Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии
Учебный процесс в вузе, как и любая другая практическая деятельность, целенаправлен. Получение студентами знаний – не самоцель этого процесса. Знания нужны для того, чтобы, пользуясь ими, умело решать поставленные жизнью задачи. Эффективность обучения будущих специалистов (следователей) во многом оп...
Gespeichert in:
| Datum: | 2000 |
|---|---|
| 1. Verfasser: | |
| Format: | Artikel |
| Sprache: | Russian |
| Veröffentlicht: |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України
2000
|
| Schriftenreihe: | Культура народов Причерноморья |
| Schlagworte: | |
| Online Zugang: | https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/94605 |
| Tags: |
Tag hinzufügen
Keine Tags, Fügen Sie den ersten Tag hinzu!
|
| Назва журналу: | Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| Zitieren: | Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии / И.А. Волошин // Культура народов Причерноморья. — 2000. — № 12. — С. 22-23. — рос. |
Institution
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine| id |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-94605 |
|---|---|
| record_format |
dspace |
| spelling |
nasplib_isofts_kiev_ua-123456789-946052025-02-23T20:11:59Z Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии Волошин, И.А. Материалы конференции Учебный процесс в вузе, как и любая другая практическая деятельность, целенаправлен. Получение студентами знаний – не самоцель этого процесса. Знания нужны для того, чтобы, пользуясь ими, умело решать поставленные жизнью задачи. Эффективность обучения будущих специалистов (следователей) во многом определяется тем, насколько обучение приближено к реальным условиям их дальнейшей работы на практике, активностью студентов при проведении практических и семинарских занятий, которые призваны привить им навыки практического использования полученных знаний, а также тем, насколько высок «коэффициент полезного действия» таких занятий. Эти положения общего характера особенно важны при подготовке студентов юридических вузов по курсу криминалистики и юридической (судебной) психологии, а также спецкурсов, предусмотренных в плане прокурорско-следственной специализации. 2000 Article Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии / И.А. Волошин // Культура народов Причерноморья. — 2000. — № 12. — С. 22-23. — рос. 1562-0808 https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/94605 ru Культура народов Причерноморья application/pdf Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| institution |
Digital Library of Periodicals of National Academy of Sciences of Ukraine |
| collection |
DSpace DC |
| language |
Russian |
| topic |
Материалы конференции Материалы конференции |
| spellingShingle |
Материалы конференции Материалы конференции Волошин, И.А. Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии Культура народов Причерноморья |
| description |
Учебный процесс в вузе, как и любая другая практическая деятельность, целенаправлен. Получение студентами знаний – не самоцель этого процесса. Знания нужны для того, чтобы, пользуясь ими, умело решать поставленные жизнью задачи. Эффективность обучения будущих специалистов (следователей) во многом определяется тем, насколько обучение приближено к реальным условиям их дальнейшей работы на практике, активностью студентов при проведении практических и семинарских занятий, которые призваны привить им навыки практического использования полученных знаний, а также тем, насколько высок «коэффициент полезного действия» таких занятий. Эти положения общего характера особенно важны при подготовке студентов юридических вузов по курсу криминалистики и юридической (судебной) психологии, а также спецкурсов, предусмотренных в плане прокурорско-следственной специализации. |
| format |
Article |
| author |
Волошин, И.А. |
| author_facet |
Волошин, И.А. |
| author_sort |
Волошин, И.А. |
| title |
Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии |
| title_short |
Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии |
| title_full |
Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии |
| title_fullStr |
Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии |
| title_full_unstemmed |
Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии |
| title_sort |
особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии |
| publisher |
Кримський науковий центр НАН України і МОН України |
| publishDate |
2000 |
| topic_facet |
Материалы конференции |
| url |
https://nasplib.isofts.kiev.ua/handle/123456789/94605 |
| citation_txt |
Особенности педагогических методов в преподавании криминалистики и юридической психологии / И.А. Волошин // Культура народов Причерноморья. — 2000. — № 12. — С. 22-23. — рос. |
| series |
Культура народов Причерноморья |
| work_keys_str_mv |
AT vološinia osobennostipedagogičeskihmetodovvprepodavaniikriminalistikiiûridičeskojpsihologii |
| first_indexed |
2025-11-25T01:04:47Z |
| last_indexed |
2025-11-25T01:04:47Z |
| _version_ |
1849722339705487360 |
| fulltext |
Волошин И.А.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ КРИМИНАЛИСТИКИ
И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебный процесс в вузе, как и любая другая практическая деятельность, целенаправлен. Получение студентами
знаний – не самоцель этого процесса. Знания нужны для того, чтобы, пользуясь ими, умело решать поставленные
жизнью задачи. Эффективность обучения будущих специалистов (следователей) во многом определяется тем, насколько
обучение приближено к реальным условиям их дальнейшей работы на практике, активностью студентов при проведении
практических и семинарских занятий, которые призваны привить им навыки практического использования полученных
знаний, а также тем, насколько высок «коэффициент полезного действия» таких занятий. Эти положения общего
характера особенно важны при подготовке студентов юридических вузов по курсу криминалистики и юридической
(судебной) психологии, а также спецкурсов, предусмотренных в плане прокурорско-следственной специализации.
