Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
Збережено в:
| Дата: | 1997 |
|---|---|
| Автори: | , , |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
1997
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93877 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов / В.Г. Сидякин, Е.П. Кухта, В.И. Шостка // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 208-211. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93877 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-938772025-02-09T16:38:49Z Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов Сидякин, В.Г. Кухта, Е.П. Шостка, В.И. Вопросы духовной культуры 1997 Article Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов / В.Г. Сидякин, Е.П. Кухта, В.И. Шостка // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 208-211. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93877 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Вопросы духовной культуры Вопросы духовной культуры |
| spellingShingle |
Вопросы духовной культуры Вопросы духовной культуры Сидякин, В.Г. Кухта, Е.П. Шостка, В.И. Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Сидякин, В.Г. Кухта, Е.П. Шостка, В.И. |
| author_facet |
Сидякин, В.Г. Кухта, Е.П. Шостка, В.И. |
| author_sort |
Сидякин, В.Г. |
| title |
Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов |
| title_short |
Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов |
| title_full |
Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов |
| title_fullStr |
Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов |
| title_full_unstemmed |
Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов |
| title_sort |
проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
1997 |
| topic_facet |
Вопросы духовной культуры |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93877 |
| citation_txt |
Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов / В.Г. Сидякин, Е.П. Кухта, В.И. Шостка // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 208-211. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT sidâkinvg problemypreemstvennostiiperspektivyrazvitiânepreryvnogoobrazovaniâprimnogourovnevojpodgotovkespecialistov AT kuhtaep problemypreemstvennostiiperspektivyrazvitiânepreryvnogoobrazovaniâprimnogourovnevojpodgotovkespecialistov AT šostkavi problemypreemstvennostiiperspektivyrazvitiânepreryvnogoobrazovaniâprimnogourovnevojpodgotovkespecialistov |
| first_indexed |
2025-11-28T02:00:40Z |
| last_indexed |
2025-11-28T02:00:40Z |
| _version_ |
1849997655452680192 |
| fulltext |
В.Г.Сидякин, Е.П.Кухта, В.И.Шостка
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗО-
ВАНИЯ ПРИ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
С завоеванием независимости в суверенной Украине начала формироваться и претворяться в жизнь соб-
ственная политика в области реформирования образования, направленная на достижение мирового уровня, воз-
рождения самобытного национального характера, коренного обновления содержания, форм и методов обуче-
ния, организационных форм деятельности, умножения интеллектуального потенциала Украины и использование
его в различных областях экономики, науки, культуры страны, улучшения благосостояния народа.
Украина унаследовала от прежних времен достаточно развитую и широкоразветвленную систему образова-
ния, которая по большинству показателей отвечала уровню подготовки специалистов в развитых странах мира.
В то же время, подготовка кадров была, в основном, ориентирована на общесоюзные потребности и планы,
что привело к диспропорции в размещении высших учебных заведений, а также и в структуре профессиональ-
ных направлений подготовки специалистов. Не хватало квалифицированных экономистов, правоведов, социо-
логов и т.п. в отдельных регионах страны, в то время как в других регионах, в том числе, и в Крыму было “пе-
репроизводство” педагогических кадров и т.д.
Централизация разработки учебных планов, программ и учебников в Главном Министерстве ССО (СССР)
определила и унификацию учебного процесса, что с одной стороны имело положительный эффект, но с другой
стороны ограничило возможности изучения истории, культуры, этнографии и других национальных особенно-
стей Украины, использования специфики ее отдельных регионов, особенно Крымского региона, а также других
республик СССР.
Из учебного процесса практически был вытеснен украинский язык и языки этнических групп. Обучение в
высших учебных заведениях осуществлялось, в основном, на русском языке, что имело свои негативные по-
следствия. Образование финансировалось и финансируется по остаточному принципу. Административ-
но-командная система управления образованием тормозила развитие педагогического мастерства, творчества,
ограничивала инициативу педагогических кадров ведущих вузов.
Все эти обстоятельства требовали тщательного анализа и обновления системы образования. Концептуальные
подходы реформы образования определены в национальной программе Украины “Освiта ХХ1 столiття”.
