Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов

Gespeichert in:
Bibliographische Detailangaben
Datum:1997
Hauptverfasser: Сидякин, В.Г., Кухта, Е.П., Шостка, В.И.
Format: Artikel
Sprache:Russian
Veröffentlicht: Кримський науковий центр НАН України і МОН України 1997
Schriftenreihe:Культура народов Причерноморья
Schlagworte:
Online Zugang:https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93877
Tags: Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
Назва журналу:Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
Zitieren:Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов / В.Г. Сидякин, Е.П. Кухта, В.И. Шостка // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 208-211. — рос.

Institution

Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
id nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93877
record_format dspace
spelling nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-938772025-02-09T16:38:49Z Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов Сидякин, В.Г. Кухта, Е.П. Шостка, В.И. Вопросы духовной культуры 1997 Article Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов / В.Г. Сидякин, Е.П. Кухта, В.И. Шостка // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 208-211. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93877 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України
institution Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine
collection DSpace DC
language Russian
topic Вопросы духовной культуры
Вопросы духовной культуры
spellingShingle Вопросы духовной культуры
Вопросы духовной культуры
Сидякин, В.Г.
Кухта, Е.П.
Шостка, В.И.
Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
Культура народов Причерноморья
format Article
author Сидякин, В.Г.
Кухта, Е.П.
Шостка, В.И.
author_facet Сидякин, В.Г.
Кухта, Е.П.
Шостка, В.И.
author_sort Сидякин, В.Г.
title Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
title_short Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
title_full Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
title_fullStr Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
title_full_unstemmed Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
title_sort проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
publisher Кримський науковий центр НАН України і МОН України
publishDate 1997
topic_facet Вопросы духовной культуры
url https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93877
citation_txt Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов / В.Г. Сидякин, Е.П. Кухта, В.И. Шостка // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 208-211. — рос.
series Культура народов Причерноморья
work_keys_str_mv AT sidâkinvg problemypreemstvennostiiperspektivyrazvitiânepreryvnogoobrazovaniâprimnogourovnevojpodgotovkespecialistov
AT kuhtaep problemypreemstvennostiiperspektivyrazvitiânepreryvnogoobrazovaniâprimnogourovnevojpodgotovkespecialistov
AT šostkavi problemypreemstvennostiiperspektivyrazvitiânepreryvnogoobrazovaniâprimnogourovnevojpodgotovkespecialistov
first_indexed 2025-11-28T02:00:40Z
last_indexed 2025-11-28T02:00:40Z
_version_ 1849997655452680192
fulltext В.Г.Сидякин, Е.П.Кухта, В.И.Шостка ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗО- ВАНИЯ ПРИ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С завоеванием независимости в суверенной Украине начала формироваться и претворяться в жизнь соб- ственная политика в области реформирования образования, направленная на достижение мирового уровня, воз- рождения самобытного национального характера, коренного обновления содержания, форм и методов обуче- ния, организационных форм деятельности, умножения интеллектуального потенциала Украины и использование его в различных областях экономики, науки, культуры страны, улучшения благосостояния народа. Украина унаследовала от прежних времен достаточно развитую и широкоразветвленную систему образова- ния, которая по большинству показателей отвечала уровню подготовки специалистов в развитых странах мира. В то же время, подготовка кадров была, в основном, ориентирована на общесоюзные потребности и планы, что привело к диспропорции в размещении высших учебных заведений, а также и в структуре профессиональ- ных направлений подготовки специалистов. Не хватало квалифицированных экономистов, правоведов, социо- логов и т.п. в отдельных регионах страны, в то время как в других регионах, в том числе, и в Крыму было “пе- репроизводство” педагогических кадров и т.