Учитывая, что юридическая психология и криминалистика во многих своих разделах теснейшим образом
взаимосвязаны, мы стремимся при проведении занятий по целому ряду тем не только максимально сблизить
соответствующие занятия по криминалистике и юридической психологии, как это уже рекомендовали отдельные
авторы, а слить их в одно занятие, охватывающее весь комплекс тематически связанных вопросов в их диалектическом
единстве. Именно так мы проводим занятия по темам, связанным с осмотром места происшествия, по тактике и
психологии других следственных действий. Активность студентов повышается. Материал они усваивают значительно
глубже, получают навыки, которые непосредственно могут использовать в своей будущей практической работе. Кроме
того, мы сводим к нулю дублирование вопросов в разных курсах, что дает немалый выигрыш времени. Деканат
факультета с пониманием относится к нашей инициативе и в необходимых случаях оперативно вносит изменения в
расписание занятий.
Обучение в вузе мы рассматриваем как звено в непрерывной цепи обучения: средняя школа, высшая школа,
специализация, усовершенствование. Педагогика каждого из этих этапов имеет свою специфику. Различия касаются и
задач, которые приходится решать школьнику, студенту, следователю. На вузовском этапе педагогам следует учитывать
характер предыдущего и последующего этапов этого процесса. За годы обучения в школе учащиеся привыкают к тому,
что всякая задача разрешима, то есть в условии задачи содержится вся необходимая для ее решения информация. Такая
установка к окончанию средней школы оказывается очень прочной. В задачах, которые ставит перед следователем
практика расследования преступлений, почти никогда не бывает так, что в «условии задачи» достаточно данных для ее
решения. Следователь должен активно и целенаправленно добыть те сведения, которые ему нужны для объективного,
полного и всестороннего расследования. В школьной традиции решения задач сначала идут условия, потом вопрос
(проблема), потом решение. В работе следователя чаще всего сначала возникает вопрос (проблема), потом поиск
необходимых для решения данных, затем само решение. Мы учитываем это обстоятельство. Задачи, которые мы
предлагаем решить студентам, содержат исходные данные, недостаточные для их решения (активный поиск сведений,
необходимых для решения задачи, в каждом случае предполагает диалог, в котором студент задает вопросы и получает
на них ответы). За годы обучения в средней школе у молодых людей создается твердая психологическая установка,
согласно которой все, что дано в условии задачи, безусловно, необходимо для ее решения. Совершенно в иных условиях
оказывается специалист, окончивший высшее учебное заведение. Следователь повседневно сталкивается с задачами,
изобилующими «лишними», не существенными для дела данными. К таким условиям работы будущих следователей
необходимо готовить заранее, в стенах высшей школы. Мы взяли за правило включать в условия задач избыточные или
ненужные для решения исходные данные.
Есть еще один школьный стереотип. Выпускник средней школы, как правило, убежден в том, что любая
предлагаемая ему задача имеет только одно правильное решение, а любые другие решения неправильны. Современная
школьная педагогика исключает решение по схеме: ответ скорее всего такой-то, но нельзя исключать и такой-то ответ.
Следователю нередко приходится принимать решения, когда абсолютной уверенности в правильности тех или иных
выводов нет, а есть альтернативы, достоверность которых вероятна. Приняв решение в условиях вероятности и действуя
в соответствии с ним, следователь должен уточнять фактические данные и, если надо, вносить коррективы в план своих
действий. Таким образом, будущие следователи в процессе обучения в высшей школе должны осваивать и задачи,
допускающие лишь вероятные решения. Этому аспекту обучения также надо уделять должное внимание.
Повышению эффективности обучения на практических занятиях по криминалистике и юридической психологии
способствуют активные педагогические методы, в частности, широкое использование опыта деловых игр и
ситуационного анализа. При этом мы используем подлинные архивные уголовные дела, реже – копии уголовных дел и
специально созданные учебные уголовные дела. Этой же цели служат технические средства обучения: учебное
телевидение, дневное кино, диапозитивы, а также натуральное макетирование обстановки места происшествия,
использование подлинных вещественных доказательств и т.п.
|