Основные направления реформирования образования в Украине предусматривают следующее:
- обеспечение развития образования на основе новых прогрессивных концепций, технологий и науч-
но-методических достижений;
- реорганизация существующих и создание учебно-воспитательных заведений нового типа;
- органичную интеграцию образования, науки и производства в единое целое;
-непрерывность образования, которое открывает возможность человеку постоянно углублять общеобразова-
тельную и специальную подготовку на продолжении всей его жизни;
- гуманизацию и гуманитаризацию образования и т.д.
Реализация всех этих вопросов направлена на достижение нового уровня образования, его интеграцию в
международный образовательный простор.
Одна из главных задач - это ориентация на удовлетворение спроса населения, национально-культурных и
национально-образовательных прав и потребностей, независимо от их этнической принадлежности.
Это, прежде всего, выражается в обновлении содержания образования; его взаимосогласованности на всех
образовательных уровнях; внедрении передовых педагогических концепций и технологий; лучшего отече-
ственного и мирового опыта; формирования кадров нового типа. Реформа образования предусматривает также
преодоление государственной монополии в области образования, обеспечение его многоукладности, много-
уровневости, разнообразия источников финансирования, усовершенствование и демократизацию форм управ-
ления, а также создание учебных заведений различных типов при ведущих бюджетных вузах Украины.
Специфичность геополитического положения, социально-экономическое развитие в условиях рыночной
экономики, экологодемографические и другие особенности Крымского региона требуют новых подходов, с
учетом вышесказанного, современных и нетрадиционных методов в деле подготовки специалистов новой
формации.
В период 1992-1993 гг. при отсутствии четкой законодательной базы и концепции развития образования в
Украине, противоречивые нормативные и действующие правовые акты и часто меняющиеся директивные ука-
зания Министерств и ведомств внесли определенный хаос в создание и функционирование учеб-
но-воспитательных заведений негосударственной формы собственности, а недостаточное финансирование ве-
дущих бюджетных вузов привело к ряду негативных последствий:
В Крыму спонтанно, без ведома региональных органов местного самоуправления, на основе Законов “О
предпринимательстве”, “О предприятиях”, при отсутствии Закона “Об образовании” открылось огромное коли-
чество различных учебных заведений негосударственной формы собственности; их филиалов и отделений.
Большинство из них не имело лицензий Украины и многие до сих пор работают без них на свой страх и
риск. С введением же лицензий нового образца и необходимостью проведения аккредитации некоторые из них
не обновили лицензии, необоснованно превышают лицензионный набор студентов, зачастую дают недобросо-
вестную рекламу с обещанием невыполнимого и тем самым наносят существенный ущерб развитию образо-
вания и его новых форм как Крыму, так и в Украине в целом.
Какие утраты, возможно, уже невосполнимые, понес наш регион:
1) Отсутствие стабильного финансирования привело к оттоку большого отряда высококвалифицированных
педагогических и научных кадров, особенно молодежи, из ведущих бюджетных вузов региона в коммерческие
структуры.
2) Материальная база, их библиотечные фонды приходят в упадок. Обмен информацией в области образо-
вания, науки и культуры находятся на низком уровне в силу отсутствия необходимого финансирования. Не-
оправданное внедрение в процесс обучения переводной зарубежной литературы без учета специфики социаль-
но-экономического и правового становления государственности в Украине, по нашему мнению, наносит боль-
шой вред развитию украинского менталитета, чем пользы.
3) Катастрофически снизился уровень обеспечения системы образования учебной, учебно-методической,
научно-методической, научно-популярной и научной литературой столь необходимой в условиях становления
государственности Украины и развития рыночной экономики.
4) Резко снизился престиж обучения в аспирантуре и институтах соискательства, что наносит невосполни-
мый ущерб естественной ротации высококвалифицированных педагогических и научных кадров;
5) Часто меняющееся налоговое законодательство, отсутствие единой государственной экономической по-
литики, принятие бюджетов по остаточному принципу приводит к многочисленным проверкам, наложению
штрафных санкций задним числом, а сковывание инициативы руководителей в оперативном использовании
минимальных бюджетных и зарабатываемых средств для сохранения в экстремальных условиях учреждений
образования, высокая стоимость коммунальных услуг, невозможность исполнения ст. 53 Конституции Украины
в полном объеме негативно отражается на работе как бюджетных, так и вузов негосударственной формы соб-
ственности.
