: не с одной стороны, а с обеих.
Зритель захвачен игрой - ты не актер и не зритель,
Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.
В дни революции быть Человеком, а не Гражданином:Помнить, что знамена, партии и программы
То же, что скорбный лист для врача сумасшедшего дома. Быть изгоем при всех царях и
народоустройствах:Совесть народа – поэт…(«Доблесть поэта», 1925 г.) [3. с. 197].
Размышления о судьбе и роли поэта – тема для русской поэзии не новая. За сто лет до Волошина, в
первой четверти девятнадцатого века вдохновенно зазвучала тема поэта-пророка, певца свободы,
посланного Богом в мир «трубить» и «вещать» Истину в творчестве романтиков поэтов-декабристов
Вильгельма Кюхельбекера, Федора Глинки. И, конечно, первый в этом ряду «Пророк» А. Пушкина - поэзия
Курьянова И.А.
«ТЕМЕН ЖРЕБИЙ РУССКОГО ПОЭТА…» (А. ПУШКИН, М. ЛЕРМОНТОВ, М. ВОЛОШИН О РОЛИ
И СУДЬБЕ ПОЭТА)
50
страстная, масштабная, философская. Написано это произведение уже после трагедии, после казни
декабристов, когда уже и «грудь рассекли», и «сердце трепетное вынули». Величие и мудрость Пушкина в
том, что, перестрадав и получив «угль, пылающий огнем», поэт-пророк внял Божественной Истине:
предназначение поэта «глаголом жечь сердца людей»! И нет сильнее оружия, чем Слово!
Другой молодой поэт, пришедший на смену Александру Пушкину, возмужавший в трагические
времена Михаил Лермонтов, незадолго перед ранней смертью также написал «Пророка», полного скепсиса
и неверия. У этого поэта есть «глагол», и он им «жжет» и «мучит» людей. Но толпа отвернулась от него, и
не хочет его слышать, и гонит. И нет выхода. Только смерть.
Потом придет время деятельных оптимистов разночинцев-революционеров, и Николай Некрасов в
поэме «Поэт и гражданин» уверенно воскликнет: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть
обязан»! Эта фраза, ставшая афоризмом, воспринятая поверхностно и однобоко, долгие годы будет
девизом искусства соцреализма, определив приоритет идеологии над поэзией.
Но судьба истинных поэтов в любые времена и в любых обстоятельствах служить Истине и своему
предназначению, чем бы им это не угрожало. «В дни революции быть Человеком, а не Гражданином» –
призывает Макс Волошин, именно так определяя доблесть поэта в одноименном стихотворении. Этот
нарочитый парафраз подчеркивает идею свободы творца от участия в грязных и кровавых делах политики.
В одном из стихотворений без названия Максимилиан Волошин практически пересказал пророков
классиков русской поэзии:
В полдень был в пустыне глас:
«В этот час
Встань, иди и всё забудь...
Жгуч твой путь»…
Вестник огненных вестей,
Без путей
Прочь ушел я от жилищ,
Наг и нищ.
(«В полдень был в пустыне глас…» 1910 г.) [4]
Думается, что Волошин не случайно не дал этому стихотворению названия, оно читается между строк и
прямые указания были бы лишними. Эта поэтическая перекличка указывает на то, что поэт вполне осознал
свое предназначенье и уже ощутил «жгучесть» и неотвратимость этого пути. Предназначение поэта – быть
Пророком. Но люди боятся Истины. И потому «доблесть поэта» еще и в том, чтобы «быть изгоем при всех
царях и народоустройствах».
Судьбы трех поэтов, осознавших свой пророческий дар, и до конца исполнивших свое предназначенье,
перекликаются и укладываются в волошинскую формулу: «изгнанники, скитальцы и поэты…»:
И никогда - ни счастье этой боли,
Ни гордость уз, ни радости неволи,
Ни наш экстаз безвыходной тюрьмы
Не отдадим за все забвенья Леты!
Грааль скорбей несем по миру мы -
Изгнанники, скитальцы и поэты!
(«Corona astralis» (Звездная корона), 1909 г.) [1. с. 121].
Конечно, эта формула верна не только для судеб этих трех русских поэтов. «Совесть народа - поэт…»,
смелый выразитель его дум и чаяний не может не быть «изгоем при всех царях и народоустройствах…».
Другу Пушкина В. Кюхельбекеру принадлежат такие строки: «Горька судьба поэтов всех племен Тяжеле
всех судьба казнит Россию» (1845г.) [6]. Спустя много лет, уже в начале ХХ века, М. Волошин напишет:
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот….
(«На дне преисподней», 1922 г.)
Из этих слов явствует, что во все времена легкой судьбы истинному поэту не было дано. Особенно
поэту русскому. Как и многие другие поэты, А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Хлебников, М. Цветаева,
М. Волошин провидел не только свою личную трудную судьбу, но и судьбу своей страны: «Я заклинал
твои судьбы, Россия, С углем на сердце, с кляпом во рту…» («Четверть века»). Профетизм Волошинского
духа сравним с библейским. Поэзия этого периода наполнена религиозным смыслом и образами, о чём
свидетельствуют названия стихотворений: «Демоны глухонемые», «Неопалимая купина», «Ангел мщенья»
и другие. Вне библейского духа невозможно понять волошинское творчество этого периода и, тем более,
оценить его жертвенную жизнь. С ней сплелась русская идея, прорастающую сквозь историческую почву в
таких программных произведениях как «Протопоп Аввакум», «Россия», «Дикое поле», «Владимирская
богоматерь», идея гибели и преосуществления в духе, вечного торжества России. «Его вывод – пишет
исследователь творчества М. Волошина Э. Менделевич, - чисто христианский: муки России, это муки
искупления грехов человечества, муки рождения справедливости» [7. с. 48].
Мы погибаем, не умирая,
Дух обнажаем до дна.
Дивное диво - горит, не сгорая,
Вопросы духовной культуры – КУЛЬТУРОЛОГИЯ
51
Неопалимая Купина!
(«Неопалимая купина», 1919 г. [8]).
Источники и литература:
1. Максимилиан Волошин. Стихотворения. – Москва. – «Книга»,1989. – 544 с.
2. Максимилиан Волошин. История моей души. – Составитель : Купченко В. П. –
lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/kv_pref.htm.
3. Максимилиан Волошин. Коктебельские берега. – Симферополь. – Таврия, 1990. – 248 с.
4. Максимилиан Волошин. Стихотворения и поэмы : В 2 т. / Т. 2. – YMCA-Press, 1984. – 590 с.
5. М. Цветаева. Живое о живом (Волошин). – Санкт-Петербург, 1993. – 73 с.
6. Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. – Л. – Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.). –
1344 с.
7. Эммануил Менделевич. «Пойми простой урок моей земли…» Статьи о Максимилиане Волошине. –
Орел, 2001. – 159 с.
8. М. Волошин. Звезда полынь. – М. – Комсомольская Правда, 2013. – 239 стр.
Лысикова Н.П. УДК 159.923
РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
ИМИДЖА ПЕДАГОГА
Аннотация. В условиях изменения системы образования, конкуренции между вузами возрастает роль
профессионально-личностного имиджа педагога. Имидж следует постоянно корректировать с учетом
изменения социальных условий и конъюнктуры, внешнего образа и личностных возможностей. Для
совершенствования процесса формирования имиджа педагога следует использовать предлагаемые
ресурсы: требования, предъявляемые к профессии педагога, конкретные условия педагогической
работы, наличие перспектив в профессиональной карьере, профессиональные и личностные
характеристики педагога, профессиональная среда.
Ключевые слова: профессионально-личностный имидж педагога, имидж образовательной организации,
имидж персонала, ресурс, ментальность, составляющие имиджа, карьера.
Анотація. В умовах зміни системи освіти, конкуренції між вузами зростає роль професійно-
особистісного іміджу педагога. Імідж слід постійно коригувати з урахуванням зміни соціальних умов і
кон'юнктури, зовнішнього образу і особистісних можливостей. Для вдосконалення процесу формування
іміджу педагога слід використовувати пропоновані ресурси: вимоги до професії педагога, конкретні
умови педагогічної роботи, наявність перспектив у професійній кар'єрі, професійні й особистісні
характеристики педагога, професійне середовище.
Ключові слова: професійно-особистісний імідж педагога, імідж освітньої організації, імідж персоналу,
ресурс, ментальність, складові іміджу, кар'єра.
Summary. The role of the professional and personal image of the teacher increases in a changing education
system and competition between universities. The image must be continuously adjusted to the changing social
conditions and the environment, the external image and personal opportunities. In our opinion, to improve the
process of forming the image of the teacher should use resources such as the conditions of pedagogical work, the
prospects in career, professional and personal characteristics of the teacher and professional environment.
Keywords: professional and personal image of the teacher, image of an educational organization, image of staff,
resource, mentality, components of the image, career.
Формирование профессионально-личностного имиджа, в котором подчеркиваются сильные и
скрываются слабые стороны, становится потребностью и необходимостью для педагога, кафедры, вуза,
чтобы успешно развиваться, быть востребованными и конкурентоспособными, мобильными и
маневрированными на рынке труда и услуг.
Внимание к имиджу актуализируется в связи с возможностью выбора образовательной организации,
острой конкуренцией на политическом, финансовом, экономическом, потребительском, интеллектуальном,
культурно-образовательном рынках. Поскольку имидж представляет, по сути, образ, сложившийся в
сознании окружающих людей, можно утверждать, что он существует независимо от того, сформирован
сознательно, с использованием определенного алгоритма, технологий, инструментария, при участии
имиджмейкеров, или, наоборот, сложился стихийно. Отметим, что процессы становления имиджа
образовательной организации и его сотрудников осуществляются параллельно и начинаются на стадии
формирования вуза или профессиональной группы (кафедры, подразделения) вне зависимости от того,
хотят или не хотят члены педагогического коллектива быть его носителями.
Современное образовательное учреждение существует в условиях жестких рыночных отношений,
конкуренции, поэтому формирование позитивного имиджа на уровне организации и педагога является
актуальной проблемой. Основной целью данной статьи является выделение и анализ основных ресурсов
формирования позитивного профессионально-личностного имиджа педагога, которые позволят ускорить
данный процесс и добиться более качественных результатов.
Основными ресурсами становления успешного имиджа современного педагога высшей школы
являются следующие:
основные требования, предъявляемые к профессии педагога;
конкретные условия педагогической работы;
|