Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:1997
1. Verfasser: Николко, М.В.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 1997
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93875
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве / М.В.Николко // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 292-295. — Бібліогр.: 11 назв. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93875
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-938752025-02-09T13:52:36Z Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве Николко, М.В. Материалы III научных чтений 1997 Article Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве / М.В.Николко // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 292-295. — Бібліогр.: 11 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93875 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Материалы III научных чтений
Материалы III научных чтений
spellingShingle Материалы III научных чтений
Материалы III научных чтений
Николко, М.В.
Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве
Культура народов Причерноморья
format Article
author Николко, М.В.
author_facet Николко, М.В.
author_sort Николко, М.В.
title Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве
title_short Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве
title_full Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве
title_fullStr Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве
title_full_unstemmed Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве
title_sort трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 1997
topic_facet Материалы III научных чтений
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93875
citation_txt Трудности легитимации демократических понятий на постсоветском пространстве / М.В.Николко // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 292-295. — Бібліогр.: 11 назв. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT nikolkomv trudnostilegitimaciidemokratičeskihponâtijnapostsovetskomprostranstve
first_indexed 2025-11-26T14:08:11Z
last_indexed 2025-11-26T14:08:11Z
_version_ 1849862233553633280
fulltext Николко М.В. ТРУДНОСТИ ЛЕГИТИМАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Анализ политической жизни, научных исследований в области полити-ки демонстри- рует расширение процесса демократизации мирового сообщества. Такие победы западных стран, как экономическое процветание, правовая стабильность, возможность улаживать внутренние и внешние конфликты мирным путем и, наконец, широкое распространение американской и западно-европейской масскультуры, делают демократическую перспективу очень привлекательнойi. Но того "накала страстей", который был на рубеже 80-90 годов, уже нет. Практика существования демократий свидетельствует, что часто авторитарные режимы перенимают внешние атрибуты демократии, по сути своей сохраняя status quo. К тому же новые демократические принципы тяжело проникают в сознание людей, вступая порой в противоречие с имеющимися традициями. Итак, мы можем констатировать, что на пути демократии встречаются два серьезных препятствия: 1. Расхождение в лозунгах и действиях партии власти. 2. Ментальные особенности региона молодой демократии, конфликт между старыми и новыми ценностями. Возникновение и развитие демократии напрямую связано с изменением духовной жизни (вначале стран Западной Европы и Северной Америки, а с конца 19 века – всего остального мирового сообщества). В Новое время философской мыслью были сформированы такие ценности: индивидуализм, рационализм, гражданская свобода, частная собственность, плюрализм, не-авторитарность мышления, которые и составляют культуру модерна. К XIX веку это была уже устоявшаяся система на Западе, переработавшая ценности традиционной культуры. В XX веке проблема "традиционализм-модернизм" стала актуальной и на Востоке. Уже достаточно давно идут коренные преобразования в сфере урбанизации, образования, индустриализации. Происходит создание информационных инфраструктурii. Высокий темп жизни, дискомфорт, психологическое отчуждение вызвали в Западной Европе в 70-х годах ренессанс традиционализма, который логически закрепился в многоликой культуре постмо- дерна. На территории Советского Союза было две волны модернизма: - первая - с начала века до 30-х годов, после нее следовало затишье, период расщепле- ния и поглощения модернизма традиционализмом; - вторая - с конца 80-х годов, ее особенность состоит в том, что на нас хлынул не син- тезированный и несистематизированный поток идей модернизма и постмодернизма, поэтому многие фазы смешаны, переставлены местами и не отрефлексированы. Современные