6) Среди ведущих преподавателей бюджетных вузов выкристаллизировался новый вид деятельности -
“челнoчно-образовательный бизнес”, что существенно влияет на качество подготовки специалистов в бюджет-
ных вузах и не повышает его в вузах негосударственной формы собственности. вузов;
Каким нам видится выход из создавшегося кризисного положения ?
1. Прежде всего создание системы региональных учебно-научно - производственных комплексов пре-
имущественно на базе и при соучредительстве ведущих бюджетных высших учебных заведений, обладающих
достаточно высоким профессорско-преподавательским и научным потенциалом, соответствующей матери-
ально-технической базой и развитой социальной инфраструктурой.
Учебно-научно-производственные комплексы - это объединения учебных заведений, научных и науч-
но-исследовательских учреждений и производственных организаций, которые составляют единое целое. В их
состав должны входить - общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты, университеты
разных уровней подготовки (аккредитации), что позволит реально внедрить в практику многоступенчатую не-
прерывную подготовку кадров с учетом потребностей региона и рынка труда в данный период развития соци-
ально-экономических отношений при строгом соблюдении качества подготовки согласно нормативных требо-
ваний Министерства образования Украины.
Создание комплексов позволит сохранить концептуальный подход, принятый государственной националь-
ной программой “Освiта/Украiна ХХ1 столiття” по ступенчатому образованию, используя традиции и опыт ве-
дущих зарубежных стран.
Основной целью создания таких комплексов является подготовка высококвалифицированных специалистов
для регионов в области экономики, предпринимательства, менеджмента и права, рекреации, педагогики и т.д. с
учетом потребностей рынка труда.
Главными задачами подобных комплексов, на наш взгляд, являются:
а) внедрение и развитие ступенчатой системы подготовки специалистов по региональным эксперименталь-
ным сквозным учебным планам и программам, согласованным с Министерством Образования Украины;
б) существенное усовершенствование учебного процесса и повышение качества подготовки специалистов;
в) эффективное использование научно-педагогических кадров бюджетных вузов в целях обеспечения соци-
альной защиты их интересов и обеспечение должного качества подготовки специалистов;
г) возрождение системы курсов повышения квалификации преподавателей школ и вузов, а также работников
предприятий и организаций;
д) совместное проведение комплексных научно-исследовательских работ, с одновременным введением раз-
работок в практику;
е) апробация и использование результатов научный исследований;
ж) подготовка и издание учебно-методической литературы и пособий, отвечающих ребованиям соврменного
социальноэкономического развития
з) отбор одаренной молодежи, особенно сельской, и целенаправленная профессиональная подготовка их к
поступлению в высшие учебные заведения.
И многие другие аспекты по созданию принципиально новой концепции развития образования в Украине.
Согласно вышеперечисленному, учебно-научно-производственные комплексы, создаваемые на базе ведущих
государственных вузов, призваны выполнять следующие функции:
- интегрирование общеобразовательного учебно-воспитательного процесса, подъем обще- культурного
уровня широких слоев населения с производством и наукой в пределах регионов;
- сохранение, укрепление и развитие учебной и научно-материальной базы учебных заведений всех уровней
аккредитации, которые входят в комплекс;
- повышение квалификации преподавателей и специалистов, поднятие престижа магистратуры и аспиранту-
ры в соответствии с мировыми стандартами;
- отбор одаренной молодежи путем профессионального ориентирования на первых уровнях подготовки и
целенаправленная подготовка младших специалистов, бакалавров и специалистов для нужд предприятий и ор-
ганизаций региона;
- снижение государственных расходов на образование за счет сокращения сроков подготовки, исключив па-
раллелизм в обучении на разных уровнях.
Таким образом, мы сможем сформировать непрерывную систему образования, которая будет построена на
принципах взаимосвязи разных уровней подготовки специалистов.
При создании комплексов, очевидно, необходимо придерживаться следующего правила: разрабатывая
учебные планы и программы, их необходимо скоординировать между низшими и более высокими уровнями
подготовки, например, колледжа и школы, вуза относительно школы, лицея, колледжа и т.п.
