Основные стилевые направления в искусстве крымских татар
Збережено в:
| Дата: | 1997 |
|---|---|
| Автор: | |
| Формат: | Стаття |
| Мова: | Russian |
| Опубліковано: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
1997
|
| Назва видання: | Культура народов Причерноморья |
| Теми: | |
| Онлайн доступ: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93878 |
| Теги: |
Додати тег
Немає тегів, Будьте першим, хто поставить тег для цього запису!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Цитувати: | Основные стилевые направления в искусстве крымских татар / Я.В.Ивашкевич // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 270-271. — рос. |
Репозитарії
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93878 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-938782025-02-09T16:06:06Z Основные стилевые направления в искусстве крымских татар Ивашкевич, Я.В. Материалы III научных чтений 1997 Article Основные стилевые направления в искусстве крымских татар / Я.В.Ивашкевич // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 270-271. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93878 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Материалы III научных чтений Материалы III научных чтений |
| spellingShingle |
Материалы III научных чтений Материалы III научных чтений Ивашкевич, Я.В. Основные стилевые направления в искусстве крымских татар Культура народов Причерноморья |
| format |
Article |
| author |
Ивашкевич, Я.В. |
| author_facet |
Ивашкевич, Я.В. |
| author_sort |
Ивашкевич, Я.В. |
| title |
Основные стилевые направления в искусстве крымских татар |
| title_short |
Основные стилевые направления в искусстве крымских татар |
| title_full |
Основные стилевые направления в искусстве крымских татар |
| title_fullStr |
Основные стилевые направления в искусстве крымских татар |
| title_full_unstemmed |
Основные стилевые направления в искусстве крымских татар |
| title_sort |
основные стилевые направления в искусстве крымских татар |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
1997 |
| topic_facet |
Материалы III научных чтений |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93878 |
| citation_txt |
Основные стилевые направления в искусстве крымских татар / Я.В.Ивашкевич // Культура народов Причерноморья. — 1997. — № 2. — С. 270-271. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT ivaškevičâv osnovnyestilevyenapravleniâviskusstvekrymskihtatar |
| first_indexed |
2025-11-27T21:12:33Z |
| last_indexed |
2025-11-27T21:12:33Z |
| _version_ |
1849979523396796416 |
| fulltext |
Ивашкевич Я.В.
ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ КРЫМСКИХ ТАТАР.
Одно из основных свойств татарского искусства в Крыму – его чрезвычайный эклек-
тизм. Стамбул, данником которого стало татарское ханство со времени Менгли-Гирей хана,
был главным источником этих разнообразных влияний. Однако, столь совершенные образцы
татарского творчества, как ханская мечеть в Евпатории или надгробные сооружения Бахчи-
сарая, объяснить одним влиянием Стамбула – значит, в корне миновать их сущность. Свя-
занный своими портами со всеми очагами мировой культуры, татарский художник мог вы-
бирать что угодно из художественного багажа прошлого.
Татары времен ханов переживали столь пышный расцвет своей национальной жизни,
что сумели все эти влияния изнутри и извне сплавить в один конгломерат стиля, который
отличался новыми мотивами, полными архитектурного и декоративного остроумия.
Отколовшись от Золотой Орды, крымские татары являются проводниками тюрк-
ско-монгольской культуры и в своем искусстве. Самое важное, очевидно, было принесено
именно оттуда, но трансформировалось в более нежные, изящные формы и образцы. Другое
начало, почти противоположное, мощное и монументальное, по всей вероятности, происхо-
дит из Мангупа – это готско-мангупское начало, аскетическое в употреблении украшений.
Это начало можно проследить в руинах Мангупского дворца, полуразрушенном тюрбе с
двориком в Бахчисарае.
К этим коренным началам, образующим ядро искусства крымских татар, необходимо
прибавить целый ряд более или менее значительных наслоений.
Прежде всего, нельзя не упомянуть о греческом влиянии, воздействующем не только
извне, сколько через архитектурные памятники. Ансамбли домов и лавок с портиками, под-
держиваемыми колоннами-столбами, подобно феодосийским старым торговым рядам, есть
результат влияния как антично греческого, так и вообще восточного. Зато чистота и ясность
линий некоторых орнаментов художественной промышленности, изящный силуэт татарских
глиняных сосудов.
Арабский и арабско-персидский стили оказали свое влияние в создании самой концеп-
ции мусульманского храма, в прекрасной вершине арки, с едва заметным устремлением к
подковообразности, как в верхнем ряду ложных арок Мавзолея Дилляры Бикеч.
К числу значительных влияний, пришедших из Стамбула, нужно упомянуть еще влия-
ние византийского стиля, совершеннейший образец которого представляет Айя-София.
Ханская мечеть в Евпатории, заброшенные мечети Эски-Сарая, надгробные мече-
ти-усыпальницы "тюрбе" на ханском кладбище в Бахчисарае - вот лучшие продукты этой
стилевой струи.
Но с другой стороны, руины византийской культуры в самом Крыму, множество копи-
телей, колонн, орнаментированных плит, разрушенных базилик Керчи, Херсона, Феодосии,
осложненные влиянием искусства армянских монастырей, находясь постоянно перед глазами
татарских художников, отслаивались в их творческом сознании, создавая новый тип татар-
ско-византийского убранства и орнамента.
Наиболее чуждыми духу татарской культуры оказались элементы итальянского ренес-
санса, механически занесенные в Крым также через Стамбул, в виде характерных орнамен-
тальных мотивов и стимуляций растительных элементов, высекаемые, большей частью, на
поверхности надгробных плит приезжими мастерами.
После Ренессанса следует влияние барокко, уже времени русского владычества, своеоб-
разного рококо времени Крым-Гирей хана и позднее новейшего арабско-персидского стиля.
Эти последние влияния оказались, главным образом, в некоторых деталях отделки Бахчиса-
райского дворца, богатых татарских и караимских домов.
Одной из особенностей искусства крымских татар, как и большинства восточных ис-
кусств, является склонность к отвлеченным абстрактным построениям. Татарский художник
не удовлетворяется стилизацией, абстрагированием нормальных форм, созданием отвле-
ченных и типовых сосуществований, он просто отказывается почти от всякого реального
материала.
Изобразительное искусство татар лишено всякой изобразительной тенденции. Вот по-
чему и нет в пластическом искусстве ханского Крыма ни живописи, ни скульптуры как са-
мостоятельных искусств. Рассматривая татарское творчество, можно говорить лишь о зодче-
стве, декоративном искусстве и художественной промышленности.
Татарское искусство не изображает ничего оно не изобразительно, – и вся сущность
его построена на живописных формах и пятнах, одухотворенных законами ритма.
В то время как западноевропейское искусство стремится к единству и общности впе-
чатление – татарский стиль проявляется всегда в многообразии и дробности отдельных эле-
ментов. Вспомним любой западноевропейский дворец, любой христианский храм, прежде
всего нас поражает в них закономерность композиции, соподчиненность деталей в выраже-
нии общего, подчеркивания основного и намеренное затушеванность второстепенного.
Взглянем на Бахчисарайский дворец. Глаз не может охватить единой общей идеи, не
может остановиться на одном главном предпочтительно перед другими.
Татарское искусство не нуждается в строгой системе, в законах равновесия и симмет-
рии, соподчиненности общему плану, – оно импульсивно, оно стремится по естественному
руслу, следуя его неровностям и изгибам, прибавляя один мотив к другому.
Так и зодчий Бахчисарайского дворца не делил целое на части, соподчиняя их друг
другу, он просто нанизывал одно частное за другим, как бы приставляя одно помещение к
другому, – и вся прелесть его создания в ритмичности его творческой души.
Проанализировав все стилевые направления в крымско-татарском искусстве, нужно от-
метить, что отличалось подлинным мастерством исполнения, изяществом стиля. Впитав как
губка все внешние влияния, татарский художник сумел выбрать свое направление в разно-
образном водовороте веяний, и оставил нам совершеннейшие образцы своих творений.
|