трудности легитимации (понимание народом и одобрение)модернизма усиливается многолетним синтезом патриархального склада ума и ортодоксальными комму- нистическими ценностями. Сегодня из-за низкого уровня мобильности мышления возникают определенные внутри психические конфликты: ксенофобия, "синдром избалованного ребен- ка" (нарушение соотношения между доходами и расходами), регресс к более низким формам поведения. На социальном уровне конфликты часто проявляются как сектантство, религи- озный фанатизм, национализм, синдромы "невольничий склад ума", "любовь к палачу", страх перед чужимиiii. Это способствует образованию замкнутой цепи сопротивления переменам, в чем при- няла участие часть политической культурной элиты, опираясь на поддержку низших слоев. Исследования на Западе показывают, что возможно мирное комбинирование традициона- лизма и модернизма, потому что полный отказ от традиционализма в современных условиях невозможен, ибо он дает покой, защиту, уверенность, комфорт. Но это нонтрадиционализм, переработанный и укомплектованный на базе понятия "свобода" постмодернизма. Теперь, когда мы попытались обосновать конфронтацию традиционализма и модер- низма, рассмотрим основания, по которым они абсолютно несовместимы. Первой парой ценностей-антиподов стоит "индивидуализм - коллективизм". Этот кон- фликт лежит в основе всех последующих. Понятие "коллективизм" в русской религиозной философии кристаллизируется в по- нятиях "соборность", "внутренняя гармония между живой личной душевностью и надынди- видуальным единством"iv. Именно "мы-бытие" – есть принадлежащее бытию всеобщему, оно укоренено в нем. Это своеобразный русский антологизм, подчеркивающий глубину нашего бытия через надындивидуальность и самоочевидность. Очень сильно предубеждение против индивидуализма и приверженность к духовному коллективизму, такому "мы", которое есть конкретное целое, в котором не только могут существовать его части, нерасторжимые с ним, "но и которое само внутренне пронизывает каждую часть и в каждом наличествует полно- стью" v . Вся русская философия есть "мы-философия" в противоположность западной "я-философии". Для русского человека понимание индивидуализма всегда окрашено в тем- ные цвета - это либо эгоизм, либо "буржуазное завоевание". Следующий конфликт: рационализм и антирационализм. Западный рационалистический принцип лежит в основе любого законодательства со- временного государства. Склонность строить знания на абстрактно-логических связях и ло- гической очевидности опять же вызывает бурный протест на востоке Европы. С.Л. Франк в работе "Русское мировоззрение" говорит, что последнее - абсолютно антирационалистично. Конечно, и для нас, и для Запада главный критерий истины есть опыт. Но для рационализма "узнать" - приобщиться к чему-то посредством внутреннего сознания и сопереживания. По- этому бытие выражает себя в нас совершенно непосредственно. "Жизнь есть реальная связь между "я" и бытием, мышление - лишь идеальная связь"vi. Современная философская мысль на русскоязычном пространстве активно использует западное рациональное обоснование и принцип индивидуализма. Однако кардинальная сме- на мировоззрения - дело не одного столетия, а нерациональное поведение основной массы русского народа свидетельствует о том, что на обыденном уровне эти идеи у многих находят поддержку. Реальным конфликтом для стран постсоветского региона является конфликт между ра- венством и свободой. Идеи века Просвещения, русских революционных демократов, совет- ской пропаганды глубоко укоренили в нашем сознании идею о том, что свобода и равенство - цель освободительной борьбы, и одно без другого невозможно. Современная западная тео- рия элит, теория стратов П. Сорокина и крах идеи создания бесклассового государства в СССР полностью опровергают какое-либо родство между двумя этими понятиями. Сейчас, когда понятие свободы обрело законодательные рамки, эголитарные тенденции не были от- ражены в конституции, понятие равенства сохранило распространение в масштабах прежне- го общества. Это уже внутренний конфликт культуры модерна. Такой демократической ценности, как частная собственность, реально противостоит привлекательность государственной собственности. Провозглашенная в социалистическом лагере ориентация на государственную собственность не так давно была упразднена. Но ре- альность показала, что масштабы частной собственности сегодня у основной массы людей не достигли масштабов государственной собственности, бывшей в пользовании у частных лиц в СССР. В игре "приватизация" народные массы проиграли, и это уже свершившийся факт. И последняя конфликтная пара: ксенофобия и открытость