д. Централизация разработки учебных планов, программ и учебников в Главном Министерстве ССО (СССР) определила и унификацию учебного процесса, что с одной стороны имело положительный эффект, но с другой стороны ограничило возможности изучения истории, культуры, этнографии и других национальных особенно- стей Украины, использования специфики ее отдельных регионов, особенно Крымского региона, а также других республик СССР. Из учебного процесса практически был вытеснен украинский язык и языки этнических групп. Обучение в высших учебных заведениях осуществлялось, в основном, на русском языке, что имело свои негативные по- следствия. Образование финансировалось и финансируется по остаточному принципу. Административ- но-командная система управления образованием тормозила развитие педагогического мастерства, творчества, ограничивала инициативу педагогических кадров ведущих вузов. Все эти обстоятельства требовали тщательного анализа и обновления системы образования. Концептуальные подходы реформы образования определены в национальной программе Украины “Освiта ХХ1 столiття”. Основные направления реформирования образования в Украине предусматривают следующее: - обеспечение развития образования на основе новых прогрессивных концепций, технологий и науч- но-методических достижений; - реорганизация существующих и создание учебно-воспитательных заведений нового типа; - органичную интеграцию образования, науки и производства в единое целое; -непрерывность образования, которое открывает возможность человеку постоянно углублять общеобразова- тельную и специальную подготовку на продолжении всей его жизни; - гуманизацию и гуманитаризацию образования и т.д. Реализация всех этих вопросов направлена на достижение нового уровня образования, его интеграцию в международный образовательный простор. Одна из главных задач - это ориентация на удовлетворение спроса населения, национально-культурных и национально-образовательных прав и потребностей, независимо от их этнической принадлежности. Это, прежде всего, выражается в обновлении содержания образования; его взаимосогласованности на всех образовательных уровнях; внедрении передовых педагогических концепций и технологий; лучшего отече- ственного и мирового опыта; формирования кадров нового типа. Реформа образования предусматривает также преодоление государственной монополии в области образования, обеспечение его многоукладности, много- уровневости, разнообразия источников финансирования, усовершенствование и демократизацию форм управ- ления, а также создание учебных заведений различных типов при ведущих бюджетных вузах Украины. Специфичность геополитического положения, социально-экономическое развитие в условиях рыночной экономики, экологодемографические и другие особенности Крымского региона требуют новых подходов, с учетом вышесказанного, современных и нетрадиционных методов в деле подготовки специалистов новой формации. В период 1992-1993 гг. при отсутствии четкой законодательной базы и концепции развития образования в Украине, противоречивые нормативные и действующие правовые акты и часто меняющиеся директивные ука- зания Министерств и ведомств внесли определенный хаос в создание и функционирование учеб- но-воспитательных заведений негосударственной формы собственности, а недостаточное финансирование ве- дущих бюджетных вузов привело к ряду негативных последствий: В Крыму спонтанно, без ведома региональных органов местного самоуправления, на основе Законов “О предпринимательстве”, “О предприятиях”, при отсутствии Закона “Об образовании” открылось огромное коли- чество различных учебных заведений негосударственной формы собственности; их филиалов и отделений. Большинство из них не имело лицензий Украины и многие до сих пор работают без них на свой страх и риск. С введением же лицензий нового образца и необходимостью проведения аккредитации некоторые из них не обновили лицензии, необоснованно превышают лицензионный набор студентов, зачастую дают недобросо- вестную рекламу с обещанием невыполнимого и тем самым наносят существенный ущерб развитию образо- вания и его новых форм как Крыму, так и в Украине в целом. Какие утраты, возможно, уже невосполнимые, понес наш регион: 1) Отсутствие стабильного финансирования привело к оттоку большого отряда высококвалифицированных педагогических и научных кадров, особенно молодежи, из ведущих бюджетных вузов региона в коммерческие структуры. 2) Материальная база, их библиотечные фонды приходят в упадок. Обмен информацией в области образо- вания, науки и культуры находятся на низком уровне в силу отсутствия необходимого финансирования. Не- оправданное внедрение в процесс обучения переводной зарубежной литературы без учета специфики социаль- но-экономического и правового становления государственности в Украине, по нашему мнению, наносит боль- шой вред развитию украинского менталитета, чем пользы. 3) Катастрофически снизился уровень обеспечения системы образования учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-популярной и научной литературой столь необходимой в условиях становления государственности Украины и развития рыночной экономики. 