Это позволит планировать и прогнозировать спрос региона на специалистов разного уровня подготовки,
учитывая сложившиеся пропорции и долгосрочные перспективы развития народного хозяйства, а также охва-
тить большой контингент специалистов системой повышения квалификации с учетом основных принципов
развития науки и техники, таких, как:
- общий педагогический принцип;
- интегрирование учебных заведений в единый комплекс традиционных и нового типа;
- профессиональное ориентирование при выборе профессии, при получении специальности, повышении
квалификации, получении второго образования, новой профессии и переквалификации, получении ученых сте-
пеней и т.п. Все это позволит охватить широкие массы населения и повысить образовательный уровень населе-
ния страны. В настоящее время вУкраине различными формами обучениями охвачено менее 40 % населения, в
то время как в развитых странах мира 80-90% населения.
- преемственность определяется взаимосвязью, взаимосогласованностью последующих этапов и уровней
подготовки, решая диалектические противоречия между ними;
- преемственность позволяет сократить сроки подготовки младших специалистов. бакалавров и специали-
стов.
В настоящее время при Симферопольском государственном университете создан учеб-
но-научно-производственный комплекс “Симферопольский университет”, в который входят и вузы негосудар-
ственной формы собственности, в частности: Южно-Украинский институт экономики и права.
Практическая польза от реализации этого проекта заключается в следующем:
1. Учебный процесс проводится во второй половине дня, т.е. на арендной основе эксплуатируется аудитор-
ный и лабораторный фонд во неурочное время.
2. Библиотека и читальные залы также используются в 2 смены (1- приватные, 2 - бюджетные).
3. Приток средств от аренды позволяет частично содержать и даже развивать материально-техническую
базу университета. В настоящее время уже создано 3 новых компьютерных класса, немного оживилась дея-
тельность библиотеки.
4. Главное в подобном симбиозе - рациональное использование кадров профессорско-преподавательского
состава даже при постоянно имеющих место сокращениях. Кадры за счет разумного совместительства стано-
вятся общими, снижается их отток в коммерческие структуры за счет своевременного получения заработной
платы в институте.
5. На долгосрочной основе реально внедряется ступенчатое образование: начинают обучение в лицейных
классах - продолжают в колледже - институтах - заканчивают в университете или других ведущих вузах Украи-
ны. При этом сохраняются единые нормативные подходы в учебной, научно-методической и воспитательной
работе. Учебные планы, рабочие программы и методические указания согласовываются с планами Симферо-
польского госуниверситета и других вузов, правила приема и сроки также согласованы. Таким образом сохра-
няется уровень качества подготовки специалистов, который оценивается совместными Государственными Эк-
заменационными комиссиями.
6. Студенты всех уровней подготовки различных учебных заведений, входящих в комплекс, участвуют во
всех общих мероприятиях.
7. Руководство институтов, входящих в комплекс, активно участвует в работе Ученого Совета и ректората
университета.
8. Ведущие преподаватели университета систематически проводят занятия в разных подразделениях Ком-
плекса, девять из них в Южно-Украинском институте возглавили кафедры (0,5 ставки), многие являются
членами Ученого, Учебно-методического и Редакционно-издательского совета, ректората. Подобное сотрудни-
чество позволило на базе Южно-Украинского института провести ряд семинаров для педагогических и научных
работников отраслей народного хозяйства региона, издать материалы 3-х конференций (одна из которых -
Международная другая Всеукраинская по планам Министерства Образования Украины). Институт периодиче-
ски издает собственными силами учебную и учебно-методическую литературу.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что при реализации системы непрерывного образования пре-
емственность и взаимосвязь, взаимосогласованность последующих уровней подготовки специалистов невоз-
можна без создания подобного рода комплексов.
При создании интегрированных учебных заведений, примером которого может быть комплекс, преемствен-
ность и непрерывность образования выступает не только как форма, а и как способ их согласованности, взаи-
мосвязи и развития различных уровней подготовки специалистов устранения противоречий между ними, и
самое главное, как основной фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Создание подобных комплексов на базе ведущих бюджетных вузов региона позволяет сохранить концеп-
туальный подход, принятый Государственной Программой “Освiта. Украiна ХХ1 столiття”, использовать бога-
тый их научно-педагогический потенциал, материально-техническую базу, обеспечит качество подготовки спе-
циалистов на современном уровне, а главное - обеспечивает, пусть и платное, право каждого гражданина Укра-
ины на образование.
В.Г.Сидякин, Е.П.Кухта, В.И.Шостка
Проблемы преемственности и перспективы развития непрерывного образования при многоуровневой подготовке специалистов
|