к миру. На протяжении всей истории Россия долго сохраняла самобытность и с трудом прини- мала западные новшества. В советские времена идеологически поощрялся интернациона- лизм, но на практике имела место закрытость от мира, ограниченность передвижения. Сей- час мы открыты миру, но имеет место распространение чувства этнической угрозы, поэтому национальная идентификация выражена достаточно сильно, особенно у малых народовvii. Итак, мы можем констатировать, что конфликт между традиционализмом и модерниз- мом находится в обостренной фазе и далек от своего логического завершения. Поэтому сильно затянулись поиски цели и основы нашего социального творчества. Построение об- щества на основе религиозной или национальной идеи равенства или справедливости не представляется возможным. Консолидация общества на основе общего права - вот новая идея построения государства. Интеллектуальная элита всего мира работает над этой пробле- мой и уже пару лет в печати и в научных публикациях используется термин "гражданское общество" (civil society). Терминэтот был введен учителем и соратником А.Смита А.Фергюсоном еще в XVIII веке. Современные политологи трактуют его так: 1. Совокупность ожиданий по поводу соблюдения основных прав и свобод, закреп- ленных в документах ООН. 2. Совокупность индивидуальных и коллективных жизненных практик по реализации все тех же прав и свобод на основе интернализованных норм и образцов поведенияviii. Другими словами, гражданское общество исходит из: - понимания человека и гражданина, его прав, свобод как из основной детерминанты политической системы общества; - из верховенства права, т.е. ни один не может нарушать законы, в т.ч. и тот, кто их принимает; - из автономии общества, т.е. автономии различных общественных сфер и ассоциаций (экономические предприятия, профсоюзы, университеты, печать, наука, объединение граж- дан в общественные организации, церковь); - из гражданской культуры, т.е. демократической партиципативной политической культурыix. Для успешной легитимации этого понятия существует несколько серьезных препят- ствий на постсоветском пространстве и в Восточной Европе в целом. Его категории слабо сформулированы и пока не знакомы массам. Так же весьма сомнительно, если нечто несу- ществующее может способствовать своему расширению (при отсутствии институционали- зированной и юридически размежеванной сферы общественной жизни). К тому же инициа- тива по построению гражданского общества исходит от политической элиты, контрэлиты, политических партий, поэтому есть опасность "моды" этого понятия только на период вы- боровx. Но, несмотря на все вышеперечисленное, понятию гражданское общество прогнозиру- ют большое будущее. Ибо оно более конкретно, чем, например, понятие "свобода" или "де- мократия". Подразумевает под собой реальных людей и их желания. Консолидация на основе этого понятия предполагает различные оттенки (т.е. в определенный временной момент та или иная проблема становится доминирующей при неизменном главенстве права). А самое главное - гражданское общество коллективно. Это некая общность людей, не связанных вла- стью, автономных от нее. Эта автономия позволяет становиться в оппозицию государствен- ной власти и реально влиять на политический процесс. Гражданское общество сейчас – цель и результат политической социализации. Оно востребовано для возобновления активности социальных институтов, которые всегда выступали посредниками между "центром власти" и "политическим телом", а также между автономными самоуправляемыми частями этого телаxi. Снижение их активности привело к разделению коммуникативного пространства на обособ- ленные области: власть и область повседневных бытовых практик. В Украине сейчас это за- мкнутые и практически самодостаточные анклавы. Гражданское общество реально может выступить принципом объединения на длительный срок. 12. Макеев С., там же. i Алексеева Т.А. Демократия как идея и процесс//Вопросы философии.–1996–N 6. ii Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции//СОЦИС.– 1997–N 6. iii Белый О., Быстрицкий Е. Построение государства в Украине пути легитимации//Политична думка–1996–N 1. iv Франк С.Л. Русское мировоззрение. Духовные основы общества.С.474-480. v Франк С.Л., там же. vi Франк С.Л., там же. vii Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992–Т.2.–С.163. 1992 г. viii Пантич Д., там же. ix Макеев С., Надточий А. Политическая социализация в постсо-ветской Украине//Политична думка,–1997–N 1. x Голенкова З. Гражданское общество в России//СОЦИС–1997–N 3. xi Арато Э., Коген Дж. Возрождение, упадок и реконструкция концепции гражданского общества//Политична думка,–1996–N 1.