4) Резко снизился престиж обучения в аспирантуре и институтах соискательства, что наносит невосполни- мый ущерб естественной ротации высококвалифицированных педагогических и научных кадров; 5) Часто меняющееся налоговое законодательство, отсутствие единой государственной экономической по- литики, принятие бюджетов по остаточному принципу приводит к многочисленным проверкам, наложению штрафных санкций задним числом, а сковывание инициативы руководителей в оперативном использовании минимальных бюджетных и зарабатываемых средств для сохранения в экстремальных условиях учреждений образования, высокая стоимость коммунальных услуг, невозможность исполнения ст. 53 Конституции Украины в полном объеме негативно отражается на работе как бюджетных, так и вузов негосударственной формы соб- ственности. 6) Среди ведущих преподавателей бюджетных вузов выкристаллизировался новый вид деятельности - “челнoчно-образовательный бизнес”, что существенно влияет на качество подготовки специалистов в бюджет- ных вузах и не повышает его в вузах негосударственной формы собственности. вузов; Каким нам видится выход из создавшегося кризисного положения ? 1. Прежде всего создание системы региональных учебно-научно - производственных комплексов пре- имущественно на базе и при соучредительстве ведущих бюджетных высших учебных заведений, обладающих достаточно высоким профессорско-преподавательским и научным потенциалом, соответствующей матери- ально-технической базой и развитой социальной инфраструктурой. Учебно-научно-производственные комплексы - это объединения учебных заведений, научных и науч- но-исследовательских учреждений и производственных организаций, которые составляют единое целое. В их состав должны входить - общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты, университеты разных уровней подготовки (аккредитации), что позволит реально внедрить в практику многоступенчатую не- прерывную подготовку кадров с учетом потребностей региона и рынка труда в данный период развития соци- ально-экономических отношений при строгом соблюдении качества подготовки согласно нормативных требо- ваний Министерства образования Украины. Создание комплексов позволит сохранить концептуальный подход, принятый государственной националь- ной программой “Освiта/Украiна ХХ1 столiття” по ступенчатому образованию, используя традиции и опыт ве- дущих зарубежных стран. Основной целью создания таких комплексов является подготовка высококвалифицированных специалистов для регионов в области экономики, предпринимательства, менеджмента и права, рекреации, педагогики и т.д. с учетом потребностей рынка труда. Главными задачами подобных комплексов, на наш взгляд, являются: а) внедрение и развитие ступенчатой системы подготовки специалистов по региональным эксперименталь- ным сквозным учебным планам и программам, согласованным с Министерством Образования Украины; б) существенное усовершенствование учебного процесса и повышение качества подготовки специалистов; в) эффективное использование научно-педагогических кадров бюджетных вузов в целях обеспечения соци- альной защиты их интересов и обеспечение должного качества подготовки специалистов; г) возрождение системы курсов повышения квалификации преподавателей школ и вузов, а также работников предприятий и организаций; д) совместное проведение комплексных научно-исследовательских работ, с одновременным введением раз- работок в практику; е) апробация и использование результатов научный исследований; ж) подготовка и издание учебно-методической литературы и пособий, отвечающих ребованиям соврменного социальноэкономического развития з) отбор одаренной молодежи, особенно сельской, и целенаправленная профессиональная подготовка их к поступлению в высшие учебные заведения. И многие другие аспекты по созданию принципиально новой концепции развития образования в Украине. Согласно вышеперечисленному, учебно-научно-производственные комплексы, создаваемые на базе ведущих государственных вузов, призваны выполнять следующие функции: - интегрирование общеобразовательного учебно-воспитательного процесса, подъем обще- культурного уровня широких слоев населения с производством и наукой в пределах регионов; - сохранение, укрепление и развитие учебной и научно-материальной базы учебных заведений всех уровней аккредитации, которые входят в комплекс; - повышение квалификации преподавателей и специалистов, поднятие престижа магистратуры и аспиранту- ры в соответствии с мировыми стандартами; - отбор одаренной молодежи путем профессионального ориентирования на первых уровнях подготовки и целенаправленная подготовка младших специалистов, бакалавров и специалистов для нужд предприятий и ор- ганизаций региона; - снижение государственных расходов на образование за счет сокращения сроков подготовки, исключив па- раллелизм в обучении на разных уровнях. Таким образом, мы сможем сформировать непрерывную систему образования, которая будет построена на принципах взаимосвязи разных уровней подготовки специалистов. При создании комплексов, очевидно, необходимо придерживаться следующего правила: разрабатывая учебные планы и программы, их необходимо скоординировать между низшими и более высокими уровнями подготовки, например, колледжа и школы, вуза относительно школы, лицея, колледжа и т.