Язык и этнос, единство и взаимосвязь
Збережено в:
| Дата: | 1997 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
1997
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93843 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Язык и этнос, единство и взаимосвязь / А.С.Мазинов // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 279-280. — Бібліогр.: 4 назв. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93843 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-938432025-02-23T17:37:19Z Язык и этнос, единство и взаимосвязь Мазинов, А.С. Материалы III научных чтений 1997 Article Язык и этнос, единство и взаимосвязь / А.С.Мазинов // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 279-280. — Бібліогр.: 4 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93843 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Материалы III научных чтений Материалы III научных чтений |
| spellingShingle |
Материалы III научных чтений Материалы III научных чтений Мазинов, А.С. Язык и этнос, единство и взаимосвязь Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Мазинов, А.С. |
| author_facet |
Мазинов, А.С. |
| author_sort |
Мазинов, А.С. |
| title |
Язык и этнос, единство и взаимосвязь |
| title_short |
Язык и этнос, единство и взаимосвязь |
| title_full |
Язык и этнос, единство и взаимосвязь |
| title_fullStr |
Язык и этнос, единство и взаимосвязь |
| title_full_unstemmed |
Язык и этнос, единство и взаимосвязь |
| title_sort |
язык и этнос, единство и взаимосвязь |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
1997 |
| topic_facet |
Материалы III научных чтений |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93843 |
| citation_txt |
Язык и этнос, единство и взаимосвязь / А.С.Мазинов // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 279-280. — Бібліогр.: 4 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT mazinovas âzykiétnosedinstvoivzaimosvâzʹ |
| first_indexed |
2025-11-24T05:59:55Z |
| last_indexed |
2025-11-24T05:59:55Z |
| _version_ |
1849650310190989312 |
| fulltext |
Мазинов А.С.
Язык и этнос, единство и взаимосвязь.
Определяя этнологию, как науку, возникшую на стыке нескольких дисциплин, что
весьма характерно для многих направлений научного исследования, появившихся в ХХ
веке, отдавая дань таким ее важным составляющим, как история, археология, экономи-
ческая география, этнография, антропология, часто отодвигают на задний план, а по-
рою и вовсе игнорируют лингвистическую компоненту, мотивируя свой отказ возмож-
ностью заимствований, неточностью самоназваний многих народов и случающейся
сменой этносом языка.
Существует и другая точка зрения, появившаяся задолго до возникновения со-
временной этнологии. Наиболее интересно она сформулирована в работе одного из ос-
новоположников этнографии Э.Б. Тайлора "Первобытная культура". Автор считает:
"Без сомненья, язык сам по себе еще недостаточная путеводная нить для определения
происхождения народа... Но все-таки при обыкновенных обстоятельствах общность
языка указывает, как правило, и на общность предков. Как путеводитель в истории ци-
вилизации язык доставляет еще лучшие свидетельства, чем в области этнологии, так
как общность языка в большинстве случаев предполагает и общность культуры."i Л.Н.
Гумилев в своих работах отмечал, что в этнологическом исследовании важно как мож-
но более полно обобщить данные всех наук, доступные для этнологического анализа.
Для выяснения истины, в конечном итоге, не имеет решающего значения гуманитар-
ность или естественность той или иной науки. Особенность современной этнологии -
обобщение всех возможных данных об изучаемом народе. При анализе языкового ма-
териала, имея множество детализированных данных о заимствованиях или изменении
заимствованных слов на местной почве, этнолог будет заинтересован в выведении обь-
единяющего все эти данные результата.
В современном языкознании можно выделить "археолингвистику": так, наверное,
следует назвать попытки воссоздания "праязыков".
Учитывая, что этнолингвистика будет включать в себя данные других разделов
языкознания, следует определить ее отличительные черты. В чем ее отличие, например,
от наиболее близких к ней попыток воссоздания древних языков, праязыков?
В первую очередь – то, под каким углом рассматривается языковой субстрат: как
язык развивающегося этноса отразил это развитие, какие изменения он претерпел в
результате тех или иных культурных, материальных или физических изменений этноса,
какие отличительные черты появились в языке в результате этих изменений? С чем
связано сохранение старых лексем, морфем, форм в новом языковом материале?
В этом случае этнолигвистика близка к социолингвистике, так как рассматривает
зависимость языка и его носителя в социальном аспекте.
Выявление закономерностей освоения этносом нового языка, способов заимство-
вания или сохранения лексем и грамматических форм поможет при анализе формиро-
вания и исследований структуры этноса.
Так, язык распространяется обычно при переселении, перекочевывании народа,
группы племен или экспансии развивающейся империи. При этом происходит наложе-
ние культур, языков тем более далеких, если рассматриваемые события случаются на
стыке суперэтнических образований. Например, взаимодействие культуры тюркских
племен с окружающими их китайской, персидской, славянской и византийской культу-
рами (цивилизациями).
Происходит образование промежуточных, иногда весьма эклектичных, несущих в
себе черты двух и более культур этносов. Примером может служить распространение
на Крымском полуострове тюркских племен и говоров, история происхождения крым-
скотатарского народа и языка. Так, рассматривая язык и культуру прибрежных и гор-
ных крымцев, мы сталкиваемся с несколькими этнологическими пластами, определить
происхождение которых в основном можно, исходя из антропологических и историче-
ских данных. Следующим этапом будет этнографическое исследование. Завершающим,
дополняющим общую картину станет лингвистический анализ, выявление того релик-
тового фона, на основе которого возникли диалекты современного крымскотатарского
языка.
Чем же будет характерен этот "фон"? Тем, что отличает крымскотатарский язык
от тюркских языков вообще и западно-тюркских в частности.
Выявление наряду с персидской и арабской лексикой греческих, италийских, а,
возможно, и готских лексем, на фоне общетюркского и межтюркского исследования,
поможет собрать базу данных для более точного этнологического анализа.
Рассматриваемый вопрос будет одним из аспектов общей проблемы взаимодей-
ствия тюркских и индоевропейских языков, их взаимовлияния и взаимопроникновения,
и, следовательно, проблемы взаимодействия и взаимопроникновения тюркских наро-
дов и народов, заселявших Западную и Восточную Европу.
Сегодняшний этап в изучении истории и языков Крыма характерен появлением
того "взгляда изнутри" на проблему, о необходимости которого писал В.Е. Возгрин в
своей работе "Исторические судьбы крымских татар"ii. Все больше исследований типа
статьи Э. Куддусова "Этногенез коренного населения Крыма" iii , где дается истори-
ко-этнологическое освещение проблемы.
С точки зрения языковедения, основные составляющие современного крымскота-
тарского языка определены в ряде работ профессора А.М. Меметоваiv.
Следующим очень важным, если не основным, условием будет углубленное изу-
чение диалектов и говоров, их сопоставление, сравнительный анализ.
Наличие на столь малой территории нескольких диалектов и большого количе-
ства говоров – еще одно подтверждение многокомпонентности, синтетичности этносов.
Выявление наслоений различных тюркских говоров на фоне другой, не тюркской
лексики, анализ типов заимствований, их историческое обоснование – вот основной
перечень проблем, которые призваны решить этнолингвисты.
Только подобное исследование поможет отбросить еще широко бытующую идею
о том, что крымскотатарский народ – один из многих в череде пришедших на Крым-
ский полуостров, именно оно заставит смотреть на крымцев, как на растение, зародив-
шееся и выросшее на этой почве и без нее не существующее. К этому пришли уже
многие серьезные исследователи, для которых идея заселения Европы средневековыми
монголами – дикость, и для которых наука превыше политической конъюнктуры и
национальных амбиций. Более углубленные исследования историков, этнографов и
лингвистов должны поставить в этом споре точку.
Еще одним "мостиком", связывающим этнологию и языкознание, будет этногра-
фия. Исследуя культуру народа, его традиции, невозможно исключить изучение языка.
Обращает на себя внимание почти полное отсутствие этнографических исследований
культуры крымцев.
Сегодня важнейшее место в развитии крымскотатарской этнографии, этнологии и
этнолингвистики занимает проблема сбора и исследования фольклорного материала.
Проблема эта актуальна потому, что происходит во многом утрата разнообразия диа-
лектов, унифицируется язык, так как носители его – уроженцы разных мест – переме-
шались в результате депортации и репатриации. Утратилась локальность и замкнутость
диалектов и говоров, теряется их широта и красочность с изменением традиционного
уклада жизни, с переходом носителей на русский язык. Насущной становится консер-
вация фольклорного материала и создание современных диалектных словарей.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость комплексного
изучения проблемы происхождения и развития крымских татар и их языка, а также
важность в разрешении этих задач этнолингвистических исследований.
i Тайлор Э.Б. Первобытная культура.– Москва,1989, – С.50.
ii Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. – М.,1992.
iii Куддусов Э. Этногенез коренного населения Крыма.// "Касевет", №1, 1995.
iv Меметов А.М. Источники формирования лексики крымскотатарского языка. В кн:
"Крымские татары" – Симферополь, 1993.
|