Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации
В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с функционированием современной бюджетной системы России. Проанализированы происшедшие в последние годы изменения и выявлены имеющиеся недостатки. Предложены перспективные направления по совершенствованию бюджетной системы. Сделан вывод, что осу...
Gespeichert in:
| Datum: | 2014 |
|---|---|
| Hauptverfasser: | , |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2014
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93930 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации / А.А. Гаврилюк, В.Е. Корчинский // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 278, Т. 1. — С. 183-185 — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-93930 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-939302025-02-09T14:16:30Z Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации Основні напрямки та пропозиції щодо вдосконалення бюджетної системи у Російської Федерації Main areas and improvements to the budget of the Russian Federation Гаврилюк, А.А. Корчинский, В.Е. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с функционированием современной бюджетной системы России. Проанализированы происшедшие в последние годы изменения и выявлены имеющиеся недостатки. Предложены перспективные направления по совершенствованию бюджетной системы. Сделан вывод, что осуществление этих предложений позволит перейти на новый высокоразвитый и отвечающий современным требованиям уровень развития и устройства бюджетной системы в нашей стране. У статті розглянуті актуальні проблеми, пов’язані з функціонуванням сучасної бюджетної системи Росії. Проаналізовано минулі в останні роки зміни та виявлені наявні недоліки. Запропоновані перспективні напрямки по удосконаленню бюджетної системи. Зроблено висновок що виконання цих пропозицій дозволить перейти на новий високо розвинутий і відповідний сучасним вимогам рівень розвитку та устрою бюджетної системи в нашій державі. The article deals with topical issues related to the functioning of modern Russia's budgetary system. Organization of fiscal relations in Russia in recent years has undergone significant changes (highlighted three levels of the budget system, change the principles of its construction, the first time carried out the reform of intergovernmental fiscal relations). However, the existing budgetary system has many flaws and problems: imperfect mechanisms of formation of the resource base of local budgets to finance their own and delegated powers, fiscal equalization methods. Need to be addressed issues related to the improvement of inter-budgetary relations and fiscal federalism. Continues to remain a significant oil and gas deficit. The budget system is highly dependent on the situation on world commodity markets. Suggests some directions for improving the budgetary system. The most effective tool for the implementation of socio-economic policy of the state should act fiscal policy. The formation and implementation of the budget should be based on government programs. It is necessary to implement a new stage in the development of intergovernmental relations. The basic starting point here must be the optimal distribution of revenue and spending powers of authority between the Federation and its subjects, as well as the establishment of a comprehensive regulatory framework for the financial evaluation of expenditure responsibilities and revenue base areas. Requires a focused solution structure of federal budget revenues due to the shift in emphasis on the reduction of the share of oil and gas revenues and the increase in tax revenues. It is concluded that the implementation of these proposals will help to move to a new and highly meets modern requirements and the level of development of the device of the budget system in our country. 2014 Article Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации / А.А. Гаврилюк, В.Е. Корчинский // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 278, Т. 1. — С. 183-185 — Бібліогр.: 6 назв. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93930 347.92 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| spellingShingle |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Гаврилюк, А.А. Корчинский, В.Е. Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации Культура народов Причерноморья |
| description |
В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с функционированием
современной бюджетной системы России. Проанализированы происшедшие в последние годы изменения
и выявлены имеющиеся недостатки. Предложены перспективные направления по совершенствованию
бюджетной системы. Сделан вывод, что осуществление этих предложений позволит перейти на новый
высокоразвитый и отвечающий современным требованиям уровень развития и устройства бюджетной
системы в нашей стране. |
| format |
Article |
| author |
Гаврилюк, А.А. Корчинский, В.Е. |
| author_facet |
Гаврилюк, А.А. Корчинский, В.Е. |
| author_sort |
Гаврилюк, А.А. |
| title |
Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации |
| title_short |
Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации |
| title_full |
Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации |
| title_fullStr |
Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации |
| title_full_unstemmed |
Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации |
| title_sort |
основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в российской федерации |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2014 |
| topic_facet |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/93930 |
| citation_txt |
Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации / А.А. Гаврилюк, В.Е. Корчинский // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 278, Т. 1. — С. 183-185 — Бібліогр.: 6 назв. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT gavrilûkaa osnovnyenapravleniâipredloženiâposoveršenstvovaniûbûdžetnojsistemyvrossijskojfederacii AT korčinskijve osnovnyenapravleniâipredloženiâposoveršenstvovaniûbûdžetnojsistemyvrossijskojfederacii AT gavrilûkaa osnovnínaprâmkitapropozicííŝodovdoskonalennâbûdžetnoísistemiurosíjsʹkoífederacíí AT korčinskijve osnovnínaprâmkitapropozicííŝodovdoskonalennâbûdžetnoísistemiurosíjsʹkoífederacíí AT gavrilûkaa mainareasandimprovementstothebudgetoftherussianfederation AT korčinskijve mainareasandimprovementstothebudgetoftherussianfederation |
| first_indexed |
2025-11-26T18:42:11Z |
| last_indexed |
2025-11-26T18:42:11Z |
| _version_ |
1849879470178041856 |
| fulltext |
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
183
Гаврилюк А.А., Корчинский В.Е. УДК 347.92
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с функционированием
современной бюджетной системы России. Проанализированы происшедшие в последние годы изменения
и выявлены имеющиеся недостатки. Предложены перспективные направления по совершенствованию
бюджетной системы. Сделан вывод, что осуществление этих предложений позволит перейти на новый
высокоразвитый и отвечающий современным требованиям уровень развития и устройства бюджетной
системы в нашей стране.
Ключевые слова: бюджетная система, бюджетные отношения, межбюджетные отношения,
бюджетное выравнивание, бюджетный федерализм, бюджетная политика, бюджет.
Анотація. У статті розглянуті актуальні проблеми, пов’язані з функціонуванням сучасної бюджетної
системи Росії. Проаналізовано минулі в останні роки зміни та виявлені наявні недоліки. Запропоновані
перспективні напрямки по удосконаленню бюджетної системи. Зроблено висновок що виконання цих
пропозицій дозволить перейти на новий високо розвинутий і відповідний сучасним вимогам рівень
розвитку та устрою бюджетної системи в нашій державі.
Ключові слова: бюджетна система, бюджетні відносення, міжбюджетні відносення, бюжетне
вирівнювання, бюджетний федералізм, бюджетна політика, бюджет.
Summary. The article deals with topical issues related to the functioning of modern Russia's budgetary system.
Organization of fiscal relations in Russia in recent years has undergone significant changes (highlighted three
levels of the budget system, change the principles of its construction, the first time carried out the reform of
intergovernmental fiscal relations). However, the existing budgetary system has many flaws and problems:
imperfect mechanisms of formation of the resource base of local budgets to finance their own and delegated
powers, fiscal equalization methods. Need to be addressed issues related to the improvement of inter-budgetary
relations and fiscal federalism. Continues to remain a significant oil and gas deficit. The budget system is highly
dependent on the situation on world commodity markets. Suggests some directions for improving the budgetary
system. The most effective tool for the implementation of socio-economic policy of the state should act fiscal
policy. The formation and implementation of the budget should be based on government programs. It is
necessary to implement a new stage in the development of intergovernmental relations. The basic starting point
here must be the optimal distribution of revenue and spending powers of authority between the Federation and
its subjects, as well as the establishment of a comprehensive regulatory framework for the financial evaluation of
expenditure responsibilities and revenue base areas. Requires a focused solution structure of federal budget
revenues due to the shift in emphasis on the reduction of the share of oil and gas revenues and the increase in
tax revenues. It is concluded that the implementation of these proposals will help to move to a new and highly
meets modern requirements and the level of development of the device of the budget system in our country.
Keywords: budgetary system, budgetary relations, intergovernmental relations, fiscal equalization, fiscal
federalism, fiscal policy, budget.
Введение. Главной финансовой базой деятельности всех органов государственной власти и органов
местного самоуправления в России, непосредственно в сфере социального и экономического развития
соответствующих территорий, является бюджетная система страны. Процесс формирования бюджетной
системы в России начинался с одновременным становлением демократии в государстве и стал одним из
главных факторов политического и экономического развития страны.
За последнее время организация бюджетных отношений в России подверглась существенным
изменениям: выделение трех уровней бюджетной системы; замена старых принципов ее построения
новыми; проведение первой системной реформы в плане отношений между бюджетами; продолжение
процесса по разграничению полномочий бюджетов между органами власти разных уровней. Все
вышеперечисленные изменения позволяют заключить, что уровень взаимоотношений между звеньями
бюджетной системы Российской Федерации уже переведен в другой качественный режим – более
рациональный режим функционирования.
Однако, до окончательного завершения становления современной бюджетной системы России еще
далеко. До сегодняшнего времени почти все элементы бюджетной системы подвергаются вполне
обоснованной критике: принципы построения, способы бюджетного выравнивания, нормативно-правовая
база, существующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного
уровня, структура и состав доходов территориальных бюджетов, и т.п. [1, с. 249]
Постановка задачи: цель данного исследования - проанализировать имеющиеся проблемы в
функционировании бюджетной системы и предложить направления по её совершенствованию.
Результаты исследования. В современное время сложились определенные проблемы, связанные с
функционированием бюджетной системы, которые можно разделить на две обширные группы. К первой
группе можно отнести проблемы, определяющиеся федеративным устройством страны: вопросы, связанные
совершенствованием межбюджетных отношений и системы бюджетного федерализма. Если обратить
внимание на эти недостатки, то можно постепенно стабилизировать российскую экономику, укрепить ее,
увеличить управляемость действующей рыночной системы и, впоследствии, произвести оптимизацию
структуры доходов и расходов всех бюджетов. [1, с. 256]
Ко второй группе проблем, которые вытекают из первой, можно отнести все финансовые. Такие
финансовые аспекты бюджетного устройства как сбалансированность бюджета, оптимизация расходов
бюджета, повышение уровня доходов бюджета, управление государственным долгом – прямо влияют на
Гаврилюк А.А., Корчинский В.Е.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
184
качество жизни граждан, социально-экономический уровень страны. При формировании федерального
бюджета учитываются прогнозные темпы инфляции, тем самым их нельзя превышать. Темпы роста
экономики должны быть выше темпов роста непроцентных расходов. Таким образом, возникает
необходимость в комплексном учете бюджетных последствий, осуществляемых структурных
преобразований в социальной сфере и экономике. Иначе бюджет будет являться фактором
макроэкономической нестабильности. Все вышеперечисленные показатели определяют эффективность
экономической политики, которая проводится государством. [2, с. 108]
По мнению отечественных и зарубежных экономистов, наиболее насущными проблемами, с которыми
сталкивается бюджетная система нашего государства, являются следующие.
Во-первых, продолжает сохраняться существенный нефтегазовый дефицит. В большой зависимости от
ситуации на мировых рынках сырья находится бюджетная система. В итоге, возможности для бюджетного
маневра, который осуществляется для увеличения расходов по направлениям, обуславливающим развитие
экономики страны, существенно ограничены. [1, с. 284]
Во-вторых, для стимулирования развития экономики структура расходов бюджета не оптимальна.
Очевидно, что средств, направляемых из бюджета на реализацию инфраструктурных проектов, которые
отвечают потребностям экономического развития, проектов в сфере науки и образования, то есть в сферы,
которые определяют облик экономики России, недостаточно.
В-третьих, в большинстве случаев осуществляемые бюджетные расходы отличаются своей низкой
эффективностью, социально-экономический эффект и результат, который получается в итоге является
несоразмерным объему средств, которые были израсходованы на те или иные цели.
В-четвертых, межбюджетные отношения недостаточно ориентированы на обеспечение стимулирования
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к
созданию условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности, которые, вполне объективно,
являются неотъемлемой частью увеличения местных доходов и доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации. [2, с. 172]
Острота насущных проблем, масштабность и сложность задач политики в социально-экономической
сфере говорят о необходимости существенного повышения уровня долгосрочного управления финансами
общества и экономикой, а также разработкой основных предложений по совершенствованию бюджетной
системы России. При реализации бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу, а также
для выполнения поставленных задач, необходимо основываться на следующих основных направлениях и
предложениях по усовершенствованию бюджетной системы страны.
В качестве наиболее эффективного инструмента реализации социально-экономической политики
государства должна выступать бюджетная политика. Механизмы социально-экономической политики
должны иметь точно просчитанное, надежное бюджетное обеспечение. Совершенно недопустимо, когда
отдельно подводятся итоги реализации мер государственной социально-экономической политики и
отдельно – итоги исполнения бюджета. [3, с. 43]
Формирование и исполнение бюджета должно проходить на основе государственных программ, что
поспособствует достижению целей социально-экономической политики и обеспечению контроля общества
над этим процессом. Переход к так называемому «программному бюджету» в полном объеме должно
осуществить, начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. [4]
Также является необходимым повышение качества государственных и муниципальных услуг,
предоставляемых населению. В первую очередь, нужно обратить внимание на особо важные сферы для
общества – это здравоохранение, образование, культура. Условия жизни населения, прежде всего, зависят
от успешных действий в данных сферах. Эффективность осуществления бюджетных расходов в
вышеупомянутых сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного
климата, так как эти расходы приравниваются к инвестициям в человеческий капитал. [5]
Требуется уделить особое внимание обеспечению бюджетной устойчивости и макроэкономической
стабильности. Такие факторы нестабильности, как бюджетный дефицит и высокая инфляция, должны быть
целью инструментов бюджетной политики, направленных на противодействие им. Улучшение
инвестиционного и предпринимательского климата без этого будет невозможно.
Налоговая система страны должна быть ориентирована на повышение качества инвестиционного
климата, совершенствование структуры экономики и рост ее конкурентоспособности, особенно на рынках
высокотехнологичной, наукоемкой продукции, а также подъем предпринимательской активности. [6]
Анализ показывает, что в большинстве случаев финансовые возможности территориальных бюджетов
недостаточны не только для решения крупных проектов социально-экономического характера, но и для
выполнения текущих задач, возлагаемых на них бюджетным законодательством.
За счет местных налоговых и неналоговых источников, получаемых в режиме собственных доходов,
расходы местных бюджетов обеспечиваются в среднем на 16-20% от всего объема доходов местных
бюджетов. Остальные потребности региональные и местные бюджеты обеспечивают за счет регулирующих
источников и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, что свидетельствует об излишней
централизации доходов бюджетной системы на её вышестоящих уровнях. В большинстве других стран
доля собственных доходов местных бюджетов составляет от 25% (Греция, Англия) до 60% (Исландия,
Франция). С целью решения указанной проблемы в научной финансово-экономической литературе
предлагаются два различных подхода.
Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
185
Согласно первому, наиболее оптимальным способом увеличения доли местных бюджетов в объеме
консолидированного бюджета Российской Федерации должен быть рост доли местных налогов, которые
должны на прямую поступать в местные бюджеты. Согласно второму подходу решение проблемы
дефицита региональных и местных бюджетов стоит искать в создании четкой системы гарантирования
сбалансированности субнациональных бюджетов за счет совокупных доходов всей бюджетной системы,
поэтому необходимо дальнейшее углубление её интеграции.
Представляется, что одной из нерешенных проблем действующего национального законодательства
является отсутствие установленных законом норм закрепления за региональными и местными бюджетами
доли собственных доходов. Полагаем возможным принятие в Бюджетном кодексе РФ отдельной статьи,
которая установила бы нижний предел доли собственных доходов региональных и местных бюджетов. Для
этого необходимо будет увеличить долю налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты за
счет увеличения количества региональных и местных налогов, платежи по которым поступают в
региональные и местные бюджеты, а также увеличить долю отчислений на постоянной основе от
федеральных налогов в пользу субъектов РФ и муниципальных образований.
Следует реализовать новый этап развития межбюджетных отношений. Основным исходным
документом в системе бюджетных отношений должно быть оптимальное разграничение доходных и
расходных полномочий, предметов ведения между Федерацией и её субъектами, а также создание
комплексной нормативной основы для финансовой оценки расходных полномочий и доходной базы
территорий.
В современных условиях также необходимы коренные изменения трансфертной политики,
направленной на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их
собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как региональной,
так и Федерального бюджета ускорения социально-экономических реформ [5].
Требует целенаправленного решения структура доходов Федерального бюджета за счет смещения
акцентов на увеличение доли налоговых поступлений и уменьшение доли нефтегазовых доходов.
Выводы. Осуществление предложенных направлений позволит перейти на новый высокоразвитый и
отвечающий современным требованиям уровень развития и устройства бюджетной системы в нашей
стране. При этом, данный переход совершенно не будет уступать системам других развитых стран,
обеспечивая одновременно эффективную экономическую политику и достойное положение в социальной
сфере.
Источники и литература:
1. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации : учебное пособие / А. З. Селезнев. – М. :
Магистр, 2011. – 383 с.
2. Поляк Г. Б. Бюджетная система России : Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – М. : ЮНИТИ –
ДАНА, 2008. – 203 с.
3. Нестеренко Т. Г. Этапы бюджетной реформы // Финансы. – 2009.−№2. – 71 с.
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов» от
02.12.2013 г. № 349-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/12/06/budjet-
dok.html – (Дата обращения 10.03.2015).
5. Официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим
доступа : http://www.budgetrf.ru − (Дата обращения 10.03.2015).
6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим
доступа : http://www.minfin.ru – (Дата обращения 11.03.2015).
Авдеева К.В. УДК 65.014
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ В СЕРВИСНОЙ
ЛОГИСТИКЕ
Аннотация. Конкурентные преимущества сферы услуг требуют постоянного и тщательного
мониторинга системы сервисного сопровождения, для успешного и качественного развития сферы
услуг необходима оптимизация трансакционных издержек сервисной логистики. Предлагаемая схема
сокращения трансакционных издержек за счет внедрения логистической концепции отражает
издержки сбора и обработки информации, юридической защиты и контроля и позволяет выделить
необходимые компоненты для оптимизации работы инновационного предприятия сервиса.
Ключевые слова: сервис, сервисная логистика, трансакционные издержки
Анотація. Конкурентні переваги сфери послуг вимагають постійного та ретельного моніторингу
системи сервісного супроводу, оптимізацію трансакційних витрат сервісної логістики. Запропонована
схема скорочення трансакційних витрат за рахунок впровадження логістичної концепції відображає
витрати збору і обробки інформації, юридичного захисту та контролю і дозволяє виділити необхідні
компоненти для оптимізації роботи інноваційного підприємства сервісу.
Ключові слова: сервіс, сервісна логістика, трансакційні витрати.
Summary. Logistics service is the management of human and associated flow directed to the full satisfaction of
human needs and optimization of transaction costs. In service there is the greatest conjugation between
consumers and service performers, an important place is given to transaction costs. Competitive advantages of
the service sector are not the same magnitude, therefore, requires constant and careful monitoring of service
|