п. Это позволит планировать и прогнозировать спрос региона на специалистов разного уровня подготовки, учитывая сложившиеся пропорции и долгосрочные перспективы развития народного хозяйства, а также охва- тить большой контингент специалистов системой повышения квалификации с учетом основных принципов развития науки и техники, таких, как: - общий педагогический принцип; - интегрирование учебных заведений в единый комплекс традиционных и нового типа; - профессиональное ориентирование при выборе профессии, при получении специальности, повышении квалификации, получении второго образования, новой профессии и переквалификации, получении ученых сте- пеней и т.п. Все это позволит охватить широкие массы населения и повысить образовательный уровень населе- ния страны. В настоящее время вУкраине различными формами обучениями охвачено менее 40 % населения, в то время как в развитых странах мира 80-90% населения. - преемственность определяется взаимосвязью, взаимосогласованностью последующих этапов и уровней подготовки, решая диалектические противоречия между ними; - преемственность позволяет сократить сроки подготовки младших специалистов. бакалавров и специали- стов. В настоящее время при Симферопольском государственном университете создан учеб- но-научно-производственный комплекс “Симферопольский университет”, в который входят и вузы негосудар- ственной формы собственности, в частности: Южно-Украинский институт экономики и права. Практическая польза от реализации этого проекта заключается в следующем: 1. Учебный процесс проводится во второй половине дня, т.е. на арендной основе эксплуатируется аудитор- ный и лабораторный фонд во неурочное время. 2. Библиотека и читальные залы также используются в 2 смены (1- приватные, 2 - бюджетные). 3. Приток средств от аренды позволяет частично содержать и даже развивать материально-техническую базу университета. В настоящее время уже создано 3 новых компьютерных класса, немного оживилась дея- тельность библиотеки. 4. Главное в подобном симбиозе - рациональное использование кадров профессорско-преподавательского состава даже при постоянно имеющих место сокращениях. Кадры за счет разумного совместительства стано- вятся общими, снижается их отток в коммерческие структуры за счет своевременного получения заработной платы в институте. 5. На долгосрочной основе реально внедряется ступенчатое образование: начинают обучение в лицейных классах - продолжают в колледже - институтах - заканчивают в университете или других ведущих вузах Украи- ны. При этом сохраняются единые нормативные подходы в учебной, научно-методической и воспитательной работе. Учебные планы, рабочие программы и методические указания согласовываются с планами Симферо- польского госуниверситета и других вузов, правила приема и сроки также согласованы. Таким образом сохра- няется уровень качества подготовки специалистов, который оценивается совместными Государственными Эк- заменационными комиссиями. 6. Студенты всех уровней подготовки различных учебных заведений, входящих в комплекс, участвуют во всех общих мероприятиях. 7. Руководство институтов, входящих в комплекс, активно участвует в работе Ученого Совета и ректората университета. 8. Ведущие преподаватели университета систематически проводят занятия в разных подразделениях Ком- плекса, девять из них в Южно-Украинском институте возглавили кафедры (0,5 ставки), многие являются членами Ученого, Учебно-методического и Редакционно-издательского совета, ректората. Подобное сотрудни- чество позволило на базе Южно-Украинского института провести ряд семинаров для педагогических и научных работников отраслей народного хозяйства региона, издать материалы 3-х конференций (одна из которых - Международная другая Всеукраинская по планам Министерства Образования Украины). Институт периодиче- ски издает собственными силами учебную и учебно-методическую литературу. Таким образом, из вышеизложенного следует, что при реализации системы непрерывного образования пре- емственность и взаимосвязь, взаимосогласованность последующих уровней подготовки специалистов невоз- можна без создания подобного рода комплексов. При создании интегрированных учебных заведений, примером которого может быть комплекс, преемствен- ность и непрерывность образования выступает не только как форма, а и как способ их согласованности, взаи- мосвязи и развития различных уровней подготовки специалистов устранения противоречий между ними, и самое главное, как основной фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Создание подобных комплексов на базе ведущих бюджетных вузов региона позволяет сохранить концеп- туальный подход, принятый Государственной Программой “Освiта. Украiна ХХ1 столiття”, использовать бога- тый их научно-педагогический потенциал, материально-техническую базу, обеспечит качество подготовки спе- циалистов на современном уровне, а главное - обеспечивает, пусть и платное, право каждого гражданина Укра- ины на образование. В.Г.Сидякин, Е.П.Кухта, В.И.Шостка Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов